Тибетские врачи считают, что хорошее, правильное питание поддерживает жизнь, а плохое, неправильное, недостаточное, избыточное . разрушает [1, II, 16; 107, с.
ДИЕТА.
Тибетские врачи считают, что хорошее, правильное питание поддерживает жизнь, а плохое, неправильное, недостаточное, избыточное — разрушает [1, II, 16; 107, с. 154]. Тему питания делят на две части: пища и напитки; пища рассматривается по пяти пунктам: зерно, мясо, масло, зелень, приготовление пищи. Зерно. Различают два вида: зерно без стручков и зерно в стручках.
Нестручковые злаки — это рис, пшено, скороспелый "60-дневный" ячмень, пшеница, дикий ячмень и т.п., те зерна, которые обладают сладким вкусом до и после переваривания, т.е. зерна с преимущественной силою ма-хабхут земли и воды. Они усиливают потенцию, устраняют избыточный ветер, порождают физические силы и увеличивают слизь.
Из них рис обладает достоинствами маслянистости, мягкости, холодности и легкости, в силу чего устраняет расстройства ветра, желчи и слизи, способен усиливать потенцию, способствует прекращению рвоты и поноса.
Пшено тяжелое и холодное, оно стабилизирует составляющие тела, способствует сращиванию сломанных костей и вправлению вывихов.
Пшеница тяжела и холодна. Она способствует увеличению физических сил, подавляет ветер и желчь, не увеличивая при этом слизь.
Скороспелый ячмень тяжел и холоден. Он увеличивает количество кала и способствует накоплению сил.
Дикий ячмень легок и холоден. Устраняет избыток слизи и желчи.
Стручковые "зерна" — это бобы и горох. Они холодные, легкие и немаслянистые, вследствие их приема сужаются каналы крови, ветра и т.д., в том числе проходы кала. Вкус у них вяжущий и сладкий. Они также устраняют расстройства жара слизи и поносы. При понижении слизи можно вместо мыла применять муку чечевицы. Помещенная на ожиревшие места тела, такая мука вытянет жир и сало. Потребление в больших количествах бобов и гороха полезно при ожирении для снижения массы тела. Полезны они также при болезнях крови и желчи.
Китайские бобы (красноватые или белые с толстой шкурой) поднимают слизь и ветер, поэтому, чтобы не было затруднений с дыханием, их не следует есть часто, особенно астматикам. Однако они помогают при геморрое и сопутствующих ему расстройствах, предотвращают появление камней в семенной жидкости, порождают кровь и желчь.
Соевые бобы, использующиеся в Китае для приготовления соевой лапши [белые, несколько напоминающие почки ], подавляют ветер, способствуют увеличению слизи, желчи,семени и сил. Плоская красноватая чечевица — вяжущая и сладкая. Она порождает ветер, желчь и слизь. В виде порошка, смешанного с небольшим количеством воды, ее накладывают на опоясывающий лишай, втирают в тело при подагре и болезнях крови, проявляющихся зудящи-мися пятнами на теле. Чечевицу полезно есть при повышенном давлении.
Белые и черные зерна кунжута тяжелы и теплы. Они увеличивают потенцию и устраняют расстройства ветра.
Семя льна сладкое, маслянистое, мягкое. Успокаивает ветер.
Белая и желтая гречиха холодная и легкая. Нанесенный на раны с кровью и гноем порошок гречихи вытягивает гной. Питание гречихой также способствует очищению ран, порождает ветер, желчь и слизь.
Все злаки и бобовые в свежесобранном виде и до высыхания в течение года тяжелы и поэтому увеличивают слизь, для питания они не пригодны, если у человека нет уменьшения слизи. Особенно это касается недозревших злаков и бобовых. Зрелые же, высушенные в течение года, легки и хорошо усваиваются, от незрелых и недосушенных может быть несварение.
Вообще, зерно рекомендуется в пищу не в сыром виде, а после приготовления на огне с водою, и есть его следует вместе с мясом, овощами и т.д., что облегчает его усвоение организмом [1, II, 16; 107, с. 154-157]. Мясо животных всех видов по вкусу сладкое, обладает также сладким вкусом после переваривания. Следовательно, по силе оно сладкое.
Мясо животных, обитающих в сухих местах. К ним относятся: птицы, добывающие пищу из земли при помощи когтей, — павлин, тетерев, куропатка, ворона, черный дрозд и другие; птицы, добывающие пищу из земли с помощью клюва, — попугай, кукушка, лесной голубь, сорока, соловей, воробей; мелкие травоядные животные — олень, мускусный олень (кабарга), антилопа, дикий баран, заяц и др.
Их мясо холодное, легкое, грубое. Им устраняется жар ветра и слизи с преобладанием слизи.
Мясо животных, обитающих во влажных местах: живущих в норах — сурок и т.д.; живущих в сырости — лягушка, змея, барсук, ящерица, хамелеон и др.
Их мясо маслянистое, тяжелое, теплое. Им устраняются холодные расстройства ветра. Оно также помогает при расстройствах желудка, почек, поясницы. Мясо животных, обитающих и в сухих, и во влажных местах: крупных травоядных — сайгак, пятнистый олень, дикая коза, дикий кабан, буйвол, носорог, бамбуковый тигр, дикий осел (онагр), дикий як, хайнык (гибрид яка и коровы) и др.; хищников — тигр, леопард, бурый медведь, красный снежный медведь, снежный леопард, росомаха, рысь, волк, дикая горная собака, каменная лисица (корсак); птиц, находящих питание благодаря ловкости, — гриф, ворон, сокол, коршун, сова, ястреб; домашних животных — гибрид коровы и яка во втором поколении, гибрид самки яка и буйвола, як, верблюд, лошадь, осел, бык (корова), теленок хайныка, коза, овца, собака, свинья, курица, кошка и др.
Их мясо обладает и горячими, и холодными свойствами, устраняет горячие расстройства слизи и ветра и холодные расстройства ветра.
Мясо птиц, добывающих пищу ловкостью, а также питающихся сырым мясом, грубое, легкое и острое. Оно порождает огненную теплоту желудка и, будучи грубым, разрушает опухоли.
Баранина маслянистая и теплая, благодаря чему она легко переваривается, увеличивает силы, способствует развитию составляющих тела, устраняет ветер и слизь и улучшает аппетит.
Козлятина тяжелая и холодная, усугубляет накопление и способствует подъему трех виновников, полезна при венерических заболеваниях (в частности, сифилисе), оспе, язвах и от ожогов.
Говядина холодная и маслянистая. Устраняет жар ветра.
Мясо, взятое у позвоночника лошади, дикого осла, домашнего осла, молодого мула, устраняет гнойнички в любой части тела, холодные расстройства почек, поясницы, болезни лимфы.
Свинина холодная и легкая. Заживляет нарывы и раны, устраняет темно-красную слизь, полезна при туберкулезе.
Буйволятина очень теплая. Увеличивает сон и мясо.
Мясо яка маслянистое и теплое. Устраняет холодные расстройства и формирует в ограниченном количестве желчь и кровь.
Курятина увеличивает семя, полезна при ранах.
Мясо павлина полезно при глазных болезнях, закупорке горла, отдаляет старение.
Мясо дикого яка порождает огненную теплоту, устраняет холод желудка и печени. Мясо крупных травоядных диких животных холодное и легкое, им устраняются болезни жара со слизью.
Зайчатина груба, порождает теплоту и прекращает поносы.
Сурочье мясо маслянистое и тяжелое, обладает согревающими свойствами. Заживляет труднозаживаемые хронические изъязвления и нарывы, устраняет болезни холодного ветра и почек.
Мясо выдры усиливает половое чувство, устраняет холодные расстройства почек и поясницы.
Рыба устраняет болезни желудка, улучшает аппетит, проясняет зрение, очищает ссадины, раны, нарывы, особенно застарелые, разрушает слизистые спайки.
Более легкое мясо нижней части туши самцов и верхней части туши самок. Более тяжелое мясо беременных самок. Мясо четвероногих самок легче, чем самцов, а у птиц легче мясо самцов. Вообще у животных мясо из голов, передок, грудинка, спинка и ноги [лапы] тяжелее, чем другие части. Из семи составляющих каждое последующее тяжелее предыдущих. Свежее мясо холодное, сушеное теплое и более питательное. Особенно теплое годичное мясо, оно подавляет ветер и формирует огненную теплоту. Сырое, остывшее, пережаренное мясо трудно переваривается, его сила тяжелая. Вареное и сушеное легкое и легко переваривается [1, II, 16; 107, с. 157-163].
У сливочного масла, растительного, костного мозга и жира животных вкус сладкий, каждое последующее холоднее предыдущих. Поскольку масла умащающие, притупляющие, смягчающие, податливые и увлажняющие, они побеждают старческую и детскую слабость, полезны всем ослабленным, независимо от возраста, истощенным, с огрубевшей кожей, при истощении семени, при частых поносах, при подъеме ветра от излишних разговоров и умственного напряжения.
Свежее масло холодное, улучшает потенцию, цвет тела и силы, устраняет расстройства жара желчи. Старое масло (годичной давности) целительно для душевнобольных, при потере памяти, для страдающих обмороками, при язвах и нарывах, ссадинах. (Масло должно стариться на воздухе — для этого в Тибете его прилепляли к потолку.) Очищенное топленое масло, приготавливаемое из не очень старого масла, обостряет ум, улучшает память, порождает теплоту тела, физические силы, удлиняет жизнь. Оно считается лучшим из масел, обладающим тысячами свойств. Тибетцы масло кипятят к вече- ру, очищают его от примесей, иногда добавляют мед, сахар, затем вместо чая пьют горячим. Свежевзбитое масло, пенки, сыр и другие молочные продукты возвращают аппетит, устраняют запоры и очищают от слизи. Масло, собираемое со стенок деревянной молочной бадьи, устраняет расстройства слизи и ветра и порождает пищеварительный огонь.
Масло ячихи и овцы устраняет холод и расстройства ветра.
Масло хайнычки нейтральное, не горячее и не холодное, тибетцы считают его самым лучшим из масел. Коровье и козье масло холодное, вследствие чего оно устраняет болезни жара, связанные с ветром, если оно свежее; старое коровье и козье масло теплое и устраняет болезни холода и ветра.
Кунжутное масло теплое и острое, полезно худым для пополнения и полным для похудания. Если его есть или умащать им тело, оно действует укрепляюще при любом телосложении и устраняет расстройства ветра со слизью.
Горчичное масло подавляет ветер и способствует подъему слизи и особенно желчи. В больших количествах (по четыре чайных ложки в день) прием его нежелателен, принесет вред.
Костный мозг в любом виде подавляет ветер, увеличивает силу семени и немного слизь.
Жир животных помогает при болях в суставах и костях, ожогах любого происхождения, способствует преодолению болезней ветра, гноетечения из ушей, болезней мозга, устраняет болезни матки.
Человеку с преобладанием желчи тибетские врачи рекомендуют пить свежетопленое очищенное масло, с преобладанием слизи — старое топленое очищенное масло, а с преобладанием ветра — кунжутное масло. Это будет поддерживать внутреннюю теплоту тканей тела и очищать полости и пустоты тела, не позволяя скапливаться в них лимфе и т.д., укрепит составляющие тела, прибавит силы, обеспечит хороший цвет тела, упрочит чувства, предотвратит преждевременное старение и поможет прожить до 100 лет [1, II, 16; 107, с. 164-168]. Зелень.
Одуванчик, латук и т.д. обладают горьким вкусом. Они все могут расти в сухих местах и в сырых, употребляться в сушеном виде и в свежем, приготовленными с другой пищей и сырыми; первые теплые и легкие, а вто- рые холодные и тяжелые, почему первые устраняют болезни холода, а вторые — жара.
Лук и чеснок обладают жгучим [острым] вкусом, улучшают сон, аппетит, устраняют расстройства слизи и ветра. Белый чеснок тяжел и холоден, устраняет болезни, вызванные микроорганизмами, способствуют лечению болезней жара, расстройств ветра.
Горный чеснок труден для переваривания, тяжел, улучшает аппетит.
Молодая белая редька, собранная до середины июля, легка и тепла, она повышает пищеварительный огонь и устраняет расстройства трех виновников. Зрелая белая редька, выросшая в холодном месте, тяжела и холодна, порождает слизь.
Сходным действием обладает репа, она также защищает организм от болезней, вызываемых ядами.
Корневища ревеня, имеющего стебли, и красноватые листья ревеня, лишенного стеблей, изгоняют слизь и улучшают аппетит. Первое обладает сладким и кислым вкусом, вторые — сладким и вяжущим.
Все виды зелени сужают каналы и ухудшают действие лекарств, поэтому человеку, принимающему лекарства, рекомендуется не принимать в пищу зелень. Приготовление пищи. Описывается четыре вида приготовления риса: жидкий рисовый суп, не жидкий и не густой, густой и каша. Первый легкий и легкоперевариваемый, каждый последующий тяжелее предыдущего. Жидкий рисовый суп утоляет жажду, уравновешивает виновников, снимает истощение, уравновешивает составляющие тела, порождает теплоту, делает гибкими стенки каналов. Не жидкий и не густой суп порождает теплоту, утоляет голод и жажду, восстанавливает ослабленных, устраняет последствия болезней, выводит нечистоты, задерживаемые газами кишечника. Густой рисовый суп прекращает поносы, порождает аппетит, устраняет болезненную жажду. Рекомендуется больным дизентерией для восстановления сил и прекращения болезни. Рис, сваренный с мясом или на молоке (в виде каши), становится тяжелым. Сваренный на воде легок и легкоперевариваем. Поджаренный рис (промытый, высушенный, поджаренный в небольшом количестве масла, слегка хрустящий) останавливает понос и способствует сращиванию сломанных костей.
Суп из незрелого зерна вызывает запоры и подавляет пищеварительную теплоту, он очень вреден. Прокаленное зерно в виде муки крупного помола хорошо в супе — оно легкое, мягкое, теплое, легко перевариваемое и приятное на вкус.
Ячменную муку крупного помола (цзамбу) в Тибете готовят следующим образом. Зерна ячменя промывают водою, высушивают на солнце с целью сохранения влаги внутри зерен, прокаливают, перемешав его в одной посудине с горячим песком, отделяют зерно от песка, очищают от шелухи, провеивают. Холодная цзамба тяжела, порождает телесные силы. После приготовления она легкая и мягкая, легко переваривается. Обычно ее добавляют в суп, в чай, едят в смеси с жиром и солью или с маслом и сахаром.
Несвежей приготовленная пища считается по прошествии суток, даже если она хранится в холодильнике. Она угнетает огненную теплоту желудка, так как приобретает силу холода. Замороженные сырые продукты не изменяют своих свойств, замороженные после приготовления изменяют их. Мясо, пролежавшее замороженным даже несколько месяцев, становится лишь несколько теплее по действию, но не портится и не принесет вреда.
Ячменное тибетское пиво устраняет расстройства ветра и повышает внутреннюю теплоту, пищеварительный огонь. Старое пиво улучшает аппетит и устраняет расстройства всех виновников.
Мясные бульоны восстанавливают телесные силы, приносят насыщение, помогают при болезнях ветра. Вчерашний суп из цзамбы несколько кисловат. Из цзам-бы делают лапшу, высушивают ее и заправляют ею суп, готовый суп оставляют стоять сутки. Такой суп считается лучшим средством для подавления ветра.
Листья крапивы подавляют ветер и порождают теплоту, но, если их употреблять в большом количестве, они возбуждают слизь и желчь. Листья мальвы прекращают понос, порождают теплоту. Листья подорожника обладают тем же действием. Листья колоказии подавляют ветер, сушат раны, но порождают желчь и слизь. Листья мари белой обладают свойствами ртути, они вредны для глаз, но выводят нечистоты, задерживаемые газами кишечника вследствие расстройств "вниз очищающего" ветра. Листья мари красной устраняют расстройства трех виновников. Они применяются как пищевой краситель, придавая пище ярко-красный цвет. Листья одуванчика лекарственного, а также растения, похожего на одуванчик, но с тремя цветками на одном стебле, холодны, устраняют жар. Листья имбиря, растущего высоко в горах, устраняют болезни жара желчи, головные боли по при- чине желчи. Листья любого вида бобов и гороха улучшают аппетит, но порождают расстройства слизи и ветра. Они выводят из организма жир, непереваренное растительное масло. Свежесобранные, они не теплы и не холодны, но, даже немного полежавшие сорванными (более суток), они возбуждают ветер и слизь, формируют язвочки на теле. Прием в пищу листьев горчицы расстраивает слизь и желчь. Листья горичника и купены устраняют расстройства слизи и ветра. Листья белой редьки по свойствам теплы, они порождают теплоту, прекращают понос, помогают при ветре. После осеннего равноденствия они перезревают и теряют свои свойства.
Чеснок белый и голубой [плоды и листья] полезны при расстройствах ветра.
Соль придает вкус любой пище, порождает пищеварительную теплоту, легко переваривается, облегчает дефекацию. Все это относится к чистой морской соли. Та соль, которую мы употребляем, вряд ли обладает этими свойствами.
Перец китайский открывает входы каналов и порождает слизь и ветер. Он обладает природой теплоты, щиплет язык.
Имбирь порождает пищеварительную теплоту.
Ферула вонючая устраняет расстройства ветра.
Все виды специй придают вкус пище и улучшают аппетит [1, II, 16; 107, с. 163-172]. Напитки. Молоко устраняет расстройства ветра, вода — желчи и пиво — слизи. В то же время молоко порождает слизь, вода — ветер и пиво — желчь.
Вкус молока до и после переваривания сладкий. Оно маслянистое и тяжелое, благодаря чему приумножает составляющие тела, придает коже хороший цвет, устраняет расстройства ветра и желчи, усиливает потенцию, порождает слизь.
Коровье молоко особенно полезно для легких, при хронических болезнях холода, в том числе при диабете, является лучшим средством для достижения остроты ума, для улучшения лактации, приумножения составляющих тела.
Козье молоко устраняет затруднение дыхания, астму, сенную лихорадку. Овечье молоко устраняет расстройства ветра, но учащает сердцебиение, так как при приеме в больших количествах приумножает кровь. Ячье молоко усугубляет болезни слизи и желчи. Оно не приносит вреда в холодной высокогорной местности, такой как Тибет. В Тибете ячье молоко считается лучшим, по сравнению с другими. Кобылье и ослиное молоко восстанавливает нормальную работу легких, но немного тупит ум. Сырое молоко холодное и тяжелое, возбуждает микроорганизмы и приумножает слизь. Кипяченое молоко легче и теплее, если оно только доведено до кипения. Но если оно перекипит, становится тяжелым и трудноперевариваемым. Парное молоко подобно нектару.
Простокваша имеет сладкий вкус до и после переваривания. Будучи маслянистой, она помогает при запорах. Устраняет жар ветра и возбуждает аппетит [1, II, 16; 107, с. 174-175].
Как видим, выбор диеты при различных заболеваниях достаточно сложен. Ведь конкретная болезнь у конкретного человека, как правило, имеет массу индивидуальных признаков, и в рекомендациях по режиму питания тибетский врач их учитывает. Например, рекомендовать ребенку и старику (человеку слизи и человеку ветра) при возбуждении желчи только охлаждающее питание — значит уничтожить огненную теплоту желудка, из-за чего появляются опухоли и отеки. Предписывать же человеку в рассвете сил (человеку желчи) только согревающее питание равносильно подкладыванию дров в огонь [56, с. 40 ]. То же относится и к образу жизни, и к лекарствам. При назначении режима питания необходимо учитывать врожденный психофизиологический тип человека, его возраст, группу, подгруппу, класс и частный вид его болезни, особенности течения болезни именно у данного человека, привычное для человека питание, время года и т.д.
образ жизни Постоянный образ жизни.
Первое и основное — это избегание неподходящего для человека питания и поведения: следует воздерживаться от смесей алкогольных напитков, от длительного пребывания на солнце с последующим переохлаждением, от ношения легкой одежды зимой и теплой — летом, от имеющих неблагоприятные последствия телесных действий — убийств, воровства, половых извращений, действий речи — лжи, сеющих раздоры разговоров, злословия, пустой болтовни, действий мысли — алчности, недоброжелательства, ложных взглядов.
Следует умеренно пользоваться органами чувств — не перенапрягать их, но и не лишать работы. Лучше избегать опасных ситуаций, таких как ныряние в водоворот. Вообще, в обычном поведении рекомендуются внимательность и осторожность.
Не следует заменять ночной сон дневным, но при необходимости бодрствовать ночью на следующий день рекомендуется соблюдать умеренность в пище и днем спать меньше, чем ночью.
Увлечение алкоголем приводит к потере телесных сил.
Конец зимы (по европейскому календарю) — время очень неровное. В это время вредны длительные разговоры, пост — они приводят к подъему ветра. Непродолжительный дневной сон, кроме сна ночью, считается в это время полезным, это восполняет потерю сил и противодействует подъему ветра.
Послеобеденный дневной сон в конце весны, летом, осенью и в начале зимы противопоказан, он приводит к накоплению и подъему слизи — тело тяжелеет, пропадает острота ума, человека охватывает лень, беспокоят вечные простуды.
При бессоннице рекомендуется днем выпить теплого молока, а вечером — бульон из постного мяса. В макушку головы рекомендуется втирание кунжутного масла, а при засыпании в каждое ухо закапывается по одной капле растопленного чистого сливочного масла.
Человеку, одолеваемому сонливостью, дают рвотное, затем ему следует попоститься. Таким образом выводится избыточная слизь, отяжеляющая тело и ум.
Помимо половых извращений, вредны прелюбодеяния, половые сношения во время месячных. Зимой половые сношения не ограничиваются — по европейскому календарю это время с середины осени до половины зимы. С середины зимы до середины весны и с середины лета до середины осени половые сношения рекомендуются не чаще двух раз в неделю. В летнее время, т.е. с середины весны до середины лета, — не чаще одного раза в две недели. Последствия нарушения этих предписаний считаются самыми неблагоприятными.
Для сдерживания чрезмерной активности ветра рекомендуется купаться (принимать душ, ванны) один-два раза в неделю, можно чаще. Но при этом после купания необходимо втирать в тело сверху до низу кунжутное масло. В наших условиях его можно заменить обычным растительным, добавив в него капельку, например, лавандового. Эта процедура увеличивает пищеварительный огонь, проясняет ум, увеличивает работоспособность и потенцию. Купание противопоказано при горячих поносах, вздутии живота, несварении, болезнях носа и глаз, гриппе, после еды.
Людям с сильным телом рекомендуется жирная и маслянистая пища, но летом и осенью следует умерять ее количество, так как это время накопления и подъема желчи, и "подкладывание дров в огонь" естественных процессов может привести к возмущению желчи.
Человеку с преобладанием слизи рекомендуются активные движения — бег, прыжки и т.п. Вместо мыла ему советуют применять чечевичную муку, она удаляет слизь из луковиц пушковых волос, суставы обретают подвижность, удаляется лишний жир, и укрепляются мышцы [1, II, 13; 107, с. 137-141]. Духовная жизнь.
Все живые существа стремятся к блаженству, но без духовной жизни все благие начинания считаются обреченными на бесплодность и лишь увеличивают страдание.
Десять неблагих деяний, или неблагоприятных для совершенствования поступков, перечислены в начале данного пункта (убийство, воровство и т.д.), разумный не совершает их. Последнее из них, ложные взгляды, пожалуй, самое трудное для понимания. Ложные взгляды — это вера в умозрительные конструкции, принятие желаемого, а также нежелаемого за действительное.
Основы тибетской медицины — это те же четыре благородные истины буддизма: 1) в жизни человеку сопутствуют страдания болезней; 2) определяющая причина их — неблагоприятные для совершенствования состояния сознания; 3) для преодолевания болезненных страданий необходимо достичь победы над неблагоприятными состояниями сознания; 4) к победе над неведением и его эмоциональными аффектами ведет нравственная установка и ее реализация восемью методами — питанием, образом жизни, лекарствами, пятью методами нелекарственной терапии (восьмеричный благородный путь). Особое внимание при этом уделяется ежедневной работе души с мыслью о благе всех живых.