Пратима.
Употребление изображений богов в качестве символов верховного Бытия; богослужение перед этими символами совершается в качестве поклонения верховному бытию и не составляет идолопоклонства, которое подразумевают под этим термином. Пратьякша.
Непосредственное восприятие путем просветленного сознания и помимо всех органов чувств. Пратьятатман.
Состояние внутреннего просветления, или духовного познания. Пратьяхара.
Контроль над чувствами; часть относящаяся к дисциплине и практике йоги; пятый шаг по системе йоги Патанджали, имеющий целью сделать ум интроспективным, т.е.
обратить его внутрь себя и освободить от влияния всяких впечатлений извне. Притхиви.
Твердое вещество; земля; сгущенная масса. Пурака.
Вдыхание. Пурва миманса.
"Первое исследование"; одна из трех второстепенных систем индийской философии. Пуруша.
Духовное начало; Дух (смотри чтение о системе санкхья). Рага.
Зависимость чувств. Раджа-йога.
"Царская йога", "Высшая йога"; йога, выдвигаемая школой Патанджали и некоторыми другими, которая имеет в виду развитие психических и духовных способностей и контроль ума (см. чтение о системе йоги). Раджа.
Царский; главный; высший; превосходный. Раджас.
Деятельность; энергия; оживленность; одна из трех гун (смотри чтение о системе санкхья). Рама.
Знаменитый индийский древний мудрец и учитель, принимаемый за воплощение или аватар Кришны. Речака.
Выдыхание. Ригведа.
Древнейшая часть Вед, преимущественно состоящая из гимнов. Риши.
Великий мудрец или учитель, достигший стадии сверхчеловека и обладавший даром сверхчувственного восприятия. Рудра.
Первоначальное название Шивы в древней мифологии. Сагуна.
Обладающий качествами. Сама.
Род ментальной силы, направляющей ум внутрь себя и препятствующей ему заниматься внешностью. Самавайя.
Начало сцепления. Саманья.
Начало общности, или род. Самапатти.
Термин собственно означает "ларчик с драгоценностями"; употребляется йогами в переносном смысле для определения степени медитации. Самахди.
Трансцендентальное созерцание или экстаз; космическое сознание; сверхнормальное состояние, вызываемое размышлением, сосредоточенностью и т.п.; восьмой шаг по системе йоги Патанджали. Сампраджнята.
Предварительная ступень самахди, или сверхсознание, вытекающее из размышления по йоге. Самьяма.
Термин, употребляемый для обозначения трех высших ступеней по йоге Патанджали, известных под названием дхарана, дхьяна и самадхи; или, иными словами, ступени контроля ума, размышления и трансцендентального созерцания взятых в совокупности; слово это обозначает также и обуздание, или контроль. Сананда.
Третья ступень самьямы, или сверхсознание. Санатана.
"Вечная религия" Индии. Санкхья.
Великая система индийской философии, установленная Капилой за 700 лет до Р. Хр.; основные черты ее выражаются в идее о двойственном начале пуруша, или духа и пракрита, или природы, или всемирной творческой силы (смотри чтение о системе санкхья). Санньяса.
Отречение; состояние "не от мира сего"; отречение от положения, имени, состояния, семьи и всего, связанного с миром чувственных наслаждений. Последователь санньясы; аскет; тот, кто отказался от всего и последовал за духом. Сансара.
Мир феноменального существования; цепь повторных рождений; цикл существований; термин обыкновенно употребляется для обозначения разницы между проявляющейся феноменальной вселенной и Реальным Существованием, скрытым за ней. Санскара.
Отпечаток в ментальном веществе, который влияет на установление обычаев. Сат-чит-ананда.
Термин, употребляемый для обозначения Абсолюта, Брахмана, или Того, и состоящий из трех слов: "Абсолютное Существование, или Бытие – Абсолютная Премудрость, или знание – Абсолютное Блаженство, или Счастье". Сат.
Абсолютное Существование; один из терминов применяемых к абсолютному Брахману или к Тому. Саттва.
Одна из трех гун; гуна радости, добра и света (см. чтение о системе санкхья). Сахасрара.
Последний лотос, расположенный в мозгу по системе йоги Патанджали; иногда его принимали за самый мозг; "тысячелепестковый лотос". Свадхиштхана.
Второй лотос, по системе йоги Патанджали, расположенный за пупком. Свами.
Духовный учитель. Сиддх.
Сверхнормальное могущество сиддхов. Сиддханта.
Позитивное знание. Сиддхи.
Йоги, достигшие полубожественного могущества, посредством сверхсознательного знания. Смрити.
Память; термин, применяемый, за исключением Вед, ко всем священным книгам, некогда передававшимся устно, по памяти. Сома.
Нектар древних богов; индийское растение. Сохам.
Термин, означающей "Я есмь Он", употребляемый бхакти-йогами во время экстазае подразумевающий их отношения к Брахману, или равносильный положению суфиев: "Я есмь Бог". Стхулашарира.
Грубое физическое тело, названное так в отличие от лингашариры, – или тонкого тела, или эфирного двойника Сушумна.
Канал, преходящий через центр спинного хребта, по которому подымается кундалини при упражнениях йогов. (См. чтение о системе йоги). Сушупти.
Состояние глубокого сна без сновидений. Таджас.
Элемент огня. Тадьята.
Восторженное состояние, свойственное некоторым передовым бхакти-йогам; состояние, когда человек теряет сознание своей личности и чувствует, себя погруженным в божественное "сияние", благодаря своей любви к Богу. Тамас. Тьма; одна из гун; гуна лености, невежества и тупости. (См. чтение о системе санкхья). Танматры.
Тонкие элементы природы, из которых возникли грубые элементы. Тапас.
Аскетические упражнения для контроля над плотью путем поста, сурового образа жизни, самоистязания и т.п. "Тат Твам Аси".
Термин, означающий "Ты есть То" и употребляемый индийскими учителями по отношению к их ученикам для выражения идеи о родстве их с Брахманом, благодаря обитающему в них духу. Таттвы.
Начала; категории; первичные подразделения; Истины. Тришна.
Желание; жажда; страстное стремление; ненасытная алчность. Туага.
Отречение от низшего во имя высшего. Турья.
Высшее состояние сознания. Удана.
Нервный поток, контролирующий органы речи. Удгатха.
Возбуждение кундалини. Упайяпратьяйя.
Напряженное мышление об отвлеченностях, или отвлеченных предметах. Упанишады.
Позднейшие священные книги Индии. Уттара миманса.
Название веданты, системы индийской философии, означающее "последующее исследование" или "исследование последующей части", причем слово "исследование" относится к Ведам. Хатха-йог.
Последователь или практик хатха-йоги. Хатха-йога.
Йога физического благосостояния, или физического контроля, ведущего к физическому совершенству и подготовлению достойного храма для духа; в искажении это понятие применяется для обозначения низменных и ненормальных упражнений, суровостей и самоистязаний факиров и ложных йогов в Индии. Хум.
Мистическое слово, произносимое во время молитвы, как, например, в священном стихе: "Ом Мани Падме Хум". Чайтанья.
Чистый разум; а также имя знаменитого индийского учителя, жившего в 1500 г. после Р.X.; предполагают, что он был воплощением или аватаром Кришны. Чарвака.
Материалист; индийский термин для обозначения человека, отвергающего духовную философию. Чидакаша.
Ментальное пространство, в котором возвышенная душа обретает познание о вселенной. Читта.
Ментальное вещество, или тончайшие элементы, из которых ум развился и проявился. Читтакаша.
Пространство, доступное для ума. Шайва.
Культ поклонников Шивы. Шакти.
Власть; авторитет. Шакти.
Начало жизненной энергии, или космической энергии, или природы. Шактии.
Поклонники шакти. Шанкарачарья.
Великий индийский учитель, живший около 800 года после Р. Хр.; толкователь и комментатор веданты. Шива.
Третий член индийской Троицы, олицетворяющий начало разрушения или изменения; идея поклонников Шивы о высшем Бытии (см. чтение о религиях Индии). Шишья.
Ученик, неофит, или последователь гуру; чела. Шлока.
Стих поэмы, или Священного Писания. Шравана.
Необычайный сверхчувственный слух, развиваемый, будто бы, посредством практики йоги. Шри.
"Благословенный" или "священный"; так называли великих мудрецов или учителей Индии их последователи. Шуньявада.
Учение о том, что за феноменальным миром находится бесконечная пустота, или Ничто. Род философского нигилизма. Экам.
Единый; отсюда эканистха, или служение одному идеалу; эканта-бхакти, т.е. единая любовь к Богу; экатмавада, т.е. монизм в философии; экайана, или единая поддержка вселенной, т.е. Бог. Экарга.
Одно из состояний сосредоточения. Яма.
Самообуздание; первый шаг по йоге системы Патанджали.