Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Философия и религия, мистика и эзотерика Реклама на сайте:
» Аффирмации. Что такое аффирмации и как практиковать правильно?... |
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА
КОСМИЧЕСКОЙ ТЕЛЕОЛОГИИ ЭТИКА — направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в первой половине 20 в. в США (Ф. Вудбридж, У. Н. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); содержит элементы этического натурализма и объективного идеализма. Согласно К. т. э., мораль может быть понята лишь с т. зр. эволюционного развития вселенной, в основе к-рого якобы лежит некая мировая цель. Каждая ступень такого развития заранее предустановлена и осуществляется посредством приспособления к этой цели имеющихся в наличии средств. Сторонники К. т. э. рассматривают человека как часть природы и космоса, а его нравственным назначением считают дальнейшее сознательное созидание природы в свете “естественной телеологии”. К этому и сводится в К. т. э. цель нравственной деятельности, к-рой тем самым придается внесоциальный космический и биологический смысл. Понимание морали как служения человека некой предустановленной цели сближает К. т. э. с религиозной этикой “естественного закона” (Неотомизм). КОСМОГОНИЯ (греч. kosmos —вселенная и goneia — рождение)—область науки, в к-рой изучается происхождение и развитие небесных тел и их систем. Условно может быть разделена на планетную К. и звездную К., хотя проблемы решения их взаимосвязаны. Выводы К. основываются на данных др. разделов астрономии, физики, а также геологии и др. наук о Земле. К., как и космология, тесно связана с философией, она являлась и является ареной острой борьбы материализма и идеализма, науки и религии. Трудность космогонических проблем обусловлена тем, что процессы развития космических объектов длятся мн. млн и млрд лет; в сравнении с этим астрономические наблюдения и даже вся история астрономии охватывают ничтожно малые промежутки времени. Трудности планетной К. обусловлены еще и тем, что мы можем пока наблюдать непосредственно лишь одну планетную систему. Научная К. зародилась ок. 200 лет назад, когда Кант выдвинул гипотезу об образовании планет из пылевой туманности, окружавшей некогда Солнце. Гипотезы Канта (1755) и Лапласа (1796) (Небулярная гипотеза) не смогли объяснить нек-рые существенные особенности строения Солнечной системы и были оставлены. Был предложен ряд др. гипотез, из к-рых наибольшей популярностью пользовалась гипотеза Д. X. Джинса (1916). Однако и она натолкнулась на непреодолимые трудности. В настоящее время продолжается накопление фактического материала и его обобщение, но проблема еще не решена. Существенный вклад в планетную К. внесен работами советских ученых (О. Ю. Шмидт, В. Г. Фе-сенков и др.). Природа и внутреннее строение звезд были выяснены лишь в 20 в. Характер эволюции звезд к настоящему времени в общих чертах ясен, однако все гипотезы об их происхождении остаются спорными. К. метагалактики обычно относят к ведению космологии. КОСМОЛОГИЯ (греч. kosmos — вселенная, logos — слово, учение) — раздел астрономии, наука о вселенной как едином связном целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области вселенной как части этого целого. Первые наивные космологические представления зародились в глубокой древности в результате стремления человека осознать свое место в мироздании. Накопление данных наблюдений и подсказанная античной философией уверенность в том, что за видимым запутанным движением планет должны скрываться закономерные истинные движения, привели к созданию геоцентрической системы мира, к-рая в результате ожесточенной борьбы с церковью и схоластикой сменилась гелиоцентрической (Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира). После открытия Ньютоном закона всемирного тяготения космологическую проблему стало возможным ставить как физическую задачу — о поведении бесконечной системы тяготеющих масс. Выяснилось, однако, что при этом возникают серьезные затруднения — космологические парадоксы, связанные с распространением на вселенную как целое физических закономерностей, установленных для конечных ее частей (напр., с распространением закона всемирного тяготения на бесконечную статическую систему масс с нулевой средней плотностью). Эти затруднения устраняются совр. релятивистской К., т. е. космологической теорией, основанной на относительности теории. В настоящее время почти общепризнанными в науке являются основанные на общей теории относительности модели, построенные советским физиком А. А. Фридманом в 20-х гг. Реальное значение этих совр. космологических моделей состоит в том, что они дают представление об общих закономерностях строения и развития метагалактики и являются, т. обр., существенной ступенью в процессе познания бесконечного материального мира. КОСМОС (греч. kosmos — вселенная) — мир в целом и как целое, вся совокупность движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальные галактики. С развитием космонавтики, однако, под К. чаще стали понимать малую часть вселенной, соседнюю с Землей, притом за вычетом самой Земли, “внеземное”; в этом случае как граница между Землей и К., так и К. и остальной вселенной остается обычно неопределенной (Космология). КРАУЗЕ Карл Фридрих (1781— 1832) — нем. философ-идеалист, близок к масонству. “Плоскую банальную мудрость”, по словам Маркса, этого течения К. дополнял системой т. наз. панентеизна (греч. pan en theo — все в боге), претендующей на преодоление “крайностей” материализма и идеализма. Согласно К., мир создан богом и покоится в боге, не сливаясь, однако, с ним. Наиболее совершенная часть мира — человек, соединяющий природное и разумное начала. Индивид является основой и частью семьи, народа и человечества. Жизнь этих общ-ностей регулируется естественным правом, движущим принципом к-рого является нравственный прогресс человечества. Отсюда К. выводил необходимость всемирного союза народов. Философия К., не пользовавшаяся известностью на родине, получила широкое распространение в Бельгии, Испании, в ряде латиноамер. стран, где представители т. наз. краузизма боролись против католической церкви, выступали за развитие просвещения. Соч.: “Прообраз человечества” (1811), “Очерк системы философии права или естественного права” (1828) и др. КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creatio— создание) — идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте. Т. зр. Линнея, Кювье, Ж- Агассиса (1807— 73) о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений есть разновидность К. в биологии. Данные совр. науки показывают полную несостоятельность К. КРЕСТЬЯНСТВО — общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и др. средства производства. Формируется при разложении первобытнообщинного строя с выделением семейного хозяйства. При феодализме К.— осн. класс, эксплуатируемый крупными землевладельцами — феодалами (помещиками). В прошлом во мн. странах мира крестьянин как член сельской общины владел общинной землей. В докапиталистических общественно-экономических формациях К. является классом мелких сельскохозяйственных производителей, ведущих индивидуальное хозяйство, как правило, силами одной семьи. При капитализме К. дифференцируется, распадается на различные слои: сельский пролетариат (наемные рабочие); парцеллярное, полупролетарское К., частично обеспечивающее себя продуктами питания с собственного или арендуемого участка земли; среднее К. (мелкое или среднее фермерство в ряде стран); крупное К. (сельская буржуазия). При социализме произошли существенные изменения в социальном облике К., в условиях его труда и быта. Вместе с тем К. в СССР в результате деформаций социалистического строя пришлось испытать репрессии, др. дискриминационные меры экономического, социального и политического характера. Эти меры, действовавшие в течение десятилетии, способствовали формированию ошибочных представлений о К. как о второстепенной социальной группе. Произошло т. наз. раскрестьянива-ние деревни, отчуждение земледельцев от управления, собственности на землю, от средств производства и реализации продуктов. В условиях перестройки и обновления советского об-ва создаются предпосылки для возрождения и развития К. как полноправного класса, для к-рого характерны такие непреходящие духовно-нравственные ценности, как любовь к труду и родной природе, святость семьи, патриотизм, чувство хозяина земли. Этому содействует плюрализм образа мыслей и свобода действий в выборе способов землепользования, многообразие форм хозяйствования (колхозы, сельскохозяйственные кооперативы, личное подсобное хозяйство, подрядные и арендные отношения, фермерство, хуторское и семейное хозяйство и др.). Жизнедеятельность К. в новых условиях опирается на синтез традиций (органическая связь с землей, реализуемая через труд на ней и через потребление плодов ее) и инноваций (достижения НТР, обновление агрокультуры). В условиях индустриализации сельского хозяйства все более важное значение приобретает участие К. в борьбе против загрязнения пищевых продуктов вредными веществами, переход его на биологически чистое земледелие. КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite rion — мерило для оценки ч.-л.) — средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и. является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики:в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству об-ва и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительно истинной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Напр., те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Иногда апробация гипотетической теории осуществляется через опытную проверку выводимых из нее логическим путем следствий (Ги-потетшю-дедуктивный метод). Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку нек-рых исходных положений той или иной теории, к-рые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, нек-рые их положения заменяются новыми (Абсолютная и относительная истина). Это связано с тем, что сама общественная практика, а следовательно, и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Практика как К. и. впервые в теорию познания включена марксизмом. Совр. буржуазная философия не признает практики как К. и. или дает его извращенное толкование (напр., прагматизм). “КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ”—произв. Маркса. Нарчсано в 1875, опубликовано в 1891. ,-аляется критическим разбором проекта программы нем. социал-демократии. Эту программу Маркс назвал капитуляцией германской социал-демократии перед лассальянством (Лассаль). Он подверг резкой критике утверждение, будто по отношению к рабочему классу все остальные классы составляют “лишь одну реакционную массу”, и показал, что это положение отрицает союз пролетариата и крестьянства. Маркс вскрыл реакционное содержание лассалевского “железного закона заработной платы”, увековечивающего нищету пролетариата. В “К. Г. п.” впервые было выдвинуто положение о необходимости переходного периода в процессе смены капитализма коммунизмом, о революционной диктатуре пролетариата как государстве этого периода. В работе было дано определение социализма и коммунизма как двух фаз коммунистической формации, как ступеней “экономической зрелости коммунизма” (Ленин). Маркс показал, что только в высшей фазе коммунистического об-ва произойдет освобождение от “родимых пятен” капитализма, будет преодолено порабощающее человека подчинение его разделению труда, из средства для жизни труд превратится в первую жизненную потребность, производительные силы достигнут такой степени развития, что будет обеспечено изобилие продуктов и об-во сможет написать на своем знамени: “Каждый по способностям, каждому по потребностям!” КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ— направление в совр. европейской и амер. философии, осн. принципы к-рого сформулированы Поппером (ему же принадлежит сам термин К. р.). Основные представители — У. Бартли, И. Лака-тос, Дж. Агасси, Фейерабенд, Дж. Уот-кинс, Г. Альберт, X. Шпинер и др. К. р. не представляет собой четко очерченной философской доктрины; нередко для его обозначения используются другие названия — критический эмпиризм, критицизм, фальсификационизм; его отдельные сторонники (напр., Фейерабенд) эволюционировали от активной защиты К. р. к его резкой критике, др. его представители (напр., Лакатос), хотя и разделяют принципы К. р., но стремятся не причислять ^себя к этому философско-методологическому направлению. К. р. претендует на выработку принципов рационального объяснения знания, человеческих действий, социальных идей и институтов и т. п. на основе их критики и совершенствования. В социальной философии К. р. является разновидностью буржуазного реформизма. Свои осн. принципы К. р. стремится противопоставить традиционным философским позициям: в противоположность скептицизму и догматизму выдвигается принцип фаллибилизма — признание принципиальной гипотетичности любого научного знания; в противоположность стремлению оправдать и обосновать формальную истинность научного знания формулируется идея методологического рационализма — возможности определить на основании критического рассмотрения, в какой степени те или иные гипотезы более предпочтительны по сравнению с др., и наконец, в противовес инструментализму выдвигается утверждение о возможности описания научным знанием реальности. В К. р. нашло выражение осознание нек-рыми совр. буржуазными философами недостаточности формально-структурного подхода к науке. Подчеркивая целостность научного знания, взаимозависимость уровней наблюдения и теории, органическую “вплетен-ность” науки в культуру, ее пронизан-ность философскими и ценностными установками, представители К. р. пытаются строить историко-культурологиче-ские и междисциплинарные модели научного знания, рассматривают его как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий, между наукой и ненаукой. Исходные принципы К. р. как одной из форм постпозитивистской философии привели его представителей к отказу от определения объективной истины и ее критериев, к признанию культурологического плюрализма и релятивизма. В рамках К. р. не удалось выработать критериев различения рационального от иррационального, научного от ненаучного. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (в философии) — 1) Направление в буржуазной философии США 20—30-х гг. 20 в. (Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Б. Пратт, А. К. Роджерс, Сантаяна, Р. В. Селларс и др.). Возник как реакция на неореализм. Тезису неореалистов об “имманентности” объекта сознанию, о непосредственном “вхождении” объекта в сознание К. р. противопоставил свое учение о структуре познавательного акта. Последний сводится к трем элементам: субъекту, объекту и “данному”, или “сущности”. Эта “сущность”, с т. зр. К. р., и составляет содержание нашего сознания. “Сущности”, согласно учению К. р., в отличие от объекта даны нам с непосредственной достоверностью, в них объединены все продукты нашего сознания. К. р. пытается представить эти сущности как нечто объективно существующее, наподобие универсалий средневекового реализма. “Сущность” имеет особую, отличную от физической, реальность, к ней неприменима пространственно-временная характеристика. Согласно К. р., “сущности” ни в коем случае не являются образами или копиями вещей. К. р., как и неореализм, т. обр., направлен против материалистической теории отражения. К. р. признает существование реального мира; это признание основано, согласно К. р., на инстинкте и “животной вере” (Сантаяна) в реальный мир. Гносеологический источник этого варианта “реализма” заключается в ложном истолковании им факта различия материального и идеального, объективного и субъективного, в метафизическом противопоставлении сознания объективному миру. 2) “К. р.” также называют течение, возникшее в Германии в конце 19 в. (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на идеалистической интерпретации совр. естествознания. Понятие “К. р.” употребляется в буржуазной- философии и для обозначения всякого философствования, так или иначе противостоящего т. наз. наивному реализму. КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842—1921) —рус. теоретик анархизма, ученый-географ. В 70-х гг. участвовал в движении народничества. Во время 1-й мировой войны был шовинистом-оборонцем. Выступая против марксизма и диктатуры пролетариата, он все же признал в конце жизни историческое значение Октябрьской революции. Развивал теорию т. наз. анархического (безгосударственного) коммунизма, к-рый якобы можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции; последнюю он считал закономерным явлением исторического процесса (Ленин высоко ценил работу К. “Великая французская революция”, 1909). Будущее об-во К. представлял как федерацию свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Философские взгляды К. сочетают позитивизм и механистический материализм. Марксистскому пониманию истории он противопоставлял концепцию абстрактной солидарности и взаимопомощи, к-рые выводил из биопсихологических условий существования организмов и рассматривал как осн. фактор социального и нравственного прогресса (от родового быта об-во переходит к сельской общине, затем к республике вольных городов). Отвергая диалектику, К. единственно научным методом мышления считал индуктивно-дедуктивный метод естествознания. На взгляды К. большое влияние оказали теории Пру-дона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Соч.: “Хлеб и воля” (1892), “Взаимная помощь, как фактор эволюции” (1902), “Современная наука и анархия” (1913), “Этика” (1922) и др. КРОЧЕ Бенедетто (1866—1952) — итал. буржуазный философ, неогегельянец, проф. в Неаполе (1902—20). Еще в конце 19 в. К. выступил с критикой философского и экономического учения марксизма. Философия К.— абсолютный идеализм. К. устанавливает 4 ступени “восхождения мирового духа”: эстетическую (воплощение духа в единичном), логическую (сфера всеобщего), экономическую (сфера частных интересов) и этическую (сфера общего интереса). Эстетика К. оказала большое влияние на совр. буржуазное искусствоведение. Искусство как интуитивное постижение единичного, выраженное в чувственных образах, он противопоставил логическому мышлению как рациональному познанию общего. К. выдвигал этический принцип подчинения индивида “всеобщему”. Был влиятельным идеологом и политическим лидером итал. либеральной буржуазии, противником фашистского режима. Осн. труд — “Философия духа” (1902—17). КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ (лат circulus in demonstrando), или порочный круг (лат. circulus vitiosus),—логическая ошибка, состоящая в том, что в качестве аргумента доказательства используется положение, доказанное с помощью самого доказываемого тезиса. Эта ошибка встречается иногда и в научных работах. Так, мн. математики на протяжении более 2 тыс. лет, делая попытки доказать пятый постулат Евклида о параллельных, клали в основу своих доказательств в неявной форме сам доказываемый постулат. Маркс показал, что в рассуждениях А. Смита и др. буржуазных экономистов содержится “порочный круг”: стоимость товара возникает из суммы заработной платы, прибыли, ренты, а сумма заработной платы, прибыли, ренты, в свою очередь, определяется стоимостью товаров и т. д. КСЕНОФАН Колофонский (6—5 вв. до н. э.) — греч. философ, основатель элейской школы (Элеаты), поэт-элегик и сатирик. Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чисто материально, а именно как землю, воду и то, что из них произошло. К., однако, уже дошел до той степени абстракции, к-рая заставляла его видеть бытие везде одинаковым, тождественным себе и однородным, неизменным. Хотя сам К. еще не занимался проблемами единого и многого, тождественного и изменчивого, его взгляды способствовали постановке вопроса о диалектическом взаимоотношении этих категорий. В теории познания К. доказывал недостаточность чувственных данных, “мнений”. КУЗЕН Виктор (1792—1867) — фр. философ-идеалист, эклектик. Утверждал, что любая философская система может быть создана из “истин”, содержащихся в различных учениях. Философия К. представляет собой эклектическое соединение таких “истин”, заимствованных из идеалистической системы Гегеля, “философии откровения” Шеллинга, монадологии Лейбница и др. идеалистических учений. Являясь противником материализма, он разделял взгляды о боге как творце вселенной, признавал существование потустороннего мира, призывал к примирению философии и религии. Учение К. оказало влияние на последующее развитие идеалистической философии во Франции. Осн. соч.— восьмитомный “Курс истории философии” (1815—29). КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ—слепое пре клонение перед авторитетом к.-л. деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности. Теоретическую основу К. л. составляет идеалистический и волюнтаристский взгляд на историю, согласно к-рому ход истории определяется не объективными законами, не деятельностью народных масс, а желаниями, волей великих людей (полководцев, героев, выдающихся идеологов и т. п.). Для различных школ идеализма характерна абсолютизация роли выдающихся личностей в истории (Волюнтаризм, Младогегельянцы, Народничество). По своей природе К. л. глубоко враждебен марксистскому учению, к-рое рассматривает роль личности руководителя в тесной связи с объективным ходом исторического процесса, деятельностью народных масс. Опыт даже самого гениального руководителя не может заменить коллективного опыта млн людей. Марксизм осуждает всякий К. л. и суеверное преклонение перед авторитетами. На XX съезде КПСС (1956) были разоблачены и осуждены К. л. Сталина и связанные с ним деформации социализма, беззаконие и массовые репрессии, ставшие подлинной трагедией советского народа. В ходе перестройки разоблачение преступлений Сталина и его окружения было дополнено осуждением всей авторитарно-бюрократической системы, приведшей к ним. Устранение этой системы обеспечивается всемерным развитием демократии и гласности, построением правового государства. КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, обрабатывание) — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опред-мечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредме-чивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовный К. (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.), а также о К. политической (цели, средства, результаты деятельности об-ва, класса, группы, индивида, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений). К.—явление историческое, развивающееся и вносящее многообразие в процессы общественного развития. В противоположность идеалистическим теориям К., отрывающим духовную К. от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт “элиты”, марксизм-ленинизм рассматривает-процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной К.; отсюда следует, что в непосредственной или опосредствованной форме К. создается деятельностью широких трудящихся масс. Будучи зависимой от материальных условий, духовная К. не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т. д.). В классовом об-ве К. принимает классовый характер, однако по мере прогресса совр. об-ва в ней все больше проявляются общечеловеческие черты, к-рые получают приоритетное значение. Идут процессы формирования единой К. человечества. КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД — одна из форм теоретического обоснования внутреннего единства и целостности исторического процесса. Выдвинут в конце 19 в. нем. историком либерального направления К. Лам-прехтом (1856—1915), к-рый выступил против господствующего в буржуазной исторической науке индивидуализирующего метода — превращения истории в жизнеописание выдающихся личностей (Л. Ранке и его школа). По мнению Лампрехта, различные стороны социальной жизни могут быть синтезированы с помощью понятия культуры. Культура трактуется при этом как непосредственно вплетенное в материальные отношения, стихийно образующееся сознание, выражающее себя в укладе народной жизни, быте и коллективности. К.-и. м. означал половинчатую попытку преодолеть на идеалистической основе кризис буржуазного историзма: отдельные стороны общественной жизни соединялись в понятии культуры чисто эклектически, материально-экономические отношения учитывались лишь в качестве одного из факторов духовной эволюции. Тем не менее подход к истории как к науке о закономерностях общественного развития выгодно отличал К.-и. м. от др. методов буржуазной историографии. В совр. зап. философии истории К.-и. м. вытеснен откровенно субъективистскими направлениями. КУЛЬТУРНЫХ ЦИКЛОВ ТЕОРИЯ — учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии. выросшее из кризиса сравнительно-исторического метода. В конце 19— начале 20 в. остро встал вопрос о критериях сравнительного анализа. Делалось все более ясным, что исторические сопоставления и аналогии, как правило, имеют в виду лишь форму протекания процессов, но не само их содержание. К. ц. т. предположила способ искусственного преодоления этих затруднений. Сторонники данной теории (Шпен-глер, Тойнби) утверждали, что именно в форме протекания исторических процессов, в характеризующем их “общем стиле культуры” и выражаются внутренние зависимости истории. По их мнению, исторические аналогии не нуждаются в обосновании, они самодостоверны. Использование исторических аналогий считалось не вспомогательным методом, а интуитивным усмотрением фундаментальной онтологической структуры истории. Повторяемость, синхронность и циклический характер историко-культурных процессов рассматривались как единственное свидетельство существования общеисторических законов. Социальная направленность данной теории обнажена в учении Шпенглера, к-рый призывал строить историческое действие в плане сознательного подражания прошлому. Практические результаты этой ориентировки проявились в фашистской идеологии, вульгарно воспринявшей осн. принципы шпенглеровского “историзма”, КУН Томас (р. 1922) — амер. историк науки, один из представителей постпозитивизма. В книге “Структура научных революций” разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Согласно этой концепции, на первом этапе той или иной научной дисциплины отсутствует единая система ценностей и согласие относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия на основе принятия общих образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательской методологии. При этом ученые опираются на особые ценности, используют замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы к др. сопровождается коллективным изменением видения, т. е. интерпретации, эмпирических фактов. Полученные в рамках парадигм знания несопоставимы и имеют различный смысл. Сравнение парадигм может происходить не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Нормальная наука, развивающаяся в рамках данной парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. Открытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным революциям, в ходе к-рых складываются новые парадигмы. Однако действительного прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний, К. не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь как более или менее, эффективные для решения соответствующих задач, а не как истинные или ложные. Преувеличивая роль субъективного фактора в развитии науки, К. нередко впадает в иррационализм и субъективизм и склоняется к релятивизму. Осн. соч.: “Коперниканская революция. Планетарная астрономия в развитии западной мысли” (1957), “Структура научных революций” (1963). КЬЕРКЕГОР Серен (1813—55) — датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Испытав на себе влияние нем. романтизма, К. впоследствии выступил как против романтического умонастроения, к-рое он называет “эстетическим”, так и против философии нем. идеалистов, гл. обр. Гегеля. К. считает Гегеля главой школы спекулятивных философов, к-рые рассуждают с т. зр. всеобщего — человечества, народа, государства, исключают онтологическое значение личностного начала. Последнее, по К., невозможно понять с позиций философии, к-рая за исходный пункт принимает об-во, как это имело место у Гегеля, ибо при этом теряется самое существенное, что составляет основу личности,— ее экзистенция. Подлинная философия, согласно К., может быть только “экзистенциальной”, т. е. носящей глубоко личный характер. Отсюда стремление К. отвергнуть “научный способ философствования” как безличный. Рассматривая человека как “экзистенцию”, К. анализирует ее “бытийную, онтологическую структуру”, вводя такие понятия, как “страх”, “отчаяние”, “решимость” и т. д., впоследствии развитые экзистенциалистами. При этом К. устанавливает три способа существования личности, или три типа экзистенции: эстетический, этический и религиозный, из к-рых последний он считает наивысшим. Важнейшей категорией религиозного учения К. является категория “парадокса”. Поскольку, согласно К., мир божественный и мир человеческий принципиально несоизмеримы, постольку вера предполагает отказ от логического мышления и вводит в сферу “парадоксов”, абсурдных с т. зр. человеческой логики и этики. Всякую попытку “соединения” этих двух сфер, компромисса между ними К. сурово осуждал; этим вызван тот конфликт с официальной церковью, к-рый возник у К. в последние годы его жизни. Идеи К. не только послужили источником экзистенциализма; его религиозное учение оказало влияние и на т. наз. диалектическую теологию К. Барта, а также на мн. др. протестантских и католических философов. Осн. произв.: “Или — или” (1843), “Страх и трепет” (1843), “Понятие страха” (1844), “Болезнь к смерти” (1849). КЮВЬЕ Жорж (1769—1832) — фр. естествоиспытатель, основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии. На основании исследований ископаемых организмов пришел к заключению о постепенном совершенствовании их строения по мере перехода от древних слоев к новым. Однако, будучи сторонником креационизма. объяснял качественные различия геологических слоев на основе “теории катастроф”, согласно к-рой в истории Земли происходили геологические перевороты, в результате чего гибли целые фауны и флоры и возникали новые, более высокие по своей организации без непосредственной связи с предшествующими формами живого. Хотя труды К. и способствовали подготовке эволюционной теории, он решительно выступил с опровержением взглядов ранних эволюционистов — Ламарка и Жоффруа Сент-Илера, не располагавших еще нужными данными для обоснования идеи эволюции организмов. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика. Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3. |
» Целительные свойства камней и кристаллов. Часть 4 ... «Философия и религия, мистика и эзотерика» |
|