Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
В Йога-шастре хорошо известно, что нектар находится в ... Реклама на сайте:
» Мантры Востока. Мантры Индуизма... |
В Йога-шастре хорошо известно, что нектар находится в голове всякого дышащего создания, и что когда Кундалини идет по пути Йоги, орошаемому потоком нектара, тогда йогин становится подобным самому творцу".Энергия Кундалини."В Йога-шастре хорошо известно, что нектар находится в голове всякого дышащего создания, и что когда Кундалини идет по пути Йоги, орошаемому потоком нектара, тогда йогин становится подобным самому творцу". Чакры, однако, не всегда упоминаются те же, что были описаны выше. Это видно из приводимого для примера отрывка из "Шатчакра Упанишада" (из состава "Атхарваведы"). Видимо, здесь речь идёт о космических центрах и почитании Аватара Вишну, называемого Нарасимхой. "Ом! Дэвы, идущие к Сатьялоке, так говорит Праджапати: — Расскажи нам о Чакрах Нарасимха. (На это он отвечает): — "Есть шесть Чакр Нарасимха. Первая и вторая каждая имеет по четыре спицы,1 третья – пять, четвертая – шесть, пятая – семь, шестая – восемь спиц. Это – шесть Чакр Нарасимхи. Теперь – их имена, о которых ты спрашиваешь: Ачакра, Сучакра, Махачакра, Сакалалока-раксана Чакра, Диучакра, Асурантака-Чакра – вот их почитаемые имена". 1 "Чакра" – дословно "колесо" – прим. пер. — Теперь скажи, что есть три круга (Валайя)? — "Это внутренний, средний и внешний. Первый – Биджа, второй – Нарасимха Гаятри, и третий, или внешний, это Мантра. — Что есть внутренний круг? — "Есть шесть таковых, по одному для каждой Чакры, а именно (последовательно): Нарасимха, Махалакшмия, Сарасвата, Камадэва, Пранава, Кродха-дайвата, (Биджа). Есть шесть внутренних кругов шести Нарасимха Чакр". — А теперь скажи, что есть средний круг? — "Их есть шесть. К каждому из них принадлежит Нарасимхая, Видмаха, Ваджанакхая, Дхимахи, Таннах, Симхах, Прачодаят – последовательно. Это шесть кругов шести Нарасимха Чакр". — Что есть шесть внешних кругов? — "Первый – Анандатма или Ачакра, второй – Трийатма или Сучакра, третий – Дхотиратма или Маха Чакра, четвертый – Майатма или Сакали-лока Ракшана Чакра, пятый – Йогатма или Джу-чакра, и шестой – Самаратма или Асупантака Чакра. Таковы шесть кругов шести Нарасимха Чакр". — Где они размещены? — "Первый из них в сердце, второй – в голове, третий – на макушке, четвертый – выше тела, пятый – в глазах, и шестой – во всех областях. Тот, кто делает Нийаса этих Нарасимха Чакр из двух частей, тот становится искусным в Анустубх,1 достигает милости господа Нарасимхи, успеха во всех областях и среди всех существ, и, наконец – освобождения (Кайвалья). Вот почему нужно делать эту Нийасу. Тот, кто совершенствуется в почитании, тот благочестив и угоден Нарасимхе. Кто упускает это, тот не достигнет ни благословения Нарасимхи, ни силы, ни благочестия. 1 Т.е. приобретает искусство красноречия, становится поэтом. Он знает начало и конец всех вещей и способен объяснить все. Тот, кто читает это, тот становится сведущим во всех Ведах, достигает совершенства в ритуалах во всех храмах, становится подобным тому, кто совершил омовение во всех местах паломничества, адептом во всех Мантрах и чистым внутри и снаружи. Он становится разрушителем всех Ракшасов, Бхут, Пишачей, Шакини, Претов и Веталов. Он освобождается от всякого страха. Поэтому об этому нельзя говорить тому, кто не верит". Несмотря на всеобщее признание этой Йоги, она всё же не избегла некоторой современной критики. Вот следующий отрывок, высказывание одного Гуру, получившего английское образование. Я получил это от одного из его учеников, как критические замечания по поводу моего перевода "Шат-Чакра Нирупана". "Йога как средство освобождения достигается через вход в двери Джняны и Кармы. Йога – это несомненное блаженство, потому что это – соединение Дживатмана с Брахманом, чья суть – блаженство. Но есть различные формы блаженства – например, физическое блаженство бывает грубое или более тонкое. Ошибочно было бы полагать, что если метод Йоги ведет к блаженству, то только поэтому он уже обеспечивает освобождение. Чтобы быть освобожденным, нужно достичь того особого вида блаженства, которое и есть Брахман. Однако несколько веков назад группа атеистов (буддисты) провозгласила доктрину Пустоты (Шуньявада) в своём заблуждении утверждая новый вид освобождения – Нирвану. Так та дверь, которая вела к освобождению, оказалась прочно запертой. Сегодня эти двери закрыты на три замка: Первый замок – это учение, что через веру можно достичь Кришны, но как только появляются аргументы разума, Кришна сразу же исчезает. Второй замок – это заблуждение Брахманистов, которые по западному образцу полагают, что можно контролировать бесформенного и неизменного Брахмана, заперев его в храмы и повторяя, что он милостивый и любящий отец, всегда заботящийся о нашем благе; и что если его умилостивить, то он будет доволен, ибо почитание (Упасана) – это форма лести. Третий замок – это точка зрения тех, для которых все религиозные акты – не более чем суеверие, и для кого свой собственный интерес – единственное благо, и кто получает удовольствие от пускания пыли в глаза другим, обеспечивая себе похвалы от тех, кого они ослепили. Так, по причине исчезновения авторитета Вед в Кали-Югу, Вишну проявился как атеист Будда и допустил обнародование различных лже-доктрин, например, учения об Архатах. Рудра был поражён грехом разрушения головы Брахмы. Тогда он начал танцевать, и множество Уччхиста (Ucchista), ста низших злонамеренных Рудр, чьи дела никогда не бывают благими, возникли из его тела. Вишну и Шива спросили друг друга: "Можем ли мы сделать еще что-либо доброе для людей?" Тогда они обнародовали Шастры, противоположные Ведам и подходящие для ума с атеистическими наклонностями, чтобы этим, может быть, поднять его к более высоким вещам. Такими писаниями Бог вводит в заблуждение злонамеренных. Поэтому сейчас мы должны делать различение между Шастрами. И то, что на санскрите написано "Шива сказал", еще не означает, что мы должны принимать на веру всё, что следует после этого заявления. Всё, что противоположно Ведам и Смрити, должно быть отвергнуто. Из врагов Вед, для которых эти Шастры были предназначены, одни стали Вишнуитами, другие – Шиваитами. Одними из таких писаний были Тантры с их материалистической системой Йоги, называемой Шатчакра-Садхана, которая – просто обман со стороны профессиональных Гуру, которые без колебания предали огласке забытые писания. Упоминание о тантрических Шастрах наполняет нас чувством стыда. Шат-Чакра Садхана – это явное препятствие духовному развитию. Нельзя отрицать блаженство, которое, как говорят те, кто испытывал его, достигается подъёмом Кундалини к Сахасраре. Но это – просто высшая степень физического, преходящего блаженства, которое исчезает вместе со смертью тела, а не то блаженство, которое есть освобождение и Брахман. Освобождение приходит не от проникновения в Сахасрару, а от выхода через Брахма-Рандхру, когда достигается бестелесность. Тантрические же садхаки остаются в теле и таким дешевым способом достигают освобождения, так же как Брахманисты и последователи Арья-Самадж становятся якобы знающими Брахмана такой же малой ценой. Нектар дешев для Тантристов. Но то что дешевле, то всегда хуже, и это становится ясным когда кто-либо пытается получить плоды от таких попыток. Хотя, естественно, все люди бывают заинтересованы, когда слышат о Шатчакра. Многие так погружаются в Тантризм, что не видят ничего плохого в этих Шастрах. Индусы сейчас настолько запутаны своими тантрическими Гуру, что сами не знают, чего хотят. В течении веков они настолько привыкли к Тантрической Дхарме, что уже не осознает неприемлемость этого ни для индуиста, ни для мусульманина. Эти люди (те, для которых упомянутый выше Гуру писал эти заметки) полные Млеччхаты,1 хотя, конечно, можно предполагать, что с точки зрения тантрического учения и для таких тоже возможен прогресс. Для таких как они лучше это, чем вообще ничего. И Гуру обманывают их своими обольщающими рассказами о Шатчакра. Подобно пестроте современной рекламы, они предлагают показать так называемые лотосы тем, кто захочет присоединиться к ним. Они предлагают собирать людей и отводить их к Дикша-Гуру (посвятителю). В этом последователи тантризма напоминают подобны кули, работникам, которых (обманными обещаниями) вербуют для чайных плантаций. Тантристы утверждают, что лотосы действительно есть. Но если это так, то почему они не говорят, как можно их увидеть? Они также предполагают, что Дэвата, Дакини, Йогини всегда готовы, чтобы в любой момент убедиться в их существовании. Но тогда как же они все материальны! Они говорят о неком Пара-Шиве, существующем выше Шивы, как будто может быть более чем один Брахман. Ещё они говорят, что нектар имеет цвет, подобный цвету цветка мака. Но если это так, тогда это грубоматериальная вещь, его может выжать врач, и нет необходимости в Гуру. Короче говоря, тантрическая Шатчакра – это ни что иное, как конфетка в руках ребенка. Ребенок в пути, и чтобы он был спокоен, ему дают конфетку. Но если он почувствует и поймёт, что конфетка дана ему чтобы отвлекать его, он отбросит её прочь и найдёт ключи к замкам Йоги, называемым Джняна и Карма. Эти процессы Йоги были открыты в индийском обществе столетия назад. Около 2500 лет назад2 Шанкара, разрушая атеизм, искоренил и Шат-Чакра Йогу. Шанкара показал тогда бесполезность Тантр. Но сегодня они снова пытаются войти в индийское общество, и их снова нужно искоренить". 1 Этим словом правоверные индуисты называют всех не индуистов, подобно тому, как эллины называли "варварами" всех не эллинов. 2 Так индуистская традиция указывает время жизни этого философа. (По оценкам западных ориенталистов, он жил в VIII в н.э. – прим. пер.) Автор этих заметок упустил, возможно по незнанию, что о Чакрах упоминали еще Упанишады. Описываются они и в Пуранах. Допустим, Чакры, описанные в Пуранах, соответствуют Ведам, а тантрические Чакры – нет. Известно, что в "Шива Пуране" есть упоминание о шести центрах, но там не утверждается их реальное существование и ничего не говорится о Садхане, связанной с ними. Там утверждается, что эти центры нужно просто воображать в религиозных целях. При внешнем почитании богов и богинь им поклоняются в лотосах. Другие Пураны высказывают такую же точку зрения, с той лишь разницей, что там внешнее почитание превращается во внутреннее. Согласно Пуранам, если кто-либо совершает почитание внутреннего лотоса, то из этого не следует предполагать, что нечто на самом деле имеется у него внутри. Такое почитание – это просто воображение, хотя интересно отметить, что там же в тексте сказано, что такое воображение может дать реальные плоды для того, кто совершает почитание. Нужно отметить, что в "Линга Пуране" нет ничего о Кундалини, пересекающей шесть центров, пьющей нектар и т.п. Пурана просто говорит: "размышляй о Шиве и Дэви в разных лотосах". Так что есть принципиальная разница между двумя системами. "В пуранических описаниях Чакр все ясно, а в тантрических – всё покрыто тайной, потому что иначе как была бы возможна вся эта мистификация бессовестных Гуру?". Так же, как буддисты спорили с критикой их Шуньявады, так и тантристы будут опровергать эти заключения о происхождении их Шастр. Историк может поставить под сомнение утверждение о том, что Шанкара упразднил Тантры, ибо, согласно "Шанкара-виджайе", его деятельность вообще не была направлена на упразднение какой-либо из существовавшей в его время сект, но служила их преобразованию и установлению единства и связи между ними, чтобы через их различные методы следовать общей идее. Поэтому, даже хотя Кракаса был поглощен в своём Боге, явно тантрическая секта Капаликов, которую он представлял, продолжала существовать с одобрения Шанкары, хотя, возможно, и в несколько измененной форме под руководством Вашуканатха. Брахманисты, последователи Арья Самадж, Вишнуиты и Шиваиты должны негодовать при чтении этих критических замечаний, поскольку они затрагивают их. Я не отдаю предпочтения каким-либо религиозным фракциям, но ограничусь следующим наблюдением. Критика, не смотря на свою "благочестивую" резкость по отношению к тем учениям, которые не одобряет её автор, содержит несколько справедливых замечаний. Я не занимаюсь здесь ни установлением реальности или ценности этого метода Йоги, ни доказыванием тех или иных положений учений, кроме случаев, связанных с действительными экспериментами и опытом. Но с точки зрения истории учения, могу отметить следующее. Верно, что Карма и Джняна – средства достижения освобождения. Они, и Бхакти (преданность), которая может быть как в Карме, так и в Джняне, – все они содержатся в восьми ступенях Йоги. В них включены и Тапас – форма Карма-Йоги, и Дхьяна – форма Джняна Йоги. Как уже говорилось, 8 ступеней Йоги включают в себя и процессы Хатха Йоги, такие как Асаны и Пранаяма. Хатха йог уделяет больше внимания физическим (Хатха) процессами. Хатха-видья признает, что она – вспомогательный метод Джняны, посредством которой достигается Мокша. Также совершенно верно, что некоторые формы блаженства могут быть вызваны опьянением или употреблением наркотиков, но никто не считает это блаженство освобождением. Процессы Хатха-Йоги тоже могут обеспечить различные формы грубого или тонкого телесного удовольствия, которое также вовсе не блаженство. Это явно неправильное понимание описываемой здесь системы, если её определять как чисто материалистическую. Как и другие формы Йоги, она имеет материальную сторону в Хатха-аспекте, поскольку в человеке есть и плотный, и тонкий и духовный аспекты. Есть в нем и аспект Джняны. В любой форме Йоги есть ментальные упражнения. Так как Джива и материален и духовен одновременно, необходимы дисциплина и прогресс в обоих аспектах. Кундалини пробуждается Мантрой, которая – форма сознания. "Это тот, чье существо погружено в Брахман" поднимает Дэви Кундалини Мантрой Хум-кара ("Шат-Чакра Нирупана", шлока 50). Сама Дэви – Шуддха Саттва (там же, шл. 51) Мудрый и совершенный йогин погружается в Самадхи и, поклоняясь лотосоподобным ногам Гуру, ведёт Кула-Кундалини с Дживой к её господу Пара-Шиве в обитель освобождения внутри чистого лотоса и сосредотачивается на Чайтанья-рупа Бхагавати, исполняющей все желания. (Это та Дэви, чья форма – само чистое сознание). Когда он ведет так Кула Кундалини, то всё в нём поглощается Ею". Медитация должна производится на каждом из тех центров, в которых Она действует. Но только в Аджня Чакре Манас может соединиться с Ней и быть поглощенным Кундалини, становясь единым с Джняна Шакти, которая – тоже Она, ибо Она – все Шакти. Поэтому Лайя Йога – это сочетание Кармы и Джняны. В первой мысленно, а второй непосредственно достигается освобождение. В Аджне находится Манас и ОМ, и на них сосредотачивается Садхака ("Шат-Чакра Нирупана", 33). Атма Садхака трансформируется медитацией на этом лотосе (34). Его Атма – Дхьяна ОМ, которая – внутренний Атма тех, чей Буддхи чист. Он реализует свое единство с Брахманом и то, что Брахман – это единая реальность (Сат), а всё иное – нереально (Асат). Поэтому он становится Адвайта-вади, тем, кто постиг тождество индивидуального и вселенского "Я". Ум с помощью повторяющейся практики растворяется, и такая практика сама представляет собой умственную деятельность (там же, 36). Йог, размышляющий о Мантре, с помощью которой он реализует единство Праны и Манаса, "закрывает дом, остающийся без опоры". Этим он освобождает свой Манас от всякого контакта с объектами мира (шл. 36) через достижение Унмани Авастха. Здесь находится Парама Шива. Это не означает, что тантристы полагают, что есть разные Шивы в смысле различных божеств. Есть единый Брахман. Рудра, Шива, Парама-Шива – это только имена для различных проявлений Единого. Когда говорится, что какой-либо Дэвата находится в той или иной Чакре, это означает что там область действия Брахмана в его Дайва аспекте, проявляющегося как Дэвата. Поскольку виды проявления Брахмана различны, то различны и Дэвата. ХАМСАХ в Сахасраре содержит в себе всех Дэват (шл. 44). Здесь, в Аджне, во время смерти йог помещает свою Прану, и входит в "высочайшего Пурушу, который был раньше трех миров и был познан Ведантой" (шл. 38). Это действие, подобно другим, сопровождается определенными Хатха-процессами, совмещенными с медитацией. Эта медитация соединяет Кундалини и Дживатму с Бинду, который Шива и Шакти. После такого соединения йогин проникает в Брахма-рандхру и освобождается от тела при смерти, становясь единым с Брахманом. Второе причинное тело выше Аджни и ниже Сахасрары можно видеть только посредством медитации (шл. 39), когда достигается совершенство в практике Йоги. Шл. 40 относится к Самадхи Йоге. О Сахасраре говорится, что она сокрыта и достигается только большими усилиями; это тонкая "Пустота", которая – главный корень освобождения. (шл. 42). В Парама-Шиве соединены две формы блаженства (шл. 42), – Раса, или Парамананда Раса (блаженство освобождения) и Вираса (блаженство от соединения Шивы и Шакти). От этого последнего соединения появляется Вселенная и нектар, который затопляет нижний мир или тело. Аскет (Яти) чистого разума имеет знание, посредством которого он реализует единство Дживатмы и Параматмы (шл. 43) "Самый совершенный из людей тот, кто контролирует внутренние силы в Сахасраре и познал это – тот свободен от перерождения". Этим достигается освобождение, Мокша. (шл. 45). Он становится Дживанмукта и остаётся в своём теле до тех пор, пока это ему необходимо чтобы проработать свою Карму, действие которой уже началось, так же как вращающееся колесо будет катится еще некоторое время после того, как прекратилась причина его вращения. Это Бхагавати-Нирвана-Кала, которая дарит божественное освобождающее знание, Таттва Джняна или знание Брахмана.(шл. 47) Внутри этого – Нитьянанда, которое – само чистое сознание (шл. 49) и достижимо только для йогинов через чистую Джняну. Эта Джняна обеспечивает освобождение. "Майя Тантра" говорит: "Кто изучил Йогу, тот знает, что это – единство Дживатмы и Параматмы (в Самадхи)". Другие говорят, что это тождество Атмы и Шивы. Последователи Агама говорят, что Йога – это знание Шакти. Иные говорят что Йога – это познание Парама Пуруши, а последователи Пракрити-вады говорят, что познание единства Шивы и Шакти и есть Йога (шл. 57). При растворении Кундалини в Парабинду Дэви дает Садхаку освобождение посредством его медитации над тождеством Шивы и Атмы в Бинду. То же происходит и при некоторых других процессах с медитацией над Шакти. В других случаях это достигается медитацией на Парама-Пуруше или же медитацией Садхака на единстве Шивы и Шакти". Почитанием какого либо особого божества действительно можно постичь свое единство с объектом почитания. При почитании Пранавы (ОМ) почитатель на мгновение постигает свое тождество с Омкарой. В других формах почитания он постигает свое тождество с Кундалини, которая воплощена посредством различных Мантр в почитании поклоняющихся ей. Поэтому Джняна – это и Крийя-Джняна и Сварупа-Джняна. Последняя – это непосредственный духовный опыт, а первая – процесс медитации, ведущий к такому опыту. Сначала происходит Крийя-Джняна, а когда Кундалини соединяется с Шивой, она даёт Сварупа Джняну. Этим есть по сути сама её природа. Артур Авалон Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Читайте далее: Предыдущая страница: Ключевые слова этой страницы: энергия, кундалини. Скачать zip-архив: Энергия Кундалини. " В Йога-шастре хорошо - zip. Скачать mp3: Энергия Кундалини. " В Йога-шастре хорошо - mp3. |
» Гипноз и самопознание... |
|