Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Библия, Трипитака, Веды, Талмуд, Коран... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
БОКЛЬ Генри Томас (1821—62)— англ. историк и социолог-позитивист. Подвергая критике теологическую трактовку истории, Б. ставил своей задачей открыть закономерности исторического процесса и показать их действие на примере ряда стран. Вслед за Контом он считал гл. фактором исторического развития интеллектуальный прогресс и накопление практических знаний, отрицая наличие нравственного прогресса. Будучи представителем географического детерминизма, объяснял особенности исторического развития отдельных народов влиянием естественных факторов (ландшафта, почвы, климата, а также характера пищи). Соч.— “Истории цивилизации в Англии” (1857—61). БОНАВЕНТУРА (Джованни Фидан ца) (1221—74) — итал. схоласт, учился в Парижском ун-те, где был затем проф., с 1257 — глава францисканского ордена. В 1482 был канонизирован. Объявлен одним из учителей католической церкви. Отстаивал августиниан-скую (Августин) теологию в противоположность своему современнику Фоме Аквинскому, учение к-рого (Томчзм) представляло собой попытку синтеза христианской теологии и аристотелиз-ма. Теория познания Б. опирается на неоплатонизм и пронизана мистикой. Человеческое познание Б. оценивает, даже имея в виду его вершины, включая учение Аристотеля, как темноту по сравнению с божественным светом. Истина постигается озарением, к-рое христианин получает как благодать; условие познания истины — благочестивая жизнь и молитва. В споре об универсалиях придерживался позиции реализма (Реализм средневековый). Б.— олицетворение католической ортодоксии, гонитель Р. Бэкона. БОР Нильс (1885—1962)—датский физик, один из творцов квантовой теории, лауреат Нобелевской премии. Научные интересы Б. находились на стыке физики и философии, в сфере анализа понятийного аппарата физических теорий. В период создания новой атомной модели (1913) сформулировал принцип соответствия. Для преодоления методологических трудностей в развитии квантовой механики, ее интерпретации Б. выдвинул и развил принцип дополнительности — способ описания, к-рый стал применяться в различных сферах познания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций. В последние гг. жизни, преодолевая влияние позитивизма. Б. подходил к материалистической и диалектической трактовке ряда проблем квантовой механики и теории познания. Процесс сближения науки и политики приводил Б. к пониманию того, что ученый-атомник должен быть как физиком, так и политиком, осознавать ответственность, связанную с прогрессом знаний и судьбами человечества. Б. активно выступал за мир и международное сотрудничество, за мирное использование атомной энергии. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ — противодействие организмов неблагоприятным для их жизни и распространения факторам неживой и живой природы. В результате Б. з. с. выживают и оставляют наиболее обильное и жизнеспособное потомство те особи, к-рые оказываются лучше приспособленными к окружающим условиям. Б. з. с.— одна из форм взаимоотношений между организмами внутри одного вида и между представителями разных видов, является фактором эволюции растений и животных. Перенесение Б. з. с. на человеческое об-во послужило источником со-циал-дарвишзма. БОРЬБА КЛАССОВ — см. Классовая борьба. БОТЕВ Христо (1849—76) — болгарский поэт и философ-материалист, один из вождей Апрельского национально-освободительного восстания (1876). В мировоззрении Б. тесно сливались революционный демократизм и утопический социализм. Большое влияние на формирование его взглядов оказали Герцен и Чернышевский. Горячий патриот и вождь крестьянской болгарской революции, Б. считал возможным создание социалистического строя в стране сразу же после ее освобождения от ига турецких феодалов и отечественных эксплуататоров, полагая,что социалистические начала присущи крестьянской общине. Под влиянием “Капитала” Маркса и рабочего движения на Западе Б. в последние годы жизни пришел к выводу, что творцом социализма будет пролетариат, однако под пролетариатом ошибочно понимал бедноту вообще. По своим философским взглядам Б.— материалист, развивавший нек-рые элементы диалектики, и атеист; в понимании общественных явлений был идеалистом; исторический процесс он рассматривал как результат совершенствования разума в ходе борьбы народных масс. В его поэтическом творчестве органически слиты реализм и революционная романтика. БОЭЦИЙ, или, точнее, Аниций Манлий Северин (480—524),— позднерим-ский философ; формально представитель неоплатонизма. Фактически его философия отличалась большим эклектизмом, он проявлял склонность к точным наукам, а в морали его взгляды отмечены даже стоицизмом. Б, переводил и толковал логические соч. Аристотеля, а также “Введение в категории Аристотеля” Порфирия. Он переводил Евклида и трактовал “Основания арифметики” Никомаха. Ему принадлежит также трактат о музыке с тщательно разработанной теорией греч. музыки. Осн. его философское соч.— пользующийся мировой известностью стоически окрашенный трактат “Об утешении философией”, повествующий о терзаниях души в связи с трагическими обстоятельствами жизни самого автора. Нек-рые из его переводов Аристотеля считаются подложными. БРЕЙ Джон Фрэнсис (1809—95) — англ. социалист-утопист, экономист, деятель рабочего движения. Рабочий, самоучка. Движущую силу развития человечества видел в материальных потребностях людей, корень бедствий трудящихся — в системе обмена. Стоимость, учил он, создается только трудом. Производительные силы и труд необходимо обобществить. Будущее коммунистическое об-во рисуется близким идеалу Оуэна. Идеи Б. оказали влияние на Прудона и его школу. Будучи активным участником чартистского движения, Б. отчетливо сознавал классовые противоречия в об-ве и то, что коммунизм может быть построен только благодаря движению рабочего класса, однако считал, что путь к нему лежит через реформы. В своих книгах “Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению...” (1839) и “Путешествие из Утопии” (1841) дал уничтожающую критику капитализма на примере Англии и США. БРЕНТАНО Франц (1838—1917) — австр. философ-идеалист. Преподавал философию в Вюрцбурге и Вене. В противовес кантовскому критицизму Б. выдвинул собственную философскую систему — метафизику, проникнутую духом теизма и католической схоластики. Гл. предметом исследований Б. была психология, где он создал идеалистическое учение об “интенционально-сти” психических феноменов. Согласно этому учению, психика всегда интен-циональна, т. е. всегда есть отношение к ч.-л., направлена на ч.-л., но сам ее предмет не обязательно существует реально. Таким образом, Б. проводил резкую границу между физическими и психическими явлениями. Взгляды Б. оказали влияние на Гуссерля и др. буржуазных философов, а также на развитие психологии. Осн. соч.: “Психология с эмпирической точки зрения” (1874), “О происхождении нравственного познания” (1889), “Четыре фазы философии” (1895). БРИДЖМЕН Перси Уильямс (1882— 1961) — амер. физик и философ; проф. математики и естественной философии Гарвардского ун-та (Кембридж); лауреат Нобелевской премии за работы по физике высоких давлений (1946). В философии Б.— основатель и глава субъективно-идеалистического течения, наз. операционализмом. Философские взгляды Б. изложены в книгах “Логика современной физики” (1927), “Природа физической теории” (1936). БРОЙЛЬ Луиде (1892—1987) — фр. физик, проф. Парижского ун-та, иностранный член АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1929). Один из создателей совр. теории движения микрообъектов — квантовой механики. Теоретические исследования Б., установившего один из важнейших законов природы, согласно к-рому все микроскопические материальные объекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами, составили фундамент совр. квантовой механики. Б. занимался релятивистской квантовой механикой, теорией электронов, вопросами строения ядра, теорией распространения электромагнитных волн в волноводах и т. д. Б. выступал за “причинную” интерпретацию квантовой механики, отстаивал материалистические позиции в трактовке явлений микромира. БРУНО Джордано (1548—1600) — итал. философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. После 8-летнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Мировоззрение Б. сложилось под влиянием идей античной философии (сначала неоплатонизма и пифагореизма, а затем материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Эпикура и Лукреция), итал. материалистического вольномыслия эпохи Возрождения и совр. ему науки, особенно гелиоцентрической теории Коперника. Последовательно отождествляя бесконечного бога с природой, Б. еще решительнее, чем Николай Кузанский, утверждал бесконечность самой природы. Используя открытие Коперника, Б. стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от весьма существенных недостатков: от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. В результате Б. пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного миров, состоящих из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Б. допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, к-рая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их движущее начало. Здесь Б., как и большинство античных материалистов, становился на позицию гило-зоизма. Б. развивал также ряд диалектических положений: о единстве, связности и универсальном движении в природе, о совпадении противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Осн. соч.: философские диалоги “О причине, начале и едином”, “с0 бесконечности, вселенной и мирах” (1584). БУДДИЗМ — религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” — нирваны. Зародился в Индии в 6—5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана, в 3 в. до н. э. провозглашается официальной религией. В настоящее время распространен в Шри Ланке, Японии, Китае, Непале, Бирме, Тибете (в форме ламаизма) и др. странах. Б. исповедуют около 500 млн человек. Основатель Б. Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным), в период образования крупных государств выразил протест народных масс против брахманской религии, освящаемых ею кастовых различий, сложных обрядов поклонения богам и жертвоприношений. Он искал освобождение от страданий в нравственном усовершенствовании, к-рое достигалось путем ухода от жизни, погружением в нирвану. Будда отверг существование бога-отца, отрицал религию Вед, но он (с нек-рыми изменениями) принял их учение о круге рождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Вначале идеи Б. передавались в форме притч, сказаний и т. п. В 3—1 вв. до н. э. идея Будды о спасении получила философскую трактовку в учении о мире и человеческой личности как потоке сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм. Путь спасения, по этому учению, заключается в подавлении “беспокойства” дхарм. В первых вв. н. э. буддийская религия принимает совершенно иной характер. Место простого почитания памяти учителя занимает культ обожествленного Будды. Спасение человека ставится в зависимость от милости божества, к-рую можно снискать повторением священных сутр. Новая религия получила название махаяны (“большая колесница”), в отличие от традиционного, идущего от Будды направления — хинаяны (“малая колесница”). В противоположность хинаянистским философам, к-рые считали материальные и психические дхармы реальными, махаянистские философы доказывают нереальность дхарм, нереальность всего мира. Учение о нереальности дхарм, или о шуньяте (пустоте), было логически обосновано Нагарджуной (2 в.). От др. махаянист-ских сутр трактаты Нагарджуны отличались логической доказательностью и последовательностью. Рационализм Нагарджуны стал исходным пунктом развития буддийской логики, представителями к-рой были Дигнага и Дхар-макирти (5—7 вв.). Учение Нагарджуны о нереальности понятийного мышления и об абсолютном интуитивном знании стало основой позднейших идеалистических школ (мадхьямика, виджня-навада), тантрического Б. и даже дзэн-буддизма. В настоящее время сторонники Б. подчеркивают его “рационалистический”, “атеистический” характер, называют его “религией без бога”. В сущности же эти новые эпитеты имеют своей целью пропаганду модернизированной буддийской религии. Философия Б. (буддийская философия) классифицируется по принадлежности к различным направлениям хинаяны и махаяны. К хинаяне относятся философские школы вайбхашиков и саут-рантиков. Их последователи верят в реальное существование того, что воспринимается органами чувств. В основе всех явлений прошлого, настоящего и будущего лежит первичная и низменная субстанция, состоящая из пяти сканд, или элементов, к-рые могут принимать различные временные формы. Большое значение придается проблеме познания, признаются два источника познания — восприятие и вывод. Примыкающие к махаяне последователи школы йогачаров считают все свойства внешнего мира порождением разума. Все знания человека не истинны, а являются плодом воображения, или майя. Мир явлений со своей видимостью существования — порождение разума, к-рому свойственна внутренняя тенденция, направленная на создание воображаемой кажимости существования объектов. Даже если объект и существует, то человек познает его посредством идей о нем. Последователи мнстико-ндеалистического направления шунья-вада (от санскр. “шунья” — пустота) не отрицают существования внешнего мира и не принимают его (поэтому и путь наз. срединным). Действительность, с их т. зр., относительна, все реально в определенных пределах; осн.— учение о дхармах, или составных частях сознания, любой предмет, вещь, явление представляет поток дхарм. следующих одна за др. в непрерывной последовательности. И человек, и любой предмет представляют набор дхарм. Все дхармы мгновенны и в свою очередь зависят от чего-то. “Закон зависимого происхождения” — сердцевина буддийской философии. Согласно ему, ничего не существует само по себе, все зависит от чего-нибудь; все существующее в мире временно. Осн. идея этой махаяиистской школы Б.— обоснование тождества существования и несуществования, нереальности существования реального мира. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Высшие ступени аутогенной тренировки... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|