УЧАСТНИКИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. НЕБО И ЗЕМЛЯ
Рассмотрение мифологического мировоззрения по эпосу, сказке, какой-либо иной мифологической истории позволит описать то мифологическое пространство, которое предстает перед внутренним взором человека с мифологическим восприятием мира. Миф и эпос - два совершенно различных понятия, которые не следует путать. Миф - это форма сознания, а эпос - это описание пространства, сложившееся в мировоззрении относительно окружающего мира, существующее в форме повествования о богах и похождениях героев.
Мировоззрение - это сложившаяся система законов окружающего мира, а пространство - это то, где возможно существование этих законов. Для древнего человека - этим пространством был весь космос, в котором происходили разные события. Повлиявшие на развитие мира. Эти события человек излагал в эпосах. Мы рассмотрим это пространство на нескольких примерах древнеиндийских эпосов.
Мифологическое пространство состоит из сил, которые управляют самим действием мифа, объектов живой и неживой природы, человека (людей). Так можно рассматривать любое древнее предание: сказки, легенды о богах и героях и пр. Нас будет интересовать само мифологическое пространство, его действия по отношению к человеку, его конечная цель.
Если с одной стороны мифологическое пространство целостно и замкнуто, боги и люди в нем существуют без учета времени («долго ли, коротко ли», «давным-давно», «жили-были» и пр.), то с другой стороны - мифологическое пространство имеет свое направление, свою цель, и имеет начало и конец (направленное действие, конечную цель). Поэтому во всех мировых мифологиях так важно сотворение мира, представление о его начале, потому что в момент сотворения определялись основные законы существования мифологического пространства. Например, если сила солнца в момент сотворения мира обожгла землю, то и в последствии в момент, когда природный цикл умирания и рождения будет повторяться (имитировать сотворение мира), солнце будет обжигать землю. Об этом моменте человек должен знать и уметь его использовать в своих целях.
Внутри замкнутого мифологического пространства происходит некоторое действие, которое связано с умиранием жизни и новым ее возрождением. Циклы природы и жизни человека, всего живого - основной цикл в мифологическом пространстве, на котором построен основной его смысл. Цикл умирания и рождения человек воспринимал как нечто необходимое, как цикл постоянного обновления окружающей среды (космоса). Таким образом, космосом совершалось (так воспринимал человек) стремление к совершенству.
Участники мифологического пространства. Небо и Земля.
Этот смысл человеку был виден во всем, поэтому он имитировал этот же процесс в обрядах. Например, вождь, глава какой-либо общины в конце года имитировал свою смерть, чтобы вновь возродится.
Главным для человека в этом обновлении природы было ее плодородие, то есть то, от чего он непосредственно зависел. Поэтому большинство обрядов связано с «обновлением» плодородия. И это плодородие зависело от двух начал: от Неба, дающего живой дождь и солнце и Земли, оплодотворенной Небом, дающей жизнь всему, что в нее попадает. Небо воспринималось отцом, а Земля - матерью. Во многих народах олицетворением Неба была гроза, как самое мощное и грозное явление природы. Поэтому бог, воплощающий Небо, был богом грозы, богом громовержцем, богом грозным, дающим и плодородие, и смерть.
Человеческое общество человек воспринимал как продолжение космического порядка и потому вождь, глава общины, рода считался воплощением бога Неба, громовержца, а его супруга - воплощением Земли. От вождя зависело плодородие земли, потому он имитировал природные процессы, также обновлял свое плодородие, как окружающая его среда - умирал и возрождался вновь. От этого для вождя возникло множество табу (запретов). Например, у царей, императоров и их супруг была обувь на высоких подставках, некоторым вообще запрещалось касаться земли и их носили только на носилках. Это значит, что Небо никогда не соприкасается с Землей (только дождем, грозой) и потому их воплощения должны также соблюдать это.
В известных мифологических сказаниях, вообще в любом мифологическом пространстве главные героини всегда олицетворяют женское начало, плодородие земли, а главные герои - мужское начало (см. Приложение 6). Множество мифологических сказаний, обрядов (в частности - обряд инициации) и ритуалов связано с тем, что либо женское, либо мужское плодородие каким-то образом потеряло свою силу. В обряде - это имитации зимы. Например, во многих сказках мира повествуется о том, что либо прекрасная царевна находится в заточении, либо прекрасный юноша. Это и есть имитация зимы.
В обряде инициации, обряде посвящение в тайны мира - это имитация зимы рассматривается наиболее подробно. Главный герой, ищущий героиню, должен пройти через испытания, постичь иную, таинственную сторону мира, пройти подземелье, которое считалось прибежищем смерти, а значит и зимы. Подземное царство воспринималось царством смерти потому, что именно в землю уходит все то, что из нее рождается. В землю погребали и человека.
«Родственность» подземного мира, смерти и зимы определялась по качеству. Состояние или ощущение отсутствия жизни является определяющим у трех совершенно различных объектов мифологического пространства. И это один из самых древних символов, который был определяющим в мифологическом пространстве. Именно преодоление смерти - было главным для действующих лиц в мифе, будь то обряд или сказание. Преодолеть смерть мог только человек, как олицетворение осмысленных сил мифологического пространства (богов, подобный им).
В мифологическом пространстве часто героем, преодолевающим смерть (бесплодие), становится человек, обладающий внешними несовершенными качествами, которые осмеиваются. Необходимость в этом заключается в том, чтобы очень контрастно подчеркнуть значение возрождения природы. Герой преображается, приобретая внешнюю и внутреннюю красоту, благородство, мужское достоинство (Емеля, Иван-дурак и т. д.). Этот гротеск (преувеличение) - одно из самых основных принципов существования мифологического пространства, когда из утерявшей плодородие жизни восстает обновленная, преображенная, богатая дарами жизнь.
С другой стороны - для героя основным критерием отбора в мифологическом пространстве является не внешние достоинства, а внутренние поиски смысла отдельных вещей и общего смысла мифологического пространства. Оно как бы само выбирает человека, ищущего смысл, и творит, меняет, преображает человека так, чтобы он соответствовал смыслу, мог быть его полноправным держателем. Оно наделяет его всем необходимым, так что из «дурака» человек становится «прекрасным царевичем», достойный править царством (космосом). Это не только подтверждение полномочий правителей (вождей), не только система ритуалов и обрядов, не только легенды и сказания, но и образ жизни личности и общества в целом.
Действия героя и всех действующих лиц в мифологическом пространстве управляются некоторыми силами самого пространства. Эти силы имеют свое назначение и направление.
IX Магия как форма смысловых взаимоотношений в мифологическом пространстве.
В мифологическом пространстве существуют некоторые силы, которые связывают действия и события всего пространства в некоторое единое целое, которое имеет свой смысл, и в нем все направлено на воплощение этого смысла. Эти силы, несущие смысловую нагрузку в мифе, есть движение смысла. Смысл, который имеет мифологическое пространство, существует не только как нечто проникающее во все области пространства, но и как движущая сила. Два различных состояния смысла в пространстве (смысл, который содержится во всех объектах пространства и смысл, движущий действие, совершающий) существуют в нем слитно и нераздельно. Слитно потому, что смысл один и тот же, а раздельно потому, что находится одновременно в разных состояниях покоя и движения. В этом один из парадоксов мифа.
С одной стороны, движение смысла в мифологическом пространстве, направляющее и осуществляющее единство человека и окружающей среды, называется магией. С другой, магия - это только направленная сила и применяется для воздействия человеком на тот или иной объект в мифологическом пространстве. Объясняется это также структурой мифа.
Любой миф магичен, мистичен, так как раскрывает в символической форме сакральный смысл мироздания. Магия в обыденном представлении - это способ воздействия человека на объекты мифологического пространства. Но в представлении человека, находящегося внутри мифологического пространства (вернее погрузившего себя самого в мифологическое пространство), - магия это проявление сакрального смысла мира, его внутреннее движение, взаимосвязи и соотношения явлений и объектов мира между собой. Это в представлении человека вызвано родством всего окружающего, смысловым единством, которое человек выражал в символе.
В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание, космос зависит от него. Внутреннее родство, смысловые взаимосвязи всего мира человек для себя определяет как взаимосвязи действующие и глобально довлеющие на него самого. Но в восприятии человека лежит прямая зависимость своей жизни и жизни космоса - на сколько зависим человек от космоса, настолько же и космос должен зависеть от него, хотя он гораздо мощнее и сильнее человека. Человек претендует на эту зависимость, исходя из того же принципа родства - космос наделен сознанием и человек наделен сознанием. Поэтому если космос может действовать на него, то и человек вправе как-то соотноситься с ним: с помощью его, привлекая его как сознание или личность, как своего помощника, человек может достигать своих целей.
Воздействие человека на объекты мифологического пространства, прибегая к помощи космических сил, космического сознания, называется магией. Магия - это когда между человеком и его изображением, предметом и любым другим объектом есть смысловая (мистическая) связь. Например, действуя на изображение человека, можно воздействовать на самого человека: подчинить его своей воле, умертвить и т. д. Магия - это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической (смысловой, родственной) сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.
Три вышеизложенных функции магии в мифе обусловлены тем, что человек воспринимал мир живым существом, а его внутреннюю силу движений, влияющий на ход мирового развития, сопоставлял со своей и называл эти два разнородных явления магией. Возможно также, для разделения различных понятий в первом случае пользоваться определением сакрального или мистического, во втором - магией. Но три разнородных явления в мифе необходимо причислять по смыслу к одной природе явлений, так как в обоих случаях - это проявления внутренних сил человека, пространства, бога (богов).
Значение обряда в мифе, ритуала, произведенного действия, сказанного слово, не только определяет мифологическое пространство как замкнутую систему, но и содержит в себе волевое воздействие с привлечением сил мира, цель которого подчинить себе того или иного человека, ту или иную космическую силу. Заклинания, ритмика танца, - были сильным воздействием, так как всегда связаны с самыми глубокими смыслами явлений и предметов. Сказанное слово определяет смысл явлений и предметов, а ритмика танца повторяет внутренний ритм, дыхание, движение человеческого тела и окружающей среды.
Магическое управление природой и ее силами часто подменяло реальное, практическое воздействие на природные условия. Слова «таинство», «сакральное», «мистическое» - все эти слова связаны с некоторыми обрядами, в которых использовалась магия.
Сопричастность человека и окружающей среды со стороны человека определялась существованием магии, как смыслового воздействия на объекты мифологического пространства. Связующая сила объектов в пространстве, несущая движение смысла, определяемая им, - это основные функции магии и волшебства (см. Приложение 7).
Само значение слова «волшебство» во многих мифологиях идентично слову «магия», но все-таки некоторое отличие есть. Магия - это, прежде всего, действия человека, а волшебство подразумевает человека, но часто этим человеком являются олицетворения тех или иных сил природы.
Например, во многих мифах есть некоторая невидимая личность, которая направляет действия героев и самого мифа. Эта личность на протяжении мифа может никак не показать себя и до конца не будет известен ее облик и какие бы то ни было описания и характеристики. В русских сказках часто встречаются волшебные животные, которые действуют как личности, наделенные способностями предвидеть, вести героя, обладать волшебством и т. д. Одним из таких животных является Серый Волк. В данном случае - это Тотем (начальник, прародитель рода), мистическое животное, которое ведет свое происхождение от верховного бога или от могучей стихии грозы.
Но, как и магия, волшебство имеет те же принципы существования в мифологическом пространстве, за тем исключением, что как человек, личность в пространстве действует воплощение верховного бога или воплощение могучей стихии.