Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
С течением времени Индра, как впрочем и другие боги ... Реклама на сайте:
» Растолкуйте свой сон по соннику Ванги ... |
С течением времени Индра, как впрочем и другие боги индийского пантеона, отошел на задний план, уступив место возвышенной личности Будды.МАНИ КАК АЛМАЗНЫЙ ЖЕЗЛ.С течением времени Индра, как впрочем и другие боги индийского пантеона, отошел на задний план, уступив место возвышенной личности Будды. Ваджра, как символ могущества Индры в сфере сил природы, стал пониматься иначе – как символ духовного господства и, соответственно, как атрибут Просветленного. В этой связи ваджра это уже не "удар молнии", хотя за это выражение упрямо цепляются многие переводчики. Это было бы оправданно, если бы мы имели дело с ваджрой как эмблемой бога-громовержца. Однако в буддийской традиции никаких таких ассоциаций не сохранилось. Ваджра рассматривается как символ высшей духовной силы, непреодолимой и непобедимой. Поэтому она сравнивается с алмазом, который может разрезать любое другое вещество, но сам алмаз невозможно разрезать ничем. Еще одной причиной сравнения в буддизме ваджры с алмазом является то, что она обладает высшей ценностью – неизменностью, чистотой и прозрачностью. Это выражено в таких терминах, как "Алмазный Трон" (ваджрасана), обозначающий место, где Будда достиг Просветления, "Алмазный Резец" (ваджрачхедика) – название одного из самых глубоких философских текстов Махаяны, который заканчивается такими словами: "Это священное изложение будет называться "Ваджрачхедика праджня-парамита сутра", потому что оно твердое и острое как алмаз, отсекающий все спорные понятия и ведущий к другому берегу, Просветлению". Те школы, которые поместили это учение в центр своей религиозной жизни и мысли, стали поэтому известны под общим названием Ваджраяна – Алмазная Колесница. Во всех этих терминах понятие "удара молнии" полностью исключено, и это же верно для палийских терминов, например, Ваджираняна (Алмазное Знание), и других. Идеи, которые были связаны с термином ваджра у буддистов ранней Ваджраяны нашли свое отражение в тибетском эквиваленте для слова ваджра, т.е. "рдо-рже" (произносимого "дорже"): "рДо" означает "камень", "рЖе" – "правитель", "владыка", "учитель". Таким образом, "дорже" – это "Царь камней" – самый драгоценный, самый могущественный и благородный из всех камней, т.е. бриллиант. Как видимый символ ваджра принимает форму жезла (эмблема высшей царской власти) и поэтому правильно будет называть его "алмазным жезлом". Этот жезл имеет форму, соответствующую его функции. Его центр – это сфера, которая представляет собой зародыш вселенной в его недифференцированной форме в качестве "бинду" (точка, нуль, капля, мельчайшая частица). На его потенциальную силу указывает спираль, исходящая из центра этой сферы. От недифференцированного цельного центра отходят два полюса процесса развертывания в виде цветов лотоса, представляющих полярность всего сознательного бытия. Здесь берет свое начало пространство, т.е. наш трехмерный мир, символизирующийся "четырьмя сторонами вселенной", в качестве оси которой в центре находится гора Меру. Это пространственное развертывание соответствует духовной дифференциации принципа Просветления в форме пяти преображенных составляющих нашего сознания и соответствующих им Дхьяни-Будд; в нем сознание Просветления раскладывается подобно лучам света, проходящим сквозь призму.(более подробно об этом в следующих главах). Соответственно, мы видим, что из двух цветков лотоса выходят пять "лучей энергии" (изображаются пятью металлическими ребрами или спицами), которые вновь сходятся в точке вершины центрального луча, образуя с каждой стороны кончик ваджры, точно так же, как при медитации все силы сознания садхаки (практикующего) собираются в одной точке. Точно так же, как и в мандале (концентрическая диаграмма или пластическая модель, используемая для медитации, см. ниже Часть III), число лепестков лотоса может быть увеличено с четырех до восьми, включая промежуточные направления, так и здесь число лучей или ребер ваджры, сходящихся на осп, может быть увеличено с четырех до восьми. В первом случае мы говорим о пятиконечной ваджре, в последнем случае – о девятиконечной. Как и в мандале, центр всегда включается в это число. В самом деле, ваджра является абстрактной (т.е. не предметной) объемной двойной мандалой, двоичность которой (это не затрагивает вышеупомянутые числа, которые отражают лишь общую структуру обеих сторон) выражает полярность, относительный дуализм в структуре сознания и мира и постулирует "единство противоположностей", т.е. их внутреннюю взаимосвязь. Лама Анагарика Говинда Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Читайте далее: Предыдущая страница: Ключевые слова этой страницы: мани, алмазный, жезл. Скачать zip-архив: МАНИ КАК АЛМАЗНЫЙ ЖЕЗЛ. С течением - zip. Скачать mp3: МАНИ КАК АЛМАЗНЫЙ ЖЕЗЛ. С течением - mp3. |
» ВТО. Способствующие Факторы выходу в Астрал... |
|