В 1995-м году французский журналист Никола Майар отправился в Соединенные Штаты с заданием найти того, кто продал Рэю Сантилли кинодокумент о первых шагах на сцене Элвиса Пресли в 1955 году.
Фильм "Вскрытие Пришельца": Личность оператора.
В 1995-м году французский журналист Никола Майар отправился в Соединенные Штаты с заданием найти того, кто продал Рэю Сантилли кинодокумент о первых шагах на сцене Элвиса Пресли в 1955 году. Поскольку Сантилли утверждал, что тот же оператор отснял вскрытие, но категорически отказывался дать его координаты, то предполагалось, что, в случае успешного расследования в США, сенсация нашла бы свое место в сценарии передачи.
Н.Майар разыскал в Кливленде нужного человека. Им оказался бывший диск-жокей Билл Рэндл, действительно заказавший в 1955 году съемку концертов кинооператору русского происхождения по фамилии Джек Барнетт. Но тот Барнетт умер в 1967 году и никогда не служил в американской армии. (Интересно, что в Интернете, этой всемирной компьютерной свалке правды и лжи про все на свете, еще 20 сентября 1995 года появилась информация Джона Ретклифа о том, что Джек Барнетт является в действительности Джеком Барретом, живущим во Флориде.)
Не обнаружил никакого оператора Дж.Барнетта в армейских архивах и дотошный Стэнтон Фридман, привыкший все проверять. И проверил. В центральном компьютере ВВС в разделе "1942-1952" военного оператора Джека Барнетта не оказалось. Но Р.Сантилли и не скрывал этого с самого начала! Да и было бы смешно, чтобы человек, "заигравший", вежливо говоря, тем или иным способом секретнейшие кинодокументы, фигурировал под подлинным именем! Странно, что вообще об этом ведутся разговоры.
И тем не менее продавший Р.Сантилли коробки с пленкой, кем бы он ни был, действительно участвовал в тех далеких событиях и сумел убедить покупателя в подлинности фильма и в надежности сделки. Человек, продавший фильм Рэю Сантилли, должен был также убедить покупателя в необходимости сохранения своей анонимности. Но было совершенно очевидно, что после открытой демонстрации кинодокумента всех будет интересовать история его создания, и, следовательно, требовалось заранее подготовить рассказ, в котором сочетались бы подлинные детали происшествия с элементами, уводящими дотошных исследователей в сторону от личности "заигравшего" катушки с пленкой, а затем и продавшего их.
Поиски дотошных исследователей показали, что если это не рассказ оператора, как бы ни звучала его подлинная фамилия, то это, без всякого сомнения, воспоминания человека, знавшего не понаслышке людей из высшего руководства, которые, по своему положению, должны были в то время заниматься операцией по изъятию потерпевшего катастрофу корабля. И рассказчик должен был находиться среди людей, прилетевших в Розуэлл из Вашингтона и проделавших дальнейший путь на машинах.Так кто же этот загадочный продавец? И почему мы думаем, что фильм продал оператор? Потому что нам это внушили.
Если только нам преподнесли подлинный рассказ подлинного кинооператора, проводившего съемки, "заигравшего" кинодокумент, продавшего катушки с пленкой, принадлежащей американскому правительству, и при этом намеревающегося спокойно дожить свой век в Соединенных Штатах, то после появления в газетах информации о сделке с фильмом о вскрытии продавец мог бы любоваться солнцем Флориды ровно столько минут, сколько потребовалось бы на дорогу ближайшему к его дому агенту спецслужбы. Потому что найти адрес человека, проводившего уникальную по уровню секретности съемку, а затем и поговорить по душам (даже если он будет орать о правах человека) для сотрудников АНБ, ЦРУ, ФБР или еще чего-нибудь специального и покруче - это дело минут.
Похоже, что ищем не в том направлении. Продавцом может быть человек, некий "господин икс", очень хорошо знавший подлинного оператора, или даже ехавший в одной с ним группе из Розуэлла до места катастрофы, имевший в дальнейшем какое-то отношение к соблюдению режима секретности при съемке вскрытий и при отправке проявленной пленки в Вашингтон и сумевший на определенном этапе каким-то образом воспользоваться сложной ситуацией и оставить у себя катушки с пленкой, требовавшей, по мнению оператора, отдельной обработки и запоздавшей по этой причине к отправке основной партии.
Наступил день, когда оператор передал "иксу" остававшиеся у него двадцать две катушки. Задание выполнено, совесть у оператора была чиста. Была она чиста и у "икса", взявшего последнюю пленку. Но сложилась уникальная ситуация, в которой из-за нестыковки наверху и перемещения людей из кабинета в кабинет создалась возможность оставить застрявшие на специальную обработку коробки с пленками у себя. Верить - не верить? Но дело в том, что как раз в разгар всех летних событий военно-воздушные силы, входившие в Армию США (USAAF), переживали сложный процесс выделения в самостоятельную единицу, окончившийся созданием независимых от армии военно-воздушных сил с аббревиатурой USAF. В этот период "развода" сталкивались различные интересы могущественных группировок в армии и правительстве, и многие представители среднего звена должны были заботиться больше о своей карьере, чем о службе. Вполне возможно, что основную партию пленок в Вашингтоне получил, скажем, Z, которого тут же перевели в другой отдел. Занявший его место Y мог начать новую жизнь, да к тому же в другом кабинете и с другим номером телефона без тревог о незавершенных делах своего предшественника.
Мы знаем, что первую партию пленок забрали сразу, а потом, как нам говорят, сколько, мол, оператор (или тот, кто имел выход наверх) ни звонил, пытаясь отдать оставшееся, никто не отзывался
Изучая бесконечное число страниц всевозможных материалов, я наткнулся на очень интересное замечание Ф.Мэнтла, появившееся в английской "Пипл" 5 марта 1995 года и никогда никем больше не повторявшееся.
"Одному офицеру ВВС из Вашингтона было поручено забрать киноматериалы. Он оставил у себя несколько катушек и хранил многие годы, а затем продал Рэю Сантилли, так как нуждался в деньгах".
Возможно, что именно при первой встрече Сантилли с Мэнтлом в 1993 году и был упомянут "офицер ВВС", а наивная, но хорошо запутывающая в результате частого повтора и введения все новых деталей легенда о кинооператоре, нуждающемся в деньгах для финансирования свадьбы внучки, была разработана позднее.
Очень может быть, что разгадка именно в этом.
Николас фон Поппен
Впрочем, известна и фамилия реально существовавшего человека, участвовавшего, как утверждается, в съемках объекта. И если даже фильм не имеет к нему никакого отношения, факт съемки при загадочных обстоятельствах интересен сам по себе и обойти его стороной нельзя.
Речь идет об эмигранте Николасе фон Поппене, из прибалтийских немцев. Неоднократно упоминавшийся в американской печати в пятидесятые годы, Поппен разработал метод фотоанализа в металлургии и работал в районе Лос-Анджелеса промышленным фотографом, главным образом на авиазаводах. Судя по информации, собранной Г.Баркером еще в 1977 году, Поппена привлекали к съемке потерпевшего катастрофу объекта. Изобретатель рассказывал, что ему довелось видеть и четыре трупа членов экипажа, и происходило все это при следующих обстоятельствах.
В конце сороковых годов к Поппену явились два сотрудника разведслужбы и предложили ему работу с чрезвычайно высокой оплатой. Статус беженца из Европы позволял держать Поппена "на крючке", и ему было сказано, что в случае разглашения сведений о порученном ему деле он будет выслан из Соединенных Штатов. Но по поводу сохранения чего-нибудь в тайне все давно ясно: тайна хороша только тем, что ею можно поделиться с родными и близкими, а иногда и продать. Помимо этого, Поппен явно относился к категории людей, всегда нацеленных на поиски того, что плохо лежит. Поппена доставили самолетом на базу, которая, как ему было сказано, находилась в Лос-Аламосе (но это могла быть какая-либо другая, поскольку непосредственно в Лос-Аламосе базы ВВС нет). Известно также со слов Поппена, что он видел аппарат, напоминавший по форме то, что называют обычно летающей тарелкой. В процессе съемок (только ли фотосъемок?) он ухитрился стащить "на память" кусочек материала от объекта, на чем Поппена застукали, отобрали "сувенир" и доставили под конвоем в Лос-Анджелес. Но этот беженец из Европы с хорошей головой изобретателя был не так прост, и ему все-таки удалось похитить негатив. (Опять-таки, негатив одного снимка или одного фильма? Тут нет никакой ясности.) Негатив этот он надежно спрятал на всякий случай. "Если со мной что-нибудь случится",- сказал Поппен. Но похоже, что судьба надежно охраняла Поппена от всякого рода неприятностей до девяноста лет, и в 1975 году он скончался в Голливуде.
Таким образом, с самим Поппеном ничего не случилось. А какова судьба того, что ему удалось утащить? О находке каких-либо негативов после смерти Поппена ничего не сообщалось. Но всегда ли все сообщается?
Впрочем, даже если Н.фон Поппен не имеет никакого отношения к съемке нашего кинодокумента, интересен сам факт: он где-то был летом 1947 года и что-то видел. Видел определенно, потому что он умер за три года до того, как Джесси Марсел впервые рассказал С.Фридману о катастрофе неизвестного объекта.
Тем временем появились интересные новости. Выяснилось, что над определением координат продавца фильма колдуют и власти. 15 апреля 1996 года Боба Шелла посетил капитан ВВС Джеймс М., объяснивший свой демарш тем, что к ним за разъяснениями обратился научный советник Клинтона доктор Джон Гиббоне, действующий по указанию самого Президента. Капитан сказал, что в своих архивах они нашли кинодокумент из той же партии и подтверждают, что по крайней мере часть материала Сантилли подлинна и показывает не куклу и не человека. (Интересное устное признание, от которого всегда можно отказаться.) Они знают, что имя оператора - Джек С., но попросили у Б.Шелла дать им его адрес, поскольку, мол, в военном архиве в Сэн-Луи был пожар, многие документы погибли в огне, и поиски адреса иными путями будут продолжительными и дорогими. Б.Шелл не знал и не знает, где скрывается продавец фильма, но даже знай он это, думаю, не сказал бы.
В июле 1996 года продавший пленку согласился ответить перед видеокамерой на вопросы, подготовленные Робертом Кайвиэтом, выпустившим американскую видеокассету "Вскрытие инопланетянина: факт или вымысел?". Съемка велась любительской камерой таким образом, чтобы лицо продавшего фильм было неразличимо. Предполагалось также изменить голос. Но снимавший (сын продавшего кинодокументы) не справился с задачей, и звук остался натуральным, а изображение не получилось достаточно смазанным. Предполагалось, что Рэй Сантилли доведет эту работу до конца, но он почему-то не стал этого делать.
7 августа М.Хеземанн просмотрел видеозапись в лондонском офисе Рэя Сантилли.
- Прости меня, Америка, самая грандиозная страна на Земле, за то, что я тебя предал,- сказал тот, кто ее продал за сотню с лишним тысяч долларов, объяснив свой поступок нехваткой денег на свадьбу внучки.
В декабре 1996 года видеозапись была показана по японскому телевидению.
Появление этого эпизода на телевидении вызвало переполох: есть голос, различимы черты лица! И была объявлена "охота на человека", называющего себя оператором. Во всемирной компьютерной сети появилось место, куда можно вводить информацию по следующим разделам:
история появления новой пленки;
изображения оператора (фото, видео);
версии оператора и Рэя Сантилли;
все о самом операторе, его прошлое и настоящее;
разное.
В феврале 1997 года Р.Кайвиэт рассказал о встрече с сыном оператора и отметил, что он очень похож на отца. А по словам сына, вся эта история взбудоражила их семью и создала массу проблем.
Где проводились съёмки фильма?
К концу июля 1995 года появилась на свет история съемки места катастрофы, и Розуэллом (тогда все еще Розуэллом) вплотную занялись Боб Шелл, которому, Р.Сантилли дал на анализ несколько кадров кинопленки, и немец Михель Хеземанн.
У М.Хеземанна, работающего в журнале "2000", появилась возможность отправиться - в район упоминающихся в связи с событиями 1947 года городов Розуэлла и Сокорро и попытаться понять на месте, какой вырисовывается картина полувековой давности при наличии фильма о вскрытии и знании, пусть даже весьма относительном, маршрута, по которому группа, прилетевшая в Розуэлл, добиралась на машине к разбившемуся кораблю.
Не разбирающийся в уфологии и, надо полагать, не шибко задумывавшийся над географией штата Нью-Мексико, Рэй Сантилли разузнал у Ф.Мэнтла о розуэллском происшествии и этим ограничился. Тем более что о Розуэлле говорил и продавец фильма.
Тот же Рэй Сантилли, которого все дружно обвиняют в сокрытии информации, еще в июне 1995 года сказал, что происшествие, которого касается фильм, не имеет ничего общего ни с ранчо Брейзела, ни с каким-либо иным местом в непосредственной близости от него. По словам продавца кинодокумента, повторенным Рэем Сантилли, катастрофа неизвестного корабля произошла неподалеку от резервации апачей и полигона Уайт-Сэндз. В июне 1995 года об этом уже знали все, но никто не хотел знать этого! Одни пытались привязать катастрофу к Розуэллу, другие продолжали отстаивать гипотезу о той же самой катастрофе на равнине Сан-Агустин. Но и те, и другие не скрывали своей неприязни к Сантилли, кинодокументу, продавцу, да и вообще ко всем, кто был не на их стороне.
А почему бы не повторить путь, проделанный Джеком Б. после приземления в Розуэлле? Вот это, казалось бы, на поверхности лежащее решение и было тем новым, чего не увидели в истории кинодокумента уфологи, посвятившие более пятнадцати лет сбору дополнительной информации о находке Брейзела и обо всем том, что касалось поведения командования 509-го смешанного авиаполка в те далекие дни.
В поисках дополнительных деталей М.Хеземанн обратился к Р.Сантилли, и тот повторил со ссылкой на продавшего фильм, что все это произошло у северного берега маленького пересохшего озера, вблизи от резервации апачей, недалеко от полигона Уайт-Сэндз. Но Розуэлл-то находится в ста милях восточнее Уайт-Сэндз и в 70 милях от резервации. Это также в 50 милях от участка с обломками на ранчо Фостера. Вот тогда перед Шеллом и Хеземанном возник другой вопрос: не было ли это местом иной катастрофы, происшедшей за месяц до розуэллского случая? Тем более что продавец фильма настаивает на своей дате - 1 июня 1947 года. Если учитывать все эти факторы, то тогда совершенно очевидно, что так называемый "Розуэллский фильм" не имеет ничего общего с катастрофой в Розуэлле
И все-таки оба случая произошли так близко друг от друга во времени и пространстве, что, занимаясь одним, постоянно натыкаешься на другой. Только теперь, когда сознание было готово к восприятию элементов другой катастрофы, стало легче. Ведь все зависит от имеющихся у нас установок, и если уж человек убежден, что чего-то нет и быть не может, то и будет он ходить мимо, ничего не замечая.
Ни место с обломками на ранчо Брейзела, ни овраг на ранчо X.Корна никак не соответствуют северному берегу пересохшего озера, описанному Джеком Б.
С самого начала из записи рассказа продавца фильма было известно следующее:
"...приземлились на базе Райт-Паттерсон... далее - Розуэлл. Затем на машинах к месту катастрофы. Из Сокорро по дороге на Магдалину, затем через каньон и приехали к северному берегу пересохшего озера. Ехали почти четыре часа".
Так почему бы не проделать тот же путь? И М.Хеземанн отправился на поиски пересохшего озера. Оказалось, что пересохших озер в том районе - пруд пруди.
М.Хеземанн позвонил Рэю Сантилли в Лондон. Но что тот мог добавить? Тем более что место катастрофы прежде его и не интересовало. Однако теперь дело сделано, собрана куча денег, и Сантилли понравилась идея обнаружить место и заснять его на пленку. Он пообещал немедленно созвониться с Джеком Б. и попытаться выявить какие-либо дополнительные детали. (Отметим еще раз, что в поступках Сантилли всегда сквозила абсолютная уверенность в реальности происшествия и подлинности кинодокумента.)
Через пять часов ситуация прояснилась. Перезвонившему в Лондон Хеземанну Сантилли сказал, что искать надо между Сокорро и Магдалиной, примерно через три с половиной часа езды в западном направлении от Розуэлла. По ходу будет видна гора - это понятно, потому что там Магдалинские горы, а до этого, сразу после скалы, грязная дорога, ведущая на юг. Далее через каньон и "каменные ворота" к высохшему озеру. По словам Сантилли, лет десять тому назад "Джек Барнетт" ездил на место катастрофы еще раз.
- И тем не менее все было не так просто, как представлялось,- рассказывает М.Хеземанн.- Купил карты района, в том числе и топографические, но пойди найди на этих картах маленькое пересохшее озеро! Похоже, что мы охотились за призраком. После нескольких дней дополнительных поисков информации в Санта-Фэ, Лос-Анджелесе, Сиэтле и Альбукерке я решил отправиться на розыски места катастрофы почти вслепую в компании с Иоганном фон Бутлером и его женой. Делать нечего, будем проверять все дороги, идущие на юг.
- В поисках желанной грязной дороги поехали по направлению к Магдалине,- продолжает Микаэл.- После двух неудачных экспериментов, завлекших нас в живописные места лесного заповедника Сайбоулэ, стало ясно, что мы забрались слишком далеко. Повернули обратно в Сокорро, еще одна грязная дорога, и через десять миль - настоящие "каменные ворота", а за ними пересохшее озеро диаметром метров в сто восемьдесят! Даже теперь видны следы его притоков, вырезанные в скалистой породе. Мы нашли то, что искали! Описание оператора соответствовало реальности, и было видно, что он знал этот район
- Но ты звонил еще в Лондон? Ну хотя бы для того, чтобы убедиться еще раз в соответствии озера тому самому, пересохшему?- спросил я.
- Конечно. Очередная связь подтвердила и другие детали. Кстати, там, где, по словам "Джека Барнетта", лежал объект, мы нашли овальное пятно шириной около восемнадцати метров, которое бросалось в глаза на фоне окружающей местности. Оно более красное, без камней и какой-либо травы, как если бы этот участок был засыпан землей. Было ли это результатом уничтожения следов? Не знаю.
- Как это озеро соотносится с резервацией апачей и полигоном?
- Вот тут-то и возникла путаница. Это не резервация, а Роща апачей. "Джек" или, может быть, Сантилли назвали ее по ошибке резервацией. А найденное место соответствует деталям, полученным от продавца фильма. Оно находится вблизи от полигона Уайт-Сэндз (15 миль по прямой) и от Рощи апачей Национального заповедника. А резервации апачей там нет.
Вспомним, что еще 8 декабря 1979 года Джесси Марсел сказал Бобу Пратту:
- Позже я узнал, что в направлении на запад, в сторону Карризозо, было найдено нечто подобное... Это было в тот же период, милях в шестидесяти-восьмидесяти отсюда.
Исследователи из Альбукерке Л.А.Вайкел и К.М.Келли, узнавшие о поисках М.Хеземанна, предложили ему свою помощь. Их обращение выглядело достаточно серьезным, и М.Хеземанн предоставил им всю имевшуюся у него информацию.
Вайкел и Келли располагали всеми необходимыми средствами для того, чтобы довести дело до конца, сами повторили путь в соответствии с указаниями продавца фильма, и во второй половине сентября 1995 года уфологический мир уже знал название района катастрофы - "Сиксмайл Кэньон".