ПЯТЬ СКАНДХ И ДОКТРИНА СОЗНАНИЯ...
Когда буддийская психология определяла понятие "личность", или то, что мы называем "индивидуальным", как совместное функционирование пяти групп (санскр... скандха), то это определение было не более чем описанием активных и реактивных функций сознания индивидуума в последовательности их нарастающей плотности или "материальности" и в пропорции их нарастающей тонкости, дематериализации, подвижности и одухотворения (т...
ДВОЙСТВЕННАЯ РОЛЬ УМА (МАНАС)...
Таким образом, объект седьмого вида сознания (манас) – это не чувственный мир, но вечно текущий поток становления, или "глубинное сознание", которое не ограничивается ни рождением, ни смертью, ни индивидуальными формами проявления... Поскольку рождение и смерть – это двери, соединяющие одну жизнь с другой, то беспрерывный поток сознания, протекающий через них, содержит на своей поверхности не только причинно обусловленные состояния бытия, но и целостность всех возможных состояний сознания, общий итог всех переживаний безначального "прошлого", которое тождественно безграничному "будущему"...
ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ...
Опыт бесконечности, выраженный священным слогом ОМ, формирует основу и отправную точку Великой Колесницы, углублен и уравновешен опытами внутреннего единства и целостности всей жизни и сознания... Это единство осуществляется не произвольным отождествлением собственного сознания с сознанием других существ (т...
ЛОТОС КАК СИМВОЛ ДУХОВНОГО РАСКРЫТИЯ...
Лотос представляет собой символ духовного раскрытия, святости и чистоты... Буддийское предание рассказывает, что когда родился царевич Сиддхартха и когда Он коснулся земли и сделал свои первые семь шагов, то на месте следов выросли семь цветов лотоса...
АНТРОПОМОРФИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ ТАНТР...
Отвлеченность философских концепций и умозаключений требует постоянной коррекции прямым опытом, практикой медитации и деталями повседневной жизни... Антропоморфический элемент в Ваджраяне появился поэтому не от недостатка понимания (как это было в случае примитивного человека), а наоборот, от сознательного желания перейти с чисто умозрительных позиций к прямому осознанию Реальности...
ЗНАНИЕ И СИЛА: ПРАДЖНЯ ПРОТИВ ШАКТИ...
Влияние тантрического Буддизма на индуизм было так глубоко, что до настоящего времени большинство западных школ востоковедения находится под впечатлением, что тантризм – это индуистское творение, принятое уже на уровне упадка буддийскими школами...
Против этой точки зрения говорит большая древность и последовательное развитие творческих тенденций в Буддизме...
ПОЛЯРНОСТЬ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПРИНЦИПОВ
В СИМВОЛИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ ВАДЖРАЯНЫ...
Из-за смешения буддийского тантризма с шактизмом индуистских тантр возникла огромная путаница, которая до сих пор мешает пониманию Ваджраяны и ее символизма, как в иконографии, так и в литературе, в особенности в литературе Сиддхов... Последние использовали, как мы уже упоминали, некий вид тайного языка, в котором очень часто высочайшее одето в форму низшего, наиболее священное – в форму самого заурядного, запредельное – в форму что ни есть земного, а глубочайшее Знание выражено в форме гротескных парадоксов...
ВИДЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ...
Полное преображение этого слепого миротворящего стремления в силу Освобождения зависит от совершенства внутреннего видения, от универсальности внутреннего Знания... Осознавая мир и те силы, которые его формируют, мы тем самым становимся его хозяевами...
ПЯТЬ ДХЬЯНИ-БУДД И ПЯТЬ МУДРОСТЕЙ...
Таким образом, от мира в целом не отворачиваются и не рассматривают его как несовместимую противоположность, а скорее как мост, ведущий от обычного временного мира чувственного восприятия к царству вневременного Знания – путь, ведущий по ту сторону этого мира, не через презрение и отрицание, а через очищение и сублимацию условий и качеств нашего настоящего существования...
С точки зрения пяти совокупностей (скандх) или аспектов индивидуального существования это означает, как мы уже видели, что на пути в процессе Просветления элементы чувственного (рупа), эмоций (ведана), восприятия (санджня), элементы-двигатели активной кармообразующей формации (санскары) и сознание (виджняна) преобразуются в соответствующие качества Просветленного сознания (бодхичитта)...
ТАРА, АКШОБХЬЯ И ВАЙРОЧАНА
В ТИБЕТСКОЙ СИСТЕМЕ МЕДИТАЦИИ...
Среди женских воплощений Мудрости (праджня) Тара занимает особое положение... Она важна не только как женский аспект Дхьяни-Будды, но она играет и выдающуюся роль в религиозной жизни Тибета из-за ее особых качеств...
СИМВОЛИКА ПРОСТРАНСТВА, ЦВЕТА, ЭЛЕМЕНТОВ, ЖЕСТОВ И ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ...
Формы, в которых Дхьяни-Будды появляются в творческой фазе внутреннего видения в процессе медитации, мы сравнивали с различными цветами, на которые распадается солнечный луч, проходящий сквозь призму, и раскрывает таким образом в каждом цвете отдельные его качества... Это сравнение тем более приемлемо, что цвета играют важную роль в явлении Дхьяни-Будд...
ЗНАЧЕНИЕ "БАРДО ТОЙДОЛ" КАК РУКОВОДСТВА
В ОБЛАСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ...
Такой род видения, согласно "Бардо Тойдол" появляется в промежуточном состоянии (бардо), следующем после смерти, он никогда не встречается в фольклоре или теологических спекуляциях... Это видение сосредоточено не на явлениях сверхъестественных сил, таких, как боги или духи, а на зрительных проекциях или отражениях внутренних процессов, переживании и состояний ума, возникающих в творческой фазе медитации...
ОМ И ХУМ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ОПЫТА
И КАК МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ...
Чтобы не затеряться в лабиринте деталей, нужно время от времени возвращаться к основным особенностям нашей темы... Мы начали с идеи о слове мантры и принципа изначального звука, заключающего в себе могущество ума, квинтэссенцию всего исконного, непосредственного опыта...
УЧЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ
В ИНДУИЗМЕ И БУДДИЗМЕ...
Хотя физиологические основы учения о психических центрах в индуистских и буддийских тантрах одни и те же, необходимо учитывать, что используется учение в буддийской системе медитации совершенно по-другому, чем в индуизме, несмотря на некоторые технические подобия... Поэтому непозволительно смешивать эти две системы и объяснять буддийскую практику медитации, выводя ее из учения и символики индуистских тантр, как это делалось практически во всех книгах, написанных на эту тему...
ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВА И ДВИЖЕНИЯ...
Согласно древнеиндийской традиции, вселенная раскрывает себя в двух фундаментальных свойствах: движение и то, в чем происходит движение, т... е...
ПСИХИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КУНДАЛИНИ-ЙОГИ
И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ...
Если "Корневой Центр", Муладхара-Чакра, представляет элемент "землю", то следующий вышележащий центр (соответствующий подчревному сплетению, которое контролирует органы выделения и репродуктивные органы) представляет элемент "воду"... Он называется Свадхистхана-Чакра...
УЧЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЭНЕРГИЯХ
И "ПЯТЬ ОБОЛОЧЕК" (КОША)...
Невидимые каналы и тонкие сосуды, служащие проводниками энергий, циркулирующих в теле человека, называются нади (таб... рЦа), как мы уже упоминали...