ФИЛОСОФИЯ РЕГЕНЕРАЦИИ. ПРИНЦИПЫ БЕССМЕРТИЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ
"В 1979 году китайские пищевые травы избавили меня от аллергий, и с тех пор я пытался перевести китайскую философию лечебного питания на нашу западную химическую терминологию, что, полагаю, сделать невозможно. Почему? Да потому, что пища - нечто большее, чем просто набор химических веществ. Если мы намерены лечиться продуктами питания, необходимо признать высшие категории свойств продуктов, которые нельзя описать только химическими терминами. Китайская Философия Регенерации даст такую возможность." ("Regeneration", Dr. Dean Black).
Организм - зто группа, как единое целое. В традиционной Китайской Медицине наш организм представляет собой единое целое всех органов и систем. Когда все органы и системы работают слаженно, организм здоров; когда в группе нет гармонии, организм болен. Чтобы вылечить организм, нужно восстановить гармонию в работе всех систем организма. Восстановление гармонии в работе всех систем организма - метод Китайской традиционной медицины, называемый Регенерацией.
Этим фокусированием на гармонии объясняется отсутствие в Китайской медицине специализации врачей (кардиологи, невропатологи, ухо-горло-нос и т.п.). Специализироваться по частям - значит игнорировать весь организм, как единое целое, чего Китайская традиционная медицина не признает. Специализация делает регенерацию невозможной.
Регенерация главным образом зависит от взаимодействия систем в организме. Примером может служить квартет. Четыре отдельных певца не являются квартетом. Четыре взаимодействующих певца составляют квартет, и чем лучше они взаимодействуют, тем лучше они звучат.
Аналогично, отдельные органы не составляют организм. Взаимодействующие органы составляют организм, и чем лучше они взаимодействуют, тем лучше мы дышим, бегаем, мыслим, говорим и делаем все остальное. Лечение - это налаживание гармоничного взаимодействия систем организма, регенерирование организма, т.е. восстановление его здоровья.
Согласно китайской философии Регенерации органы и функции в организме объединяются нефизической энергией, протекающей в них. Гиппократ называл ее "plusis", а китайцы называют ее "Chi".
Например, члены семьи объединяются нефизической силой - любовью. Как семья поддерживается любовью, так организм поддерживается Chi. Некоторые ученые Запада отрицали существование нефизических сил. ,,, Но станете ли вы доверять психиатру, налаживающему отношения в вашей семье, но отрицающему существование любви и не желающему ее укреплять? ,,, Такмм же образом, ни один китаец не доверится врачу, пренебрегающему Chi и не желающему ее укреплять. С точки зрения китайцев, в реальности нефизические силы управляют физическими.
Представьте себе, например, солдата в сложной боевой обстановке, потерявшего надежду и ждущего смерти. Руки его дрожат, голова и плечи опущены, в глазах растерянность и страх. Но тут он вспоминает о своей жене и детях, о родном доме, и, вдруг, смерть становится неприемлемой. Решительность вспыхивает и пронизывает его, обновляя, сметая отчаяние, успокаивая его руки, поднимая его плечи, голову, словно нефизический клич, заставляющий подчиняться его физическое существо.
В зависимости от обстоятельств, жизненная энергия "Chi" появляется и исчезает, и лечение в Китайской медицине - это дело создания тех условий (физических, психических, ментальных и духовных), при которых возникает и усиливается Chi.
Баланс противоположностей.
Рассмотрим стойку на руках. В момент равновесия гимнаст находится в состоянии покоя, что можно считать выражением баланса и Chi. Это состояние покоя обеспечивается совокупностью противоположностей: давлением пальцев на опору (что движет его в одну сторону) и усилием сгибания рук в локтях (что движет его в противоположную сторону). Когда давление пальцев гармонирует со сгибанием рук в локтях, появляется баланс и равновесие. Избыток, или недостаточность того или другого выводит гимнаста из равновесия и ведет к падению.
Все процессы сочетают подобные противоположности. Мышцы напрягаются и расслабляются. Легкие вдыхают и выдыхают. Мы работаем и отдыхаем, говорим и слушаем и т.д... Когда противоположности гармонируют (как друзья говорят и слушают в приемлемой степени), возникает баланс и гармония. Наконец, даже боец должен сочетать храбрость и осторожность. Такие парные противоположности китайцы называют Yin и Yang.
Все в природе построено на парных противоположностях, они проявляются всегда и во всем: мужской пол - женский пол, тепло - холод, приливы - отливы, действие - противодействие, частицы - античастицы и т.д... Определяющим признаком Yin-Yang пар является следующее: когда Yin растет, Yang уменьшается и наоборот (как положение концов доски качели) и каждое из них при достижении максимального значения порождает свою противоположность. Качества парных противоположностей отражает символ Yin-Yang:
Yin - растет - Yang уменьшается
Yang - рождает - Yin
Yang - растёт - Yin уменьшается
Yin - рождает - Yang
Китайцы обнаружили, что организм и протекающие в нем процессы полны парных противоположностей. На всех его многочисленных уровнях физиологические "пальцы давят" и физиологические "локти сгибаются", придавая то или иное направление. И, когда они гармонируют, наступает физиологический баланс (усиливатся Chi), создавая состояние покоя и благополучия - комфорта, называемого здоровьем.
Проблемы со здоровьем возникают, когда этот баланс нарушается. Китайцы называют это дисгармонией. Она создает все дискомфорты, которые мы ассоциируем с болезнью, - симптомы, присущие второй и третьей стадиям стресса.
Мы часто говорим о болезнях, как о вещах. "У нее рак"- говорим мы (у нее еще двое детей, муж, машина, дом). "0н наградил ее гонореей" - говорим (...может, в следующий раз ее наградят чем-то более приятным?). Эта привычка относиться к болезням, как к вещам, смешит китайцев, они считают это наивным. Болезнь - это всего-навсего дисгармония, говорят они, из-за слабости и плохого взаимодействия систем организма, как единого целого. Восстановите гармонию (говорит их опыт), и болезнь уйдет. ,,, Это восстановление гармонии, повторюсь, и есть - Регенерация, являющаяся целью Китайской медицины ,,,Чтобы ее достичь, китайцы регулируют свой образ жизни. Баланс в организме достигается сбалансированной жизнью, уверены они. Эта зависимость здоровья от стиля жизни для них - само собой разумеющееся; может быть потому, что они изучали ее более тридцати веков. И их опыт говорит: мы восстанавливаем баланс в нашем организме, регулируя свое мышление, питание и поведение.
Они также изучали и принудительные методы, как иглоукалывание, открывающее каналы связи между системами, лечебные травы, действующие, как биохимические вещества, как лекарства. Но для достижении прочной и устойчивой гармонии, они регулируют простые повседневные вещи.
,,,И одной из таких повседневных регулируемых вещей, но самой важной, является питание ,,, Поэтому китайцы старательно изучали натуральные продукты питания, уделяя особенное внимание широкой категории растении, называемых пищевыми травами. В противоположность лечебным травам, действующим как лекарства, пищевые травы только питают организм.
Благодаря многовековому опыту китайцы создали всеобъемлющую науку о пищевых травах, которую они базируют на трех основных принципах: разнообразие, формулирование и концентрация.
Разнообразие заключается в изучении отличительных свойств пищевых трав. Одни травы зеленые, другие - желтые; у одних пышная листва, другие травы компактны; одни растут вниз, другие - вверх... Много существует таких отличий, и мы балансируем себя потреблением как можно большего количества с разнообразными качествами пищевых трав. В противоположность этому, в западной медицине пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них химических питательных веществ: витаминов, минералов, жирных кислот, протеинов и карбогидратов. У нас целью питания является потребление рекомендуемого суточного количества этих химических веществ, что мы могли бы делать, проглотив "питательную таблетку", или три раза в день выпивая по стакану их смеси в воде. Отсюда и идея создания так называемых "искусственных продуктов", игнорирующая тот факт, что натуральные продукты представляют собой нечто большее, чем простой набор химических веществ.
Однако, смесь питательных веществ не является пищей, даже если она содержит все питательные элементы в нужном количестве. С точки зрения Китайской Медицины, важным является не просто питательные вещества и их количество, но и как они ранжированы и связаны. Вы предпочитаете углерод в виде алмаза, или, например, в виде угля? Разве ответ не зависит от цели его применения?
Ранжировка также создает различия в продуктах, даже когда питательные вещества в них одни и те же, к сбалансированность этих различий создает баланс в нашем организме. Природная ранжировка этих веществ является уникальным и индивидуальным качеством всякого натурального пищевого продукта, и только за счет разнообразия нам удается получать от них пользу. Т.е., если мы изучали десятки видов полезных растений, китайцы (во имя принципа разнообразия) изучали тысячи, понимая, что каждое имеет свои уникальные достоинства.
Формулирование - комбинирование трав для получения лучшего эффекта. Китайцы составляют из пищевых трав комбинации - формулы. Они, подобны кулинарным рецептам, только их цель не вкус, а достижение здоровья.
Как и в ориентированных на вкус рецептах, эти, ориентированные на здоровье формулы, содержат множество пищевых трав, в определенных количествах и взаимосвязях (этого - столько, того - столько, другого - столько, это смешивается с тем, потом с экстрактом того и т.п... - в строго определенных количествах, избегая избытка или нехватки чего чего-либо).
Когда определенные пищевые травы комбинируются в правильных пропорциях, возникают их лечащие свойства, такие же тонкие, как вкусовые качества. И, как неправильные пропорции портят вкус блюда, так же они влияют на лечебную эффективность формулы. Китайцы очень серьезно относятся к формулированию. Их формулирование включает в себя усиление качеств, что зависит от способов выращивания, уборки, переработки и препарирования. Пропитывая траву экстрактом другой, например, вы измените ее свойства. Высушите или отварите ее - и снова получите новые свойства.
Благодаря такому усилению определенных свойств (в чем китайцы достигли совершенного искусства), эти формулы - не просто набор определенных ингредиентов, они - совокупность функций, соединяющих отдельные части в сбалансированное целое. Китайцы создавали эти формулы, пользуясь своим многовековым опытом. И это не был опыт случайных находок и ошибок. Они формулировали на основе четко определенных принципов, учитывающих вышеуказанные различия. Практика подтвердила как сами формулы, так и положенные в их основу принципы, которые с годами совершенствовались.
Концентрация - добавление к силе удобства в пользовании и идеальной усваиваемости формул. На практике китайцы еще концентрируют свои формулы из трав. Вначале они высушивают их, удаляя воду, или приготавливают их в виде чаев, которые можно потом настаивать крепкими или слабыми.
В наши дни, благодаря новейшим технологиям, концентрация осуществляется более внушительными методами. Как и раньше, все начинается с дегидрации свежих трав, но, затем используется пропитывание всякого рода для отделения растворимых в воде и растворимых в жирах питательных веществ от массы. Наконец, раствор обезвоживается распылением или замораживанием и превращается в мелкий порошок. Таким образом, из 10 кг растений получается менее 1кг тончайшего порошка.
Как организм "гасит" нарушения баланса и гармонии?
Давайте поразмыслим над теми необыкновенными названиями, которые они дали функциям: дерево, огонь, земля, метал и вода. Возможно, эти названия были избраны, чтобы выразить то, что является ключом к пониманию китайской философии: каждая система действует внутри организма, как единого целого, для достижения двух прямо противоположных целей: Дерево (древесина) поддерживает (стимулирует) Огонь, питая пламя, и, в то же время, контролирует Землю своими корнями. Огонь поддерживает Землю, производя золу, и, в то же время, контролирует Металл, плавя его. Земля рождает Металл, но контролирует Воду, блокируя ее потоки. Металл поддерживает Воду, переходя в жидкое состояние при плавлении, но контролирует Дерево (например, при лесоповале). Вода поддерживает Дерево (питает рост), но контролирует Огонь, гася пламя.
Такую аналогию в древности проводили китайцы между пятью основными функциями в природе и функциями пяти основных систем организма: каждая из них стимулирует одну и контролирует (отграничивает) другую. Такое взаимодействие образует два взаимосвязанных цикла - цикл стимулирования (развития) и цикл контроля (подавления, сдерживания), стимулирующие и/или подавляющие функции организма в целом.
Преодолевать организм или питать его?
Принимая во внимание выше сказанное, давайте сравним методы регенерации с методами замещения, методы Китайской Медицины с методами традиционной Западной медицины. Метод Западной медицины (замещение) начинается с локализации проблемы путем сужения ее до определенного участка функции в пределах одного органа. Затем врачи регулируют функцию на этом участке (стимулируют или подавляют ее) с помощью лекарства. Это привело к применению двух основных видов лекарств - стимуляторов и ингибиторов, которые можно назвать повышающими и снижающими, потому что они созданы для усиления или для подавления определенных биохимических процессов по усмотрению врача. В принципе, это - та же китайская идея стимулирования и подавления, но под другим руководством. В первом случае врач и лекарства замещают работу организма (отсюда - метод замещения), и делают они это отдельно относительно одного из бесчисленных биохимических процессов, который по мнению врача нуждается в регулировании.
Но лекарство представляет собой своего рода насильственный энергетический импульс, который в ходе его путешествия по организму будет погашен. Такое гашение даст то, что мы называем толерантностью, сопротивлением (аллергией) или привыканием к лекарствам (наркомания). И, хотя некоторые западные врачи пренебрегают этим явлением в теории, на практике они его признают, применяя дополнительные препараты, чтобы "гасить" процесс гашения в организме, т.е. преодолевать сам организм.
Автор: Александр Снеговой
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ И интелектуальная активность
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос, какую роль в интеллекте человека играют, с одной стороны, биологические факторы, наследственность, а с другой — социальная среда, воспитание. Сторонниками преимущественного влияния на интеллект биологических факторов являются психофизиологи, их оппонентами обычно выступают психологи.
К первым примыкает известный ученый Г.Айзенк [1]: по его приблизительным подсчетам 70% интеллекта человека определяются биологическими факторами. Как доказательство этого он приводит эксперименты, выявившие достоверную корреляцию коэффициента IQ с физиологическими (слуховое различение, характеристики вызванных потенциалов в ЭЭГ, скорость двигательных реакций) и биохимическими (активность ацетилхолинтрансферазы, скорость утилизации глюкозы) факторами.
В проведенных нами экспериментах была обнаружена корреляционная связь между температурой в зоне биологически активных точек (БАТ) уха и данными психологического тестирования. Было выдвинуто предположение, что данный феномен связан с регуляцией кровообращения головного мозга и уха человека.
Целью проведенного нами исследования явилось сопоставление термо- и морфометрии ушей с типом мышления обследуемого, а также поиск температурного коррелята успеваемости.
Всего обследовано было более тысячи человек, в том числе 160 взрослых, 800 детей дошкольного и школьного возраста, а также 70 студентов колледжа. Обследование заключалось в следующем.
Тип мышления взрослых (левокортикальный, правокортикальный) определялся с помощью психологического теста Шалвена — Херманна. От испытуемых требовалось из предлагаемых ответов выбрать один, а затем подсчитать количество выбранных из правой и левой колонок ответов. Если ответов из левой колонки больше, то тип мышления определялся как левокортикальный, если из правой — правокортикальный.
Температура измерялась в симметричных БАТ передней поверхности ушей и в нескольких точках лба и носа с помощью малоинерционного термометра оригинальной конструкции [4]. Успеваемость школьников оценивалась по среднему баллу. Поиск точек, температура в которых коррелирует с успеваемостью, проведен с помощью многофакторного анализа. В качестве морфометрического параметра была выбрана длина ушей; регистрировалась разница в ней, т.е. асимметрия.
А.М. МУСТАФИН
Энергетическая модель китайской традиционной медицины - Ю. В. Хмелевский
Многовековая китайская традиционная медицина (КТМ) накопила богатейший опыт в сохранении и восстановлении утраченного здоровья. Многообразие способов коррекции здоровья в КТМ не позволяет в рамках данной статьи рассмотреть их подробнее. В отличие от современной медицины, китайские врачи научились восстанавливать утраченное здоровье с помощью жизненной энергии циркулирующей в так называемых каналах (меридианах по европейской терминологии) тела человека. Этой энергией можно эффективно управлять через биологические активные точки (БАТ) (на сегодняшний день насчитывается более тысячи). Рассмотрим более подробно общую энергетическую модель которой пользуется китайская медицина.
Из литературы известно что существует 12 основных энергетических каналов по которым циркулирует энергия с двухчасовым периодом. На каналах расположены биологически активные точки (“источники” энергии). 12 каналов входят (“впадают”) в восемь “озер энергии” т.н. чудесные меридианы (ЧМ). “Озера энергии” соединены с 4-мя “морями” (море энергии, крови, пищевое, костномозговое). “Моря” соединены с “океаном энергии”, где храниться и откуда пополняется энергия организма. Есть и более мелкие образования “ручейки энергии” т.н. ЛО-каналы. Все это составляет единую энергетическую сеть человека. Эффективное управление этой сетью позволяет китайским врачам добиваться высоких результатов без применения химиотерапии.