Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Психология. Большая Энциклопедия по психологии Реклама на сайте:
» Сонники мира. Сонник на каждый день. Толкование снов... |
ПСИХОЛОГИЯ. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
Антисоциальная личность (antisocialpersonality) Поиск биологических факторов, лежащих в основе А. с., все чаще признается главной н.-и. задачей. Один аспект таких исслед., возбудивший как значительный интерес, так и споры, касается влияния патологических генотипов на антисоциальное поведение. Из всех сказок о «плохих генах» две самые знаменитые — о Джуках (Jukes)и Калликаках (Kallikaks). Ричард Л. Дагдэйл, надзиратель в нью-йоркской тюрьме, провел тщательное генеалогическое исслед. семьи Джуков. Его сообщение, появившееся в 1877 г.: «Джуки: история преступлений, бедности, болезней и наследственности» (The Jukes: A study in crime, pauperism, disease, and heredity), содержит сведения о 7 поколениях, 540 кровных родственниках и 169 лицах, связанных браком или совместным проживанием. Вопреки общепринятому мнению, Дагдэйл пришел к выводу, что преступность семьи Джуков является продуктом не длинной цепи плохих генов, а среды: «Среда — это высшая, последняя контролирующая инстанция в том, что касается определения рода занятий людей, к-рая и саму наследственность распределяет в форме организованного неизменным окружением итога. Семейство Джуков не составляет какой-то исключительный класс людей, подобных можно найти в каждом округе этого штата... На Джуках было показано, что наследственность зависит от постоянства окружающей среды». А. Г. Эстебрук, в распоряжении к-рого оказались первоначальные материалы Дагдэйла, нарисовал совершенно иную картину семьи в своей книге «Джуки» (The Jukes), изданной в 1915 г. В то время как Дагдэйл характеризовал Джуков как бедных, необразованных и чрезвычайно энергичных людей, Эстебрук описал их как ленивых, нечестных, коварных людей с низким интеллектом. История Калликаков является не менее захватывающей. Семью Калликаков изучал Генри Г. Годдард, директор школы для умственно отсталых детей в Нью-Джерси. В книге Годдарда «Семья Калликаков» (The Kallikak family)прослежены две линии потомков одного и того же солдата войны за независимость США. «Хорошие Калликаки» были потомками брака солдата с женщиной из семьи квакеров предположительно «хорошей крови». «Плохие Калликаки» были потомками «нечестивого» союза солдата со слабоумной молодой женщиной. Отпрыск этого союза был столь ужасен, что получил прозвище «Старый Ужас». «Старый Ужас» породил 10 молодых ужасов, к-рые выросли и стали ответственными за сотни др. ужасов. Годдард взял на себя миссию проследить историю жизни этих плохих Калликаков. Поскольку две эти семьи Калликаков происходили от одного и того же человека, было странно, что «плохие гены» не приводили к дегенеративному поведению в семье хороших Калликаков. Даже если признать предположение о генетической обусловленности антисоциального поведения нек-рых из Калликаков, игнорирование Годдардом факторов окружающей среды делает его исслед. малозначимым с научной т. зр., хотя и интересным для чтения. Связь между аномальным генотипом XYY и антисоциальным поведением впервые была установлена в 1965 г. П. А. Джейкобе и ее коллегами, работавшими в Западной больнице общего типа г. Эдинбурга. Теорет. значение лишней Y-хромосомы для челов. агрессии может быть понято с т. зр. повышения маскулинности вследствие лишней мужской хромосомы. Нарушение обмена тестостерона может повлечь за собой необычайно высокий рост, большую физ. силу и повышенные агрессивные тенденции. Джейкобс и ее коллеги обследовали 197 госпитализированных заключенных, представлявших б. или м. серьезную опасность для об-ва. Хромосомная конфигурация типа XYY была обнаружена у 7 заключенных (3,5%). Поскольку частота рождения мальчиков с синдромом XYY колеблется от 0,5 до 3,5:1000 (0,005— 0,035%), результаты, полученные Джейкобс на выборке пациентов Западной больницы, расценивались как «высокозначимые». Исследователи идентифицировали также две др. черты синдрома XYY — высокий рост и сниженный уровень интеллекта, к-рые в сочетании с тенденцией к антисоциальному поведению были названы триадой XYY. В др. исслед., проведенном на репрезентативной выборке 2538 мужчин, содержавшихся в различных исправительных учреждениях Шотландии, было обнаружено лишь 2,76 случая синдрома XYY на 1000 — частота, статистически значимо не отличающаяся от ожидаемого уровня 1,3 : 1000. В исчерпывающем обзоре литературы за период, прошедший со времени публикации выводов Джейкобс и ее коллег, Джарвик, Клодин и Мацуяма обнаружили присутствие конфигурации XYY у 1,9% криминальной популяции (98 из 5066 мужчин по результатам 20 исслед.). Авторы заключают, что эта частота в 15 раз выше обнаруживаемой у новорожденных мужского пола (0,13%) и здоровых мужчин (0,13%) и почти в 3 раза выше, чем у психически больных пациентов (0,7%). Авторы пришли к выводу, что хотя «лишняя Y-хромосома предрасполагает к агрессивному поведению, ...можно с уверенностью утверждать, что лица с лишней Y-хромосомой составляют незначительный процент среди совершающих насильственные преступления». Хотя аномальная хромосомная конфигурация встречается в 20 раз чаще у заключенных мужского пола и пациентов психиатрических больниц, чем у новорожденных мужского пола и во взрослом населении, пока трудно сделать определенные выводы относительно влияния аберрантных генотипов на челов. поведение. Сейчас было бы преждевременным считать, что хромосомные аберрации играют каузальную роль в антисоциальном поведении, поскольку окружающая среда оказывается взаимосвязанной с эндогенными факторами в сложной матрице элементов, предопределяющих поведение. В этом отношении результаты исслед. детей, брошенных биологическими родителями, ведущими антиобщественную или преступную жизнь, и воспитанных в нормальных приемных семьях, свидетельствуют о том, что генетика действительно играет нек-рую роль в челов. агрессии. Важно иметь в виду, что поведенческие фенотипы мужчин с синдромом ХYY, тж как и мужчин с нормальным набором XY хромосом, представляют собой продукт действия как генотипических, так и средовых факторов. См. также Преступность, Культурный детерминизм, Наследуемость, Наследуемость черт личности Р. А. Прентки Антиципаторная тошнота (anticipatorynausea) Проведение химиотерапии (XT) у раковых больных часто сопровождается такими побочными эффектами, как тошнота и рвота, являющимися прямым следствием применения цитотоксических препаратов. Обычно посттерапевтическая тошнота (ПТ) снимается антиэметическими или анксиолитическими средствами. У нек-рых пациентов тошнота наступает до приема цитостатиков. Они реагируют на запах в клинике, на сестер, подготавливающих кожу к инъекции, или даже на сам вид больницы. Этот эффект наз. А. т. В ряде случаев А. т. и посттерапевтическая тошнота и рвота влекут за собой отказ от XT. Первая модель свойств личности допускает психол. вмешательство для предотвращения ПТ. Пациентам нужно научиться ограничивать побочные эффекты XT, справляться со специфическими ситуациями, провоцирующими тревогу, и минимизировать уровень физиолог. возбуждения. Есть сообщения о лечении гипнозом, прогрессивной мышечной релаксацией, систематической десенсибилизацией, биологической обратной связью в сочетании с миорелаксацией и техникой отвлечения внимания. В нек-рых исслед. показан эффект такой терапии А. т., но не все эти подходы исходят из того, что А. т. представляет собой условный рефлекс. Т. к. связи между условным и безусловным раздражителями (УР — БР) образуются в ЦНС, А. т. опосредована деятельностью ЦНС. Следовательно, А. т. не снимается серотонинэргическими антиэметиками, к-рые в первую очередь воздействуют на афферентные пути блуждающего нерва. Однако А. т. должна реагировать на стимулы, снижающие сопряженность между специфическими сигналами и тошнотой. Поскольку какие-то связи УР — БР неизбежны в клинической обстановке, процедура вмешательства должна быть направлена на блокирование таких связей. Хорошо обоснованной парадигмой классического обусловливания, к-рая может быть использована для достижения этого эффекта, является зашумление (overshadowing). Вместо одиночного УР с БР сочетается комбинации раздражителей. Обычно эти раздражители обозначают как УР1 и УР2. Если УР1 действует вместе с БР, условно-рефлекторная реакция будет сильной; т. е. если медсестра протирает кожу спиртом (УР) перед XT (БР), у пациента может возникнуть тошнота (как условно-рефлекторная реакция) до того, как БР прямо воздействует на желудочно-кишечный тракт и/или химиорецепторную пусковую зону в мозгу. Если, однако, вместе с запахом спирта (УР1) использовать какой-то редкий и сильный запах или вкус (УР2), тогда УР1 будет зашумлен УР2. Др. словами, новый УР препятствует образованию связи между внутренней репрезентацией запаха спирта и БР. Время от времени УР2 следует менять, поскольку он может сам стать стимулом, способным вызвать условно-рефлекторную реакцию. Следует учесть, что антиэметики, даваемые с целью предотвращения тошноты и рвоты, могут приобрести свойства УР, сигнализируя о введении цитостатика и, т. о., оказываясь связанными с XT. Эффективность зашумления подтверждена условно-рефлекторным лечением отсутствия аппетита у раковых больных. Пациенты, получающие пищу с новым вкусом перед XT, реже отказываются от питания в клинике. См. также Метод антиципации, Классическое обусловливание, Локус контроля С. Клостерхальфен Антропология (anthropology) А., или наука о человеке, — это ярлык, к-рый вполне можно было бы прикрепить к тому, что принято называть психологией. Подобно психологии, А. развивалась как широкая дисциплина, посвященная научному изучению человека; как и психология, А. является разнородной дисциплиной, представителей к-рой не всегда можно четко отличить от представителей др. дисциплин, занимающихся научным изучением человека. То, что наиболее последовательно отличает А. от родственных ей дисциплин, — это ее сосредоточение на сравнении об-в друг с другом (в особенности дописьменных или т. н. «примитивных» об-в), интерес, выражающийся как в тщательном описании характеристик конкретных об-в, так и в формулировании принципов, к-рые отражают фактическое знание о вариациях этих характеристик в различных об-вах. Этот интерес по-разному проявляется в трех широких субдисциплинах: 1. Археологии, или учении о предыстории челов. об-в, опирающемся на выводы, сделанные на основе физ. свидетельств их существования, получаемых в результате раскопок. 2. Физической А., или изучения происхождения челов. групп путем исслед. распределения физ. характеристик (включ. не только макроскопические, но и микроскопические характеристики, такие как хим. состав крови и гены) и сравнительного изучения др. видов, родственных челов. виду генетически или по условиям жизни. Межвидовое сравнение распространяется на поведенческие исслед., к-рые сходны с нек-рыми видами исслед. в сравнительной психологии и зоологии поведения. 3. Социокультурной А., к-рая занимается изучением культурной и соц. структуры челов. об-в. Наряду с различными специальными областями сюда входит тж антропологическая лингвистика, представители к-рой имеют гораздо больше общего с лингвистами, чем с др. категориями антропологов. Все эти субдисциплины А. потенциально релевантны тому или иному аспекту психологии. Остальная часть этой статьи, однако, будет посвящена рассмотрению социокультурной А., к-рая имеет наиболее развитые взаимосвязи с психологией и подчеркивает свою релевантность психологии. С научным введением в большинство разделов социальной и культурной А. можно ознакомиться в учебнике под ред. Хонигманна. Антропологический метод Антропологи располагают большим набором методов исслед., часть к-рых была заимствована ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно антропологическим методом являются полевые исслед., к-рые предполагают проживание исследователя в изучаемом им об-ве на протяжении продолжительного периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни; наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в ней активное участие, и интервьюирование членов этого об-ва не только как конкретных людей, изучаемых с определенными целями, но и как информантов — т. е., носителей информ. об об-ве, его повседневной жизни и верованиях. Антропологическая теория Б. ч. антропологической теории связана с попытками объяснения истории культуры. В основе большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее разнообразные и порой неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком упрощенную картину развития культуры как последовательного прохождения через ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход б. ч. уступил место функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие успешно развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи могут обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с идеями многих психол. теорий, и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что нек-рые исследователи-антропологи находили полезным для себя использовать понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих объяснений культуры. Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к психол. теории отличает два др. антропологических подхода: диффузионизм, занимающийся разработкой систематического знания о распространении и передаче культурных особенностей от одного об-ва к другому, и когнитивную, или структурную А., к-рая рассматривает культуру как сеть смыслов и значений, подлежащих интерпретации. Материал полевых исследований как источник данных Проведение полевых исслед. может мотивироваться теорет. интересами и личным интересом антрополога к специфической географической области или народу. Весь накопленный материал полевых исслед., охватывающий различные культуры всего мира, является результатом многолетних усилий А. по разработке теорет. проблем и совокупности интересов всех соц. исследователей. Эту совокупность этнографии (как называют научное изучение культур) используют и психологи, пытающиеся найти ответы на интересующие их вопросы; в большинстве случаев такие этнографические данные являются единственным источником информации, из к-рого можно получить искомый ответ, поскольку они содержат сведения о многих об-вах либо уже не существующих, либо претерпевших значительные изменения в результате продолжительных контактов с индустриальными об-вами. Все ли челов. сообщества склонны к ведению войн? Всегда ли тяжесть войны ложится гл. обр. на плечи мужчин, а не женщин? Повсюду ли распространена вера в жизнь после смерти? Лежит ли в основе орг-ии всех об-в семья? Всегда ли запрещается инцест? Этнографические отчеты позволяют найти ответы на подобные вопросы. Хотя такие ответы не всегда оказываются простыми, они позволяют достичь более точного знания об универсалиях челов. природы по сравнению с тем, к-рое можно получить путем простого обобщения знаний лишь о своем собственном об-ве и нек-рых др. при использовании их в качестве первоисточников. Знание универсалий челов. природы оказывается весьма полезным при объяснении индивидуального развития в любом отдельно взятом об-ве и при планировании психол. исслед. Универсальность, конечно, не подразумевает существования некой врожденной и не подлежащей приобретению склонности. Любой индивидуум развивается в об-ве, и все об-ва вырабатывают определенные правила, на основе к-рых осуществляется контроль за социализацией его новых членов. Способы мышления Антропологи приложили много усилий, чтобы понять значение ритуалов, мифов, магических обрядов и др. культурных феноменов и описать связанные с ними способы мышления. Подобно литературным критикам, пытающимся понять конкретное художественное произведение, они в большей степени тяготеют к тщательному изучению конкретного материала и его контекста, нежели к абстракции и созданию общей теории. Поэтому результатом таких исслед., как правило, является детальное истолкование имеющегося конкретного набора фактов в отношении конкретного об-ва, а не теория, претендующая на универсальную валидность, и это истолкование поддается эмпирической проверке отнюдь не легче, чем интерпретация художественного произведения литературным критиком. Однако когнитивные антропологи затрагивают такие аспекты мышления, к-рым когнитивные психологи уделяют мало внимания, и появляющиеся в этой области публикации вносят ценный вклад в изучение челов. мышления. Универсальность процесса Б. ч. психол. исслед. подвергается серьезной критике на том основании, что их выводы могут быть культурнообусловленными: если полученные принципы прошли проверку лишь в рамках одной культуры, вероятнее всего, они будут валидными только для нее самой. Психологи могут ответить на эту критику, проведя повторные исслед. в условиях др. культур; результаты такого рода исслед. обобщаются в руководствах по кросс-культурной психологии. Вместе с тем в отношении нек-рых выводов может применяться менее прямой подход, но допускающий более широкие выводы. Нек-рые особенности культуры обусловливают челов. научение, к-рое может приводить к развитию др. особенностей, и этот процесс, до известной степени, может быть спрогнозирован на основе принципов, выведенных из монокультурных исслед. Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем возможностей для полевых исслед. дописьменных об-в, особенно тех, к-рые еще не претерпели радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными об-вами, остается все меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в ходе исследований нашего собственного и др. индустриальных об-в. См. также Аккультурация, Кросс-культурная психология, Культурные различия, Обряды перехода, Социальная психология, Табу И. Л. Чайлд Антропоморфное мышление (anthropomorphic thinking) При А. м. действия животных и физ. объектов интерпретируются как рез-т процессов, аналогичных тем, к-рые приводят чел. к определенным осознаваемым действиям, связанным со знаниями, мотивацией, планированием и выбором. В XIX и начале XX в. мн. представители западной культуры полагали, что в мышлении не имеющих письменности народов доминирует антропоморфизм. Казалось, что религиозные верования и обычаи этих народов подтверждают подобную т. зр. Однако ее распространение на «примитивное мышление» вообще стало слишком большим преувеличением. Умение не имеющих письменности народов добывать себе пропитание, строить убежища и средства передвижения при помощи самых примитивных технологий позволяет предположить большую реалистичность их мышления. Это утверждение было подтверждено рез-тами мн. полевых исслед., в частности объяснениями верований и обычаев, полученных от самих представителей изучавшихся народностей. Во все времена и во всех культурах А. м., по всей видимости, возникало в тех случаях, когда реалистичное знание и технические приемы оказывались недостаточными для решения проблем. А. м. тж характерно для нек-рых аспектов религии. В новейшее время преимущества научного знания и его распространение на новые сферы жизни чел. оставляли все меньше возможностей для А. м. Именно этот факт лежит в основе возникновения трений между наукой и религией. Особое значение для исслед. процессов, лежащих в основе А. м., а тж его распространенности имели три направления психол. исслед.: а) анализ мышления детей, проведенный Пиаже; б) психоаналитическая интерпретация нек-рых искажений мышления в виде проекций; в) анализ суждений в ситуации неопределенности, проводимый в соц. психол. и когнитивной науке. Проникновение научных методов познания в психологию дало нек-рым психологам повод требовать полного запрета использования А. м. при анализе поведения животных и, более того, поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий объективизм бихевиористского движения постепенно сошел на нет. В настоящее время психол. наука допускает определенную долю антропоморфизма при научной интерпретации поведения как людей, так и животных. См. также Анимизм, Антропология, Оккультизм, Теория Пиаже И. Л. Чайлд Антропософия (anthroposophy) Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем Рудольфом Штайнером. Термин «антропософия» переводится с греческого как «мудрость чел.», хотя Штайнер как-то сказал, что его следовало бы понимать как «осознание чел. своей челов. природы». А. учит, что обычное знание и мышление чел., бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать т. о., чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров — сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания, к-рые Штайнер приписывал духовному началу в чел. или духовным мирам. В процессе формирования методологии А. появилось огромное количество работ (к-рые, однако, иногда бывает очень трудно понять). Среди них самому Р. Штайнеру принадлежат 60 книг и почти 6000 опубликованных лекций. Этот труд носит назв. духовной науки. Антропософские учения и исслед. нашли применение в многочисленных начинаниях приверженцев во всем мире, среди к-рых нельзя не упомянуть вальдорфские школы (или школы Рудольфа Штайнера), кэмпхиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой. А. стала подлинным мировоззрением, пытающимся объяснить на более глубоком уровне функционирование различных аспектов мира и челов. бытия. Традиционно мыслящему чел. трудно согласиться с подобными принципами, особенно если речь заходит о карме и возрождении, духовной жизни или Атлантиде. Как бы то ни было, рез-ты практ. применения феноменологического или эмпирического подхода к исслед. явлений духовного мира оспорить труднее. Их рез-ты заставляют внимательнее отнестись к попытке Штайнера найти перспективные решения проблем личной и общественной жизни через развитие людьми внечувственного или духовного познания. См. также Движение Кэмпхилл, Вальдорфская педагогика Т. Г. Поплавски Арбитраж (третейский суд) (arbitration) А. — это процедура, при помощи к-рой третья сторона разрешает спор между двумя или более сторонами, принимая решение, являющееся обязательным для каждой из сторон. Он практикуется в отношении разнообразных видов гражд., финансовых и трудовых споров. Наиболее широко А. используется в области трудовых отношений для разрешения конфликтов между работниками или между профсоюзами и работодателями. А. может быть либо добровольным, либо принудительным. Добровольный А. — это процесс, при к-ром обе стороны заключают неофициальное соглашение о том, что они будут решать любые будущие неразрешенные споры при помощи А. Структура А. может быть совершенно различной. Арбитром может быть отдельное лицо или комиссия из неск. членов. Если используется комиссия, ее состав может быть либо полностью нейтральным, либо трехсторонним — т. е. включающим одного или более представителей от каждой стороны, участвующей в споре, и одного или неск. нейтральных членов. Процесс принятия решения тж может варьироваться. При обычном арбитражном процессе принятия решения арбитр может принимать любое приемлемое на его взгляд решение. В более новой форме А., наз. А. последнего предложения (final offer arbitration), каждая сторона представляет свое последнее предложение арбитру, после чего арбитр должен выбрать одно из них и уже не может предлагать собственного компромиссного решения. А. последнего предложения является новшеством, к-рое было впервые предложено К. М. Стивенсом. Стивенс пытался т. о. разрушить представление о том, что обычный А. в значительной мере снижает мотивацию спорящих сторон в поиске компромиссов, необходимых им для самостоятельного разрешения споров. Гипотеза состоит в том, что поскольку стороны считают, будто арбитр будет выбирать компромиссную позицию где-то в интервале между их последними предложениями, они воздерживаются от внесения компромиссных предложений, с тем чтобы арбитр не воспользовался их последними предложениями и не навязал в своем окончательном решении новый компромисс. А. последнего предложения призван предотвратить подобное ослабление мотивации сторон путем устранения возможности для арбитра принимать компромиссное решение. Вместо этого у каждого участника переговоров есть мотивация к внесению предложения, к-рое арбитр сочтет более справедливым, чем предложение др. стороны. Арбитражный процесс обычно начинается, когда одна или обе стороны подают петицию в А., указывая стороны спора, предмет спора, и контракт или предыдущее соглашение, к-рое определяет возможность рассмотрения дела в А. Существуют различные орг-ции для производства А. и оказания помощи в выборе арбитра. Крупнейшей частной орг-цией является Американская арбитражная ассоц. Каждый год эта орг-ция производит свыше 20 тыс. арбитражей по трудовым конфликтам и тысячи по др. вопросам. После назначения арбитра проводится слушание, в ходе к-рого представители каждой стороны представляют свои предложения и предъявляют доказательства в поддержку своей позиции. Характер процессуальных действий может различаться, однако чаще всего они повторяют общую форму судопроизводства с арбитром, к-рый выступает в роли судьи и руководит слушанием, и с представителями каждой из сторон, к-рые вызывают свидетелей и представляют аргументацию в поддержку своих требований. После завершения слушаний арбитр оценивает как письменные документы, представленные для рассмотрения, так и устные аргументы сторон и их свидетелей, и выносит письменное решение. Если к.-л. из сторон впоследствии откажется выполнять это решение, др. сторона обычно может обратиться в суд и потребовать выполнения данного решения. См. также Поведенческие контракты, Тренинг межличностных отношений, Психология присяжных Т. А. Кочан Армейские тесты времен Первой мировой войны (army test, world war I) Первая мировая война открыла новую эру в американской прикладной психологии. Когда США вступили в войну в апреле 1917 г., Роберт М. Йеркс, президент АПА, предпринял энергичные шаги по вовлечению психологов в борьбу за победу. Он незамедлительно совершил поездку в Канаду, власти к-рой поддерживали психол. методы в отборе новобранцев и лечении вышедших из строя солдат. Работая в АПА и Национальном н.-и. совете (National Research Council), он заинтересовал армейское руководство идеей отбора новобранцев. Комитет, созданный им с этой целью, состоял из 3 чел., имевших отношение к изданию версий теста Бине: Г. Г. Годдарда, сделавшего его первый перевод в США; Л. М. Тёрмена, к-рый только что завершил стэнфордскую редакцию теста; и самого Йеркса, соавтора оценочной шкалы теста Бине. Первоначальным планом этого комитета была разработка формы теста Бине, пригодной для использования в условиях армии, — идея, предложенная неск. годами ранее самим Альфредом Бине и отвергнутая руководством французской армии. От цели создания короткого теста для индивидуального использования быстро отказались, когда комитет познакомился с групповым тестом интеллекта, разработанным Артуром С. Отисом, аспирантом Тёрмена. Обследование А прошло приблизительно 140 тыс. солдат в период до мая 1918 г., когда, на основе обширного статистического анализа и последующего усовершенствования этот тест был заменен новой редакцией, известной под названием армейского альфа-теста. Два субтеста были изъяты; модифицированы инструкции; отдельные пункты были пересмотрены, другие отвергнуты; пункты внутри каждого субтеста были выстроены в порядке возрастающей сложности — все в полном соответствии с психометрическими процедурами, для использования к-рых ранее не было создано прецедента, но к-рые с этого момента стали стандартом для разработчиков последующих тестов. Армейский альфа-тест был использован для классиф. примерно 1 250 000 военнослужащих армии США. После Первой мировой войны он был опубликован и стал доступен для гражд. применения. После этого тесты умственных способностей стали широко использоваться при приеме в учеб. заведения и отборе персонала в сфере промышленности и бизнеса. Несмотря на то что используемые сегодня в области образования, бизнеса, промышленности и армии групповые тесты интеллекта существенно отличаются от Обследования А, все они являются его прямыми потомками. Армейские психологи тж разработали невербальный тест для необразованных солдат — армейский бета-тест — и индивидуальную шкалу, напоминающую тест Бине. См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта, Бланковые тесты интеллекта Ф. Г. ДюБуа Архетипы (archetypes) Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, А. как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов. Юнг утверждает, что употребляемый им термин А. является более эмпирическим и менее метафизическим по сравнению с аналогичным термином, использовавшимся идеалистическими философами. Он пришел к этому понятию через исследование больных психозами и расширил свое понимание сущности А. в результате более полного знакомства с системами символов. Юнг начал разработку понятия А. в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий. К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость. Упомянутые А., как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый А. может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие А., которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные А., но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно. См. также Аналитическая психология Р. В. Коан Ассоцианизм (associationism) Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о «тумбочке», «батарее» или «кровати». Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй — нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения. Авторство словосочетания «ассоц. идей» принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги «Опыт о человеческом разуме» (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода «помешательство». Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию «ассоц. идей» в А. — учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц. Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. — сходства и смежности. Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию — концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию. После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки. В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты — в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра «Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)),встроенную в сложную систему обработки информ., — концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях. Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки. См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка Т. Г. Лихи Вернуться в раздел: Психология Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: психология, большая, энциклопедия, психологии. Скачать zip-архив: Психология. Большая Энциклопедия по психологии - zip. Скачать mp3: Психология. Большая Энциклопедия по психологии - mp3. |
» Мозг, волны мозга и Астральная Проекция... «Психология. Большая Энциклопедия по психологии» |
|