Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Сонники: Сонник Ванги... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
ГРАМШИ Антонио (1891—1937) — основатель Коммунистической партии Италии, теоретик и пропагандист марксизма. За революционную деятельность был приговорен фашистским судом (1928) к 20 годам тюремного заключения. Г. был убежденным противником механистической философии — идейной основы правоуклонистской идеологии, распространившейся в ряде компартий европейских стран (20-е гг.). Осн. работы Г. собраны в “Тюремных тетрадях”. В философии Г. уделял гл. внимание проблемам исторического материализма: исследовал взаимоотношения базиса и надстройки, пролетариата и интеллигенции, дал научный анализ проблемы личности, относительной самостоятельности идеологии (философии, искусства, морали и т. д). Большой интерес представляют его исследования по итал. культуре, критика католицизма, идеалистических учений в философии (Кроне) и социологии. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813—55) — рус. историк и социолог, один из видных представителей западничества (Западники, Славянофилы), с 1839—проф. Московского унта. На общеисторические воззрения Г. оказали влияние Станкевич, Белинский, Герцен; он усвоил также осн. идеи йем. классической философии, особенно Гегеля, отбросив, правда, его логическую схему. Исторический процесс, включающий и революции в об-ве, по Г., строго закономерен. Закон понимается им как идеальная, нравственно-разумная цель, в реализации к-рой большую роль играют не только народы, но и отдельные личности. С этой т. зр. Г. отвергает фатализм, как учение, снимающее моральную ответственность с человека. Взгляды Г. на историческое развитие (к-рым были присущи элементы диалектики) эволюционировали: он все более склонялся от идеализма к натурализму, считая, что история должна заимствовать свой метод исследования у естествознания. Такой метод есть следствие тщательного изучения фактов духовного мира и природы в их взаимодействии. В объяснении социальных явлений большое значение придавал материальным, прежде всего географическим, условиям. Г.— сторонник конституционной монархии; с либерально-просветительских позиций выступал против крепостного права. Г. оказал значительное влияние на развитие рус. исторической науки. Изложение своих взглядов Г. дал в работах: “Лекции по истории средневековья” (1852), “О современном состоянии и значении всеобщей истории” (1852) и др. ГРОССЕТЕСТ Роберт (1175— 1253) — основатель и наиболее видный мыслитель оксфордской школы, францисканец, епископ Линкольна, канцлер Оксфордского ун-та. Г.— один из первых переводчиков естественнонаучных трудов Аристотеля с языка оригинала и автор комментариев к этим трудам. Центральное место в философской системе Г. занимает “метафизика света”, восходящая к неоплатоновско-араб. традиции (Неоплатонизм). Свет понимался им как тончайшая материя, первичная форма и энергия, универсальная субстанция, способная к самораспространению из созданной богом светящейся точки. Т. обр. возникает Вселенная, чувственно воспринимаемый мир, состоящий из 13 сфер — 9 небесных и 4 поднебесных. Законы распространения света, по Г., доступны человеческому познанию и изучаются геометрической оптикой. Поэтому первостепенное значение Г. отводил оптике, математике (геометрии) и астрономии. В теологии свет трактовался философом как первоначало всего сущего, как бог. Гносеология Г. двойственна. С одной стороны, он принимает августиновскую концепцию иллюминации, озарения познающего божественным светом, с др.— развивает элементы аристотелевского учения о познании: изучение явлении начинается с опыта, познание сущности вещей идет путем абстракции. Г., подчеркивающий важность опытного познания и математики в изучении природы, стоял у истоков естественнонаучного направления в средневековой европейской философии. ГРОЦИЙ Гуго (1583—1645) — ни-дерл. юрист, историк, государственный деятель. Один из видных представителей буржуазных теорий естественного права и общественного договора. Согласно Г., право и государство имеют не божественное, а земное происхождение. Государство возникает в результате договора между людьми. Учение Г. сыграло большую роль в освобождении теории государства и права от опеки теологии и средневековой схоластики. Осн. соч.— “О праве войны и мира” (1625). ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Идеи гуманного отношения к человеку обнаруживаются уже в глубокой древности: в устном народном творчестве, нравственных и религиозных воззрениях различных народов. Но как широкое идейно-культурное движение Г. сформировался в эпоху Возрождения (середина 14—середина 16 в.) в соч. Петрарки, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразма Роттердамского и др. Оно возникло в результате расцвета городов, растущих потребностей в воспитании нового человека раннебуржуазной эпохи. Гуманисты выступали за духовное возрождение классической античности, апеллировали к достоинству индивида, критиковали духовную деспотию средневековой схоластики. В период буржуазных революций идеи Г. получили дальнейшее развитие в трудах фр. просветителей, утопических социалистов, в нем. классической философии и литературе (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций. Гольбах, Лессинг, Гердер, Гёте, Ф. Шиллер, Кант, Фихте, Гегель. Фейербах и др.), в произв. рус. революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.). В центре их воззрений — проблемы свободы, равенства и братства людей, “естественные права” человека, его стремление к творчеству и совершенствованию. Человек, по Канту, может быть для др. человека только целью, а не средством. Идея свободного всестороннего развития личности как абсолютной ценности и самоцели общественного прогресса образует краеугольный камень марксистского Г. На протяжении всей человеческой истории система идей Г. находилась в непрерывном развитии. В совр. эпоху обострения глобальных проблем человечества, связанных с его выживанием, традиции, идеи и принципы Г. приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом. Растет потребность в новом подходе к пониманию Г., формированию его принципов с позиций нового мышления. Он призван выражать приоритет общечеловеческих интересов и ценностей, впитать в себя все достижения гуманистических исканий, в т. ч. вклад гуманистической религиозной традиции. Поэтому новый, реальный Г. должен отличаться более демократичным характером, позволяющим расширять сотрудничество со всеми миролюбивыми силами различной философской и идеологической ориентации. Общечеловеческие интересы находят выражение в борьбе за мир, против социальной несправедливости, национального гнета, в защите природной среды обитания человека, его нравственных устоев и т. д. В процессе строительства социализма принципы Г. нередко деформировались, в периоды авторитарного режима и застоя они извращались, человек рассматривался в качестве “винтика” в системе производства. В условиях перестройки поставлена задача возродить гуманный облик социализма, соотносить цели и результаты хозяйственной, научной и иных видов деятельности с гуманистическими идеалами и нравственными принципами, формировать жизненную позицию человека как свободной, критически мыслящей, творческой личности. “ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ” ЭТИКА— направление в буржуазной теории морали, получившее распространение в США начиная с 20-х гг. 20 в. Осн. ее представители — У. Файт, И. Бэббит, К. Гарнет и И. Левин — дали такое название своим теориям на том основании, что нравственность выводится в них из “специфически человеческих”, с т. зр. этих авторов, явлений, в действительности же — из явлений индивидуальной психологии. Такое ограничение оснований морали приводит сторонников “Г. э.” к крайне индивидуалистическому и субъективистскому пониманию нравственности. Критерий морали они сводят к осознанию человеком своих действий и готовности отказаться от всякой заранее поставленной цели (Файт), к внутренней сосредоточенности индивида и отказу от “внешней экспансии” (Бэббит), к мудрости (Гарнет) или, наконец, к разумности поведения (Левин). Все эти критерии являются чисто формальными, не раскрывают конкретного содержания морали: они произвольно выхвачены из сложной системы моральных отношений личности и об-ва. “Г. э.” отрицает значение в морали общих принципов, одинаково распространяющихся на всех людей; выступает здесь в качестве единственного судьи своих действий. Файт, напр., приходит к выводу, что человек не обязан уважать интересы др. людей, к-рые сами не могут постоять за себя. Откровенный индивидуализм “Г. э.” иногда переходит в оправдание эгоизма. ГУМБОЛЬДТ Александр (1769— 1859) — нем. философ и естествоиспытатель. Единственной космической субстанцией Г. считал материю, наделенную внутренней активностью. Всеобщими и фундаментальными свойствами материи являются, по его мнению, движение, пространство и время. Отстаивал диалектическую трактовку движения как единства универсальной взаимосвязи и развития явлений, выступал с критикой Канта, натурфилософии Шеллинга и Гегеля, позитивизма Копта. Большое значение придавал союзу науки и материалистической философии. Его философские и естественнонаучные идеи способствовали подрыву метафизических воззрений. Признавая единство сенсуализма и рационализма, Г. высказывался за поэтическое осмысление действительности, к-рое, по его мнению, делает познание общественно полезным и гуманным. Сильная сторона гносеологических взглядов Г.— признание того, что познание возможно на базе экспериментального общения с природой. Выражал интересы радикального крыла нем. буржуазии, симпатизировал фр. буржуазной революции конца 18 в. Осн. соч.: “Картины природы” (1808), “Космос” (В 5 т., 1845—59). ГУМБОЛЬДТ Вильгельм (1767— 1835) — нем. философ, языковед и государственный деятель, брат А. Гумбольдта. Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории, отклоняясь по ряду вопросов в сторону объективного идеализма. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной т. зр. Г. считал, что история как наука в известном смысле может совпадать с эстетикой. Предложил оказавшийся весьма ценным сравнительно-исторический метод исследования языков; одновременно с Шлейермахером и Шлегелем разрабатывал ряд проблем герменевтики. В этике стоял на позициях абстрактного гуманизма. Антифеодальные взгляды Г. не выходили за рамки реформ системы образования, идеи объединения Германии. Осн. соч.: “О границах деятельности государства” (1792), “О задачах историка” (1821). ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859—1938) — нем. философ-идеалист, основатель феноменологической школы (см. Феноменология). Истоки его философии— учения Платона, Лейбница, Декарта. Канта, Брентано. В первых работах Г. выступил против “психологизма” в математике и логике, стремясь обосновать эти науки, как и философию, в качестве “строгих” и “беспредпо-сылочных”. Эту задачу Г. пытался решить с помощью метода “феноменологической редукции”, посредством к-рого, считал он, наличное знание может быть освобождено от наслоений, привнесенных предшествующей культурой, традицией, личностными факторами, философскими интерпретациями. В итоге содержание знания сводилось Г. к “миру феноменов”, неразрывно связанному с сознанием субъекта и определяемому предметообразующими интенциональными актами сознания, т. е. его направленностью. Анализ этого “мира” приводит Г. к выводу о существовании определенной его структуры, ряда “слоев” феноменов, выступающих вместе с тем и как структура самого субъекта, “чистого Я”. “Поздний” Г., по существу, отказывается от попыток строить философию как безличностную “строгую науку” и обращается к исследованию “жизненного мира” отдельных субъектов, рассматривая его по-прежнему как результат поэтапного конституирова-ния субъектом (на этот раз каждым отдельным субъектом, а не “чистым Я”) сферы своих предметов. В ходе этого исследования Г. подвергает критике “европейскую науку”, утратившую, по его мнению, самое ядро познавательных проблем — понимание творческой активности субъекта. Идеи Г. оказали большое влияние на последующее развитие немарксистской философии. Элементы объективного идеализма Г. были развиты в “критической онтологии” Н. Гартмана и неореалистических школах США и Англии, а субъективный идеализм Г. в немалой степени стал основанием немецкого экзистенциализма (особенно Хайдеггера). Осн. соч.: “Логические исследования”, т. 1, 2(1900—1901) и опубликованные после смерти “Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология” (1954), “Первая философия” (1956— 59). ГХОШ Ауробиндо (1872—1950)-инд. философ-идеалист, основоположник т. наз. “интегральной веданты”. В начале 20 в. выступил как один из вождей радикального крыла инд. национально-освободительного движения, т. наз. экстремистов. В 1922 основал религиозную общину (Ашрам). Гл. философские работы Г.— “Божественная жизнь”, “Цикл человеческой истории”, “Идеал человеческого единства”. В них элементы различных направлений веданты (адвайта, вишишта, двайта) переплетаются с идеями идеалистической философии Запада (Гегель, Ф. Брэдли, Бергсон). В ходе человеческой истории, по мнению Г., осуществляется переход от “подсознания” к сознанию и “сверхсознанию”, и именно в достижении мистического “сверхсознания” состоит решение загадки истории и осуществление чаггний человечества. Претендуя на открытие “третьего пути” общественного развития, отличного от капитализма и социализма, Г. на деле выступал как идеолог буржуазии. Если в период 1914—20 в его философском учении важнейшую роль играли такие мотивы, как защита права наций на самостоятельное развитие, критика феодального прошлого, империалистической политики и т. д., то в последующие годы на первый план выдвинулись ми-стико-религиозные стороны его учения. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Осознанные сновидения. О чём могут рассказать сны?... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|