Мы все нуждаемся в любви и внимании других людей. Существует очень много разных хитростей, чтобы получить это внимание. Казалось бы, что быть сильным человеком - это и есть тот путь, который обязательно приведет нас к цели. Ощутив хоть раз вкус обладания властью, уже нелегко стать снова простодушным, не имеющим силы человеком. Мы должны различать здесь власть и силу. Можно быть сильным человеком и не обладать властью над другими.
Особенно пагубно обладание властью в духовной сфере, подобной Рэйки. Я рекомендую каждому ученику Рэйки уйти от жаждущего власти учителя, если последний не желает возвращаться в любящее состояние света и единства. Духовное эго - это наиболее упрямое и неприятное эго!
Власть - это не наше личное качество. Напротив, это коллективное чувство, которое было дано каждому из нас с самого начала. У нас появляется выбор, позволить или нет этой волне унести нас, как только мы осознали это.
Иногда коллективное бессознательное направляет целые культуры в духовную бездну. Меня постоянно удивляет тот факт, как часто за короткий промежуток времени на экране появляется несколько голливудских фильмов почти одинакового содержания. Иногда это может быть тема самозванцев, которые угрожают спокойствию в доме и в семье, затем темой становится похищение детей, и так далее и тому подобное.
То, что мы называем своим собственным мнением, своей собственной идеей, своей собственной целью, своей собственной волей, часто является именно коллективным бессознательным, которое движет нами в определенном направлении. Путь из темноты коллектива к свету индивидуальности освещен духовной осознанностью. Эта осознанность не приходит к нам просто через что-то, подобное Рэйки. Каждый из нас должен работать над этим в течение всей жизни. Посредством посвящения ученик Рэйки или учитель Рэйки получают чудесный подарок от Вселенной, но они должны сами работать над своим психологическим созреванием. Конечно, существует очень много недопонимания в этом отношении. Посвящение в Рэйки не делает вас лучше других, святым или просветленным. Оно просто открывает дверь.
Деньги - это неисчерпаемая тема. В настоящий момент я сижу в ресторане индийского аэропорта в Мамбае и пью чай. В моем бумажнике находится 913 индийских рупий, 1500 корейских вонгов, 9000 японских йен и 250 долларов США, а также несколько кредитных карточек. Рупий мне будет достаточно на обед, вонгов мне хватит на метро из аэропорта в Сеуле до города, йены покроют мои дорожные расходы в Японии, а доллары понадобятся, чтобы купить несколько подарков в пути. Когда я был ребенком, я любил играть в "Монополию", и таким осталось мое отношение к деньгам. Их назначение есть и остается для нас чем-то вроде игры. Но в этом мире существует большое количество игроков, которые относятся к этому слишком серьезно.
С помощью Рэйки зарабатывается невероятное количество денег, что дает большую власть. Тем учителям, которые привыкли иметь большие заработки в Рэйки, сейчас необходимо поделиться своими доходами с другими учителями Рэйки, которых очень много. Ясно, что это кого-то задевает. И я сам нахожусь точно в такой же ситуации! Но потому, что многие из нас не хотят общаться с другими людьми цивилизованно, возникает конфликт, который, к сожалению, из-за разногласий распространяется на все, что под рукой, в том числе и на Рэйки.
Объявления в журнале "New Age" вызывают у меня странное чувство. Буквально несколько дней назад в одном индийском журнале я обнаружил, что некто называет себя "Четвертым Великим Мастером Рэйки". Поскольку существует так много мастеров Рэйки, теперь нам также необходим и Великий Мастер. Куда это все приведет?
Я вовсе не считаю, что Рэйки следует учить бесплатно. Деньги - это просто инструмент, предназначенный для того, чтобы легче организовать обмен вещей или услуг. Проблема с деньгами имеет психологическую природу и в действительности совсем не относится к самим деньгам. Деньги сами по себе ничего не стоят. Однако они ассоциируются у нас с определенными чувствами, идеями и идеологиями.
Существуют, в основном, два отдельных лагеря: одна сторона считает деньги грязными и плохими и верит, что они развращают каждого, у кого они есть. Они верят в любовь как в Бога и не могут свести вместе любовь и деньги. Другая сторона всю свою жизнь охотится за постоянно растущим банковским счетом и чувствует совершенное презрение к жалким людям из другого лагеря. Любовь здесь является только средством к этой цели, к большей безопасности. Мы знаем, что многие браки разрушаются из-за денежных проблем. Даже в бесчисленных общинах - духовных или нет - деньги приводят к борьбе за власть и к другим разногласиям.
С самого детства, тем или иным образом, все мы сталкиваемся с денежными проблемами наших родителей. И в этом не играет ни малейшей роли то, много или мало денег имеют наши семьи. Эмоции, которые у нас связаны с деньгами, очень затрудняют нам обращение с ними.
Я предлагаю, чтобы мы вернули деньгам их первоначальное назначение как инструмента и отделили от них свои чувства. Это не значит, что мы не должны радоваться или раздражаться по поводу денег. Однако я считаю полезным прояснить для себя собственные мотивы зарабатывания денег и собственные реакции в отношении денег.
Деньги сами по себе не являются ни добром, ни злом. Очень важно для каждого из нас во всех жизненных ситуациях найти свой собственный индивидуальный средний курс. И этот срединный путь требует абсолютной ясности. Чтобы помочь мне достичь этой ясности, мой дорогой друг, Мадхукар, дал мне несколько лет назад следующее упражнение: он попросил меня записывать в блокнот все, что приходит мне в голову относительно денег, - как позитивное, так и негативное. В нашу следующую встречу он посоветовал мне записать теперь все, что я когда-либо слышал о деньгах от моего отца, матери и от других значимых для меня людей. И вдруг мне стало ясно, что мои мысли о деньгах не базировались на моем собственном опыте, мнении и страхах, но все это было просто суммой моих собственных стандартов. Карточный домик рассыпался, как только на него пролился свет. В течение нескольких лет после этого опыта я нашел свой собственный путь в отношении денег.
Итак, сколько же должно стоить посвящение в Рэйки или лечение? На этот вопрос очень трудно ответить, так как это полностью зависит от культуры и материального положения людей. Предельно трудно поставить ценовой ярлык на Рэйки, так как мы совершенно различаемся и как индивидуумы, и по тем ситуациям, в которых мы находимся. Для одного человека это может стоить сто долларов, а для другого - один доллар.
Обычно в нашей западной культуре мы недостаточно ценим то, что пришло к нам либо вообще без затраты энергии, либо с небольшими затратами. Но в другой культуре эта ситуация может быть совсем другой. Например, несколько недель назад мне позвонили из Новой Зеландии от старейшины Маори, которая в течение многих лет учила людей Рэйки бесплатно. Тотчас же я почувствовал, что это правильно. Просто, самая важная вещь - это мотив.
Я также знаю чудесного целителя в Австрии, который предлагает людям "платить" за его лечение молитвами. Учитель Рэйки из Финляндии, Лейла Андерссен, рассказала мне недавно, что в Финляндии принято "платить" учителям Рэйки часть гонорара общественной работой вместо наличных. Таким образом, каждый студент Рэйки может бесплатно проводить лечение Рэйки в доме для престарелых или жертвовать деньги в благотворительную организацию. Здесь нет пределов воображению.
Я понял, что намного важнее, чем деньги, является то, что ученик обучается сбалансированным энергетическим взаимоотношениям с учителем и что они оба чувствуют себя хорошо при этом гармоничном обмене, каким бы он ни был.
Ловушки Рэйки Я неоднократно видел, как некоторые учителя Рэйки поднимали энергию Рэйки до божественного уровня и пытались не позволять больше никаким "недуховным" влияниям входить в их жизнь. Они переставали пить чай или кофе, не говорили о погоде, полагались только на свою интуицию, и на каждую жизненную ситуацию у них было "духовное" толкование!
Рэйки - чудесный инструмент
Рэйки - это единственная вещь, которая для них существовала, и внезапно почва уходила из-под их ног.
Для меня Рэйки - чудесный инструмент, но это только один из инструментов в моем наборе. В конечном счете это всегда зависит от человека, использующего этот инструмент, и, помимо всего прочего, от того, как используется этот инструмент. Если Рэйки не приносит в жизнь человека больше радости, яркости, гармонии, любви, мудрости, открытости и целостности, возможно, это "неправильный" инструмент или его использовали "неправильно". Я не имею в виду "неправильно" технически - неправильно в духовном смысле. Если вы делаете канал Рэйки высокомерным и упрямым, тогда вы находитесь на ложном пути.
Поскольку нам часто бывает очень трудно оценить самих себя, я предлагаю вам время от времени просить вашего партнера или хорошего друга дать ясную и честную оценку вашей персоны: над чем вам необходимо работать, какие проблемы у вас видит другой человек, где вы находитесь на своем собственном пути, как вы можете дальше развивать себя, какие позитивные изменения видны и есть ли еще где-нибудь какое-то препятствие. В связи с этой темой вспоминается восьмое стихотворение (вака) императора Мэйдзи.
Я был очень поражен, что император смог написать такое стихотворение:
Быть друзьями
И быть способными показать
Друг другу наши ошибки -
Вот истинная
Святыня дружбы.
В нашей семье подход, описанный выше, работает прекрасно, и мы оба каждый день учимся друг у друга постепенно освобождаться от нашей собственной самонадеянности, нашей ограниченности и всех других безрассудств, которые мы тянем за собой.
Если вы не знаете никого, кому вы могли бы полностью довериться, я от всего сердца надеюсь, что скоро вы встретите такого человека, с кем вы сможете расти. Чтобы подготовить себя к этому, представьте так точно, как только возможно, какого человека вы хотели бы встретить, включая то, как он или она должны выглядеть, какие черты характера иметь и т. д. В нашей языковой школе мы годами очень успешно использовали этот подход, когда искали нового учителя.
С помощью этого метода вы можете раскрыть свой разум в определенном направлении, и этот долгожданный человек сможет войти в вашу жизнь. Вы этого заслуживаете!
Страдание В нашей христианской культуре мы, фактически, наследуем готовность страдать, и иногда в этом нет ничего плохого. Страдание может усилить нашу проницательность и сочувствие к другим людям и их проблемам. Но оно неприятно и неполезно как основная линия поведения.
У многих из нас существует мнение, что мы должны страдать, если мы хотим жить, но я не думаю, что страдание необходимо для счастливой жизни.
В действительности нет такого понятия, как страдание. Когда Гаутама Будда сказал, что вся жизнь есть страдание, он имел в виду, что находиться в неосознанном состоянии - то же самое, что страдать. Страдание - это всегда наша собственная оценка неприятного состояния. Например, аромат розы может заставить астматика страдать, в то время как для других этот аромат является источником радости и вдохновения.
У нас был слепой ученик Рэйки, производящий глубокое впечатление человек, который работал массажистом и был специалистом по акупунктуре. Последний раз, когда я видел его несколько недель назад, я заметил, что один ноготь у него поражен грибком. Мне стало ясно, что для него это не имеет никакого значения, поскольку он не мог это видеть! Я не пытаюсь сказать, что нам не следует обращать внимание на такие вещи, но именно мы придаем им атрибуты "хорошего" и "плохого", чего в действительности нет.
Некоторые из нас чувствуют себя более комфортно, когда страдают, а не когда счастливы. Вот уже около двадцати лет я профессионально общаюсь со многими людьми и знаю, что есть люди, чей жизненный путь постоянно проходит через психологические и эмоциональные страдания.
Моя ситуация полностью противоположна. С самого детства на меня было относительно легко влиять красотой и веселостью. Привлекательная женщина, красивая ручка, чудесное дерево, приятная улыбка и счастливая песня могли легко очаровать меня. Поскольку я так сильно отождествляю себя со счастьем и красотой или, скажем, с идеей счастья, я оцениваю, как я или кто-то другой ведет себя, как выглядит, и затем легко теряюсь в нематериальных вещах. Время от времени Четну забавляет, когда я позволяю увлечь себя улыбкой.
Таким образом, ни одна, ни другая крайность не является благом, когда она не соединяется со своей противоположностью. Поэтому нам следует учиться принимать жизнь во всей ее полноте и жить ее противоположными полюсами. Гармоничное сочетание слез и смеха относится к полноценной, интенсивной жизни. Мой мастер Ошо однажды сказал одной своей студентке с Запада, которая приехала к нему полностью обезумевшая от того, что с ней произошло: "Мукта, ты не можешь иметь вершины гор без долин".
Выражение чувств Я часто слышал, как Ошо, мой Мастер, говорил, что для того, чтобы чувства стали для нас ясными, они должны быть вынесены на свет. Так называемые "негативные" чувства следует вынести на свет, чтобы они смогли исцелиться, а так называемые "позитивные" чувства - чтобы их свет мог распространиться дальше.
Выражение наших чувств - это процесс, позволяющий сохранить равновесие с самого начала. Подобно канатоходцу в цирке, идущему по канату, одно крошечное неправильное движение налево, направо, вверх или вниз равносильно падению в бездну. Нелегко делиться своими чувствами с кем-то близким без того, чтобы не вылить на него свои чувства и не похоронить его под ними.
Единственный способ научиться, как с благодарностью выражать наши собственные чувства, - практиковаться делать это. Поскольку обычно нам трудно выражать свои чувства перед близкими для нас людьми, лучше всего начать с самих себя. Просто пойдите на прогулку или сядьте в одиночестве в спокойном месте и опишите, как вы ощущаете себя. Затем спросите себя, что вы чувствуете по отношению к человеку, вам близкому, не давая оценку своим чувствам. На самом деле между так называемыми "хорошими" и "плохими" чувствами разницы нет. Человек, ощущающий их, всегда один и тот же!
Когда вы сделаете это несколько раз, выберите кого-то, кому вы полностью доверяете. Попросите ее или его просто выслушать вас и затем, не ограничивая себя никакими условиями, раскройте свое сердце. Часто во взаимоотношениях нелегко быть честным, ибо нам кажется, что мы не хотим обидеть другого человека. Я думаю, что это верно лишь до какой-то степени. Правда заключается в том, что мы боимся, что другой человек не будет нас больше любить, если мы выразим свои чувства во всей их полноте. Я рекомендую, чтобы вы заключили с вашим партнером соглашение, которое бы позволило обеим сторонам быть безоговорочно открытыми и честными. Возможно, причина того, что моя жена и я так близки, состоит в том, что у нас нет абсолютно никаких личных секретов друг от друга.
В нашей языковой школе я постоянно повторяю, что часто легче выразить наши чувства на иностранном языке, потому что мы не отождествляемся с ним так близко. Возможно, поэтому наше партнерство в семье становится еще более гармоничным, когда мы говорим на втором языке!
Но самый простой путь - это обыкновенная открытость. Будучи постоянно честными, мы не ассоциируем себя со своими чувствами. Вначале мы, как маятник, можем впасть из одной крайности в другую и где-то преувеличить выражение эмоций. Со временем станет легче поделиться "негативными" чувствами. А немного погодя станет возможным говорить о своих чувствах так, как если бы это были чувства кого-нибудь другого.
Внутренний ребенок В свете увиденного, я думаю, что иллюзорно верить в то, что человек становится полностью взрослым. Хотя мы все становимся старше и наше тело постоянно растет и изменяется, однако определенные аспекты нашей души остаются маленьким ребенком. Современные психо- и гипнотерапевты говорят о так называемом "внутреннем ребенке". Ошо часто говорил, что большинство людей только становятся старше вместо того, чтобы расти. Лично у меня сохранились яркие воспоминания о своем детстве и о том, как мое сознание познавало себя и окружающий мир. По существу, я не изменился! Остались даже детские черты характера, хотя с течением лет они до некоторой степени изменились. Вместо конструктора лего, футбола, монополии и ходунков мои детские интересы сейчас удовлетворяются CD, компьютерами, зарабатыванием денег и машинами.
В последние годы мы часто обнаруживали в психотерапевтических группах, что взрослые немедленно начинают играть, как дети, как только предоставляется возможность. Обычно наш статус взрослых не позволяет нам отдаться игре полностью, хотя нам бы этого очень хотелось.
Для меня путь Рэйки включает объединение всех аспектов характера и личности. Это также относится и к интеграции внутреннего ребенка. Чтобы соединиться с этой частью нас, я предлагаю воспользоваться магической второй ступенью Рэйки: используя символ дистанционного исцеления, установите связь с вашим внутренним ребенком. Используйте символ мысленного исцеления, чтобы исцелить эту детскую ситуацию, и скрепите это все символом фокусировки силы.
Если вам тяжело чувствовать ребенка внутри себя, возьмите свою детскую фотографию и постарайтесь отождествиться с собой на этой фотографии. Попытайтесь вспомнить одежду, которую вы носили на этой фотографии. Почувствуйте, как ощущает себя ваша кожа, как она пахнет и как на вас воздействуют цвета. Чем больше вы позволите вашим чувствам служить вам, тем лучше. Теперь попытайтесь вспомнить свое окружение. Были ли вы одни, вместе с друзьями или с вашей семьей? Были ли вы дома, на улице или на каникулах с родителями? Как вы себя чувствовали в тот день?
Теперь постарайтесь вспомнить ощущение самого себя, свои чувства. Вы чувствовали себя слабым, сильным, печальным, здоровым, жизнерадостным или испуганным? Возможно, вы также чувствовали свою энергию.
Работа над хаотичными детскими воспоминаниями может вытащить на свет некоторые вещи. До тех пор пока я не изучил Рэйки Два, я с трудом мог что-то вспомнить из своего раннего детства. Подобно пробке, которая неожиданно вылетает из бутылки шампанского, мое сознание внезапно наполнилось потоком воспоминаний.
Оказывается, что время, а вместе с ним и прошлое, приостанавливается, когда мы доходим до своей личности. Мы представляем собой конгломерат, сумму воспоминаний начиная с раннего детства и до настоящего времени. Все наши воспоминания, даже если они сокрыты в прошлом, все еще присутствуют в настоящем моменте и влияют на наши решения. Это означает, что мистическим образом мы в каждый момент проживаем всю нашу жизнь. Я являюсь ребенком на одном уровне, подростком на другом и затем взрослым - и это все происходит в одно и то же время!
Причина, по которой мы хотим вытащить внутреннего ребенка из нашего сознания, заключается в том, что ребенок в основном открыт и раним. Вероятно, каждый ребенок хочет в конце концов стать взрослым, чтобы его больше не били, не наказывали и не унижали. Когда же мы вырастаем, мы с удивлением обнаруживаем, что те чувства, которые испытывает в своем сердце ребенок, до сих пор можно обнаружить в сердце взрослого. И вероятно, они даже сильнее, чем были в детстве. Остается только одна возможность избавить себя от боли: мы подавляем наши чувства так сильно, как это возможно. Хотя никакие проблемы никогда не решатся путем их подавления.
Быть свободным Кондиционирование
Термин "кондиционирование" подразумевает, что в людях или животных настолько закрепляются определенные повторяющиеся структуры поведения в ответ на конкретные процессы, что даже в молодые годы у них нет свободы определить свои реакции на определенные импульсы. Кондиционирование проявляется не только на личностном уровне, но также и на коллективной основе. Оно постоянно колотит нас со всех сторон: со стороны нашего общества со всеми его правилами и моралями, со стороны нашего родного языка со всеми его тонкостями, со стороны нашей личной ситуации в семье и, естественно, со стороны климата и геологической зоны, в которой мы живем.
Например, коллективное немецкое кондиционирование заключается в том, что немцы всегда думают, что они знают все лучше, чем кто бы то ни было!
Коллективное японское кондиционирование заставляет японца улыбаться и кивать, когда кто-нибудь спрашивает у него, понял ли он что-нибудь, даже если он ничего не понял!
Другим примером немецкого лингвистического кондиционирования является то, что каждому имени существительному дается род, который делает его мужским, женским или средним. Это означает, что люди, говорящие на немецком языке, никогда не могут смотреть на вещи, не делая оговорок...
Примером японского лингвистического кондиционирования может служить то, что японцы часто избегают пользоваться личными местоимениями, говоря о себе или о своей группе. Это придает им и их друзьям чувство солидарности и единства.
Я не заинтересован, используя это, обобщать поведенческие образцы разных культур, но существуют простые определенные образцы, применимые почти к каждому из нас, даже если это нам не нравится. Естественно, эго не хочет слышать ни о чем подобном, поскольку сочтет себя оскорбленным, как независимое существо со своей собственной свободой действовать и своей собственной свободной волей. К сожалению, мы не свободны.
Армянский мистик Георгий Гурджиев говорил о людях как о "пище для луны". Я думаю, он хотел использовать этот образ, чтобы объяснить, что вера в человеческую личную волю - это иллюзия. Один из студентов Гурджиева, хорошо известный математик П.Д. Успенский, объяснил понятие кондиционирования с помощью ясной аналогии. В своей книге "Четвертый путь" он говорит о человечестве как о группе людей, обнаружившей себя в тюрьме (кондиционирование, бессознательное). Чтобы выбраться из этой тюрьмы, им необходима помощь снаружи - помощь от кого-то, кто хорошо знает тюрьму и знаком с возможными способами побега. Он говорит, что одним, без духовного учителя (имея в виду кого-то, кто раньше сам был в бессознательном состоянии, но сейчас освободился из тюрьмы) или без группы ищущих, побег из бессознательного фактически абсолютно невозможен. Это главным образом так, потому что мы даже не осознаем, что находимся в тюрьме, и не можем об этом знать.
Природа кондиционирования подобна постоянно повторяющейся магнитофонной ленте, которая постоянно проигрывается в нашем подсознании без нашего ведома. Согласно своему определению, наше бессознательное - означающее процесс, который проходит в разуме без нашего ведома и контроля, - невидимо для нас. Поэтому нам нужен кто-то еще, кто держал бы зеркало так, чтобы мы могли увидеть наше собственное кондиционирование.
Сейчас мы можем спорить, что никто не может знать нас лучше, чем мы сами, но из природы кондиционирования следует, что мы сами не можем его обнаружить.
Лично для меня большой помощью является то, что моя жена происходит из другой культурной группы. Снова и снова мы обращаем внимание друг друга на жесткую механику нашего образа мыслей и таким образом имеем возможность выходить за пределы своих ограничений.
Естественно, в начале наших взаимоотношений мы нередко неправильно понимали друг друга, поскольку каждый из нас не осознавал кондиционирования другого, не говоря уж о том, чтобы действительно постичь его. Но когда есть понимание другой культуры, обмен между людьми разных стран и культур может быть даже более интенсивным.
Это означает, что для кого-то из Англии легче увидеть кондиционирование немца, а мое собственное кондиционирование более очевидно для моей жены или другого близкого мне человека, чем для меня самого. Результатом является то, что мы легко чувствуем себя уязвленными, когда кто-то напоминает нам о недостатке нашей свободы. Но это помогает. Путь к свободе не всегда усыпан розами, а боль - хороший учитель.
Когда кто-то впервые указывает нам на болезненное отсутствие свободы в нас, мы должны иметь огромное доверие к этому человеку, поскольку сами мы не способны видеть наши автоматические реакции. Для меня таким доверенным лицом был мой Мастер, Ошо, и я вечно буду благодарен ему за то, что в то время он помог мне осознать мое бессознательное состояние.
Кондиционирование может быть названо программированием наших мозгов. Наш мозг является компьютером, а наш образ мыслей с упомянутыми выше ограничениями есть не что иное, как программное обеспечение. Чтобы достичь большей свободы действий вне этого препятствия, на программирование необходимо смотреть только открытыми ясными глазами. Видеть что-то ясными глазами означает не оценивать, не судить, а просто видеть все так, как оно есть. Когда видишь ясно, отождествление разрушается и кондиционирование теряет свою силу, силу бессознательного.
Как только мы станем способны видеть подобным образом, обнаруживаются возможности, которые можно выбирать. Мы больше не должны реагировать только определенным образом и можем решать, хотим ли мы рассердиться, опечалиться или разнервничаться - или нет. Это состояние нереагирования приводит нас в настоящее, медитативное состояние, вне будущего и прошлого.
Сила мыслей
Все мы слышали высказывание Бертольда Брехта, что "мысли свободны". Если мы захотим разобраться в смысле этого высказывания, мы должны прежде всего рассмотреть то, что в действительности представляют собой мысли. То, что мы называем нашей личностью, нашей индивидуальностью, есть на самом деле не что иное, как хаотический конгломерат индивидуальных мыслей. Это означает, что мысль представляет собой только частицу нашей личности. И обнаруживается, что наша личность состоит из огромного количества не связанных между собой мыслей, которые все рождаются в прошлом. Настоящий момент, единственный момент, в котором мы действительно живем, не включает прошлого и будущего.
Существует два типа мыслей. Первый тип проходит свое собственное путешествие во сне без какого-либо контроля и активности с нашей стороны, уводя нас с собой, хотим мы того или нет. Второй - это сознательная мысль. Мысли обоих типов не могут быть просмотрены, остановлены или изменены другими людьми. Мысли - это предметы в форме, которые еще не затвердели и не выкристаллизовались. Мы способны передвигать вещи с одного места на другое, и это обстоятельство не вызывает у нас никаких трудностей. Это применимо также и к мыслям. У них нет установленных границ, и они беспрепятственно перемещаются во времени и пространстве без сопротивления. Это обстоятельство несет в себе определенный скрытый смысл.
В первую очередь, будьте осторожны с тем, о чем вы думаете. Какая-то мысль, которая постоянно вертится в нашей голове, где-то прячется, в определенное время начинает жить своей жизнью, и постоянно повторяющиеся вибрации в более тонких мирах позволяют ей принять собственную физическую форму. Это и есть причина, по которой так называемое "положительное мышление", самовнушение и гипноз, когда они применяются достаточно часто, дают хорошие результаты. Поэтому мы должны быть очень внимательны к тому, что мы закладываем в наше подсознание. Настоящее мучение работать на компьютере, который плохо или неправильно запрограммирован.
Нам следует быть особенно осторожными с мыслями, которые воздействуют на других. Если мы думаем о ком-то плохо, эти тонкие вибрации достигают этого человека и негативно влияют на него. В большинстве случаев это происходит бессознательным образом с нашей стороны, но это не означает, что негативные мысли уменьшат свой эффект. Чем больше человек чувствителен к энергии в целом, тем больше он чувствует также негативные аспекты.
Я неоднократно слышал, что невозможно послать негативную энергию с Рэйки. В принципе, мне бы хотелось с этим согласиться, но кто-нибудь, кто постоянно пытается влиять на других негативным образом, способен также злоупотреблять и Рэйки. В этом мире нет ничего такого, что было бы только "хорошо", поскольку это мы, люди, наделяем вещи оценками "хорошо" и "плохо".
Чем более свободной и сильной становится развивающаяся личность, тем более опасной она может стать. Она может принести вред себе и другим. Очень важным для нее является научиться контролировать свои мысли и, помимо этого, никогда не терять уважения и сострадания ко всем живым существам.
Используя пример из повседневной жизни, мне хотелось бы объяснить более детально, как мы бессознательно посылаем плохую энергию другим людям. Представьте, что вы сидите в машине и какой-то пешеход перебегает прямо перед вами на красный свет. Если вы расслаблены и в хорошем настроении, вы просто снимете ногу с педали газа и справитесь с этой ситуацией. Если вы нервничаете или в плохом настроении, вы раздражаетесь и, возможно, бранитесь про себя. Если пешеход нажимает кнопку светофора и вынуждает вас в результате остановиться, вы также рассердитесь на него. Как бы то ни было, энергия вашего раздражения остается не только с вами в машине, но влияет в такой же степени и на пешехода. В первый раз это пришло мне в голову, когда несколько месяцев назад я переходил улицу по сигналу светофора в медитативном состоянии и неожиданно ощутил раздражение водителя по отношению к себе. Этот опыт сделал меня более миролюбивым водителем!
Мы по своей природе не можем выбросить негативные мысли из головы, и я вовсе не хочу здесь говорить, что их следует подавлять. Важно быть внимательным к ним - как только мы осознаем определенную негативность, у нас появляется выбор отпустить их.
Негативные мысли излучают большую силу притяжения для нас, вот почему в тибетском буддизме существует так много упражнений для тренировки силы мыслей в позитивном ключе. Одно упражнение из "Тибетской книги жизни и смерти" Согьяла Ринпоче описано в главе "Мой путь Рэйки".
Там говорится, что позитивные мысли просветленной души могут помочь получающему их на его духовном пути. Вот почему считается таким важным во всем мире благословение мастера в любой форме, дается ли оно человеку, животному, природе или даже машине.
Точно такая же вещь происходит с Рэйки. С помощью символов Рэйки энергия концентрируется в определенной точке - человек ли это или вещь - и оттуда распространяется во все стороны. Поэтому, когда мы хотим передать исцеление или благословение другому человеку, очень важно формулировать свои мысли как можно более точно, чтобы мог произойти желаемый эффект.
Например, одна из наших знакомых с невероятным успехом использует символ Рэйки в своем огороде. С помощью символа дистанционного исцеления она посылает энергию и определенные инструкции всем растениям на огороде и собирает урожай овощей в три раза больше, чем ее соседи.