Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества Реклама на сайте:
» Сны и астральная проекция... |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
СУАССОНСКАЯ ЧАША "По смерти Хильдерика наследовать ему был призван Хлодвиг", — так начинается жизнеописание первого франкского короля, составленное Григорием Турским. Если на старофранкском языке Хильд-Рик означает "мощный воин", то Хлодвиг — "прославленный в боях". Не правда ли, имя сына достойно имени отца, кстати, участника знаменитой "Битвы народов". А вот Хлодвигу только предстояло прославить себя в боях и оправдать данное ему имя. Для начала юный Хлодвиг напал на римского консула в Галлии Сиагрия. Впрочем, к тому времени Римская империя уже не обладала прежней мощью и славой. Поэтому Хлодвиг и решился на войну с римским наместником. Перед тем как отправиться в поход, Хлодвиг постарался заручиться поддержкой своих родичей, других франкских вождей. Кто-то согласился ему помочь, кто-то увильнул от похода — следует упомянуть об этом, потому что это важно для нашего рассказа. Сиагрий принял вызов Хлодвига, вышел ему навстречу со своим войском из Парижа и сам определил место битвы — неподалеку от города Суассон. Он видел в этом свое преимущество, но даже удачное расположение место битвы не смогло ему помочь. Молниеносные удары топоров франков решили исход сражения. Правда, Сиагрию удалось бежать с поля боя. Он попросил защиты у вестготского короля Алариха. Но не таков был Хлодвиг, чтобы не довершить начатого! Угрожая Алариху войной, он потребовал выдать ему Сиагрия и добился своего. Сиагрий был обезглавлен. Тогда же в Суассоне произошла еще одна история, о которой следует рассказать, чтобы лучше понять характер первого франкского короля. Когда франки после победы учинили в Суассоне традиционный грабеж, в христианском храме была захвачена драгоценная чаша. По обычаю, военную добычу собирали в одно место, а потом распределяли между воинами. По просьбе епископа Хлодвиг, нарушая обычай, решил вернуть вазу храму. Никто из воинов не решился ему перечить, кроме одного солдата. "Хоть ты и вождь, Хлодвиг, но никто не давал тебе право нарушать древние обычаи! Вот тебе твоя чаша!" — воскликнул он и с этими словами рассек секирой злополучную чашу. Хлодвиг, по словам Григория Турского, перенес это оскорбление "с терпением и кротостью" , однако обиды не забыл и уже следующей весной, во время военного смотра, проходя по рядам выстроившихся перед ним воинов, вроде бы случайно остановился напротив того молодого франка, что разрубил суассонскую чашу. Он внимательно оглядел его вооружение и вдруг, вырвав из его рук секиру, бросил ее на землю: "Что это за секира! Она никуда не годится!" Удивленный воин нагнулся, чтобы поднять секиру, которая была не хуже, чем у других, и в этот миг Хлодвиг мечом отрубил ему голову. "Ты разбил мою чашу", — усмехнувшись, пояснил он. Правда, воин этих слов уже не услышал... Так утверждал Хлодвиг свою власть, свое право казнить и миловать. Впрочем, миловал он немногих... Как только Хлодвиг почувствовал, что обрел достаточно сил, то вступил в борьбу с другими франкскими вождями. Если в начале правления он довольствовался тем, что заставлял их стричь длинные шевелюры — знак франкского достоинства, то теперь перешел к планомерному и расчетливому уничтожению всех, кто мог оспорить его верховную власть. И здесь в полной мере проявились его злопамятность и коварство. ХИТРЫЙ ХЛОДВИГ, ИЛИ САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ КОРОЛЕВСКОЕ ИМЯ Помните, мы говорили о том, что перед походом на Сиагрия Хлодвиг попросил помощи у других франкских вождей? Так вот, скорее всего, он не просто заранее искал повод, чтобы их уничтожить... Сначала он убил Алариха, отказавшего ему в поддержке. Потом его сына — потому что это был сын Алариха, и от него можно было ждать мести. Но и это был лишь предлог для начала беспощадной кровавой расправы. Следом за Аларихом Хлодвиг убил Рагнарха, потом расправился со своими братьями Рихаром и Ригномером — потому что видел в них соперников. Так же он поступил с вождем рейнских франков своим союзником Сигебером, — он погубил его руками собственного сына Клодерика; ну а затем добрался и до Клодерика... Хлодвиг истребил всех своих родственников, стоявших во главе соседних племен. И вот еще примечательная деталь! Когда Хлодвиг завершил все эти кровавые "подвиги", то собрал к себе уцелевших родственников и возопил, разрывая на груди одежду: "О горе мне, ибо я остался один, как странник среди чужих, и некому помочь, если случится несчастье!.." При этом коварный и лицемерный правитель следил за реакцией окруживших его: нет ли среди них сочувствующих казненным, которых также следовало бы лишить жизни. На всякий случай... Позже Хлодвиг принял христианскую веру. "Склони свою выю, гордый сикамбр! Сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал!" — потребовал от Хлодвига реймский епископ. И "гордый сикамбр", непобедимый и вероломный Хлодвиг, покорно склонил голову, снял с шеи многочисленные ожерелья, амулеты, прочие знаки варварского верования и спустился по ступеням к крестильной купели. Возможно в душе Хлодвиг и оставался язычником, но как мудрый и дальновидный вождь, он понимал, что будущее за христианством. И многие из франков были крещены вместе с ним в тот день Рождества Христова 498 года в Реймском соборе Святой Марии. Это было знаменательное событие для всей последующей истории христианизации варваров. К тому же оно положило начало традиции — с тех пор все коронации французских королей проходили именно в Реймском соборе. Хотя сам титул "король" появился позднее. В Римской империи предводителей варваров называли рексами, что означало "вождь". Ради справедливости стоит отметить, что франкский рекс Хлодвиг в Реймском соборе был не коронован, а крещен. Однако крещение "лохматого короля" франков Хлодвига было куда важнее присвоения громкого титула, поскольку стало первым шагом от язычества к христианству всей "лохматой" Европы. Еще тринадцать лет неутомимый Хлодвиг воевал, расширяя границы своих владений, столицей которых уже при нем стал городок Париж. Наконец, объединив под своей властью огромные земли, простиравшиеся от Рейна до Пиренеев, по древнему ритуалу посвящения в воинское королевское достоинство, Хлодвиг был торжественно "поднят на щит". Он добился того, чего хотел! Ложью, коварством, воинской доблестью, хитростью, мудростью и вероломством он обрел признание франков. Правда, скоро — в 510 году — основатель первой королевской династии Хлодвиг из рода Меровингов умер. Спустя пять веков после его смерти, отдавая должное великому предку, Карл Великий назвал в честь него одного из своих сыновей — Людовиком. На древнем франкском оно звучит как Хлодвиг. Именно это имя стало символом законности обладания королевской короной, потому-то и было так популярно среди французских монархов. В самом деле, много Людовиков волею судьбы оказались на французском престоле... "ПРАВДА" ХЛОДВИГА То, что мы узнали о первом короле франков, характеризует его вполне определенно и четко: властолюбивый, безжалостный, вероломный человек, ради достижения своих целей готовый на любое преступление, вплоть до убийства. Впрочем, вероятно, в то время только так и можно было возвыситься. В конце концов, у Хлодвига не было выбора, он понимал: если не убьет он, то убьют его. Он лишь опережал соперников. Но вот что примечательно: именно при Хлодвиге, казалось бы, своей жизнью отрицавшем и ниспровергавшем любые законы, в средневековой Европе появляется первое законодательство. Став полновластным вождем целого народа, Хлодвиг понял, что без законов не обойтись. Для разрешения и регулирования различных конфликтов ему понадобился свод правовых установлений. Варвары в силу своего разумения пытались взять от империи все лучшее. Казалось бы, Хлодвигу проще всего было обратиться к римскому праву, составленному учеными юристами. Но в том-то и дело, что Хлодвиг не нуждался ни в римских, ни в новых законах: он решил возвести в закон древние франкские обычаи. Сила обычая состоит в неукоснительном следовании ему, в верности данному слову или действию, ставшему символическим. Если человек, например, ломал пучок веток "мерою в локоть" — обязательно "мерою в локоть"! — а затем разбрасывал поломанные ветви на четыре стороны, это значило, что он разрывает родственные связи. И никакой суд был не нужен! А покупатель дома или земельного участка шел на встречу с продавцом е двенадцатью взрослыми свидетелями и с двенадцатью мальчиками. После передачи денег покупатель давал пощечины и как следует надирал уши мальчикам, чтобы они получше запомнили это событие и позже, когда подрастут, смогли бы освидетельствовать покупки. Вот на основе этих древних обычаев и было создано первое законодательство Средних веков, получившее название "Салическая правда". Выбор названия объясняется просто: часть франков, которые жили у моря, назывались "салическими", то есть — "приморскими" франками. Особенность этого удивительного законодательства заключается в том, что в нем отсутствуют законы в современном понимании. Ведь закон — это норма для всех, но в варварском средневековом королевстве вообще не мог существовать единый закон! Каждого судили по обычаю того народа, к которому он принадлежал. Поэтому, за одно и то же преступление римлянин платил жизнью, а бургунд, например, мог отделаться легким штрафом. И в "Салической правде" нет общих норм, нет статей, в которых четко определялось бы наказание за то или иное преступление. В ней лишь самым подробным образом описаны сами преступления. Наказание же определял суд. Причем для суда важны были такие мелочи, которые, казалось бы, вовсе не имели отношения к делу. Какая разница, увели у тебя козу с лужайки, где она паслась, или из хлева, — все равно украли! Но для суда в том огромная разница! Суд обязан учитывать все, даже возраст украденной козы, удойность и прочие ее достоинства и недостатки. За хорошую козу кара одна, за плохую — другая! Из ста пятидесяти дотошно расписанных в "Салической правде" возможных краж, семьдесят четыре касаются краж домашних животных! При этом заметим, что воровство наказывалось сурово! А вот за убийство вполне можно было откупиться, стоило лишь заплатить вергельд — это так называемая "цена человека" или "возмещение за жизнь". "Возмещение" платили родственникам убитого. Но "цена человека" была различной. За убитого галла платили гораздо меньше, чем за убитого франка. "Цена" взрослого мужчины была выше, чем ребенка, старика или женщины... "Стоимость жизни" убитого определял суд. Например, убийство епископа оценивалось так: по размеру тела покойного отливалась свинцовая рубашка, и убийца должен был выплатить родственникам или королю столько золота, сколько весила эта рубашка. Одну треть вергельда — "цену мира" — удерживал судья, из этой доли еще одну треть он оставлял себе, а остальная сумма шла в казну короля. Убийств было много, а потому казна пополнялась. Но для того чтобы получить вергельд, нужно было доказать вину убийцы. Для этого в суд приглашались свидетели. Если свидетелей не было и доказать вину не представлялось возможным, применялось физическое испытание: руку обвиняемого опускали в кипящую воду или жгли раскаленным железом. Если рука оказывалась после этого невредимой (что вряд ли могло быть), то обвиняемого оправдывали. Если же вина была очевидной, но убийца не мог заплатить вергельд, он должен был, взяв в руку горсть земли, не глядя, бросить эту землю через плечо в своих родичей, стоявших у него за спиной. Теперь оплата вергельда возлагалась на тех из них, в кого он попал. Надо заметить, что даже выплаченный вергельд вовсе не гарантировал спасения от возмездия. Люди больше придерживались известного обычая "око за око и зуб за зуб". Одно убийство порождало другое, и враги долго еще сводили счеты друг с другом по обычаю кровной мести. А еще, к примеру, в "Салической правде" были скрупулезно расписаны "цены": кто, кому и сколько должен за нанесенное увечье или ранение. Например: "Кто вырвет другому руку, ногу, глаз или нос, тот платит 100 солидов; но если рука еще висит, то лишь 63 солида. Оторвавший большой палец платит 50 солидов, но если палец остается висящим, то только 30. Кто оторвет указательный палец (этот палец особо важен, потому что необходим для стрельбы из лука. — Прим. авт.), платит 35 солидов; за другой палец — 30 солидов; если оторвет два пальца вместе — 35 солидов, а три пальца — 50 солидов..." Что делать, каковы правители, таковы и законы! Хотя за что их укорять? Просто время было такое. Вернуться в раздел: Энциклопедия по Истории Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: историческая, энциклопедия, важнейших, событий, человечества. Скачать zip-архив: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - zip. Скачать mp3: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - mp3. |
» Астральная проекция астрального тела ... «Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества» |
|