СВАДХЬЯЯ (Swadhyaya)
Самоизучение. Слово происходит от "сва" ("собственный, само-") и "адхьяя" ("изучение"). Обычно оно считается размышлением на собственными сочинениями и записями, но в широком смысле означает постижение всего, что связано с подлинной сутью человека.
СВАПНА (Swapna)
Состояние сновидения. См. Авастха.
СВАСТИКАСАНА (Swastikasana)
"Поза Свастики". Сидячая поза, в которой корпус выпрямлен, ноги скрещены; ступни находятся под икрами и бедрами.
СВЕРХ-Я (Overself)
Введенный доктором Полом Брантоном термин, указывающий, что святой источник нашего существа и корень нашего сознания находится в нас, является нашим подлинным Я. В санскрите эквивалентом является понятие "адхиатма", встречающееся в главе 7, стихах 28-29, и в главе 8, стихе 3 "Бхагавад-Гиты". См. также Высшее Я.
СВЯЩЕННАЯ НИТЬ (Sacred Thread)
См. Яджнопавита.
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ (The Scriptures)
В первую очередь, это "Веды", которые, как считается, содержат откровения о подлинных истинах и знании. В качестве практического руководства для их верного понимания рассматривается "Тройственное вспомоществование" (Прастхана-трайя), которое включает "Брахма Сутру" ("Веданта Сутру"), десять больших "Упанишад" и "Бхагавад-Гита".
СЕМЬЯ, СЕМЬЯНИН (Family Life, Householder)
См. Йога для Семьянина.
СИДДХАСАНА (Siddhasana)
"Поза Посвященного": корпус выпрямлен, ноги скрещены; при этом одна нога согнута в колене и приближена к груди, а вторая опирается на щиколотку первой. Внимание сосредоточено на междубровьи (взгляд направлен прямо перед собой и расфокусирован, либо глаза вообще закрыты). Подобородок опущен на грудь или направлен прямо.
СИДДХИ (Siddhis)
Представляют собой набор из восьми оккультных сил — достижений, совершенств, или приобретений, — сил разума, проявляющихся в отношении мира. Патанджали не рекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в противоположность, интерес к ним рассматривается как отклонение от высших целей, на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к самадхи (созерцанию, см.). Эти силы естественным образом вырабатываются, когда йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адепт способен тогда использовать их при необходимости.
Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться очень маленьким (анима), большим (махима), легким (лагхима) или тяжелым (гарима); добираться и дотягиваться до любого предмета (прапти); удовлетворять любое желание (пракамья); обладать и контролировать все, что угодно (ишатва); и власть направления любых событий в нужном направлении (вашитва). Последняя способность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметь дело, пребывает в области личности, и будучи хозяином всех процессов в этой области, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешним воздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений. Свойства, подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностью изменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим и малым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего, астрономического уровня.
Хотя Патанджади описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и предоставляет множество соответствующих указаний, он упоминает, что психические силы (необязательно входящие в перечисленные восемь) могут быть выработаны, начиная с рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний (мантр), или аскетизма (тапас). Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер, чем тапас, являющийся частью йоги в повседневной жизни, начальной йоги, входящий в пять обрядов ниямы (см.). Без практики восьми аспектов йоги (анга, см.), однако, любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будет функционировать только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом (яма, см.) йоги, психические силы способны вовлечь человека в практики черной магии. Что касается крайнего аскетизма, он способен значительно утончить характер физического тела, но это еще не подразумевает развития разума.
СИЛЫ (Forces)
Это понятие используется в йоге и оккультизме в четырех различных значениях.
(1) Силы Природы. Они выполняют роль регуляторов равновесия материального мира, и относятся к тем явлениям, которые традиционно изучаются наукой, в частности, физикой: тепло, свет, звук, элктричество, магнетизм, и так далее.
(2) Силы эфирного двойника, в частности, жизненные ветры (см. Вайю) и кундалини (см.). Они также входят в область проявления материальной Природы.
(3) Силы, вызываемые мыслеформами и эмоциональными формами, которые, хотя и порождены разумом, становятся, покидая своих создателей, независимыми сущностями, обладающими зарядом эмоциональных и ментальных сил до самого момента их гибели. Они также относятся к материальной Природе, хотя обитают на тонких планах на уровне низшего ума.
(4) Живые существа, подобные человеческим существам,также называются Силами, поскольку они обладают способностью использовать свою собственную энергию мысли, любовь и волю для внесения изменений в три вышеупомянутых отдела Природы. К ним относятся крийяшакти и инчашакти (см.). См. также Сиддхи; Шакти.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ (Similes)
См. Изображения и Образы Божеств; Актер; Аллигатор; Змея и Веревка; Приснившаяся Змея; Художник; Облака и Солнце; Олень, Слон, Мотылек, Рыба и Пчела; Рогатый Заяц; Скрытое Сокровище; Неугасимая Лампа; Город Девяти Врат.
СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ (Systems of Philosophy)
См. Даршана.
СКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ (The Hidden Treasure)
Урок образа Скрытого Сокровища заключается в том, что оно не возникает из-под земли, если его только лишь желать. Необходимо обладать точными данными о его местоположении, разобрать на этом месте камни и выкопать Сокровище. См. Символические Образы.
СЛУХ (Hearing)
См. Шравана; Внутреннее Звучание.
СМРИТИ (Smritis)
Память (см.). Это понятие применяется к большому количеству древних книг, которые, как считается, содержат воспоминания, записи о лично пережитом и испытанном. Термин также используется для тех мыслей (вритти, см.) разума, которые воспроизводят прошлые мысли или образы прошлого опыта.
СМЕРТЬ (Death)
С мистической точки зрения, смертью является наше телесное условие воплощенной жизни, ибо оно в огромной степени омрачает и погребает подлинную суть человека. Он пребывает в тесных рамках ограничений, хотя с другой точки зрения, благодаря им он один за другим получает множество полезных уроков. Даже смерть тела идет ему на пользу, ибо позволяет душе войти в новый и иной урок следующего воплощения. Таким образом развивающееся существо постепенно восполняет недостатки своих способностей. Йога представляет собой изучение этих уроков и осознанное, волевое заполнение этих пробелов силы, в противоположность пассивному восприятию медленному процессу обучения, обеспечиваемого Природой.
СНОВИДЕНИЕ (Dream)
Это очень широкая тема, но она занимает немного места в практике йогов, ибо сновидения представляют собой в большинстве случаев автоматическую работу низшего ума и тела эмоций (или набора привычек), тогда как рассудочное свойство позитивного, или высшего разума при этом пребывает в неопределенном, неактивном состоянии. В целом, сновидения оказывают целительное воздействие на разум, пребывающий в свободном течении мыслей; фантастичность сновидений позволяет непоследовательным и несогласованным эмоциям прийти в относительное равновесие. Сновидения подобны шторму, неукротимым силам природы, которые, жестоко бушуя, пытаются достичь насильственного равновесия, покоя, хотя сами по себе они не являются жестокими и насильственными.
В сновидения человека могут входить также мысли других людей, а также идеи, нанесенные и оставшиеся привязанными к предметам ближайшей обстановки, например, находящихся в комнате спящего. Сновидения могут, кроме того, обеспечить определенный опыт, получаемый во время "путешествий в астрал" во время сна; многие люди вполне осознанно осуществляют их, хотя обычно не помнят об этом в бодрствующем состоянии. Известно и записано довольно много подобных случаев, когда в сновидении человек встречается и беседует с другими людьми и видит множество удивительных вещей. Решение проблем и открытия, совершенные во сне, осуществляются не пассивностью подсознательного умом, но действиями, происшедших в описанных выше условиях. Эти путешествия, или проекции в астрал не должны, однако, занимать все время сна человека, ибо умственный и эмоциональный аппарат нуждаются в расслаблении, во время которого они достигают внутренней координации. Помимо прочего, ментальной триаде, по крайней мере, разуму (манасу) необходимо время на размышления наедине с самим собой.
СОВЕРШЕНСТВА ТЕЛА (Perfections of the Body)
Совершенство тела описывается в различных книгах, посвященных йоге. Патанджали определяет его как правильную форму, красоту, силу, и очень крепкую сложенность. "Упанишады" дают следующие признаки: легкость, хороший цвет кожи, правильное функционирование органов, стройность и невозмутимость. Ни одно из описаний не предполагает изнуряющего тело аскетизма. Некоторые люди проповедуют умерщвление плоти (см.) и пренебрежение им, однако для здравомыслящего человека этот подход неприемлем; единственное, что можно сказать в его пользу: он приводит к развитию силы воли, которое, впрочем, достигается при следовании старому совету: в качестве упражнения человек каждый день должен совершать нечто такое, чего ему не хочется делать. См. также Тело.
СОЗЕРЦАНИЕ (Contemplation)
Самадхи, последняя, высшая стадия из трех внутренних аспектов (антаранга) раджа-йоги. Полное согласование, или координация всего содержимого разума по отношению к объекту созерцания, в котором невозможно возникновение новых мыслей об объекте, то есть сознание проявлено в своем максимуме, предельном состоянии сознания без ожидания, ведущей к восприятию осознанных ощущений, ранее не испытанных.
СОЗНАНИЕ (Consiousness)
Нечто внутри нас, или скорее, то, чем мы действительно являемся, то, что осознает и разум, и тело. Мы осознаем наше тело и на самом деле способны чувствовать и видеть его предельно четко и ясно. Также, мы осознаем свой разум и его деятельность. Таким образом, наше сознание нельзя путать ни с разумом, ни с телом. В действительности, сознание есть просто знание, которое не подразумевает и не требует чего-то или кого-то, кто знает. Мы осознаем разум и тело, не сами по себе тело и ум являются бессознательными. См. Чит.
СОКРОВИЩЕ (Treasure)
См. Скрытое Сокровище.
СОН (Sleeping State; Dream)
См. Авастха; Сновидения.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ (Concentration)
См. Дхарана.
СОСТОЯНИЕ БОДРСТВОВАНИЯ (Waking State)
См. Авастха.
СОСТОЯНИЕ СНОВИДЕНИЯ (Dreaming State)
Свапна. См. Авастха; Сновидения.
СОСТОЯНИЕ "СТЕНЫ" (Wall-Gazing)
Метод медитации, распространенный среди дзен-буддистов, при котором йог становится "подобным стене" (а не смотрит в стену, как иногда полагают), то есть отрешается от желаний, интересов или склонностей.
СПОКОЙСТВИЕ (Peace)
Состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно. Во время своей деятельности, йог способен пребывать в мире с окружающим миром, независимо от того, как относится к нему внешний мир. См. также Шанти.
СТАДИИ ЖИЗНИ (The Four Stages of Life)
Существуют четыре стадии жизни:
(1) Детство и обучение, в течение которых в первую очередь развиваются способности и свойства тела, восприятия, и т.п.
(2) Стадия "семьянина", период семейной жизни, во время которого основным является эмоциональное развитие.
(3) Подготовление к отдыху, период раздумий, преимущественного развития интеллекта и разума.
(4) Стадия, гармонизирующая все три предшествующих, во время которой должное внимание уделяется внутреннему Я.
Таким образом, жизнь высшего Я и ради высшего Я считается обычно наступающей в четвертом периоде — на Западе это приблизительно соответствует 63-му году жизни. Однако йог объединяет все три направления в гораздо более раннем возрасте, и в некоторых случаях, если его предыдущая жизнь была сознательно посвящена йоге, он может начать эту практику с самого детства нового воплощения. См. также Ашрама.
СТАТИЧНАЯ ИНЕРЦИЯ (Static Inertia)
См. Тамас.
СТИХИИ (Elements)
Пять великих материальных элементов или состояний материи, махабхуты (см.): эфир, воздух, огонь, вода и земля. Но те элементы, которые известны нам, являются по грубому и видимому миру, не являются чистыми состояниями этих пяти стихий, но их комбинациями, панчикаранами, которые описываются следующим образом:
Грубая земля состоит из 50% чистой земли и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубая вода состоит из 50% чистой воды и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубый огонь состоит из 50% чистого огня и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубый воздух состоит из 50% чистого воздуха и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубый эфир состоит из 50% чистого эфира и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
СТОЙКА НА ГОЛОВЕ (The Head Posture)
См. Ширшасана.
СТРАДАНИЕ (Pain)
См. Духкха; Сукха-Духкха; Удовольствие и Страдание; Клеша.
СТРАСТЬ (Desire-Nature)
Та часть низшего ума (см.), которая связана с нашими чувствами об объектах мира и приводит нас к мнениям о них, к ранее полученным наслаждениям и страданиям, вызванным ими. Такая естественная страсть, кама (см.), приносит возбуждение и придает силу отношениям между разумом и объектами внешнего мира, что приводит внутренне к знанию, а внешне — к действию; это взаимодействие возникает и усиливается до той степени, когда накапливается достаточно много материала для оодключения интеллекта, который обрабатывает и организует полученную информацию. См. также Вайрагья; Васана; Двеша; Желание; Кама; Рага.
СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЛАДАНИЮ (Possessiveness)
Последнее из пяти клеша, источников несчастья. См. Абхинивеша.
СТХУЛА (Sthula)
См. Упадхи; Физическое Тело.
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ (Subject and Object)
Эти категории представляют собой две стороны сотворенного: объект — материальный, а субъект — умственный, жизненный аспект Природы. Оба они рассматриваются как эманации единой Божественной и верховной Реальности, беспричинной причины всякого бытия и всего сущего; таким образом, они являются теми силами, которые в современных понятиях могут быть описаны как сила, претворяющая прошлое в настоящее (что, по нашему мнению, может служить наиболее точным определением материи), и сила, привносящая в настоящее будущее (что, очевидно, является свойством позитивного разума). Объект и субъект соответствуют функциям Брахмы и Вишну. Третий член Божественной троицы, Шива, пребывает вне категорий объекта и субъекта, и йогу необходимо воспитать свой разум как можно более открытым и незамутненным с целью приближения к этому третьему проявлению Божественного.
СУКХА-ДУХКХА (Sukha-Duhkha)
"Удовольствие и страдание". В начале своего развития человек вял (пребывает во власти тамаса) и даже не заботится о заблаговременном поиске пищи до тех пор, пока его не начинает подталкивать к этому страдание от голода. Затем он открывает для себя удовольствие процесса питания и другие наслаждения, и с этого момента становится очень энергичным и даже беспокойным (переходит во власть раджаса) в преследовании удовольствий, так что в результате пресыщается ими. Это вновь приносит страдания, благодаря которым он становится разумным и учится управлять своими действиями и желаниями и приводить их в надлежащую упорядоченность (саттва), в соответствии с умеренностью и гармонией, требуемыми законами Природы.
СУКХАСАНА (Sukhasana)
"Приятная Поза". Поза удобна для тех, кто хочет сидеть на полу, но чьи члены недостаточно разработаны для удобства падмасаны (см.), позы со скрещенными ногами, принятой на Востоке. В сукхасане для поддержки веса колен используется длинная лента ткани, или шарф, который пропускается под коленями и сзади через поясницу; таким образом, шарф удерживает колени в приподнятом положении. Руки при этом покоятся на связанных концах ленты, между коленями.
СУКШМА (Sukshma)
Тонкое тело. См. Упадхи.
СУШУМНА (Sushumna)
Канал (нади) в тонком теле, пролегающий вдоль позвоночника, в позвоночном столбе, начинаясь от чакры в его основании (муладхара, см.) и завершаясь в черепе. В нем пролегает более тонкий канал, ваджрини-нади, а в том — еще один, читрини. Толщина последнего считается сравнимой с тысячной долей толщины волоса; на него нанизаны остальные чакры (см.) и по нему поднимается кундалини (см.). Отверстие этого канала в его основании, перекрытое головой кундалини, называется брахма-двара ("дверь Брахмана").
Рядом с сушумной расположены два других канала: справа пингала (см.), а слева — ида (см.), которые обвиваются вокруг сушумны и соединяются в аджня чакре (см.).
Эти три канала часто рассматриваются как олицетворенные в жезле Меркурия (Гермеса), но этот символ используется также для обозначения многих других троиц.
СУШУПТИ (Sushupti)
Состояние глубокого сна. См. Авастха.
ТАМАС (Tamas)
Постоянство, статичная инерция, инерция покоя. Качество, или сила Природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках.
Как одно из трех качеств (гуна, см.) материального мира, тамас представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разум использует статичную инерцию как основу для новых форм, наряду с их сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения (раджас), в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы (саттва).
Термин "тамас" применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя; например, "тамасичный человек" по отношению к ленивому или вялому человеку (см. Удовольствие и Страдание).
ТАНЕЦ ШИВЫ (The Dance of Shiva)
У Шивы было множество танцев, но наиболее часто упоминаемый описывает его, наступающего на карлика-гнома. Этот танец обычно рассматривается как напоминание о том, что божество играет, а не трудится. Карлик в этом случае называется "рассеянный человек" (апасмара пуруша) и символизирует, разумеется, наше низшее Я и в некоторой степени даже наше высшее Я, в которые мы вовлечены настолько, что забываем о своем высшем духовном призвании и судьбе; о них нам напоминает Шива, проявляясь в нашем качестве воли, которая представляет собой не просто волю к жизни, волю к новизне и развитию, но также волю к духовному наполнению.
ТАНМАТРА (The Five Tanmatras)
Буквально: "очерчивание Того". Пять фундаментальных принципов, подразделений, или типов материальной стороны вещей, соответствующих пяти ощущениям (звучание, осязаемость, видимость, наличие вкуса и запаха), возникающим в сознании, то есть те свойства объектов, которые обеспечивают их воспринимаемость и сферу действия пяти органов чувств (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), и связаны с пятью состояниями материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля).
"ТАНТРЫ" (Tantras)
Группа трактатов по йоге, в которых описаны методы, близкие лайя-йоге (см.). Система тантры содержит множество формул поклонения божествам — которые, однако, представляют собой лишь символы, — и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом "тантра", которое дословно означает ткацкий станок или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма.
ТАПАС (Tapas)
Один из обрядов (см. Нияма), которые йогу следует проводить в повседневной мирской жизни. Слово "тапас" происходит от корня, означающего "нагревать", "накалять", то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. В системе раджа-йоги это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Часто этот термин переводят как "аскетизм"; в этом значении это воспринимается иногда даже в Индии так называемыми "йогами", которые доводят эту идею до крайностей, иногда даже до умерщвления плоти и самопричиненных повреждений тела. Для людей, склонных к комфорту, правильный уход за телом может показаться очень похожим на аскетизм, однако раджа-йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации; идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали, в котором он описывает совершенства тела (см.), включающие его правильную форму, красоту и силу. См. также Умеренность.
ТАРАКА (Taraka)
Буквально: "звезда". В раджа-йоге так называется орган видения в междубровьи или чуть впереди него, который открывается во время медитации. Зрачок глаза тоже называют тарака.
ТАТТВА (Tattwas)
Происходит от "То" ("Тат") и "ты" ("твам") и означает подлинное состояние чего-либо. Применительно к материи таттва означает один из пяти первичных импульсов, в которых берут начало пять состояний материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля), которые существенно связаны с формами восприятия (слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием). Все пять таттва образуют локи, внутренние, непроявленные качества человека. Применительно к Я (атма), таттва соответствует его подлинной сути как единому бытию в Верховном Я (Параматма). Существует также родственное слово "таттвадаршин", означающее того, кто способен видеть эту истину (см. также Санкхья).
"ТАТ ТВАМ АСИ" (Tat Twam Asi)
Известное речение: "То Ты Есмь". Сначала ученик медитирует на "Тат" ("То"), что указывает на Брахмана, или Параматму как на отличное от "Этого", поля проявленности. Именно поэтому ученику говорят: "То Ты Есмь"; если бы учитель сказал ему: "Ты Есмь То", ученик мог бы начать с мыслей о "Ты", как он обычно обращается к самому себе, и прийти в результате к неверному, личностному заключению; таким образом ученику объясняют: "ТО есть то, что ТЫ есть на самом деле, хотя сейчас у тебя может быть ложное представление, что "тот" ты есть "этот" ты." Когда ученик способен говорить о себе: "Со'хам" ("Сах" — "то"; "ахам" — "я"; "есть" при этом подразумевается), он достигает того, чего желал учитель. Другим ответом, несущим то же значение, является — "Ахам Брахмасми" ("ахам" — "я"; "Брахман"; и "асми" — "есть").