ЗВУКОВАЯ СТИМУЛУЦИЯ МОЗГА. ВОЛНЫ МОЗГА. БИНАУРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Послушаем кассету с записью духовной музыки - тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности - образование биений. Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся - ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений , никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое - чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он "слышит" биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а "фантом". Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.
"Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что-то новое. Тем не менее, вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше отчаивался сам. Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски этой новой стратегии.
К счастью, я ее нашел - мне удалось преодолеть свою "неспособность" к обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) - компонента, содержащегося в морепродуктах.
В результате академический сизифов труд превратился в изысканное развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного заключения."
Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли - американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших название бинауральных ритмов.
Видео и аудио стимулуция мозга
Таким образом, одним из самых эффективных способов организации биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения . Что же происходит в мозге, когда человек "слышит" эти звуки.
В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.
2. Теория аудио/видеостимуляции мозга
Способность мозга следовать внешним стимулам, таким как световые вспышки, звуковые щелчки была выявлена в 50-х годах, когда получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). Это позволило разработать эффективные методы воздействия на мозг с целью достижения требуемых состояний.
Обычно частоты электрических потенциалов мозга находятся в пределах 0,5 - 45 Гц. Лучше всего мозг поддается воздействию в диапазоне 10 - 25 Гц, при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон частот мозга.
На данный момент принято выделять пять основных диапазонов частот работы мозга:
- дельта диапазон (0,5Гц-4Гц) - фаза глубокого сна;
- тета диапазон (4Гц-8Гц) - фаза быстрого сна, полудрема;
- альфа диапазон (8Гц-13Гц) - расслабление;
- бета диапазон (13Гц-45Гц) - активное бодрствование;
- гамма диапазон (45Гц-60Гц) - измененное состояние сознания (труднодостижимо, малоизученно).
Дельта волны - самые медленные колебания в мозгу. Они обычно преобладают, когда мы находимся либо в сонном, либо в бессознательном состоянии, но некоторые могут находиться в дельта диапазоне и в сознательном состоянии. Стимуляция мозга в дельта диапазоне позволяет избавиться от бессонницы, повысить профессиональные способности психологов и психотерапевтов к подстройке к пациентам, обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект "выгорания".
Тета волны - обычно преобладают когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием, т.е. в предсонном или "сумеречном" состоянии. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов и открывает доступ к бессознательной части ума. Тренировка мозга в тета диапазоне значительно увеличивает творческие способности человека, способность его к обучению. Также значительно снижается потребность в алкоголе и наркотиках.
Альфа волны - характерны для состояния неглубокого расслабления. У людей имеющих пониженный уровень активности альфа-ритмов обычно нарушается способность к полноценному отдыху, что обычно вызывается сильным стрессом. Поэтому стимуляция в альфа диапазоне рекомендуется для помощи в преодолении стрессовых состояний.
Бета волны - преобладают в обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем. Бета волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.
Заряжаем мозги. Бинауральные биения
Скорее всего эти программы у многих вызовут чувство недоверия — из-за напрашивающихся ассоциаций с паранаукой, двадцать пятым кадром, столоверчением и прочими малоаппетитными вещами. Поскольку предназначены они для изменения состояния человеческого мозга: повышения работоспособности, снятия усталости, вызывания сна.
Теория промывки мозгов. Технология воздействия на мозг, которая используется большинством из описанных в статье софтин, основана на знании о так называемых частотах мозга . Если посмотреть на электроэнцефалограммы, снятые с мозга человека в различных состояниях, то можно заметить, что частота и конфигурация электромагнитных волн на них отличаются. Выделяются четыре основные группы частот.Во-первых, бета-частоты: от 13 до 30 герц (колебаний в секунду). Они вырабатываются, когда человек встревожен или возбужден. Альфа-частоты (от 8 до 12 герц) связаны в основном с медитацией и расслаблением. Тэта-частоты (от 4 до 7 герц) характерны для полусонного состояния, а дельта-частоты — для сна. Разумеется, всё не так просто: разные участки мозга резонируют на разных частотах, и, когда мы говорим, что мозг находится в альфа-состоянии, это означает, что альфа-частоты имеют наибольшую из всех амплитуду.
Теперь — главное: оказывается, влияние состояния сознания на частоты мозга — двустороннее, и изменив частоту, скажем, с 15 до 4 герц, мы соответственно изменим и состояние мозга — от нормального до полусонного. Существует два способа это сделать. Первый, известный еще с позапрошлого века, называется бинауральным ритмом. Принцип его действия довольно прост: в разные уши человека с помощью наушников подаются звуковые волны разных частот. Частоты волн должны различаться так, чтобы сознательно человек не мог заметить разницы: в пределах 40 герц. Значение здесь имеет то, насколько различаются звуки в правом и левом ухе, разница между ними называется частотой бинаурального ритма . Например, если правым ухом человек слышит звук с частотой 400 герц, а левым — 412, то частота бинаурального ритма составляет 12 герц. Мозг подсознательно различает эти частоты и сам начинает работать с частотой бинаурального ритма. Разумеется, происходит это не всегда: результат зависит от психического состояния индивидуума, его внушаемости и кучи других факторов. Лично у меня лучше всего работает лечение от головной боли; у кого-то, не исключено, никаких результатов вообще не проявится; многие экспериментаторы сообщали о галлюцинациях и «выходе из тела», а вот больным эпилепсией лучше не подвергаться подобным воздействиям. Имея дело с таким сложным органом, как мозг, наивно было бы ожидать, что получится сразу всё и у всех…
Второй способ был открыт в сороковых годах прошлого века. Оказалось, что похожий эффект могут вызвать вспышки света, повторяемые с определенной частотой, но теперь уже — различаемой сознанием. Частота мозга становится равной частоте вспышек. Эффект — тот же, что и в первом случае!. По сообщениям некоторых испытателей, полчаса в тэта-состоянии заменяет четыре часа сна. В момент написания этих строк я как раз в этом самом состоянии и нахожусь — поспав ночью всего три часа. Не скажу, что эффект поразительный, но что-то инородное в голове все же ощущается. Кофе я не пил. Конечно же, подобные эксперименты на себе грозят выродиться в обыкновенную плацеботерапию, замешанную сугубо на субъективных ощущениях, так что отношусь я к ним с осторожностью, и вам советую. Вообще, проблема проверки чудодейственности бинаурального ритма — как раз в критическом отношении к результатам экспериментов. С одной стороны, не попробовав всего собственноручно — не поверишь. С другой — не поверив, никто просто не будет подобными проверками заниматься. Кстати, есть основания подозревать в бинауральности знаменитый курс английского языка Илоны Давыдовой, поскольку повысить способность к обучению с помощью аудиозаписи просто больше нечем. В этом случае часто повторяемое предупреждение о том, что переписать кассеты курса на обычном магнитофоне нельзя, — всего-навсего страшилка, чьей задачей является предотвращение пиратского копирования.
На Западе уже давно продается широкий ассортимент устройств, специально предназначенных для воздействия на мозг, — так называемых mind machines. Большинство из них в той или иной форме использует бинауральный ритм . Реализация такого устройства в виде приставки к КПК, насколько мне известно, единственная в своем роде — хотя идея лежит на поверхности: я, помнится, только став палмоводом, о такой штуке усиленно мечтал. Оно было показано в прошлом году на выставке Comdex3 и состоит из наушников и очков. В наушники подается звуковой тон определенной частоты, а через непрозрачные очки пользователь видит световые вспышки. Из той же оперы — «фабрика грез» японской фирмы Takara, предназначенная для вызова сновидений определенной тематики. Но почему бы не использовать для этих целей обычный ПК? В самом деле: звук он воспроизводить может, световые вспышки — тоже. Осталось написать программу, которая бы этим занималась. И такие программы появились — во многом как ответ на дороговизну «машин».
Использован материал, опубликованный в журнале "Компьютерра" №6 от 18 февраля 2004 год
Начнем, пожалуй, с отечественного производителя. MindController использует бинауральный ритм в сочетании со световыми вспышками. Окно программы состоит из меню, панели настроек и поля с узором, который, по идее, должен созерцать пользователь. На панели можно выбирать, кроме собственно частоты ритма, вид узора и звуковой паттерн, воспроизводящийся при работе программы. Рисунки в основном базируются на фракталах и для пущего эффекта мигают в ритм с музыкой. Выглядит симпатично. Звуки и узоры хранятся в распространяемых отдельно файлах-«библиотеках». Имейте в виду — в комплект самой программы ни одной библиотеки не входит, так что не забудьте ее скачать отдельно, поскольку сразу после установки MindController может выполнять недопустимую операцию до тех пор, пока вы с помощью меню (File — Load library) не скормите ему конкретный файл. MindController — единственная программа, которая умеет смешивать воспроизводимый звук со звуком работающего аудиопроигрывателя (на панели настроек написано что-то про микширование с CD and/or MIDI, но и к работающему WinAMP’у он относится вполне терпимо, так что слушайте что угодно). Для раздельного воздействия на полушария мозга через визуальный канал восприятия предлагается использовать красно-синие очки — в этом случае в каждый глаз будет поступать свое, динамически изменяющееся изображение. В качестве узоров можно применять всем известные «магические 3D-картинки» (SIRDS, Single Image Random Dot Stereogramm) и их комбинации с разделением на двухцветную пару. Увы, впечатление от программы портят мелкие недоработки: нет хелпа (и даже попыток написать оный не замечено), некоторые всплывающие подсказки перепутаны, а все надписи — исключительно на английском. Автор, похоже, пытается увеличить посещаемость сайта программы: например, только там можно прочитать описание настроек и узнать, что же имеется в виду под словом «Intrusion» (оказывается, эта настройка «управляет степенью прорисовки вложенного скрытого изображения»). Впрочем, это одна из особенностей отечественного программостроения: идеи могут быть реализованы замечательные, а впечатление от программы портит неумение не то что продавать, а просто доносить до пользователя результаты своего труда. Brain Fellow 1.0
Следующая программа создана в институте Монро . Институт назван по имени его основателя — Роберта Монро, обладателя нескольких патентов на разработки, связанные с бинауральным ритмом, немало сделавшего для его изучения и популяризации. Программа Brain Fellow — простейший генератор бинаурального ритма, способный вырабатывать только фиксированную частоту. Менять ее нельзя, что, разумеется, не совсем удобно: если нужно изменить состояние мозга, то лучше частоту ритма сделать равной той, которую имеет мозг в начале сеанса, а затем — постепенно повысить или понизить ее. Конечно, можно приспособиться и к фиксированной частоте, но времени на это потребуется больше. Среди сервисных функций программы — возможность установки параметров «шума» (на фоне которого должен звучать бинауральный ритм), нужного для того, чтобы улучшить восприятие. Также можно воспроизводить одновременно несколько тонов, на каждый из которых накладывается ритм своей частоты (пункт меню Beat). Частота и громкость каждого тона регулируется отдельным окошком Beat control. Настроенные наборы тонов можно сохранять в файлах. Своей страницы Brain Fellow не имеет, да и найти ее на сайте института Монро не удалось: похоже, распространение и поддержка прекращены. Короче, нужно идти на ближайший файловый поисковик.
Cool Edit Pro 1.2 http://www.syntrillium.com/ Собственно, Cool Edit — это многофункциональный звуковой редактор. В настоящее время программа вместе с фирмой Syntrillium куплена Adobe и существует под названием Adobe Audition версии 1.0, причем, увы, уже без возможности работы с бинауральным ритмом. Так что ищите сам Cool Edit, который — с кряками и без — еще валяется в Интернете. Искомая функция доступна в одном из двух режимов работы редактора (Single Waveform view) и вызывается из меню (Transform — Special — Brainwave Synchronizer). В появившемся окне (рис. 3) можно настраивать частоту ритма и кривую его изменений во времени. Несмотря на скудость возможностей Cool Edit по созданию записей бинаурального ритма, все же, как мне кажется, у него есть довольно большая целевая аудитория — это владельцы mp3-плейеров. Генератор шума в редакторе имеется. Накладываем на шум бинауральный ритм, сохраняем в wav-файле, конвертируем в mp3 (сам редактор в этом формате результат работы не сохраняет), закачиваем в плейер и пользуемся. Просто, дешево и сердито.
BrainWave Generator 3.1.11 www.bwgen.com Одна из старейших программ такого рода (и самая, пожалуй, известная), но довольно долго существовавшая в версии 3.1.9 (с февраля прошлого года). И вот, когда я уже причислил ее к покойникам, — на тебе, вышла 3.1.11. Изменения в ней, впрочем, косметические, но все равно сам факт радует: живы они, значит, там, в своей Noromaa Solutions. При первом запуске программа предложит настроить качество воспроизведения и частоту дискретизации звука, протестировать аудиоканалы. Это так называемый Configuration Wizard, который может быть вызван в любой момент позже, для повторной конфигурации. Рабочее окно BrainWave Generator (рис. 4) содержит выпадающий список для выбора настройки (набора из бинаурального ритма определенной частоты и визуальных эффектов). Каждую настройку можно сохранить отдельно или в составе библиотеки. Естественно, библиотеки можно делать свои, а можно пользоваться идущими в комплекте с программой либо скачанными с сайта. Диалог конфигурации (рис. 5) внушает трепет. В число настраиваемых параметров входят не только частота ритма, но и кривая изменения частоты во времени (примерно так же, как и в Cool Edit), вид «шума», накладываемого на ритм, визуальные эффекты и еще куча всего. Можно настраивать даже количество гармоник в звуковой волне. Короче говоря, экспериментируйте. Никаких узоров программа показывать не может, визуальные эффекты сводятся к миганию экрана разными цветами с определенной частотой. Зато можно гибко настраивать параметры показа: на полном экране, либо внизу окна программы, которое можно заодно закрепить поверх остальных. Поддерживаются также очки с интерфейсом AudioStrobe, а поскольку в России таковые найти трудновато, весьма кстати будет описание того, как их сделать самостоятельно. Есть в программе и опция сохранения воспроизведенного звука в wav-файл, так что владельцы mp3-плейеров, опять же, останутся довольны.
Flasher 1.51 Единственная программа в обзоре для операционной системы MS-DOS. Использует для воздействия только световые вспышки, без звука. При старте появляется несколько диалогов выбора, в которых настраивается частота ритма, цвет экрана и вид узора, нарисованного на экране. Затем пользователь может лицезреть, что же он навыбирал. Вот и весь сервис. Увы, своей страницы программа, как и Brain Fellow, не имеет (flshr151.zip, 48982 байта).
Lucido Inducer Еще одна отечественная разработка, назначение которой — вызов так называемых осознанных сновидений, то есть состояния спящего человека, понимающего, что он спит. Описывать это, судя по всему, бесполезно, скажу только, что ощущения с непривычки жутковатые (знаю потому, что один раз спонтанно удалось в это состояние войти): ты лежишь и видишь сон, но вместе с тем понимаешь, что спишь, и чувствуешь, что лежишь в кровати. Испытание не для слабой психики. «Фабрика грез», упомянутая в начале статьи, — всего лишь одно из группы подобных устройств. Как правило, делаются они на основе очков, в которые встроены датчики, определяющие, когда пользователь видит сон. Для этого они отслеживают движение глаз, выявляя так называемую фазу быстрого сна (или быстрого движения глаз, она же rapid eyes movement). При обнаружении движения глаз пользователю каким-то способом сообщается, что он спит, — чаще всего это делается с помощью мигания светодиодов, вмонтированных в очки. Помимо, так сказать, аппаратного способа, для достижения осознанного сновидения разработана целая система тренировок; один из составных ее элементов — постоянная проверка своего состояния: не во сне ли вы. Также тренировка включает в себя выработку навыка запоминания снов (человек видит их каждую ночь по несколько раз, а попробуйте-ка вспомнить хотя бы десяток из своих собственных… вот то-то же). Программа Lucido Inducer предназначена для формирования условного рефлекса проверки своего состояния. С определенной частотой и периодичностью она мигает экраном. При таком мигании вы должны проверить, не спите ли… Это, по идее, поможет сделать то же самое, когда вы действительно заснете. Настраиваются в программе время первого срабатывания, длительность и частота мигания. Болезни у Inducer’а в основном те же, что и у большинства отечественных стихийно написанных программ: хелпа нету, сайта нету, под Windows XP слегка глючит, показывая в окне содержимое рабочего стола, расположенного под ним.
Программа "Коррректор веса", предназначена для нормализации веса . В программе также используются бинауральные ритмы и световые вспышки, что делает ее крайне эффективной в борьбе с лишним или недостаточным весом .
Мифический 25-й кадр Кто-то может спросить: а почему же нигде не описаны программы, использующие так называемый 25-й кадр для воздействия на подсознание? В пятидесятые годы об эксперименте с «кадром», организованном неким Джеймсом Викэри, сообщалось, что проходил он так: в обычный фильм были вмонтированы надписи «Ешь поп-корн» и «Пей кока-колу», — и зрители после фильма послушно исполняли приказы, которые были в этих невидимых глазу кадрах. По утверждениям Викэри, кадры с призывами есть поп-корн и пить кока-колу увеличили продажи этих товаров соответственно на 50 и 18 процентов. Ясно, что информация о таких успехах в рекламной технологии вызвала два противоположных процесса — рекламщики начали продвигать новые трюки в жизнь, а потребители рекламы, наоборот, всеми силами сопротивлялись (кому же понравится, когда тебя без твоего ведома программируют!). Под шумок даже было принято несколько законов, запрещающих средствам массовой информации употреблять подсознательно воспринимаемые сообщения. И только потом общественность начала задумываться, насколько правдивы описания эксперимента, — ведь сам Викэри был владельцем рекламного агентства и запатентовал свой метод рекламы сразу после того, как объявил о нем.
Один из независимых исследователей, Стюарт Роджерс, не поленился съездить на полигон Викэри. Как оказалось, искомый кинотеатр был слишком мал для того, чтобы через него за шесть недель прошло 50 тысяч зрителей, как утверждалось. Персонал кинотеатра, опрошенный Роджерсом, не припомнил ничего подобного описанному эксперименту. Организованные позже исследования подсознательных воздействий (уже без участия Викэри) не обнаружили ничего похожего на этот эффект. В довершение всего Викэри так никогда и не опубликовал подробного изложения проведенных процедур, чего требовал от него американский Фонд исследований рекламы. Чтобы получить искомый «кадр», нужен кинопроектор и специальная аппаратура, назначением которой и будет проекция на экран нужного изображения. При воспроизведении фильма объектив проектора периодически закрывается особой шторкой в тот момент, когда напротив объектива находится граница между двумя соседними кадрами. Это нужно для того, чтобы граница не была видна зрителю. Промежутки времени, когда происходит проецирование кадра с киноленты и когда объектив закрыт шторкой, равны и составляют 1/48 секунды. Иными словами, половину времени просмотра фильма объектив проектора закрыт, но мы этого просто не замечаем. Когда объектив закрыт шторкой, в действие и вступает аппаратура, проецирующая на экран 25-й кадр. Но главное — длится он около одной тысячной секунды и только в этом случае не будет зафиксирован сознанием зрителя. Так что в обычном кинотеатре вы не увидите фильм с такими вставками. С телевизором или компьютерным монитором такой трюк тоже невозможен. Если выключить телевизор или монитор, то изображение, бывшее на нем, еще остается видным доли секунды. Это так называемое остаточное свечение, длится оно гораздо дольше не определяющегося сознанием промежутка времени, и именно оно выдаст наличие изображения, которое кто-то захочет показать зрителю незаметно для него. Короче говоря, большинство западных исследователей склоняется к мысли, что сообщения Викэри не более чем саморекламная мистификация. Однако в России легенда о 25-м кадре пошла своим путем.
…1993 год. Все прогрессивное человечество готовится достойно встретить праздник 1 апреля. В редакции газеты «Вечерний Воронеж» двое сотрудников пишут праздничный материал. Как говорит один из авторов — тот, который впоследствии довел работу до конца, его напарник сошел с дистанции после спора об окончательном варианте текста. А сам он просто не успел дописать заметку к первоапрельскому номеру. Но не пропадать же добру! В итоге пришлось печатать ее позже, в сентябре, когда народ стал более легковерным, и в другой местной газете — «Провинциальная ярмарка». Результаты были потрясающими. В заметке (под названием «Компьютеры-убийцы») говорилось о смерти одного воронежского программиста, убитого на своем рабочем месте компьютерным вирусом, использующим тот самый 25-й кадр: якобы программист, сев за компьютер, вдруг неожиданно потерял сознание. Рядом оказался «дипломированный целитель», начавший оказывать первую помощь и определивший, что убил человека именно вирус, который к тому же имел размер 666 байт. Ну как, волосы уже дыбом встали? Настораживало лишь то, что участники драмы фигурировали под инициалами, а под текстом стояла фамилия М. Ниппельбаум. Но это насторожило только самых недоверчивых. Сообщение о вирусе-убийце пошло гулять по городам и весям. Первой пересказала его «Российская газета», что и дало толчок к дальнейшим перепечаткам. В следующем номере «Провинциальной ярмарки» появилась еще одна статья, подписанная именами Mike Perets и С. Курочкин-Ряббо (старший) и озаглавленная «Кто с вирусом к нам придет, от вируса и погибнет». Сообщалось в ней о нескольких простых способах борьбы с вирусом-убийцей, самым безотказным из которых являлось «обильное кропление монитора святой водой» (по замыслу авторов вирус должен быть нейтрализован после того, как монитор от святой воды сгорит). Ну а затем для самых непонятливых была опубликована заметка «Вирус-убийца — продолжение темы». И говорилось там о новом суперфильтре для компьютерных экранов, полностью нейтрализующем как 25-й кадр, так и все остальные.
Он представлял собой прямоугольник из любого непрозрачного материала, который нужно обрезать по размерам экрана и приклеить к монитору так, чтобы он был целиком закрыт. Подпись: «H. Курочкин-Ряббо (средний), он же Mike Perets». В общем, автор фактически признался в невинной шутке… Но было поздно. Все-таки тираж «Провинциальной ярмарки» несопоставим с тиражом «РГ», и чередой пошли перепечатки и пересказы, которые так любит отечественная пресса. По дороге 25-й кадр оброс кучей названий и эпитетов: «кадр ЦРУ» (так вроде страшнее звучит), «кадр Фишера» (о том, кто такой Фишер, история умалчивает), «смертоносный кадр» (ну это понятно).