Это исследование по сравнительной йоге было вызвано первоначально различными вопросами, которыми засыпали меня ищущие и посвященные на Западе.
Исследование по сравнительной йоге.
Это исследование по сравнительной йоге было вызвано первоначально различными вопросами, которыми засыпали меня ищущие и посвященные на Западе. Но при попытке ответить им систематическим и исчерпывающим образом оно выросло в нечто большее, чем первоначальное намерение. В его теперешнем виде оно, я надеюсь, будет полезно не только тем, чьи вопросы сперва привели к его написанию, а вообще всем ищущим, которые хотят понять, что такое йога, разнообразие ее форм, их соответственные способы действия и духовную эффективность.
В наш век публикаций нет недостатка в книгах по йоге. Однако, если тщательно изучить их, то можно обнаружить, что большинство из них ограничивается тем или иным направлением. Они либо трактуют ее прежде всего как систему АСАН и физических упражнений, либо как абстрактную и высоко монистическую систему мысли, исходящую из единства всего существующего, и полное единство индивидуальной души и Сверхдуши. В каждом из случаев взгляд на йогу является неполным, превращающим ее из практического способа духовного подъема и единения с Абсолютом в систему физической культуры или в школу (или группу школ) философии.
Чтобы избежать возможности такой ошибки, фокусирующим пунктом всех дискуссий в этом исследовании будет оставаться конечная цель всякой йоги: единение с Высшим Господом. Все важные формы йоги, как древние, так и современные, анализируются по порядку; объясняются и обсуждаются их упражнения, а также тот уровень, до которого каждая из них может довести нас на пути к конечной цели. Это последнее, возможно, легче всего вызывает недоразумение и представляет наиболее запутывающий аспект сравнительного исследования по йоге. Характерным для мистического опыта является то, что душа, когда она поднимается на план, более высокий, чем тот, к которому она привыкла, склонна (при отсутствии высшего руководства) ошибочно принимать более высокий план за наивысший - Царство Абсолюта. И таким образом мы обнаруживаем, что большинство йог, доведя нас до определенной точки во внутреннем путешествии, ошибочно считает ее концом, а относительную реальность провозглашает абсолютной.
Единственным способом, с помощью которого мы можем эффективно оценить сравнительную духовную ценность каждой формы йоги и избежать таким образом существующей путаницы, является принятие в качестве нашего стандарта самой высокой формы йоги, чья эффективность абсолютна, а не относительна. Этому стандарту удовлетворяет Сурат Шабд Йога, известная также как Сант Мат (или путь Сантов, или Учителей этой мистической школы), поистине Венец Жизни.
Осуществляя практическую часть под надлежащим руководством, ее адепты достигли сфер, неизвестных другим мистическим школам, и в конце концов соединились с Высшим Господом в Его Абсолютном Состоянии, Безымянным и Бесформенным. В своих трудах они многократно утверждают несравнимое превосходство этой Йоги Звукового Потока и, описывая через непосредственное внутреннее восприятие различные духовные уровни других йог, продолжают разъяснять абсолютную природу их собственной.
Как только ищущий начнет улавливать перспективы сравнительного мистицизма, которые может обеспечить Сант Мат, он обнаружит, я уверен, что этот предельно сложный предмет становится все яснее ему самому. Он увидит, что противоречия, тревожащие многих, кто впервые начинает сравнительное исследование мистицизма, не существенны для мистического опыта как такового, а являются результатом ошибочного принятия относительной истины за абсолютную, ошибки, не существующей для тех, кто, следуя наивысшим путем, испытал на опыте из первых рук все внутренние состояния и знает пункты, до которых может довести каждая йога. У него больше не будет искушения избегать решения проблем духовности, отклоняя ее как простой пережиток старого предубеждения и черной магии, но он увидит в ней своего рода вечную внутреннюю науку с ее собственными неизменными законами и разнообразными способами действия; со знанием, которое не статично, а развивается по мере того, как люди переходят от более низких к более высоким формам йоги. И самое главное, я надеюсь, он поймет, что слияние с Высшим Господом - это не просто сон наяву или гипотетический постулат монистической школы философии, а реальная возможность, осуществление которой есть истинная цель человеческого существования, и достижение которой, при правильном руководстве, правильном методе и правильном усилии доступно всем, невзирая на возраст, пол, расу или веру.