Вегетативная нервная система обеспечивает физическое благополучие человека и его здоровье.
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОДЕ.
«Вегетативная нервная система обеспечивает физическое благополучие человека и его здоровье. Центральная нервная система - совершенно иное, она даёт нам красоту впечатлений и ясность мысли. Это источник вдохновения.
Нервная система состоит из трёх частей: мозга, нервов и мышц. Нервы… подобны проводам для передачи энергии к мышцам, той энергии, которая контролирует движение мускулатуры… Цельный аппарат мозга, нервов и мышц был назван «системой связи». Под этим подразумевается то, что нервная система вводит человека в контакт со всем миром, живым и неживым, в том числе и с другими людьми. Конечный результат работы всего этого тонкого механизма - движение. Оно же единственное, посредством чего люди могут себя выразить».
Можно заметить такую черту, характерную для обычных родов: столкнувшись с проблемой выживания в трудных необычных ситуациях, большинство детей на дни и даже недели уходят в свой внутренний мир. Они не открывают глаза, не улыбаются и почти всё время спят. Кажется, что они живут в каком-то коконе, совершенно не замечая всего окружающего, будто им необходимо отвлечься от внешнего мира, чтобы избавиться от родовой травмы. Они пытаются вернуться к тому состоянию, в котором они были первые 6 месяцев беременности до того, как у них сформировалось сознание. В нашей взрослой жизни такой возврат назад и потеря сознания вновь пробуждаются, когда мы просыпаемся и временно теряем понимание того, где мы находимся, теряем вещи, типа ключей от машины или просто не замечаем окружающего. Обычные дети вначале своей жизни почти бессознательны, те же, которые родились в воду, сразу же начинают волноваться, двигаться улыбаться.
Фредерик Лебойе разработал более мягкий способ деторождения. При этом способе на ощущение детей обращается большее внимание. Дети рождаются на воздухе, но практически сразу их погружают в тёплую воду. Такие дети не получают всего того, что есть у малышей, рождённых в воду. Но даже такое, слегка запоздалое погружение доставляет им много радости и определяет совсем другую реакцию на мир, чем у других детей. Лебойе отмечает: «При таком появлении младенца на свет хорошо заметно отличие в восприятии им мира. Глаза детей широко раскрыты, они ощупывают себя и окружающие предметы, нет ни плача, ни слёз, только улыбка. Всё окружающее сочувственно воспринимается, но не несёт боли и страха. Дети не только не кричат, они даже начинают разговаривать на своём особом языке, издавать короткие смежные звуки».
Кроме возможности более приятных, безопасных для матери и ребёнка родов и облегчения перехода к самостоятельной жизни, вода может помочь ребёнку спустя дни и даже недели после рождения, психологически и физически адаптироваться к жизни более здоровым путём, чем это происходит обычно. Считается, что новорожденные не способны двигаться самостоятельно. Мы кладём их в кроватки, и они могут лежать только в том положении, в каком их оставили. Ребёнок не может двигать ничем, кроме ручек и ножек до шестинедельного возраста, пока его крохотные мышцы не смогут перебороть силу тяжести. Вплоть до этого времени он может лишь едва приподнять головку или перевернуться без посторонней помощи. И тем не менее, движение доставляет детям огромное удовольствие. Они жадно ждут любой возможности подвигаться и сердятся, если их свободу ограничивают, например, держат их за ручки или ножки, или мешают им шевелиться. Движение уже в самом раннем возрасте играет решающую роль в гармоническом развитии: «Наблюдения над детьми всего мира и всех возрастов показывают, что ребёнок двигается для расширения своих знаний. Движение помогает развитию его умственных способностей, которые проявляются опять же в движении, в деятельности ребёнка. Ум и движение - части одного цикла, единого и целого».
Развитие тела и психики новорожденных определяется их окружением. Мышцы развиваются только благодаря движению, а следовательно, движения ребёнка не должны полностью зависеть от взрослых, которые переносят, переворачивают их. В противном случае дети очень скоро обучаются эксплуатации родителей. Они плачут, надувают губки, обвораживают взрослых, чтобы те сделали всё, что им хочется. Управление другими людьми постепенно становится самоцелью, предметом постоянных поисков. Восприятие собственного благополучия, как чего-то получаемого посредством управления взрослыми, вырабатывается у ребёнка в очень раннем возрасте, когда этот маленький человечек вынужден зависеть от других людей, которые обеспечивают все его жизненные потребности, в том числе и двигательную потребность. Так формируется психологическая основа социальной системы эксплуатации, в которой более высокой положение занимает тот, кто может кого-либо нанять или купить что-либо для выполнения своих задач. Эта психология укрепилась в нас так прочно, что многие не верят, будто бы её можно изменить. В ожидании, когда его накормят, завернут, поднимут, перевернут, ребёнок беспомощно лежит, не в состоянии даже повернуться. В этот период развития всё более увеличивается разница между физическим и умственным созреванием ребёнка. Развитие его ума происходит отдельно от развития тела. Разделение этих процессов лежит в основе большинства психологических проблем дальнейшей жизни. Оно становится причиной таких проявлений чувств, как разного рода агрессия (по отношению к другим, также как и к себе), депрессии, чувства вины, сомнения в себе и вообще безрадостность жизни.
«Если нет связи мысли с движением, мозг развивается сам по себе, как бы отдельно от плодов собственной работы… Для того, чтобы всё было на своих местах, мысль и движение человека должны координироваться одним центром - мозгом. Мысль и действие - две стороны одной медали, движение есть способ самовыражения жизни. Предположить обратное, значит превратить человеческое тело в груду мускулов без мозга. В этом случае может преимущественно пойти развитие тела, а установление связей мышц и мозга будет отставать. Без контроля разумом мышечной активности наши решения не могут быть воплощены в жизнь. Разделение разума и движения - это нарушение того, что создала природа в своей мудрости».
Долгий период «вегетативной» жизни в детстве порождает у людей понимание движения, как чего-то не связанного с их умственной активностью. Эта ошибка ещё более укрепляется в школе. Дети вынуждены заниматься развитием своего ума в полной тишине и покое, а их физическая активность во время уроков постоянно контролируется учителями. Свободно двигаться разрешают только на переменах. Перемены приходят, как освобождение от скуки и насильственного покоя. Эти физические разминки складываются из бешеных хаотических выходок без применения разума.
«До сих пор почти все преподаватели считают движение, процессом, необходимым лишь для передвижений, дыхания или для увеличения физической силы. С нашей точки зрения движение имеет большое значение для умственного развития при условии, что происходящее действие связано как-либо с работой мысли».
Неужели ужасные, травмирующие ребёнка, роды, а затем долгая обездвиженность неизбежны? Может это своего рода наказание нам, как виду, или всё же возможно как-то избавить людей от большей части тех страданий, которых нам отпущено так щедро, что они пропитали наши религии, школы, все наши социальные институты? Как мы увидели, вода может облегчить психический шок и физиологическую травму родов. Она также позволяет ребёнку сразу после родов начать двигаться и естественным путём тренировать свои мышцы. Ум и тело начинают развиваться совместно, образуя единое целое - человека. Вода - среда, в которой даже новорожденный со своими крошечными слабыми мышцами может двигаться легко и свободно. Ему хорошо знакомы условия этой среды, в таких же он провёл 9 месяцев до рождения. Вода освобождает его мышцы от власти силы тяжести и движения происходят почти без всякого напряжение. Это позволяет мускулатуре младенца быстро развиваться за счёт своей собственной активности. Он уже сам, независимо от матери, отца, всех остальных родственников может достигать того отличного телесного самочувствия, которое даёт физическая активность. Таким образом, ребёнок минует тот период «вегетативной» жизни, который так губителен для развития.
Работы Игоря Чарковского из Московского Института Физической Культуры показали, что вода - это среда наиболее благоприятная не только для рождения, но и для воспитания детей. Начал он со своей дочери. Она родилась раньше срока, врачи считали, что она не выживет. Отец спас ей жизнь, погрузив малышку в небольшой резервуар с водой и научил её плавать. Чарковский уже более 20-ти лет обучает (очень) маленьких детей плаванию. Он заметил, что в воде сила тяжести, которая сковывала и подавляла, смягчала своё действие настолько, что уже не мешала свободе движений. Девочка с самого начала полюбила двигаться в воде. Кроме того, отец заметил, что как только она начинала плавать в тёплой воде, её неровное сбивчивое дыхание становилось нормальным. Поначалу он должен был поддерживать её тельце, но скоро она сама научилась держаться на воде, потом плавать, а чуть позже и спать, выныривая, чтобы сделать вдох. Спустя несколько месяцев девочка могла спускаться по небольшой лестнице в бассейне, чтобы достать свою бутылочку. Прошло ещё немного времени и она научилась нырять. Большую часть первых двух лет своей жизни она провела в воде. Сейчас она талантливый спортсмен, блестящий учёный и обладает способностью телекинеза.
С тех пор Чарковский испытал свой метод на множестве детей и его вера в способность воды изменять человеческое сознание, действуя в самом начале жизни, очень сильна. Он говорит о своих младенцах: «У меня есть все основания ожидать, что из них вырастут люди высшего порядка, более здоровые и с более высоким интеллектом, может быть даже, гении. Я видел, как ребёнок, которому всего час от роду, улыбался вод водой, в привычной для них среде. Их движения не скованы силой тяжести, у них нет долгого периода неподвижности, как у других детей».
Чарковский говорил, что может понадобиться всего 1 час, чтобы ребёнок научился задерживать дыхание без труда на 2-3 минуты, периодически всплывая, как опытный ныряльщик. У детей уже есть соответствующих опыт, они привыкли не дышать в воде ещё до рождения. Чарковский поддерживает мнение Монтессори о необходимости движения для новорожденных: «Двигаясь в воде, ребёнок одновременно развивает все свои мышцы, в то время как обычно он лежит запеленатый без движения. Вот почему наши «водные» детишки развиваются так хорошо и гармонично, естественно. Они используют свою мускулатуру сразу же после рождения. Физическое и психическое развитие проходит у них совместно и не противоречат друг другу».