Говоря о гипнозе, люди часто имеют в виду что-то почти сверхъестественно
("...он к нему подошел, загипнотизировал и сказал: "Дай сдачу с десятки,
как с сотни",- и тот так и сделал"). Бывают там и такие вещи, и мы о них
будем говорить, но в основном это - исключения. Мы же займемся правилами
гипноза, изучая их от простого к сложному, чтобы вы поняли, что гипноз
- естественное следствие применения определенных навыков.
Немного теории. Чтобы представить себе, что такое "гипноз", достаточно
вспомнить школьный курс анатомии и физиологии человека - теорию И.П. Павлова
с ее процессам и возбуждения и торможения в коре головного мозга. Там все
просто: в состоянии бодрствования в коре преобладает процесс возбуждения,
в состоянии сна - процесс торможения, а гипноз - это очаг возбуждения в
заторможенной коре.
Вся кора спит, но команды гипнотизера поступают в мозг
через этот очаг, и, поскольку спящий мозг не может критически осмыслить
их - гипнотизируемый выполняет эти команды, тут же забывая об этом. Теория
достаточно удобная, но если следовать только ей, мы наталкиваемся на ряд
ограничений.
Во-первых, гипноз по Павлову - это всегда сон. Значит, для того,
чтобы привести человека в гипнотическое состояние (торможение коры головного
мозга с очагом возбуждения в ней) и начать им управлять, его надо сначала
усыпить (термин "гипноз", введенный в XVIII веке Брэдом, в переводе
с греческого означает "сон" - Павлов не стал спорить с таким истолкованием
данного состояния). Во-вторых, раз человека надо усыплять, то кто-то заснет,
а кто-то - нет: появляются такие понятия, как "гипнабельность" (способность
конкретного человека погружаться в гипнотический сон) и "внушаемость" (способность
конкретного человека выполнять приказы гипнотизера некритично). В рамках
павловской теории эти понятия имеют смысл, но все ли явления охватываются
этой теорией?
Итак, гипноз — это:
1. Состояние измененного сознания, возникающее под воздействием особых ситуаций, особых воздействий, особых внушений.
2. Психическое состояние.
3. Форма человеческого общения.
4. Форма повышения психической управляемости организма, иллюстрация максимальной активизации возможностей пластичности психики.
5. Состояние повышенной и повышающейся внушаемости в количественном отношении вплоть до качественного скачка состояния измененного сознания.
6. К гипнотическому состоянию могут быть близки переживания глубокой внутренней сосредоточенности, задумчивости, когда внешние раздражители почти полностью игнорируются за счет этой внутренней сосредоточенности.
7. Гипноз возникает в результате воздействия на сознание с целью его трансформирования и последующего целевого внушения.
8. Гипнотическое состояние не только оживляет внутренний мир ассоциативных представлений, но и “расцвечивает”, “украшает” творчество личности.
9. Гипноз — это важнейший резервный уровень организма. Состояние гипноза создает условия для более расширенного управления явлениями бессознательного, а также мобилизации энергетической способности сознания.
Известный французский ученый, руководитель Центра психосоматической медицины им. Дежерина, гипнолог и психотерапевт Леон Шерток в своей монографии “Неопознанное в психике человека” (1982) пишет: “...Гипноз и внушение являются двумя феноменами, которые присущи практически всем людям, и могут быть вызваны любым экспериментатором”. Он считает, что изучение гипноза является, следовательно, изучением не какого-то исключительного феномена, а механизма, играющего центральную роль в психической жизни человека.
На этом история развития представлений о гипнозе заканчивается. Многие читатели не подозревают, что гипноз, вызывающий у них лишь воспоминания о эстрадных представлениях, ведет к проблемам, затрагивающим самые корни человеческого сознания.
В следующей главе читатель узнает о бессознательном психическом, о феноменах человеческой психики, которые играют важную роль в возникновении гипнотического транса. Познав эту таинственную природу психики человека, мы перейдем к технике гипнотизации и внушения.
Бессознательное и гипноз
Вся история развития представлений о гипнозе говорит о том, что ученые, занимающиеся проблемой сущности гипноза, на некоторые его аспекты смотрят одинаково, тогда как на другие — по-разному.
Хотя гипноз используется на протяжении всего времени существования рода человеческого, но еще никому не удалось дать ему точное определение. В этом нет ничего странного, если уж и наши знания о функционировании отдельной клетки нашего организма все еще остаются фрагментарными. Вместе с тем каждый год приносит новые научные достижения, знаменуясь совершенствованием методов исследования, которые позволяют нам углубить и расширить свои знания о химизме, физиологии и психологии состояния бодрствования, сна, а также состояний измененного сознания, — таких, как транс. Исследовательские работы проливают все больший свет на то, что ранее в этой области оставалось для нас неизвестным. Есть все основания для того, чтобы считать, что в не слишком далеком будущем нам удастся точно определить все то, что происходит при погружении человека в гипнотическое состояние.
Раскрытие всех тайн гипнотического транса пока еще невозможно. Вместе с тем читатель должен знать, что может овладеть профессионально тонким искусством внушения и гипноза, но для этого необходимо изучить уже известные и общепринятые аспекты гипнотического транса, психологии личности и феномены человеческой психики.
В настоящее время ученые-гипнологи все
более сходятся во мнении, что понимание гипнотического транса невозможно без изучения бессознательного психического, а сам гипноз открывает широкие возможности для объективного изучения бессознательного в психике человека.
Проблема бессознательного психического является одной из самых сложных и трудных проблем, возникавших когда-либо перед науками о природе человека. Представители различных специальностей заинтересованы в изучении бессознательного психического — психологи, философы, психоневрологи, педагоги, психолингвисты, нейрофизиологии и др.
В сентябре 1979 года в Тбилиси появились плакаты с необычным словом “Бессознательное” и удивительной эмблемой. Первого октября во Дворце шахмат произошло открытие международного симпозиума по проблеме бессознательного. Организаторами симпозиума были советские ученые А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Д. В. Басин и директор Парижского центра психосоматической медицины А. Шерток. В нем принимало участие более 250 специалистов из 17 стран мира.
На симпозиуме было отмечено, что бессознательное психическое существует и участвует в каждом акте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в каждом переживании, в любом поведении, в любой деятельности человека.
Именно поэтому эмблемой симпозиума было выбрано изображение “Стрельца”, взятое из Грузинской рукописи 1188 года, изображающее кентавра — полульва-получеловека.
Выбрал это изображение в качестве эмблемы симпозиума профессор А. Е. Шерозия. Он говорил, что “Стрелец” целится в чудовище, не заложив в лук стрелы. Следовательно, этот факт указывает на нерасторжимость “Светлого” и “Темного” в душе человека. Человек не способен убить в себе чудовище, но и оно не в состоянии пожрать человека, смерть одного означала бы конец другого, единственный исход борьбы между этими началами — достойное противостояние, длящееся вечно.
Профессор А. Е. Шерозия попросил художника поместить “Стрельца” внутри черного круга, “как бы ограничивающего, по его словам, возможности самопознания”, но одновременно предлагает вывести переднюю лапу “человека-льва” за пределы круга как символ шага в неведомое, в тайну, причем этот шаг еще не осмыслен самим “Стрельцом”. Его взгляд направлен назад, к голове дракона. И эта неразгаданная тайна — бессознательное.
Большое внимание на симпозиуме уделялось учению Фрейда. Такие фрейдовские термины, как “либидо”, “супер эго”, “эго”, “Ид” и другие, можно слышать в западных странах в речи не только психолога или врача, но и любого образованного человека. О фрейдизме опубликованы сотни книг, сложилась огромная библиотека. Издано множество материалов, освещающих деятельность Фрейда. Было сделано заключение, что 3. Фрейд является создателем учения о бессознательном психическом.