ЭЗОТЕРИКА, АСТРАЛ, МАГИЯ, ЙОГА, НИРВАНА, ТРЕТИЙ ГЛАЗ, МЕРКАБА, ЧАКРЫ, КАРМА
ПСИХОЛОГИЯ. Неудивительно, что изучение беременности, родов и новорожденных младенцев свелось к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Почти исключительно таковыми они в конце концов и стали рассматриваться. Несмотря на высказываемые иногда положительные идеи, из-за отсутствия соответствующих научных данных и общих позиций не могла внести своих корректив и психология. “…Изучение детской души завоевывало место в общей психологии с еще большим трудом, чем эволюционная идея в биологии”. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Эта идея, как и другие мои предложения, о которых я писал в этой книге, не столь трудны для воплощения на практике. Но если мы хотим, чтобы психиатрия стала более эффективной и отвечающей нуждам родителей и детей, в лечении эмоциональных расстройств тех и других должны быть использованы открытия, сделанные в таких науках, как психология и эмбриология, результатом чего стали бы фундаментальные и, возможно, болезненные для многих специалистов изменения в психиатрии. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Но и это еще не все. Когда новоявленную мать охватывает приятное возбуждение и сильная радость, с ней происходят поразительные перемены, которые легко диагностируются при первом же взгляде на нее. Все это сродни мистике. Рождение ребенка - это не только самое совершенное физиологическое, но и духовное достижение. Женщины, пережившие подобное, писали мне: «Это то, чего не должна лишаться ни одна женщина»; «Миг, который нельзя описать словами»... Думаю, можно не продолжать, ведь чувства и мысли женщин, впервые видящих своих новорожденных детей, в принципе очень похожи, какими бы словами они ни выражались. Конечно, накладывают свой отпечаток волнение, эмоциональность или сентиментальность. И все же, почему все повторяется, почему появляются однообразные явления в столь изменчивой и непредсказуемой области, как женская психология? Молодые матери, у которых не было ни малейшей претензии на набожность, рассказывали мне, что при рождении ребенка чувствовали близость к Богу, присутствие каких-то сверхъестественных сил. Они ощущали, что сочувствие к ним нисходит прямо с небес, трудно было поверить в реальность происходящего. С благоговением говорили они о рождении ребенка, как о свершившемся чуде. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Ещё не так давно история, подобная этой или рассказанной Борисом Броттом, могла бы быть опубликована лишь в разделе курьёзных случаев в медицинской газете. Но сейчас подобные случаи наконец-то стали предметом серьёзных научных исследований, и это благодаря развитию интереснейшей новой дисциплины, название которой – пренатальная психология. Исследования в этой области ведутся в основном в Европе, специалисты приходят в неё, как правило, из акушерства, психиатрии, и клинической психологии. Эту дисциплину можно назвать исключительной не только из-за существа предмета исследований, но и в результате возможности широчайшего применения их результатов на практике. В действительности, в течение всего десяти лет, прошедших со времени возникновения пренатальной психологии, мы узнали достаточно о мозге и эмоциях неродившегося ещё ребёнка, чтобы спасти тысячи детей от пожизненных эмоциональных расстройств, ведущих к возникновению болезней. далее »
Я говорю “мы”, потому что меня привело в пренатальную психологию данное себе самому обещание научиться предотвращать такие трагедии. В течение многих лет практической работы и преподавания перед моими глазами прошли сотни людей, перенёсших тяжелейшие травмы в период внутриутробного развития, пациенты, несчастья которых могут быть объяснены только в связи с тем, что они перенесли in utero или во время рождения. И мой опыт в этом отношении не уникален; многие из моих коллег имели дело со случаями такого рода. Мне кажется, что пренатальная психология наконец предлагает нам прежде всего способ предотвращения многих подобных трагедий. Кроме того, мы получили практическую возможность дать больше шансов вступить в эту жизнь свободными от умственных и эмоциональных расстройств, которыми страдали дети до сих пор, целому поколению людей. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Развитие тела и психики новорожденных определяется их окружением. Мышцы развиваются только благодаря движению, а следовательно, движения ребёнка не должны полностью зависеть от взрослых, которые переносят, переворачивают их. В противном случае дети очень скоро обучаются эксплуатации родителей. Они плачут, надувают губки, обвораживают взрослых, чтобы те сделали всё, что им хочется. Управление другими людьми постепенно становится самоцелью, предметом постоянных поисков. Восприятие собственного благополучия, как чего-то получаемого посредством управления взрослыми, вырабатывается у ребёнка в очень раннем возрасте, когда этот маленький человечек вынужден зависеть от других людей, которые обеспечивают все его жизненные потребности, в том числе и двигательную потребность. Так формируется психологическая основа социальной системы эксплуатации, в которой более высокой положение занимает тот, кто может кого-либо нанять или купить что-либо для выполнения своих задач. Эта психология укрепилась в нас так прочно, что многие не верят, будто бы её можно изменить. В ожидании, когда его накормят, завернут, поднимут, перевернут, ребёнок беспомощно лежит, не в состоянии даже повернуться. В этот период развития всё более увеличивается разница между физическим и умственным созреванием ребёнка. Развитие его ума происходит отдельно от развития тела. Разделение этих процессов лежит в основе большинства психологических проблем дальнейшей жизни. Оно становится причиной таких проявлений чувств, как разного рода агрессия (по отношению к другим, также как и к себе), депрессии, чувства вины, сомнения в себе и вообще безрадостность жизни. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Современная психология отвергает идею действительного внетелесного опыта (при котором душа временно покидает физическое тело). Тем не менее, идея очень стара. У тибетцев имеется целая система йоги (йога сна), основанная на астральных путешествиях. И тут у нас имеется важное предположение - вы вовлечены во внетелесный опыт (хотя бы на чуть-чуть) всегда, когда спите. То, что отделяет вас от полного внетелесного опыта - это туманное сознание во время него и слабые воспоминания по окончании его. Многие люди полностью забывают большинство своих снов. Изучение путешествий в астрале требует некоторой ясности ума и бдительности. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Индусская психология разделила умственную деятельность на 5 различных состояний. Первое - ктинта, что значит разбросанное состояние, т. е. постоянно-активное. В этом состоянии ум бросается, как бешеный слон, в первом направлении, какое ему представится. Он блуждает туда и сюда без всякой цели и его нельзя подчинить контролю. Люди, находящиеся в таком состоянии, даже не пытаются остановить эту беспокойную деятельность. Им кажется, что это нормальное состояние, и что всякое другое состояние было бы ненормально или болезненно. Они боятся, что если они остановят свой ум, то у них явится индифферентность к окружающему, или что они потеряют свою индивидуальность, и они всегда спорят с другими людьми, которые советуют сократить страшную быстроту, с какой движется машина их ума, и предлагают им отдохнуть. Они думают, что покой означает сон или смерть. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Религиозные Учителя всех Веков придавали большое значение чистоте мысли, считая ее необходимой подготовкой к чистоте действий. Восточная психология ясно доказывает, что Астральное тело человека содержит в себе семена удачи и неудачи и что развитие и внесение с собой на физический план того или другого зависит от степени духовного развития. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Именно эту безысходность в понимании природы феномена, многие исследователи и связывают сегодня с системным кризисом, наблюдаемым в уфологии. Заметим, к слову, что подобный системный кризис испытывают и другие паранауки, такие, как парапсихология, аномалистика и фантомология, близко примыкающие к уфологии по глубинной сущности рассматриваемых феноменов… далее »
ПСИХОЛОГИЯ. В исследованиях этого направления материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла (в отличие от других периодов жизни) и т.п. Такие исследования проводятся в рамках различных психологических подходов (психоанализ, гуманистическая психология, другие личностные подходы, психиатрия, психофизиология, этология, кросскультурные исследования, сравнительная психология и т.д.) с использованием различных методов (опросники, интервью, беседа, психофизиологические и проективные методы, наблюдение и т.д.). Одной из наиболее важных фаз считается беременность, которая рассматривается как критический период жизни женщины, стадия полоролевой идентификации, особая ситуация для адаптации. В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внугриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности. В работах, посвященных этой проблеме, беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и ее взаимоотношения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вживание в роль «матери». Для многих женщин исход беременности и родов может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения, для других, наоборот, это может быть патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины ранних материнско-детских отношений. Особенно стрессовой является первая беременность, так как она означает окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с запросами беспомощного и зависимого существа. Ее можно считать критической точкой в развитии женской идентичности. Исследователи разных направлений в основном выделяют три этапа в развитии беременности. Первый относится к началу беременности, второй обычно совпадает с началом шевелений, третий является заключительной фазой подготовки к родам и захватывает ближайший послеродовой период. В рамках трансперсонального подхода рассматривается актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, в первую очередь — эмоциональной конфронтации, проблемы идентификации с ключевой личностью, перенос на ребенка функций объекта влечения, объекта привязанности и т.п., выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного – бессознательного принятия – отвержения. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Но в нашем современном значении слово вера противоположно слову знание. Мы никогда не скажем «я верю в существование соседнего дома» или «я верю, что рядом со мной за столом сидит Ваня». Мы знаем, что рядом с нашим домом есть и соседний и что имя моего соседа по столу в классе — Иван. Мы можем познавать законы природы и общества, мы не сомневаемся, что даже неизвестное сегодня будет понято в будущем. Но мы не всегда задумываемся — в чем источник нашей убежденности в познаваемости мира. А причина познаваемости мира в том, что мы — его часть. Равное себе и низшее себя познать всегда возможно. И человек и камень состоят из материи. Но камень — это материя не сознающая себя, а человек — сознающая. Камень познать себя не может, а человек может познать и себя и камень. Человек изучает и живую и неживую природу, и самого себя. Этим занимаются естественные и социальные науки, психология, философия. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Многие исследователи сознания отмечали прежде всего, что разум может наблюдать только его обладатель. Внешний наблюдатель просто не знает, что находится там, в сознании другого человека («чужая душа — потемки»). Тем не менее трансперсональная психология, рассматривающая человеческий опыт, лежащий по ту сторону механистической модели описания сознания и мира, показывает не только то, что переживания, подобные переживаниям Сары, вполне могут испытываться человеком. Трансперсональная психология утверждает, что такой опыт реален. Более того, она представляет весомые доказательства того, что сознание человека выходит за физические рамки. Один из ведущих ученых в этой области и один из ее наиболее активных проповедников — Станислав Гроф, доктор медицины, автор книги под названием «Голотропный ум: три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь». Он утверждает: «Мы — не просто стоящие на высокой ступени эволюции животные с биокомпьютерами в черепах: мы — еще и поля сознания без границ, и эти поля проникают сквозь время, пространство, вещество, они игнорируют причинно-следственную связь...» Далее он заявляет, что «...мир, который мы создаем из нашей личной мифологии и из информации, поступающей от органов чувств, то, что мы зовем своим внутренним миром, — это всего лишь пасынок этого безграничного сознания». далее »
ПСИХОЛОГИЯ. 1. Когнитивная психология. В этом направлении изучается становление связей ребенка с внешним миром. Выделяются возрастные особенности и механизмы развития, их физиологическое обеспечение. Роль матери рассматривается в двух аспектах: как предоставление необходимой для развития ребенка стимуляции и как обеспечение физического и психического комфорта, что также необходимо для нормального развития. При этом акцент делается на первое, а второе рассматривается как условие, но не входит в предмет исследования. далее »
3.Развитие личности (психоанализ, микропсихоанализ, гуманистическая психология, психотерапевтически ориентированные направления). Здесь выделяются структура личности и этапы ее развития. Роль матери признается решающей, особенно в становлении базовых, ядерных структур личности в раннем онтогенезе. Функции матери состоят в своевременном и качественном удовлетворении потребностей ребенка, в предоставлении любви и поддержки. Эти ее функции рассматриваются как врожденные, обеспеченные «материнским инстинктом». Неудовлетворительное обеспечение матерью своих функций связывается с деструктивным влиянием на реализацию материнского инстинкта внутренних, личностных конфликтов матери. далее »
Все указанные направления интерпретируют феномены психического развития ребенка в аспекте своего предмета исследования и с позиций своих теоретических подходов. Однако функции матери присутствуют в любом случае. С точки зрения характеристики этих функций рассмотрим кратко особенности онтогенеза, которые изучаются в каждом из отмеченных направлений в отдельные возрастные периоды. Необходимо отметить, что традиционно детская психология начинала свой анализ с момента рождения. В современных учебниках, особенно отечественных, пренатальный период либо вообще отсутствует, либо есть указание на то, что до рождения происходят физиологическая подготовка ребенка к существованию во внеутробной среде, созревание некоторых рефлексов и т.п. Последние десятилетия знаменуются активным изучением внутриутробного развития как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Влияние же состояния матери и ее поведения в беременности на развитие ребенка известно издревле, а в практической психологии является объектом работы психолога уже несколько десятилетий. Поэтому относительно характеристики материнских функций рассмотрение развития ребенка необходимо начинать с пренатального этапа индивидуального развития, который вообще не представлен в классических психологических периодизациях детского развития. С современных позиций (в плане развития ребенка, материнских функций и направленности научных исследований) в рабочем порядке целесообразно выделить следующие периоды развития ребенка: пренатальный (от возникновения чувствительности, которая позволяет говорить о наличии у ребенка субъективного переживания в самой элементарной форме до готовности к рождению); период, объединяющий перинатальный, катальный и ту часть неонатального, которая характеризуется как критическая для возникновения тесной материнско-детской связи (bonding — первые двое суток после рождения); период новорожденное (до появления комплекса оживления); первое полугодие младенчества; второе полугодие младенчества; второй и третий год жизни. Такая периодизация, как будет ясно ниже, связана именно с содержанием материнских функций. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Общее мнение всех психологов, имеющих отношение к изучению материнства, заключается в том, что, несмотря на исключительную важность его исследования для разработки проблем психологии личности (развитие ребенка и психология родителей, в первую очередь — матери), социальной психологии (психология семьи и общества), культурологии (культурные модели материнства и детства), оно не обеспечено адекватным теоретическим подходом и методом исследования. далее »
Еще одной областью психологии, где также применяется и разрабатывается сравнительно-психологический метод, является возрастная и более конкретно — детская психология. В культурно-историческом подходе сравнительный метод использовался для анализа целостного развития в онтогенезе на основе выделения общих закономерностей (критерии возраста, логика развития психики в каждом возрасте, понятие ведущей функции, смены функций, изменения закономерностей их развития, центральных новообразований возраста, ситуации развития и т.п. в трудах Л.С Выготского, развитых А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и Д.Б. Элькокиным). далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Таким образом, регламентация выбора целей и средств их достижения в условиях сообщества начинается уже у высших животных. Она регулируется существующими в группе правилами поведения, которые осваиваются детенышами в онтогенезе. Можно сказать, что уже на этом уровне субъект с рождения попадает в среду, где уже существуют предлагаемые ему правила постановки целей и выбора средств их достижения. В человеческом обществе существует целая система правил и норм, касающихся буквально всех сторон жизнедеятельности. Помимо самих целей и средств их достижения, существуют представления о том, как субъект должен переживать соответствие или несоответствие своего поведения культурным нормам. Иерархия целей и даже самих потребностей тоже регламентируется культурной моделью и получила название ценностей. В каждой культуре существует своя модель этих ценностей и того, какую индивидуальную структуру ценностно-смысловых ориентации должен иметь субъект. Все это в той или иной степени обусловлено условиями и задачами развития общества. Ребенок об этих условиях ничего не знает, а система воспитания устроена так, что способствует более или менее успешному формированию у него ценностно-смысловых ориентации, соответствующих данной культурной модели. Способы освоения ребенком этих содержаний рассматриваются в разных психологических подходах по-разному — от «насилия» общества над естественным процессом развития у ребенка способов удовлетворения его потребностей (в психоанализе и его вариантах) до развивающей функции взрослого, во взаимодействии с которым ребенок творчески выстраивает содержание своих ценностно-смысловых ориентации (Отечественная психология личности). далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Но ведь эта проблема «обусловленности» (и естественно возникающий вывод из нее, на который недостаточно обращали внимание на Западе, — «разобусловленность») конституирует центральное место индийской мысли. Начиная со времени упанишад, Индия была поглощена выяснением сущности этой обусловленности. (Поэтому и возникла не лишенная смысла идея о том, что вся индийская философия — это, по сути, «экзистенциализм».) Западному миру еще предстоит внимательно изучить следующее: 1) что именно Индия считает многообразием «условий» бытия человека; 2) каким образом она подходит к вопросу о временности и историчности человека; 3) какой выход может быть найден из того состояния тревоги и отчаяния, которое с неизбежностью следует за осознанием временности — матрицы всякой обусловленности. Со строгостью, не известной нигде в мире, Индия обратилась к анализу различных измерений человеческой жизни. Понятно, это делалось не для того, чтобы прийти к точному, непротиворечивому знанию о человеке как таковому (как поступала, например, Европа девятнадцатого столетия, когда она полагала, что о человеке следует судить исходя из наследственных или социальных факторов), но с целью узнать, насколько далеко простираются границы обусловленности и существует ли что-нибудь за этими границами. Еще задолго до глубинной психологии индийские аскеты и святые стремились проникнуть в темные сферы бессознательного. Они обнаружили, что физиологические, социальные, культурные, религиозные факторы жизни человека сравнительно легко поддаются контролированию и, следовательно, овладению; однако этого нельзя сказать о деятельности бессознательного, которая создает наибольшие помехи в аскетической и созерцательной практике через свои санскары и васаны (букв. «пропитывание», «наследство», «скрытые силы») — они, собственно, и формируют то, что глубинная психология называет содержаниями и сущностью бессознательного. Ценно, впрочем, не столько прагматическое предвосхищение некоторых современных психологических техник, сколько использование знания о бессознательном для «разобусловливания» человека. Поэтому в Индии познание причин, влияющих на человеческую жизнь, не может являться самодостаточной целью; если исследуют содержания бессознательного, то лишь для того, чтобы «сжечь» их. Мы увидим, какие методы применяет йога с целью достижения своих поражающих воображение результатов. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Вспомним, что три последних «ступени йоги» представляют из себя столь близко взаимосвязанные йогические переживания и «состояния», что они носят одно имя — санъяма(букв. «совместное движение», «повозка»). Реализовать санъяму на некоем «уровне», бхуми, значит осуществить на нем в одно и то же время концентрацию, медитацию и сосредоточение. «Уровень», или «план», может, например, быть уровнем инертной материи (земли и т. д.) или подвижной материи (огонь и т. д.). Переход от концентрации к медитации не требует применения какой-то особой техники. Точно так же не нужна вспомогательная йогическая процедура и для достижения самадхи. (Значение этого термина таково: союз, тотальность, поглощенность, полная концентрация ума, соединение. Обычный перевод его как «концентрация» влечет за собой риск смешения с дхараной. Поэтому мы склонны переводить его как «энстаз», «стазис», «соединение».) Самадхи, йогический энстаз, есть заключительный итог и венец всех усилий и упражнений аскета. Надо преодолеть значительные трудности, если мы желаем адекватно понять йогический энстаз. Даже если отбросить «неклассические» значения понятия «самадхи», используемые, например, в буддийской литературе и в «барочных» видах йоги, и принять во внимание только то значение и ту оценку, которые придают ему Патанджали и комментаторы, трудности остаются. С одной стороны, самадхи представляет собой абсолютно неописуемый опыт. С другой, этот «энстатический опыт» не единообразен, его модальности весьма многочисленны. Попытаемся, путем постепенного рассмотрения, обнаружить, что, собственно, подразумевает термин «самадхи». Прежде всего это слово используется в гносеологическом смысле: самадхи — состояние созерцания, в котором сознание схватывает форму объекта непосредственно, без помощи категорий и воображения (кальпана), состояние, в котором объект раскрывается «как он есть» (сварупа), в своих сущностных чертах, а сознание «как бы лишено своей собственной формы». Вачаспатимишра, комментируя это место, приводит отрывок из Вишну-пураны (vi, 7, 90), где говорится, что йогин прекращает использовать «воображение» (т. е. концептуализацию) и больше не рассматривает процесс и объект, медитации отдельно друг от друга. Здесь реально совпадают знание объекта и объект знания; объект больше не представляет себя сознанию в тех отношениях, которые ограничивают, определяют его как феномен, но является так, «как если бы он был пуст сам по себе». Иллюзия и воображение, таким образом, полностью исчезают с появлением самадхи. Или, как объясняет Виджнянабхикшу, к самадхи приходят тогда, «когда дхьяна освобождается от разделения на медитацию, объект медитации и медитирующего субъекта, и поддерживается только формой того объекта, на котором медитируют», т. е. когда не существует больше ничего, кроме нового онтологического измерения, представленного преображением «объекта» (мира) в «знание-обладание». Виджнянабхикшу добавляет, что существует отчетливое различие между дхьяной и самадхи; медитация может быть прервана, если органы чувств входят в контакт с внешними объектами, в то время как самадхи — состояние непоколебимое, совершенно неподвластное стимулам извне. Однако не следует рассматривать эти йогические состояния как простой гипнотический транс. Индийская «психология» знакома с гипнозом и считает его только случайным, временным состоянием концентрации (викшипта). Некоторые пассажи из «Махабхараты» показывают, как традиционное индийское сознание представляет себе гипнотический транс: с его точки зрения, это лишь автоматическое блокирование «потока сознания», а не экаграта йоги. То, что индийцы не путают гипноз с йогическими трансами, уясняется из следующего эпизода из «Махабхараты» (кн. xiii, 40, 59). Девашарман, который должен отправиться из дома, чтобы исполнить заказное жертвоприношение, просит ученика, Випулу, защитить свою жену, Ручи, от чар Индры. Випула «входит» в ее глаза, и Ручи бессознательно поддается магнетическому влиянию его взгляда. Едва лишь ученик фиксирует взгляд, его сознание переносится в тело Ручи, и она цепенеет, как камень. Когда Индра вступает в комнату, Ручи желает встать и исполнить свои обязанности хозяйки, но, «обездвиженная и подчиненная» воле Випулы, «она не может пошевелиться». Индра говорит: «Изнуренный Анангой, богом страсти, я пришел искать твоей любви; о, улыбнись мне приветливо, Ручи!». Но Ручи, желавшая ответить ему, «чувствовала неспособность подняться и промолвить слово»: изза того, что Випула «сковал ее узами йоги» онане могла сдвинуться с места и говорить. Этот гипнотический процесс суммируется следующим образом: «Объединив лучи своих глаз с лучами ее глаз, он перешел в ее тело, подобно ветру, прорезающему воздух». (Разумеется, гипнотический транс вызывается йогическими методами, но сам по себе он не является опытом йоги. Эпизод с Випулой доказывает, что даже неспециализированные произведения описывали гипноз со значительной точностью.) Кроме того, БхаттаКаллата в своей Спандакарике описывает различия между гипнотически- сомнамбулическим трансом и самадхи. (См. dasgupta s. yoga philosophy in relation to other systems of india thought. calcutta, 1930, p. 352 и далее. Сигурд Линдквист написал целую книгу «Методы йоги», стремящуюся доказать гипнотический характер йогического опыта. Минимум живого контакта с йогой спас бы его от столь неверного мнения.) Состояние викшипты — лишь паралич (эмоциональный и волевой по своему происхождению) ментального потока; эта остановка не должна быть спутана с самадхи, которое приобретается только через экаграту — т. е. после того, как множественность ментальных состояний (сарвартха) прекращена (ЙС, iii, 11). далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Ваша практика психоанализа было ошибкой. Она не облегчила, а осложнила работу по очищению, во всяком случае, на какое-то время. Психоанализ Фрейда не имеет ни малейшего отношения к Йоге. Он выхватывает определенную часть, самую темную, наиболее опасную и нездоровую часть натуры – подсознательный уровень низшего витала, – выделяет некоторые из самых нездоровых ее проявлений и приписывает ей вкупе с этими проявлениями значение, несоразмерное с их действительной ролью. Современная психология – младенческая наука, действующая торопливо, неумело и грубо. Как и во всех младенческих науках, здесь дает буйные всходы универсальная особенность человеческого ума – брать какую-то частную или частичную истину, неоправданно обобщать ее и пытаться затем объяснить все поле Природы на языке ее узких терминов. Более того, раздутое значение подавленных половых комплексов представляет собой опасную ложь, которая может оказывать пагубное влияние, и которая имеет тенденцию фундаментальным образом загрязнять ум и витал, а не очищать их. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. По физическим проявлениям Индрии можно разделить на классы, соответствующие сенсорной и двигательной функциям нервной системой. Так как Индрии – это не физические органы, – уши, глаза и т.д., – а способности Дживы, стремящегося знать и действовать через них, то Йоги утверждают, что могут делать без их употребления всё, что обычно делается с помощью этих органов. Так, под действием гипноза человек может воспринимать вещи не употребляя для этого физические органы восприятия. Факт их бытия для различных действий не обязательно затрагивает эти Индрии. Акт "хождения" может осуществляться и с помощью рук (безногий калека), и тогда он рассматривается как реальная деятельность Индрии ног, хотя руки принадлежат Индрии взятия. Через эти инструменты Индрии воспринимают и действуют в соответствии с ними. Однако, одних только Индрий недостаточно для этих целей. Во-первых, без участия внимания, ощущений не будет вообще. Быть "умственно отсутствующим" – значит не знать, что происходит. Поэтому внимание должно сотрудничать с чувствами прежде, чем они смогут дать восприятие чего-либо. Кроме того, в один и тот же момент воспринимающий является объектом получения бесчисленного числа ощущений, которые приходят к нему со всех сторон и давят на него. Если какое-либо из них прорывается в поле сознания, оно может быть отобрано, исключая все прочие. Процесс получения восприятий – это отбор какой-то особой части из общего потока всего и затем связывание с ней, пока она не становится присвоенной, как особый объект мысли или особое поле деятельности. Наконец, как утверждает западная психология, ощущения приходят не все сразу, а раздельно. Эти "точки чувства" должны быть собраны вместе и составлены в одно целое. Эти три функции – внимание, отбор и синтез определенного разнообразия чувств принадлежат к тому аспекту ментального тела, внутренним представителем которого является Манас. Как Манас (ум) необходим для чувств, так и они необходимы для Манаса, потому что Манас – область желаний, без которых он не может существовать. Это желания познавать или действовать, и поэтому они проявляются вместе с Индриями. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Работая над темой энергетического вампиризма, я познакомился с работами итальянского профессора Антонио Менегетти. Этот крупнейший современный психолог, доктор философии, социологии и богословия, создатель нового направления в психологии «Онтопсихология», что означает психология бытия в человеке, рассматривает вопрос энергетического вампиризма как негативную психологию. далее »
"...Итак, негативная психология рождается в личности, которая, пытаясь помогать другим, сама страдает от фрустрации. Согласно фундаментальному биологическому закону, сначала необходимо позаботиться о себе, а потом уже о других. Закон природы гласит: "Во-первых, я должен жить, во-вторых, я могу давать другим. Если же я испытываю сильную неосознанную потребность в эмоциональной энергии, я сам пытаюсь в то же время помогать другим, то на самом деле я оказываюсь в роли вампира. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Современная психология отвергает идею действительного внетелесного опыта (при котором душа временно покидает физическое тело). Тем не менее, идея очень стара. У тибетцев имеется целая система йоги (йога сна), основанная на астральных путешествиях. И тут у нас имеется важное предположение вы вовлечены во внетелесный опыт (хотя бы на чуть-чуть) всегда, когда спите. То, что отделяет вас от полного внетелесного опыта это туманное сознание во время него и слабые воспоминания по окончании его. Многие люди полностью забывают большинство своих снов. Изучение путешествий в астрале требует некоторой ясности ума и бдительности. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Эти латентные впечатления мы теперь называем подсознательными тенденциями разума. А врожденные впечатления называются обусловленными, ментальными позициями или ментальными привычками. Современные психотерапия и психология работают над тем, чтобы растворить эти энергетические модели опосредованно, а праническое оздоровление действует напрямую, растворяя, дробя эти энергетические тенденции, сознательные и подсознательные. Обе системы эффективны и каждая дополняет другую. Праническое оздоровление не противостоит никакой другой форме медицины или терапии. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Каждая чакра имеет то, что , называется трансцендентальным качеством, возвышающимся над ее психологическими аспектами. Когда мы. переступаем пределы двух противоположных ориентации, возникает совершенно иное явление. Современная западная психология имеет тенденцию представлять, будто над созданной ментальной реальностью нет ничего, включая сознание, подсознание и коллективное подсознание. Древние тексты Йоги не отрицали существование психологических проблем, однако в них делался большой акцент на трансцендентальное, чем на анализ причины, последствия и результата наших психологических проблем. Мой собственный опыт доказывает, что когда я выхожу за пределы психологических полярностей, тогда действительно здоров. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. С самого первого дня, когда я начал преподавать, в классе было так шумно, что я понял: дети решили, что могут играть со мной, потому что я новый учитель. И я позволил им играть со мной. Если бы в первый день я был слишком строг, на следующий день мне бы некого было учить, так как дети могли прогулять урок и не прийти вообще. Когда они начали проказничать, я сказал: "У вас здорово получается. А ну-ка, давайте еще!" В тот момент, когда я сказал: "Пошумите еще сильнее!" - я победил их. Если бы я сказал им не шуметь, остановить их было бы очень трудно. Это психология. Я изучил психологию ситуации и сказал: "Мне кажется, вам нужно еще больше пошуметь! Этого шума недостаточно!" Это повергло их в шок. После этого я начал урок. далее »
Я одержал верх над детьми, и на уроки стали приходить учителя из многих других школ. Они удивлялись тому, что на уроках йоги так тихо. Они считали, что на этом уроке будет гораздо больше шума, чем на других, потому что это был необязательный предмет. Все спрашивали, как мне удается справляться с детьми. Я ответил: "Я не контролирую их. Я ничего им не говорю. Я играю с ними, вот и все". В этом психология детей. Спускаясь до их уровня, физически и умственно, я затем могу начать постепенно подтягивать их вверх. Если я скажу им: "А ну, сконцентрируйтесь!", у меня не будет ни единого шанса на успех. Поэтому я должен схитрить, и я говорю им: "А ну, давайте! Пошумите еще сильнее!"; затем я говорю: "Я люблю вас. Вы мне нравитесь, потому что вы такие озорные". Вот как у учеников появляется любовь к учителю. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. В настоящей книге м-р Мульдон рассмотрел как сны падения, так и сны летания, выдвинув оригинальное положение о том, что многие из них являются результатом фактических движений астрального тела. Конечно, м-р Мульдон готов в числе первых признать, что большинство подобных сновидений имеет обоснованные психологические и даже физиологические причины, например, «иллюзия левитации», производимая часто физиологическими механизмами. Я не могу не отметить интересные статьи м-ра Лидьярда x. Хортона, которые появились в журнале «Парапсихология» (апрель 1916-го, июнь 1918-го, август 1919-го), в которых он попытался доказать, что подобные иллюзии левитации могут быть вызваны даже без сна! Он заставил нескольких субъектов лечь на кровать или кушетку и полностью расслабиться (успех эксперимента полностью зависит от степени расслабления). Если пациент может достичь такого полного расслабления мышечной системы, не впадая при этом в сон, он будет часто испытывать «иллюзию левитации». далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Психологические тесты. Тесты для женщин, детей, любовные, для мужчин, тесты на определение iq, люшера. Практическая психология. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Профессор Оксфордского университета, главный редактор журнала «Философия, психология и психиатрия» Билл Фул-форд отмечает: «Семь лет назад я организовал движение «Философия и психиатрия», целью которого стало исследование того, что, собственно, мы понимаем под психическим здоровьем. Мы, психиатры, смотрим на человека, которого считаем больным, только опираясь на факты. На самом деле существует духовный, философский аспект проблемы — переживания и субъективный опыт каждой конкретной личности, на который наука не обращает внимания». далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Бытует мнение, что психология — это современная наука, «появившаяся на свет» совсем недавно. Это, конечно же, не так. Директор исследовательского центра семьи и детства Российской академии образования доктор психологических наук, профессор А.С. Спиваковская в одной из своих лекций отметила: «Считается, что психология — это молодая наука. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Когда буддийская психология определяла понятие "личность", или то, что мы называем "индивидуальным", как совместное функционирование пяти групп (санскр. скандха), то это определение было не более чем описанием активных и реактивных функций сознания индивидуума в последовательности их нарастающей плотности или "материальности" и в пропорции их нарастающей тонкости, дематериализации, подвижности и одухотворения (т.е. их нарастающего возобновления). Эти скандхи суть: далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Учителя Великой Колесницы, и в особенности Тантрической Ваджраяны, всегда старались подчеркнуть это, ибо они осознавали опасность голых абстракций з духовной жизни. Эта опасность еще более реальна в высокоразвитой философии, подобной той, какой была Шуньявада, с которой была связана глубинная психология йогачаров и виджнянавадинов. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др ) К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.). далее »
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50—70-е гг прошлого века связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом "физиологизации" психологии, заключавшемся в переводе изучения особенностей человеческой психики в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология далее »
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких как речевые ассоциации. (Подробнее о методе свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона см. в § 5.) далее »
Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Марс в Деве наделяет вас колоссальной работоспособностью, вы обретаете успех благодаря методичному подходу. Вы честолюбивы и горды, хотя это не всегда бросается в глаза. Обладая исключительно сильной волей, вы можете забыть об эмоциях, когда дело доходит до принятия решения. В работе вы дальновидны, расчетливы и настойчивы. Вы настороженно относитесь к людям, готовым заниматься только масштабными задачами, потому что они часто не добиваются практического результата. Вы можете казаться холодным в сексе, но на самом деле вы романтизируете его. Вы хотите быть восхитительным как в физическом, так и в интеллектуальном отношении. Ваши страсти неистовы, но вы держите их в узде. Люди с Марсом в Деве обычно добиваются успеха в профессиях, где владение своими эмоциями дает серьезное преимущество (политика, психология, проведение расследований). Реализуя план, следите за тем, чтобы не увязнуть в мелочах. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Марс в деве наделяет вас колоссальной работоспособностью, вы обретаете успех благодаря методичному подходу. Вы честолюбивы и горды, хотя это не всегда бросается в глаза. Обладая исключительно сильной волей, вы можете забыть об эмоциях, когда дело доходит до принятия решения. В работе вы дальновидны, расчетливы и настойчивы. Вы настороженно относитесь к людям, готовым заниматься только масштабными задачами, потому что они часто не добиваются практического результата. Вы можете казаться холодным в сексе, но на самом деле вы романтизируете его. Вы хотите быть восхитительным как в физическом, так и в интеллектуальном отношении. Ваши страсти неистовы, но вы держите их в узде. Люди с марсом в деве обычно добиваются успеха в профессиях, где владение своими эмоциями дает серьезное преимущество (политика, психология, проведение расследований). Реализуя план, следите за тем, чтобы не увязнуть в мелочах. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Более сложный, но и значительно более действенный прием - когда манипулятор сам берет на себя функцию рассказчика. Ниже приведен пример, взятый из замечательной книги В. П. Шейнова "Скрытое управление человеком - психология манипуляции". далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Теперь несколько слов об астропсихологии. Это направление за рубежом пользуется большой популярностью не только среди ученых, психологов и социологов, но и у простых людей. Она уже завоевала такие сферы и области психологии как, например, характерологию и типологию, сильно обогащая их. А практическая психология обязательно включает в свои ряды потерянное когда-то звено - научную астрологию. Без ее участия и применения нельзя решить такие серьезнейшие проблемы как "совместимость" и "несовместимость", "брак и супружеская жизнь", "проблема кадров", "выбор профессии" и многие другие. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Внутренняя сила и энергия денег - психология финансового успеха. далее »
Внутренняя сила и энергия денег - психология финансового успеха в бизнесе и в жизни. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Человек работает как лошадь, зарабатывая при этом гроши. Он продолжает упорно "пахать" просто потому, что не включает мозги. Им управляет великая сила инерции и психология нищего: день прошел и, слава богу. Он глубоко проникся мыслью, что у него нет никаких шансов жить лучше. Сознание беспросветной бедности парализует его. В России таких людей примерно 30-40 процентов. Они или не пробовали зарабатывать по-настоящему, или у них ничего не получилось, а некоторые даже не хотят что-то предпринимать. Они махнули на себя рукой и продолжают плыть по течению, даже не пытаясь переломить ситуацию. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Ноосферные или биокомпьютерные технологии позволят понять, как устроены разум и душа, тогда психология превратится в другую науку; — узнать в чем суть живого, биология станет иной, поняв, в чем суть энергии, ее источников, определится количество ее видов, появятся новые способы ее использования; геология превратится из отрасли, которая занимается поиском и добычей материальных ресурсов в отрасль, которая будет заниматься поиском главнейшего ресурса — человеческого интеллекта. Познание вечных Божественных законов позволит начать формирование нравственного общества, в котором основной цель человека будет обретение вечной жизни для Земли. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Вот эти энергоинформационные образования, «психические существа», созданные людьми и объединяющие их, имеют название: «эгрегор» («egregore»). Можно сказать по-другому: эгрегор — это энергоинформационный объект в Тонком мире, связанный с определёнными идеями, желаниями, стремлениями людей. Французский писатель Серж Ютен даёт следующее определение эгрегору: «структурная психология народа». далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Так что же это за Тайна, о которой так много говорят, и что, как вы думаете, можно в действительности назвать "тайной ХХ века"? Нет, наверное, не НЛО, экстрасенсорика или парапсихология - все это было известно уже тысячи лет. Главный претендент на эту роль - взрыв, прогремевший вблизи Подкаменной Тунгуски в самом начале нашего века и остающийся загадкой для ученых на закате столетия. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Интерес к предсказанию у людей был всегда, лишь менялись способы гадания в зависимости от уровня духовного развития. Наше столетие отличает выход самосознания человечества на качественно иной уровень. На первое место стала Личность человека, его Душа, богатый внутренний мир. Появилась такая наука как психология, которая поставила своей задачей изучение "психеи" — Души. Началась эпоха возрождения для астрологии, в ключе переориентации с предсказания конкретных внешних событий на изучение внутренних возможностей человека, перспектив его духовного роста, возможностей самореализации. Астрология перешла с детерминированной предсказательной позиции на ориентирующую действия. Начались серьезные исследования виртуальных состояний сознания. Появились первые попытки исследования загадочной страны Сновидение. Взялись за серьезное изучение Арканов Таро, рун, И-Цзин. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Символы нашей культуры, обозначающие ментальное перевоплощение, негативны: больницы, шизофрения, исследование мозговой активности, одурманивающие психику таблетки, изоляция от общества. Как много непризнанных шаманов, медиумов и святых наполняет психиатрические клиники, порожденные рационализмом, какие силы в долгой истории психиатрии искалечены и обезглавлены, скольких людей психология низвела путем уничижения их психики до состояния бездумных роботов? Духовный климат нашей культуры уже в самом начале чинит препятствия развитию шаманского опыта, искажает его до уровня невротической, психотической клоунады. Однако преображение не дает себя истребить путем табуирова ния со стороны общества. Духовный опыт является надисторическим, над культурным явлением и обнаруживает себя всякий раз вновь в отдельной личности. Некоторым из этих «западных шаманов» я хотел бы предоставить здесь слово. Я хотел бы показать этим: между шаманами, медиумами и обладающими сверхъестественными способностями людьми нашей культуры нет различий. Процессы духовного преображения, расширение внутренней перспективы всегда одинаковы. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Почти весь пандемониум психиатрии был «выпущен» против шамана. Шаман мог в результате гротескного допущения быть объявлен одновременно невротиком, эпилептиком и психотиком. С точки зрения империалистического миссионерского христианства шаманы находятся на одном уровне с приверженцами дьявола. Они порождение сатаны. И здесь мы оказываемся в ситуации, близкой охоте на ведьм, то есть занимаемся вытравлением своей же европейской культуры шаманства. Наука сменила религию в деле охоты на ведьм, проведя в жизнь ее научную форму. Роль инквизиторов стали играть психиатрия и психология. Возник новый набор понятий, послуживший западным колонизаторам и завоевателям интеллектуальным оправданием всех совершенных преступлений и несправедливостей. Я хочу в связи с этим процитировать высказывание Б. Лаубшера, как весьма характерное для многих замечаний подобного рода: «Чародей в значительной степени подпадает под классификацию тех отклоняющихся от, нормы характеров, которые определяются нашей культурой, как психопаты. Они обнаруживают в своей жизни все признаки отличающегося от нормы поведения, и вполне допустимо, что многие психотические личности, пребывая в фазе отдыха или стабилизировавшись, не смогут прийти в нормальное состояние» (1937, 227). То же самое имеет в виду Рут Бенедикт, называя шамана «сверхнормальной» личностью, «отклонившейся от нормы в результате своего призвания». Коль скоро шаман, полагает она, является (для нас) отклонением от нормы, приспособившейся к своему обществу, то, стало быть, само это общество есть отклонение от нормы. Основная направленность этой, достойной памфлета науки, очевидна: «Мы хорошие, торжествуем над плохим, каковым являются все остальные». И это этнология? Еще яснее выражается Деверу: «Примитивная религия и отсталые районы с примитивной культурой» в целом являются «организованными зонами шизофрении». Понимать традиционные общества как гигантские госпитали для безумных — такова героика движения мысли... далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Следуя практически-реалистической позиции, мы предполагаем, что магический мир основан на наличии истинного спиритуалистического или трансперсонального опыта, и, рассуждая так, быстро оказываемся у границы возможностей нашего познания, потому что пытаемся средствами современной науки объяснить специфику сил, которые возникают в результате психического преображения. Единственное научное направление, которое предлагает нам свою помощь, — это парапсихология, о которой, однако, до последнего времени были также сокрыты действенные психологические и биологические факторы транспсихическои коммуникации. Способы исследования, используемые нашей наукой, представляются ограниченными, страх перед непривычным сковывает ее, завышенная самооценка заслоняет ей перспективу. Поэтому психология народов, живущих естественной жизнью, не может открыть нам путь к их тайному знанию, так как тайна, которую нам до сих пор не удавалось раскрыть, является порождением нашей собственной исследовательской ограниченности. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Пищевое насилие может принести непоправимый физический и психологический вред. Уговоры ребенка во время приема пищи не только отрицательно влияют на процесс пищеварения, но и могут вызвать в дальнейшем пищевую аллергию. Не лучше ли присматриваться, прислушиваться к тому, в чем ощущает потребность детский организм; как, что и сколько ему хочется съесть. Если вкус ребенка не извращен и обмен веществ еще не нарушен, то стоит поинтересоваться, что бы он хотел съесть. Не принуждайте ребенка есть быстро, лучше вырабатывайте у него привычку тщательно пережевывать пищу. Тогда желудочно-кишечному тракту не придется "доделывать" ту работу, что не сделали зубы и слюнные железы. Темп еды, впрочем, как и температура пищи - дело личное. Не бойтесь, если ребенок отказывается от еды вовсе. Не стоит паниковать. Значит, не все в порядке с организмом, и Природа подсказывает ему лечение кратковременным голодом. Проявите терпение и выдержку. Очень скоро ребенок сам прибежит и попросит поесть что-нибудь определенное. Не прибегайте к пищевым поощрениям, соблазнам, не используйте сладости в качестве вознаграждения за хорошее поведение. Наблюдая за тем, что выбирает ребенок из еды, предлагаемой ему, можно сделать важные выводы о состоянии его здоровья, потребностях организма. А главное - положитесь на инстинкт ребенка. Если вы еще не успели его испортить, то пусть он лучше сам выберет, что, когда, сколько, в каком сочетании и последовательности ему нужно съесть и выпить. Поверьте, что детский организм знает лучше вас, что ему надо. В результате регулярного кормления мясом с хлебом, кашей с молоком и сахаром, сладкими пирогами возникает брожение пищи в пищеварительном тракте, вызывающее у детей частые воспаления миндалин, поносы, запоры, гастриты, немотивированный подъем температуры, аллергию. Некоторые родители, перекармливая детей, закладывают основы ожирения, неизбежно ведущее к целому букету заболеваний. Многие узнают себя в портрете человека, вваливающегося на кухню в пальто, который ест руками прямо из кастрюли, стоя у раскрытого холодильника. Не стоит забывать о том, как важен процесс подготовки организма к приему пищи. Пока вы красиво сервируете стол, включаются звуковые, световые, слуховые и другие анализаторы, помогающие организму подготовиться к принятию пищи, выработать желудочный сок. В старину в деревне было заведено, чтобы младшие дети тщательно протирали перед обедом большой деревянный стол, не говоря уже об общепринятой молитве, являющейся своеобразной медитацией. В понятие "культура принятия пищи", вероятно, можно включить термин "психология еды", означающий человеческое окружение, обстановку в столовой, ее освещение, звучащую музыку. В дореволюционные времена размеренный образ жизни способствовал тому, что в каждом обеспеченном доме строго соблюдались часы приема пищи и свято чтились традиции послеобеденного семейного совета. Вся семья собиралась за большим обеденным столом, покрытым накрахмаленной скатертью и салфетками, сервированным тонким фарфором, сияющим хрусталем и начищенными до блеска столовыми приборами, причем каждому дню недели соответствовал определенный цвет столового белья. Обедали в просторных светлых столовых с огромными окнами, а кофе с коньяком и сигары подавались в полутемный кабинет, куда мужчины переходили для послеобеденных бесед о политике. Во время еды, как правило, велись тихие беспредметные разговоры, позволяющие принимать пищу неторопливо, тщательно пережевывая. Когда нового соседа по имению приглашали к обеду - это было серьезным знаком внимания и уважения. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Непонимание между «физиками» и «лириками», людьми технического и гуманитарного складов, стало поводом для многих анекдотов и рассказов. Пытаясь понять, каковы, с точки зрения древней китайской науки, место и роль в нашем доме такого технического устройства, как компьютер, мы попытаемся учесть оба полярных подхода. Естественные науки (физика, химия, астрономия…) опираются на повторяемость явлений и их независимость от исследователя. В них предполагается, что один ученый муж может провести и описать эксперимент. Другой ученый, пусть находящийся на ином континенте и даже в другом столетии, повторив эксперимент, получит аналогичные результаты. Напротив, гуманитарные науки (психология, астрология, искусствоведение, политология и фэн-шуй в том числе) имеют дело с уникальными явлениями. Каждый человек индивидуален, каждый момент времени особый, а потому возможностей для тренировок и проверок правильности гипотез здесь гораздо меньше, чем в естественных науках. Энергия повсюду далее »
ПСИХОЛОГИЯ. В глубоких состояниях медитации можно повторить опыт Будды, увидеть дхармы – элементарные элементы бытия, понять их взаимодействия и следование их друг за другом. Это ощущение трудно описывается словами, потому что находится на пределе возможностей интеллекта (ментального тела), и во многих буддийских школах апеллируют к «просветлению», определяемому практикой медитации – тому просветлению, которое позволяет видить глубинные, истинные причины явлений (дхарм). Наука, которая фиксирует и классифицирует состояния сознания (Абхидхарма или буддийская психология) старается наиболее полно описать обычные и необычные, предельные и запредельные состояния, местопребывания, карму и кармические законы. далее »
ПСИХОЛОГИЯ. Психоаналитическая теория интерпретации сновидения, или психоаналитическая теория сновидения недавно обсуждалась Полем Тикером в его монументальной книге «Философская интерпретация (paul ricoeur, 1965). Ричард М.Джонс в своей книге «Новая психология сновидений» (richard m.jones, 1970) тщательно обсудил значение последних открытий в области психофизиологии сна и сновидения для классической теории сновидения. далее »