Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука


Реклама на сайте:

эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

» Гадание на картах таро. Арканы Таро...
» Образное видение и самогипноз...
» Гурджиев - эзотерик, мистик нашего времени...
» Эфирные существа. Шамбала...
» Сахасрара чакра. Строение, свойства, раскрытие...

Астрал

эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА

АЛЬТРУИЗМ (лат alter — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами, противоположен эгоизму Термин А введен в философию Контом. положившим принцип А. в основу своей этичес кой системы. Он связывал моральное совершенствование человека с вое питанием в людях чувства А , противопоставляя его эгоизму Отдельные идеи А. развивались в более ран них этических учениях — ранним хрис тианством, Франциском Ассизским (средние века), в новое время — мн просветителями (Юм, А. Смит, Pуc со. Гете и др ) В качестве мораль ного требования, предъявляемого к поведению личности, противостоит эгоизму, т е выдвижению на первый план в поведении индивида моти bob самолюбия, корысти, забвения нужд и интересов др людей Конкретными формами реализации А в по ведении выступают различные виды проявления любви к ближнему — милосердие, благодеяние, филантропия и др

АМОРАЛИЗМ (греч. а — отрицание и лат. moralis — нравственный), нлв имморализм,— отрицание всякой морали, сознательный отказ от законов нравственности, стремление стать “по ту сторову добра и зла” (Ницше). В более откровенном виде А. выступает как отрицание именно положительной морали • объяяяенне антиморального поведения “моральным”. С этим связаны попытки “философского обоснования” крайнего эгоизма, бесчеловечности, презрения к совести и чести, проповедуемых наиболее циничными реакционными идеологами.

АНАКСАГОР из Клазомен (в Малой Азии) (ок. 500—428 до н. э.) — древ-иегреч- философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи (“семена вещей”), позже названных гомеомериями, из различных сочетаний к-рых образуются все существующие вещи. Движущей силой, обусловливающей соединение и разделение элементарных частиц, считал “нус” (ум), к-рый понимал как легчайшее и тончайшее вещество. Космогония А. объясняет возникновение системы небесных тел нз первичного беспорядочного смешения частиц вещества- в результате их внхреоб-разного вращения.

АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 610 — ок. 540 до и. э.) — древнегреч. философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции раннеиаучного соч. “О природе”, не дошедшего до нас. А. ввел понятие первоначала всего сущего — “архе” (“начало”, “принцип”) и считал таким первоначалом апейрон. В апейроне возникает противоположность горячего н холодного; их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо н землю. А. дал первую формулировку закона сохранения материи. По космологической теории А., в центре вселенной находится Земля, имеющая форму плоского цилиндра. Вокруг Земли вращаются три небесных кольца: солнечное, лунное н звездное. А. впервые в истории высказал идею эволюции: человек, подобно др. живым существам, произошел от рыбы.

АНАКСНМЕН из Милета (ок. 588— ок. 525 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Анаксшишдра. По его учению, все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь — превращается в огонь. - Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все: он и душа, н всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. А. учил, что звезды — это огонь, но мы не ощущаем их тепла, т. к. они очень далеки (по Анакснмандру, звезды ближе планет). А. дал близкое к истинному объяснение затмений Солнца и Луны.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. analysis — разложение и synthesis — соединение) — в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются па всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением н т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. Расчленение-целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм А. служит классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса. позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д.В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А.— познание частей как элементов сложного целого. Однако А. приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. С., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-мате-риалистическому пониманию А. и с. противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приемов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление А. и с., их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в естествознании и классической буржуазной политической экономии в 17—18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции опытным изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Последующее развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С т. зр. теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — широкое и довольно разнородное течение 20 в., объединяющее различные группировки, направления и отдельных философов, к-рые усматривают задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими. Предполагается, что анализ должен заменить нечеткое выражение проблемы в языке такой формулировкой, к-рая демонстрировала бы действительную суть проблемы. В этом случае проблема может оказаться либо неверно поставленной, “псевдопроблемой”, либо связанной с употреблением тех или иных языковых форм, либо, наконец, не иметь отношения к философии и решаться средствами частных наук. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Англии, отдельные ее представители и группы имелись в Скандинавских странах, Австралии и др. странах. В Англии господствующей формой А. ф. выступила лингвистическая философия. В США А. ф. помимо ряда философов, близких к лингвистической философии, была представлена сторонниками логического эмпиризма (Карнап, Г. Фейгль и др.) и неопрагматизма (В. Куайн, Н. Гудмен, М. Уайт). Существовал также ряд независимых амер. аналитиков, не принадлежавших к к.-л. направлению (У. Селларс и др.). Отрицая мировоззренческий характер философского знания, А. ф. выразила тенденции позитивизма в совр. зап. философии. Для большинства сторонников А. ф. характерно перенесение, центра тяжести на конкретные формы и средства анализа языка. Здесь можно выделить два осн. подхода: 1) конструирование искусственных “модельных” языков с четко фиксированной логической структурой (логический эмпиризм, неопрагматизм, ряд “независимых” аналитиков). Эти исследования опирались на совр. формальную логику; 2) исследование исторически данных естественных языков с целью выявления оттенков и особенностей употребления языковых выражений, к-рое способствовало бы, по мнению сторонников А. ф., лучшему уяснению философских проблем (лингвистическая философия). А. ф. либо сводит философию к метафилософии, т. е. к анализу форм и способов выражения в языке философской проблематики, либо вообще подменяет философию логическими или лингвистическими исследованиями. В настоящее время влияние А. ф. значительно упало и ограничивается, в основном, университетской философией в Великобритании.

АНАЛОГ (греч analogos — соответ ствующии) — термин теории познания, обозначающий идеальный объект (понятие, теорию, метод исследования и т. д.), адекватно отражающий к-л материальный предмет, процесс, закономерность В “Диалектике природы” Энгельс говорит, что для естествознания (слова Энгельса в полной мере относятся и к области социально-исторических наук) диалектика является наиболее важной формой мышления, “ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития .” (Т. 20. С 367) Термином “А ” в совр философской литературе обозначают также материальный объект (включая различные виды материальной практики людей), являющийся реальной основой (оригиналом) к.-л теории, теоретико-познавательного закона или логического правила. Напр., самые общие и обычные отношения вещей составляют объективную основу (А.) суждения, умозаключения и др форм мышления. Нахождением А. устанавливается факт генезиса того или иного идеального явления, что очень важно в борьбе с различными формами идеализма Выяснение же специфики методологического закона, логического правила и т. д предполагает всесторонний анализ их функций в определенной системе знания. Термин “А.” (к-рый относят и к различного рода моделям) конкретизируется при рассмотрении проблем отражения и моделирования (Изоморфизм и гомоморфизм).

АНАЛОГИЯ (греч analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в нек-рых сторонах, качествах, отношениях Умозаключение по А — вывод о наличии определенных признаков на основании фиксации сходства, существующего в нек-рых др. признаках Обычная схема умозаключения по А.: объект В обладает признаками а, b, с, а, е, объект С обладает признаками b, с, а, е; следовательно, объект С, вероятно, обладает признаком а На ранних этапах развития науки А нередко заменяла систематическое наблюдение и экспериментирование,а выводы по А базировались, как правило, на сходстве во внешних и второстепенных признаках На А строилась большая часть натурфилософских концепций вплоть до позднего средневековья, А обосновывалось сходство государства с человеческим организмом, а в эпоху механицизма — организма с часовым механизмом и пр. В ходе дальнейшего развития науки А. теряет значение средства объяснения, однако она продолжает играть важную роль при выдвижении гипотез, как средство уяснения проблемы и направления ее решения Так, Х Гюйгенс на основании А свойств света и звука пришел к выводу о волновой природе света, Дж К Максвелл распространил этот вывод на характеристику электромагнитного поля Рассматриваемая изолированно, А не имеет большой доказательной силы не только потому, что вывод ее всего лишь вероятен, но и потому, что степень этой вероятности может быть небольшой в результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков сравниваемых объектов В целях повышения вероятности вывода по А выдвигаются следующие требования: 1) А. должна основываться на существенных признаках и по возможности на большем числе сходных свойств сравниваемых объектов; 2) связь признака, относительно к-рого делается вывод, с обнаруженными в объектах общими признаками должна быть возможно более тесной, 3) А не должна вести к заключению о сходстве объектов во всех признаках, 4) вывод по А. должен дополняться исследованием различий и доказательством того, что эти различия не могут служить основанием отказа от выводов по А В совр науке развитой областью систематического применения А является т наз теория подобия, широко используемая в моделировании Большое распространение в научных исследованиях и практике управления получают аналоговые моделирующие установки, способные создавать электрические аналоги исследуемых процессов, математическое моделирование процессов

АНАЛОГИЯ БЫТИЯ (лат. analogia entis) — центральное методологическое понятие в католической философии (Неотомизм, Схоластика, Томизм, Фома Аквинский). А. б. означает, что всякое сущее (материальный предмет или явление, идея) сходно с др. сущим и одновременно отлично от него. По этому принципу возводится иерархическая лестница бытия. Поскольку первичным, определяющим в А. б. считается сходство, единство, постольку причиной, первоисточником качественного многообразия бытия, согласно схоластической метафизике (Фома Ак-вииский, в 20 в.—Э. Пшивара и др.), может быть только внешняя, сверхприродная сила, бог, в к-ром совпадают все различия. Т. обр., в понятии А. б. абсолютизируются тождество, сходство предметов и явлений, а их качественные различия сводятся к количественным. Это понятие было введено в средневековой схоластике. Нынешние схоласты объявляют А. б. антиподом диалектического единства противоположностей.

АНАРХИЗМ (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — философское и социально-политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления об-вом. Анархистские идеи встречаются уже в античности и в средние века. Критику отчуждающей роли государства можно встретить у Лао-Цзы, Ари-стина, Зенона, стоиков, впоследствии — в анабаптистской, гусистской и др. ересях. Однако в строгом смысле А. в виде теоретически оформленной позиции возникает в конце 18 в. как реакция на формирование собственных противоречий капиталистического производства и результат разочарования в этатист-ском пафосе эпохи Просвещения (Этатизм). Историко-философская традиция относит к А. чрезвычайно отличающихся друг от друга мыслителей: Годвина, Придана, Штирнера, Бакунина, В. Такера, Толстого, Кропоткина и др. Хотя их концепции построены на различных философских и нравственных основаниях, по-разному объясняют истоки и смысл общественного развития, средства и цели социальных изменений, имеются общие принципиально важные подходы, позволяющие объединить их в рамках одного философского направления — А. Во-первых, в этих концепциях .осн. причиной социальной несправедливости признается существование государства и его политико-правовых институтов. Во-вторых, отрицается любая форма организации об-ва “сверху — вниз” и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата и др. В-третьих, государство и право понимаются как полностью отчужденные и даже противопоставленные гражданскому об-ву институты. В-четвертых, условием свободы личности признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения. Как политическое течение внутри революционного движения А. сформировался после раскола I Интернационала. У его истоков стояли рус. революционные народники Бакунин и Кропоткин. Революционный А. призывал к ликвидации государства и установлению идеального, по его убеждению, общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин. В начале 20 в. в России широкое распространение получило движение “христианского А.”, приверженцами к-рого были преимущественно последователи Л. Толстого. Гл. в их социальных воззрениях было представление о коренной несовместимости государства, церкви, права с христианскими идеалами добра и справедливости. В наши дни идеи А. продолжают оказывать влияние на ряд философских и общественно-политических концепций, напр. на взгляды “новых левых”, “зеленых”, “левых радикалов”, сторонников альтернативных движений и др.

АНИМИЗМ (лат. anima—дух, душа) — верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Анимистические представления возникли в первобытном об-ве. Осн. причиной возникновения А. был крайне низкий уровень развития производительных сил, незначительный запас знаний и вследствие этого неспособность человека противостоять стихийным силам природы, к-рые представлялись чуждыми, таинственными. Олицетворение этих сил на определенной ступени развития об-ва служило формой их освоения. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных верований; в принципе А. присущ всякой религии.

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (1733—88) — рус. просветитель, философ, логик и математик, профессор Московского ун-та. Получил известность благодаря своей диссертации “Рассуж-дение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального бо-гопочитания” (1769), вызвавшей гнев церковников и преследования властей. Богословским положениям о врожденности религиозного чувства он противопоставил т. зр. “естественного” происхождения религии, доказывая, что все религии были порождены “страхом”, “привидением” (фантазией), “удивлением”. Труды А. по теории познания и логике наиболее глубоки в масштабах всего рус. Просвещения второй половины 18 в.: “Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений” (1770), “Слово о разных причинах, немалое препятствие причиняющих в продолжение познания человеческого” (1774), “Слово о превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства” (1779) и др. А. исследовал проблемы соотношения языка и мышления, происхождения и эволюции философских и научных понятий, критиковал теорию врожденных идей Декарта и Лейбница, развивая т. зр. материалистического сенсуализма. В онтологии стоял на позициях деизма.

АНСЕЛЬМ Кентерберийский (1033— 1109) —средневековый богослов и философ, представитель ранней схоластики. Подобно Августину, А. утверждал, что вера должна быть выше разума: следует “верить, чтобы понимать”; однако вера может быть “рационально” обоснована. Христианские догматы для А.— незыблемая истина; правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере. Т. обр., его рационализм был ориентирован на фидеизм. В споре об универсалиях придерживался крайнего реализма (Реализм средневековый). А развил т. наз. -онтологическое доказательство бытия бога.

“АНТИ -ДЮРИНГ”— название, под к-рым вошло в историю классическое произв. Энгельса “Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом”. В трех отделах книги всесторонне изложены три составные части марксизма: философия, политическая экономия и научный социализм. Непосредственное участие в создании “А.-Д.” принял Маркс, к-рый не только одобрил замысел Энгельса по созданию полемического труда против Дюринга, но и оказал автору деятельную помощь в сборе материала, написал для книги главу, посвященную критике взглядов Дюринга на историю политической экономии. “А.-Д.” был опубликован в 1877—78 в виде серии статей в центральном органе с.-д. партии Германии газете “Vorwarts”. Ленин называл “А.-Д.'” “удивительно содержательной и поучительной книгой” (Т. 2. С. 11). Во введении Энгельс прослеживает развитие философии, обосновывает историческую неизбежность возникновения научного социализма, подчеркивает, что благодаря открытию материалистического понимания 'истории и разработке теории прибавочной стоимости Марксом “социализм стал наукой” (Т. 20. С. 27). В первом отделе книги содержится изложение осн. проблем материализма и диалектики, материалистического понимания истории. Здесь дан последовательно материалистический ответ на основной вопрос философии; раскрыто положение диалектического материализма о материальном единстве мира, изложен процесс его познания; освещается диалектико-материалистическое учение о пространстве и времени как осн. формах бытия, о единстве и неразрывности материи и движения; приводите” классификация осн. форм движения материи, являющихся предметом изучения различных наук; рассмотрены осн. законы диалектики и дано ее определение как науки о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого об-ва и мышления; уделено ввимание вопросу о соотношении диалектики и формальной логики. С диа-лектико-материалистических позиций рассматривается также ряд вопросов естествознания и общественных наук (эволюционная теория Дарвина, роль органической клетки и сущность жизни, космологическая гипотеза Канта, проблемы морали, диалектика свободы и необходимости и т. д.). Во втором отделе Энгельс дает определение предмета и метода политэкономии, излагает учение Маркса о товаре и стоимости, о прибавочной стоимости и капитале, о земельной ренте, подвергает критике идеалистическую теорию насилия, рассматривает вопросы происхождения частной собственности и образования классов, раскрывает экономические предпосылки социалистической революции. В третьем отделе дается очерк истории и теории социализма, подчеркивается, что научный социализм есть теоретическое выражение пролетарского движения; показано, что осн. противоречие капитализма находит свое разрешение в пролетарской революции, после чего под руководством взявшего в свои руки политическую власть пролетариата уничтожается частная собственность на средства производства и начинается беспрерывное, ускоряющееся развитие производительных сил на основе общественной собственности на средства производства. Здесь также изложены взгляды Энгельса по ряду принципиальных вопросов создания будущего об-ва (о производстве и распределении, об уничтожении противоположности между физическим и умственным трудом, городом и деревней, о ликвидации классовых различий, об отмирании государства, об изменении форм семьи и воспитании и т. д.). “А.-Д.” — одно из важнейших произв-марксизма, сыгравшее значительную роль в систематизации и пропаганде его идей.

АНТИКОММУНИЗМ — ндейно-по дитическая доктрина, направленная против основ социалистического строя и марксистско-ленннской идеологии; проявляется в различных формах — от откровенно грубых, выражающих инте ресы и устремления воинствующей реакции, психологической агрессии, до философских, социологических, культурологических, наукообразных. А. возник в середине 19 в. в период формирования коммунистического движения в Германии и др. странах Зап. Европы. После Октября 1917 А. получил интенсивное развитие и свое концептуальное оформление. Осн. направление в деятельности теоретиков совр. А.— выдвижение различных концепций и версий, объявляющих о “смерти марксизма”, несовместимости общечеловеческих ценностей, демократии и социалистического строя, невозможности построения гуманного, демократического социализма. Гл. место в стратегии и тактике А. занимает антисоветизм, целью к-рого является фальсификация истории, теории и практики социализма, дискредитация социалистической идем вообще. В совр. условиях важно отличать тенденциозные антикоммунистические концепции от теоретических разработок и прогнозов, осуществляющихся в рамках советологическях исследований, получивших распространение в различных странах Запада. Реалистические трактовки и заявления ми. советологов (Д. Биллингтон, Л. Грехэм. С. Коэн—США, Т. Шанин—Вели кобритання, и др.) создают апределошые предпосылки для конструктивного научного диалога с ними советских философов, обществоведов. Нек-рые работы советологов такого направления издаются в нашей стране. В процессе перестройки советского об-ва, развития демократии и гласности вскрываются мн. серьезные просчеты н деформации социализма, усиливается критика административно-командных методов управления, др. негативных явлений. Но эта критика принципиально отличается от спекулятивных версий А. своей конструктивностью и целевой направленностью на обновление и развитие социализма. Критика А. является актуальной задачей для общественных наук.

АНТИЛОГИЗМ (греч. anti — против н logos — разум) — формула логики, выражающая несовместимость посылок категорического силлогизма с отрицанием его заключения. Теория А. является одним из вариантов силлогистики.

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia— противоречие в законе) — появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие “А.” возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин “апория”; тогда же были сформулированы нек-рые А., относимые ныне к семантическим (“Лжец”). Много внимания формулировке и анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие “А.” в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно к-рому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать “вещи в себе”. По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих “антиномий чистого разума”: 1. Мир конечен — мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей —не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (бог) — не существует первопричины мира. Гегель отметил важное значение кантовских А. как диалектического элемента его взглядов. А., т. е. противоречия, утверждал он, существуют “во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях”. А. Канта не являются А. в смысле совр. формальной логики, т. к. обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается выражению в формально-логическом виде. В конце 19 — начале 20 в. в логике и математике (Множеств теория) был обнаружен ряд А. в подлинном смысле слова, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики. А. обычно подразделяют на собственно логические и семантические (Семантические антиномии, Парадоксы). Появление А. не есть результат субъективной ошибки: оно связано с диалектическим характером процесса познания, в частности с противоречием между формой и содержанием. А. возникает в рамках нек-рой (быть может, явно не фиксируемой, но всегда фактически предполагаемой) формализации процесса рассуждения; она свидетельствует об ограниченности этой формализации и выдвигает задачу ее перестройки. Разрешение А. означает введение новой, более полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Из познания невозможно раз и навсегда исключить А.; вместе с тем для каждой А. возможно ее исключение посредством соответствующего изменения того способа формализации, в рамках к-рого она появилась. Разработанные в настоящее время различные способы исключения А. позволяют глубже характеризовать диалектику познания и роль в нем логической формализации. За возникающей в процессе познания объективной действительности А. часто скрываются реальные диалектические противоречия вещей, воспроизведение к-рых в соответствующих понятиях позволяет глубже постигать объективную истину.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

§ ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА

Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука.

Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

» Дефектное астральное зрение и расщепление разума...
» Психологическая энциклопедия. Словарь по психологии...
» Реинкарнация, перевоплощение, перерождение...
» Секретные тибетские мудры. Энергетические пальцовки...
» Кто такие дети индиго? О детях индиго...

Мантры

«Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

эзотерика
эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Библия и коран
эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука эзотерика
магия