Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Энергия Кундалини... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
ГЕРМЕТИЗМ (греч. Hermes — древ-негреч. бог торговли, считавшийся покровителем магии) — религиозно-философское учение, сложившееся в эпоху эллинизма и поздней античности. Восходит через Платона, Пифагора (Пифагорейцы) к легендарному мудрецу Гермесу Трисмегисту (“Трижды величайшему”). В его соч. изложены знания, к-рые будто бы поведаны самим Гермесом и дают всеобъемлющее представление о загадках мира. Г. содержит в себе религиозно-философские откровения, а также трактаты о тайнах вселенной — по астрологии, алхимии, магии и оккультизму. Алхимическая традиция придает учению самостоятельное существование, отдельное от древне-греч. бога и связанное с ним лишь номинативно. Г. оказал влияние на мистическую традицию средневековья и эпохи Возрождения. Он выступает в роли общей теоретической основы ряда эзотерических и оккультных учений на Западе — неоплатонизма, гностицизма (Гностики), теософии, антропософии и др. Особым языком Г. и осн. механизмом передачи традиции выступает символика. В совр. литературе изложение сущности, истоков и осн. положений Г. дано в исследовании О. Фестюжьера “Откровение Гермеса Трисмегиста” (1949—54). ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812—70) — рус. писатель, революционер-демократ, мыслитель-материалист, основоположник народничества. Создатель Вольной рус. типографии в Англии, издававшей “Полярную звезду” (1855—62), “Колокол” (1857—67) и др.Идейный путь Г. сложен; однако через все его полные противоречий теоретические искания пробивается одно гл. стремление: исходя из высших достижений общественно-философской мысли, создать новую, “реалистическую” теорию, к-рая явилась бы идейным обоснованием грядущего социального переворота. Идеи фр. утопического социализма, романтической историографии эпохи Реставрации и нем. классической философии 19 в. были критически переработаны Г. к середине 40-х гг. в оригинальное материалистическое мировоззрение, важной стороной к-рого явилась попытка материалистически истолковать диалектику Гегеля. Позднее он назвал ее “алгеброй революции”. Г. “вплотную подошел к диалектическому материализму” (Ленин). Осн. тема философских исканий Г.— доказательство единства бытия и мышления, практики и теории, об-ва и личности, жизни и идеала. Г. стремился найти и сформулировать метод познания, адекватный действительности и являющийся единством опыта и умозрения, “эмпирии” и “спекуляции”. В области философии истории Г. уделял большое внимание проблеме общественного закона, к-рый представляется ему-в конечном счете сочетанием стихийного хода истории (бессознательной жизни народов) и сознательной деятельности индивидов (развития науки). Осмысляя проблемы нравственности, Г. видел предназначение человека в том, чтобы “страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности, работать столько же для рода, сколько для себя”. В области социально-политической лозунг единства теории и практики ведет Г. к борьбе за революционное просвещение народных масс. Эта многосложная, но внутренне связанная проблематика по-разному выступает на различных этапах идейного развития Г. Значительные коррективы в его взгляды внесла революция 1848—49, поражение к-рой явилось основой духовной драмы Г. Не видя в западноевропейской действительности совпадения хода истории и развития человеческой мысли, выдвинувшей и разрабатывавшей социалистический идеал, Г. впадает в пессимистическое и скептическое настроение относительно возможных перспектив социального переворота на Западе. Попыткой преодоления этого пессимизма была герценовская теория “русского”, крестьянского социализма: в сельской общине Г. усмотрел реальный зародыш социалистического будущего. Дальнейший ход рус. истории мыслился Г. как освобождение крестьян от всех феодально-самодержавных пут и соединение патриархально-коллективистского быта крестьянства с социалистической теорией. В этой связи Г. требовал радикального решения крестьянского вопроса в России, размышлял о возможности миновать капиталистическую фазу развития. Однако события 60-х гг. все больше убеждали Г., что и Россия заражается “буржуазной оспой”. Действительное преодоление духовной драмы Г. намечается лишь в конце его жизни, когда, разрывая с анархистом Бакуниным, он начинает усматривать гарантию осуществления социализма во вновь поднимавшемся в Зап. Европе рабочем движении, руководимом I Интернационалом. Тогда же Г. приходит к наиболее глубокому пониманию общественной закономерности: пытается понять историю как “свободное и необходимое дело” человека, развивает идеи единства исторических обстоятельств и человеческой воля. Осн. философские соч.: “Дилетантизм- в науке” (1842—43), “Письма об изучении природы” (1845—46), “С того берега” (1847—50), “Роберт Оуэн” (1860. вошло как глава в “Былое и думы”), “Письма к противнику” (1864), “К старому товарищу” (1869). ГЕСС Моисей (1812—75) — нем. мелкобуржуазный публицист и философ. Вначале примыкал к младогегельянцам (“Европейская триархня”, 1841). Сыграл большую роль в формировании т. наз. философского коммунизма. Опираясь на учение Гегеля и гл. обр. Фейербаха и фр. утопический социализм, Г. выступал с критикой существующего об-ва, осн. порок к-рого он видел в отчуждении “истинной сущности” человека. Чтобы устранить это отчуждение, связанное с частной собственностью, принудительным характером труда и т. д., необходима революция. Однако Г. мыслил ее в отрыве от классовой, социальной борьбы и сводил в конечном счете к духовному освобождению людей, был приверженцем сугубо этических взглядов на социализм. Свое развитие эти представления получили в ^истинном социализме”. В последней, оставшейся не законченной работе “Динамическая теория материи” (1877) Г. пытался дать естественнонаучное обоснование своим социалистическим взглядам, разрабатывал проблемы космологии. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749— 1832) — нем. поэт, естествоиспытатель и мыслитель. Г. отстаивает идею единства теории и опыта. “Вначале было дело” — осн. принцип его подхода к миру и познанию. Он убежден в объективном характере законов природы, источник развития к-рой заключен в ней самой. Г. стремился дополнить концепцию Спинозы (истолковывая ее в духе пантеизма) идеей развития. Взаимодействие положительного и отрицательного начал (“восхождения” и “полярности”) присуще, по мнению Г., каждому явлению; это взаимодействие порождает новое качество. Г. рассматривает движение как осн. форму существования материи. Но, будучи не в силах объяснить многообразия форм движения, он приходит к гилозоизму, допускает существование вечной жизненной силы — знтелехии. Взгляды Г., несмотря на их непоследовательность и противоречивость, были близки материализму. Г.— сторонник эволюционной теории, подчеркивал идею единства мира. Рассматривал труд как преобразующую силу об-ва и культуры. В эстетике ставил проблему соотношения природного и человеческого, всеобщего и особенного, целого и части, решая ее с позиций активной творческой деятельности художника. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (нем. Gestalt — форма, целостность) — идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фон Эрен-фельс (1859—1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880—1944), В. Келер .(1887—1967) и К. Коффка (1886—1941). Философская основа— гуссерлианство и махизм. В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или “гештальты”. Их формирование, согласно Г., подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Т. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными “законами”, что приводит их к идеализму. Позднее идеи Г. (особенно понятие “гештальт”) были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.). ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle и zoe — вещество и жизнь) — философское учение об универсальной одушевленности материи. Гилозоистами были первые греч. материалисты, Бруно, нек-рые фр. материалисты (Робине) и др. Термин “Г.” был введен впервые в 17 в. Это учение приписывает способность ощущения -и мышления всем формам материи. В действительности ощущение — свойство только высокоразвитой органической материи. ГИЛЬБЕРТ Давид (1862—1943) — нем. математик и логик, основатель Геттингенской математической школы. Осн. работы Г. относятся к теории алгебраических инвариантов, теории алгебраических чисел, к основаниям математики и математической логики. В работе “Основания геометрии” (1899) Г. строго аксиоматически построил геометрию Евклида, что в значительной степени предопределило дальнейшее развитие исследований по аксиоматизации научного знания (Аксиоматический метод^). Большое значение имеют работы Г. в области исчисления высказываний и исчисления предикатов. В начале 20 в. Г. сформулировал основы нового подхода к обоснованию математики, к-рый привел, с одной стороны, к появлению концепции формализма в основаниях математики, а с др.— к возникновению нового раздела математики — метаматематики (теории доказательств). ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ (греч. hypo-stasis—сущность, субстанция). 1. В общем смысле — возведение в ранг самостоятельно существующего объекта (субстанции) того, что в действительности является лишь свойством, отношением ч.-л. 2. В более распространенном значении — присуще идеализму приписывание абстрактным понятиям самостоятельного существования. ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis—основа, предположение) — система умозаключений, посредством к-рой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Г. также называют содержание этого вывода. Потребность в Г. возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя известны мн. обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие им, когда по нек-рым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение Г. на основе определенных фактов — это только первый шаг. Сама Г. в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки Г. или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат. Осн. правила выдвижения и проверки Г. следующие: 1. Г. должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, к-рых она касается. 2. Из мн. противостоящих друг другу Г., выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, к-рая единообразно объясняет большее их число; конечно, для объяснения отдельных фактов этой серии можно выдвигать т. наз. рабочие Г. 3. Для объяснения связной Гиптетико-дедуктивная теория серии фактов нужно выдвигать возможно меньше различных Г., и их связь должна быть возможно более тесной. 4. При выдвижении Г. необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5. Г., противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта. Совр. позитивисты, эмпирики, “всеиндуктивисты” и т. п. считают, что наука призвана протокольно регистрировать факты, а не строить Г. о закономерностях объективного мира, т. к. Г., по их мнению, играют лишь “рабочую” роль и не имеют объективного содержания. Однако факты превращения Г. в научно доказанные теории свидетельствуют об обратном. Поскольку Г. всегда базируется на определенных объективных данных, она имеет возможность быть развитой до степени теории. Характер совр. науки, усложнение механизмов наблюдения и экспериментирования заставляют все более пристально исследовать эту стадию научного мышления и подтверждают положение Энгельса о том, что Г. является “формой развития естествознания, поскольку оно мыслит...” (Т. 20. С. 555). ГИПОТЕТИКО - ДЕДУКТИВНАЯ ТЕОРИЯ —.одна из форм логической организации естественнонаучного знания. Понятие Г.-д. т. является конкретизацией понятия дедуктивной, или аксиоматической, теории, как оно сложилось в методологии математики, с учетом специфической проблематики естественнонаучного знания, опирающегося на эксперимент и наблюдение. Помимо требований, предъявляемых к дедуктивным системам вообще, понятие Г.-д. т. предполагает возможность эмпирической интерпретации, обеспечивающей эмпирическую проверку ее положений. В настоящее время в методологии науки подчеркивается ограниченность Г.-д. т., к-рая в своем традиционном варианте не способна отразить сложность структуры научно-теоретического знания и рассматривает ее в статике, в отвлечении от процессов развития. ГИПОТЕТИКО – ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД — система методологических приемов, состоящая в выдвижении нек-рых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них, в совокупности с др. имеющимися у нас знаниями, следствий и сопоставления этих последних с фактами. Оценка исходной гипотезы на основе такого сопоставления носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, т. к. только достаточно длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному ее принятию или опровержению. Совр. методология науки, рассматривая Г.-д. м., стремится также учитывать процессы совершенствования и развития гипотез в результате их сопоставления с эмпирическими данными. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны. К ним относятся прежде всего: предотвращение мировой термоядерной войны, разоружение и создание условий для развития международных отношений на мирной основе; социальное развитие и экономический рост в мире; преодоление экономической отсталости, ликвидация на земле наиболее вопиющих проявлений социальной несправедливости — голода и нищеты; рациональное и комплексное использование природных ресурсов; выработка и осуществление активной демографической политики и стратегии охраны окружающей среды; развитие международного сотрудничества в области научных исследований по использованию достижений научно-технической революции, проблемы образования, здравоохранения и др. Для своего эффективного разрешения Г. п. требуют концентрации усилий представителей разных областей деятельности, в т. ч. философии, определяющей мировоззренческие и методологические подходы к исследованию Г. п., их гуманистическую оценку. Вопреки мнению мн. зап. ученых, в частности представителей Римского клуба, общечеловеческий характер Г. п. отнюдь не означает, будто они не имеют конкретного социально-классового соГносеологии, и классовые корни идеализма держания. Даже самый совершенный научно-технический аппарат не может обеспечить правильных решений, если он не опирается на конкретную социальную реальность или используется для обоснования ложных социально-политических концепций. Именно это порождает, с одной стороны, пессимистические прогнозы, “разочарование в прогрессе” (Арон, Р. Хейлбронер), а с др.— попытки найти “оптимистическое” решение на путях приостановки развития человечества, как это делают, напр., Д. Медоуз и его соавторы, формулируя “пределы роста”, выдвигая вопрос о сдерживании развития производства, роста народонаселения и т. п. Обращаясь к идейно-теоретическому анализу Г. п. современности, разрабатывая стратегию их практического разрешения, марксисты исходят из разработанной в последние годы научной их концепции, они видят их диалектическую взаимосвязь, комплексный, системный характер. При этом вычленяются социально-политические (включая международно-правовые), научно-технические и культурно-исторические, нравственно-гуманистические аспекты Г. п. Отчетливо представляя исторические истоки возникновения Г. п., роль, к-рую сыграло в их обострении развитие производства, науки и техники, марксисты вместе с тем ясно сознают: проблемы эти отнюдь не носят фатально-катастрофического характера, они вполне разрешимы. Но их полное и окончательное решение возможно лишь при условии ликвидации социальных антагонизмов и установления гармоничных отношений между об-вом и природой. В Советском Союзе сегодня происходят глубокие процессы обновления всех сфер общественной жизни, что, несомненно, создает хорошие предпосылки для того, чтобы Г. п. получили соответствующее гуманистическому характеру нового об-ва разрешение. Однако Г. п. по самой своей сути требуют концентрации усилий не только в национальных или региональных рамках, но и в международном масштабе. Именно поэтому наша страна развивает активное международное сотрудничество в их решении со всеми государствами, на основе принципов нового политического мышления. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛАССОВЫЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА-причины, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Г. к. и. кроются в самой структуре познания, в субъективности его формы, в противоречии между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, в специфике формирования и развития философского знания. Субъективизм — осн. гносеологический источник идеализма. Субъективность как способность к абстрагирующему мышлению — необходимое условие всякой интеллектуальной деятельности. Субъективизм же проявляет себя в игнорировании необходимости отражения внешнего мира, в отрицании независимой от познания реальности, а следовательно, и объективности познания (Релятивизм). Он-то и питает своими соками идеализм, к-рыи по словам Ленина, растет на живом дереве плодоносного, истинного, могучего человеческого по-зания, превратно интерпретируя факты объективной реальности. Идеализм нередко выявляет эти факты, но вместе с тем искажает, мистифицирует их. Эти Г. к. и. закрепляются в силу определенных социальных факторов, берущих начало в конечном счете в общественном разделении труда, отделении умственного труда от физического, в становлении и развитии социально-классовой структуры об-ва. Идеалистическая философия выражает специфические мировоззренческие, идеологические установки определенных групп и прослоек об-ва, как правило, господствующих классов эксплуататорского об-ва, осмысливает и воплощает их особый социальный опыт. Ленин указывал на идеологическую функцию идеализма, его связь с религиозной идеологией. В то же время он решительно выступал против вульгарного социо-логизирования, упрощенного и некомпетентного понимания развития и функционирования философского знания, указывал на необходимость органического сочетания принципиального партийного подхода со строгим профессионализмом, предполагающим содержательный и тонкий анализ реальных проблем, к-рые отражаются в той или иной идеалистической концепции и являются характеристиками самого общественного сознания. (См. Идеализм, фидеизм.) ГНОСЕОЛОГИЯ — см. Теория познания. ГНОСТИЦИЗМ — религиозно-философское течение периода поздней античности. Возник в 1 в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египетских, иудейских и др. религиозно-мифологических представлений и культов, греч. философии и христианских идей. Наиболее значительные представители — Василид, Иосиф, Гераклеан, Карпократ, Валентин. Расцвет Г. приходится на середину 2 в., когда он стал гл. соперником христианства. Различают христианский и языческий Г. Общими почти для всех гностических систем являются: дуализм (борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи), в большинстве систем преодолеваемый идеей единого духовного первоначала (плерома); учение об эманации; представление об иерархической организации бытия; идея вечности мира (против креационизма Ветхого завета); учение о человеке как центре мирового процесса; дуализм души и тела или признание трехчастного состава человека — дух, душа, плоть; концепция гносиса, знания (через аскетическое возвышение духа человек преодолевает свою разорванность, познает свое внутреннее Я, тем самым восстанавливая разрушенную мировую гармонию). Г. присущи, с одной стороны, социально-интеллектуальный аристократизм (не все люди способны к гносису), и с др.—эгалитарные тенденции единения людей в гносисе. В конце 2 в. формирующаяся христианская церковь отвергла Г. и стала вести с ним борьбу, однако влияние Г. прослеживается в течение всего средневековья. ГОББС Томас (1588—1679) — англ. философ-материалист, современник англ. буржуазной революции, во время к-рой эмигрировал в Париж, где написал свои гл. произв.— “Философские элементы учения о гражданине” (1642) и “Левиафан” (1651). В 1652 вернулся в Англию. Г. развивал учение механистического материализма, использовав ряд положений материализма Ф. Бэкона. Как указал Маркс, материализм Г. становится односторонним: “Чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 2. С. 143). Мир, по Г.,— совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Г. сводит также духовную жизнь животных и человека. Они — сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Г. выводит: 1) отрицание существования душ как особых субстанций, 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции, 3) утверждение, что вера в бога есть плод воображения. Г. отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его лишь продуктом человеческих восприятий, в основе к-рых лежат механические различия вещей. В учении о знании критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт или знание единичных фактов, дает лишь вероятный истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком, т. е. способностью имен становиться знаками общих идей. В учении о праве и о государстве Г. отбросил теории божественного установления об-ва и защищал общественного договора теорию. Лучшей формой государства считал абсолютную монархию, но в многочисленных разъяснениях и оговорках, в сущности, давал место революционным требованиям. Он отстаивал не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер буржуазной по своей политике государственной власти. Права государственной власти, по Г., вполне совместимы с интересами тех классов, к-рые осуществили в середине 17 в. в Англии буржуазную революцию. В теории об-ва и государства Г. были зародыши материалистического понимания общественных явлений. ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестро-вич (1813—89) — рус. философ-идеалист. Философские взгляды Г. сознательно подчинял защите православия. Критиковал материализм как учение, ведущее к атеизму. Задачу философии видел в изображении идеи бога как разумного и творческого начала природного и нравственного мира. Знание бога является, по Г., врожденным и достигается с помощью веры. Идея бога неотделима от человеческого познания, к-рое вторично и производно от внутреннего опыта, от непосредственного убеждения, т. е. от веры. Антинаучность взглядов Г. показана в работах Антоновича и Писарева. “Философский лексикон” Г. (В 4 т., 1857—73), одна из первых попыток создания в России философской энциклопедии, имел нек-рое познавательное,значение. ГОДВИН Уильям (1756—1836) — англ. политический мыслитель и литератор, представитель мелкобуржуазного уравнительного утопизма. В молодости был протестантским проповедником, с начала 80-х гг. 18 в. стал последовательным рационалистом. Отдавал приоритет влиянию на человека общественной морали и социальной среды- Требовал отмены права собственности и всякой государственной власти. Его идеал — об-во мелких независимых производителей, организованных в небольшие общины. Г. отстаивал коммунистический принцип распределения по потребностям. Вместе с тем Энгельс отмечал антисоциальность- как характерную черту взглядов Г. Оказал влияние на анархистские учения. ГОЛЬБАХ Поль Аири (1723—89) — фр. философ-материалист и атеист. По происхождению нем. барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Гл. труд Г. “Система природы” (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Др. его работы — “Разоблаченное христианство” (1761), “Карманное богословие” (1768), “Здравый смысл” (1772). Г. выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г.,— это “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”. Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение — также атрибут материи — Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г.,— часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически. Отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. В политике Г.— сторонник конституционной монархии, а в ряде случаев — просвещенного абсолютизма. Во взглядах на об-во Г.— идеалист, утверждал, будто “мнения правят миром”. Решающую роль в истории придавал деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание своей собственной природы, по Г., привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой правительств. Развивающееся буржуазное об-во Г. трактовал как царство разума. ГОМЕОМЕРИЯ (греч. homoiome-reia — подобочастное, или то, что имеет подобные части) — термин философии Анаксагора, отсутствующий, однако, в дошедших до нас фрагментах и переданный нам позднейшими комментаторами Анаксагора. Все сущее Анакса-гор представлял себе разделенным на бесконечное количество разнокачест-венных частиц, причем каждая частица тоже делилась у него на бесконечное количество своих собственных частиц. Г., по Анаксагору, и есть качественно однородная и качественно оригинальная частица, содержащая в себе бесконечность более мелких частиц. Поэтому она и имеет название того, что обладает подобными или сходными между собой частицами. Выражаясь математическим языком, Г. есть такая бесконечность, к-рая является бесконечностью в любой своей части, но в к-рой каждая такая часть бесконечно делима ввиду своего непрерывного становления. ГОМЕОСТАЗИС (греч. homoios — подобный и stasis — стояние, неподвижность) — тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах. Понятие. “Г.” введено амер. физиологом У. Кэнноном, описавшим целый ряд гомеостатиче-ских процессов в биологическом организме. В дальнейшем это понятие получило распространение в кибернетике, психологии, социологии и др. науках. Исследование гомеостатических процессов предполагает выделение: 1) параметров, значительные изменения к-рых нарушают нормальное функционирование системы (напр., температура крови у высших животных); 2) границ допустимого изменения этих параметров под воздействием условий внешней и внутренней среды; 3) совокупности конкретных механизмов, начинающих функционировать при выходе значений переменных за эти границы. Каждый такой механизм регистрирует изменение существенных параметров и действует по принципу обратной связи в направлении восстановления нарушенного состояния равновесия. Изучение гомеостатических процессов привело к выработке понятий гетеростазиса (отражающего иерархию гомеостатических систем, разделение параметров на более и менее существенные) и гомеореза (внутренних механизмов, обеспечивающих закономерное изменение существенных параметров в процессе развития системы). ГОМОГЕННОСТЬ И ГЕТЕРОГЕННОСТЬ (греч. homogenes и heteroge-nes) — однородность и разнородность. В философии Канта согласно принципу гомогенности видовые понятия должны иметь между собой нечто общее, что позволяет объединять их общим родовым понятием. Принцип гетерогенности, в свою очередь, требует, чтобы объединяемые общим родовым понятием видовые понятия различались между собой. Согласно совр. представлениям, принцип гомогенности запрещает объединять разнородные принципы в рамках единой теории. Нарушение этого принципа ведет к эклектике. ГОРГИЙ (ок. 483—ок. 375 до н. э.) — древнегреч. софист из Леонтин, сторонник рабовладельческой демократии. Дополнил релятивизм Протаеора рационалистическим агностицизмом. Его соч. дошли до нас в изложении Платона и др. авторов. В своем произведении “0 не сущем, или О природе” Г., опираясь на элеатов, выдвигает три положения: нечто не существует; если бы нечто и существовало, то оно было бы непознаваемо; если бы нечто и было познаваемо, то познанное невыразимо. ГОСПОДСТВО — институциональная форма проявления особого вида власти, связанная с угнетением и сопровождаемая разделением классов, социальных групп и индивидов на господствующих и подчиненных и соответствующей иерархией. Власть только в особых условиях приобретает специфические черты Г. Г. нельзя рассматривать вне социально-классовой структуры об-ва, а последнюю — вне отношений Г. и подчинения. В трактовке понятия “Г.” зап. философами, социологами выделяются два гл. направления. Первое рассматривает Г. и подчинение как имманентно присущее природе человека. Сторонники второго направления считают, что Г. возникает вместе с разделением труда и является не только неизбежным следствием развития цивилизации, но и сущностью совр. исторического процесса. Нынешнее об-во, по их мнению, есть не что иное, как совокупность отношений Г. (Адорно. Хабермас, М. Фуко). В случае нарушения социалистической законности, деформации политической системы элементы Г. (напр. культ личности) могут возникать и в социалистическом об-ве. Рецидивы Г. преодолеваются в ходе формирования и упрочения социалистического правового государства, гласности, демократизации, обновления всех сторон жизни об-ва. ГОСУДАРСТВО — осн. институт политической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной структуры: в классово-антагонистических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников. Тип Г. определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит, в конечном счете — экономическим базисом данного об-ва. Истории известны следующие осн. социально-классовые типы Г.: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. На этапах перехода от одной формации к др. существовали и существуют Г. исторически переходного типа. В совр. мире имеются два осн. типа Г.: капиталистические и социалистические, а также большая группа молодых Г. в развивающихся странах, к-рые придерживаются либо капиталистической, либо социалистической ориентации. Г. различаются по формам правления и устройства осн. институтов политической власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления таким источником государственной власти является одно лицо — монарх. При республиканской форме по закону источником власти является народное большинство. С т. зр. государственного устройства Г. подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения). Важное значение имеет различение Г. с т. зр. существующего в них политического режима. Осн. функции совр. Г. принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений и т. п. Внешние функции составляют: защита интересов данного Г. в его взаимоотношениях с др. Г. на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении др. Г. (агрессивные Г.); развитие нормальных отношений с др. Г., развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования Г. с различным социальным строем. На совр. этапе стратегическая линия развития политической системы социалистического об-ва — создание и развитие социалистического правового государства. В правовом Г. особое значение приобретает принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной), разделение функций и полномочий советских и государственных органов управления разных уровней (союзных, республиканских, местных), обеспечение законности и правопорядка, все более полное осуществление социалистического самоуправления народа на основе активного и действенного участия трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни. В настоящее время в СССР развиваются парламентские формы государственного устройства с президентской системой правления. Г. не будет существовать вечно. В будущем оно уступит место коммунистическому общественному самоуправлению. С т. зр. внутренних условий экономические предпосылки отмирания Г. заключаются в высоком развитии производительных сил, осуществлении принципа коммунизма “От каждого — по способностям, каждому — по потребностям”. Процесс отмирания Г. зависит также и от внешних условий. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в об-ве: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д. Г. о.— сфера самопроявления свободных" граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организации со стороны государственной власти. Становление концепции Г. о. относится к 2-й пол. 18 — началу 19 в. Философия Просвещения, нем. классическая философия, в трудах представителей к-рых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и Г. о. (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и Г. о. государству (особенно отчетливо это выражено в философии права Гегеля). Философия и социология марксизма, продолжив традиции предшествующей философской и общественно-политической мысли, напротив, утверждает приоритет Г. о. над государством и в его расширении, полном раскрепощении видит одну из важнейших предпосылок и задач полного преодоления отчуждения человека, обеспечения условий его гармоничного развития. Однако в конкретных исторических условиях России послеоктябрьского периода взаимоотношения Г. о. и социалистического государства были существенно деформированы — государство взяло на себя не только собственные функции, но и функции жесткого административного контроля и регулирования сферы самодеятельного творчества граждан и деятельности их добровольных ассоциаций и объединений и тем самым как бы “поглотило” Г. о. Идущая в нашем об-ве перестройка преследует цель полнее раскрыть потенциальные возможности социалистического строя, что предполагает осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и об-вом. Это означает, что в процессе перестройки в стране должны быть созданы различные институты Г. о.; постепенно будет ограничено государственное вмешательство в экономическую и социо-культурную жизнь. Функции государства по мере укрепления Г. о. будут сведены к необходимому минимуму. Оно займет соответствующее при гуманном, демократическом социализме место — быть функцией об-ва под надежным его контролем. Гл. политическая задача перестройки — достижение полного контроля Г. о. над государством. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Основные методы гипнотизирования. Быстрый гипноз... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|