Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества Реклама на сайте:
» Прекрасное гадание Арабские квадраты... |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
"СТРАНСТВИЕ ПО СТЕЗЕ ГОСПОДНЕЙ" Почти двести лет продолжалось "странствие по стезе Господней" — так возвышенно назывались тогда походы крестоносцев. Сколько их было? Одни историки выделяют шесть главных походов, другие — восемь, а некоторые насчитывают и шестнадцать. Двести лет подряд многие тысячи, если не миллионы людей устремлялись в Святую землю, чтобы совершить духовный подвиг освобождения христианских святынь. Однако ненависть папы смогли разжечь, а вот объединения не вышло. Напротив, в этих походах выявились национальные противоречия самих христиан. Так, во Втором походе (1148 г.) ненависть между немцами короля Конрада III и французами Людовика VII достигла такой степени, что впору было воевать друг с другом, а не с сарацинами! А чего стоит история английского короля-бродяги и поэта Ричарда Львиное Сердце (1157-1199 гг.), которого во время Третьего похода (1190 г.) сначала предал его заклятый враг французский король Филипп II, а затем, уже в Европе, упрятал в тюрьму недавний союзник австрийский герцог Леопольд!.. В 1099 году, спустя всего четыре года после клермонского призыва Урбана II, Иерусалим был отбит у турок Готфридом Бульонским (1060-1100 гг.) и его рыцарями, а в Палестине было создано государство крестоносцев под названием Иерусалимское королевство. Правда, просуществовало это королевство менее 90 лет. В 1187 году египетский султан Са-ладин вновь вошел в Иерусалим, сбросил кресты с храмов да еще велел окропить их розовой водой с благовониями, чтобы и духу христианского не осталось! Во время же Шестого похода (1228 г.) императору Фридриху II Гогенштауфену (1194-1250 гг.) удалось путем дипломатических переговоров отобрать у "неверных" Святую землю и даже заключить мир с египетским султаном. Но этот поход был объявлен папой "недействительным". Он назвал его пиратским предприятием, а освобождение Иерусалима — "нечестивой сделкой". Почему? Да лишь потому, что папа римский Григорий IX очень не любил императора Фридриха! Собственное честолюбие для него оказалось важнее освобождения Гроба Господня! Постоянные неудачи крестоносцев породили в умах странную идею, которая могла появиться лишь в те века, когда вера в чудо была сильней веры в разум. Идея заключалась в том, что если взрослые, отягощенные многими грехами, не могут вернуть Иерусалим, то пусть эту задачу исполнят дети: они безгрешны, а значит Бог им поможет. Во Франции вокруг пастушка по имени Стефан собралось 30 тысяч подростков двенадцати-тринадцати лет. Сам папа римский благословил их поход: "Эти дети служат укором нам, взрослым. Пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю". Юные крестоносцы пришли в портовый город Марсель, отсюда на семи кораблях они должны были добраться до Палестины. Два корабля погибли в пути от бури. Но, может быть, тем, кто утонул, "посчастливилось" больше, чем тем, кто добрался до Земли обетованной, поскольку поход детей закончился еще трагичней, чем можно было предполагать: многих из них корабельщики продали в рабство тем самым мусульманам, которых они с Божьей помощью собирались изгнать со Святой земли. Были еще походы благочестивого французского короля Людовика IX, прозванного Святым. Пожалуй, его с большим основанием, чем кого-либо другого можно назвать крестоносцем-идеалистом. Он сражался не за славу, не за богатство — за веру! Уже на исходе эпохи крестовых походов, в первый раз он сумел увлечь за собой крестоносцев в 1248 году. Предприятие закончилось крайне неудачно: окруженное мусульманами, его войско было почти поголовно уничтожено, а сам Людовик попал в плен к сарацинам, из которого был освобожден за огромный выкуп. Но в 1270 году Людовик вновь нашил крест на знамя и отправился воевать с мусульманами, на сей раз в Тунис. Этот поход оказался еще более неудачным: войско и сам Людовик пали не в сражении с мусульманами, а от африканской чумы, косившей крестоносцев. РАЗВЕ ХОТЕЛ ТОГО БОГ? Восток, забирая тысячи жизней, не отступал ни на шаг. Но чем безнадежней становилось положение христиан на востоке, тем яростнее призывали менявшиеся на престоле папы продолжить священную войну за освобождение Гроба Господня. Вдохновителем — да, по сути, и тайным руководителем — Четвертого похода стал папа Иннокентий III (1198-1216 гг.). Это был хитрый политик и двуличный человек. Другим главным деятелем похода стал девяносточетырехлетний венецианский дож (правитель) Генрих Дандоло. Несмотря на преклонный возраст, это был отчаянно смелый человек, который очень хорошо знал, к чему стремится. Вряд ли старого пирата когда-либо волновали проблемы веры, более всего он заботился о могуществе Венецианской республики, которая, кстати, расцвела благодаря торговле с Востоком. Венеция обладала прекрасным флотом. Когда войско было собрано, Дандоло предложил крестоносцам свои услуги, он обещал переправить воинство в Египет на венецианских судах. Крестоносцы сошлись в Венеции, но здесь выяснилось, что у них не хватает денег, чтобы заплатить Дандоло за фрахт кораблей. Судя по всему, Дандоло специально назначил цену, заплатить которую было трудно. Зачем ему это понадобилось? Ловкий венецианец предложил крестоносцам в счет недостающей суммы помочь ему расправиться с торговым конкурентом — городом Задар, что находился на побережье Средиземного моря. Пикантность ситуации заключалась в том, что Задар был городом христианским и тоже откликнулся на призыв папы Иннокентия участвовать в походе против Египта. Но разве это имело значение, если приключение обещало прибыль? И крестоносцы охотно обнажили мечи против единоверцев. Задар был разграблен, причем, как пишет свидетель, когда сопротивление задарцев было сломлено, "много людей было убито и ранено". Иначе говоря, рыцари передрались между собой из-за добычи. "Это было самое великое бедствие, когда-либо постигшее войско, и здесь чуть не произошла гибель всей армии..." Но дож Дандоло ликовал — конкурент был повержен!.. А что же папа? Иннокентий очень строго пожурил крестоносцев, но в то же время милостиво принял их смиренное объяснение: мы, мол, не могли поступить иначе. "Что ж, — согласился папа, — не могли так не могли. Ради святой цели можно многое принести в жертву, чего уж там переживать о Задаре..." А в это время в лагерь крестоносцев прибыл бежавший из Константинополя царевич Алексей Ангел. Византия переживала смутные времена. Император Исаак Ангел был свергнут, ослеплен и заточен в тюрьму своим братом, который и воцарился на троне под именем Алексей III. Алексей Ангел, сын ослепленного Исаака, прибыл к Генриху Дандоло и другим князьям крестоносцев, объяснил им свое бедственное положение и предложил, ради "восстановления справедливости", прежде чем отправиться в дальний Египет, идти на Константинополь. Дандоло, давний враг Константинополя, был в восторге от предложения царевича. Да и остальных уговаривать не пришлось, слишком уж велика была обещанная Алексеем награда. Но как отважиться на такое изменение маршрута без соизволения папы? Алексей отправился в Рим, припал к стопам святейшего и пообещал неслыханное: если власть в Византии перейдет к нему, Алексею, то он сделает все, чтобы вернуть отколовшуюся византийскую церковь во власть Рима. Да какой же папа не мечтал о том, чтобы подчинить греко-православную церковь римско-католической?! Впрочем, как человек хитрый, он повел себя осторожно: с одной стороны, он как бы предостерегал крестоносцев от нападения на Константинополь, с другой — настойчиво указывал им, что греки сильно виноваты перед Богом и римской церковью. Еретики! Крестоносцы поняли его правильно, и через несколько месяцев венецианский флот Генриха Дандоло с объединенной западноевропейской армией на борту вошел в константинопольскую бухту. Было два штурма Константинополя. После первого, прихватив несколько центнеров золота, бежал бездарный узурпатор Алексей III. На престол был вновь возведен слепой Исаак и коронован его сын Алексей. Крестоносцы остались у города, ожидая выплаты обещанной царской награды. Однако Алексею легко было давать обещания, но выполнять тяжело — казна-то оказалась пуста. Раздражение крестоносцев росло с каждым днем. Да и греки отнеслись к непрошеным спасителям без особенной благодарности. В конце концов, в Константинополе победила партия, восставшая против каких-либо уступок рыцарям. Свершился переворот. Слепого Исаака вновь отстранили от власти. Второй раз он этого не пережил и скончался. А юного Алексея, который и заварил всю эту кашу с крестоносцами, задушили. Императором был провозглашен Дука Мурзуфл, что значит Дука Насупленный. Впрочем, это уже не важно, потому что терпение крестоносцев лопнуло, и они во второй раз осадили Константинополь. На этот раз греки защищались отчаянно. Несколько дней рыцари безуспешно и с большими потерями атаковали город. Однако 13 апреля 1204 года Константинополь пал. Три дня в городе стоял и вопль и стон. Смертельная ненависть, которую Запад испытывал к Восточной империи, проявилась в" полную силу. "Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди", — с горечью написал очевидец. Тысячи людей были убиты. Не щадили никого — ни детей, ни женщин. Греки пытались найти убежище в церквях, но и там их настигали "единоверцы". Прежде чем зарубить, заставляли раздеться догола — вдруг под одеждой припрятаны драгоценности! Ничто не укрылось от воровских рук, вскрыты были даже гробницы византийских императоров! Не пощадили они и главной константинопольской святыни — собора Святой Софии. Все было разрушено и осквернено — старинные иконы, драгоценные реликвии, предметы церковной утвари необычайной редкости и красоты. Войдя в раж, "христовы воины" даже ввели в храм лошадей, чтобы было сподручней навьючивать на них драгоценную ношу... Участник того похода некто маршал Шампанский потом с восторгом напишет: "Кон-стантинопольскийграбеж несравним ни с чем подобным, когда-либо совершавшимся на земле от сотворения мира". То, что оказалось недоступно огню, уничтожалось в бешеной и бессмысленной жажде разрушения. Сокровища искусства, которые за тысячелетие накопились в этом несравненном городе, пылали в огне пожаров. Древние рукописи богатейших библиотек летели в костры... Так пала гордая империя, которая тысячу лет охраняла Европу от вторжения азиатских народов, а над ее развалинами вознеслось крестоносное знамя славного рыцарства. ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР Общепризнанной датой зарождения инквизиции является 1229 год, когда церковные иерархи объявили о создании трибунала — высшего органа инквизиции, предназначенного для сыска, суда и наказания еретиков. Теперь инквизиция вполне законно раскинула свои сети по всей Европе. Но наибольшей жестокостью прославилась испанская инквизиция. В Испании, от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукой Великий инквизитор над страной... Он был жесток, как повелитель ада, Великий инквизитор Торквемада... Если Иннокентий III был идейным вдохновителем борьбы с еретиками, то подлинным творцом системы уничтожения еретиков и инакомыслящих стал Томмазо Торквемада (1420-1498 гг.) В школьные годы это был послушный и тихий мальчик. Затем, став монахом ордена доминиканцев, Томмазо отличался безупречным поведением, уважением к традициям ордена и монашескому уставу. Орден доминиканцев был учрежден в 1216 году неким Домеником де Гусманом, безжалостным религиозным фанатиком. Спустя тринадцать лет после смерти за кровавые подвиги на поприще борьбы с еретиками До-меник был возведен в ранг святых, а его имя присвоили созданному им ордену. В переводе с латыни имя Доменик созвучно выражению "господня собака". Поэтому эмблемой ордена стал пес с пылающим факелом в зубах. А сами братья-доминиканцы стали называть себя "псами господними". Было среди тех "псов" много вкусивших человеческой крови, но самым "кусачим" из всех оказался Томмазо Торквемада. Впрочем, начинал он исподтишка. Будучи настоятелем монастыря, отличался такой строгой набожностью, что слух о нем дошел до испанской королевы, пожелавшей стать его духовной дочерью. Так он появился при испанском дворе, где вскоре стал не только духовным наставником, но и главным советником королевы Изабеллы (1451-1504 гг.). Благодаря Изабелле Томмазо Торквемада был назначен на должность генерального инквизитора Испании. И вот здесь "гений зла" проявил себя в полную меру! Разумеется, и до него трибуналы инквизиции не сидели сложа руки, и до него полыхали костры, а в застенках монастырей допрашивали еретиков, изуверскими пытками выбивая признания. Но лишь с приходом Торквемады испанская инквизиция достигла "высшей" степени развития, став общеевропейским "эталоном жестокости". В то время главными жертвами испанской инквизиции были так называемые "новые христиане" — марраны и мориски. Марраны — это евреи, отказавшиеся от иудейства, а мориски — мавры, согласившиеся с тем, что Мухаммед "лжепророк". Вот на них-то в первую очередь и устроили охоту "псы-инквизиторы". Предательство стало главной добродетелью в Испании. Фискалы-доносчики выискивали, на кого бы донести. Один испанец попал на костер по доносу проигравшего ему в карты партнера. Тот сообщил, что во время игры он сказал: "Все, голубчик, даже если Бог будет тебе помогать, ты все равно проиграешь..." Оказывается, при помощи инквизиции можно было выиграть самую безнадежную партию. Но особенно поощряла инквизиция доносы на самых ближайших родственников! А морискам и марранам было и того хуже — любого из них и без доноса можно было обвинить, что он, мол, "неискренний христианин"! А как доказать искренность или неискренность веры? Вот Торквемада и задался целью создать такую систему, которая выворачивала бы наизнанку душу! Система была проста: пытать до тех пор, пока человек не сознается, что собирался убить папу римского! Под пытками люди признавались в совершении чудовищных преступлений... Можно долго перечислять зверские пытки, придуманные изобретателями-садистами. Но достаточно напомнить про "испанский сапожок", пытку на колесе и каленым железом... Сам Торквемада, видевший основную цель своей жизни в истреблении вероотступников, отличался дьявольской жестокостью и коварством. Перед ним трепетали не только жертвы, но и его сторонники. Он мог заподозрить в ереси любого! А уж выбить признание в каком-нибудь тайном умысле было, что называется, "делом техники". Необузданное честолюбие, жажда славы, стремление к неограниченной власти, — вот что вело по жизни "тихого мальчика" Томмазо Торквемаду. И конечно, необъяснимая, патологическая жестокость! И неизменный страх. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 отборных пехотинцев, а на его рабочем столе всегда под рукой был носорожий рог — тогда верили, что с его помощью можно обнаружить яд. Так он и жил, убивая других и трясясь за собственную жизнь... "Безупречный во всех отношениях" "великий инквизитор" Томмазо Торквемада имел одну "слабость": более всего ему нравилось смотреть, как в огненном пламени сгорают заживо люди. АУТОДАФЕ О том, как совершалась казнь еретика, сохранилось немало свидетельств современников. Ритуал аутодафе был строг и одновременно пышен и театрален. Аутодафе — одновременно религиозная церемония, и казнь, и зрелище. Обычно аутодафе приурочивалось к церковным праздникам или восхождению на престол нового монарха... Так, в 1680 году состоялось аутодафе в честь женитьбы Карла II на французской принцессе Марии-Луизе Бурбон. Чтобы угодить новой королеве, в день бракосочетания было устроено грандиозное аутодафе ста восемнадцати еретиков, "значительное число коих должно было погибнуть в огне и осветить последние моменты этих торжеств". Аутодафе устраивалось несколько раз в году по праздникам. Подготовка начиналась за месяц. Священники приглашали участвовать в нем всех верующих и даже обещали за то отпущение грехов. Уклонение от такого приглашения могло навлечь подозрение в ереси или же в жалости к обвиняемому, что было одинаково преступно. Обязательным было присутствие на "празднике" женщин и детей. Вероятно, в воспитательных целях... Накануне "торжеств" город украшали гирляндами цветов. На главной площади строился помост с ложами для короля или местного правителя и почетных гостей. Возле помоста устраивались общественные уборные, так как зачастую "церемония" длилась с утра до позднего вечера. С зарей тюрьма уже гудела, как потревоженный улей. Заключенных стригли, одевали в чистое, напоследок обильно кормили, а иногда для храбрости даже давали стакан вина. Затем, накинув петлю на шею, вкладывали в связанные руки зеленые свечи (зеленый — цвет инквизиции) и выводили на улицу. Некоторых еретиков сажали задом наперед на ослов, некоторым затыкали рот кляпом, чтобы они не совратили кого-нибудь своей ересью по дороге. Процессия медленно шла по улицам города под пение псалмов. Тем временем на главной площади собирались почетные гости и обыватели. Любопытных поглазеть на чужие мучения всегда оказывалось более чем достаточно! По прибытии на место казни еретиков усаживали на специальные "скамьи позора". Затем главный инквизитор читал устрашающе-грозную проповедь, и начиналось оглашение приговоров. Их бывало так много, что на оглашение уходило несколько часов. Так как приговор чаще всего предусматривал "смертельную кару", то и само слово "аутодафе" стало ассоциироваться с сожжением на костре. После того как зачитывались все приговоры, начинался "праздник"! Отрекшихся от заблуждений наказывали штрафами, других приговаривали к "опозоренью", надевали на них нелепые одежды и колпаки, третьих били плетьми, — но то были "счастливцы"! А вот особо "злостных" и "непримиримых" еретиков стражники волокли на "жаровню". "Жаровня" располагалась неподалеку. Это был эшафот со столбом в центре, возле которого заранее были приготовлены дрова и хворост. По дороге к эшафоту монахи продолжали увещевать обреченных, призывая раскаяться. Но и те, и другие знали, что приговор обжалованию не подлежит. На таких ритуальных кострах сжигали не только живых людей, но и покойников, чья вина перед церковью обнаруживалась уже после их смерти. Не гнушались даже выкапывать трупы из могил! Еще на кострах сжигали чучела, олицетворявшие людей, которых инквизиция хотела бы сжечь живьем, но пока не могла поймать. Впрочем, укрыться от инквизиции было почти невозможно. Если "псы" брали след "лисицы" — так еще называли еретиков, — то когда-нибудь непременно ее настигали... "Праздник" заканчивался глубокой ночью, а иногда и под утро следующего дня. Утомленные горожане расходились по домам, уверенные, что они-то, "правоверные католики", никогда не попадут в огонь инквизиции. На счету "гения зла" Томмазо Торквемады более десяти тысяч сожженных живьем. А еще замученные пытками, изгнанные из страны, сожженные "заочно"... Нужно сказать, что не только вопрос веры заботил "нищенствующих" монахов. Дело в том, что имущество казненных еретиков отходило в пользу папской и королевской казны. За счет конфискованных средств кормилась бесчисленная армия доносчиков, провокаторов, "заплечных дел мастеров", словом, всех "псов" и "шакалов" священного трибунала. Говорят, от ограбления одних "новых христиан" королева Изабелла выручила баснословную по тем временам сумму в 10 миллионов золотых дукатов! Так что чем богаче был человек, тем ближе был его путь к костру. Отлаженная дьявольская машина сыска и уничтожения Томмазо Торквемады и после его смерти продолжала исправно работать почти три с половиной столетия! Последнее аутодафе состоялась в Валенсии в 1826 году! Более семи веков горели в Европе костры мракобесов!.. "ГОВОРЯЩАЯ АЗБУКА" Знаменитые братья Кирилл и Мефодий, которых иногда называют "солунскими братьями", родились в византийском городе Фессалоники (на территории современной Греции) в первой половине IX века. Кирилл до пострижения в монахи в 865 году носил имя Константина. "Солунские братья" происходили из семьи знатного военного, помощника наместника провинции. С раннего детства они одинаково хорошо владели как греческим языком, так и славянским. Да иначе и быть не могло, потому что основное население Византийской империи составляли славяне и греки. Оба брата получили превосходное образование. Но особенную тягу к знаниям проявил Кирилл. Слухи о его необыкновенных способностях дошли до самого императора, который и призвал его учиться в столицу. Прибыв в Константинополь, он стал изучать различные науки у выдающихся ученых того времени — Льва Математика и Фотия, ставшего потом патриархом. Вскоре он достиг такого совершенства в знаниях, что его начали называть Философом. А в искусстве вести публичные диспуты ему вообще не было равных. Именно потому Кирилла часто привлекали к дипломатической деятельности. Научные достижения старшего брата Мефодия были скромнее, но зато в молодости он сделал блестящую карьеру, дослужившись до высокого чина. Затем, осознав суету мирской жизни, ушел в монастырь. В этот же монастырь на горе Олимп пришел и его младший брат. Вероятно, тогда братья и задумались над созданием славянской азбуки. Дело в том, что в IX веке среди славян стало стремительно распространяться христианство, пришедшее из Византии. Восточная империя всегда была заинтересована в приобретении новых духовных союзников. Кирилл и Мефодий решили перевести на славянский язык важнейшие церковные книги, без которых невозможно было совершать богослужения на родном языке славян. А потом, вероятно, подумали братья: если славяне имеют свой особый язык, так негоже им не иметь и своей письменности. И закипела работа! Сначала братья выделили из живой славянской речи все звуки. Затем попытались найти для каждого звука букву. Это сейчас для нас просто: буквица "Б" — она и есть буквица "Б" и соответствует именно тому звуку, который мы произносим. Но придумали-то эту букву "солунские братья". Например, звук "А" обозначался крестом. Часть букв они заимствовали из греческого алфавита, придав им несколько иную, замысловатую форму. Где же им было взять буквы для тех звуков славянской речи, которые не имели буквенного обозначения ни в латинском, ни в греческом алфавите? Попытайтесь сейчас, просто для интереса назвать звуки, которых нет в иных алфавитах... Сколько у вас получилось? Все правильно — много! Ж, 3, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, Я, а еще ведь есть и твердый знак, и мягкие окончания... Первая славянская азбука была названа главным ее создателем Кириллом глаголицей, — от слова "глаголить", то есть "говорить". Создавая глаголицу, Кирилл даже усложнил задачу: он хотел сделать все славянские буквы совершенно непохожими на другие. Позже Мефодий и его ученики упростили "говорящую азбуку", назвав ее в честь основателя славянской письменности кириллицей. Кирилл и Мефодий первыми перевели на славянский язык Библию, записав перевод славянским письмом. Глаголица наряду с кириллицей применялись почти до XVIII века. Да и потом использовалась, правда, уже в качестве тайнописи. Представляете, как она была сложна! Если вдруг вы захотите создать шифр, обратитесь к глаголице! Сначала славянская азбука получила распространение в Велико-Моравском княжестве (на территории нынешней Чехии). Моравский князь попросил императора Византии прислать ему проповедников христианства. Выбор императора пал на "солунеких братьев". Осенью 863 года Кирилл и Мефодий с группой учеников отправились в Моравию. Здесь они основали школу славянской письменности. Их миссия проходила успешно. Но через четыре года братья со своими учениками перебрались в Константинополь, чтобы посвятить их в духовный сан. По дороге они также проповедовали и, где возможно, оставляли духовные ростки славянской грамоты. Число их учеников росло. Когда братья добрались до Константинополя, с патриаршего престола был свергнут мудрый Фотий, покровительствовавший их деятельности. И тут из Рима пришло приглашение от папы, чрезвычайно заинтересованного в усилении своего влияния в славянских землях. В Риме Константин тяжело заболел и, приняв монашеский сан под именем Кирилла, в возрасте сорока двух лет умер в феврале 869 года. Мефодий стал архиепископом Велико-Моравского и Паннонского княжеств. Уже в ранге архиепископа он прибыл в Моравию, где встретил яростное сопротивление немецкого духовенства, которое добивалось запрета богослужения на славянском языке. Папа не дал Мефодию поддержки и защиты. По пути в свою резиденцию Мефодий был схвачен и два с половиной года провел как узник в монастыре. Он умер в 885 году, оставив сотни учеников, которые, несмотря на гонения, понесли свет письменности во все славянские страны. И через века донесли этот свет до нас. Ведь и сегодня мы пишем, пользуясь той же кириллицей. Правда, иные буквы выглядят несколько иначе, некоторые вовсе исчезли из алфавита. Но все же кириллица сохранила главное — живой дух великого языка. Вернуться в раздел: Энциклопедия по Истории Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: историческая, энциклопедия, важнейших, событий, человечества. Скачать zip-архив: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - zip. Скачать mp3: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - mp3. |
» Эзотерическая Энциклопедия и словарь санскрита и Йоги... «Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества» |
|