Кундалини и чакры существуют для новичков, вступающих на путь освоения Йоги; для того, кто занимается Самопознанием, они не существуют. Шри Рамана Махаршыи
Вопрос о кундалини неизменно возникает у многих в связи с тем, что мы изучаем движение праны в теле. Кундалини-йога - сама по себе методика (и опасная!), требующая соблюдения строжайшей дисциплины при поднимании праны, или шакти, через нади под названием су шумна, к верхней чакре. Неверно осуществленная процедура может привести к умопомешательству или даже смерти. Это очень серьезная методика, требующая настоящего учителя и полного изменения стиля жизни. Под этим подразумевается вегетарианская (чистая) диета, жизнь в лесу, медитирование, упражнения в течение всего дня и соблюдение обета безбрачия.
Кундалини-йога проповедует, что путем совершенствования основной праны в теле и путем поднятия ее вверх по надисушумне можно добиться высвобождения своего Я (космического сознания).
Есть и другой взгляд на кундалини. Мы цитируем здесь ученика Шри Раманы Махари-ши Шри Лакшману Свами: «О кундалини не стоит говорить слишком возвышенно, потому что она не учит разум вернуться к Сердцу для конечного воплощения. Когда говорят о кундалини, поднимающейся к сахасраре (седьмой главной чакре), то имеют в виду состояние Йоги, не являющееся высшим достижением. Заставить кундалини подняться к сахасраре, может, и нужно, если хотите получить сиддхи (психические силы), но это не приведет к Самореализации».
Это поддерживает и Авадхута Пита: «Йога достигает того вечного Йысшего Атмана (наивысшее состояние), который царит над знанием и невежеством и который не проявляется ни в управлении дыханием, ни в фиксировании взгляда, ни в принятии поз или тренировке нервных потоков (Иды, Пангалы и Су-шумны)».
Кундалини-йога
Кундалини-йога - действующая традиция, больше похожая на преданность Матери Божьей, чем на простое манипулирование праной. Доктор Фроли обращает внимание на это в книге «Тантрическая Йога и Богини Мудрости». На Западе мы обычно не осознаем, что кундалини - это качество Матери Божьей. Без должного отношения и духовного развития Кундалини-йога только усилит концепцию отделения от источника всех пран, или шакти, уничтожая таким образом любую возможность для Самореализации.
Мой собственный опыт подсказывает, что в упражнениях на подъем кундалини задейетву-ется разум, и мои опыты с кундалини воспринимались чем-то вроде тонкою разума - возникало явное ощущение, что это был тонкий разум.
Когда, я спросил, своего гуру об этом явлении, он ответил: «То, что приходит и уходит, не является вечным, следовательно, не есть реальное». Так как из моего опыта следует, что это явление переходящее, значит, в лучшем случае, оно лишь относительно реально, в момент его появления оно «реально». В любом случае это иное проявление праны в теле и не то, что
необходимо для пранического оздоровления.
ЧТО ТАКОЕ ЧАКРА?
Разум - это язык жизненного дыхания. Этот разум-язык будет говорить о впечатлениях, которые он собрал. Значение «Я Есть» не является мыслью, но следует за ней.
Шри Нисаргадатта Махарадж
Переводы санскритского слова чакра общеизвестны. Один из известных переводов -«колесо». Нельзя сказать, что он неверен, но в какой-то степени ему не хватает определенности. Более описательный перевод может быть таким - «вращающаяся масса энергии». Традиционные йоговские трактаты часто описывают чакры как цветок лотоса с разным количеством лепестков, представляющие различные состояния сознания. В лечении чакра - это точка распределения праны.
Существует множество путей подхода к чакрам. Каждый уровень тела или разума представляет различный аспект чакры. Другими словами, к чакре можно подойти на физическом уровне или эмоциональном, а можно на обоих. Согласно традиции, к чакрам можно подойти и на духовном и на ментальном энергетических уровнях.
Сколько существует чакр? В описании чакры говорится, что она определяется пересечением двух или более нади. Существует более 72 тысяч нади, что, конечно, дает хотя бы приблизительное представление о том, сколько чакр может быть в теле.
Йога признает семь главных чакр, определяя таким образом пересечения целого ряда нади в данной точке. Затем есть еще 21 малая чакра, названная так потому, что здесь пересекается меньшее количество нади. В задачу данной книги не входит дальнейшего определения чакр, хотя есть точки, где пересекается еще меньшее количество нади, но которые могут быть более полезны в лечении.
Какова функция чакры? Это зависит от уровня воздействия на нее. Но одно определение остается верным столько времени, сколько живет физическое тело. На физическом уровне чакра является «насосной станцией» для праны. Это означает, что чакра распределяет прану по всему телу через нади. Для первых двух тел, эфирного и физического, это определение крайне важно и остается неизменным. Понимая чакры в этом плане, вы можете помочь стимулировать циркуляцию праны по телу, поддерживая и укрепляя свое здоровье.
Вы можете использовать чакры для укрепления жизненной силы и сохранения хорошего здоровья. Хатха-йога предлагает различные асаны, или физические позы, для стимулирования циркуляции праны в различных нади и чакрах. С тем же успехом Пранаяма, управление дыханием, обеспечивает крепкое физическое и духовное здоровье. При правильном выполнении Пранаяма поддерживает свободное течение праны по всему телу.
СИСТЕМЫ ЧАКР
О чакрах уже написано столько, что кто-то может удивиться, к чему исследовать их снова. Я считаю это необходимым, главным образом, из-за определенной полуправды, распространившейся в настоящее время.
Хотя я не претендую на звание «эксперта» по чакрам, любому человеку, изучающему Йогу по книгам, станет ясно, почему вокруг них столько тайны и вымысла. Главная причина заключается в том, что метафоры, используемые в древних текстах, трудны для понимания и перевода, так как они многомерны.
Даже лучшие специалисты по санскриту расходятся в своих толкованиях. Об этом ясно говорит сэр Джон Вудрофф в книге «Змеиная власть». Это перевод тантрических йоговских текстов о Кундалини-йоге и чакрах. Вот что он утверждает: «Обычно их авторы и другие специалисты торопятся изложить, что в их понятии представляют собой индийские воззрения на сущность (чакры), но допускают значительные неточности».
Вудрофф комментирует У. Лидбитера, теософа и автора работы «Чакры». На эту книгу чаще всего ссылаются в западном мире, когда речь заходит о них. Согласно сэру Вудроффу, который пользуется большим авторитетом в Индии за его правдивые, точные переводы тантрических рукописей, господин Лидбитер создал свое собственное толкование чакр. Он смешал то, что называет «своим собственным опытом», с йоговскими текстами и создал нечто новое. Интересно, что классическая книга о чакрах в западном мире является, в- лучшем случае, смесью полуправд, взятых из йоговских текстов, которые существуют уже многие тысячелетия.
Использование чакр, как описано в древних йоговских текстах, отличается от того, как это понимается сейчас в западном мире. 3aпадная система чакр имеет тенденцию к использованию их в психоанализе, где чакры интерпретируются в плане психологии Фрейда-Юнга. Некоторые другие системы используют чакры для различных уровней сознания и физического здоровья. Но обычно они все перемешаны и нет никаких четких различий между школами. Йога же, с другой стороны, очень точна и научно обоснована.
Йоговское использование чакр распространяется на следующие области: физическое здоровье, энергетические явления, латентные впечатления, накапливаемые в энергетике, психические силы и феноменальные явления запредельного мира. Очень важно не смешивать две системы, полезнее рассматривать их по отдельности. Используйте либо ту, либо другую по мере надобности, но по отдельности. Я исхожу из своих наблюдений, говоря о смешивании этих систем.
В классической Йоге человеку нужно тренироваться в течение ряда лет со специалистом, чтобы научиться использовать чакры как ключ к различным состояниям сознания. Кун-далини-йога, несомненно, является таким методом. Ученик обязан соблюдать обет безбрачия, жить среди нетронутой природы, есть только один раз в день, спать не более трех часов в сутки и проводить все остальное время в медитациях. Я думаю, мы можем спокойно обойтись без использования чакр в качестве метода достижения «высшего сознания» в современном мире просто потому, что не можем выполнить даже двух из этих условий, не говоря уже обо всех пяти. Правда, можно использовать информацию, пришедшую оттуда, в качестве ключа к уровням сознания, а не сам практический метод.
Вот в чем заключается основное различие между Йогой и Западом. Западные системы считают умственный процесс реальностью и интерпретируют все с точки зрения этой концепции. Йога же, с другой стороны, рассматривает умственный процесс как явление в сознании, помещая реальность на субстрат сознания, а не m его проявления, тонкие или грубые.
Вследствие этих различий Йога использует любую ситуацию или метод для попытки проникновения сквозь феноменальное к источнику или субстрату, тогда как западные системы никогда не стремятся к источнику разума и явлений, а остаются в интеллектуальных или психологических рамках.
В этом руководстве мы имеем дело с физическими и психологическими аспектами чакр, но не с духовными. Поэтому не будем больше касаться темы «высшего сознания». Психологические аспекты чакр разъясняются дальше в этой главе. Физические аспекты хорошо описаны в других работах, но просто для справки мы о них здесь снова упомянем.
ЧАКРЫ НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Каждая из главных чакр контролирует часть нашего тела и поэтому отвечает за жизнедеятельность и здоровье в этой области. Напрямую воздействуя на чакру, мы можем укрепить здоровье или помочь вылечить болезнь в той области, которую контролирует эта конкретная чакра.
Так как чакры являются «насосными станциями» праны, очень важно, чтобы они правильно функционировали. Если по какой-либо причине чакра не срабатывает, тогда органы, за которые она ответственна, будут страдать от недостатка праны. Почти все болезни можно вылечить через чакру или комбинацию чакр.
Существует общераспространенное заблуждение, связанное с движением чакр. Чакры поглощают и распределяют прану, обычно они находятся в движении, либо поглощая свежую прану, либо выбрасывая ненужную. Это проявляется во вращающихся движениях. Для чакры вполне естественны вращения в обоих направлениях, а также остановки между сменами вращений. Одно направление вращения приводит к поглощению праны, а другое - к выделению ее.
Нормальными для чакр являются короткие паузы, обычно во время сна или отдыха.
Здоровая чакра в действительности вращается не в круге, а в овале. Это касается чакры, поднимающейся или опускающейся в теле.
Седьмая чакра получает и отправляет пра-ну в направлениях вверх-вниз. Остальные шесть чакр совершают движения в четырех направлениях - вверх-вниз и вперед-назад. Невозможно систематизировать эти вращения, так как каждый человек индивидуален. Обычно вращение по часовой стрелке способствует втягиванию праны, а движение против часовой стрелки выталкивает прану из тела. Но это настолько неконкретно, что я сомневаюсь, стоит ли, об этом говорить.
Людей нельзя распределить по категориям и системам. Однако это явление можно проверить с помощью пассивного маятника, который не подвержен нашим влияниям, например, каменного маятника (не пользуйтесь ни деревом, ни кристаллами), подержав его над второй чакрой в течение 20-30 минут. Может потребоваться и меньше времени, но если мы подождем достаточно долго, то чакра покажет движение, описанное выше.
То, что я назвал местом расположения главных чакр, отличается от того, что дается в классической Йоге. Я применил западную систему, так как она сегодня более употребительна. Все болезни и методы их лечения, перечисленные в этой книге, рассчитаны на западную систему чакр.
Другие чакры не исчезли, просто они не настолько важны в наше время в современных декорациях и технократическом обществе. Может показаться, что человек в своем развитии тоже явился из чакры и в чакру же уйдет. Некоторые чакры находятся в традиционных местах расположения, но считаются второстепенными, а не главными. Проверьте это для себя с помощью детектирования.
Чакры в классической Йоге не обязательно соответствуют западной системе, представленной здесь в целях лечения. Лучше всего рассматривать их как две различные системы, одна развилась для нужд современного человека, а другая является традиционным взглядом, накопленным веками и относящимся к тому времени и месту, когда она развивалась.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что найти сейчас настоящего адепта Йоги, который мог бы объяснить традиционный взгляд, очень трудно. Настоящие йоги, которых я встречал, советовали мне не тратить время на системы и методологию, а лучше отправляться
ГЛАВНЫЕ ЧАКРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛЕЧЕНИИ
Сейчас самое время объяснить, что значит оправдывать опыт только потому, что это «наш опыт». Разум обладает безграничной силой воображения. Это очень реальная сила, способная к созданию целой Вселенной.
Что общего между нашей темой и чакрами? Для получения «опыта» требуется разум (мышление). Разум способен к воображению, поэтому он может создать любой внутренний или внешний «опыт» чакр. Следовательно, необходимо проверить себя с помощью йоговских текстов, а еще лучше - опытного учителя. Остерегайтесь воображения и его влияния на восприятие чакр.
Все мои духовные наставники и учителя по оздоровлению советовали ничего не делать с чакрами напрямую. Они объясняли, что чакры разовьются естественным путем, параллельно с углублением нашего внутреннего понимания. Конечно, я не послушался своих учителей и провел много месяцев, выполняя различные упражнения на чакры - с кристаллами, праной, развивая психические силы и применяя множество методов, чтобы «открыть» их. Могу сказать из личного опыта, что эти упражнения принесли больше вреда, чем пользы. Вторжение в природу нарушает гармонию в теле. Будьте осторожны! Многие неприятности случаются во время выполнения таких упражнений. К сожалению, ни один из таких опытов не изменил мою жизнь на длительный срок: они оказались интересными, но бесполезными в плане реальных изменений.
Вот в чем основное различие в восприятии чакр Йогой и Западом. Опыт не имеет никакой ценности в Йоге, в лучшем случае он является абстрактным. Здесь же, на Западе, мы помешаны на опыте. Наша культура жаждет любого опыта, чем он сильнее, тем лучше. Это вредно не только для здоровья, но и для медитации и энергетической медицины.
ЧАКРЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Чтобы понять психологическое измерение чакр, необходимо для начала выйти за рамки разума или ментальных концепций. Если не сделать этого первого основного шага, невозможно объективно судить о разуме и его психологическом складе.
Это очевидно: чтобы правильно рассмотреть объект, мы должны выйти за его пределы; если этого нет, обзор будет ограничен. Все великое видится на расстоянии. Здесь уместна такая аналогия: лучше всего обозревать океан с горы, еще лучше - с самолета, но никак не из воды. Рассматривать психологические аспекты разума, находясь внутри него, все равно, что разглядывать океан из-под воды. Обзор ограничен, а если мы откроем рот, чтобы поговорить, то наглотаемся воды.
Вот почему традиция Йоги так велика. Она была основана просвещенными мудрецами, которые могли рассматривать и рассматривали умственный процесс как отдельное явление. Их восприятие психологии намного глубже, чем то, что получило развитие на Западе. Главное различие заключается в том, что Йога зародилась как холистический подход к телу-эмоци-ям-разуму-духу. Ее взгляд на психологию никогда не отделялся от физического или духовного. Любое ментальное или психологическое восприятие сопровождалось пониманием того, что имеется еще и трансцендентальный фактор. Этот трансцендентальный фактор и переходит из интеллектуальных концепций в нашу бесформенную природу.
Каждая чакра имеет две стороны, противоположных друг другу. Существует множество уровней, на каждом - по два аспекта. Пока мы не перешагнем через двойственность, или полярность, все действует как противоположности. Чакры - не исключение. Любая система, которая не может предложить «позитивное» и «негативное» влияние, только наполовину верна. Здесь я не подразумеваю под «позитивным» или «негативным» «хорошее» или «плохое», скорее это электрическая полярность, - инь и ян. Оба должны существовать вместе.
Каждая чакра имеет то, что , называется трансцендентальным качеством, возвышающимся над ее психологическими аспектами. Когда мы. переступаем пределы двух противоположных ориентации, возникает совершенно иное явление. Современная западная психология имеет тенденцию представлять, будто над созданной ментальной реальностью нет ничего, включая сознание, подсознание и коллективное подсознание. Древние тексты Йоги не отрицали существование психологических проблем, однако в них делался большой акцент на трансцендентальное, чем на анализ причины, последствия и результата наших психологических проблем. Мой собственный опыт доказывает, что когда я выхожу за пределы психологических полярностей, тогда действительно здоров.
Точно так, как существует только одно человеческое тело с уровнями, которые вибрируют на разных частотах, так же и чакры сродни уровням тела, которые совпадают по частоте вибраций. Психологические аспекты чакр, которые соответствуют подходящему телесному уровню по вибрации, перечислены ниже.
ПЕРВАЯ ЧАКРА. ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - НАДПОЧЕЧНИКИ, ЯИЧКИ
Описание. Источник жизнеспособности для физического тела, физической силы и хорошего самочувствия. Руководит областью половых органов, ногами, основанием позвоночника, кожей, костной системой и кровью. Снабжает праной верхние чакры. Первая чакра - центр выживания и деторождения, она вибрирует с физическим телом. Полярность этой чакры -вдох и выдох. Переход за пределы означает возвышение над животными инстинктами выживания.
Дисфункция. Ожирение, геморрой, запоры, инфекции мочевого пузыря, рак, лейкемия, болезни крови, боли в спине, ногах, расстройства в половых органах, а также психические. Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на материальные потребности в жилье, деньгах, пище и собственности. Выживание и деторождение - главное в жизни. Трудности во взаимоотношениях, похоть - аспект секса в этом; центре. Психологическая стабильность, хорошо соотносится с телом и конкретной реальностью.
Вторая ориентация обычно разъединена с материальным миром, конкретной реальностью и физическим телом. Имеет склонность к мечтательности и может быть психически неустойчивой. Также может иметь трудности во взаимоотношениях.
ВТОРАЯ ЧАКРА. ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - ЯИЧНИКИ И ЯИЧКИ
Описание. Источник эфирного тела. Управляет половыми органами и выделительной системой. Область накопления праны. Вторая чакра является центром влияний, чувств, сексуальности и любви/ненависти. Ее полярность -привлечение и отталкивание, то. что нравится. и то, что не нравится. Из полярностей рождаются желания. Переход за пределы этой чакры означает подъем над предпочтениями или тем, что вы любите и не любите. Дисфункция. Импотенция, фригидность, сексуальные трудности или половые заболевания психического происхождения, болезни почек, спины, расстройства кишечника. Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на сексуальные отношения, взаимоотношения и личную силу. Главное в жизни - чувство. Потребность любить и быть любимым, взаимоотношения - важный фактор. Переразвитие приводит к экстравертивности;
Вторая ориентация направлена прочь от личных отношений, что обычно выливается в проблемы, связанные с сексуальностью и физическим контактом. Недостаток личной силы приводит к интровертивности.
ТРЕТЬЯ ЧАКРА. ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - НАДПОЧЕЧНИКИ
Описание. Источник астрального тела, центр индивидуализированного сознания, или эго. Контролирует пищеварение и усвоение пищи в теле. Кроме того, управляет почти всеми внутренними органами, находящимися под диафрагмой, а также температурой тела. Третья чакра является кладовой праны. Ее полярность - это сила: сильный или бессильный (иногда называется «личным магнетизмом»). Когда мы выходим за пределы этой полярности, результатом является мир.
Дисфункция. Диабет, гипогликемия, язвы, заболевания печени, расстройства желудка и кишечника, низкая жизненная сила, нервные напряжения, лихорадки.
Психологические аспекты. Первая ориентация -сильная личность и, как правило, крепкое, энергичное физическое тело. Наличие «магнетизма» может контролировать ситуации ради личной выгоды. Соревнование, власть над другими, личный успех и чувство собственничества во взаимоотношениях - все это находится в центре внимания. Подавляет эмоции. Обычно человек испытывает напряженность или находится под давлением и имеет склонность к экстравертивности.
Вторая ориентация направлена на то, чтобы избежать соревновательности, на желание оставаться незамеченным или невидимым и на отсутствие безопасности в жизни и взаимоотношениях. Эмоциональна. Обычно находится под напряжением и имеет склонность к ин-тровертивности.
Описание. Источник ментального тела, центр любви. Эта чакра контролирует кровеносную и дыхательную системы. Ее полярность мысль, входящая и покидающая сознание. Переход за пределы этой полярности означает возвышение над разумом или мыслью, приводящее к божественной любви. Дисфункция. Астма, высокое кровяное давление, заболевания сердца, легких и детские болезни.
Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на любовь к другим людям. Обычно это человек, который склонен отдавать, делиться, чувствительный и эмоциональный, при этом мягкий и способный легко проявлять эти качества. Любовь нацелена на людей, животных и природу, но не на себя. Прекрасно ладит с людьми, но, возможно, некрепко стоит на ногах в физической реальности, ориентирован на признание других.
Вторая ориентация выражается в недостатке любви к самому себе и в состоянии отгороженности от других. Может общаться с окружающими, но без любви. Обычно накопленная с детства боль не дает любви проявиться: любовь не выказывается и не принимается, так как это усиливает боль. Может быть холодным и бесчеловечным.
Описание. Источник духовного тела, контролирует область горла и голосовые связки. Пятая чакра является центром экспрессии и очищения. Ее полярность - жизнь и смерть: перешагнуть за пределы жизни и смерти означает узнать бессмертное, или духовное, Я, хотя и все еще в форме индивидуализированного сознания.
Дисфункция. Больное горло, простуды, заболевания шеи, нарушения функций щитовидной железы.
Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на способность выражать идеи и общаться с другими людьми. Спонтанные реакции на людей и обстоятельства, общая нехватка страха. Вторая ориентация заключается в неспособности ясно выражаться. Удерживание эмоций в угон центре приводит к тому, что все «засоряется». Страх проявить себя, недостаток непосредственности, спонтанности. Личность не способна к самовыражению в работе или в жизни, к созданию новых идей. В общем, робкий, полный страха.
Описание. Источник космического тела, контролирует глаза, нос, нижнюю часть мозга, эндокринную и нервную системы. Шестая чакра является центром интеллекта, или тонкого разума. Он имеет способность проникать сквозь завесу иллюзии, которые являются источником наших проблем. Центр имеет полярность созидания и разрушения, переход за пределы дает возможность увидеть сознание. Дисфункция. Слепота, головные боли, простуды, рак, аллергии, нарушения в эндокринной системе.
Психологические аспекты. Первая ориентация проявляется в остром уме, развитом интеллекте и проницательности.
Вторая ориентация - тупой разум, замедленная реакция, нехватка проницательности, возможны тенденции к психозу или психическим расстройствам.
Описание. Источник седьмого тела, контролирует мозг и все остальные чакры. Седьмая чакра является центром чистого сознания, абсолютный источник очевидного и невероятного. Полярность - бытие или небытие, переход за пределы означает быть над всем, Высшее Знание.
Дисфункция. Болезни мозга, нарушения в психике, эндокринной системе. Психологические аспекты. Нет.
Мы, люди, постоянно меняемся. Мы есть движение. Прана - наше движение. Чакры, как и все наше тело, оживляются праной. Это жизнь в форме, знакомой большинству из нас. Очевидно, в любое время мы представляем собой сочетание всех этих чакр и они не отделимы друг от друга.
Мы можем говорить лишь о «степени» дисбаланса в чакрах. И лишь в крайне патологических или психических случаях или в случае смерти чакра оказывается «закрытой». Так как мы находимся в постоянном движении, невозможно втиснуть человеческую природу в жесткую, неподвижную систему, разве что эта система будет тоже постоянно меняться. Даже такое толкование чакр само по себе постоянно меняется - его можно использовать только в качестве общих указаний в определенном направлении.
Каково это направление? Это переход за пределы психологических аспектов личности. Быть личностью - нормальное явление, кто ею не бывает? Быть озабоченным своей личностью - это уже болезнь. Каждый человек есть проявление чистого Источника, Бога или Сознания. Постоянно напоминать об этом себе и остальным, по моему мнению, означает как можно лучше использовать чакры.
Вот что говорит Шри Бхагаван Рамана Ма-хариши о медитировании и использовании чакр.
Вопрос: Так кик Шри Бхагаван -говорит, что Эго может функционировать в любом центре или чакре, так как оно располагается в Сердце, разве невозможно путем интенсивной концентрации, или дхьяны (медитации), на точке между бровями сделать этот центр местом расположения Эго?
Ответ: Любые предположения относительно места расположения Эго- теория, если вы имеете в виду только место в теле. Предмет, явление или место, на которых вы сосредоточиваете свое внимание, становятся видимыми. Но это всего лишь ментальный образ. И наоборот, когда вы внутренним взором видите само явление, вы сливаетесь с Эго и становитесь единым целым. Это и есть Сердце.
Сердце, о котором говорит Рамана, это не четвертая чакра и не сердечная чакра, это еще одно имя Эго, или Бога, или Любви.