Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Митатэ – дизайнерский прием, изначально использовавшийся в чайных садах. ... Реклама на сайте:
» Увеличение чувствительности астрального тела для успешной Астральной Проекции... |
Митатэ . дизайнерский прием, изначально использовавшийся в чайных садах.Митатэ.Митатэ – дизайнерский прием, изначально использовавшийся в чайных садах. Вольный перевод этого термина звучит как «новый взгляд», а суть митатэ сводится к поиску новой роли для старых предметов, которые носят название митатэ-моно. Один из самых распространенных примеров митатэ-моно – каменные купели (чозубаши), расположенные в чайных садах. Гости, перед тем как войти в чайную комнату моют в них руки и рот. Многие купели высечены из каменных глыб, которые раньше были чем-то иным – частью каменной ступы с множеством кровельных настилов, опорой моста или подставкой для светильника. Дизайнеры могут использовать камень и как материал для дорожек, чаще всего, комбинируя обработанные булыжники и их природными собратьями, образуя, тем самым, длинные мощеные участки, которые носят гордое название нобе-дан или иши-датами (каменные татами). Камни, как объект «нового взгляда», могут быть распределены между ступеньками и играть роль «разделителя». Благодаря своей широкой и плоской поверхности, эти булыжники могут превратиться в скамейки, расставленные вдоль дорожек, где гость может присесть и спокойно полюбоваться садом. Японские ландшафтные дизайнеры нашли еще один объект для «переработки» - старую черепицу. Применений ей множество. Куски могут быть вкопаны в землю вертикально, и это будет способ вычерчивания контура садовой дорожки. Черепица может быть использована как часть нобе-дан, как обрамление водостоков – заполненных гравием рвов, в которые стекает дождевая вода с крыш. Еще одно применение – чин-ама – сосуды для золы, используемые в чайных садах. ДорожкиДорожка должна неторопливо вести по саду, открывая, один за другим все его «слои» (чойо) и держа в своей власти тот отрезок времени, когда гость находится в саду. Для проектировщика тропинки зачастую являются чем-то более важным, чем просто элемент дизайна. Если он правильно и аккуратно проложит эти тропинки в своем саду, он сможет контролировать не только ритм передвижения гостей по саду, но то, что открывается взору посетителей. Тропинки – это не только элемент общего плана, но и прием, используемый проектировщиком для того, чтобы контролировать порядок «раскрытия» своего детища. Этот прием наиболее часто применялся в чайных садах Средневековья, но и сейчас дизайнеры используют его практически во всех своих работах. Остановимся на минутку на дорожке в чайном саду, спроектированной как лестница. Поднимаясь по шероховатым неровным ступеням (тоби-иши) гость невольно опускает глаза и останавливает взгляд на дорожке (иначе восхождение может быть опасным). Создатель сада почти наверняка отрывает его от созерцания сада, но через несколько ступенек перед глазами посетителя вырастет крупный булыжник, возможно просто символ начала нового пути или граница, проложенная перед тсукубаи. Плоская поверхность этого камня приглашает гостя сесть и осмотреться. Конечно, место расположения камня не случайно – отсюда открывается великолепный вид. Или другой случай. Дизайнер может использовать композицию из небольших камней как часть нобе-дан. Это позволяет гостю спокойно прогуляться и отметить про себя всю красоту сада. После этого взгляд неминуемо скользнет по дорожке вперед. Создатель сада выбрал такое расположение и направление нобе-дан, чтобы подчеркнуть какой-нибудь дальний элемент – светильник или крышу чайного домика. В больших парках тропинки также помогают ориентироваться. В любом случае дорожки ведут через сад, а, следовательно, и через несколько пространств – открытых или закрытых. Когда кто-либо прогуливается по парку, он наблюдает как бы смену декораций – одни картины оживают перед его глазами, другие уходят в тень – такая техника называется мие-гакурэ. Пушистый садПомимо известного всему миру сада камней Рёандзи, древняя столица Японии Киото может похвастаться и более необычным садом. В монастыре Сайходзи находится едва ли не самый знаменитый сад мхов. Вход в него возможен только по предварительному приглашению. Сады мхов не являются чем-то совсем уж диковинным, их история начинается во времена раннего буддизма. Они сосуществовали наряду с песчаным садом как особый вид парка, где акцентировалась фактура поверхности и различие оттенков зелени. Монастырь Сайходзи, основанный еще на заре японского буддизма, изначально планировался как сад. Храм был основан монахом Гёки в период Нара (710-794 год). Возле храма был заложен типичный для того времени сад с водоемами, по которым можно было кататься на лодках, с островами, павильонами и беседками. Во время междоусобных войн храм опустел, и нижний сад практически погиб. Здания несколько раз горели, а вся территория затоплялась водой. Нижний сад был восстановлен в 1339 году мастером дзэн, известным монахом-садовником Мусо Сосеки (известным также как Кокуси). Мастер восстановил нижний сад с водоемом в виде иероглифа «сердце» и островами, где гнездятся белые цапли, с живописными каменными композициями и трапами. Знаменитый каменный водопад, созданный более 600 лет назад, до сих пор производит удивительное впечатление на посетителей. По мере восстановления в саду естественным образом стали в изобилии расти мхи. Сейчас их насчитывается около 130 видов. Мхи покрывают толстым ковром не только камни, но и пространство между деревьями, стволы самих деревьев, пни, трапы, ведущие к островам, практически все вокруг. На острова вернулись и гнездятся белые цапли. Кроме того, наличие мха свидетельствует о хорошей экологии этого места. Мох растет только там, где чисто - где окружающая среда не так загрязнена промышленными и прочими отходами. Вечно сумрачный лес, почва которого покрыта толстым слоем мха, прекрасен в любую погоду. Его завораживающая красота послужила источником вдохновения для знаменитого японского аниматора Хаяо Миядзаки (зачарованный лес в фильме «Принцесса Мононокэ» срисован именно с Киотского сада мхов Сайходзи). Сад монастыря Сайходзи находится неподалеку от знаменитого храма Кокэдэра (Храм мхов), обширный парк состоит не только из сада мхов, но и «сухого» ландшафтного сада камней. Сад Сайходзи уже многие годы закрыт для свободного посещения. Большой интерес туристов не только со всей Японии но и со всего мира привел к катастрофическим последствиям. Массовые посещения начали влиять на состояние и видовой состав мхов, и правительство, присвоив саду статус государственной достопримечательности, закрыло его для широкой публики. Позже парку был присвоен статус всемирного культурного наследия UNESCO. Сад New OtaniОдин из самых известных и фешенебельных отелей Токио New Otani славится не только тем, что гостям предлагаются услуги личного секретаря. Едва ли не главной достопримечательностью одного из старейших столичных отелей являются его сады. Возраст уникального японского традиционного сада, принадлежащего отелю, более 400 лет. Площадь сада – больше 4 гектаров, раньше (как и в случае с подавляющим большинством остальных «мокрых» садов японской столицы) этот парк принадлежал даймё (феодальному лорду). Уникальный, скрытый от мегаполиса сад радует постояльцев гостиницы сезонным набором цветов, осенью это хризантемы, весной – орхидеи. В декоративных прудах цветут лотосы, плавают карпы, есть даже небольшая бамбуковая рощица. Сад гостиницы New Otani по праву причисляют к одному из самых живописных и исторически важных садов Токио. В саду есть водопады и пруды с золотистыми карпами (на самом деле карпы эти ярко-апельсинового цвета), нашлось место даже для небольшого сада камней. Изогнутые мостики и каменный брод через ручей дополняют атмосферу умиротворения и спокойствия, в сумасшедшем ритме современного Токио. В центре сада возле водопада находится чайный павильон, опять же один из самых известных в Токио. Попасть на чайную церемонию сюда можно только по строгой предварительной записи, исключений не бывает даже для гостей отеля. Помимо присутствия на таинстве чайного действа (а церемония в New Otani известна своей аутентичностью, знатоки не могут обвинить её в легковесности, так свойственной туристическим церемониям) гости отеля могут посещать курсы икэбана. Мастер показывает премудрости цветочной аранжировки на примерах, срезанных как раз в местном саду. Сад камней называется Карэсансуи. Небольшие дальневосточные сосны и камни представляют горы, а белая галька и песок символизируют воду. Неподалеку от сада камней возвышается символ парка New Otani 13-ти ступенчатая пагода, оставшаяся нетронутой еще со времен периода Нанбоку-тё (1336-1392). Сады камнейГоворя о традиционных японских садах, чаще всего вспоминают сады камней. Такие сады называются сухими. Но в японской садово-парковой архитектуре чрезвычайное распространение получил другой типа садов - мокрый. Мокрыми садами называют парки, организованные вокруг пруда. Чаще всего в парке есть чайный домик, пруд, ручей и несколько мостиков в наиболее живописных уголках. Чаще всего сады расположены на территории храмов, дворцовых комплексах и при виллах древней аристократии. Иногда встречаются муниципальные сады, но это детище уже послевоенной Японии. Классическим мокрым садом является СИНДЗЮКУ ГЁЭН в Токио. Сад был спроектирован вокруг виллы, принадлежащей Лорду Наито - даймё (феодалу) периода Эдо. (Период Эдо имеет временные рамки с 1600 по 1868 год, но этот сад начал создаваться в конце 18 века по европейскому летоисчислению) Завершилось создание сада в 1906 году, и тогда же он получил статус Императорского. Этот парк можно разделить на две составляющие, европейский регулярный сад и мокрый японский, сформированный вокруг пруда с карпами. Стиль архитектуры, расположенного в саду чайного домика, нарочито китайский. Само расположение чайных павильонов, соединяющихся друг с другом крытыми коридорами, напоминает об аристократических виллах эпохи Хэйан (с 8 по 12 век - эту эпоху называют периодом правления аристократов). Несмотря на свой светский вид, сады с прудами также имеют непосредственные связи с дзен-буддизмом. Аранжированные строго географически (фасад павильонов должен смотреть на юг), они повторяют топографию так называемого Западного рая Будды Амиды. С 5-6 веков нашей эры под влиянием буддизма японские мокрые сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа. В садовом искусстве Японии главными элементами всегда были вода и камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира. На садах эпохи Хэйан отразилось распространение в Японии учения буддийской секты Дзёдо (Чистая земля), провозглашавшей веру в Будду Амида (Будда Западного рая). Придворные аристократы стали создавать вокруг своих вилл сады, воспринимавшиеся как земное воплощение рая Амиды. Они отражали утонченный дух придворной культуры и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от созерцания Красоты в круговращении времен года. Основное предназначение такого сада - место для прогулок. Большинство известных сухих садов, расположены на территории дзенских монастырей, их организация и внешний вид тесно связаны с буддийской традицией. Сад камней абсолютно не похож на европейские сады - в нем вы не увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. И все же сад Рёандзи уже несколько столетий притягивает к себе паломников, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяюще. Почему? Сад камней при храме Дракона представляет собой прямоугольник 23х9 метров, над засыпанной белым гравием поверхностью которого высятся пятнадцать замшелых камней разной формы, объединенных в группы. На гравии служители храма проводят специальными граблями от одного края сада к другому параллельные бороздки, закругляющиеся вкруг камней и напоминающие рябь на морской глади. Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый камень остается "скрытым". Возможно, автор сада хотел таким образом донести до зрителей буддийскую мысль о безграничности мира и о необходимости воспринимать реальность более широко - точно зная, что камней на самом деле пятнадцать, зритель видит лишь четырнадцать из них. Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, как прежде. Его функция была аналогичной пейзажным свиткам - помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий. Дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада - чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий ко входу в чайный павильон, выступает важным компонентом церемонии, помогая участникам настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Сенсей поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел, вымыл все до чего смог достать: фонари, камни, дорожки; но отец каждый раз говорил, что еще не убрано. И когда сын уже не знал, что и делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Опавшие кленовые листья придали саду недостающее очарование увядающей красоты. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Читайте далее: Предыдущая страница: Ключевые слова этой страницы: митатэ. Скачать zip-архив: Митатэ. Митатэ – дизайнерский прием изначально - zip. Скачать mp3: Митатэ. Митатэ – дизайнерский прием изначально - mp3. |
» Магическое зеркало. Знание о зеркалах. Тайна зеркала... «МИТАТЭ» |
|