Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества Реклама на сайте:
» Эзотерические анекдоты. Очень смешные!... |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
"ГАУДЕАМУС ИГИТУР..." "Будем радоваться, пока мы молоды!.." — назло Смерти, Голоду и Чуме — такие слова были в знаменитом гимне неунывающих студентов первых средневековых университетов. "Гаудеамус игитур!" — звучит по-латыни очень оптимистично. В те темные века, когда торжествовали дикость и грубость нравов, во Франции молодые дворяне провозглашали куртуазность (от слова curt — двор), то есть изысканность чувств, верность Даме, светскость, умение вести себя в обществе... "Неистова и пестра была эта жизнь, где к запаху роз примешивался запах крови", — кратко и точно определил ту эпоху исследователь Средневековья Й. Хейзинг. В прекрасной Флоренции ее правитель Лоренцо Великолепный Медичи (1469-1492 гг.) в то время, когда Европа еще не пришла в себя от ужасов чумы, устраивал удивительные по красоте и грандиозности уличные карнавалы. Небо расцвечивалось фейерверками, гремела музыка, песни, улицы празднично украшались, повсюду — радостные лица нарядно одетых людей! Но что это? Странная процессия сопровождает колесницу, уставленную гробами! И правит той колесницей "Ее Величество Смерть". По ходу движения мрачной колесницы гробы вдруг начинали с треском распахиваться, из них выскакивали "мертвецы"! А толпа приветствовала их хохотом и победными возгласами, ведь этим счастливцам удалось вырваться из хищных лап всевластной хозяйки! Так флорентийцы смеялись над самой Смертью! И кричали ей, всемогущей и страшной: "Пока мы веселы, даже ты бессильна над нами!" Если Смерть нельзя победить, то над ней можно хотя бы потешиться! После войны, чумы, голодных, неурожайных лет люди особенно нуждались в радости. А где же измученным людям черпать ту радость? В каком колодце? Есть на свете такой колодец, и имя ему — искусство! Ведь средние века — это не только мрак и ужас, но и блеск и буйство празднеств, красочных карнавалов, маскарадов, грандиозных пиров, пышных рыцарских турниров и турниров поэтов... Средневековье — время великой архитектуры и живописи, время рождения поэзии и театра, время любви и поклонения Прекрасной Даме... Средневековье — время крови и время запаха роз! Не удивляйтесь, роза такой же символ Средневековья, такой же отличимый знак времени, как рыцарское копье или песня менестреля. В Париже и Саламанке, в Болонье и Оксфорде, на улицах всех городов и на всех дорогах звучал призыв: "Гаудеамус игитур!" А ему вторили бродячие жонглеры. И в такт жонглерам притоптывали грубые деревянные крестьянские башмаки и звенели рыцарские шпоры. ЛИЦЕДЕИ Несмотря на войны, страшные эпидемии, жажда зрелищ и развлечений не умирала в человеке. Какие же зрелища были доступны людям во времена Средневековья? От города к городу шли бродячие артисты — жонглеры. Это были бесшабашные, до отчаяния веселые и... совершенно бесправные люди. Им не разрешалось объединяться в гильдии, как художникам или ремесленникам, их преследовала церковь. По средневековым представлениям, в профессии артиста было нечто дьявольское, артисты представляли в лицах других людей, действовали от чужого имени. Церковь считала их людьми не только никудышными, но и опасными и обещала им на том свете вечные муки. Она запрещала людям смотреть "бесстыдство позорных жонглеров и их непристойные игры". Но те не унывали. Чтобы заработать на хлеб, средневековому артисту нужно было очень многое уметь: жонглировать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Среди них были акробаты, дрессировщики, необыкновенные силачи, канатоходцы, ну и, конечно, всяческие уродцы: карлики и карлицы, бородатые женщины и другие несчастные, которым и податься-то было некуда. Словом, бродячие артисты изумляли публику тем, что сейчас бы мы назвали цирковым искусством, показывали незамысловатые сценки, декламировали басни. Появление на городской площади или в замке феодала бродячей труппы становилось событием. После представления горожане щедро сыпали в шляпы артистов монеты, а у кого не было монет — угощение. При многих королевских дворах находили приют и шуты, или буффоны, как называли их в Италии. Роль шута была и сложна, и опасна. Они потешались над всем, что выходило за рамки привычного и допустимого. Причем их насмешки бывали до того злы и едки, что порой приводили избранный ими объект в ярость. Буффон имел право и на насмешку над своим сеньором, но правила хорошего тона требовали от господина относиться к таким выпадам со снисхождением. РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА Как ни пыталась церковь искоренить это племя артистов, "сбившихся с истинного пути", невозможно было представить без них ни одного средневекового города, ни одного праздника. И чем больше церковь ополчалась на жонглеров и лицедеев, тем больше народ радовался их появлению. Тогда церковь решила обратить их искусство себе на пользу. Духовные пастыри поняли, какая огромная сила воздействия заложена в зрелищах, и стали создавать представления, наполненные религиозным содержанием. Сначала в храмах разыгрывались мимические сцены, отображающие жизнь и страдания Христа. Перед глазами завороженных зрителей проходили, оживая, герои Священного писания. Затем начали сочинять специальные поясняющие тексты — еще не пьесы, а как бы сценарии. Церковные представления становились все пышнее и многолюдней. Такие представления требовали большого пространства, и их стали выносить за пределы церковных зданий — на главную площадь. Сами города стали сценой, на которой разворачивались гигантские по своим масштабам спектакли-мистерии ("мистерия" в переводе с греческого — таинство). Как вид религиозно-театрального действия мистерия возникла в Италии в XIII веке. Театр мистерий быстро завоевал Европу. Постановкой мистерий занимались сотни человек, включая ремесленные цеха, готовившие костюмы и бутафорию. Правители городов не жалели средств, хвастая друг перед другом щедростью и великолепием своих постановок. А в самих представлениях участвовали до пятисот человек! Даже священнослужители принимали в них участие! Правда, они играли роли положительных персонажей — ангелов, апостолов, а роли чертей, царя Ирода или Иуды доставались либо профессиональным артистам, либо "самодеятельным" из числа горожан. Мистерии могли быть короткими, то есть игрались не более двух дней, но были и такие грандиозные представления, которые продолжались несколько недель. В дни спектакля в городе прекращалась всякая работа! Торговали только съестными припасами, которые расходились особенно хороню, так как спектакль шел с 7 утра и до 6 вечера с одним перерывом на обед. И никто не расходился, и никто не скучал в эти дни! Разумеется, сюжетами для мистерий служили истории из Священного писания — например, история изгнания из рая Адама и Евы, легенды о чудесах, жития святых... Но со временем в пьесах о святых стали появляться житейские, бытовые и даже комические персонажи. Тогда же начали появляться и светские пьесы. В перерывах мистерий разыгрывались короткие сценки, не связанные с содержанием основного действия. Их стали называть фарсами (от немецкого слова "фарш" — начинка). Здесь уж авторы позволяли себе вволю порезвиться над человеческими пороками. Беспощадно высмеивались и хитрые торгаши, и жадные монахи, невежественные и тщеславные рыцари и простаки-крестьяне... Фарс не знал сословных предрассудков. Перед смехом все оказались равны... Так христианское священнодействие, выплеснувшись на улицу, постепенно превратилось в светское искусство театра. Вернуться в раздел: Энциклопедия по Истории Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: историческая, энциклопедия, важнейших, событий, человечества. Скачать zip-архив: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - zip. Скачать mp3: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - mp3. |
» Самогипноз... «Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества» |
|