Сверхфизическое видение действует в точности по тем же законам, что управляют и физическим зрением.
ЯСНОВИДЕНИЕ И ЗМЕИНЫЙ ОГОНЬ.
Сверхфизическое видение действует в точности по тем же законам, что управляют и физическим зрением. Находясь вне физического тела во время сна, сверхфизическим видением в некоторой степени обладают все. Более того, наше астральное и ментальное я постоянно принимают вибрации и расшифровывают их в понятия нашего сознания, и происходит это помимо деятельности физического тела и мозга. К счастью, эти субъективные переживания обычно не попадают в мозг, который не рассчитан на то, чтобы выдерживать столь интенсивное напряжение. В действительности то, что на нынешней стадии развития нашего мозга мы не являемся от природы ясновидящими, и не помним нашу деятельность во сне и свои прошлые жизни — это милость Провидения.
Для того, чтобы отклик на эти сверхфизические вибрации мог быть безопасно включён в наше физическое сознание бодрствования, как бывает это в случае ясновидения, требуется весьма специфическая подготовка мозга и нервной системы. Одна из причин того предупреждения против развития чисто психических способностей как самоцели, которое даётся всем неофитам духовного пути, и которое весьма настоятельно повторяет автор, заключается в том, что ценность результатов сверфизического восприятия окажется несравнимо меньшей, чем то напряжение и следующее из него снижение физической эффективности организма, к которому такое развитие неизбежно приведёт.
Ясновидение в огромной степени увеличивает нашу жизненную ношу и делает физические существование в бесконечной степени более невыносимым. Потому, когда видишь, как учащиеся, которые в противном случае могли бы быть весьма полезными, платят большие суммы денег самозванным йогам, особенно в Америке, которые предлагают открыть им чакры, наполняешься отчаянием. Многие из этих людей выкачивают из жителей больших американских городов тысячи долларов, часто оставляя за собой след из расстроенных нервных систем. Даже опытные учащиеся не защищены от приманки лёгкого обладания оккультными силами, и уводятся с пути этими самозванцами, которые проституируют священную науку йоги и позорят высокое звание йогов, которое они не по праву заносчиво себе присвоили.
Единство с Высшим — единственно истинную йогу — нельзя купить за "тридцать серебренников". Его цена — сама жизнь, изливаемая в служении и самопожертвовании. Неофит, обладающий неустрашимой волей, который готов заплатить эту цену, обязательно достигнет этой цели — Единства. Если он стремится к сверфизическому видению, чтобы усовершенствовать своё понимание и служение, а такое желание вполне правомерно, он может быть спокоен и уверен, что в процессе духовного раскрытия он совершенно естественно и безопасно расширит пределы своего восприятия, постепенно добавляя к нему октаву за октавой колебаний, лежащих за пределами нашего физического светового спектра.
Сверхфизическое видение зависит от попадания световой энергии с объекта на поверхность одного из сверхфизических тел, а предположительно и от синхронизации вибраций жизненных аспектов наблюдателя и предмета. С поверхности тонкого тела эта энергия передаётся в центр, составляющий "я" этого проводника, то есть в голову ментального или эмоционального тела. Если, как при ясновидении, результаты этого видения должны стать известны в физическом мозге, нужно найти средство, чтобы изменить уровень их проявления со сверхфизического на физический. Для этого существует особый механизм, который, как мы увидим, являет прямую противоположность физическим частям механизма обычного зрения и их функциям. В данном случае устройство должно быть "понижающим", если использовать термин из электротехники. Может быть, он не вполне точен, но наводит на нужную мысль. Эта функция исполняется головной чакрой, а также гипофизом и шишковидной железой, после того, как они оживлены кундалини (см. "Чакры" Ч. Ледбитера и мою книгу "Наука ясновидения").
В процессе сверхфизического видения спинномозговая система действует в некотором смысле по принципу передатчика и приёмника. Гипофиз и шишковидная железа подобны радиолампам, усиливающим сигнал; а кундалини — оккультная энергия, имеющаяся в теле, — и два жизненных воздуха, ида и пингала, образуют заряд, поступающий из сети или от батареи, роль которой в данном случае играет сакральная чакра, тогда как солнечная чакра в центре Земли исполняет роль планетарной электростанции.
Здесь мы должны уделить некоторое внимание рассмотрению кундалини или "змеиного огня", как её иногда называют. Если мы обратимся к "Тайной доктрине", настоящей сокровищнице духовных и оккультных знаний, то обнаружим, что Е. П. Блаватская говорит о трёх состояниях проявления жизненной силы, коими являются кундалини, прана и фохат. Они, как там утверждается, фундаментальны и не взаимозаменяемы в данный период проявления.
Кундалини — это способность даяния или передачи жизни, прана — физически известная как жизненная сила — это способность организации жизни, а фохат — способность использования жизни и манипуляции ею. Эти три космические силы, проявления соответственно третьего, второго и первого аспектов логоса, обнаруживаются на каждом плане Природы в разнящихся степенях проявления. Говоря о "нисхождении" человека, автор "Тайной доктрины" сообщает, что изначальный треугольник (монада), исчезает во тьме и безмолвии, как только отражается в небесном человеке (Я). Этот треугольник, состоящий из упомянутых трёх сил, "смещается в человеке из праха ниже семи". Она имеет здесь в виду плотное физическое тело, называемое ею "человеком из праха", в котором, как мы обнаруживаем, представлены эти три силы.
Кундалини в сущности является творческой, и хотя в плотном физическом теле она пробуждена сравнительно слабо, она проявляется как сексуальная потребность. Будучи свёрнутой, подобно змее, она пребывает в чакре в основании позвоночника, которая, в свою очередь, является передаточной станцией для энергии, подобным же образом свёрнутой в центре Земли.
Будучи пробуждена, кундалини течёт вверх по эфирному каналу в позвоночнике, именуемому "сушумна нади", и проходит при этом через каждую из чакр (или силовых центров). По мере её прохождения через спинные центры, из которых исходят чакры, часть её силы стекает по оси воронки каждой из них, оккультно их оживляя и тем пробуждая человека к самосознательному существованию на внутренних планах.
Когда она касается селезёночного центра, она даёт человеку способность по своей воле путешествовать вне тела. Когда она касается сердечного центра и открывает его, то если у неофита достаточно раскрыта способность буддхического сознания, она начинает течь через него на физическом уровне и в его груди "расцветает мистическая роза". Тогда в его личностных проводниках и через них начинает проявляться Христово сознание. Горловой центр, будучи оживлён, даёт способность яснослышания, то есть отклика на сверхфизические звуковые вибрации, равно как и на те физические звуки, которые лежат вне обычного звукового диапазона. Межбровный центр, будучи открыт, даёт способность ясновидения, а когда открывается коронная чакра, находящаяся перед родничком, взаимодействие между высшим Я и мозгом становится чудесно свободным, так что неофит приобретает способность пользоваться своим высшим, духовным сознанием одновременно с сознанием физического мозга.
Полное проявление всех этих сил в бодрствующем сознании требует долгого и трудного обучения, для него необходимо полное оживление гипофиза и шишковидной железы с помощью кундалини и дополняющих её сил. Этот процесс делает упомянутые железы сверхактивными с оккультной точки зрения и способными откликаться на сверхфизические частоты вибраций и сверхфизическое сознание, передавая их мозгу, который тоже делается сверхчувствительным. После этого сверфизическое зрение становится в значительной мере делом практики и фокусировки сознания.
Как было сказано ранее, кундалини поднимается по сушумне в сопровождении двух дополняющих сил, одна из которых положительная, а другая — отрицательная, и называемых соответственно "ида" и "пингала". В действительности эти два термина являются обозначениями двух позвоночных каналов, по которым энергии акаши сопровождают протекающий змеиный огонь. Эти две противоположно поляризованные силы акаши в ходе своего подъёма встречаются и пересекаются в каждой из чакр, и наконец проходят одна в гипофиз, а другая — в шишковидную железу.
Здесь можно распознать древний символ кадуцея. Он состоит из жезла, вокруг которого в противоположных направлениях, хвостами вниз, вьются две змеи, направляясь к крылатой сфере, венчающей символ. Кадуцей — это жезл, который, как говорят, несёт с собой бог Гермес в знак того, что он посланец богов. В этом греческом символе кундалини течёт по позвоночному каналу, который представлен жезлом, а две змеи представляют иду и пингалу, тогда как крылатая сфера символизирует освобождённую душу человека, который пробудил и научился использовать эти скрытые силы. Так он поистине становится посланцем небес на земле, ибо он легко проникает в миры внутреннего Я и приносит людям знание и мудрость из этих возвышенных царств; его знают, как "небоходца". (Космическую интерпретацию кадуцея можно найти в I томе "Тайной доктрины", ч. III, отд. VIII, "Научный кадуцей").
Глубоко оккультная информация об этом не даётся нам, чтобы мы не попытались сразу же пробудить кундалини. Наоборот, нас сильно предупреждают против любых таких попыток, но академическое изучение этого предмета представляет ценность — и чтобы избежать ошибок, происходящих от неверных представлений, и чтобы приобрести ценные знания, которые уже будут в нашем распоряжении, когда придёт время пробудить эту скрытую силу.
История о спящей красавице может указывать и на пробуждение кундалини в человеке. Царевна — личность — спала на протяжении веков, пока волшебный принц — высшее Я или Учитель, — не пришёл и не обнаружил её в сонном дворце, символизирующем физический план, и не пробудил её поцелуем. Этот принц — Учитель, или пожалуй даже духовная воля, которая лишь одна способна пробудить эту силу ранее обычного для неё срока. Поцелуй символизирует прикосновение нисходящей атмы, которая пробуждает душу и вызывает её внутренние силы. (Атма — санскритский термин для обозначения высшего начала человека, духовной воли). Свадьба героев в конце сказки соответствует союзу высшего и низшего я, который происходит, когда достигается эта стадия развития.
Огромное большинство человечества с этой точки зрения всё ещё спит, и будет продолжать спать, пока не пробьёт час пробуждения.
Ученики иногда обнаруживают, что эта сила пробудилась совершенно естественным образом, и склонны беспокоиться по поводу производимых этим несколько необычных ощущений. Это чувство жжения в позвоночнике, поднимающейся или даже несущейся вверх и вливающейся в голову энергии, временно вызывающей умственное смятение, ощущение насекомого, ползающего по лбу или затылку, кружение в мозгу, горле, сердце или солнечном сплетении, появление цветов в облаках, либо цветных вспышек, а иногда и любопытное ощущение двойственности сознания, при котором одна часть ума может быть смущена или подавлена странными явлениями, а другая находиться в полном мире или даже в состоянии восторга.
В этом нет ничего страшного, здесь нечего бояться. Нужно сохранять спокойствие ума, приостановить все медитативные упражнения и без привязанности наблюдать новые переживания, пока гиперактивность механизма сознания не спадёт вместе с первым потоком энергии.
Очень важно, чтобы никто из изучающих внутреннюю жизнь никогда не концентрировался на кундалини, на различных центрах или особых частях тела или мозга, поскольку в этой практике заключена огромная опасность.
Цель духовных усилий — не развитие психических способностей или магических сил. Цель — единение с Высшим и способность воспринимать Единую Жизнь среди всего огромного разнообразия форм. И здесь неиссякаемым источником руководства и вдохновения оказывается Бхагавад-гита. Истинная цель Видения указана в следующих бессмертных шлоках:
"Кто привел в гармонию свое "я" и сбросил грех, тот йог легко испытывает беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом. Йогой приведенное в гармонию "я" видит Высшее Я пребывающим во всём сущем и всё сущее пребывающим в Высшем Я; всюду оно видит одно. Тот, кто всюду видит Меня и во Мне видит всё, того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня. Кто, утвердившись в единении, поклоняется Мне, пребывающему во всем, тот йог живет во Мне, каков бы ни был его образ жизни. Видящий подобие Высшего Я во всём и через то познающий тождество всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным йогом, о Арджуна!"
(Бхагавад-гита, VI.28–32, цитируется в пер. А. Каменской)
Этого просветления, этого достижения душа пробуждённого неофита всегда жаждет. И раз испытав эту жажду, он уже не знает отдыха. Жизнь за жизнью неодолимая внутренняя побудительная сила движет его вперёд. Видение бессмертной красоты и совершенства притягивает и зовёт его, и на протяжении всего его великого искания "свет, никогда не виданный ни на земле, ни на море" сияет над ним, и освещает ему путь к вечному миру и блаженству, которые, как он знает, ждут его в конце пути.