Когда я впервые, около 19 лет назад, был в ашраме Ошо в индийском городе Пуна, мы делали чудесное упражнение во время занятий психотерапевтической группы.
Упражнения для осознанности.
Когда я впервые, около 19 лет назад, был в ашраме Ошо в индийском городе Пуна, мы делали чудесное упражнение во время занятий психотерапевтической группы. Вместе с партнером мы шли на переполненные улицы города, в этот хаос грузовиков, машин, мотоциклов, рикш, велосипедов, людей, коров, буйволов, коз, редких слонов и собак, где все это переплеталось друг с другом совершенно нерегулируемым образом, подобно фейерверку. Пока мы шли через этот беспорядок, мы сменяли друг друга в повторении определенного образца не имеющих значения слов, например "анголо монголо, анголо монголо".
Затем магическая формула повторялась три, четыре или пять раз в зависимости от желания партнера. Даже после нескольких минут этого упражнения я замечал, что никакие другие мысли не могли укрепиться в моем мозге и мое тело маневрировало через массу народа практически само по себе, быстро и даже ни с кем не сталкиваясь. Упражнение также несло с собой возросший уровень осознанности, ограниченный этим периодом времени. Но кто сможет быть занятым только "анголо монголо" в течение всего дня?
Армянский мистик Г.И. Гурджиев ввел термин "самовоспоминание" - напоминание о себе - для обозначения того, что я называю духовной осознанностью. Чтобы помочь своим ученикам понять, как помнить самих себя, он просил их, например, вспоминать о себе всякий раз, когда они проходят через дверь.
Я иногда писал себе маленькие записки, которые прикреплял на стратегически важные места, такие, как дверца холодильника или приборная доска моего автомобиля. Когда я еще курил, я, бывало, клал записки такого содержания, как "я есть здесь и сейчас" или просто "я есть", прямо в пачку сигарет. Вы можете приспособить это упражнение к себе. Однако проблема с этим упражнением заключается в том, что со временем оно теряет свою пользу. Как только сознание приспособится к нему, оно уже не будет приносить желаемый результат.
Больше сознательного всегда ведет к результатам. Когда мы становимся более знающими, то вполне логично, что бессознательное уменьшится. Бессознательные действия, подобные избыточному употреблению алкоголя, сигарет и других веществ, будут постепенно отходить на задний план. Уже не будет необходимости пытаться забыть настоящее с помощью бутылки вина, если мы захотим проживать каждый момент сознательно. (Однако я не считаю употребление алкоголя, сигарет, кофе и т. д. безнравственным.)
Гипноз и самовнушение Эти два метода могут стать отличными инструментами на нашем пути, но они требуют относительно больших усилий. Самовнушение должно постоянно повторяться, чтобы оно работало, а для гипноза необходим опытный терапевт, если вы не сильны в самогипнозе.
Будьте предельно осторожны, когда делаете внушения своему подсознанию. Как только червяк попадает в яблоко, совсем не просто вытащить его оттуда! Медитация По моему мнению, медитация является лучшим методом. Во время медитации мы учимся наблюдать внутренний диалог без какого бы то ни было манипулирования. Мы не пытаемся прогонять мысли, а смотрим на них как на фильм внутри нас.
Существует много различных видов медитации, подходящих для различных типов людей. Во многих из них ключ к осознанности лежит в дыхании. Наблюдайте за своим дыханием, и вы будете автоматически следить за своими мыслями, эмоциями и физическими ощущениями.
Безусловно, для медитаций, подобных випасане или дзадзэн, вначале необходимо удалиться в спокойное место. Однако медитирование в течение получаса или даже часа каждый день - это только одна капля в тяжелой работе повседневной жизни.
Самым главным в дыхательной медитации, похожей на випасану, является то, что мы можем погружаться в нее практически при любом виде деятельности и не только во время деятельности. Существует старая индусская медитация, сутра, которую можно найти в чудесной книге Пола Репса*. Говорят, индийский бог Шива дал ее своей возлюбленной Парвати. К сожалению, детальное описание этой медитации можно найти только в книге Ошо "Виджьян Бхайрав Тантра". Я думаю, что это одна из лучших книг, имеющихся по медитации.
* Paul Reps, Zen Flesh Zen Bones, Charles E. Tuttle Company, ISBN 0-8048-0644-6.
Сутра гласит: "Будучи вовлеченным в мирскую деятельность, сохраняй внимание между двумя вдохами и, практикуясь таким образом, через несколько дней родишься заново".
С помощью этой медитации вы сможете проживать повседневную жизнь со всеми ее видами деятельности в глубоком состоянии осознанности, независимо от того, идете ли вы на прогулку, читаете книгу или смотрите телевизор. По моему мнению, самым важным для любого вида медитативного упражнения является то, что оно помогает сосредоточиться человеку, который медитирует. В нормальном состоянии наше сознание не сконцентрированно. Только в тот момент, когда мы концентрируем его в определенной точке, мы можем конструктивно использовать его для нашего роста.
Чем более интенсивно мы вовлекаемся в медитацию, тем больше мы отделяем себя от отождествления с внутренним диалогом. В результате этого мы становимся менее зависимыми от наших мыслей и чувств, настроений, хорошей физической формы или отсутствия таковой. Это, в свою очередь, выражается в отношении доверия к настоящему, в чувстве справедливости всего, что происходит или не происходит.
Это не означает, что нам следует перестать следовать нашим импульсам и не открывать зонтик, когда идет дождь. Напротив, мы учимся действовать более эффективно при независимом образе мыслей.
В мире, подобном нашему, когда кто-нибудь с трудом может себе позволить провести жизнь в медитации в пещере, этот тип "рыночной медитации" является самым дорогим подарком, который вы себе можете сделать.
Быстротечность Все вещи быстротечны в нашем земном существовании. Здоровье и болезнь, счастье и печаль, бедность и богатство являются противоположностями, которые дополняют друг друга. Одно не может существовать без другого.
Единственное, в чем мы можем быть абсолютно уверены на земле, - это смерть. Все живые существа должны рано или поздно умереть, потерять свои смертные тела, свои воспоминания, способности, мысли, чувства, знания, оставить позади себя свои земные достижения и раствориться в вечности.
В 1360 году японский мастер дзэн, Козан Ичикио, перед тем, как отложить свою кисть для писания и оставить этот мир, написал следующее стихотворение: С пустыми руками я пришел в этот мир. С босыми ногами я покидаю его. Мой приход и мой уход - Два простых события, Переплетенных друг с другом.
Мы не только приходим в этот мир и покидаем его в одиночестве, мы также не можем взять что-нибудь с собой в другой мир - если, конечно, он существует. Если постоянства нет, бессмысленно привязывать нашу лодку к нашей собственности и мечтам. Следовательно, также бессмысленно и держаться за определенную философию, мысли, чувства и ценности, которые мы заберем с собой в могилу, когда все сказано и сделано. Но вместо того, чтобы взять их с собой в могилу, можно уже в течение жизни научиться отпускать их. Я думаю, что это является одной из важнейших задач в жизни!
Настоящий момент - это единственный момент, который находится в нашем распоряжении. Завтра существует только в нашей фантазии, и вчера также является только мыслью, воспоминанием, от которого нельзя освободиться. Мы полностью свободны и не привязаны именно в этот момент. По своей сути наша жизненная философия и идеология - это иллюзорные мыльные пузыри, одна из игрушек для людей.
Это может звучать до некоторой степени фаталистично, но это совсем не так. Абсолютная свобода несет в себе абсолютную ответственность. Мы несем ответственность не только за наши поступки, но также и за наши мысли и чувства. Каждый камень, брошенный в море коллективного бытия, образует маленькую волну, которая распространяется по всей Вселенной.
Наша ответственность как людей - заботиться и о нашей планете, и о своем земном теле. Многие мистики говорили, что только на Земле возможно стать просветленным в человеческом теле. Мы все слишком легко забываем о важности нашего земного тела и относимся к нему без должного уважения. В Библии сказано, что Бог создал людей по Своему образу и подобию. Сегодня нам следует постараться увидеть себя именно так: мы являемся проявлением Божественного здесь, на Земле. И эта божественность - единственное, что переживет жизнь и смерть в свете вечности.
Глава 5.
Опыт Эксперименты с Рэйки Люди часто задают мне вопросы, можно ли им делать то или иное с Рэйки. Всякий раз я удивляюсь, что есть учителя Рэйки, которые совершенно запрещают своим студентам экспериментировать с Рэйки. Единственное, что я нахожу этически неоправданным, - это посылать Рэйки кому-то, кто об этом не просил. С моей точки зрения, это граничит с манипуляцией, хотя и не принесет вреда другому человеку. Однако нам не следует ущемлять свободу других людей. За несколько лет до того, как я стал заниматься Рэйки, у меня был неприятный опыт, когда кто-то послал мне энергию Рэйки без моего знания и согласия на это. Я почувствовал, что мной манипулируют, и был "не в своей тарелке". И только несколько лет спустя я выяснил, что это было...
Единственное исключение, которое я делаю в этом отношении, это когда я вижу автомобиль скорой помощи, спешащий на место происшествия или в больницу. С помощью символа дистанционного исцеления, символа мысленного исцеления и, наконец, символа фокусировки энергии я посылаю энергию ситуации, молясь, чтобы ее было достаточно для исцеления или какой-то другой необходимости. Даже в этой ситуации я не посылаю Рэйки непосредственно раненому человеку.
Каждый из нас идет своим собственным путем. Подобно тому как нет двух одинаковых снежинок, все мы удивительным образом отличаемся друг от друга. То, что хорошо и полезно для одного человека, может быть бесполезно и даже вредно для другого. Поэтому я советую всем вам экспериментировать с Рэйки и выяснить для себя, как Рэйки может вам помочь продвигаться в вашей собственной жизни. Нет ничего, что мы не могли или нам не было бы позволено делать, когда мы просим свое сердце быть нашим советчиком. Ни один учитель не может научить этому ученика, потому что в конечном счете только вы сами знаете, что для вас хорошо.
Не только из личных соображений, но ради силы Рэйки я считаю важным экспериментировать. Жизнь постоянно идет вперед. Если Рэйки не будет продолжать развиваться вместе с нами, его скоро поставят в кладовку, как заржавевший инструмент. Если бы доктор Усуи не экспериментировал, сегодня не было бы никакого Рэйки! Я знаю многих людей, которые практиковали Рэйки и никогда по-настоящему не использовали свои способности, потому что они боялись сделать что-нибудь неправильно. Что за трата времени и энергии!
Чтобы заставить камень катиться, попросите ваше подсознание показать вам пути и техники для использования Рэйки, о которых вы еще не знаете сегодня. Конечно, возможно, что с Рэйки личная антипатия или несовместимость могут выйти на свет. Например, может так случиться, что определенный символ не находится в гармонии с определенной частью тела или органом. Если в каком-то отношении вы чувствуете себя нехорошо во время или после одного из ваших экспериментов, вы можете разорвать контакт с символом, если энергично потрете руки друг о друга или вымоете их до локтей холодной водой. Если это не поможет, прополощите горло холодной водой, примите душ и повторяйте короткую молитву, мантру или аффирмацию, относящуюся к благополучию, или просто пойте песню. Чтобы отделить от себя что-то неприятное и получить необходимую энергию, хорошей техникой для некоторых из нас также является прогулка. Рэйки и другие живые существа Энергия Рэйки предназначается не только для людей. Она окружает все и течет через людей, животных, деревья, камни, океаны и воздух. Люди также не являются единственными живыми существами, которые ищут и нуждаются в исцелении в нашем нездоровом мире. Как мы читали в главе "Вопросы и ответы", доктор Усуи говорит, что у животных также есть способность исцелять. Я это интуитивно понял около четырех лет назад. В то время я инициировал в Рэйки нашу черно-белую кошку Дао. Я чувствовал себя дураком, совершающим богохульство, но Дао понравилось посвящение. Когда у меня изредка болит желудок, я прошу ее полежать у меня на животе. Вот так в нашей большой семье лечат друг друга.
С момента инициации она была образцом здоровой кошки и никогда не дралась с другими кошками по соседству, хотя в хорошую погоду проводила все дни на улице. Не было никаких баталий и тогда, когда мы два года назад переехали и ей пришлось осваивать новую территорию. Мы, высокомерные человеческие существа, могли бы, безусловно, поучиться у нее некоторым вещам в этом отношении. Однако несмотря на все это, Дао не превратилась в вегетарианку: некоторые птицы и мыши до сих пор становятся жертвами нашей "Рэйки-кошки".
Является ли посвящение животных аморальным, оскверняющим или богохульственным действием? Я не верю, что это может быть так, пока вы чувствуете себя каналом Рэйки, а не "Создателем". По словам моего друга и учителя Рэйки Джинни Биддера, - ученик посвящается не учителем Рэйки, а через него. Таким образом, энергия Рэйки не дается нам другим человеком, а уже с рождения принадлежит каждому живому существу.
Я уже слышал о многих кошках, которые устраивались на коленях у реципиента во время посвящения или другой работы с энергией, даже если обычно они этого не делали. Что их заставляло делать это?
Природу со всеми населяющими ее живыми существами следует рассматривать в целом, и я считаю большой глупостью людей то, что они ставят себя выше всех других живых существ. Я полагаю, что самое изящное растение и самый крошечный муравей заслуживают такого же уважения, как самый большой слон или самый святой человек! Это не философия, а чувство, которое выросло внутри меня в течение ряда лет. Конечно, в глазах Бога я не святой: когда я был ребенком, мне нравилось убивать птиц, рыб, насекомых и других животных. Я любил ловить рыбу, и меня совершенно не беспокоило то, что приходилось убивать и потрошить ее. Сегодня мне становится нехорошо, даже если я на машине проезжаю мимо лавки мясника!
В 1977 году в Ирландии произошло событие, которое заставило меня стать вегетарианцем. Мы с друзьями путешествовали по стране и жили в течение недели или двух в палатке на ферме. Фермер одолжил мне свое ружье, и я пошел охотиться на кроликов. Когда я наконец увидел кролика, греющегося на солнце, я прицелился, подавил чувство гуманности, вспыхнувшее на какой-то момент внутри меня, и - бум - передо мной лежал кусок мертвого мяса.
Даже спустя недели меня мучила картина этих розовых кроличьих ушей, которые так замечательно сияли на солнце, пока я не отправил их в мир иной вместе с их владельцем. Я страдал и чувствовал себя нелюдью в самом истинном значении этого слова.
Моя жестокость настолько наполнила меня ужасом от содеянного, что в день посвящения на вторую ступень Рэйки я вспомнил эту ситуацию и со слезами просил прощения у Создателя за мою жестокую ошибку.
До тех пор пока в январе 1998 года в Германии я не встретил учителя Рэйки Кристель Селигманн, тема посвящения в Рэйки животных все еще была неприемлема для меня, и я не решался говорить об этом публично. Я узнал, что Кристель написала целую книгу о своем опыте с Рэйки и животными, и был очень заинтересован этим. Я могу сердечно рекомендовать ее, особенно для ветеринаров и тех из нас, кто живет за городом или имеет домашних питомцев.
Время испытания В последнее время Рэйки предлагается везде как быстрый курс. Я называю это методом "просто-добавить-воды", который означает создание чудесного меню Рэйки за самое короткое время.
Я могу очень хорошо понять, что мы все всегда торопимся и хотим иметь все как можно быстрее, но я верю, что лучше затратить как можно больше времени на освоение различных ступеней Рэйки. Это количество времени для каждого человека различно. Я не хочу создавать никаких правил по этому поводу, потому что их и так уже достаточно!
Я слышал, что между посвящениями первой ступени должно пройти не больше чем два дня, иначе энергия испарится. Здесь, в Японии, в старые времена люди встречались раз в месяц в течение шести месяцев, чтобы изучить первую ступень. Мы учили это в один или два дня, между которыми могла пройти неделя.