Мантра йога занимается, в основном, приобретением той или иной материальной или ментальной способности или способностей с помощью постоянного повторения особой МАНТРЫ, или устной формулы, чтобы привлечь главенствующую силу-божество, с которой связана эта мантра, а затем принудить эту силу служить добру или злу, согласно воле и желанию практикующего.
Мантра йога.
Мантра йога занимается, в основном, приобретением той или иной материальной или ментальной способности или способностей с помощью постоянного повторения особой МАНТРЫ, или устной формулы, чтобы привлечь главенствующую силу-божество, с которой связана эта мантра, а затем принудить эту силу служить добру или злу, согласно воле и желанию практикующего. Тот, кто использует эти силы для вызывания зла и причинения вреда другим, часто рискует принести себя в жертву и обычно падает жертвой гнева вызванного божества. Те, кто использует эти силы по эгоистичным мотивам, с целью материального приобретения для себя за счет других, очень скоро теряют свою силу и в конце концов терпят крах. Эти силы, однако, могут быть выгодно использованы для блага других, и в этом нет большого вреда, хотя это может означать потерю некоторой жизненной энергии после каждого такого действия.
Все типы чудес низшего порядка, такие как чтение мыслей, передача мыслей, исцеление верой, особенно в случаях нервных и психических болезней, подпадают под эту категорию. Поэтому намного лучше избегать таких вещей и сохранять любые психические силы, которые человек смог обрести, и использовать их для достижения хотя бы низших духовных планов и сфер, которые составляют местонахождение вызываемых божеств, в духе бескорыстного поклонения. Тогда все психические силы будут функционировать сами по себе, не вызывая никакой потери от их приобретения. Однако нужно помнить, что повторение мантр само по себе не приносит никакого результата, если не делается с полным вниманием, фиксированном на специфических мантрах, и с большой преданностью, которые могут вызвать особые вибрации внутри, связанные с ними. Но Мантра Йога сама по себе не имеет никакой ценности в самореализации, и чаще всего практикующие эту форму йоги остаются всегда запутанными в бесполезных поисках того или иного типа, как описано выше, без большой пользы для себя в возвышении своего "Я", или души.
Что касается использования МАНТРА СИДДХИ, или сверхъестественных сил, приобретенных с помощью эффективности медитации на мантрах, Патанджали в своей ЙОГА СУТРА дает определенное предупреждение:
Они - препятствия для Самадхи, и являются силами
лишь в мирском беспорядке.
Техника в Мантра Йоге
Мантра йога - это йога ритмичного повторения герметически скрытых формул - священных и тайных - подготовленных древними МАНТРАКАРАМИ (адептами в фонетике и силе звуков, включая ультразвук, или звуки за пределами восприятия человека); каждая из них составлена отдельно для привлечения конкретного бога или богини, представляющих те или иные силы природы. Ее можно практиковать с помощью четок РУДРАКША, как делают шиваиты, или четок тулси, используемых вишнуитами, или без них.
Мантры представляют собой вибрации. Самая священная из ведических мантр - ГАЯТРИ. Это МУЛ МАНТРА Вед, и поэтому она считается имеющей первостепенную важность. Говорят, ее сила велика, и ее джапа или повторение предписывается всем индусам с самого раннего возраста. Самым легким и эффективным является священный слог АУМ, символизирующий сам созидательный жизненный импульс, и поэтому большинство мантр начинаются этим священным слогом. Адвайтисты, видящие Силу Бога внутренне присущей всем формам и пронизывающей все, верят в мантру отождествления атмана с Парматманом: АХАМ БРАХАМ АСМИ (Я есть БРАХМАН) и АЯМ АТМА БРАХМАН (Я есть ТЫ); они часто сокращаются до СОХАМ или СОХАНГ и ХАНСА или АХАМ-САХ, означающие соответственно "Я - ОН" и "ОН - Я". Ведантисты повторяют ОМ ТАТ САТ (АУМ - ИСТИНА и РЕАЛЬНОСТЬ), а буддисты - ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Следующими по значению считаются мантры, посвященные или адресованные тому или иному божеству в поклонении, хвале, умилостивлении или мольбе о благах.
Эффективность мантры зависит от ее правильного произнесения, правильной оценки ее важности, которая часто очень глубока, правильной позиции личности, занятой Мантра Йогой, и от компетенции наставника, или Гуру, который овладел не только техникой, но и успешно проявил для себя силу семени, лежащего скрытым в ядре мантры, и может даровать ее как ПРАШАД, или дар милости, своему ученику.
Некоторые из мантр приносят быстрые результаты, некоторые приносят плоды в свое собственное благоприятное время, а некоторые - и в соответствии с заслугой данного индивидуума. Некоторые, однако, запрещенного типа и, следовательно, враждебные по природе, и чаще всего они оказываются вредными.
Кроме того, эффект мантры также зависит от того, как джапа выполняется. Джапа, выполняемая шепотом, считается более похвальной, чем произносимая вслух, а произносимая тихим бормотанием - еще лучше, в то время как МАНСИК ДЖАПА, выполняемая языком мысли, заслуживает наибольшей похвалы.
Джапы тоже бывают различных типов, согласно случаю, сезону и намерению делающего. Например, НИТЬЯ ДЖАПЫ нужно выполнять каждый день как дело привычки. НАМИТТИКА - для определенных церемониальных случаев. ПРАЯШЧИТТА - делается как аскеза для искупления промахов на пути высокой нравственности. Затем, есть ЧАЛА и АЧАЛА джапы, которые могут выполняться в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах, в любом состоянии или позе. Другие требуют особой асаны, места, времени, направления и т.д., вместе с тщательно разработанным ритуалом, т.е. дарением цветов, благовониями, фимиамом, маханием светильником и звоном колокольчика, ХАВАН и ТАРПАН (ритуалы огня и воды), с различными очистительными действиями.
Для успеха в Мантра Йоге необходимо, чтобы садхак соблюдал чистоту внутри и снаружи, имел искреннюю преданность, примерный характер и поведение до того, как он сможет иметь какую-то степень концентрации и созерцания.
Мы наблюдаем подобные практики среди мусульманских факиров, которые практикуют ВИРД, или повторение священных слов, таких как ХУ, ХАК, АНАЛ-ХАК и используют ТАЗБИХ (четки) для этой цели. Христианские монахи также перебирают свои четки и поют гимны и псалмы.
Хатха Йога
Эта форма йоги имеет дело с контролем тела и телесной активности как средством успокоения разума. Ее цель - сделать человеческое тело достаточно сильным и способным выдержать труднейшие и тяжелейшие условия, сделать его невосприимчивым, насколько возможно, к физическим болезням. Но кроме крепкого телосложения и возможного долголетия с помощью пранаямы, или ХАБС-И-ДАМ, как ее называют мусульмане (контроль и регулирование дыхания), сама по себе она не очень помогает в самореализации, хотя она может в некоторой степени подготовить почву для более высокого типа духовной дисциплины, приводя к ней. Она в некотором смысле является "лестницей к Раджа Йоге". Она даже не может дать разуму сколько-нибудь большую степень контроля, как это обычно предполагается. Практикой Хатха Йоги можно достичь некоторых сиддхи, или психических сил, с помощью выполнения определенных асан, мудр, бандх или физических положений и поз и практики пранаямы. Эта система включает соблюдение ряда епитимий и аскетических упражнений типа постов и бдений, МАУН, или обета молчания, на месяцы и годы, ПАНЧ АГНИ ТАПАС (сидения с зажженными огнями с четырех сторон и палящим солнцем над головой), стояния на одной ноге, подвешивания себя головой вниз и т.д.
Некоторые из христианских святых доходили до больших крайностей, вроде одевания пробитых гвоздями одежд, власяниц, бичевания тела, порки себя - все это для имитации страданий Христа. Даже среди мусульман-шиитов мы видим следы мучения себя, когда в дни МУХАРРАМ они бьют себя в грудь и по спине ножами, прикрепленными к железным цепям, в память об ужасных страданиях Хассана и Хуссейна, внуков Пророка, которым они подвергались с горсткой своих верных последователей в защиту своей веры в руках своих единоверцев под Язидом на палящих равнинах Карбла. Но все эти ужасные самоистязания, какими бы они ни были героическими, едва ли дают какую-нибудь духовную пользу. Что толку мучить и подвергать пытке тело, когда змей разума лежит, безопасно скрытый глубоко под поверхностью, и продолжает процветать невредимым?
Оставляя в стороне подобные формы самоистязания, Хатха Йога направлена на совершенствование тела как инструмента для более высоких типов йог и, как таковая, может иметь некоторую ценность, чтобы дать возможность телу выдержать стресс и напряжение, вызванные ими. Но даже обычные ХАТХА ЙОГА КРИИ слишком трудны для выполнения и часто ведут к внутренним осложнениям, которые временами оказываются серьезными и неизлечимыми и угрожают жизни.
Эти крии предназначены для очищения артерий и других каналов тела от всех видов накопившихся минеральных отложений, вроде мела, извести, соли и т.д., засоряющих организм и являющихся коренной причиной дряхления и болезней. Этот процесс деинтоксикации и омоложения делается с помощью очистительных действий, называемых ШАТ КАРМА (шесть действий):
1. НЕТИ КАРМА (очищение носа). Кусок тонкого муслина длиной в три четверти ярда скручивается, как шнурок, и покрывается оболочкой из воска. Он просовывается через каждую ноздрю по очереди и вынимается изо рта после небольшого растирания, чтобы очистить их от слизи и т.д. Это полезно для лечения болезней носа и горла. Оно сохраняет голову холодной и улучшает зрение. Страдающие от расстройств носа и глаз или кислотности могут заменить его ДЖАЛА НЕТИ, или промыванием носовых каналов чистой водой.
2. ДХОТИ КАРМА (промывание желудка). Длинный кусок ткани трех дюймов шириной и около семи ярдов длиной макается в теплую воду и слегка выжимается. Его постепенно проглатывают, из горла он проходит в желудок с помощью теплой воды, а два фута другого конца держат в руке. После оставления его на несколько минут и встряхивания живота, он очень-очень медленно вынимается. Это очищает пищеварительный тракт от нечистот, вроде слизи и желчи, и излечивает увеличенную селезенку, кашель и т.д. Это упражнение требует крайней осторожности и внимания, чтобы ткань не запуталась в кишечнике и не привела к серьезным осложнениям, которые могут оказаться даже фатальными. Оно не должно выполняться страдающими от воспаления и болезней горла, раздражения желудка и во время кашля.
3. БАСТИ КАРМА (промывание кишечника). Это своего рода клизма, посредством которой вода втягивается через прямую кишку в нижнюю часть кишечника. После оставления ее там на некоторое время, она встряхивается в стороны и выбрасывается. Оно устраняет запор и удаляет внутренний затвердевший кал, который обычно приклеивается внутри. Добавление немного глицерина в теплую воду делает его полезнее. Оно применяется при болезнях мужского члена и заднего прохода, излечивает газообразные расстройства желчи или лимфы, болезни селезенки и печени. Ежедневное выполнение Басти ослабляет хрупкий кишечник и может воспалить внутреннюю поверхность, поэтому необходимо тщательное руководство в таких делах. Его можно заменить воздушным очищением, если необходимо, втягивая и выпуская воздух вместо воды.
4. ГАДЖА КАРНИ, или КУНДЖ КАРМА. Оно также известно как ШАНКХА ПАШАЛА. Упражнение состоит в набирании полного живота воды, а затем полоскании водой внутри с помощью мышечной активности и выбрасывании ее изо рта, как гаджа, или слон, делает своим хоботом. Для этого выпивают две - три кварты теплой воды и отрыгивают после промывания внутренних органов круговым движением мышц внутри. Оно особено полезно страдающим желчностью или кислотностью.
5. НИЙОЛИ КАРМА (трясение животом). Его делают, сидя прямо в Сиддха или Падма асане с руками, лежащими на коленях. Верхняя часть тела вместе с кишечником затем встряхивается быстро справа налево, чтобы устранить все внутренние нечистоты, приклеившиеся к внутренним стенкам. Это упражнение полезно для избавления от желудочных болезней типа гастрита и газов, высвобождая желудочные секреции. Оно помогает сокращению мышц, которые, в свою очередь, помогают йоговскому дыханию, или пранаяме.
6. ТРАТАК КАРМА (фиксирование взгляда). Это ДРИШТИ САДХАНА и состоит в фиксировании взгляда сначала на внешних центрах, а затем постепенно на внутренних центрах, как объяснялось ранее в разделе "Пранаяма", где говорилось о Йог Видья и Йог Садхна. С его помощью взгляд становится устойчивым и, когда он обращен внутрь, начинают видеть чудеса внутреннего мира Трикути, высшего неба таких йогинов.
Кроме этих, есть еще два упражнения:
1) КАЛПАЛ ДХОТИ (быстрые вдохи и выдохи) для очищения легких. Оно может с успехом заменить НЕТИ, но должно избегаться в дождливый сезон и при плохом здоровье. Дыхание должно быть быстрым, но не слишком, чтобы не затронуть легкие и дыхательную систему.
2) ШАНКХ ПАШАЛИ. Оно состоит в питье воды ртом и немедленном выбрасывании ее через задний проход, после небольшого встряхивания животом. Оно очищает всю пищеварительную систему, отмывая ее от всех нечистот.
Все эти процессы, если они делаются не под надзором, руководством и контролем адепта в йоговских садханах, чаще всего приносят больше вреда, чем пользы. Нужно признать, что в них есть что-то искусственное и неестественное, и сообщалось о случаях, когда даже адепты пострадали от их выполнения. Поэтому лучше обратиться к естественным методам: простой, здоровой и свежей вегетарианской диете в ее естественной форме, небольшому количеству коровьего молока и гхи, свежей воде, регулярным, но неутомительным упражнениям, глубокому дыханию и т.д., которые свободны от каких-либо опасностей, сопровождающих упражнения Хатха Йоги.
Таким образом, мы видим, что в Хатха Йоге нужно, прежде всего, привести физический дом в порядок, и это делается практикой Шат Карм, или шести предварительных упражнений, описанных выше. После этого, для успешного выполнения этого типа йоги и приобретения опытности в ней, нужно обратиться к следующим дисциплинам:
а) Скрупулезное культивирование Яма и Нияма.
б) Соблюдение САНДЖАМ, или умеренности и дисциплины, во всех фазах жизни, и, в частности, в мыслях, словах и делах.
в) Физические позы: асаны, мудры, бандхи.
г) Пранаяма, или контроль и регулирование дыхательной системы. Все они были объяснены в Аштанг Йоге.
Мы можем сейчас рассмотреть то, что говорят некоторые писатели о месте Хатха Йоги на духовном пути. Шри Йогиндра во Введении к своей "Хатха Йога (упрощенная)" говорит о Хатха Йоге следующее:
"Необходимость этой системы йоги должна была ощущаться в далеком прошлом, когда тренировка и развитие физического становились весьма важной формой дисциплины и контроля умственного, морального и психического. В этом контексте Хатха Йога должна быть и считается методическим подходом к достижению наивысшего в йоге. Поскольку она имеет дело, в первую очередь, с физическим человеческим телом по отношению к ментальному, ей подходит определение физиологической йоги, или ГХАТАСЬЯ ЙОГИ."
Автор Элейн Даниелу в своей книге "Йога: Метод Реинтеграции" описывает метод Хатха Йоги как реинтеграцию через силу, потому что "'Я' не в пределах досягаемости слабого", и, касаясь ее цели и метода, говорит:
"Хатха Йога - это название, данное техническим практикам и дисциплинам, с помощью которых можно взять под контроль тело и жизненные энергии. Как одно из средств йоги, она является первичной подготовкой к пути реинтеграции, существенной для дальнейшей реализации."
Все трактаты по йоге настаивают, что единственная цель физических упражнений Хатха Йоги - преодолеть физические препятствия на духовном или королевском пути реинтеграции - пути Раджа Йоги.
"Хатха" буквально означает "сила воли" или неукротимая воля сделать что-нибудь или достичь какой-нибудь цели, какой бы необычной она ни могла бы показаться. Значение слова "хатха" Даниелу продолжает объяснять из "ГОРАКША САМХИТА" так:
"Слог ХА представляет Солнце, и слог ТХА представляет Луну, а соединение (йога) Солнца и Луны является поэтому Хатха Йогой.
Космические принципы, проявляющиеся в планетарном мире как Солнце и Луна, обнаруживаются в каждом аспекте существования. В человеке они проявляются, в основном, в двух формах: одна в тонком теле, другая в грубом теле. В тонком теле они проявляются как два канала, по которым наши восприятия перемещаются между тонким центром в основании позвоночника и центром на вершине головы. Они называются Ида и Пингала; один соответствует холодному аспекту Луны, а другой - теплому аспекту Солнца.
В грубом теле лунный и солнечный принципы соответствуют дыхательной, холодной, и пищеварительной, теплой, жизненным энергиям и называются прана и апана. Именно координацией этих двух самых мощных жизненных импульсов, йог достигает своей цели. Что касается дыхания, вдыхаемый холодный воздух называется ПРАНА ВАЮ, а выдыхаемый теплый воздух АПАНА ВАЮ."
Хатха Йога имеет несомненные достоинства, многие из которых уже описаны в предыдущей главе, когда описывались асаны, пранаяма и пратьяхара. Она закладывает основание здоровой жизни, способной выдержать большие физические нагрузки, с помощью удаления ядовитой и нечистой материи из телесной системы. К йогу смерть приходит не как мучительный конец долгого процесса дряхления, а как осенний лист или зрелый плод; это отделение совершается естественно благодаря внутренней зрелости. Достижение контроля над различными физическими функциями естественно приносит с собой также некоторую степень умственного контроля, так как никакая строгая дисциплина тела невозможна без дисциплины воли, и развитие одной стимулирует другую.
Тем не менее, психические и физические силы, которые Хатха Йога обеспечивает успешному садхаку, не лишены ловушек и опасностей. Вместо того, чтобы держать их в строгой тайне для дальнейшего духовного прогресса или использовать только для самых гуманитарных целей, они часто применяются для завоевания восторга публики и богатства. Не случайно, обычный человек связывает эту йогу с людьми, которые ходят по горячим углям, глотают битое стекло или металлические лезвия, едят головы змей и грызунов, сдерживают едущие машины или позволяют, чтобы грузовики и слоны проходили по ним. Серьезно мыслящий человек, изучающий йогу, наблюдая эти злоупотребления, должен использовать эти практики строго как средства к достижению Раджа Йоги или иначе отбросить их полностью, как еще одно отвлечение от цели, другое средство для балования эго, которым он намеревается овладеть. Хьюстон Смит в "Религиях человека" изложил дело откровенно:
"Некоторые люди заинтересованы, в основном, в координировании своих тел. Нечего говорить, что они имеют своих йндийских двойников людей, которые считают овладение телом своим основным интересом... В то время как Запад искал силу и красоту, Индия интересовалась точностью и контролем, идеально полным контролем над каждой функцией тела... Джулиан Хаксли осторожно высказался, что Индия, кажется, открыла некоторые вещи о том, что тело можно заставить делать, о которых Запад не имеет понятия. Это обширное собрание наставлений включает подлинную йогу, Хатха Йогу. Первоначально она практиковалась как предварительная ступень к духовной йоге, но так как она в основном потеряла эту связь, она не должна интересовать нас здесь. Суждение индусских святых на эту тему может быть принято нами: с телом можно делать невероятные вещи, если это вам интересно и вы согласны посвятить свою жизнь этому. Но эти вещи имеют мало общего с просветлением. Фактически, они вырастают из желания покрасоваться, овладение ими делается из гордости и этим враждебно духовному прогрессу."