Сикхизм - самая молодая из мировых религий, прослеживающая свое происхождение от Гуру Нанака, первого в последовательности десяти великих Гуру.
Сикхизм.
Сикхизм - самая молодая из мировых религий, прослеживающая свое происхождение от Гуру Нанака, первого в последовательности десяти великих Гуру. Как другие веры, он принял характер религии только в последующие времена. Его Мастера никогда не претендовали на какую-либо новизну своих учений. Фактически, они особо подчеркивали то, что их учения являются истинами, которым учили с незапамятных времен. Чтобы подчеркнуть всеобщность духовного послания, Гуру Арджан Дэв (пятый Гуру), составляя ШРИ АДИ ГРАНТХ, священное писание сикхов, собрал гимны и отрывки из мистических писаний святых всех каст и верований, включая мусульманина-ткача Кабира, джата (крестьянина) Дханну, сапожника Рави Даса, мясника Садну и других.
Сикхские священные писания занимают уникальное положение в религиозной истории. Они представляют не только намеренную попытку показать единство всех религий, но и составлены на языке, который является еще живым, а не делом прошлого. Поэтому они не потеряли ничего из своей первозданной свежести и не похоронены полностью в дебрях теологического истолкования. Они написаны, в основном, в форме религиозной лирики, и их привлекательность не только в описании. Они говорят о человеке в целом, поют о его проблемах, его слабостях, тщетности мира и вечности Абсолюта, призывая его ко все большим и большим усилиям в направлении к его Божественному Дому. Язык, используемый ими, поддается сжатости, свободно обходясь без союзов, этим давая возможность своим поэтическим и музыкальным элементам быть использованными с огромным эффектом. Ищущая философия и глубокая метафизика присущи каждой фразе, тем не менее эти произведения говорят прямо с сердцами людей, на языке, которым они пользуются, их значения неистощимы, и это оставляет отпечаток на всем.
Более того, сикхская вера, появившаяся из учений не одного, а непрерывного ряда великих Мастеров, раскрывает почти каждый важный аспект духовного поиска человека. Если Будда подчеркивал необходимость непривязанности и умеренности, Христос - любви, то сикхские учения преуспели в подчеркивании всех граней. Кроме того, будучи сравнительно недавнего происхождения, записи о личной жизни десяти великих Гуру сохранились, и мы много знаем об их путешествиях и действиях. Ничего подобного неизвестно о Мастерах-душах, давших индуизму его Упанишады. Они говорят, как отдаленные голоса, доходящие до нас из далекого мифического прошлого.
Внутренний путь - это путь практический, и человеку нужна не только философия, но и демонстрация чьей-то жизни, которая иллюстрирует ее. Читаем ли мы о смирении Нанака, ходившего пешком с места на место, неся духовный факел, или о Гобинд Сингхе, последнем из десяти Гуру, ездившем верхом с одного конца страны в другой, организуя своих последователей в братство, которое смогло встретить силу силой и успешно сопротивляться угрозе физического истребления фанатичным императором Аурангзебом, мы понимаем снова и снова, что жизнь Бога - это внутреннее совершенство, образ существования, самоосуществление, и она не должна смешиваться с интеллектуальной философией или метафизическими загадками. Тот, кто завоевал такую духовную свободу, не может быть затронут или запятнан внешним действием, ибо Он сделал Волю Бога своей собственной и не делал ничего сам. И поэтому, ведя своих воинов воевать с моголами, Гуру Гобинд Сингх все же мог петь:
Сач Кахун, сун лейо сабхай
Джин прем кийо, тин хе Прабх пайо.
Истинно, истинно Я говорю вам,
Те, кто любил, нашли Бога.
Попытаться изложить мистическое послание великих сикхских Гуру означало бы повторить большую часть того, что уже сказано в предыдущей главе. Ибо учения Нанака и Кабира (его современника) представляют окончательное развитие мистицизма внутреннего видения и слышания в Путь Сурат Шабд Йоги. Оба великих Мастера, один был первым в линии сикхских Гуру, а второй - ткачом из Варанаси (прежде Бенарес), были неутомимы в подчеркивании неэффективности внешнего ритуала, интеллектуального умствования и йоговского аскетизма:
Сант мата кучх аур хаи Чхадо чатураи
Путь Мастеров отличен,
Оставь свои интеллектуальные тонкости.
Кабир
Невозможно понять Его размышлением,
Даже если размышлять веками.
Невозможно достичь внутреннего покоя внешним молчанием,
Даже если сидеть немым веками.
Невозможно ни купить удовлетворенность
за все богатства мира,
Ни достичь Его всей изобретательностью разума.
Нанак
Оба святых порицали кастовые различия и одинаково подчеркивали единство всей жизни, единство духа, который поддерживает все, они неоднократно заявляли, что высший и самый достижимый метод единения с Богом пролегает через путь НААМ, или ШАБД. В самом деле, никакие священные писания не настаивают так на всепроникающей способности Слова, как писания сикхов или Кабира, подборка которых, как уже упоминалось, была включена Гуру Арджан Дэвом в Шри Ади Грантх. Внутренний свет, АНТАР ДЖОТ, и внутренняя музыка, ПАНЧ ШАБД или Слово из пяти мелодий, музыка которого беспредельна (АНХАД БАНИ), являются повторяющейся темой почти во всех произведениях, содержащихся в Грантх Сахиб.
ДЖАП ДЖИ Гуру Нанака, которое фигурирует как пролог к Грант Сахиб, может послужить иллюстрацией духовных богатств, содержащихся в сикхских священных писаниях. Это чудесное лирическое произведение, замечательное своей поэтической красотой и даже больше - Божественными высотами, которых оно достигает. Оно открывается рассуждением о природе Абсолютной Реальности как отличной от феноменальной:
Есть Одна Реальность, Непроявленный Проявившийся;
Всегда существующий, Он есть Наам (Сознательный Дух);
Создатель, проникающий во все;
Без страха, без враждебности;
Вневременной, Нерожденный и Самосущий,
Совершенный в Себе.
Пролог
Эта Реальность находится за пределами человеческого рассудка и понимания:
Невозможно понять Его рассудком,
Даже если рассуждать веками.
Станса 1
И все же Его можно достичь, и путь, ведущий к Нему - единственный:
Есть Путь, о Нанак: сделать Его Волю нашей собственной,
Его Волю, которая уже выполняется в нашем существовании.
Станса 1
Это нечто, что находится не вне нас, а внутри; это часть нашего существа, сама наша сущность, и все, что нужно - это настроиться на Него, так как быть настроенным на Него означает быть свободным от рабства эго и, следовательно, майи:
Все существует по Его Воле;
И ничто не стоит вовне;
Настроенный на Его Волю, о Нанак,
Полностью свободен от эго.
Станса 2
Как можно настроиться на Божественную Волю? Ответ дается в самом начале:
Через благосклонность Его истинного слуги, Гуру,
Он может быть познан.
Эта тема рассматривается в Стансе 16 более детально:
Святой (персонифицированное Слово) принимается
При Его Дворе и является главным избранником в нем;
Святой украшает порог Бога и почитается даже королями;
Святой живет Единым Словом и медитирует на Него.
Дар истинного Мастера - это дар Наама, в котором Он Сам - адепт. Это Слово есть проявление Воли Бога и Его Владычества, и Оно находится в сердце всех Его созданий:
По одному Слову Его это обширное творение зацвело к бытию,
И тысячи потоков жизни возникли к существованию.
Станса 16
Путь к единению с Волей Бога проходит через настроенность на Слово:
Общаясь со Словом, становишься обителью всех добродетелей;
Общаясь со Словом, становишься шейхом, пиром и истинным
духовным царем;
Общаясь со Словом, духовно слепые находят свой путь
к Реализации;
Общаясь со Словом, пересекают Безграничный Океан иллюзорной материи;
О Нанак! Преданные Ему живут в постоянном экстазе,
так как Слово смывает весь грех и горе.