Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Техническая сторона и действие медитации. ... Реклама на сайте:
» Геракл. Двенадцать подвигов Геракла... |
Техническая сторона и действие медитации.Техническая сторона и действие медитации.Гипотеза, на которой основаны приводимые здесь теории, может быть выражена в следующих утверждениях: Первое. Энергетический центр, через который работает Душа, расположен в верхнем мозге. Если медитация успешна, энергия Души поступает в мозг и оказывает определённое воздействие на нервную систему. Но если при этом ум не поставлен под контроль и доминирует эмоциональная природа (как в случае чистого мистика), то эффект медитации прежде всего скажется на аппарате чувств, на эмоциональных состояниях жизни. Когда доминирующим фактором становится ум, начинается организованная активность аппарата мысли в верхнем мозге. Медитирующий обретает возможность мыслить ясно, комплексно, эффективно... Второе. Низшие способности, скоординированные у человеческого существа высшего порядка, связаны с областью гипофиза. Именно здесь они координируются и синтезируются и - как уверяют нас авторитетные школы психологии и эндокринологии - с этой областью связаны эмоции, а также более конкретные аспекты ума (происходящие из расовых особенностей, унаследованных инстинктов и, следовательно, не требующие применения творческого, или высшего, ума)... Третье. В случае, когда личность - совокупность физического, эмоционального и умственного состояний - более высокого уровня развития, у неё повышается эффективность гипофиза и становится очень мощной вибрация расположенного рядом энергетического центра. Следует отметить, что, согласно этой теории, у личности низкого уровня развития, реакции которой в основном инстинктивны, а ум практически бездействует, самым мощным является энергетический центр в области солнечного сплетения, а сам человек ещё является более животным по своей натуре. Четвертое. Центр в области шишковидной железы и верхний мозг приводятся в активность благодаря развитию способности фокусирования внимания и сознания в голове. Всякая активность различных каналов чувственного восприятия прекращается. Сознание реального человека более не стремится вовне по этим пяти каналам контакта. Над пятью чувствами доминирует шестое - ум, и всё сознание стремящегося вместе со способностями восприятия синтезируется в голове и направляется вовнутрь и вверх. Так подчиняется психическая природа, и сферой деятельности человека становится ментальный уровень. Этот процесс удаления, или абстрагирования, проходит следующие стадии: 1. Удаление физического сознания, или слухового, осязательного, зрительного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Их действие временно приостанавливается, а восприятие становится только ментальным, и на физическом уровне остаётся активным лишь сознание мозга. 2. Удаление сознания в область шишковидной железы, вследствие чего область осознания концентрируется между серединой лба и шишковидной железой. Пятое. Когда это состояние достигнуто и стремящийся обрёл способность к фокусированию в голове, процесс абстрагирования приводит к следующему результату: Шестое. Высокоинтеллектуальная личность, фокусирующая своё внимание в области гипофиза, начинает вибрировать в унисон с высшим центром в районе шишковидной железы. При этом между аспектом позитивной Души и ожидающей личностью, которая становится восприимчивой благодаря процессу фокусирования внимания, образуется магнетическое поле. Тогда, как нам говорят, пробивается Свет, и перед нами предстаёт просветлённый человек, и мы говорим о появлении в голове феноменального Света. Всё это является результатом дисциплинированной жизни и фокусирования сознания в голове. А это, в свою очередь, достигается попытками добиться сосредоточенности в повседневной жизни и специальными упражнениями по сосредоточению. За этим начинаются попытки собственно медитировать, и только позднее - значительно позднее - появляется способность созерцать. Таково краткое обобщение механики процесса, вынужденно сжатое и неполное. Однако эти идеи следует рассматривать в порядке предварительной версии, пока не будет выработан разумный подход к занятиям медитацией... Сформулировав и временно приняв нашу гипотезу, мы продолжаем работать до тех пор, пока она не перестанет подтверждаться или не ослабнет наше внимание к ней. Если несмотря на напряжённые размышления мы не можем найти подтверждения какой-то гипотезе, то это вовсе не значит, что она ошибочна. Люди часто прекращают поиски в этой области из-за того, что им не достаёт настойчивости или они увлекаются чем-то ещё. Тем не менее мы полны решимости продолжать наше исследование и ждать, пока не оправдаются древние техники и формулы. Поэтому мы продолжаем исполнять первые требования и пытаемся жить в большей сосредоточенности ума и заниматься ежедневной практикой медитации и сосредоточения. Если мы новички или обладаем неорганизованным умом, непостоянным, изменчивым и неспокойным, то придётся начать с упражнений по сосредоточению. Если же мы образованные интеллектуалы или обладаем сфокусированным вниманием, которое дается благодаря занятию бизнесом, тогда потребуется всего лишь переориентировать ум на новую область осведомленности и заняться собственно медитацией. Легко обучать медитации заинтересованного представителя делового мира. Время для медитацииДля медитации желательно отвести специальное время. Для начала вполне достаточно будет пятнадцати минут. Давайте будем откровенны сами с собой и назовем вещи своими именами. Ссылка на "нехватку времени" - это лишь неубедительная отговорка, свидетельствующая просто-напросто об отсутствии желания. Можно ли говорить о действительной заинтересованности, если человек не в состоянии выделять ежедневно по пятнадцать минут из тысячи четырехсот сорока минут, составляющих сутки? Прежде всего, постараемся найти для занятий время, желательно в утренние часы. Это лучше, потому что, как только мы окунаемся в круговорот дня и в обычную суету жизни, ум погружается в состояние интенсивной вибрации; но совсем другое дело, если день начнётся с медитации, пока ум пребывает в относительном спокойствии и может быть быстрее настроен на более высокие состояния сознания. Опять же, если мы начнём день, фокусируя внимание на духовном, на целях Души, то проживём этот день иначе. Если это войдёт в привычку, то скоро изменится наша реакция на повседневные дела, а мы начнём мыслить теми же категориями, что и Душа. Этот процесс подтверждает закон, согласно которому "как человек помышляет... таков он и есть". Место для медитацииСледующая задача состоит в том, чтобы найти спокойное место, где нам никто не будет мешать. Спокойное не смысле "тихое", ибо мир наполнен звуками, но место, где никто не будет отвлекать нас своими обращениями. Стремящиеся практиковать медитацию жалуются иногда на то, что им мешают семья или друзья. В большинстве случаев они сами в этом виноваты. Люди слишком много говорят. Никого не касается, чему мы уделяем по утрам пятнадцать минут, и совсем не обязательно рассказывать об этом своим домашним или требовать от них соблюдения тишины, потому что нам нужно медитировать. Если не удается улучить момент для утренней медитации из-за семейных обязанностей, постараемся найти немного времени позже в течение дня. При достаточно сильном желании всегда можно найти выход из трудного положения без ущерба для выполнения нашего долга и обязанностей. В крайнем случае всегда можно встать утром на пятнадцать минут раньше. Поза для медитацииОпределившись с местом и временем, мы расположимся на удобном стуле и начнём медитировать. Но вот вопрос: как правильно сидеть? Что лучше: сидеть со скрещенными ногами, стоять на коленях или же просто сидеть или стоять? Наиболее простое и естественное положение всегда самое лучшее. Поза со скрещенными ногами всегда была и по сей день остаётся широко распространённой на Востоке; она описана во множестве книг. Некоторые позы связаны с собственно нервами и той более тонкой структурой нервов, которую индусы называют "нади" и которая является эфирной основой того, что на Западе называют нервной системой. Проблема с выбором позы заключается в том, что ведёт к двум довольно нежелательным следствиям. Во-первых, ум сосредотачивается на механике процесса, а не на его цели; и, во-вторых, нередко появляется упоительное чувство превосходства, основанное на нашем стремлении сделать нечто, что не под силу большинству и что выделяет нас как потенциально знающих. При этом нас увлекает форма медитации; вместо истинного "Я" мы обращаемся к "не-Я". Давайте же выберем такую позу, которая позволит нам как можно быстрее забыть о том, что у нас есть физическое тело. Для жителя Запада это, вероятно, будет положение сидя. Главные требования - сидеть прямо, не изгибая позвоночника, расслабившись (но не сутулясь), чтобы нигде в теле не ощущалось напряжение, и опустив подбородок таким образом, чтобы снять напряжение мышц шеи. Медитация - это внутреннее действие, которое может быть успешным только после того, как тело примет правильное положение, расслабится и будет забыто. Дыхание при медитацииДостигнув физического комфорта, расслабившись и оставив заботы о теле, мы обращаем внимание на дыхание и стараемся сделать его спокойным, равномерным и ритмичным. Здесь необходимо сделать предостережение относительно практики дыхательных упражнений, которое не касается тех, кто первые годы посвятил освоению правильных методов медитации и очищению телесной природы. В древних учениях Востока контроль за дыханием разрешался лишь после того, как первые три "средства к единению", как их называли, отчасти уже проявлялись в жизни; да и после этого - только под строгим наблюдением. Практика дыхательных упражнений не имеет никакого отношения к духовному развитию. Она в основном связана с развитием физическим и может привести к серьёзным последствиям. В прежние времена учителя специально отбирали людей для этой формы обучения, которая начиналась лишь после того, как был достигнут определённый контакт с Душой, чтобы таким образом помочь ей направлять вызванные дыханием энергии на достижение её целей и на служение миру. Поэтому нам остаётся лишь проследить за тем, чтобы наше дыханием стало спокойным и ритмичным, а затем оставить все мысли о теле и приступить к сосредоточению. Визуализация и творческое использование воображенияСледующей ступенью в практике медитации является использование воображения. Мы представляем себе троичного низшего человека, выровненного, или находящегося в прямой связи, с Душой. Для этого существует много способов. Мы называем это визуализацией. Оказывается, что визуализация, воображение и воля являются тремя очень важными факторами всякого творческого процесса и представляют собой субъективные причины многих наших объективных проявлений. Вначале визуализация является в основном экспериментом, проводимым для подтверждения веры. В процессе мышления мы приходим к пониманию того, что как внутри, так и вне всех проявленных объектов находится Идеальный Объект, или Идеальная Модель, которая стремится к проявлению на физическом плане. Практика визуализации, воображение и использование воли рассчитаны на ускорение проявления этого Идеала. Визуализируя, мы исходим из высших доступных нам представлений о том, каким должен быть этот Идеал, в какой вид материала может быть облачен, и выбираем обычно ментальный, поскольку пока не в состоянии вообразить более высокие формы, или типы, субстанции, в которую можем облачить свои Образы. Когда мы "рисуем" себе мысленную картину, ментальная субстанция нашего ума принимает определенный уровень вибрации, который привлекает к ней ментальную субстанцию именно такого вида, в какую погружен ум. Прочно удерживает этот образ и даёт ему жизнь воля. Этот процесс продолжается независимо от того, способны ли мы уже видеть это ментальным оком или нет. И не важно, если нет, поскольку творческая работа идёт точно так же. Похоже, что когда-нибудь мы сможем следить за всем этим процессом и сознательно управлять им. Начинающие либо представляют себе три тела (три аспекта природы формы), связанные с сияющим телом света, либо представляют три центра вибрирующей энергии, стимулируемые более высоким и мощным центром. Другие представляют Душу в виде силового треугольника, связанного с треугольником низшей природы "серебряной цепочкой", о которой упоминается в христианской Библии, сутратмой, или нитью Души, восточных Писаний или "линией жизни" других школ мысли. Третьи предпочитают мысль об объединённой личности, ставшей единой с вечно сущей внутри Божественностью, Христом в нас, надеждой славы. Относительно неважно, какие образы мы представляем себе, при условии, что начинаем мы с основной идеи о "Я", стремящемся к контакту и использованию "не-Я" в качестве инструмента в мире человеческого выражения, или, наоборот, с мысли о том, что "не-Я" побуждается устремиться к источнику своего существования. Представив всё это, мы можем продолжать медитацию. Физическое тело, а затем и природа желания опускаются ниже уровня сознания, а мы сосредотачивается в уме и пытаемся подчинить его своей воле. СосредоточениеИменно в этот момент мы сталкиваемся с проблемой. Ум не хочет фиксироваться на избранной нами для размышления мысли и, как правило, сам пытается найти тему для размышления. Вместо того, чтобы быть сосредоточенными на "мысли-семени", мы начинаем думать о том, что будем делать сегодня; вспоминаем о том, что обязательно должны поговорить с кем-то или ещё о каких-то неотложных делах; или начинаем думать о своих любимых и тут же вновь скатываемся в мир эмоций; и все приходится начинать сначала. Собравшись с мыслями, мы начинаем сосредотачиваться снова и добиваемся большего успеха, но лишь на полминуты, а потом вдруг вспоминаем о назначенной кому-то встрече или о какой-то работе, которую кто-то выполняет для нас, и, вновь оказавшись в мире умственных реакций, забываем об избранном нами направлении мысли. Снова мы собираем свои разбегающиеся мысли и возобновляем свой нелёгкий труд по укрощению своенравного ума. Только благодаря упорной практике у нас наконец вырабатывается способность удерживать ум на одной мысли более или менее продолжительное время. Как же это достигается? Следование установленной форме или схеме в медитации автоматически устанавливает для ума "кольцо-не-преступи" и как бы говорит ему: "Лишь в этих пределах и не дальше". Мы специально и осознанно установили такие ограничения для своей умственной деятельности, поэтому, как только выходим за них, то сразу же замечаем это. Мы знаем теперь, что должны вернуться за спасительный рубеж, который сами для себя определили. Для серьёзно интересующихся ниже описана форма медитации, предназначенная для развития способности к сосредоточению. Техника медитацииСтадии:
Теперь, сфокусировав внимание, скажите: Сосредоточьтесь на словах: "Ты, Господи, видишь меня". Не допускайте отвлечений ума от сосредоточения на смысле, значении и важности этих слов. Неторопливо завершите процесс сосредоточения и произнесите следующее заключительное утверждение, вдумываясь в его смысл: "Есть мир, который превосходит всякое понимание; он пребывает в сердцах тех, кто живет в Вечности. Есть сила, которая обновляет всё; она появляется и раскрывается в тех, кто знает "Я" как Единство". Это, безусловно, медитация для начинающих. В ней есть несколько основных моментов, где задействован процесс сосредоточения и фокусирования внимания. Следование такой форме медитации, как правило, обязательно в течение нескольких лет, до тех пор пока не будет обретен навык, хотя и те, у кого есть наработанная практика, и даже те, кто достиг стадии созерцания, довольно часто проверяют себя, используя форму медитации, для того чтобы убедиться, что они не начинают скатываться назад в негативное эмоционально-спокойное состояние. Существует немало других схем медитации, которые дают те же результаты, и гораздо больше - для продвинутых практиков. Есть медитации, рассчитанные на определенную категорию людей и дающие специфические результаты; однако они не могут быть представлены здесь. Мы можем дать лишь безопасную и обобщенную форму медитации. Тем не менее в каждой из них главное - активно занять ум идеями, а не усилием по сосредоточению. За каждым произносимым словом и каждым следующим этапом должны стоять воля к пониманию и целенаправленная ментальная активность. На шестой стадии, где идёт медитация над определёнными словами, в которых скрыта истина, ничто не должно происходить автоматически. Ритмично повторяя одни и те же слова, очень легко загипнотизировать самого себя. Известно, что Теннисон вводил себя в возвышенное состояние многократным повторением собственного имени. Это, однако, не является нашей целью. И транс, и автоматизм одинаково опасны. Безопасный способ - это интенсивная умственная деятельность, ограниченная областью идей, заключённых в "мысли-семени" или объекте медитации. Это позволяет исключить все посторонние мысли, кроме тех, что содержатся в ключевых словах. Вот что предлагает находящимся в замешательстве начинающим, которые обескуражены своей неспособность мыслить таким образом, Алиса А. Бейли: Это надёжный метод для начинающего. Мыслящие учащиеся могут придумать и другие методы. Существуют целые миры мысли, в которых по желанию (заметьте эти слова) может странствовать ум, при условии, что эти миры связаны с "мыслью-семенем" и имеют определённое отношение к избранной нами для сосредоточения идее. Очевидно, что каждый человек будет следовать склонности своего ума - художественной, научной, философской, - то есть пойдёт по пути наименьшего сопротивления. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Читайте далее: Предыдущая страница: Ключевые слова этой страницы: техническая, сторона, действие, медитации. Скачать zip-архив: Техническая сторона и действие медитации. Гипотеза - zip. Скачать mp3: Техническая сторона и действие медитации. Гипотеза - mp3. |
» Черная Магия. Решение сложных проблем... «ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА И ДЕЙСТВИЕ МЕДИТАЦИИ» |
|