Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Сонник Миллера. Толкование снов... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — рус. философ-идеалист, религиозный и общественный деятель. Закончил Московский -ун-т, преподавал политическую экономию в Киеве, Москве, Симферополе. Был депутатом 2-й Государственной думы от Орловской губернии. В 1918 принял священство. Один из гл, идеологов рус. религиозно-философского ренессанса, участник сб. “Проблемы идеализма” (1902), “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). С 1923 в эмиграции; был проф. Богословского института в Париже (1925—44). Эволюционировал от неокантианства и “легального марксизма” к трансцендентальному идеализму и “философии всеединства”. Подобно Соловьеву, стремился создать универсальный синтез богословия, философии и науки. Под влиянием Флоренского увлекся проблемами софиологии. Центральное место в философии Б. заняли вопросы космологии, в т. ч. разработка таких категорий, как “мировая душа”, “софия” и др. Он пытался обосновать своего рода “софиологический монизм”, различая “софию божественную” (мир божественный) и “софию тварную”. (мир вещественный). Оба мира интерпретируются им как тождественные, едниосушие, благодаря тому, что софия, причастная к обоим мирам, является как бы посредником между ними. Тео-космические мотивы мировоззрения Б. оказались тесно связанными с традициями рус. космизма (Федоров, Флоренский и др.). Осн. произв.: “От марксизма к идеализму” (1903), “Два града” (1911), “Философия хозяйства” (1912), “Свет невечерний” (1917), “Купина неопалимая” (1927). БУЛЬ Джордж (1815—64)—англ. логик и математик, разработал исторически первую систему математической логики, впоследствии названную алгеброй логики. Идея аналогии между алгеброй и логикой определила все направление его логических исследований, изложенных в двух осн. трудах: “Математический анализ логики” (1847) и “Исследование законов мысли...” (1854). БУТЛЕРОВ Александр Михайлович (1828—86) — рус. химик. Важнейшим вкладом Б. в мировую науку было создание теории химического строения, лежащей в основе совр. представлений о природе химических соединений. Эта теория раскрыла связь свойств вещества с существованием устойчивой и специфичной для каждого вида веществ упорядоченности химических взаимодействий атомов в молекулах. Этот структурный принцип, утвердившийся в химии, стал заметным шагом в преодолении механицизма, способствовал диалектическому пониманию системности и структурности объектов. Теория химического строения Б. сыграла важную роль в практической организации промышленного производства веществ с заданными свойствами. Достижения структурной химии способствовали широкому распространению и утверждению идей системного подхода в др. науках. БХУТАВАДА (элементаризм) — одна из концепций древнеинд. философии. Упоминается уже в Упанишадах и эпосе (Махабхарата). В нек-рых позднейших источниках фигурирует как разновидность локаяты. Согласно учению Б., все различия предметов по их свойствам происходят от различия в сочетаниях материальных элементов, образующих эти предметы. Сознание — результат особого сочетания материальных элементов, к-рое, раз возникнув, может воспроизводить себе подобные сочетания, но др. сочетания никогда не смогут привести к возникновению сознания. Как и последователи локаяты, приверженцы Б. были сенсуалистами в гносео--логии и гедонистами в этике. Древнейших текстов Б. не сохранилось. БЫТИЕ. 1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В применении к об-ву употребляется термин “общественное Б.”. Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. С др. стороны, недостаточным является подчеркивание только объективности Б., т. к. в таком случае остается невыясненным вопрос о материальном или идеальном характере Б. Признавая Б. первичным, а сознание — вторичным, диалектический материализм тем не менее трактует сознание не как пассивное отражение, но как активную силу, оказывающую воздействие на Б. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д. как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений. БЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ— философская категория, означающая совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания и в конечном счете его определяющих (Общественное бытие и общественное сознание). Разработка классиками марксизма категории Б. о. имела решающее значение для преодоления идеалистической и натуралистической трактовок общественного развития, для материалистического решения основного вопроса философии применительно к об-ву и тем самым для материалистического понимания истории. БЭКОН Роджер (ок. 1214—92) — англ. мыслитель, провозвестник опытной науки нового времени, идеолог городских ремесленных слоев. Обличал феодальные нравы, идеологию и политику. За свои взгляды Б. был в 1277 отстранен от преподавания в Оксфордском ун-те и по приказу церковных властей заточен в монастырскую тюрьму. Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов. Осуждая схоластическое начетничество и слепое преклонение перед авторитетами, он призывал к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др. предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. Гл.соч.: “Большой труд” (Opus n-iajus, 1266—68). БЭКОН Фрэнсис (1561—1626) — англ. философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. При короле Якове I достиг высокого положения в государстве, став лордом-канцлером. Автор знаменитого трактата “Новый Органон” (1620) (в отличие от “Органона” Аристотеля) , в к-ром развил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Б. считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Поэтому он резко выступал против схоластики. Предшествующая наука страдала либо “догматизмом”, поскольку ученый выводил систему положений, подобно тому как паук ткет свою паутину, из собственных понятий, либо “эмпиризмом”, поскольку он стремился лишь к собиранию неосмысленных фактов. Т. обр., по отношению ко всему предшествующему знанию Б. требует занять скептическую позицию. Однако Б. признает возможность достоверного знания, но для достижения истины считает необходимой реформу метода. Первым шагом этой реформы должно быть очищение ума от постоянно грозящих ему заблуждений (“идолов”). Часть этих заблуждений порождается склонностями ума. присущими всему человеческому роду, часть — склонностями, свойственными отдельным группам ученых или отдельным лицам, часть — коренится в несовершенстве и неточности языка и, наконец, часть — в некритическом усвоении чужих мнений. После устранения ложных воззрений возможно построение новой науки на основе истинного метода. По Б., наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылками ее выводов (“средними аксиомами”) будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения, или индукции. Предпосылку индукции образует аналитическое понимание эксперимента. Односторонне развитое, оно привело, по словам Энгельса, к тому, что Б. (а за ним Локк) перенес метафизический метод мышления, сложившийся в науке 15—16 вв., из естествознания в философию. В своей теории индукции Б. впервые указал на значение т. наз. .“отрицательных” инстанций, т. е. подбора случаев, противоречащих ранее сделанному обобщению и тем самым требующих его пересмотра, как недостаточно обоснованного. Заслуга Б. в развитии философии заключается в том, что он, во-первых, восстановил материалистическую традицию и произвел — под этим углом зрения — переоценку философских учений прошлого; возвысил ранний греч. материализм и вскрыл заблуждения идеализма. Во-вторых, Б. выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу — как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи является движение, не ограничиваемое у Б. механическим перемещением (он насчитывал 19 видов движения). Все эти воззрения Б. отражают новые потребности и запросы, к-рые в эпоху первоначального капиталистического накопления в Англии предъявлялись науке. Однако Б. не был последовательным материалистом. Его учение еще полно, по выражению Маркса, “теологической непоследовательности”. Политические убеждения Б. отразились в “Новой Атлантиде” (1617)—утопии, изображающей процветающее идеальное об-во, в к-ром жизнь организована на рациональных основах науки и развитой техники, но с сохранением господствующих и подчиненных классов. БЮРОКРАТИЯ (фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая (политическая, экономическая и др.) система, делающая осн. правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство; 2) носитель этой системы — слой привилегированного чиновничества. С деятельностью Б. связаны чинопочитание, карьеризм, угодничество и т. п. явления и то, что обычно называют бюрократизмом: формализм, бездушие, волокита. Б. неизбежно возникает и развивается в классово антагонистическом об-ве, начиная с ранних рабовладельческих государств и кончая совр. государственно-монополистическим капитализмом, в условиях к-рого она обрела значительные масштабы и силу. Вебер создал социологическую теорию Б., согласно к-рой под Б. понималась рационально построенная организация, отвечающая определенным формальным критериям. В марксистской традиции Б. связана как раз с возникновением превращенных форм (Форма превращенная) деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей. Теория марксизма ставила перед социалистической революцией задачу уничтожения Б. Считалось, что социалистическая демократия, требующая широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности, несовместима с Б. Поэтому социалистическая революция ломает бюрократическую систему, старой государственной машины. Однако в результате деформаций целей и идеалов социалистической революции в СССР сложилась административно-командная система с бюрократическим аппаратом, к-рын фактически отстранил народ от участия в управлении, привел к его отчуждению от власти. Поэтому перестройка предполагает преодоление Б., ломку авторитарной бюрократической системы. В совр. условиях борьба с бюрократизмом приобретает особое значение. Она связана с борьбой против командно-административных деформаций социализма, за высокую организованность, дисциплину, ответственность и самостоятельность в работе; предполагает развитие социалистического самоуправления народа в рамках правового государства, защиту прав и свобод личности. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Что такое эгрегор и как они вылядят?... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|