Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества Реклама на сайте:
» Реинкарнация, карма, прошлые жизни, перерождения... |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В ПУТЬ ЗА НЕПОЗНАННЫМ С ПОСОХОМ, НА КОРАБЛЕ ИЛИ НА КРЫЛЬЯХ ВООБРАЖЕНИЯ Чем надежнее и меньше был родной очаг человека древнего мира - город за высокими стенами, окруженный полями или стоящий у берега бескрайнего моря, дом о четырех стенах, тем больше и опаснее казался ему неведомый окружающий мир. Но человек догадывался, что мир этот конечен, а тем более конечна суша - место обитания человека. Не имея возможности охватить разумом непознанное, человек пытался представить себе этот мир. То ему казалось, что Земля - это твердь, лежащая на спине у слона, который сам стоит на спинах у трех китов, плавающих в Океане. То твердь располагалась на спине гигантской черепахи, а океан окружал сушу, вот и все, в конечном счете, до чего смог додуматься в древнейшие времена человек, не располагая еще теми данными, которые нельзя добыть или проверить, не сходя с места, не покидая пределов родного города. Первые реальные знания о Земле человек получал из путешествий. Скорее всего, именно поэтому Анаксимандр и Гекатей, первые древнегреческие ученые, писавшие о строении Земли и ее поверхности, называли свои труды "объездом Земли", а не "описанием Земли", как переводится появившийся немного позднее термин "география". Путешествия открыли для человека земное пространство. Странствие - сюжет множества мифов и сказок разных народов. Плавание Ясона и его спутников на корабле "Арго", странствия Одиссея, путешествие египтянина на Змеиный остров, блуждания Синухета, искания царевича Рамы, "Книга странствий" еврейского народа - во всех этих сложенных в древнейшие времена сказаниях человек отправляется в путешествие. По своей ли воле, или по воле судьбы, Бога, человек бредет по пустыням и горам, плывет на корабле над бездонной пучиной моря, перемещается фантастическим способом далеко от родимого дома. На нелегком пути его подстерегают удивительные и опасные приключения, встречаются чужие народы, неведомые существа, загадочные явления. Человек всегда путешествовал, хотел он того или нет. И путешествуя, познавал окружающий мир. Первые древнейшие географические сведения человечества скрываются в мифах. Неудивительно, что они фантастичны и порой весьма отдаленно напоминают реальность, с которой сталкивались первые путешественники. Это сейчас от Египта до Москвы всего четыре часа лета на борту воздушного лайнера, а в далекие времена древнего мира и недалекое плавание вблизи берегов было странствием за тридевять земель. Мифы древних отражают то, как человек воспринимал окружающую его действительность, как пытался объяснить себе непонятные явления. И все же в сказочных образах древнейших мифов можно распознать черты реальных мест, которых достигали первые путешественники. Сцилла и Харибда - два жутких морских чудовища, с которыми столкнулись на своем пути в Колхиду отважные аргонавты. Сцилла забрасывала на скалы каждого мореплавателя, пытавшегося пройти по проливу, а Харибда топила таких смельчаков в водовороте. На самом деле, за личиной этих чудовищ скрываются два реальных водоворота Мессинского пролива между Апеннинским полуостровом и островом Сицилия. И одними из первых, а очень возможно, самыми первыми миновали их великие мореплаватели древности финикийцы, они-то и придумали Сциллу и Харибду, может быть, для того, чтобы запугать конкурентов на море из других стран. Роль финикийцев в открытии, описании и освоении новых, неизвестных цивилизованному человечеству земель действительно велика. Капитаны-финикийцы, находясь на службе у египетских фараонов, первыми вышли из Красного моря в Индийский океан. Первыми достигли южной оконечности Африки и побывали в Южном полушарии, первыми прошли трудным для мореплавания из-за мощного встречного течения Гибралтарским проливом в Атлантический океан. Знаменитые "Геркулесовы Столбы" - две скалы по берегам Гибралтарского пролива, долгое время в древности носили название Столбов Мелькарта — по имени главного бога-покровителя города-государства Тира и финикийских моряков. Есть весьма правдоподобные свидетельства того, что финикийцы доплыли по водам Атлантического океана до Азорских островов и даже пытались основать на одном из них колонию. Корабли финикийцев достигли берегов Британии и Прибалтики. Если бы финикийские купцы не туманили головы остальным народам, стараясь скрыть сведения о новых землях, то наверняка их достижения в географии - описании Земли - были бы еще более значительны. Однако вернемся к мифам, в которых надо искать самые ранние географические знания человека. Великий сказитель древности Гомер в "Илиаде" и "Одиссее" дал целостную и довольно подробную картину строения Земли по представлениям древних греков. Образованный, воспитанный на мифах житель Эллады представлял себе Землю островом на огромной бескрайней реке Океан. Могучий титан Атлант, стоя на самом краю Земли, поддерживает на своих плечах тяжелую медную чашу небесного свода. Звезды и Солнце, сменяя друг друга, появляются из вод Океана на востоке и погружаются в них на западе, чтобы, омывшись, вновь совершить вечное движение по небесному своду. Горизонт в представлении Гомера — неизмеримый "круг, прерываемый горами и морем". Ему известно не только наблюдаемое с земли вращение далеких светил, он знает, что Полярная звезда никогда не скрывается за горизонтом, она единственная из звезд "не омывается" в водах Океана. Знает он и о коротких летних и долгих зимних ночах в северных районах Земли, не объясняя сути явления, повествует о приливах и отливах. Эти знания позволили многим ученым древности именовать Гомера отцом географии. Мифические представления о Земле древних греков во многом совпадали с представлениями древних египтян. Очевидно, более поздняя цивилизация Древней Греции унаследовала знания жрецов вместе со многими другими достижениями культуры страны вечных пирамид. Правда, небесный свод представлялся древним египтянам то гигантской коровой, то богиней Нут, по животу и груди которой путешествуют звезды, но сушу они тоже считали омываемой со всех сторон океаном, и суша эта имела форму ромба. Греки тоже считали познаваемую, населенную ими подобными часть суши "ойкумену" четырехугольником. Как на земной тверди, так и на небесной сфере народами древнего мира выделялось четыре направления пространства, сложившихся на основании наблюдения движения небесных светил, - север, юг, запад и восток. Все стихии и явления были наполнены жизненной силой, и каждой из них соответствовало божество. В ПОИСКАХ ДОСТОВЕРНОГО "ПОРТРЕТА" ЗЕМЛИ У египтян появляются первые карты, больше похожие на зарисовки местности. До наших дней сохранились такие карты на папирусах, изображающие окрестности рудников, где добывалось золото фараонов. Удивительно, но современным разведчикам недр не удалось обнаружить в тех районах ни одного месторождения золота, кроме тех, что уже были найдены и разработаны добытчиками Древнего Египта. Вообще, карты долгое время не получали широкого распространения в древнем мире и не пользовались доверием тех, для кого предназначались. Древнему картографу очень сложно было сколько-нибудь достоверно отразить картину известного ему мира. Ведь неизвестно было ни точных расстояний, ни правильного расположения по отношению друг к другу различных островов, рек, городов, местностей и прочего. Так что изображение большей части поверхности Земли на картах было недостаточно достоверно, проложить по таким картам правильный путь из Афин в Карфаген было просто невозможно. Такие карты по сути являлись не более чем познавательной картинкой, на которой изображены различные страны, народы, земли, известные людям. Самое большее, что можно было уяснить из их содержания, кто с кем соседствует... Большее значение имели карты местные, на которых отражались небольшие расстояния - окрестности рудников, города, контуры гавани порта с прилегающими островами. На таких картах все расстояния уже могли быть измерены, а изображенные детали местности правильно сориентированы относительно главных направлений небесной сферы - севера, юга, востока и запада. Географические карты, найденные в библиотеке Ашшурбанипала, пусть и очень примитивные по исполнению, охватывали значительные пространства Земли - от Урарту до Египта, пространства той территории, которой достигла благодаря завоеваниям Ассирийская империя. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями рек,стран, городов. Но для дальних путешествий гораздо полезнее любых карт были "периплы" и "гавани". Перипл значит в переводе "объезд", эти своеобразные литературные произведения и представляли собой описания объездов земель при плавании вдоль берегов. В периплах описывались различные детали ландшафта - острова, скалы и народы, заселяющие местность. Гавани дополняли периплы, это было нечто вроде кратких практических приложений для мореходов, руководств к действию. В гаванях указывалось, сколько времени, в каком направлении и при каком ветре следует плыть из какого-либо пункта до той или иной точки назначения. Все ветры были известны и имели свои названия, это облегчало работу составителям гаваней. А капитаны кораблей древнего мира, пользуясь этими руководствами, успешно находили дорогу к далеким землям, не только плавая вдоль берегов, но и пересекая Средиземное море в различных направлениях и заходя из Средиземного моря в Черное. По-настоящему научный подход к изучению и описанию Земли сложился в Древней Греции в VI в. до н. э. Тогда появились первые научные труды, "объезды Земли", посвященные вопросам географии. В одном из таких трудов древнегреческий ученый Евдокс из Книда уже говорит о Земле как о шаре и подкрепляет это математическими выкладками, опирающимися на знание астрономии. Вскоре представление о шарообразной форме Земли стало довольно распространенным среди ученых, оно основывалось на наблюдениях за движением небесных тел. Правда, никто еще не догадывался, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Для людей той эпохи пока еще незыблемо представление о том, что светило появляется из-за горизонта на востоке, совершает полукруговое движение по небосводу и садится за горизонт на западе. Стало быть, движется Солнце, а Земля стоит неподвижно в центре Вселенной. Неизменно и незыблемо для тех времен и представление о форме населенной части Земли — ойкумены: это ромб, и он окружен Океаном. Правда, Океан уже не воспринимается как река, это огромное пространство воды, занимающее всю свободную от суши поверхность земного шара. Некоторые даже начинают предполагать, что, возможно, есть где-то другие ойкумены, населенные другими расами людей, но эти области считаются недоступными. Особенно активно развивается географическая научная мысль в эпоху эллинизма, когда после завоеваний Александра Македонского греческая культура проникает почти во все страны древнего мира. После распада мировой империи Македонского в образовавшихся эллинских государствах не спеша, постепенно мифические представления древних начинают вытесняться научными знаниями. Огромная заслуга в этом принадлежит Эратосфену из Кирены, жившему уже в III в. до н. э. Ему удалось измерить длину земного меридиана. Меридиан - это воображаемая линия, опоясывающая земной шар в месте сечения его воображаемой плоскостью через какую-либо точку земной поверхности и один из полюсов. Метод, который применил для измерения меридиана Эратосфен, гениален и удивительно прост. Города Сиена и Александрия находятся примерно на одном меридиане и расстояние между ними известно. Известно было также, что Сиена находится на Южном тропике Земли. Тропик - тоже воображаемая линия, которая проходит вокруг земного шара по сечению, перпендикулярному его оси, так что в день летнего солнцестояния, 21-22 июня, ровно в полдень, Солнце над тропиком находится в зените, то есть палочка, воткнутая в землю строго вертикально, ось солнечных часов, не отбрасывает тени. Эратосфен определил, что в Александрии в этот день угол между тенью и палочкой-осью составляет примерно 7 градусов. Зная расстояние между городами и этот угол, ученый вычислил длину всего меридиана. Достижения человечества в геометрии уже позволяли ему это сделать. Длина меридиана по расчетам Эратосфена оказалась равной 252 000 стадий, что в пересчете на современные, привычные нам меры длины составляет 39 690 км. Ошибся Эратосфен совсем не на много: он просто не мог еще учесть, что Земля не имеет формы идеального шара. Опираясь в дальнейшем на полученные данные, Эратосфен с помощью математических вычислений попытался определить расстояния между различными известными ему точками Земли и даже определить размеры ойкумены. Конечно, этот замечательный ученый не имел правильного представления о строении земной поверхности и не знал, как выглядят Африка, Евразия, а об Америке, Австралии и Антарктиде в Европе узнали только через полтора тысячелетия, поэтому многие его вычисления оказались неверными. Но труд Эратосфена сыграл огромную роль в истории географии. Он впервые заложил основы научного математического подхода в этой зарождавшейся тогда науке. Эратосфен - далеко не единственный мыслитель, достигший успехов на поприще географии. Были в эллинском мире и другие светлые головы. Полибий (200-120 гг. до н. э.) и Посидоний (135-51 гг. до н. э.) закладывают основы этнографии - науки, тесно связанной как с географией, так и с историей. Этнография занимается вопросами расселения по Земле различных народов. В знаменитом на долгие времена труде "Об океане" Посидоний высказывает мысли о взаимосвязанности всех явлений в мире. Он становится зачинателем физической географии — науки не только о строении, но и о природных и климатических явлениях, происходящих в различных районах Земли. Его современник Гиппарх Никейский вводит земные координаты, разделив весь земной шар на широты и долготы. Многие из сочинений географов древности не дошли до нас в полном виде или не сохранились вовсе. Но многое нам известно благодаря трудам, объединяющим и осмысляющим в себе знания предшественников. Таков грандиозный труд уроженца Понта римского ученого Страбона (64 г. до н. э. - 23 г. н. э.). В книге, которая так и называется "География", он исследует работы Эратосфена, Полибия, Посидония, Гиппарха Никейского и многих других. Страбон много путешествовал и многое видел своими глазами, а задумал, начиная свою книгу, дать описание всей ойкумены, то есть населенного людьми мира, и исправить карту Земли в соответствии с накопившимися со времен Эратосфена научными данными. Страбону не удалось дать полноценного и правильного описания Земли, но благодаря ему современное человечество знает о достижениях ученых древности, сочинения которых утрачены в веках и остались бы нам неизвестны. Велики заслуги и самого автора "Географии", который по слухам и по собственным наблюдениям дал уникальные описания множества стран, городов, местностей, народов - порою таких, о которых больше нигде свидетельств не сохранилось. ЛУКАВСТВО ПЕРВЫХ ЛЕТОПИСЦЕВ Камни сохраняются в тысячелетиях и являются самыми надежными страницами нетленной книги мировой истории. Окаменевшие останки и отпечатки на камнях изображений древних животных и растений составляют своеобразную летопись истории живого мира нашей планеты. На камнях же обнаружены первые следы, оставленные рукой человека: рисунки первобытных людей, первые следы письменности, первые исторические даты. Одна из таких древнейших каменных "страниц истории" хранится в историческом музее города Палермо, потому и называется - "Палермский камень". Эта реликвия была найдена в Египте. Текст, высеченный на каменной плите, является древнейшей исторической записью — анналами, то есть летописью, в которой сведения и факты из жизни человечества излагаются последовательно по годам. "Палермский камень" содержит сведения о сроках правления и главнейших исторических событиях первых пяти династий фараонов Древнего царства Египта, а также Додинастического периода начиная с конца четвертого тысячелетия до н. э. Кроме перечисления имен фараонов и годов их правления из записи на "Палермском камне" можно узнать о высоте подъема Нила в том или ином году, строительстве храмов, кораблей, о военных походах в соседние страны, ознакомиться с регулярным подсчетом золотой казны фараонов, записями обмера полей и прочим. Другими древнейшими записями, содержащими сведения об истории Древнего и Среднего царств Египта, являются многочисленные автобиографии вельмож, надписи номархов - правителей областей Египта. Разнообразные исторические сведения содержатся в поучениях фараонов. Эти записи сделаны не только на камнях и стенах гробниц или дворцов, но и на папирусах и табличках. Самые важные и судьбоносные события истории древнеегипетского царства увековечены в надписях и барельефах на стенах храмов. "Анналы Тутмоса III", частично сохранившиеся на стенах Карнакского храма бога Амона в Фивах, содержат описания военных действий, сражений под стенами азиатских городов, перечни добычи, захваченной фараонами. Описания битвы фараона Рамсеса II с хеттами под стенами Кадеша сохранились на стенах храмов в Луксоре, Абу-Симбеле и Рамес-сеуме. Ничуть не хуже описана на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса III его борьба с ливийцами и "морскими народами". На стенах египетских храмов можно прочесть о военных походах и других фараонов Нового царства - Аменхотепа II, Сети I, Мернепта. Все эти надписи - на стенах храмов, на камнях и папирусах - сделаны египетскими писцами, имена которых, как правило, неизвестны. Велика заслуга этих образованных людей перед учеными-историками последующих поколений и всем человечеством, но назвать их самих историками в научном смысле этого слова вряд ли можно. Писцы не стремились отразить исторические события объективно и беспристрастно, скорее наоборот. Во всех надписях восхваляются подвиги и деяния властителей Египта, а поэтому они полны преувеличений и помпезности. Храбрость, воинская доблесть и успехи врагов Египта всегда умаляются, сами события порой толкуются превратно, чтобы не навредить славе сына бога Амона - фараона. И по той же причине авторы древних египетских анналов даже не пытались анализировать ход исторических событий и делать из этого какие-то обобщающие выводы. Богатый материал для историков оставили после себя авторы Междуречья. Среди 25 000 глиняных клинописных табличек библиотеки Ашшурбанипала значительная часть посвящена описанию исторических событий, случившихся в Ассирии во времена, удаленные от эпохи правления мудрого царя. Большинство из них описывали военные походы ассирийцев, осады городов, завоевания, содержали перечень добычи и захваченных рабов. Подаются эти сведения в том же духе, что и египетские описания подвигов фараонов. Их главная цель - прославление величия ассирийского властителя, а главное отличие от подобных египетских надписей в том, что ассирийские властители никогда народом не обожествлялись. Таким образом, летописцы ассирийских и вавилонских царей, как и египетских фараонов, не обладали научным подходом при изложении исторических фактов и не нуждались в нем. Зато царя Ашшурбанипала вполне можно считать первым собирателем исторических документов. В свою библиотеку он собрал изготовленные в разные времена таблички, какие только можно было отыскать по стране. Наряду с ассирийскими, в этой замечательной библиотеке содержались таблички древних шумеров и вавилонян. А так как для историков важны и интересны не только те тексты, в которых непосредственно описываются исторические события, но и любые свидетельства из глубины веков о жизничеловеческого общества подарок Ашшурбанипала потомкам воистину бесценен. Так же, как и фараоны, ассирийские властители увековечивали свои имена на памятных стелах, которые они ставили в знак завоевания новых земель. Причем они, как и фараоны, не стеснялись преувеличивать свои и так выдающиеся военные успехи. Вот как описывает в своей летописи грозный воитель, ассирийский царь Салманссар III битву с войсками коалиции царей семитских государств и племен, проживающих в сирийской степи, сильнейшим среди которых был царь Дамаска: "Могучею, дарованною мне владыкою Ашшуром ратью, сильным оружием, предоставляемым мне моим заступником богом Нергалом, я сразился с ними. На пространстве между Каркаром и Гильзаном я нанес им поражения. 20 500 войска их победил я оружием своим, подобно богу Ададу, я разгромил их". На самом же деле в той битве Салманссар III не смог одержать убедительной победы, скорее даже она закончилась его поражением. После нее он вынужден был вернуться в Ассирию, чтобы собрать новые силы, но в летописях все представлено потомкам совершенно в ином свете. Так что к изучению подобных исторических документов надо подходить с осторожностью, стараться искать дополнительные фактические подтверждения того или иного исхода событий. В этом заключается одно из отличий подхода ученого-историка от приемов придворного летописца. Вернуться в раздел: Энциклопедия по Истории Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: историческая, энциклопедия, важнейших, событий, человечества. Скачать zip-архив: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - zip. Скачать mp3: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - mp3. |
» Муладхара чакра. Кундалини.... «Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества» |
|