Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука
Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука


Реклама на сайте:

эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

» Магия дыхания и питания. Экстрасенсорика...
» Эзотерическая Энциклопедия и словарь санскрита и Йоги...
» ТЕЛЕПАТИЧЕСКАЯ способность в Астрале...
» Слои Ауры, описание ауры. Значение семи слоев Ауры...
» Гороскоп сексуальной совместимости. Астрология любви...

Астрал

эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА

ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) (конец 5—1-я половина 6 в.) — армянский философ, представитель неоплатонизма. Развивая наследие античной философии (Платон. Аристотель, неоплатоник Порфирий (ок. 233—ок. 304) и др.), создал систему логики, высказал ряд идей в области астрономии и математики, выступал против скептицизма и релятивизма. Рассматривая философию поочередно как науку о сущем, науку о божественных и человеческих вещах, как размышления о смерти, “подражание богу, совершаемое в меру сил человеческих”, как искусство искусств и науку наук и как любовь к мудрости, Д. А. считал ее целью освобождение души из “темницы” тела, достижение духовного совершенства. Соч.: “Определения философии”, “Анализ “Введения” Порфирия” и др.

ДАВЫДОВ Иван Иванович (1794— 1863) — рус. философ-идеалист и филолог. Окончил Московский ун-т, где и преподавал в 1822—47. В ранний период деятельности эклектически сочетал идеи сенсуализма и шеллингианского идеализма, что нашло отражение в его “Начальных основаниях логики...” (1819—20); шеллингианско-идеалистической была и его “Вступительная речь о возможности философии как науки” (1826). В статье “Возможна ли у нас германская философия” (1841) Д. критиковал справа философию Гегеля и давал славянофильское (Славянофилы) истолкование идеи национальной самобытности рус. философского развития.

ДАЙ ЧЖЕНЬ (1723—77)—кит. философ-материалист. Отвечая на вопрос о взаимоотношении двух осн. понятий неоконфуцианской натурфилософии — идеального ли и материального ци, Д. Ч. заявлял, что ци первично, а ли вторично. Мир находится в постоянном процессе становления и развития. Движение он объяснял взаимодействием противоположных сил: положительного ян и отрицательного инь (Инь и ян). Их действие вечно, неуничтожимо и неотделимо от природы. Все явления и вещи подчинены естественной необходимости. Признавая основой познания ощущения, Д. Ч. отрицал существование “врожденного” знания, говорил о необходимости опытной проверки общих выводов. В своих общественно-политических взглядах высказал положение о том, что освобождение народа зависит от развития просвещения и нравственного самоусовершенствования личности.

Д’АЛАМБЕР Жан Лерон (1717— 83) — один из представителей фр. Просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Д. был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д., мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Т. обр., Д. стоял на дуалистических позициях. В противоположность др. фр. просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д. признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д. была дана в работах Дидро. Осн. соч.—”Элементы философии” (1759).

ДАЛЬТОН Джон (1766—1844) — англ. химик и физик. Открытия Д. способствовали превращению атомистики из натурфилософской догадки в естественнонаучную теорию, укрепляли позиции материализма в естествознании. Энгельс назвал Д. отцом совр. химии.

ДАО — одна из важнейших категорий в кит. классической философии. Первоначально Д. означало “путь”, “дорогу”. Впоследствии понятие “Д.” было применено в философии для обозначения “пути” природы, ее закономерности. Вместе с тем Д. приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие “этическая норма” (даодэ). В мышлении Д. означает “логику”, “резон”, “аргумент” (дао-ли). Содержание понятия “Д.” изменялось вместе с развитием кит. философии. У философов-материалистов (Лаоцзы, Сюньцзы, Ван Чун и др.) Д. рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность. У идеалистов Д. трактуется как “идеальное начало”, “истинное небытие” (Ван Би и др.), как “божественный путь” (Дун Чжуншу и др.).

ДАОСИЗМ — учение о дао, или “пути” (вещей), возникло в Китае в 6—5 вв. до н. э. Основоположником Д. считается Лаоцзы (6—5 вв. до н. э.) — древ-некит. философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью; в эпоху Тан (7—9 вв.) был канонизирован как святой. Его осн. идеи изложены в книге “Дао дэ цзин”. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному “пути”— дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следовать естественности вещей, отказаться от мудрствования. Д. выступал против господства и угнетения, призывал вернуться к традициям общинной жизни. Видными сторонниками Д. были Ян Чжу. Инь Вэнь, Чжуанцзы, жившие в 4—3 вв. до н. э. Соблюдение естественных законов (дао) жизни” согласно Ян Чжу, позволяет человеку “сохранить свою природу в целости”, а по словам Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истины. Последний считал, что душа человека состоит из тончайших материальных частиц — цзин ци, к-рые приходят и уходят в зависимости от “чистоты” или “засоренности” нашего органа мышления (синь). Чжуанцзы назвал мышление “зеркалом неба и земли”. В качестве предмета познания он выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и изменчивого. Однако Чжуанцзы стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении, к обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории “недеяния”, ставшей одним из идейных источников формирования религии Д. на рубеже н. э. (философию Д. следует отличать от Д. как вероучения).

ДАРВИН Чарлз Роберт (1809— 82) — англ. естествоиспытатель, создатель научной эволюционной теории. Обобщив данные совр. ему биологии и сельскохозяйственной практики, а также фактический материал, собранный во время кругосветного путешествия (1831—36), пришел к выводу об эволюционном развитии живой природы в результате естественного отбора. В работе “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благо-приятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859) изложил осн. положения своей теории. В книге “Прирученные животные и возделываемые растения” (1868) Д. объяснил возникновение домашних животных и культурных растений путем искусственного отбора. В труде “Происхождение человека и половой отбор” (1871) дал естественнонаучное объяснение происхождению человека от животных предков. Однако социальные причины, определившие выделение человека из животного мира,— роль труда, общественного сознания не были вскрыты Д. Учение Д. получило признание в результате длительной и острой борьбы с противниками теории эволюции, клерикалами и идеалистами. Теория Д. принадлежит к числу выдающихся естественнонаучных открытий 19 в., послуживших одной из естественнонаучных предпосылок возникновения диалектического материализма. В совр. условиях теория Д., сохраняя свое общеметодологическое и мировоззренческое значение в целом, развивается и модифицируется под влиянием фактического и теоретического материала генетики (молекулярной и популяционнои), биокибернетики и др. дисциплин.

ДАЯНАНДА Мульшанкар (псевдоним — Сарасвати) (1824—83) — инд. философ-идеалист, религиозный реформатор. В 1875 основал в Бомбее “Арья самадж” (об-во ариев), ставящее своей целью “возврат к ведам”, возрождение древн. религии ариев. Д. выступал против идолопоклонства, многобожия, засилья жрецов, суеверий, ретроградных обычаев и т. д., стремясь “очистить” индуизм от средневековых наслоений. Религиозное реформаторство сочеталось у Д. с просветительскими идеями. Защищая необходимость всеобщего естественнонаучного образования, он в то же время пытался представить ре-. зультаты науки в виде развития положений вед. В философии Д. выступал как последователь двайтаведанты Мадхвы, пытаясь на основе положений последней “примирить” все 6 “ортодоксальных” философских систем древности. Высказывался за независимое национальное развитие Индии.

ДВИЖЕНИЕ — важнейший атрибут, способ существования материи. Д. включает в себя все происходящие в природе и об-ве процессы. В самом общем виде Д.— это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без Д., так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Т. обр., Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах (Формы движения материи). В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы Д. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с др. телами через электромагнитное и гравитационное поля и изменяется при этом. Теория относительности (Относительности теория) указывает, что с увеличением скорости Д. происходит возрастание массы тел, уменьшаются по направлению Д. линейные размеры, замедляется ритм процессов в телах. При околосветовых скоростях электроны и др. частицы способны интенсивно излучать кванты электромагнитного поля по направлению Д. (т. наз. “светящийся” электрон). Всякое Д. включает в себя взаимодействие различных форм Д. и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Д. материи выступает как процесс взаимодействия (“борьбы”) различных противоположностей, составляющих внутреннее содержание различных изменений,, причину смены конкретных качественных состояний. Так, электромагнитное, гравитационное и ядерное Д. основано на единстве противоположных процессов излучения и поглощения микрообъектами квантов электромагнитного, гравитационного и ядерного полей, химическое Д. включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов; жизненные процессы основаны на единстве ассимиляции и диссимиляции веществ, возбуждения и торможения нервных клеток и т. д. Бесконечное самодвижение материи в космосе выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в конечном счете к возникновению звезд, галактик и др. форм материи. Д. охватывает также и все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденции изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условии. Формы развития материи могут быть весьма многообразными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм движения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. д. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм Д. материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает, напротив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее Д. По сравнению с развитием Д. является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в т. ч. внешнее и случайное, не соответствующее внутренним законам системы.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА — существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, к политическому насилию, усматривают их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных или иррациональных силах, в механической комбинации различных факторов. Классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных Д. с. в развитии об-ва по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. К Д. с. р. о. относятся общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные — на материально-экономические, социальные, политические и духовные, объективные и субъективные.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или двойная истина) — термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникшее в эпоху средневековья и направленное на утверждение автономии науки, разума от религии. Отчетливое выражение оно получило в арабской философии. Так, Ибн Рушд считал, что в философии имеются истины, неприемлемые для богословия, и наоборот. Это учение развивали представители аверроизма, номинализма (Дунс Скот, Уильям Oic-ком), в эпоху Возрождения — Пьетро Помпонацци и др.

ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД—способ построения научных теории, специфической особенностью к-рого является применение дедуктивной техники вывода (Дедукция). В философии имелись попытки проведения резкой грани между ,Д. м. и др. методами (напр., индуктивным), истолкования дедуктивного рассуждения как внеопытного и чрезмерного преувеличения роли дедукции в науке. В действительности дедукция и индукция неразрывно связаны между собой, и структура дедуктивного рассуждения обусловлена многовековой практически-познавательной деятельностью человека. Д. м.— один из возможных методов построения научного знания. Он применяется, как правило, после того, как накоплен и теоретически истолкован эмпирический материал для цели систематизации его, более строгого и последовательного выведения всех следствий из него и т. д. При этом получается и новое знание — в виде множества следствий дедуктивной теории и как совокупность возможных интерпретаций дедуктивно построенной теории. Общая схема организации дедуктивных систем (теорий) включает: 1) исходный базис, т. е. совокупность исходных терминов и утверждений; 2) используемые логические средства (правила вывода и определения); 3) совокупность утверждений (предложений), получаемых из (1) путем применения (2). При исследовании таких теорий анализу подвергаются взаимоотношения между отдельными их компонентами, абстрагированными от генезиса и развития знания. Поэтому их целесообразно рассматривать как своеобразные формализованные языки, к-рые можно анализировать либо в синтаксическом (когда изучается соотношение между входящими в язык знаками и выражениями вне учета их внеязыкового значения), либо в семантическом (когда взаимоотношения знаков и выражений системы рассматривают с т. зр. их значения) аспектах. Дедуктивные системы подразделяются на аксиоматические (Аксиоматический метод) и конструктивные (Конструктивный метод). Д. м. при использовании его в знании, основанном на опыте и эксперименте, выступает как гипотети-ко-дедуктивный метод. Анализ дедуктивного способа построения научного знания начался уже в античной философии (Платон, Аристотель, Евклид. стоики), много места занимал в философии нового времени (Декарт, Пас~-каль, Спиноза, Лейбниц и др.), но полно и четко принципы дедуктивной орга^ низации знания были сформулированы лишь в конце 19 — начале 20 в. (при этом широко использовался аппарат математической логики). Вплоть до начала 20 в. Д. м. применялся в осн. в сфере математики и логики. В 20 в. широкое распространение получили попытки дедуктивного (в частности, аксиоматического) построения также мн. нематематических дисциплин — отдельных разделов физики, биологии, лингвистики, социологии и др.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio — выведение) — один из осн. способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Д. в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких др. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствия содержатся в посылках в скрытом виде, и они должны быть извлечены из них в результате применения методов логического анализа. Совр. понятие о Д. является далеко идущим обобщением аристотелевского истолкования Д. как вывода от общего к частному и показывает его односторонность.

ДЕЗАМИ Теодор (1803—50) — представитель фр. революционного утопического коммунизма, участник тайных революционных об-в (“Общество времен года”, “Центральное республиканское общество” и др.). В революции 1848 активно отстаивал требования рабочих. Был последователем Морелли, Г. Бабе-фа (бабувизм) и Фурье, выступал против “мирного” коммунизма Кабе и “христианского социализма” Ф. Ламенне. По своим философским взглядам Д. был материалистом и атеистом, последователем Гельвеция. Маркс и Энгельс высоко оценили учение Д. как “реальный гуманизм” и как “логическую основу коммунизма”. Осн. соч.— “Кодекс общности” (1842).

ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — учение, к-рое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Родоначальник Д.— англ. философ 17 в, Г. Чербери. Д. отличен от теизма, признающего связь бога с миром и человеком, пантеизма, растворяющего бога в природе, и атеизма, отрицающего само существование бога. В условиях господства феодально-церковного мировоззрения Д. был нередко скрытой формой атеизма, удобным для материалистов способом отделаться от религии. .Представителями Д. во Франции были Вольтер, Руссо, в Англии — Локк, Ньютон, Таламд, Шефтсбери, в России — Радищев, И. П. Пнин, И. Д. Ертов и др. Под флагом Д. выступали также идеалисты (Лейбниц, Юм) и дуалисты. В совр. условиях под Д. зачастую скрывается стремление оправдать религию.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ—то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой Д. является объективная реальность во всей ее конкретности. В этом смысле Д. отличается не только от всего кажущегося, вымышленного и фантастического, но и от всего только логического (мысленного) , хотя бы это последнее и было совершенно правильно, а также и от всего только возможного, вероятного, но пока еще не существующего (ср. Бытие, Реальность. Сущность, Существование. Возможность и действительность).

ДЕКАБРИСТЫ — рус. дворянские революционеры, члены тайных об-в 20-х гг. 19 в., организаторы военного выступления против самодержавно-крепостнического строя в декабре 1825 г. После подавления восстания правительством Николая I П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. Революционность Д.— продукт феодально-крепостнической среды, ее несправедливостей и притеснений — была связана с пробуждением рус. национального самосознания после Отечественной войны 1812, порождена патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Д. испытали также влияние Французской и Американской буржуазных революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и др. странах. Задачами Д. были: отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского либо конституционного строя. Эти цели объективно, по своей социально-классовой сущности являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Д. выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего рус. народа, об-ва в целом. Дворянская ограниченность Д. выразилась в боязни народной революции, в нерешительной тактике во время восстания. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, напр., идею уравнительного раздела земли. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия — гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение “аристокрации богатств”, развитие “народной промышленности”, гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа. Обоснованию социальных идеалов декабризма служили как материалистические, так и идеалистические и даже религиозные философские идеи. Материалистами были: П. Борисов, И. Якушкин, Н. Крюков, А. Барятинский, В. Раевский и др. К деизму склонялись П. Пестель, Н. Тургенев и др. На идеалистических позициях стояли М. Лунин, В. Кюхельбекер, Е. Оболенский и др.; на религиозных — Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Н. Муравьев. Среди Д. отмечались колебания между идеализмом и материализмом, шли философские дискуссии, продолжавшиеся и в период сибирской ссылки. Материализм Д. в целом носил механистический, метафизический характер. Д.-материалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения вселенной мельчайшие материальные частицы — “единицы” (Якушкин), “корпускулы-молекулы” (Крюков), “первоначальные атомы” (Борисов). По мысли Борисова (“О возникновении планет”), из всех гипотез происхождения Земли “вероятнейшей” является атомистическая. Якушкин (“Что такое жизнь?”) вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Декарту, Локку, Канту, но его симпатии принадлежали французскому материализму, “широкому разгулу разума”, подрывавшего устои средневековья и феодализма. Крюков (“Философские записи”) анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль “чувственности и чувствований” в познании с позиций материалистического сенсуализма. Гуманистические стремления Д. выражались в подчеркивании важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то “истина должна быть открыта народу”), в определении ее как “правдоведения” (Крюков).

ДЕКАРТ Рене, в лат. написании Кар-тезий (1596—1650) — фр. философ, математик, физик, физиолог. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш. После службы в армии переселился в Нидерланды — передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях. Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в Швецию (1649), где он и умер. Философия Д. связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Д.— один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; осн. формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Эта гипотеза способствовала в дальнейшем диалектическому пониманию природы, хотя сам Д. понимал развитие еще механистически. В зависимости от математических и физических исследований Д. находится его учение о материи, или о телесной субстанции. Д. отождествил материю с протяжением. Это означало, что всякая протяженность телесна и абсолютно пустого пространства не существует, а плотность и геометрические свойства составляют всю сущность телесности. В материалистическую физику Д. вторгается, однако, дуализм: общая причина движения, по Д.,— бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя. Так же дуалистично учение Д. о человеке: в человеке, по Д., реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с водящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Д., взаимодействуют посредством особого органа — т. наз. шишковидной железы. В физиологии Д. установил схему двигательных реакций, представляющую одно из первых научных описаний рефлекторного акта. Однако материалистическая физиология Д. выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность к-рого в протяжении, сущность души, по Д., в мышлении. В животных Д. видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Д. конечную задачу знания видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Д. считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании. Это сомнение не есть неверие в непознаваемость всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Д. считал положение “мыслю, следовательно, существую”. Исходя из этого тезиса, Д. пытался вывести также существование бога, а затем убеждение в реальности внеш-него~мпра. В учении о познании Д.— родоначальник рационализма, к-рыи сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Т. к. всеобщий и необходимый характер математического знания казался Д. вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, к-рая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учение Д. о непосредственной достоверности самосознания и учение о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма. Напротив, материалистическое в основе учение о природе и теория ее развития, материалистическая физиология, враждебный богословию механистический метод обусловили влияние Д. на формирование материалистического мировоззрения нового времени. Осн. соч.: “Рассуждение о методе” (1637), “Начала философии” (1644).

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

§ ЭЗОТЕРИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МИСТИЦИЗМ, НАУКА

Ключевые слова этой страницы: эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука.

Скачать zip-архив: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - zip. Скачать mp3: Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

» Сонник и наши сны. Толкование сна и сновидений...
» Самогипноз и уверенность в себе...
» Возвращение и вход в Астральную Проекцию...
» Как вспомнить прошлые жизни?...
» Сознательный выход в АСТРАЛ...

Мантры

«Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука

эзотерика
эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука Гороскопы
эзотерика, философия, религия, мистицизм, наука эзотерика
магия