Я определяю Кундалини одновременно как подлинное Я человека и как богиню, причем оба эти определения совершенно ясно приводятся в восточных священных книгах.
Богиня Кундалини и подлинное Я.
Я определяю Кундалини одновременно как подлинное Я человека и как богиню, причем оба эти определения совершенно ясно приводятся в восточных священных книгах. Она богиня, называемая также Шакти в космическом плане, ибо Она та, кто создает форму, кто лепит из сложных комбинаций энергий форму каждого живого существа. Говорят, что, пробуждаясь, Кундалини устремляется вверх по позвоночнику, чтобы соединиться со своим возлюбленным во всем его великолепии. Но фактически она не может быть чем-то отдельным от него, она только может быть все более расширенным осознанием и выражением его. Оба они изначально вплетены в каждый атом Вселенной. Как в таком случае эта богиня может быть также нашим Я?
Богиня - это персонификация, архетип, представляющий нашу личную врожденную связь с Источником Всего, с вечным существованием, с мудростью за пределами того, что может постичь разум. Она - созидающая или формопроизводящая посланница Божественного, обитающая в каждом живом существе. Эта энергия Кундалини создала модель и пробудила каждого из нас как уникального индивидуума, приносящего в мир разнообразные факторы - мыслеформы, энергии, ментальные и эмоциональные характеристики, физическую силу и уязвимость, свои возможности. В восточной теории эта форма нас активизируется посредством наших нади, сложной сети невидимых энергетических потоков, и пяти наших кош (оболочек), находящихся в трех тонких телах. Вся энергия, к которой мы обычно имеем доступ, будь то энергия, которую мы используем, чтобы двигаться, танцевать, глотать, выделять из организма, говорить, является частью деятельности этой энергии, распределенной по сети из 720 000 нади (или до 72 миллионов нади, в зависимости от того, какой эзотерический источник использовать) в энергетических формах, которые называются в восточных текстах пранами. Прана известна как чи или ки в китайской и японской медицине соответственно, и методы управления ею, ее уравновешивания и накопления были известны в восточных культурах на протяжении тысячелетий. Но на западе они по-прежнему остаются загадкой. Согласно индийской теории тонкого тела, после того, как системы нашего организма приобретают завершенный вид, остаточная энергия сворачивается в 3,5 кольца у основания позвоночника и погружается в состояние покоя. Наш ум вовлекается в процесс жизнедеятельности, и мы отождествляем себя со своим телом, унаследованным генетическим набором и умственными, чувственными и эмоциональными процессами, утрачивая осознание своего подлинного Я, или Души, или источника своего существования, назовите это как хотите.
В психологии слово я употребляется в нескольких значениях. Наиболее часто принято называть термином я центральный объединяющий аспект психики, вокруг которого человек формирует определяющие черты своей личности и накапливает опыт, обычно соотносимый с эго. Согласно высказываниям многих западных теоретиков, осознание этого я и его стабильность обусловлены ранними детскими переживаниями. Это действительно полезная модель, и практики, которые усиливают ощущение этого я, очень важны для укрепления психического здоровья и ощущения цельности личности. Некоторые психотерапевты предпочитают рассматривать подлинное Я человека как психический центр более высокого порядка, как пребывающее над эго, не связанное с эмоциональными травмами и условными реакциями психики, но все же личное образование.
Карл Юнг считал это Я отдельным от эго и обладающим абсолютной властью над психикой центром сознания, вокруг которого сосредотачиваются все другие факторы - и сознательные, и бессознательные. Согласно последовательнице Юнга Эстер Хардинг, когда у человека этот центр активно функционирует, он начинает жить преимущественно внутренней, субъективной жизнью, и его собственное Я обретает над ним неодолимую власть. По ее словам, выражением этого процесса служат высказывания вроде обретения Бога внутри себя [Хардинг Э. Психическая энергия: ее источник и ее преобразование. Принстон: Принстонский университет, 1947/1963, стр. 24].
Хардинг считала, что это Я никогда не может полностью заменить эго, так как продолжение жизни требует некоего эго-смысла. Однако, так как эго-сознание ранее уже захвачено неличностным Я, биологическое желание обретает подчиненное положение, причем инстинкты становятся относительными и их энергия частично переносится из биологической в психическую сферу.
Точка зрения Юнга очень похожа на восточную концепцию истинного Я человека, однако можно было бы сказать, что на Востоке это Я рассматривается более пристально, или глубже. Это центр, ядро любого и всякого человеческого переживания, это причина его существования как такового. Истинное Я человека служит ядром его существа, сущностью которого выступает энергия/сознание Кундалини, а личное я является не более чем его отражением. Я - это сознание, мудрость и наше жизненное предназначение, и оно без нашего ведома предопределяет, из чего будут складываться наши переживания, эмоциональная сфера и ум. Это Я более первично, чем личностное я, то есть предшествует последнему, оно неотъемлемо и вечно. С ним сложнее соприкоснуться сознательно, хотя временами оно может спонтанно являть себя, вызывая состояния благоговейного трепета, которые часто описываются в мистической литературе. Это может происходить в форме видений или снов о божествах, ощущения света или блаженства во время медитаций и в некоторых других редких ситуациях, или же затоплять человека потоком знания и познания глубинной истины или экстаза.
По-видимому, случаи проявления подлинного Я иногда сопровождаются архетипическими встречами с богами и богинями, святыми, принадлежащими (или даже не принадлежащими) верованию, исповедываемому данным человеком, или преобразующими символами вроде тех, что нередко имеют место во время глубокого анализа по методу Юнга. В таких случаях Я ведет сознание в сферы архетипов, образуя мосты, с помощью которых мы можем достичь понимания сути нашего жизненного опыта как человеческих существ, а также нашего божественного потенциала. Эти архетипические силы определяют узор нашей жизни. На высших стадиях духовного развития это подлинное Я утрачивает свой личный характер, становясь всеобщим Я, и человек испытывает взаимосвязанность всего творения как единого Я. Опыт индивидуации смещает сознание от ложного я, этого продукта приспособления к среде, к познанию личностного Я и, в конечном счете, к проблескам постижения коллективного Я, тогда как опыт, связанный с Кундалини, смещает сознание из личностного Я в коллективное.
Кундалини и западная психотерапия
Еще один последователь Юнга, аналитик Эрих Ньюман (1961), описывая переживания сверхъестественного и их влияние на психику, мог вполне описывать Кундалини, когда говорил:
Сверхъестественное обладает очарованием и богатством, которые сознание не в силах постичь и организовать, а также зарядом энергии, который превосходит сознание. Таким образом, столкновение с ним всегда приводит к перевороту во всей личности, а не только в сознании. Всякий раз, когда эго противостоит сверхчувственному, возникает ситуация, когда эго выходит из себя, оно выпадает или оказывается извлеченным из раковины сознания и приходит в себя только претерпев изменения [Ньюман Э., Мистический человек. Весна. Нью-Йорк: Клуб аналитической психологии, 1961, стр. 15].
Ньюман прекрасно знал о духовных процессах в психике, и его слова указывают на то, почему врачам иногда приходится иметь дело с процессом пробуждения Кундалини - ведь те, кто проходит через него, чувствуют, что изменяются коренным образом. Они могут чувствовать, что потеряли прежнее ощущение своего я, замечать за собой необъяснимые и нелогичные поступки, иметь видения или делать непроизвольные движения, которые раньше считали признаками психического расстройства. Подвергаясь при этом также физическим изменениям, испытывая боль или непонятные симптомы, они часто начинают думать, что умирают или испытывают результаты своей невоздержанности в психическом или физическом отношении.
Вопрос пробуждения Кундалини должен стать зоной особого внимания врачей, которым встречаются пациенты, занимающиеся духовными практиками или имеющие проблемы подобного рода, так как люди, проходящие через него, часто получают ошибочный диагноз и неправильное лечение. Обычный средний врач или психотерапевт никогда не слышал о подобном состоянии и не знаком с духовными практиками, с которыми бы мог его соотнести. Гопи Кришна упоминал об одном своем друге, который, заметив у себя указанные выше симптомы, обратился к психологу, который сказал ему, что происходящее с ним совершенно неизвестно в психологии и, наверное, является какой-то галлюцинацией или бессознательным импульсом, пробивающим себе путь на поверхность сознания. Он утверждает, что существует бесконечное множество случаев непроизвольного пробуждения Кундалини, которые остаются незамеченными или переходят в психические болезни, потому что люди не понимают, что происходит, и не могут получить должного совета. Кроме психоза,- говорит Кришна,- у многих людей пробуждение Кундалини также перерастает в невроз и другие психические расстройства. Они ведут неуравновешенную жизнь, не переступая границу, за которой находятся неизлечимые душевные болезни. Есть и другие, которым, проходя через процесс пробуждения, удается сохранять нормальное течение жизни [Кришна Г. Высшее сознание: эволюционный напор Кундалини, Нью-Йорк: Джулиан, 1974, стр.149]. Кроме того, что существует возможность встретить пациентов, которые случайно пробудили Кундалини, некоторые врачи, особенно те, кто изучал трансперсональные методики, используют для лечения методы дыхания и сосредоточения, которые похожи на древние йогические практики, предназначенные для раскрытия этой энергии. Один из наиболее распространенных методов - это дыхательная терапия. Дыхательные упражнения также используются в поведенческой терапии (например, в процессе прогрессивного расслабления), как подготовительная часть для большинства занятий биологической обратной связью, для того, чтобы корректировать дыхание и в лечении гипертонии. Томас Вольф сообщил о том, что он использовал оборудование биологической обратной связи для достижения измененных состояний сознания во время которых, как он считает, в нем произошло пробуждение Кундалини [Вольф В. И взошло солнце: Кундалини встает на Западе. Нью-Йорк: Академи Хил, 1978]. Мне лично приходилось наблюдать движения пранической энергии, похожие на возникающие при пробуждении Кундалини, во время сеансов, сопровождающих трансперсональную психотерапию. Сеансы эти включали в себя холотропное дыхание по методу Станислава и Кристины Гроф, и другие дыхательные методики. Во время этих неорейхианских сеансов работы с телом пациенты ложатся на пол и погружаются в глубокое расслабление, закрыв глаза и сосредоточившись на своем дыхании, более частом и глубоком, чем обычно. Все это происходит под музыку и длится до двух часов. Обычно сеанс проводится в группе, и партнер выполняющего дыхание сидит рядом, оказывая ему безмолвную поддержку. Согласно Грофу, по мере того как в теле накапливается напряжение, в районах, соотносимых с чакрами, а также в руках и ногах происходит сильное сокращение групп мышц, вызывающее давление и даже боль. Гроф скептически относится к традиционным методам лечения этого гипервентиляционного синдрома, которые включают применение транквилизаторов, инъекций кальция и наложение на лицо бумажного пакета в случаях, когда указанный синдром наблюдается у пациентов, больных неврозом. Он говорит, что использование гипервентиляции для самоизучения и лечения доказывает неправильность таких методов. При продолжении дыхания напряжение мышц, равно как и карпопедальный спазм (сокращение мышц кистей и ступней), не увеличивается, а слабеет, и в конце концов человек достигает в высшей степени спокойного и безмятежного состояния, которому сопутствуют видения света, чувство любви и сопричастности [Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансцендирование в психотерапии, Албани: Государственный университет Нью-Йорка, 1985, стр. 338]. Доктор Гроф сообщает, что его упражнения вызывают глубокие сдвиги в сознании, так что пациент может войти в измененные состояния, в которых высвобождаются архетипические образы; они вызывают воспоминания о раннем детстве, рождении, внутриутробном периоде развития, прошлых воплощениях; свободное выражение эмоций; йогические позы и мудры; древние и экзотические танцевальные движения; значительные энергетические выбросы.
В группе наугад выбранных людей... по крайней мере один из трех может в течение часа на первом же сеансе достичь надличностных состояний сознания. Вполне обычным явлением есть то, что участники сообщают о подлинном опыте пребывания в эмбриональном состоянии или даже опыте собственного зачатия, упоминают элементы коллективного или расового бессознательного, отождествление с своими человеческими или животными предками или пробуждение воспоминаний о прошлых воплощениях. Нередки также встречи с архетипическими образами божеств или демонов и сложными мифологическими событиями. Спектр состояний, которых может достичь обыкновенный участник, включает проявления телепатии, ощущения выхода из тела и выделения астрального двойника [Там же, стр.389].
Описанные переживания нередко сопровождают также пробуждение Кундалини, и очевидно некоторые люди, занимающиеся подобными дыхательными упражнениями, могут соприкоснуться с Кундалини точно так же как и те, кто пробуждает эту энергию с помощью йоги и дыхательной практики пранаямы.
Вероятно также дыхание разного ритма затрагивает разные области сознания, так как дыхание вообще влияет на различные части тела/психики. Тантрические йоги учат, что то, выполняется ли дыхание через левую или правую ноздрю или через обе одновременно, скорость дыхания и т.д.,- все это имеет значительное влияние на здоровье, длительность жизни, настроение, результат выполняемой деятельности и состояние сознания человека. Существует целая наука по диагностике как физических, так и психологических состояний, которая основывается на наблюдении за способом дыхания, и считается, что искусство управления своим дыханием ведет к приобретению искусства управления своей жизнью.
Этот разговор о дыхании представляет определенную ценность для психотерапевта не только потому, что показывает, что лечение, в котором применяются дыхательные методики, может случайно (или намеренно!) активировать прану или Кундалини. Если дыхание разного ритма и наполненности вызывает разные состояния сознания, то представляется вполне реальным, зная эту зависимость, активировать конкретные психологические процессы. Эта информация может также послужить объяснением широкому диапазону спонтанной эмоциональной и физиологической деятельности, которая наблюдается у выполняющих упражнения по холотропному дыханию, реберфингу и т.п., а также во время гипнотерапии, акупрессуры и других форм мануальной терапии. Еще один факт, важный для психотерапевта, лечащего человека с тревожными симптомами, заключается в том, что при должном понимании методик пранаямы (йогического дыхания) организм можно разогреть, охладить или привести в более уравновешенное состояние. В связи с использованием дыхательных приемов во многих формах трансперсональной психотерапии, а также в связи с тем, что много жителей Запада в настоящее время занимаются восточными медитативными и дыхательными практиками, психотерапевтам нужно иметь ясное понимание процессов, связанных с Кундалини.
"Энергии Трансформации: Путеводитель по Кундалини". Бонни Гринвел