Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Реклама на сайте:
» Советы и рекомендации астральным путешественникам... |
ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА
ДЕМБОВСКИЙ Эдвард (1822— 46) — польский философ, вождь революционно-демократической группы в краковском восстании 1846, интернационалист. О поддержке его группы Маркс и Энгельс писали в “Манифесте Коммунистической партии”. В философии Д. продолжил прогрессивные традиции польских просветителей конца 18 в. Г. Коллонтая, С. Сташица и революционных романтиков 20—30-х гг. 19 в. Сначала находился под влиянием младогегельянцев. Затем, преодолевая идеализм и подвергнув критике метафизичность фр. материалистов 18 в., Д. пришел к идее “философии творчества”, или “философии будущего”, тесно связанной с жизненной практикой и выражающей интересы “простого народа”. Он считал, что диалектика должна обосновать идею свержения крестьянами помещичьего гнета и установления коммунистического строя. С этих позиций Д. подверг критике Гегеля за “примирение с существующим злом”, за попытку поставить новое на службу старому. Д. был атеистом, разоблачал религию и католическую церковь как оружие феодальной реакции. Во взглядах на об-во Д. оставался идеалистом; не приняв натурализма Фейербаха, считал движущей силой истории человеческий разум. Его наиболее яркое произв.— “Несколько мыслей об эклектизме” (1843). ДЕМИУРГ (греч. demiurgos, дословно — мастер, ремесленник, в переносном смысле — создатель, творец) — в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников — творец мира, создатель вселенной; одно из определений божества. ДЕМОГРАФИЯ (греч. demos — народ и grapho — пишу; народописание) — наука о народонаселении, его структуре (половозрастной, профессиональной, региональной, этнической) и динамике (рождаемость, смертность, миграции и т. д.). Количественные характеристики демографических процессов представляют собой показатели, в к-рых в обобщенном виде проявляется действие множества факторов: биологических, социальных, культурных, этических, этнических, социально-психологических и т. д. Марксизм подчеркивает ведущую роль экономических отношений, способа производства; Маркс указывает, что “при различных общественных способах производства существуют различные законы возрастания населения и перенаселения...” (Т. 46. Ч. II. С. 101). Вместе с тем здесь имеет место и обратное влияние, поскольку народонаселение выступает в качестве субъекта производства, а также в качестве субъекта потребления. Интенсивный рост народонаселения Земли, как глобальная проблема современности, во мн. связан со снижением смертности (особенно детской) в развивающихся странах вследствие развития медицины и здравоохранения, улучшения- гигиенических условий. Он происходит на фоне сохранения традиционных жизненных укладов, затрудняющих как внутрисемейное регулирование рождаемости, так и эффективную работу населения в сфере промышленности и т. д. Вместе с тем в нек-рых развитых странах складывается такая демографическая ситуация, когда относительно низкие уровни рождаемости и смертности приводят к постарению населения и к уменьшению доли населения, способного к производительному труду. Все это ставит задачу разработки и осуществления соответствующей демографической политики, к-рая должна включать комплекс медицинских и экономических мероприятий, учитывать широкий круг социальных и культурных аспектов проблемы, поскольку темпы роста населения существенно влияют на экономику, социальную структуру, территориальное размещение рабочей силы, на экологическую ситуацию, условия жизни и самочувствие людей и т. д. Подвергая критике мальтузианские (Мальтузианство) и неомальтузианские концепции, рассматривающие проблему народонаселения вне связи с социально-экономическими условиями, марксизм исходит из того, что в самом процессе общественного развития складываются и необходимые предпосылки для решения демографических проблем. Этому соответствует общая тенденция исторического развития демографических процессов, состоящая в смене стихийных форм демографического поведения на уровне как об-ва, так и отдельной семьи сознательными механизмами демографической регуляции. Уже сегодня в ряде стран имеется опыт рационального и гуманного решения демографических проблем. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (ГУМАННЫЙ) СОЦИАЛИЗМ.— 1. Модель (тип) социалистической организации общественном жизни, формирующаяся в СССР в процессе осуществления перестройки и противопоставляемая авторитарно-бюрократической системе. Эта модель является возрождением ленинской концепции социализма на новой основе, с учетом опыта мирового развития и совр. условий. Д. с.— это гуманный социализм, в к-ром человек поставлен в центр общественного развития; это об-во эффективной и динамичной экономики, удовлетворяющей потребности членов об-ва; это строй социальной справедливости, высокой культуры и морали, народовластия и самоуправления, строй равенства всех наций и народностей; это строй, природе к-рого отвечают мир и демократизм в международных отношениях. 2. Официальная идеология совр. с.-д. и социалистических партий, провозглашенная в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистического интернационала — “Цели и задачи демократического социализма” — и нередко противопоставляемая идеологии марксизма-ленинизма (по крайней мере в той ее форме, к-рая была господствующей в те годы). Теоретические корни Д. с. восходят к неокантианству с его проповедью этического социализма. По этой концепции социализм не закономерный продукт естествеиноисторического развития; он — нравственный идеал, равно доступный представителям всех слоев об-ва. Следовательно, проблема социалистического преобразования об-ва — это гл. обр. моральная проблема, проблема перевоспитания и воспитания людей в духе социализма. Социализм возникает только в результате суммы социальных и особенно культурно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в рамках буржуазного государства. Эти положения нашли отражение в программных документах партий Социалистического интернационала, к-рые сегодня во многом переосмысливаются нами. Находятся мн. объединяющие идеи и позиции, ведущие к установлению новых отношений. ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos-народ и kratos — власть) — 1. Форма государственно-политического устройства, к-рой присущи следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни, выборность осн. органов власти, верховенство закона. Возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с появлением государства. Ее конкретно-исторические формы генетически обусловлены способом производства и спецификой социально-политической жизни об-ва; она “служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества” (Ленин В. И. Т. 42. С. 276). Каждая последующая ступень развития об-ва предоставляет большие возможности для реализации демократических прав и свобод и вместе с тем создает известные ограничения для полного воплощения принципов Д. Существуя в условиях разделения об-ва на классы, Д. неизбежно носит классовый характер и служит реализации господства того класса, в руках к-рого находятся средства производства и политическая власть. Д. зачастую становилась формой диктатуры господствующего класса. 2. В широком смысле слова Д.— форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма (понимаемого и как отдельный социальный институт, и как определенная сфера общественной жизни), основанная на принципах равного права всех членов об-ва (организации, коллектива) принимать участие в управлении им. выборности руководящих органов, их подотчетности выборщикам. В этом смысле Д. существует не только в политической сфере, но и в др. сферах общественной жизни — в экономике (производственная Д.), в деятельности общественных организаций, не входящих в политическую систему об-ва. Различают непосредственную и представительную Д. При первой осн. решения принимаются самими избирателями (на народных собраниях, путем референдумов), при второй — выборными учреждениями (напр., парламентами). В условиях перестройки на основе восстановления и развития ленинской концепции взаимосвязи Д. и социализма должно произойти коренное изменение всей системы общественных отношений, преодолено отчуждение трудящихся от собственности, от самого процесса труда, управления и духовных ценностей. Этому призвана служить политическая реформа, осн. цель к-рой — радикальная демократизация всей политической системы, утверждение социалистического самоуправления народа, т. е. власти трудящихся, действующей в их интересах и осуществляемой ими же самими. Обновление социализма требует нового видения Д. и серьезных усилий по реализации ее потенциала не только в политической, но и в др. областях общественной жизни. В центре этих усилий — повышение роли личности в об-ве, превращение каждого труженика в реального собственника средств производства, жизненно заинтересованного в эффективной и качественной работе, в выработке и выполнении управленческих решений, в контроле за деятельностью руководителей. Этим же целям соответствуют и новая концепция централизма, и курс на повышение роли Советов, трудовых коллективов и общественных организаций,четкое разграничение прав и функций государственных органов разного уровня, укрепление правопорядка, формирование социалистического правового государства. На подъем творческой активности масс и перестройку общественного сознания направлено развитие гласности, критики и самокритики,требование безусловного учета общественного мнения при выработке решений и др. форм демократизации духовной жизни. ДЕМОКРИТ из Абдер (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, ученик Левкиппа, первый энциклопедический ум среди греков (Маркс). Ленин считал Д. наиболее ярким выразителем материализма в древности. Д.— один из основателей атомистики. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. При этом атомы, т. е. неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Др. свойства, такие, как звук, цвет, вкус и т. д., атомам не присущи, а существуют лишь условно, “не по природе самих вещей”. В этом взгляде уже имеются зародыши учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов вечно движется в бесконечной пустоте; перемещаясь в разных направлениях, они иногда сталкиваются друг с другом, образуя вихри атомов. Так происходит бесконечное множество “рождающихся и умирающих” миров, к-рые не сотворены богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости. Отождествляя причинность с необходимостью, Д. отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. В теории познания он исходит из предположения, что от тел истекают, отделяются тонкие оболочки (“идолы” — образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие — осн. источник познания, но оно дает лишь “темное” знание о предметах; над этим знанием возвышается др., “светлое”, более тонкое — знание посредством разума, ведущее к познанию сущности мира: атомов и пустоты. Этим Д. ставил проблему соотношения чувств и разума в познании. По своим политическим взглядам Д. был представителем античной демократии, противником рабовладельческой аристократии. Продолжателями материализма Д. были Эпикур и Лукреций Кар. ДЕНОТАТ И ДЕСИГНАТ—cм. Имя. ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon — долг и logos — учение, слово) — раздел этической теории, в к-ром рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен Бен-тамом, к-рый употребил его для обозначения учения о морали в целом. Впоследствии Д. стали отличать от этической аксиологш — теории добра и зла, моральных ценностей вообще. Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем к-рого нравственность выражает требования социальных законов, в т. ч. потребностей об-ва и человека, принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. Эти формы и их соотношение и изучает Д. В противоположность мн. теориям (интуитивизм и др.), отрывающим сферу долженствования от ценности, марксистская этика устанавливает их тесную связь, рассматривая их как две стороны одного и того же морального отношения. Поэтому она считает Д. не особой теоретической дисциплиной или самостоятельной сферой этики, а лишь определенной областью этического исследования, обладающей нек-рыми специфическими задачами. В более узком смысле Д. называют профессиональную этику медиков, к-рая имеет целью повышение эффективности лечения с помощью приемов психотерапии, соблюдения врачебного этикета и т. п. ДЕСКРИПЦИЯ (лат. descriptio— описание) — логическая (языковая) конструкция, представляющая собой описание единичного предмета с помощью общих понятий (выражений) и заменяющая его собственное или нарицательное имя. Используется в формальных системах (Формализация), разного рода исчислениях. ДЕСНИЦКИИ Семен Ефимович (1740—89)—рус. просветитель, первый рус. профессор права Московского ун-та, член Российской Академии. Учился в Москве, Петербурге и Глазго (Англия), где защитил магистерскую и докторскую диссертации. Деятельность его имела антикрепостническую направленность, что проявилось в проекте реформ, адресованном им комиссии по составлению нового уложения. В воззрениях на происхождение общественных форм, семьи и собственности стоял на позициях историзма; выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого об-ва: звероловство, скотоводство, или пастушество, хлебопашество и “коммерческое состояние”. Философские взгляды Д. изложены в произв.: “Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции...” (1768), “Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения...” (1781), “Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов...” (1775) и др. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare—определять) — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д. наз. учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности. Для И. характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме— отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии с уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая т. зр. была сформулирована Лапласом (отсюда др. наименование механического Д.—лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый т. обр. Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский Д. не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе И. (выводы о “свободе воли” электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Сложный тип системных взаимодействий в живой природе фиксируется в понятии органического Д., являющегося частным случаем диа-лектико-материалистического Д. Борьба Д. и и., никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась как в естествознании, так и особенно в сфере изучения общественных явлений. Совр. немарксистские теории широко пропагандируют И. в социологии. В тех же случаях, когда зап. социологи не отвергают Д. как таковой, он принимает у них грубо-вульгарные формы (биологические теории общественного развития, вульгарный техницизм и др.). Лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный Д. в социальных исследованиях. ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio — определение) — краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия — его содержание и границы. Различают Д. остензив-ные (характеризуют способ обнаружения данного предмета); номинальные (они разъясняют значение слова и указывают границы его употребления); реальные (характеризуют сущность определяемого предмета); дескриптивные (описывают предмет Д. наглядно и по возможности всесторонне); генетические (указывают на происхождение предмета и способ его образования); конкретные (соотносят определяемый предмет с его противоположностью, желательно диалектической) и др. ДЕШАН Леже Мари (1716—74) — философ-материалист, монах-бенедиктинец. Его гл. работа “Истина, или Истинная система” впервые увидела свет в рус. переводе (1930). Философские взгляды Д. характеризуются сочетанием рационалистических тенденций, близких спинозизму, и своеобразных диалектических идей. Осн. понятие его системы — “универсальное целое” как единство всех физических тел; оно представляет собой сверхчувственную сущность и доступно лишь разуму, а не чувствам. Утверждая, что понятие бога создано людьми, Д. считал атеизм достоянием узкого круга просветителей. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. В философии— специфически-человеческий способ отношения к миру — “предметная деятельность” (Маркс); представляет собой процесс, в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей Д. Именно материально-преобразующей предметной Д., труду обязан человек как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В Д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе н особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят в самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс: они, по словам Маркса, создают “новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности н новый язык” (Т. 46. Ч. I. С. 484). Т. обр., Д. как целостный процесс тесно связана с общением. В своей сути Д. и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя др. людям и поколениям. Исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. Д. есть единство опредмечивания и рас-предмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Д. людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический. характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности. Законы, истории существуют и проявляются только в Д., хотя при разделении труда и его отчуждении в классовом об-ве они выступают как управляющие поведением людей “извне”, в форме господства над ними отчужденных сил. Д. человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойств др. предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное. Как теоретическая Д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты Д. В этой связи теоретическая Д. .есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складывается иллюзия, будто “чисто практические” и “чисто теоретические” функции сами по себе суть Д. Лишь при коммунизме Д. становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни, философская категория предметной Д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. В психологии — понятие,характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая Д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической Д. Первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном (Инстинкт) приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой Д. является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный- характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая Д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством “умственных действий”, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. Внутренняя Д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм Д. человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов Д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической Д. ДЖАЙНИЗМ одна из неортодоксальных систем инд. философии и религии, возникшая около 6 в. до н. э. Д.— это система онтологического плюрализма. В ее основе лежит учение о тат-твах — сущностях, являющихся исходным материалом, из к-рого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из к-рой строится знание. Две гл. таттвы—это джива (душа), осн. свойство к-рой сознание, и аджива (все, не являющееся душой). Материя в Д.— одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости,звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, т. наз. “кармическая материя”, обусловливающая связь души с телом. Единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, все-проникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в к-ром она живет. Этика Д. опирается на учение о непричинении зла (ахимса) живому существу. Философская система Д. лежит в основе джай-нистской религии, основателем к-рой считается мудрец (тиртханкар) Маха-вира (или Джина), живший в 9—8 вв. до н. э. Культ Д. включает в себя поклонение Махавире и др. тиртханкарам. ДЖЕМС Уильям (1842—1910) — амер. психолог и философ-идеалист, крупнейший представитель прагматизма. Проф. Гарвардского ун-та (США) (1889—1907). Сознавая несостоятельность метафизического метода, свойственного рационализму, Д. противопоставляет ему не диалектику, а иррационализм. В анализе психики, к-рую Д. рассматривал как “поток сознания”, подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. Заменяя объективное понятие истины прагматическим принципом полезного действия, соответствия интересам, Д. признавал существование верований, недоступных доказательству и научному обоснованию. “Радикальный эмпиризм” Д. есть на деле субъективистское сведение реальности к “чистому опыту”, к сознанию, а его “нейтральный монизм” рассматривает материальное и духовное как два различных аспекта того же “опыта”. Д. активно участвовал в созданной им в Нью-Йорке специальной организации по “изучению” мистического “опыта”. Историю философии рассматривал как манифестацию различных темпераментов и субъективных установок мыслителей. Осн. соч: “Принципы психологии” (1890), “Многообразие религиозного опыта” (1902), “Прагматизм” (1907). ДЖЕНТИЛЕ Джованни (1875— 1944) — итал. философ и политик. Проф. Римского ун-та; министр просвещения в правительстве Муссолини. В работе “Философия Маркса” (1899) выступил с критикой марксизма. Д. также подверг пересмотру учение Гегеля и создал систему “актуализма” — субъективно- идеалистическую разновидность неогегельянства. Все сущее, по Д.,— результат движения мыслящей мысли, к-рая всегда актуальна, активна; ее творчество не связано условиями пространства и времени. Порождаемая ею материя мертва, инертна, хотя и находится в единстве с мыслью. Чтобы избежать солипсизма, Д. вводит понятие универсального “я”. Реальность не тождественна идеям индивидуального сознания, а есть чистое мышление сверхличного трасцендентального начала во вселенной, преодолевающего в процессе становления все противоположности. В своих социально-политических взглядах Д. эволюционировал от либерализма к фашизму: выступил апологетом тоталитарного государства как воплощения нравственного духа, призывал к тотальному подчинению личности государству. Осн. соч.— “Реформа гегелевской диалектики” (1913). ДЗЭН-БУДДИЗМ — одно из направлений буддизма. Возник в Китае в 6 в., наибольшее распространение получил в Японии. Основу Д.-б. составляет представление о единстве Будды и всех существ и учение о естественном “пути” — дао, к-рый выше всех теоретических методов. В отличие от др. школ Д.-б. проповедует “мгновенное просветление”, постижение истины — са-тори. Иррационализм и интуитивизм Д.-б., его экзотическая обрядность привлекают западноевропейских и амер. философов, особенно в последние десятилетия. ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, об-ва, человека и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин “Д.”. Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались: I) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, к-рый подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах “Софист” и “Парменид” обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое “иное”. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального об-ва — в схоластике — Д. стали называть формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей” выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство ме-тафизики, Декарт и Спиноза (первый — в своей космогонии, второй — в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того,— противоречия в общественном сознании (“Племянник Рамо”). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классический идеализм, к-рый в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, к-рый указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел — впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях”. Однако Д. разума, по Канту,— иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позже в теории познания (в “На-укоучении”) Фихте развил “антитетический” метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д. Гегеля. Гегель “впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 23). В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть, согласно Гегелю, “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...”. Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу к-рого передовые мыслители (рус. и нек-рые др. революционные демократы) видели в Д. Гегеля “алгебру революции” (Герцен) . Научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, об-ве и мышлении. Материалистическая Д.— это глубокое, свободное от односторои-ностей учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой практической деятельности, об-ва и культуры. Наконец, это учение об историческом развитии познания (Теория познания). Гл. категорией материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание относительно исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает Д. от. всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов. Абсолютизация любой черты, стороны, закона Д. ведет к метафизическому ее искажению. Материалистическая Д. является философской теорией бытия и человека и средством критически-революционного преобразования деятельности, а также методом познания. Маркс особо подчеркивал революционно-критическую сущность Д., ибо в понимание существующего она вкладывает необходимость его отрицания. Д. оказывается поэтому наиболее адекватным средством преодоления застойных ситуаций, где бы они ни возникали. Она является той философской концепцией, к-рая в наибольшей степени соответствует проходящим ныне революционным изменениям в социальном мире, а также в науке и технике. Значение Д. особенно наглядно выразилось в связи с формированием и развитием нового мышления (см. также Диалектическая логика) . “ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ” — не законченное произв. Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Состоит из ряда записей (1873—86), посвященных разработке важнейших проблем диалектики естествознания. Энгельс считал, что материалистическая философия должна основываться на обобщении важнейших результатов не только общественных, но и естественных наук и что, в свою очередь, естественные науки могут плодотворно развиваться на основе диалектического материализма. В “Д. п.” содержится глубокое исследование истории и важнейших вопросов естествознания, дана критика механицизма, метафизического метода, а также идеалистических и агностических концепций в естествознании. Глубокий знаток совр. ему науки, Энгельс показал, как метафизическое воззрение на природу взрывается изнутри самим развитием науки и принуждено уступить место диалектическому методу и как естествоиспытатели все более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому. Энгельс развил диалектико-материа-листическое учение о формах движения материи: в соответствии с этим он разработал принципы классификации естественных наук, предложил .свою конкретную классификацию, к-рую положил в основу “Д. п.”. Энгельс подверг подробному исследованию законы развития естествознания, вскрыл их диалектический характер. Показывая смысл закона сохранения и превращения энергии, Энгельс рассмотрел второй принцип термодинамики и вскрыл ложность вывода, будто в будущем наступит тепловая смерть вселенной. Энгельс подверг глубокому анализу учение Дарвина о происхождении видов, показал, что гл. его содержание—теория развития— полностью согласуется с материалистической диалектикой. Большое внимание Энгельс уделил разработке вопроса о роли труда в становлении человека. Он также показал, как математические понятия и операции отражают отношения вешен и процессов в самой природе, имея в ней свои реальные прообразы, отметил, что введение переменной величины означает проникновение диалектики в математику. В “Д. п.” Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости, вскрыв ошибочность как механистического, так и идеалистического взглядов, и на материале дарвиновского учения показал, как само естествознание конкретизирует соответствующие положения диалектики. Отдельные частности в “Д. п.”, касающиеся специальных вопросов естествознания, в связи с прогрессом' науки не могли не устареть, но диалектико-мате-риалистический подход Энгельса к анализу вопросов естествознания и их философскому обобщению сохранил свое значение и в совр. условиях. Мн. положения “Д. п.” предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия. Эта работа является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА— наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания. Д. л. в своем научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако ее элементы имели место уже в древн., особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода формальная логика считалась единственным учением о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания и философской мысли начинает осознаваться ее недостаточность, необходимость учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в нем. классической философии. Так, Кант проводил различие между обшей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке Д. л. принадлежит Гегелю, давшему ее первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир. Марксистское учение о Д. л. вобрало в себя все ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Д. л. не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить ее границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если задача формальной логики связана с изучением правил развертывания готового содержания знания, то задача Д. л.— исследование законов генезиса и развития познавательного содержания, перехода его от одного уровня к др. Ленин обращал внимание на то, что в марксизме диалектика, логика и теория познания находятся в глубоком единстве, а в определенном смысле даже совпадают друг с другом. Поэтому две проблемы, решаемые в Д. л., взаимосвязаны: 1) исследование того, как в понятиях выразить диалектику действительности; 2) изучение развития самого познания, мышления. С решением первой проблемы связано прежде всего изучение вопроса о выражении диалектических противоречий в логике понятий. Д. л. не отождествляет реальных диалектических и логических противоречий, так же как не смешивает формально-логических противоречий с диа-лектико-логическими, являющимися необходимой формой развития мысли. Вопрос о последних связан с вопросами об антиномиях и парадоксах познания. Д. л. формулирует ряд общих принципов, относящихся как к развитию познания в целом, так и к развертыванию отдельных более или менее законченных научных теорий. Это, напр., такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического, единства анализа и синтеза. Особенность Д. л. состоит в том, что она не пытается формулировать какую-то абсолютную, замкнутую, не способную к развитию модель познавательного процесса, а показывает ограниченный характер всех таких моделей, их обусловленность конкретным этапом развития познания, культуры, социально-практической деятельности. Д. л. строится и развивается как философское обобщение истории развития человеческого познания. По мн. вопросам Д. л. философы-марксисты ведут споры. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука. Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3. |
» Приворот, сильные привороты... «Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука» |
|