Гуру - это в самом деле такой лев. Он приходит пробудить душу от ее спячки и, даруя ей зеркало, заставляет ее созерцать свою собственную прирожденную славу, которую без контакта с Ним она бы продолжала не осознавать. Однако, не будь она сама из сущности жизни, ничто не смогло бы поднять ее к духовному сознанию.
Гуру - это лишь зажженная свеча, которая зажигает незажженные. Горючее есть, фитиль есть, Он лишь дает дар пламени, безо всякой потери для себя. Подобное касается подобного, искра проскакивает между ними и то, что было темным - просветляется, а то, что было мертвым, пробуждается к жизни.
Как с зажженной свечой, чье преимущество заключается не в том, чтобы быть индивидуальной свечой, а в том, что она является местонахождением неиндивидуализированного пламени, которое не принадлежит ни этой свече, ни той, а состоит из самой сущности всего огня, так же и с истинным Мастером. Он - Мастер не в силу того, что он - индивидуальный мастер, как кто-нибудь еще, а Он - Мастер, несущий в себе Вселенский Свет Бога.
К тому же, как лишь та свеча, которая еще горит, может зажигать другие свечи, а не та, которая уже выгорела, так и только живой Мастер может дать необходимый оживляющий контакт, но не тот, который уже ушел из этого мира. Те, кто ушли, были действительно велики и достойны всякого уважения, но они были исключительно для своего собственного времени, и задача, выполненная ими для тех, кто окружал их, для нас должна быть выполнена тем, кто живет и движется среди нас. Память о них священное сокровище, вечный источник вдохновения, но единственное, чему учит воспоминание о них - это искать для себя в мире живых того, кем были они сами. Только поцелуй живого Принца (Мастера) может вернуть спящую Принцессу (душу) к жизни, и лишь прикосновение живой Красавицы может вернуть Зверю его изначальное прирожденное великолепие.
Поскольку руководство компетентного живого Учителя является первостепенной необходимостью, задача нахождения и признания такой подлинной Души приобретает высшую важность. Нет недостатка в лжепророках и волках в овечьих шкурах. Сам термин Сатгуру, или истинный Мастер, предполагает существование противоположности, и именно ложное попадается нам на глаза на каждом повороте.
Хотя найти Богочеловека может оказаться трудно (так как такие существа редки, ненавязчивы в своем смирении и неохотно заявляют о себе зрелищными чудесами или ищут расположения публики), но все же можно выделить Его из остальных. Он является живым воплощением того, чему Он учит, и хотя кажется бедным, богат в своей бедности:
Мы можем казаться нищими, но наши действия
более чем королевские.
Шамас Табриз
Он непривязан к мирским объектам и никогда не завидует. Он дает свои учения и наставления как свободный дар природы, никогда не ища ничего взамен, содержа себя своим трудом и никогда не живя на пожертвования других:
Не склоняйтесь перед тем, кто называет себя Мастером,
но живет на пожертвования других.
Лишь тот - истинного пути, кто сам зарабатывает на жизнь
и помогает нуждающимся.
Гуру Рам Дас
Далее, подлинный Мастер-душа никогда не возбуждает никаких противоречий в наших разумах; все различия между верованиями и убеждениями исчезают при соприкосновении с ним, и ясно открывается единство внутреннего опыта, воплощенного в различных священных писаниях:
Только глаз ювелира
Может одним взглядом отличить рубин.
Бхаи Нанд Лал
Одна повторяющаяся тема учения таких Мастеров такова, что несмотря на все внешние различия, которые запутывают и озадачивают нас, внутренняя духовная сущность всех религиозных учений одна и та же. Поэтому Мастера приходят не распространять новые верования или догмы, а исполнять существующий Закон:
О Нанак, знай, тот - совершенный Мастер,
кто соединяет всех в одну паству.
Гуру Нанак
Если Он пытается обратить в свою веру, то ищет не внешние имя и форму, а крещения духа внутри. Для Него внутренняя жизнь является наукой, открытой людям всех верований и наций, и кто бы ни взялся за ее дисциплину, тому все остальное приложится.
Таким образом, именно внутреннее послание всегда имеет первостепенную важность в учениях подлинного Мастера. Он может лучше всего истолковать истинное значение священных писаний, но Он говорит об этом не как эрудит в таких делах, а как тот, кто сам на опыте познал то, что описывают такие записи. Он может использовать священные писания для убеждения своих слушателей в том, что то, чему Он учит - самая древняя истина, однако Он сам никогда не подвластен им, и Его послание превосходит просто интеллектуальный уровень; оно вдохновляется живостью и глубиной непосредственного личного опыта. "Как можем мы прийти к согласию,- сказал Кабир пандитам-теоретикам, - когда я говорю из внутреннего опыта, а вы только из книжной учености." Он побуждает ищущего всегда обращаться внутрь, рассказывая ему о ценных сокровищах внутри:
Ты считаешь себя крошечной формой,
когда внутри тебя заключена Вселенная?
Али
Не придет Царствие Божие приметным образом,
и не скажут: "Вот оно, здесь", или: "Вот, там".
Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть.
Лука, 17:20-21
Приглашая и убеждая его принять дисциплину, которая открывает эти сокровища, Он говорит:
Вычисти слизь из своей головы
и вдыхай свет Бога вместо этого.
Руми
И эта дисциплина, если он действительно совершенный Учитель, сфокусируется не на Хатха Йоге или других таких крайних практиках, а на трансцендентальных слышании и видении, сопровождаемых постоянным внешним очищением своих мыслей и дел посредством умеренности и интроспективной самокритики скорее, чем мучением, суровостью или аскетизмом. Но самый важный и безошибочный признак Сатгуру в том, что Его учения не только всегда будут сконцентрированы на этой внутренней науке, но во время Посвящения Он сможет дать ученику определенный опыт - пусть даже самый зачаточный - внутреннего Света и Звука и, когда ученик научится подниматься над телесным сознанием, Его Светящаяся Форма появится сама, чтобы вести ученика по долгому пути.
Чудесную и Светящуюся Форму Мастера
только истинный Мастер
может заставить явиться духу.
Гуру Нанак
Тот - показной Гуру, кто не может обратить тьму (гу) в свет (рух). Нанак сказал:
Я не поверю своему Мастеру на слово,
пока не увижу своими собственными глазами.
Если Он - подлинный Учитель, Он никогда не пообещает спасения, которое приходит только после смерти. Поэтому для Него оно всегда здесь и сейчас. Тот, кто не достиг освобождения в жизни, не может надеяться достигнуть его после смерти. Иисус тоже всегда побуждал своих учеников овладеть искусством умирания ежедневно. Мастер далее будет утверждать, что духовность - это наука, хотя субъективная, и каждый индивидуум может и должен проверить ее истину в лаборатории своего собственного тела при условии, что он может создать требуемое состояние, которым является сосредоточенная концентрация.
Жизнь - это один непрерывный процесс, который не знает конца, хотя она может принимать различные аспекты на различных уровнях существования. Когда человек беспомощно переходит с одного плана на другой, его считают умершим на плане, оставленном душой, так как мы еще не имеем знания и еще менее - опыта жизни на других планах, куда приводимся движущей силой кармических вибраций. Именно путь к освобождению от этого рабства вынужденных приходов и уходов Мастер готовит в этой самой жизни, связывая дживу с вечными линиями жизни, бесконечно пронизывающими творение, и дает действительное предвкушение более высоких духовных сфер, при условии готовности оставить плоть ради духа. "Научитесь умирать, чтобы вы могли начать жить", - увещевает христианский Мастер. Блажен человек, который ежедневно готовится умирать.
Те, в ком говорит вечное Слово, освобождены от неопределенности, и это действительно работа Мастера - сделать это Слово слышимым в человеке.
О Нанак! Порви все узы мира,
служи истинному Мастеру,
и Он дарует тебе истинные богатства.
Гурбани
Действительно благословен тот, кто имеет такого Учителя, так как он поистине подружился с Самим Богом и нашел компаньона, который не оставит его до конца света, в этой жизни или после смерти, и который не прекратит руководить им, пока он не достигнет своей конечной цели и не станет столь же велик и бесконечен, как Он сам.
Философский камень, в лучшем случае,
может превратить низкий металл в золото,
но слава Мастеру,
который может трансформировать ученика
в свою собственную небесную форму.
Каковы бы ни были проблемы человека, в Его обществе есть мир и утешение, и близость с Ним дает силу и стимулирует внутреннее усилие; отсюда настоятельная необходимость Сатсанга (общения с Истинным) для тех, кто еще не научился контактировать с Ним на внутренних планах.
Ищущий должен определенно быть критичным и различающим в своем поиске совершенного Мастера, но когда он преуспеет в нахождении Его (а подлинный искатель всегда найдет - таков Божественный Указ), каков будет характер его отношений с Ним? Продолжит ли он быть критичным к тому, что он видит и что говорится ему? Продолжит ли он проверять каждое действие своего Учителя микроскопом своего различения? Сохранять такое отношение даже после того, как первоначально удостоверился в подлинности Совершенного - значит не суметь оценить Его величие и правильно реагировать на это. Встретить такую душу - значит встретить бесконечно большего, чем ты сам, а знать, что Он един с Богом - значит быть смиренным и полным благоговения. Судить о Нем с помощью своих ограниченных способностей - это пытаться удержать океан в пробирке, так как Он движим соображениями, которые мы никогда не сможем понять.
Тот, кто может оценить благословение быть взятым в паству Сатгуру, или МУРШИД-И-КАМИЛ, всегда будет петь о Его Милосердии, красоте и совершенной любви:
Если бы Прекрасный взял мою душу под свое крыло,
я пожертвовал бы всеми империями
ради единой родинки на его лице.
Хафиз
Он никогда не спросит о действиях своего Мастера, даже если неспособен понять их, ибо знает, что даже
Если ХИЗР потопил корабль на море,
все же в этой неправоте есть тысяча правд.
Руми
Он должен развивать веру ребенка, который, доверившись любящей руке, движется как указано, никогда не спрашивая ничего.
...Если не обратитесь и не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное;
Итак, кто умалится как это дитя,
тот и больше в Царстве Небесном.
Матфей, 18:3-4
Даже если Он попросит тебя
окрасить место поклонения вином,
не будь шокирован, а сделай это,
так как Он - твой Руководитель, и хорошо знает путь
и его этапы.
Руми
Загадочные слова Богочеловека очень часто не поддаются человеческому пониманию. Его повеления временами могут внешне звучать противоречащими текстам священных писаний или этическим предписаниям, но в действительности это не так. Нужно следовать им с полной верой, и в должное время их истинное значение откроется.
Любовь последователя должна быть подобна любви ребенка, полна смирения и простоты. Только чистота ее пламени сожжет шлак мира:
Зажги огонь любви и сожги все вещи,
затем вступи на землю любящих.