Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества Реклама на сайте:
» Обучение Астральным полетам... |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ПУТАНИЦА В КАРТИНКАХ Древний - вовсе не значит примитивный, простой, бедный. И мир древних цивилизаций тоже был достаточно сложен, а в каких-то его проявлениях, например в соблюдении ясреческих обрядов поклонения богам, даже очень сложен. А ведь обряды надо было соблюдать в точности, чтобы добиться расположения божества. Одна ошибка могла стоить очень дорого. А прекрасные архитектурные строения - дворцы властителей, храмы, а своевременный сбор налогов с подданных, которых с каждым годом становится все больше и больше! А развивающееся земледелие, где от точного знания срока посева семян, времени выпадения осадков или разлива рек зависит урожай! А законы властителей, силой которых они удерживают в повиновении своих подданных, наводят порядок в подвластном государстве, творят суд и наказывают виновных. Наконец, торговля, требующая строгих расчетов, учета затраченных средств и проданных или купленных товаров, а также общения с различными людьми как внутри, так порой и очень далеко от стен государства. Все это практически невозможно осуществить без строгого учета и передачи знаний или сведений от человека к человеку. Но ведь всего не упомнишь — кто, сколько и чего должен, кому и сколько уплачено, как произнести без ошибок сложное заклинание или, что гораздо сложнее, снарядить и отправить в загробный мир умершего фараона. Возникшая в древнем мире потребность к систематизации и передаче все возрастающего объема знаний от человека к человеку, причем не только во времени, но и на расстоянии, привела к величайшему изобретению человечества - созданию письменности. Неудивительно, что это произошло уже в самых древних цивилизациях - шумерской и древнеегипетской. Тем более что первые попытки общения с помощью изображения существовали еще раньше - в каменном веке, в первобытном обществе. Такой способ передачи сообщений через пространство и время с помощью рисунков называется пиктографией. С пиктограмм - рисунков, изображенных человеком на скале, камне, нацарапанных на кусочке дерева или сухой глины, начиналась письменность. Но тем, кто читал замечательный рассказ английского писателя Редьярда Киплинга "Как было написано первое письмо", известно, чем это может закончиться. Автором первого пиктографического письма в рассказе Киплинга стала девочка, которая попросила незнакомца из другого племени отнести в становище ее племени нарисованное послание. На кусочке бересты она изобразила, как могла, своего папу, охотившегося на рыб и сломавшего копье, себя, бобров, сидящих в болоте, - для того, чтобы незнакомец знал, какой дорогой надо идти, маму, которая должна дать незнакомцу новое копье, чтобы тот отнес это копье папе взамен сломанного. Однако в племени девочки письмо истолковали превратно. Мама решила, что незнакомец вместе с целой шайкой разбойников проткнул папу копьем, до смерти напугал ее дочь и принес страшную картинку, чтобы похвастаться своим подвигом. Незнакомец не знал языка, на котором говорило племя девочки, и его готовность помочь чуть не стоила ему жизни. В рассказе все, конечно, закончилось благополучно, но в жизни-то всякое бывает. Нарисуешь одно, а люди поймут совсем по-другому. "В картинках, - сказал вождь из рассказа английского писателя, - не всегда можно разобраться как следует. Иногда получается самая дикая путаница". МНОГОНОГОЕ ПИСЬМО, ИЛИ "КАК КУРИЦА ЛАПОЙ" Пиктограмма — это прежде всего смысловая картина, она настолько же близка к письменности, как и к изобразительному искусству. Смысл ее может трактоваться разными людьми по-разному. Письменность тем и отличается от пиктографии, что смысл записанного или зарисованного послания можно прочесть более или менее однозначно. То есть каждый человек, знакомый со знаками или знаковыми рисунками этого письма, может точно понять смысл написанного. Все же очевидно, что передавать свои мысли с помощью рисунков непросто, но можно. Только для этого надо сначала договориться со всеми возможными адресантами о том, что означает то или иное изображение. Например, зарисованное солнышко — это один световой день, а не хорошая погода, рисунок ноги означает - идти, а не отрубленную ногу и т. д. Формирование письменности на основе пиктографии шло по пути закрепления за каждым изображением определенного смыслового значения. Но путь этот был долог и труден, не так-то легко оказалось справиться с первобытной путаницей. Главной сложностью, с которой сталкивается составитель пиктографического письма, является то, что слов в человеческой речи всегда больше, чем можно изобразить простых и разных вразумительных рисунков, им соответствующих. Так, изображение ноги может действительно означать ногу, но как быть тогда с такими понятиями, как "стоять" или "ходить"? А если нужно передать различные формы слова или понятия: не "стоять", а "стоящий", не ходить, а "идти" или "пришли", или, может быть, уже "ушли", но скоро "придут", вот только "дойдут" до дальней пещеры и обратно, что тогда делать? Сколько же ног рисовать в одном пиктографическом послании и кто сможет в этом правильно разораться? Первые письменности, как уже говорилось выше, возникли в древнейших государствах Шумера и Египта. У шумеров при формировании письменности на основе пиктографического письма рисунки по мере развития упрощались и принимали вид знаков, сначала отдаленно, а потом уже и вовсе не напоминавших предмет, который отображал рисунок. В письменности же Древнего Египта сохранились очень правильные и даже красивые рисунки - иероглифы, но только для парадных, торжественных надписей, например, сделанных на стенах гробниц фараонов. Для повседневной же надобности в Египте существовало упрощенное "иератическое" и "демотическое" письмо — скоропись, в котором сохранялись лишь намеки на рисунки — общие очертания, главные линии. Сохранение рисунков в египетском письме и упрощение их до знаков в шумерской и более поздних письменностях Междуречья в первую очередь связано с материалом, на котором писали в Египте и в долине Тигра и Евфрата. Египтяне писали на папирусе - специальном материале, напоминавшем современную бумагу и изготовлявшемся из стеблей тростника-папируса, густо растущего во многих местах по берегам Нила. Для этого стебли папируса укладывали особым образом, молотили палками, промывали, клали под пресс и высушивали на солнце - только тогда получался желаемый материал, который тоже называется папирусом. Полученные тонкие листы склеивали и сворачивали в свитки иногда до нескольких десятков метров длиной. Древнеегипетские рукописи на этих свитках опять же сохранили в истории название папирусов. В долине Тигра и Евфрата тоже были заросли тростника, но только в самом низовье. Шумерские же города-государства возникли намного выше по течению, и в местах, где складывалась шумерская письменность, тростник не рос, зато по берегам рек было много глины, на которой, когда глина мокрая, остаются отпечатки следов ног человека, лап птиц и животных. Засыхая под палящим солнцем, глина становится твердой как камень и сохраняет отпечатки на долгие времена. Шумеры подметили это свойство и использовали глину как материал для письма. Они писали на поверхности сырых глиняных цилиндров и табличек, выдавливая острой палочкой знаки своего письма. Рисунки при этом получались плохие, палочкой в глине сложно провести тонкую линию, поэтому от четких рисунков шумеры со временем отказались, заменив их несколькими деталями из клинообразных углублений. Эти треугольные ямки, заканчивающиеся короткой царапиной, сбили с толку первых европейских исследователей культур Междуречья. Так много табличек с клинообразными письменами было разбросано в некоторых местах прямо на поверхности земли, что их ошибочно приняли за отпечатки птичьих лап, оставленных когда-то пернатыми на мокрой глине. С этой точки зрения древние шумеры и их последователи писали "как курица лапой". Впоследствии, чтобы меньше путаться хотя бы в изображениях знаков, шумеры сохранили лишь четыре направления, в которых лог располагаться удлиненный конец клинообразной ямки - вверх, вниз, направо и налево. Из сочетаний таких углублений и стали формироваться знаки шумерской, а после аккадской, ассирийской и вавилонской письменности. По характерной форме отпечатков кончика палочки на глине такую письменность называют "клинописью". Переход от рисунков к знакам в письме древних шумеров облегчил им само изображение понятий на том материале, которым они пользовались для письма, но нисколько не уменьшил путаницу во множестве значений, скрывавшихся за каждым таким знаком. Чтобы правильно передать смысл с помощью знаков-рисунков, человек вынужден был пуститься на многие ухищрения. Шумеры, создавая свою письменность, изначально разделяли понятия, вводя дополнительные детали в рисунок: обычное изображение ноги означало и "ногу", и все формы слов "ходить, стоять, приносить", а если на рисунке ноги была заштрихована ступня, то он уже означал - "подошва, ступня, основание" и все формы слова "ступать". Конечно, все равно очень легко запутаться, пойди разберись по такому посланию, когда надо стоять, а когда приносить или идти. Путаницу еще более увеличивали особые ребусные знаки, которые шумеры употребляли для обозначения в письме сложных, отвлеченных понятий. Дело в том, что, как и во многих других языках, некоторые слова шумеров звучали так же, как отдельные слоги других слов. Например, звукосочетание "ги" означало у шумеров и слово "камыш", и слово "отвечать", которое очень сложно передать одним простым рисунком. Поэтому знак, изображавший в шумерском письме камыш, означал в других случаях и слово "отвечать". С одной стороны, ребусы помогали изобразить то, что нелегко нарисовать, с другой, путали письмо, еще более увеличивая число значений, в которых мог употребляться один и тот же знак-рисунок. В то же время ребусные знаки помогли шумерам передавать при письме слова и части слов, которые, взятые вне текста, вовсе не несут какого-либо значения - предлоги, наречия, приставки, суффиксы, окончания. Некоторые односложные слова-названия из языка шумеров звучали так же, как части других слов. Формируя из таких кратких слов другие многосложные слова, шумеры научились записывать слова по слогам. И с той поры в письменности шумеров вперемешку использовались знаки, обозначающие целые слова, знаки, указывающие на группу слов, из которых необходимо выбрать нужное смысловое значение, ребусные знаки, заменяющие сложные для передачи единым знаком понятия, и знаки, обозначающие слоги. Такое письмо называют еще словесно-слоговым. Шумерские слоги были большим шагом в развитии письменности по пути создания буквенного письма. В то же время знаки-слоги вносили свою долю в общую путаницу. Так, та же самая "нога", вернее знак, изображавший ногу, не только имел значения "идти, ходить, стоять, нести", но и, употребленный в качестве ребуса, означал слоги: "ду", "ра", "губ". Справиться с путаницей унаследованного от шумеров способа письма попытались покорившие Шумерское царство аккадцы. Они говорили на другом языке, но, не имея собственной письменности, перевели для себя знаки шумеров. А чтобы сделать письмо понятнее, стали вводить особые знаки, так называемые "знаки-определители" или "детерминативы" . Каждый знак-определитель указывал, к какой области смыслов, к какой группе понятий относится слово, изображаемое главным Рисунком. Таким образом, число смыслов знака, из которых читателю следовало выбирать правильный, Несколько сокращалось. Так делали аккадцы, вавилоняне, ассирийцы, унаследовавшие способ письма древних шумеров и усовершенствовавшие его. Вернуться в раздел: Энциклопедия по Истории Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: историческая, энциклопедия, важнейших, событий, человечества. Скачать zip-архив: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - zip. Скачать mp3: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - mp3. |
» Смешные эзотерические истории и анекдоты по эзотерике... «Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества» |
|