Как уже упоминалось, живое дыхание протекает через каждую ноздрю в течение примерно одного часа.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ЖИВОГО ДЫХАНИЯ.
Как уже упоминалось, живое дыхание протекает через каждую ноздрю в течение примерно одного часа. Но в течение этого часа сила, качество, интенсивность живого дыхания меняются. По крайней мере пять тончайших важных и значимых изменений в живом дыхании существуют, которые определяют изменение праны. Эти изменения традиционно соотносятся с пятью элементами: землей, водой, воздухом, огнем и эфиром. Это, конечно, не материальные элементы жизни, но состояния тонкой материи, влияющие на физиологические, эмоциональные и психические процессы человеческого организма.
Существует много внешних (актуально-физических) и медитативных способов определений пяти элементов живого дыхания. Каждый элемент имеет много различных практических характеристик, помогающих в их определении. Некоторые из них: природа дыхания, время протекания дыхания, тип дыхания, манера протекания, длина дыхания, геометрическая форма, цвет, вкус, семенная мантра и физическое проявление.
а). Природа и время протекания разных типов дыхания по элементам:
1) Дыхание элемента земли (притхиви) — медленное, слегка теплое, с глубоким вздохом, имеет центральный поток, который кажется исходящим (с задержкой) из груди. Это дыхание длится примерно 20 минут.
2) Дыхание элемента воды (апаса) — протекает очень быстро и с громким вздохом, холодное на ощупь и длится примерно 16 минут.
3) Дыхание элемента огня (агни, или теджаса) — очень горячее, длится 12 минут.
4) Дыхание элемента воздуха (вайю) — может быть либо горячим, либо холодным и длится 8 минут.
5) Дыхание элемента эфира (акаши) — имеет все характеристики всех вышеупомянутых элементов и протекает только 4 минуты.
Через каждый час поток живого дыхания меняется на другую ноздрю, где и повторяется этот процесс. Традиция, основанная на других текстах, дает это объяснение идентичности элементов дыхания. В течение 60 мин. живого дыхания поток через любую ноздрю идет так: первые 10 минут — дыхание эфира, затем 14 минут — элемента земли, 12 минут — элемента воды, 12 минут — элемента воздуха и последние 12 минут — элемента огня.
б). Длина потока:
элемента земли 12 ангул;
элемента воды
16 ангул; элемента огня 4 ангулы; элемента воздуха 8 ангул; элемента эфира 20 ангул.
Описание методов определения длины дыхания различных элементов следующее: держать твердо перед собой около открытой ноздри легкую шерстяную пушинку (на нитке или твердой поверхности) и выдохнуть через открытую ноздрю с нормальной скоростью и посмотреть на сколько сдвинулась пушинка. Расстояние максимального передвижения от ноздри и является длиной дыхания.
в). Геометрическая форма дыхания:
земля — квадрат;
вода — полумесяц;
огонь — треугольник;
воздух — круг;
эфир — семя, точка, капля (бинду).
Внешний метод определения геометрической формы дыхания заключается в том, чтобы взять чистое зеркало и подставить к открытой ноздре и выдохнуть в нормальном ритме. И форма «отпечатка» и является формой элемента дыхания. Внутренний метод определения геометрической фигуры элемента дыхания, вкуса, цвета заключается в следующем: нужно найти спокойное чистое место далеко от жилища людей, чтобы не отвлекали внимание. Сесть в позу сиддхасана или позу падмасана. Эти позы выполняются в соответствии с «Хатха-йога-прадипикой» (1.35,44-45). Выполнив одну из этих асан, выполнить шанмукхи-мудру, т.е. закрыть плотно уши большими пальцами, глаза — указательными, а нос — средними, губы — безымянными, мизинцы
— на подбородке. Сначала сконцентрироваться на избранном божестве-покровителе (ишта-девате), а затем стараться
отвлечь свой ум от всех беспокойных мыслей.
После того как ум сконцентрируется и увидите желтый или золотой квадрат и во рту почувствуете сладкий вкус — это и есть поток элемента земли.
Если появляется белый полумесяц и вяжущий вкус во рту — поток элемента воды. Появление красного треугольника и
острый едкий вкус во рту указывает на появление потока элемента огня. Элемент воздуха будет проявляться как зеленый
крут и кислый вкус во рту. Элемент пространства представля ется многоцветными точками и в то же самое время рот
наполняется горьким вкусом.
г).Постижение (определение)элементов в действительности:
Для изучения реальности постижения элементов дыхания через их «корневые» (иначе «семенные», или биджа-мантры) рекомендуются специальные формы медитации. После того, как первая часть ночи миновала, найдите чистое уединенное место. Сядьте на твердую кушетку (матрац) из травы куша, шкуру животного или шерстяное одеяло в позу ваджрасана (сидение на пятках) и медитируйте. Придать живому дыханию
умственную направленность и силу кундалини. Сила кундалини «собирается» в процессе лайя-йоги.
Сначала вы почувствуете реальность земли через видение семенной мантры «ЛАМ» в муладхара-чакре, затем биджа-мантру «ВАМ» в свадхиштхана-чакре, поднимаясь вверх, и узнаете состояние подвижности воды. В семенной мантре «РАМ» лежит манипура-чакра, где постигается реальность огня. Ощущение времени преодолевается и исчезает страх смерти в этой чакре, побеждается время. Когда биджа-мантра «ИАМ» появляется перед умственным взором, вы проникаете в космическое пространство и слышите звук, получаемый без соударения — анахата. Выше этого находится область вишуддха-чакры и семенная мантра «ХАМ» . Этот уровень реализации ощущений выше всей земной мудрости и неописуем словами. Это безгранично, как Космос. Когда ваше сознание достигает уровня аджня-чакры между бровями, значит вы достигаете состояния бесформенного самадхи (асампраджнята-самадхи). Здесь семенной мантрой является космическое слово «ОМ». Выше аджня-чакры находится осознание бесконечности в сахасрара-чакре.
Контроль над воздухом и соответствующей чакрой дает возможность летать, как птицы, и понимать их язык. Элемент космического пространства (акаши) обеспечивает йогина фантастической возможностью заглянуть вовнутрь времени и увидеть будущее, а также обрести восемь известных мистических сил (сиддхи): анима — возможность сокращать размер чего угодно до размеров атома; махима — возможность увеличиваться в размерах по желанию; гарима — возможность стать тяжеловесным; лагхима — стать легким и уметь подниматься вверх; прати — передвигать что-либо в пространстве (заставлять двигаться предметы); пракамъя — возможность немедленного исполнения желания; вашитва — сила контролирования всего одушевленного и неодушевленного, господство над всем; ишитва — возможность творения через силу мысли.
Но когда настоящий йогин устанавливает полный контроль над своей нервной системой, тонким телом и его функциями, описанными выше, он не имеет желания использовать эти сиддхи (мистические силы), исключая случаи спонтанного или необходимого их использования ввиду сострадания. Все, что он желает — это соединиться с Истинной Реальностью.
Шиваприянанда Свами - Секретная сила тантрического дыхания "Шива свародная" или "Наука Шивы о Дыхании"