Определяя, что такое жизнь, Санчжэй-Чжамцо пи.шет: "Части жизни дано название пульсации времени жизни, она с дыханием выходит от кончика носа на 16 пальцев и затем вновь входит внутрь.
ЖИЗНЬ КАК ПУЛЬСАЦИЯ.
Определяя, что такое жизнь, Санчжэй-Чжамцо пишет: "Части жизни дано название пульсации времени жизни, она с дыханием выходит от кончика носа на 16 пальцев и затем вновь входит внутрь.
Другая часть — это заблудившийся принцип жизни [bla]... Постоянно проходя через множество водных нитей рук, [она ] заблуждается и выходит наружу.
Что касается третьей [части], она, если собрать то, что [о ней сказано] в разделе тантр и в других, находится в содержании [всего проявления жизни], являя' необходимую пульсацию в природе собственной длительности. Представляя принцип жизни [как таковой], не останавливаемый, подобно вышеописанному, [этот принцип жизни] охватывает все тело с головы до ног и движется, сочетаясь с внутренними пульсациями — пульсациями жизни — белыми, черными и синими (т.е. пульсациями слизи, крови-желчи, ветра [18, с. 182]) и с дыханием. Вместе с необходимо исследуемыми пятью выдохами и вдохами [он] считается подходящим для восприятия вышеуказанных пульсаций. Они же все, представляя части жизни [как таковой — srog], в целом определяются словом "жизнь" [в этом теле — tshe].
Ветры, кровь, тонкое семя [mdangs] и все осадки тонкими и грубыми движущими полостями соединяют все внешние и внутренние [части ] тела, и, благоустроив это тело, в течение длительного времени эта определяющая существование грубая основа является как бы его корнем. Более того, поскольку [эта структура] является как бы корнем [rtsa ba ], на котором держится жизнь, она носит название каналов-пульсаций жизни" [11, II, 4, л. 44а ].
Необходимые пояснения: термины bla, srog, tshe, каждый из которых можно бы перевести как "жизнь", семантически все же не однозначны. Bla. Этот термин часто переводят как "душа", очевидно, основываясь на том, что в буквальном смысле это слово означает "высшее" (в человеке). Однако в понятие "душа" на любом из европейских языков вкладывается содержание, совершенно не сходное с тем, что подразумевают тибетцы под bla. И давая определение словесного смысла термина bla, Вандуй пишет: "Bla. Это одно из названий жизни (srog)... Это термин для обозначения срока жизни (tshe), теплоты (drod) и агрегата сознания (rnam shes rten, citta)" [8, с. 382]. Именно на этом основании я перевожу Ыа как принцип жизни. Srog. "Вообще это то, что лежит в основе и поддерживает основу [жизненности] в каждой области [тела], это та часть ее, которая осуществляет необходимую глубокую связь (dbyer med) ветра с умом (sems, manas)" [8, с. 645], что позволяет понимать srogкак жизнь [как таковую]. Tshe. Собственно, это то же, что санскритское ayuh (возраст) в значении kala (время, жизнь, длящаяся какое-то время).
Итак, по определению Санчжэй-Чжамцо, пульсация жизни, находясь в основе всех форм жизни и являя необходимую пульсацию в природе собственной длительности, представляет собою принцип жизни как таковой. Какова же причина этой пульсации? На этот вопрос ответ дается в п. 1 Ютогбы (см. ч. 1, гл. 2): "Причина пульсации заключается в следующем. Это [человеческое ] тело порождено свойствами четырех либо пяти махабхут. Причина возникновения пульсации изнутри него подобна семени-зародышу, каковым является сердце" [18, с. 181].
Четыре махабхуты — это земля, вода, огонь, ветер. Пятый махабхута — пространство — отвечает за пространственную конфигурацию "наимельчайших частиц
— rdul phra rab" [13] и образует полости в человеческом теле. Тему пяти махабхут мы рассмотрим в следующей главе, здесь же лишь подчеркнем, что, признавая причиной всех пульсаций сердце, "являющееся преимущественным обиталищем сознания (rnam shes)" [18, с. 197], тибетская медицина указывает на различное их происхождение, о чем речь пойдет ниже.
Теперь же рассмотрим п. 2 Ютогбы. Сущность пульсации. Ютогба предлагает следующее определение сущности пульсации: "Сущность пульсации
— это движение крови, ветра и воды, а также полости [по которым они движутся]. Поэтому-то говорят, что корень [rtsa ba] сам не распространяется, а передача идет по каналам [rtsa]. [Так обычно говорят]. Я же не утверждаю, что сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды вместе с полостями. Это все равно, что утверждать, например, что поскольку масло белое и белизна ему внутренне присуща, то белизна и есть масло. Скорее, сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды по полостям, [обнаруживающее ее ] связь с внешними и внутренними частями тела и связь с особым каналом жизни" [18, с. 181].
К различным каналам жизни и к ветру мы обратимся ниже; вода в данном контексте — это желтая вода [chu ser]: "В этом случае вода означает желтая вода" [11, II, 4, л. 306]. Вандуй поясняет: "Желтой водой называют желто-красную жидкость, находящуюся между мясом и кожей и внутри суставных влагалищ, сочетающую красного цвета субстанцию — производное осадка крови, и черновато-желтого цвета субстанцию — производное сока желчи" [8, с. 168].
Очень важное значение имеет классификация пульсаций, на которой мы остановимся подробней. "Классификация пульсаций: с точки зрения происхождения [rigs], с точки зрения опоры [rten], с точки зрения природы [rang bzhin]" [18, с. 182].
"Классификация с точки зрения происхождения. Ютогба лишь называет виды пульсаций с точки зрения их происхождения, значение же их выявляется через постижение их природы; белая пульсация рождается в мозге, она сущностная; черная пульсация рождается в канале жизни — это пульсация крови; пульсация ветра — это пульсация смешанных ветра и крови" [18, с. 182].
Классификация с точки зрения опоры: мужская пульсация, женская пульсация, бод-хисаттвовская пульсация [18, с. 182].
Эти три типа пульсаций определяют психофизиологический тип личности: "Нет человека, чья пульсация не относилась бы к одному из этих трех типов... Пульсация, называемая мужской, вследствие преобладания ветра толстая, ее биение грубое. Женская из-за преобладания желчи тонкая и быстрая. Бодхисаттвовская из-за слизи медленная, тягучая, мягкая" [11, IV, л. 21а,б]. Так происходит потому, что "опорой" мужской , женской и бодхисаттвовской пульсаций являются соответственно основные каналы-пульсации тела: Авадхути, Ра-сана и Лалана. И прежде чем приступить к дальнейшему обследованию пациента, тибетский врач определяет характер его врожденной пульсации, относя ее к одному из трех указанных типов. Врожденная пульсация четко определяется у здорового человека, когда на нее нет накладок иных пульсаций вследствие избыточности либо недостаточности пульсаций ветра, желчи или слизи — иначе определение врожденной пульсации может оказаться затруднительным. Тибетские врачи учитывают также возможность определения психофизиологического типа личности и соответственно типа врожденной пульсации по конституции, характеру, вкусам, привычкам, образу жизни (см. гл. 1).
Еши Донден, однако, замечает, что у людей, обладающих природой ветра, тип пульсации не обязательно будет мужским; то же относится и к другим типам людей — с природой желчи или слизи [107]. В Тибете было принято спрашивать у больного о типе его врожденной пульсации, который обычно был ему известен. Тексты подчеркивают, что если не определить тип врожденной пульсации у пациента, то можно спутать врожденную пульсацию с болезненной, поэтому важно это сделать прежде, чем приступить к исследованию частных характеристик отдельных пульсов.
Классификация с точки зрения природы. Согласно положениям тибетской медицины, в теле человека имеются три "канала жизни", кото- рыми определяются функции всех систем организма. Это "центральный канал жизни", или Авадхути, "черный канал жизни", или нижняя полая вена [11, II, л. 366], и "белый канал жизни", или канал спинного мозга [11, II, 4, л. 406]. Из них черный и белый каналы жизни являются вторичными образованиями, основу же всей жизнедеятельности организма составляют Авадхути и взаимозависимо с ним функционирующие левый белый канал Лалана и правый красный канал Расана: "Если объединить все виды каналов, они группируются в три — каналы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же каналы ветра единственно от Авадхути, каналы крови только от Расаны и каналы воды только от Лаланы расходятся и [вследствие этого] обладают способностью [проводить соответствующие энергии ].
Но от чего же считать расходящимися каналы смешанных ветра и крови? — Все эти три пульсирующих канала: Расана, Лалана и Авадхути, собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный эмоциональным аффектам ум, заставляют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединяющих принцип [этой пульсации] каналах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют.
У этого тела при зачатии в матке все пульсации суть только формирующие пульсации; от этих пульсаций, [сконцентрированных] в середине пупа, расходятся три бесподобных острия [в виде каналов-пульсаций ].
Из этих так разветвившихся каналов-пульсаций первый — это некий движитель базы воды-луны, проходящий по левой стороне тела и связующий сердце, горло и макушку по центрам чакр, а в других местах, разветвлениями опираясь на этот идущий вверх канал, [ветви канала] формируют мозг, и по причине того, что мозг активизирует омраченность и слизь, в силу условия их совместной активности, эта омраченность, опираясь на мозг, локализуется и проявляется [там]. Омрачение, тяжкая темнота и прочие, ибо они по большей части проявляются в голове, порождают из этой омраченности слизь и осуществляют локализацию в верхней части тела причин, условий и результатов [ее активности ].
Подобным же образом второй из этих каналов — это некий движитель базы крови-огня, он в середине тела в обширной области печени входит во вбирающий питательный сок канал. Его ветвь, доходя до десятого позвонка и опираясь на него, формирует черный канал жизни с ветвями. [Здесь] кровь активизирует гнев и желчь, и в силу условия их совместной активности этот гнев, опираясь на черный канал жизни и кровь, локализуется там; от этого гнева рождается желчь, вследствие чего в середине тела локализуются причины, условия и результаты [этой активности], и гнев, когда он внезапно возникает, производит возмущение в средней части тела и там рождается и проявляется.
Затем третий из этих каналов [Авадхути]. Это некий движитель ветра-мудрости. В направлении выхода дыхания из тела он идет вверх, как это описано выше (т.е. по центру тела. — В.П.). Его одно острие пронизывает нижнюю часть тела, там вследствие движения базы блаженства возбуждается тайное место, и семя активизирует страсть и ветер. В силу условия их совместной деятельности страсть проявляется, локализуясь в тайных местах мужчины и женщины. Так как из этого рождается ветер, он локализуется в нижней части тела вместе с причинами, условиями и результатами [своей активности]. Эта сущность именно в силу своей локализации так мощно проявляется" [11, II, 4, л. 346-356].
Представляя основу всех наличных каналов-пульсаций, Авадхути, Лалана и Расана создают структуру последовательно расходящихся 1072, 72 000, 13 500 000 каналов, связующих тело в одно целое. Тексты описывают четыре типа таких каналов: "[1] формирующие каналы [chags pa'i rtsa ]; [2 ] каналы бытия [srid pa'i rtsa ]; [3] каналы связи ['brel ba'i rtsa]; [4] содержащие жизнь каналы всех начал [tse gnas pa ye rtsa]" [2, II, 4, л. ЗЗб].
Их природа выявляется по их функциям, описываемым Ютогбой следующим образом: «[1] каналы, проводящие подобный каплям воды сок хилуса; [2] каналы, проводящие сок крови, подобный каплям киноварной травы "лома"; [3] каналы, проводящие сияющий подобно радуге разными цветами сок тонкого семени и света; [4 ] каналы, проводящие цвета очищенного золота сок дыхания, подобный пронизывающему землю пару» [3, с. 182].