Как было указано ранее, некоторые классической произведения по Кундалини описывают ее как великую богиню.
Кундалини как Великая Богиня.
Как было указано ранее, некоторые классической произведения по Кундалини описывают ее как великую богиню. В Лакшми тантре, древнем тексте панчаратры (самая древняя секта вишнуитов, сохранившаяся в Индии), есть диалог между Лакшми - это еще одно имя богини Кундалини - и Сакрой, посвященным. В нем сказано, что Сакра выполнял божественное покаяние, стоя неподвижно на куске дерева на одной ноге, храня молчание и питаясь одним воздухом 2000 лет, воздав к небу, руки, взгляд и лицо.
После этого появилась богиня, и посвященный спросил о природе истины. Она назвалась Кундалини, а также назвала всех других богинь, указала, что ей следует поклоняться как Великой Богине-Матери и объяснила Шакти (еще один термин для Кундалини) как сверх-метафизический принцип. Она представила подробные указания, как жить духовной жизнью, куда входили ритуалы, медитации, постоянное повторение мантр, практика верности, сдержанности, воздержания, развития умственных способностей, ненасилия, самообладания и щедрости. Она сказала, что первую часть ночи следует медитировать, следующие две части - спать, и проснуться во второй половине ночи, чтобы повторить тот же цикл. Она советовала читать священные книги после полудня, чтобы понять свое Я, не будучи отвлеченным жадностью, пристрастиями или ненавистью. Она предлагала принимать из этих книг только то, что описывает что-либо в самом читающем [Гупта С. Лакшми тантра - текст панчаратры. Лейден, Нидерланды: Е. Д. Бриль, 1971, с. 78].
Эта прекрасная книга описывает в деталях ведущую роль Кундалини (или Шакти), неотделимой от Шивы создательницы всех форм, в существовании человека. В ней описываются уровни опыта дживы или индивидуальной воплощенной души и указывается, что Кундалини сама решает, когда ее благодать низойдет на человека, чтобы пробудить его к высшему сознанию. Эта книга знакомит со строением материальной Вселенной и процессом постижения Бога в душе. В ней же объясняется природа букв, звука и мантры (повторяемых молитв и слогов на санскрите). Еще в ней разъясняется цель мудр (положения рук, применяемые в йоге, которые влияют на сосредоточение, движение энергии и состояние сознания) и их функцию в схеме творения. Мотивом деятельности Кундалини называется стремление созидать. С миллиардной крупицы себя я по собственному желанию примусь за созидание, разделив себя на две (частицы) из которых одна обладает сознанием, а вторая служит объектом ее познания [Там же, стр.70].
Радость и любовь богини к своему творению звучит в каждом слове текста и служит утешением и ободрением любому, кто идет по пути духовного совершенствования. Она выражает ощущение Великой Богини-Матери в каждом существе, которое знает глубинную истину о цели души. В последующих отрывках Лакшми описывает себя Сакре. Путь освобождения от бремени материального мира лежит в поклонении Лакшми, Вишну-Шакти. Нужно оставить все другие дела и сосредоточиться единственно на снискании благосклонности Богини либо непосредственно, либо посредством Вишну, чтобы достичь духовного освобождения [Там же, стр. xix]. (Вишну - это проявление Бога как поддерживающего вселенную.) Каждое проявление Бога - это проявление Шакти. Она - высшая воля Бога и действует под его руководством. Вселенная - это проявление Шакти...
Я, вечная Богиня, есть объект всех вед; я жизненный принцип Вселенной и могущественная сила вне всего творения... Мудрый узнает меня как блаженство и покой, присущий каждому состоянию бытия... Открыв меня и вознося мне молитвы, джива (индивидуальная душа) избавляется от всех клеш (дурных наклонностей) и сдувает пыль впечатлений; тем самым джива, которая (благодаря этому) уже сбросила свои оковы путем медитаций (йоги), сливается с истинным знанием и постигает меня, которая есть Лакшми и чья природа - высшее блаженство.
Я Богиня Нараджани, всегда участвующая в выполнении функций Нараяны, который состоит из джняны (знания), ананды (блаженства) и крийи (деятельности); и я тоже состою из знания, блаженства и деятельности. И нет ни единого места или момента, когда было бы возможно мне существовать без Него или Ему существовать без меня [Там же, стр.49].
Лакшми также описывает состояние дживы или души, которая достигает единения с ней, таким образом подбадривая тех, кто проходит через трудный процесс пробуждения и развивает его этапы. Она приводит примеры некоторых результатов такого опыта, таких как свобода от всякого рода ограничений и барьеров, сознание того, что не существует такого материального или нематериального объекта, который не обладал бы самостью, и полнейший покой. Сознательная Шакти описывается как нечто совершенное и чистое, состоящее из сознания и блаженства. Лакшми приписывает дживе, пребывающей в человеческом теле, способность выполнять пять функций: она устанавливает связи с объектами, образует привязанности, разрывая одну привязанность, чтобы установить другую, содержит в себе забытые впечатления и уничтожает впечатления. Это уничтожение, как огонь, имеет способность разрушать все, что находится в пределах его досягаемости. Это в некоторой мере объясняет то состояние, которое первоначально испытывает человек после полного пробуждения Кундалини. Это переход от сознания существа, имеющего привязанности, к сознанию того, кто разрушил все в пределах своей досягаемости. Огонь, пожирающий привычные психологические ориентиры, не обязательно должен ощущаться физически, это также психологический огонь, выжигающий все существовавшие ранее параметры самоотождествления. Лакшми говорит: Когда в результате прихода чистого знания джива отбрасывает прочь свои ограничения, тогда, освобожденная от оков, она становится просветленной [Там же, стр.71]. Хотя благо просветления привлекает жителей Запада, они всячески сопротивляются выжиганию эго-привязанностей, и, обнаруживая, что многие из их бывших интересов и занятий утратили для них свою значимость, переживают глубочайшее потрясение. Существует тенденция не воспринимать серьезно требования перемен, исходящих из принципа духовной жизни, и надеяться, что просветление сводится к какой-то приятной, ясной и всеохватывающей медитации. Истина заключается в том, что опыт мистических преобразований заставляет людей находить радикально новый смысл в событиях человеческой жизни и подталкивает их жить такой жизнью, которой совершенно безразличны эго-удовольствия. Это нечто сродни любви к богине, которая в высшей степени очаровательна и чрезвычайно требовательна: нуждаясь во всем внимании человека без остатка, она отвергает все другие искушения и привязанности.
Считается, что Шакти, или Кундалини, помогает человеку освободиться двумя путями - создавая средства, при помощи которых можно испытать освобождение, и внушая стремление искать ее благосклонности, чтобы достичь этого освобождения.
Другими словами, истинное Я создает средства своего собственного освобождения и прививает человеку желание стать свободным. В этой тантре Лакшми предлагает метод отказа от себя, давая совет, который может быть полезен тем, кто занимается практиками духовного развития или тем, кто хочет установить более тонкую связь с Кундалини. (Потому что часто именно страх, сопротивление или непонимание того, что происходит, делают этот процесс болезненным.) Она советует человеку принять решение подчиняться желаниям Бога, отказаться от всех действий которые неугодны Богу, приобрести твердое убеждение, что Бог защитит того, кто выбирает его своим единственным защитником, и практиковать самоотречение и смирение. Благодаря этому человек избавляется от таких неприятных явлений, как страх, печаль, истощение, эгоистическая деятельность и желания, своекорыстие и гордыня, и в одном Боге находит себе пристанище. Человек начинает благожелательно относиться ко всем существам, опираясь на убеждение, что Я есть во всех существах, и избавляется от злобы и надменности. Лакшми советует молиться и глубоко верить, что Бог защитит тебя [Там же, стр.94].
Эта тантра единственна в своем роде в литературе по Кундалини, как в смысле изложения от лица женщины, так и в смысле рекомендаций ищущим с Ней связи. Она представляет архетипы бога и богини, которые поддерживают и направляют процесс пробуждения, будучи частью всего живого и единственными защитниками на протяжении переходного периода. Важно помнить, что в восточной космологии образ Бога имеет мало общего с христианским его архетипом, хотя схожие советы можно найти во всех духовных традициях. Можно понимать этого Бога как качество всеобъемлющего сознания, частью которого все мы являемся и которому мы можем безоговорочно доверять, ибо оно служит единственным источником и опорой нашей жизни. Вверить себя этому Богу значит вверить себя Дао, поверить в то, что все уже совершенно, даже то, что наше эго не принимает и не понимает. Смирение - это непротивление эго этому потоку.
Но даже если человек будет точно следовать написанному в священных книгах и полностью вверит себя Дао, скорее всего опыт любой встречи с Кундалини будет все же индивидуален, так как многообразны грани созидаемого ею. Одним из важных моих открытий было то, что существует множество способов, которыми человек может открыться этому процессу, и реакции могут быть разнообразны и непредсказуемы. Каждый рассказ неповторим, и все же есть общие черты, которые дают возможность узнать действие Кундалини. Встречи людей с ней столь же неповторимы, как неповторимы человеческие лица. Мы всегда можем сказать, что перед нами чье-то лицо, но различия в лицах более поразительны, чем схожие черты. Не так легко узнать Кундалини, пока хорошо ее не изучишь, но важно не ошибиться, потому что неправильный подход к работе с ней может задушить потенциальные возможности проявляющегося Я.
"Энергии Трансформации: Путеводитель по Кундалини". Бонни Гринвел