Существует древняя легенда о Пране в Прашна Упанишад .
ЧТО такое ПРАНА.
Духовность есть не что иное, как понимание игры сознания, попробуйте раскрыть обман, обратившись к его источнику.
Шри Нисаргадатта Махарадж.
Существует древняя легенда о Пране в «Прашна Упанишад». Группа верующих обратилась к учителю за высшим знанием. Учитель согласился ответить на их вопросы при условии, что они проведут целый год в медитации, приняв на этот срок обет безбрачия. Это условие было поставлено для того, чтобы они могли контролировать свои чувства. Они согласились. По прошествии года один из них спросил: «От чего произошли все существа?» В ответ было сказано, что создатель, желая доставить себе удовольствие, придумал противоположности, материю и дух, чтобы они и произвели все сущее. Прана, дух, изображается в виде Солнца, а материя - в виде Луны. Эти противоположности - дух и материя - вместе составляют Вселенную.
Ученики задали другой вопрос: «Сколько божеств поддерживают человека и какое из них главное и наиболее почитаемое?» Учитель спросил у самих божеств, сколько их (разумных импульсов) управляют телом и кто из них главный? Ответили все божества. Космос сказал: «Я главный», то же самое ответили Воздух, Огонь, Вода, Земля, Речь, Разум, Зрение, Чувство и Слух. Каждый из них считал, что именно он поддерживает организм и позволяет ему функционировать.
Главная Прана сказала божествам: «Не заблуждайтесь, это я не позволяю организму развалиться». Те не поверили. Видя такое отношение, главная Прана начала подниматься над телом. Тут же за ней последовали все остальные. Тогда Прана. успокоилась, все тоже успокоились. Убедившись в правоте Праны, все остальные божества признали ее самой главной. Истина заключается в том, что как спицы держатся на ступице колеса, так и все в организме надето на ступицу праны.
Учитель продолжил развитие этой идеи. Именно Прана связана со всеми органами и объединяет весь организм в единое целое. Прану почитают как создателя, разрушителя и хранителя всей Вселенной. Прана предстает в виде солнца, дождя, огня, воздуха, силы, управляющей всем миром и небесами. Ее почитают как всеохватывающую сущность и властелина всего сущего.
Ученик задал новый вопрос: «Откуда берется прана, как она попадает в тело и поддерживает физический мир?» Учитель ответил: «Прана возникает из Себя (чистое сознание). Разум ведет ее к телу и здесь она делится на пять управляющих сил. Прана действует, как царь, распределяющий работу между своими министрами, - в этом случае каждая из пяти пран управляет определенной областью тела».
Эта история символически объясняет природу и действие праны. В сущности, все древние трактаты используют метафоры и образы для объяснения знаний, почерпнутых мудрецом из непосредственного восприятия реальности. Древние применяли субъективный метод исследования и испытания реальности так же, как современные ученые пользуются объективными методами для изучения реальности: Оба метода действенны, но так как наука все же признала прану, это руководство будет следовать мудрости древних йогов или мудрецов, которые много лет тому назад владели секретами праны.
Прана - жизненная энергия Вселенной. Любое существо живо благодаря Пране, Разные школы по-разному называют прану: жизненная сила, ки, чи, ци, оргон и просто «энергия». Хотя прана часто ассоциируется с дыханием, она им не является. Прана следует за дыханием, но это не одно и то же. Прана входит в тело и выходит из него, следуя за движением дыхания. Природа праны - движение.
Прана на санскрите означает «впереди (про) дыхания (ана)». Прана нейтральна, это чистая энергия без всяких качеств. Чистая энергия может принимать любое качество, не теряя своей чистоты; точно так же в одежде мы обращаем внимание на фасон, но остаемся при этом самими собой.
Прану можно использовать для помощи во время медитирования, занятий боевыми искусствами и в лечебных целях. Она придает жизнестойкость физическому телу, а также укрепляет разум. Прана является физической и умственной энергией: «Движение мысли в мозгу возникает из движения праны, а движение праны возникает из-за движения мысли в сознании. Так они образуют цикл взаимозависимости, как волны и течения в воде». Эта цитата взята из древнего трактата, одного из наиболее почитаемых в Индии, ему более пяти тысяч лет. Информация, представленная здесь, не нова. Целая наука была основана на воздействии праны и существует уже несколько тысячелетии.
Йога учит, что в организме имеется пять видов праны
Традиционно Йога учит, что в организме имеется пять видов праны: прана, апана, самана, удана и вьяна. Есть также космическая всеохватывающая Прана, которая является источником этих пяти пран, заключенных в теле, каждая из которых обладает конкретной функцией. Из этих пяти пран тела, прана и апана признаны самыми главными. Прана располагается в сердце и голове, апана - в основании позвоночника и известна под названием «нижнее дыхание». Прана и апана вместе образуют полярность дыхания. Эти две силы и дают нам возможность дышать. Прана - это солнечный аспект (мужской), а апана - лунный (женский). Что касается других пран, самана находится в районе пупка и называется «верхним дыханием», удана концентрируется в горле, но движется вверх-вниз по всему телу, а вьяна рассеяна по всему телу, она поддерживает и сохраняет весь организм. На страницах этой книги мы будем называть все пять пран одним словом - прана. Когда будет подразумеваться космическая Прана, это название будет написано с большой буквы.
Праническое лечение является дисциплиной Йоги
Праническое лечение является дисциплиной Йоги, которая в свою очередь принадлежит к ведическим наукам. Что такое Йога? Существует множество различных дисциплин Йоги, некоторые из них имеют дело с телом, другие - с разумом, третьи - с оккультными силами, четвертые - с самореализацией, или просвещением.
Первоначально древние мудрецы были знатоками во всех известных науках: Аюрведа (медицина), позы Йоги, медитации, математика, астрология, геология, боевые искусства и религия. Все они назывались ведическими науками. Обычно мудрец специализировался в одной области, но должен был знать основы всех восьми отраслей знания. Аюрведа, Хатха-йога и Пранаяма занимались физическим телом. Праническое оздоровление вышло из этих дисциплин ведического учения.
В общем смысле Йога - это метод, посредством которого достигается «единение» с Божественным, или Богом. Хотя можно заниматься Хатха-йогой, не осознавая никакой связи с Божественным, это будет не Йога в полном смысле слова, а просто индийская техника упражнений для поддержания физического здоровья. Однако если мы занимаемся Хатха-йогой, зная, что разум, прана и тело происходят из неизвестного нам источника, и ищем этот источник, тогда это Йога в чистом виде.
Йога - это не метод и не практика, скорее это наши поиски того неизвестного источника - вот что такое Йога. Праническое оздоровление - просто методика, его можно использовать как Йогу, оно поведет нас к источнику нашей жизненной силы и к источнику всего сущего.
Йога, как она определяется в этой книге, - учение мудрецов и трактаты, которые ведут нас от тела к первозданному, находящемуся над очевидным и непонятным. «Я приветствую Высшее Я. Это был Я, который первым принес выдающиеся знания Хатха-йоги. Хатха-йога - лестница для того, кто желает достичь самой высшей ступени Раджа-йоги» (Хатха-прадипика} .
Праническое оздоровление - это ненасильственный подход к здоровью, которым может овладеть каждый, он не разрушает ни тело, ни разум, ни эмоции. Здесь нет различий между людьми, каких-либо систем и классификаций. Заряжая энергией тело, прана обновляет его естественным путем, наделяет способностью бороться с болезнью и поддерживать хорошее здоровье. Этому методу оздоровления столько же лет, сколько и человечеству, он является абсолютно естественным для расы людей. Праническое оздоровление представляет собой холистический подход, он оздоровляет весь человеческий организм - тело, разум, эмоции. Настоящее оздоровление должно воздействовать не только на проявившуюся болезнь, но и на ее корень, тогда оно будет эффективным.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАНЫ И РАЗУМА
Прана движется естественно, как и разум. Что же такое разум? Разум есть процесс мышления с подъемом и спадом, или появляющийся и исчезающий в сознании, который обычно называют «мышление».
Разум - это поток мыслей. Разум и прана - два аспекта одного явления, оба существуют вместе и неделимы. Прана - источник движения, а разум - источник ума. Поэтому прана необходима для любых действий, включая и мышление. При замедлении дыхания замедляется и течение мыслей. Йоговская пранаяма, эффективная техника медитирования, использует это знание для успокоения вечно активного разума. «Управляя жизненной силой, разум тоже сдерживается: как исчезает тень, когда убирают предмет, так же исчезает разум, когда ослабевает жизненная сила». Понимание этого явления есть основа всего эзотерического оздоровления. Понимание того, что разум и энергия полностью взаимозависимы, необычайно важно, но мало кто из нас осознает его подлинную силу. Термин «сознание» в контексте книги является синонимом к словам Существование, Источник, Я, Любовь и Бог. Разум часто путают с Сознанием. Разум - это то, что осознается сознанием. Что же такое тогда Сознание? «Существование, или сознание - это единственная реальность. Сознание плюс бодрствование мы называем бодрствованием. Сознание плюс сон мы называем сном. Сознание плюс сновидение мы называем сновидением. Сознание - это экран, на котором появляются и проходят все картины» (Шри Романа Маха-риши).
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТЕЛА и Прана
Когда свет (чистое сознание) наполняет все тело, он сливается с ним, проникает в него и отгораживается от мира чуждого.
Шри Рамана Гита
Есть только одно человеческое тело, однако существуют уровни, вибрирующие на различных частотах. Тонкие, или высокочастотные, уровни воздействуют на низкочастотные до тех пор, пока наконец не достигнут физического уровня, который вибрирует на самой низкой частоте. Вот самое простое объяснение целого человеческого тела.
Другой способ взглянуть на это - приготовьте пять кругов из бумаги, один больше другого. Наложите их друг на друга и смотрите на свет. Та область, где они все совпадут, наиболее плотная - это физическое тело. Заблуждение думать, что все тела существуют отдельно друг от друга. Пока существует индивидуальное сознание, или эго, существует и объединенное тело.
Это эго-тело известно в Йоге как тонкое тело (пурьястака, или ативахика). По традиции, Йога говорит о трех телах: плотное, тонкое и причинное и пяти «ножнах»: материальные, жизненные, разума, мудрости и радости. Слово «ножны» употребляется в Йоге потому, что в них вкладывается чистая сущность сознания, т.е. бессмертная реальность.
Система, которую использую я, отличается не в сути, а в терминологии. Я говорю о семи телах, что соответствует современному взгляду. Первое тело - физическое; второе -эфирное (жизненное или энергетическое); третье - астральное (или эмоциональное) ; четвертое ментальное; пятое - духовное (или интеллектуальное); шестое - космическое (часто называемое чистым сознанием, при том, что есть и индивидуальное сознание); и седьмое невозможно назвать, так как оно сверх содержания и формы.
«Идея, поддерживаемая сознанием, оказывается телом, - объясняет Йога Васистха. - Оно имеет соответствующее тонкое тело (пурьястаку, или ативахику), состоящее из разума, интеллекта, эго и пяти элементов. «Я» бесформенно, а пурьястака скитается в этом создании в чувствительном и бесчувственном телах, пока не очистится, пребывает в глубоком сне и добивается освобождения».
Я изучил различные системы человеческого тела и предпочел эту терминологию как отвечающую моему собственному опыту в лечении, медитировании и изменившихся состояниях разума. Когда у меня нет никаких мыслей, нет и никакого тела или тел, только сознание. Для поддержания существования тел требуется разум. Часто эти системы дают ложную информацию о телах, так как человек или люди, связанные с ними, никогда не выходили за пределы разума или тонкого тела. Та же информация, пришедшая по каналам интуиции, т.е. от сущности, не имеющей физического тела, является тонким разумом и поэтому сомнительна.
Лично я доверяю Йоге по двум причинам: она существует на протяжении тысячелетий и была уже проверена и перепроверена, и она отвечает моему собственному опыту. Несмотря на современную терминологию, все же эта книга следует традиции древней Йоги.