Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Асаны Йоги, упражнения для здоровья и силы... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
АНТИСФЕН из Афин (ок. 435— ок. 370 до н. э.) — ученик Сократа, основатель т. наз. кинической школы (Киники), развивавшей учение Сократа и полагавшей истинным только знание о единичном. Подвергал критике учение Платона об идеях (как о самостоятельно существующих общих понятиях) и утверждал бытие только единичных вещей. Однако еще большее значение имели киническая критика цивилизации со всеми ее достижениями, призыв ограничиваться только самыми необходимыми потребностями. А. считал высочайшим наслаждением труд, осн. целью жизни — добродетель, стремление к к-рой позволяет, по его мнению, пренебрегать общепринятыми законами. АНТИТЕЗИС — см. Триада. АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipo— предвосхищаю) — предвосхищение, заранее составленное представление о ч.-л. Идея А. встречается уже у стоиков н эпикурейцев, означает общее понятие, к-рое появляется в сознании еще до восприятия конкретных единичных вещей непосредственно из логоса. У Канта А. восприятия выступает как принцип познания, формально, априори определяющий любой опыт- В совр. философии термин “А.” употребляется в значении предвидения возможного опыта, предположения результатов исследования, разрабатывается в связи с изучением категорий “цель”, “научное предвидение”. В психологии А.— ожидание организмом определенной ситуации, проявляющееся в нек-рой позе или движении; представление человеком результатов своего действия еще до его осуществления. В логике под А. понимается временное принятие в качестве доказанной посылки, к-рую предполагается обосновать позднее. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреч. рабовладельческом об-ве с конца 7 в. до н. э. и в древ-неримском рабовладельческом об-ве начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э. А. ф.— единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греч. города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древн. мифологии в искусстве н поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. Уже в 5 в. до н. э. возникли философские и собственно космологические системы, в к-рых миф играет роль не столько осн. воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. При отсутствии способов экспериментальной проверки число возникавших гипотез было велико. Для философии это множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Многообразие это и уровень разработки сделали А. ф. школой философского мышления для последующих времен. “...В многообразных формах греческой философии,— писал Энгельс,— уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений” (Т. 20. С. 369). Исходной точкой развития А. ф. был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все веши произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, к-рые впоследствии привели к возникновению идеализма. Зародыши раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греч. мыслителей. Эти зародыши превратились во второй половине 5 н в первой половине 4 в. до н. э. в противоположность материализма и идеализма. Не менее ясно выступает в А. ф. противоположность диалектического и метафизического методов мышления. По существу, мн. первые греч. философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития А. ф. материализм и идеализм, диалектика н метафизика, сложившиеся в древнегреч. философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете диалектику развития самого об-ва. Материализм в А. ф. развивали Эмпедокл. Анаксагор, Левкипп, Демокрит и позднее Эпикур. В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму ато-мистов. С этого времени в А. ф. ясно обнаруживаются две борющиеся между собой осн. линии развития: материализм и идеализм (или, говоря словами Ленина, “линия Демокрита” н “линия Платона”). Колебавшийся между материализмом н идеализмом Аристотель также излагал свои идеи в полемике с предшествующими н совр. ему учениями. Особенно энергична и остроумна аристотелевская критика центральной в платоновском идеализме теории “идей”. В эпоху эллинизма, отражавшую начало кризиса полисной рабовладельческой системы, борьба школ А. ф. вновь обостряется. Наиболее интенсивна в это время борьба между школой эпикуреизма и школой стоицизма (стоики), в учения к-рых, материалистические в своей основе, все более широко проникали элементы идеализма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и теорию познания и мышления. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к внешним событиям и повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Одновременно изменяется соотношение между философией и специальными науками, появляется новый тип деятеля и новый тип литературы — специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской империи, обострения кризиса рабовладельческого об-ва усиливается стремление к религиозному утешению. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов, учений, мистерия. Сама философия становится религиозной, а в нек-рых вариантах и мистической. Таковы учения неоплатонизма и неопифагореизма. Первое из них оказало влияние на развитие философских учений христианства. В 529 император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета осн. круг идей А. ф. завершил свое развитие. АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич (1835—1918) —рус. философ-материалист, публицист, демократ, соратник Чернышевского и Добролюбова, сотрудник “Современника” (с 1859). В статьях сСовременная философия” (1861),“Два типа современных философов” (1861), “О гегелевской философии” (1861), “Единство сил природы” (1865) и др. явился одним из выразителей материалистических взглядов, отстаиваемых редакцией “Современника”. А. критиковал априоризм и агностицизм Канта, гегельянство (Н. Страхов, Чичерин), шеллмигнанство А.- Григорьева, идеалистические воззрения Юркевича, Гогоцкого н др., славянофильские теории, взгляды Михайловского. На основе антропологического принципа Фейербаха и Чернышевского А. выдвигал требования улучшения материальных условий жизни трудящихся, распространения грамотности н получения политических свобод; обосновывал необходимость радикальных изменений социальных порядков в России, критиковал теорию “Чистого искусства”. После закрытия журнала (1866) продолжал пропаганду материализма и естественнонаучных знаний в периодической печати, умело используя достижения естествознания (работы Сеченова, Дарвина и др.). Написал книгу “Чарлз Дарвин и его теория” (1896). В 1909 выступил с критикой сборника “Вехи”, призывая возродить традиции литературной критики 60-х гг. (Чернышевского и др.). А. порой упрощал концепции своих учителей; его материализм был в целом созерцательным, метафизическим. АНТРОПОГЕНЕЗ (греч. anthropos— человек н genesis — происхождение) — процесс возникновения и развития человека как общественного существа. Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение человека от высших обезьян третичного периода. Движущей силой А., как показал Энгельс, была общественно-трудовая деятельность людей, к-рая создала специфические общественные связи, культуру, сформировала телесную организацию человека. Все это опровергает религиозные домыслы о божественном сотворении человека. Процесс его возникновения н развития был подготовлен переходом австралопитеков (ближайших предков человека — ископаемых обезьян, живших в Африке несколько мли лет назад) к наземному образу существования, всеядному питанию и употреблению естественных предметов в качестве орудий (для совместной охоты, утилизации добычи, обороны), а затем к их подправке н все более частым случаям их изготовления. Это привело к появлению систематического изготовления грубых каменных, костяных и деревянных орудий, а следовательно, зачатков общественного производства, первобытных стад ранних формировавшихся людей (питекантропов и синантропов), к-рые сообща охотились на животных, умели пользоваться огнем. Их потомки — палео-антропы, или неандертальцы, изготавливали уже более сложные по форме и назначению орудия, создавали первые искусственные сооружения, умели добывать огонь. Возникшее общественное производство обусловило появление сознания и речи, сформировало тело человека. Процесс становления об-ва, человека продолжался сотни тысяч лет (Африка, Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия, Европа) и завершился превращением первобытного стада в первобытное об-во, а неандертальца — в человека совр. типа примерно 35—40 тыс. лег назад. АНТРОПОЛОГИЗМ (греч. anthro-pos — человек и logos — учение, слово) — философские концепции, утверждающие взгляд .на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание к-рого дает ключ к ее тайнам. Подчеркивание единства человека н природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17—18 вв., провозглашавшем несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека, был частью идейного обоснования буржуазной революции. Ограниченность А.— в абстрактном понимании человека, недо-оцекке его сознания. А. представляет все истинно человеческие черты и свойства в качестве “абстракта, присущего... индивиду” (Маркс), “человеку вообще”, т. е. в отрыве от исторических форм общения, в к-рых возникает и осуществляется жизнедеятельность человека. А., по существу, биологизирует человека, что неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления, возникающие в результате целенаправленной деятельности людей, здесь находят свое основание лишь в субъективно-психологических особенностях “природных индивидов”. Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего нек-рые черты А. преодолены благодаря революционному подходу к действительности. В совр. западной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он свойствен мн. направлениям философии (экзистенциализм, прагматизм философия жизни, философская антропология), социологии (антропосоциология, социал-дарвинизм,социобиология), психологии (фрейдизм) и др. АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthro-pos — человек и morphe — форма) — перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т. д.). Уже Ксенофан видел в А. особенность религии; наиболее глубоко и полно вскрыл значение А. в религии Фейербах. А. связан с анимизмом, тотемизмом и присущ большинству совр. религий; в исламе и иудаизме выступает в скрытой форме. В новое время предпринимаются попытки очистить религию от наивно-антропоморфных представлений (деизм, теизм и т. д.). Антропоморф-ность присуща также н отдельным научным понятиям (напр., сила, энергия, управление и т. д.). Однако этот “семантический” А. не исключает их объективного содержания. АНТРОПОСОФИЯ (греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) — мистическое учение, разновидность теософии. В основе А. лежит конгломерат религиозно-философских идей, заимствованных из пифагорейской и неоплатонической мистики, гностики, каббалистики, масонства, а также нем. натурфилософии. В центре системы А.— обожествляемая человеческая сущность, к-рая, по мысли адептов этой системы, открыта только посвященным. А. основана нем. оккультистом Р. Штейнером (1861—1925) накануне 1-й мировой войны (“Тайная наука”, 1910; “Тезисы антропософии”, 1925). В Советской России в начале 20-х гг. существовали антропософские кружки. А. сохраняется в настоящее время в ФРГ, а также в Англии и США. АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ — социологическая теория, к-рая интерпретируя данные антропологической науки, устанавливает непосредственную связь социального положения отдельных людей и их групп с анатомо-физиологическими признаками человека (размер и форма черепа, рост, цвет волос и т. п.) и на этой основе рассматривает общественные явления. Ее создатель Ж. де Ла-пуж (1854—1936) воспринял и развил теорию Ж. Гобино (1816—82) об арийцах как высшей аристократической расе, относя к ней дворян н буржуа. Изображая борьбу классов как борьбу рас, а рост освободительного движения трудящихся как регресс, вызванный якобы уменьшением “арийского элемента;”, он обосновывал необходимость евгенических (Евгеника) мероприятий, способных умерить “беспокойные массы”. А. вошла в идейный арсенал расизма. АПАТИЯ (греч. apatheia — бесстрастие) — состояние безразличия, отсутствие побуждений к к.-л. действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под А. понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума. Очевидно, что на стоиков повлияли вост. религиозно-философские взгляды, в частности учения буддизма и джайнизма о нирване как абсолютном покое, являющемся высшим состоянием человеческой души. АПЕЙРОН (греч. apeiron — безграничное) — понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из А. противоположностей (горячее и холодное, мокрое и сухое) и их борьбы. Понятие “А.”— важное достижение древнегреч. материализма по сравнению с представлениями о тождестве материи с конкретным веществом (водой, воздухом). В пифагореизме А.—бесформенное, безграничное начало, вместе с противоположностью — “пределом”— основа сущего. АПОДИКТИЧЕСКИЙ (греч. аро deiktikos — убедительный) — термин для обозначения того, что доказуемо непререкаемым образом, для обозначения абсолютно достоверного знания. Этим термином Аристотель обозначает строго необходимое, дедуктивно выводимое доказательство из безусловно истинных посылок. Так, силлогизм он рассматривает как орудие аподиктического знания. Термин “А.” обозначает суждения необходимости в отличие от суждений возможности (проблематических) и суждений действительности (ассерторических). АПОЛОГЕТИКА (греч. apologetikos — защищающий) — отрасль теологии. Цель А.— защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. включается в систему католического и православного богословия; протестантизм отвергает А., исходя из примата веры над разумом. В состав А. входят: доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о признаках божественного откровения (в т. ч. о чудесах и пророчествах), разбор возражений, направляемых против религии и ее отдельных догматов, а также теологический анализ иноверческих исповеданий. Внутренняя противоречивость А. состоит в том, что, обращаясь к разуму, она в то же время говорит о непостижимости для разума осн. религиозных догматов, т. е., будучи по форме рационалистичной, А. иррационалистична по своему содержанию. Для А. характерны изощренная софистика, крайняя предвзятость и догматизм. Совр. религиозная А. тесно связана с буржуазной А. и религиозной философией. В переносном смысле А.— предвзятая защита, тенденциозное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь. АПОРИЯ (греч. aporia — безвыходное положение) — понятие, означающее в древнегреч. философии трудноразрешимую проблему. А. возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. А. принято называть рассуждения Зенона Элейского (сам он не употребляет этот термин) о невозможности движения. В А. “Дихотомия” утверждается, что, прежде чем пройти к.-л. расстояние, необходимо пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т. д. до бесконечности. Отсюда делается вывод: движение и не может начаться. В А. “Ахилл и черепаха” говорится, что быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, т. к. за то время, пока бегун достигает того места, где находилась черепаха в момент “старта”, черепаха успеет продвинуться на какое-то расстояние вперед, и т. д. Верно подметив противоречивость движения, но не поняв единства его противоположных моментов, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще. Философский смысл термин “А.” впервые принимает у Платона и у Аристотеля. Последний дает определение этого термина как “равенства противоположных заключений”. К А. близки кантовские антиномии. АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori — из последующего) — знание, полученное из опыта (ср. Априори). АППЕРЦЕПЦИЯ (лат. ad—к, per ceptio — восприятие) — зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у к-рого А. связана с самосознанием (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции. АПРИОРИ (лат. a priori—изначально) — термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию (ср. Апостериори) . Противопоставление А. и апостериори особенно характерно для философии Канта, к-рый, считая знание, полученное при помощи чувственных восприятии, неупорядоченным и недостоверным, противопоставлял ему в качестве условий достоверного знания априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (причина, необходимость и т. д.). АПРОБАТИВНАЯ ЭТИКА (лат. ар-probatio — одобрение) — теории морали, в к-рых под добром понимается то, что получает санкцию к.-л. авторитета (повелевается или одобрено им). В зависимости от того, кто или что считается таким авторитетом (бог, моральное чувство человека или об-во), А. э. подразделяется на теологические, психологические и социально-апробативные теории. Примером первых может служить этическое учение неопротестантизма, где высшим законом морали считается безусловная воля бога. Концепции второго вида получили название нравственного чувства теории. Создателями со-циально-апробативной этики являются французские социологи Дюркгейм и Леви-Брюль. Согласно их теории “коллективных представлений”, моральные оценки и предписания лишены к.-л. объективного и познавательного смысла и основаны лишь на том, что они санкционированы властью об-ва; Поэтому якобы бесполезно пытаться доказать их истинность научно. Впоследствии психологическое и социально-апробативное понимание явлений морали привело к их скептической и нигилистической интерпретации (Логический позитивизм, Эмотивизм). В целом А. э. отрицает наличие объективных критериев оценки в морали, что влечет за собой отказ от рационально-критического отношения человека к своим собственным или бытующим в об-ве нравственным представлениям, принятие их на основе слепой веры или субъективной склонности. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских учений,разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся араб. языком. Возникновение А. ф. связано с деятельностью мутазилитов (“обособившихся”) — ранних представителей калама (рационального богословия), к-рые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших нек-рые ее догматы. В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших ее комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. “Неоплатонизированный” ари-стотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой А. ф.— вост. перипатетизма (Перипатетики). Родоначальником этого направления считается Аль-Кинди — мыслитель, впервые введший в обиход осн. концепции аристоте-лизма. Дальнейшее развитие вост. перипатетизма связано с именами Фараби (870—950) и Ибн Сины. В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Бог, утверждали они, есть “необходимо сущее благодаря самому себе”, а проистекающий от него посредством эманации мир — “необходимо сущее благодаря другому” и “возможно сущее благодаря самому себе”; космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т. к. знание бога простирается лишь на универсальное, а не на единичное. Согласно Ибн Сине, универсальное (общие идеи) имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте; материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; “дарителем форм” для “подлунного мира” выступает т. наз. “деятельный разум”, порождающий также человеческие души, к-рые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума. Параллельно с перипатетизмом Фараби и Ибн Сины шло развитие и нек-рых др. философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности, тайной организацией “Чистых братьев”. Др. формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфиев (Суфизм), чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма (Гностики), неоплатонизма и нек-рых вост. религий. В основе этих доктрин лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от уз материального мира. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов занимались представители позднего калама — мутакаллимы, последователи Аль-Ашари (874—935). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворенности мира и возможности чудес они использовали атомистику. Представителем религиозно-идеалистического направления был Аль-Газали (1059— till), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы в философии вост. перипатетиков на основе синтеза концепций мутакалли-мов и суфиев. Дальнейшее развитие А. ф. продолжается в Андалусии и Сев. Африке, где вост. перипатетическая школа была представлена Ибн Баджей (ок. 1070—1138), Ибн Туфейлем (1110— 85) и Ибн Рушдом (Аверроэсом), творчество к-рого составляет вершину средневековой А. ф. .Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Ибн Рушд обосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед “широкой публикой”, поскольку это может лишить ее религиозных убеждений, а следовательно, и нравственных принципов. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Зап. Европе (Аверроизм). В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во все возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики, борьба с к-рыми была возобновлена лишь в конце 19 в. Исключением является творчество сев.-африканского историка Ибн Халдуна (1332—1406), одним из первых выдвинувшего требование изучать общие закономерности исторических явлений и создавшего собственную, социологическую теорию. АРГУМЕНТ (лат. argumentum). 1. В логике — суждение (или система суждений), приводимое в подтверждение истинности к.-л. др. суждения (или системы суждений); посылка доказательства, иначе наз. основанием, или доводом, доказательства; иногда А. наз. все доказательства в целом. 2. В математике и математической логике — независимая переменная, от значения к-рой зависит значение данной функции или предиката. АРЕОПАГИТИКИ — собрание четырех трактатов (“О божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “Таинственное богословие”) и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христианскому епископу Афин 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), авторство к-рого было впоследствии оспорено. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма, к-рого еще не было в 1 в. В А. дано развитое церковное учение, к-рого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-л. ссылки на эти произв. Подобного рода аргументы, а также и мн. др. заставили ученых отнести появление этого свода ко 2-й половине 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Нек-рые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляет собой систематически продуманное христианское учение: мир— иерархически организованное целое; центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область вплоть до обыкновенных людей и вещей. Трактовка отношения бога и мира в А. представляет собой сочетание христианского креационизма с неоплатоновским эманационизмом (возникновение мира — спонтанный процесс самоотчуждения божественной доброты и любви). Из этого сочетания следует тождество трансцендентности и имманентности бога миру, что ведет к пантеистическим выводам (всякое бытие — богоявление, теофания). А.— синтез христианства с неоплатонизмом, в к-ром побеждают неоплатоновские моменты. В центре внимания автора А. находятся пути богопознания: катафатическнй (приписывание богу положительных качеств в превосходной степени) и апофатический (отрицание наличия у бога любых мыслимых человеком свойств). Гл. выводы апофатикн — деперсонализация бога и идея, что бытие бога состоит в его небытии (теологическая диалектика). А. являются одним из теоретических источников как византийской, так и западноевропейской средневековой философии (в 9 в. были переведены на лат. язык Эриугеной). АРИСТИПП (ок.435—355 до н.э.)— древнегреч. философ, ученик Сократа, основатель т. наз. киренской (гедонической) школы (Киренанки). Его произведения не сохранились. А. сочетал сенсуализм в теории познания с гедонизмом в этике. Высшую цель жизни А. видел в удовольствии, но человек, по А., должен не подчиняться удовольствиям, а стремиться к разумному наслаждению, к-рое составляет его высшее благо. Мерило добра и зла, истины и лжи — удовольствие и страдание. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Цигун - сокровище китайской медицины... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|