Ответы Е.П. Блаватской об астральном теле и двойниках
М.К. Большое смущение в умах людей вызывают разного рода привидения, двойники, призраки, или духи. Мне кажется, что давно пора внести ясность в этот вопрос и раз и навсегда объяснить значение этих терминов. Вы утверждаете, что существуют "двойники" различного рода. Что они собой представляют?
Е.П.Б. Наша оккультная философия учит, что существует три вида "двойников", если трактовать этот термин в самом широком смысле.
Прежде всего, каждый человек обладает собственным "двойником" или что более точно - тенью, вокруг которой формируется физическое тело утробного плода - будущего человека. Воображение матери или какого-либо рода опасность угрожающая ребенку влияют также и на его астральное тело. До того как наш ум начинает полноценно действовать и до того как пробуждается Атма, астральное и физическое тела уже существуют. Этот момент наступает в семилетнем возрасте, порождая одновременно и ответственность - непременную принадлежность любого существа, наделенного чувствами и сознанием. "Двойник" рождается
одновременно с человеком и умирает вместе с его физическим телом. На протяжении
всей жизни он - принадлежность тела и ни при каких обстоятельствах не может отдалиться от него на большое расстояние и, хотя его продолжительность жизни несколько больше, чем физического тела, оно распадается, pan passu1 с трупом. При благоприятных атмосферных условиях его иногда можно наблюдать над могилой в виде светящегося очертания человека. В физическом смысле - это прижизненный двойник человека, а после смерти тела - всего лишь газы, испускаемые разлагающимся телом. Но с точки зрения его происхождения и самой сущности он являет собой нечто большее. За этим "двойником" закрепилось название Линга-Шарира, хотя я для большего удобства предложила бы называть его протейным' или пластичным телом.
М.К. Почему протейным или пластичным?
Е.П.Б. Протейным - потому что оно способно принимать любые формы, как "пастухи-чародеи", которых в народе называют - возможно, не без оснований - "оборотнями", или как "комнатные медиумы", чьи собственные "пластические тела" во время спиритических сеансов исполняют роли Материализованных бабушек и "Джонов Кингов"^3. А иначе как объяснить неизменную привычку "милых нашему сердцу ушедших ангелов" появляться именно на расстоянии вытянутой руки от медиума и не дальше, неважно, находится он при этом в состоянии транса или нет. Учтите, я вовсе не отрицаю влияний извне в такого рода феноменах. Но воздействия извне случаются настолько редко, что я берусь утверждать, что материализованная форма - это всегда астральное, или протейное тело медиума.
М.К. Каким образом создается это астральное тело?
Е.П.Б. Оно не создается; оно растет, как я вам говорила, вместе с человеком и в зачаточном состоянии существует еще до рождения ребенка.
М.К. А что вы скажете о "двойниках" второго рода?
Е.П.Б. Второй вид "двойников" - представляет собой тело "мысли", или, скорее, тело воображения. Оккультистам оно известно как Майави-рупа, или "тело иллюзии". В течение жизни оно является носителем как мысли, так и животных страстей и желаний, вбирая в себя и низший земной манас (рассудок) и Каму (элемент желания). Этот род "двойников" двойственен в своей потенциальности, и после смерти физического тела превращается в то, что на Востоке называют Бхут, или Кама-рупа, но что более известно теософам как "привидение".
М.К. И третий вид?
Е.П.Б. Третий - это истинное Эго, именуемое на Востоке "каузальным телом", транс-гималайская традиция его всегда называла "кармическим телом", что одно и то же. Поскольку Карма, или действие, является причиной, вызывающей череду бесконечных перерождений или "реинкарнаций"^4. Это не Монада и даже не сам Манас; однако оно неразрывно связано с ними и состоит из Монады и Манаса в Девачане.
М.К. Значит, "двойников" - три?
Е.П.Б. Если вы называете христианскую и другие Троицы "тремя богами", тогда, значит, три. Но в действительности эти три "двойника" представляют собой три аспекта или состояния единого целого: наиболее материальная его часть исчезает вместе со смертью физического тела; средняя - продолжает самостоятельную, хотя и не вечную, жизнь в стране теней; третья - бессмертна на протяжении всей Манвантары, пока Нирвана не положит конец ее существованию.
М.К. Но нам наверняка зададут вопрос: в чем состоит разница между Майави-рупа и Кама-рупа, или, как вы их называете - "телом воображения" и "привидением"?
Е.П.Б. Весьма вероятно, и мы ответим (в дополнение к сказанному), что "мысль-энергия" или аспект Майави-рупа ("тела иллюзии") после смерти физического тела полностью растворяется в причинном теле или сознательном, мыслящем Эго. Животные элементы, или энергия желания "тела воображения", впитав в себя после смерти все то, что было собрано в течение жизни (благодаря ненасытному стремлению жить), т.е. как всю астральную жизнеспособность, так и впечатления от физических действий и мыследеятельности, накопившихся за время обладания бренным телом, формирует "привидение" или Кама-рупу. Нашим теософам достаточно хорошо известно, что после смерти высший Манас соединяется с Монадой и переходит в Девачан, в то время как отбросы низшего Манаса или животного ума идут на образование этой кикиморы. В ней есть жизнь, но вряд ли - сознание; разве что - чужое, когда она попадает в поток медиума.
М.К. Это все, что может быть сказано по данному вопросу?
Е.П.Б. Полагаю, что метафизики вполне достаточно. Давайте рассмотрим "двойника" в его земной фазе. Что вас интересует?
М.К. Во всем мире люди верят - кто больше, кто меньше - в "двойника" или доппельгенгера5, простейшей формой которого является человеческий фантом, неожиданно являющийся сразу же после смерти или в момент смерти человека взору его самого близкого друга. Этот призрак майави-рупа?
Е.П.Б. Да, ибо он создан мыслью умирающего человека.