Сядьте удобно, положив руки на колени и выпрямив позвоночник.
Упражнение Крийя Йоги на Чистоту и Красоту.
Сядьте удобно, положив руки на колени и выпрямив позвоночник. Закройте глаза и сидите как можно спокойнее. Выберите себе что-нибудь как точку для концентрации. Для этого вы можете сосредоточить ваше внимание на чем-нибудь духовном или материалом, по желанию: главное, чтобы сосредоточение возбудило в вас духовные чувства. Вы можете избрать душевное качество, например: Доброту, Истину, Красоту или Честность.
Лучше всего начать это упражнение, вообразив себе Духовное Качество, которое вы еще не приобрели. Это поможет вам соединиться с Духовным Сознанием, проникающим Вселенную. Постарайтесь почувствовать Божественное сознание при помощи избранного вами для сосредоточения символа.
Будьте совершенно спокойными во время упражнения и постарайтесь войти в гармонию с Духовными силами, которые вас окружают и охраняют. Помните всегда, что Бог недалеко, даже совсем близко. Бог всегда с вами.
Просите мысленно Универсального Духа использовать вас на служение человечеству. Придерживайтесь этой же мысли в повседневной жизни.
Практикуйте это упражнение не меньше четверти часа и не больше одного часа.
Нийама
Нийама это та часть Крийи Йоги, которая касается физической подготовки, необходимой при изучении высших разветвлений йоги; без нее ученику не следует вообще изучать йогу, а тем более практиковать различные упражнения других подобных разветвлений.
Физическое тело является проводником, посредством которого проявляются другие принципы человеческого сознания, и как таковой он должен быть чистым и чутким; это относится особенно к нервной системе. Всякая мысль, всякое желание и действие влияют на нервную систему: для того чтобы думать, желать и действовать, мы должны передать эти эмоции из мозга нервной системе и затем мускульной системе.
Ввиду этого необходимо, чтобы физическое тело очистилось, потому что Йог должен быть таким, чтобы его индивидуальность искала Параматму или Универсальное Сознание через тело, ставшее совершенным посредством очищения.
Существуют два рода очищения: физическое и психическое и одно с другим тесно связаны. Физическое очищение является следствием ухода и внимания, уделенного физическому телу, обычной физической чистотой, в то время как психическая чистота означает очищение мысли, желаний и намерений.
Никакие хорошие поступки не помогут ученику добиться венца Духовности, если он не будет бережно и благоговейно охранять свои мысли в глубине души, ибо мысли подобны семенам, посаженным в саду, и если семя плохое, то как же вырастающий из него плод может быть хорошим? При наших стремлениях к достижению очищения мы часто совершаем ту ошибку, что сосредоточиваемся на нечистом, стараемся всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами избегать его и этим обращаем внимание именно на то, чего мы не желаем. Закон, однако, таков: чем больше мы на чем-либо сосредоточиваемся, тем более мы это самое привлекаем к себе. Вот почему мы в Индии так осторожны в выборе слов.
Слова и символы
Слова - символы, выражающие наши мысли, каждое слово есть символ определенной вещи.
В Восточной Оккультной литературе не употребляются слова, как «злой», «нечистый» и др. Зло есть отсутствие Добра, потому мы говорим: «Добрый и Недобрый, Очищенный и Неочищенный». Этим мы не создаем в уме символов отрицательного свойства.
В Хатха-Йоге (то разветвление йоги, которое касается развития физического тела при помощи психических средств) мы не говорим о болезнях, а прибегаем к выражению «нездоровье». Мы сознаем, что невозможно переделать язык сообразно нашим взглядам в этом отношении, и не желаем прибегать к этому. Все же желательно, чтобы ученик, стремящийся стать Йогом, избирал такие слова, которые выражают лишь положительные понятия. Этим он создает в своем Астральном теле крепкие и положительные силы.
Ученик должен первым делом приучиться к сосредоточению мыслей на качествах и добродетелях, которых он желает достичь. Йог рассуждает так: Параматма - это все Хорошее, истинное и Прекрасное; раз все существующее есть проявление Параматмы, то, значит, все содержит известную долю Добра, Истины и Красоты.
Ученик, стремящийся к очищению, должен видеть чистоту во всем. Нет ничего нечистого. Неочищение проявляется лишь тогда, когда человек искажает Истину, так что Красота затемняется.
Первая ступень Нийамы - физическая чистота.
Надо перебороть гнев, гордость и половые потребности. Для этого лучше всего сосредоточить внимание на Духовной Природе, присущей каждому человеку, и искать соприкосновения с ней при всяком удобном случае.
йога самая практическая из всех философий, так как она касается главным образом жизненных фактов, Прежнее понятие о Религии зиждилось на поклонении Богу без вся- кого понимания даже самых основных начал существования, не считаясь с тем, что пока человек живет на свете и проявляется в физическом теле, он обязан признавать физиологические законы, управляющие физическим бытием, и должен им подчиняться.
Люди слишком часто утверждают, что Пол и Половое учение не относятся к Религии. А притом Пол есть один из жизненных факторов, и Крийя йога его не только признает, но и придает ему большое значение, потому что половой инстинкт и половое желание есть прямое проявление Бога.
Половая энергия проявляется на трех планах - на физическом, ментальном и духовном. Поэт, художник, композитор пользуется этой энергией, чтобы творить на ментальном плане, в то время как ясновидящий, пророк и Йог применяют эту энергию на духовном плане.
Существуют известные психические законы, управляющие претворением половой энергии в психическую силу.
Это подробно разбирается в Райя йоге, представляющую из себя то разветвление йоги, которое касается Духовного развития человека при помощи психики.
Все - добро, раз все сотворено Богом. Лишь человеческое искажение приводит к «недоброму».
Йог старается возвыситься над ограничениями физического тела посредством упражнений, приводящих к равномерному развитию физических, ментальных и психических энергий. Добрая половина всех мирских невзгод происходит оттого, что люди не развиваются но направлениям, дающим им возможность трудиться одновременно на трех планах бытия.
Одностороннее развитие задерживает течение всего развития.