Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества Реклама на сайте:
» Боги Древнего Египта... |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
СЛЕДЫ УХОДЯЩИХ БОГОВ "На форуме были видны следы уходящих богов", — с ностальгической грустью заметил безвестный автор. Разумеется, это всего лишь красивая поэтическая метафора, но в ней с удивительной ясностью запечатлен процесс постепенного одряхления и умирания язычества. Древние римляне были язычниками. Своих богов вместе с культурой они когда-то позаимствовали у греков, только назвали их по-другому. Греческий Зевс стал Юпитером-Громовержцем, богиня любви Венера — Юноной, бог времени Кронос — Сатурном... Впрочем, и своих "родных" богов в римском пантеоне — мавзолее богов — было достаточно: двуликий Янус, Веста, всех и не перечислить. И вот в новую эру, летосчисление которой, как известно, ведется от Рождества Христова, на смену этим многочисленным, порой гневным, иногда легкомысленным, часто капризным богам явился Единый Бог, с именем которого человечество живет вот уже третье тысячелетие. Можно много говорить о глубинном смысле и величии христианства, но, наверное, главное в нем сам образ Сына Божьего — Иисуса Христа, пришедшего на землю, чтобы своими страданиями искупить человеческие грехи и указать людям путь к спасению. Именно поэтому Иисуса называют Спаситель. Последователи Иисуса проповедовали любовь к ближнему, а ближними — "братьями и сестрами во Христе" — для них были все: раб и патриций, богатый и бедный... Самый последний, несчастный и униженный мог почувствовать бесконечную силу Божественной Благодати. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Единым Богом, и в этом была его сокровенная суть и сила! "Для Бога нет эллинов и иудеев. Он воздаст каждому по делам его..." — повторял апостол Павел. При этом новому Богу не нужно было приносить никакой жертвы, кроме собственной нравственной жизни, кроме кающегося или разбитого горем сердца. Главное — не лгать, не убивать, не домогаться чужого. "Делай свое дело, и ты будешь спасен!" Люди еще не знали религии столь милосердной и привлекательной. Поэтому в раздираемом противоречиями, конфликтами и жестокостью обществе периода поздней империи христианство распространялось с удивительной быстротой. В дохристианскую эпоху Рим проявлял терпимость по отношению к соперникам его языческих богов. От приверженцев других религий не требовалось ничего, кроме демонстрации уважения к римским богам и императору. Императору, между прочим, поклонялись как богу, и отказ следовать этому правилу считался государственной изменой. Возжигание фимиама перед статуей императора было знаком и подтверждением верности ему и империи. Однако для христиан Христос был выше цезаря. Более того, христиане отвергали саму подчиненность религии государству, потому что главное для них заключалось во внутреннем мире человека, в его отрешенности от бренной суеты мира с его жестокими и несправедливыми законами. Бог христиан был их совестью, отражением их лучшего "я", и когда их заставляли сделать выбор между Богом и "обожествленным" цезарем, они выбирали Бога, потому что предать Его было равнозначно предательству самого себя. И погибали тысячами! Предположительно в 67 году в Иерусалиме был схвачен апостол Павел, римлянин, принявший христианство. Согласно закону, как римский гражданин Павел был отправлен в Рим, где был судим и казнен. Тогда же случился в Риме страшный пожар. Случайно он возник или нет, неизвестно. Есть мнение, что устроен он был по приказу взбалмошного императора Нерона (54-68 гг.), известного своей жестокостью и склонного к грандиозным театральным эффектам. Однако в поджоге обвинили христиан. Сотнями их казнили в римском амфитеатре: на потеху публике травили дикими зверями, обмотав в просмоленные шкуры, привязывали к высоким столбам и поджигали под ликование толпы. Горящие "факелы" служили иллюминацией во время так называемых Нероновых Игр... Так начались первые гонения на христиан. И "живые факелы Нерона" превратили взаимную терпимость христиан и язычников в непримиримую ненависть. Именно с этого времени власть стала расценивать христиан как уголовных преступников. Римляне называли христиан "отбросами человечества", обвиняли их в чудовищных злодеяниях, даже в ритуальных убийствах детей, и, конечно же, приписывали им все несчастья империи. Когда голод, наводнение, чума или война обрушивались на Рим, тут же распространялись слухи, будто все беды происходят из-за христиан, отвергающих римских богов, а потому обиженные боги насылают на Рим всяческие напасти. И тогда возникали очередные гонения. При императоре Диоклетиане (284-305 гг.) гонения (оставшиеся в истории под названием "Диоклетиановы") вспыхнули с новой силой. И на этот раз причиной послужил пожар, случившийся во дворце императора, — в поджоге заподозрили христиан. Сотни их были схвачены и подвергнуты пыткам. Людей секли бичами, раны поливали уксусом и посыпали солью, палачи отрезали от тел по кусочку и скармливали человеческую плоть ожидавшим поживы хищникам, но... чем страшнее были зверства, чем больше становилось мучеников, тем быстрее росли христианские общины. К тому же симпатии римлян, совсем недавно требовавших от правительства расправы над христианами, неожиданно стали склоняться на сторону гонимых. Теперь уже сами язычники, рискуя жизнью, прятали и защищали христиан, спасая их от расправы. Наконец, поняв бесплодность этой борьбы, император Галерий (293-311 гг.) решил заключить мир с непобежденным Богом. Он обнародовал указ о веротерпимости и признании христианства как законной религии и даже попросил христиан молиться о нем, так как был неизлечимо болен. А в 394 году последний римский император Феодосии издал указ о запрете язычества. Даже храмы некогда почитаемых и любимых римлянами богов были закрыты. Между прочим, по тому же указу прекратили существование Олимпийские игры, которые были не только спортивным соревнованием, но и религиозным действом. Так христианство, презираемое и гонимое, но движимое любовью и верой, одолело империю. Новая цивилизация, основанная на новой религии, поднималась над руинами язычества, — начиналось Средневековье. НОВЫЙ РИМ Одна из самых ярких личностей конца II в. — начала III в. — первый Византийский император Константин Великий (306—337 гг.). Правда, при нем Византия еще называлась Восточной Римской Империей, но сути это не меняет — именно он основал новое мощное государство, которому на ближайшее тысячелетие отводилась особая роль в истории средневековой Европы. Константин был сыном Констанция Хлора, соправителя Галерия (293-311 гг.), и Елены, дочери трактирщика. Когда Констанций Хлор возглавил поход в Британию, Константин остался в Никодемии — негласным заложником у Галерия. Несмотря на молодость, Константин был уже опытным солдатом, проявившим доблесть в войнах с Египтом и Персией, заслужившим уважение в армии. Галерий не любил ни Констанция Хлора, с которым вынужден был делить власть, ни тем более молодого Константина, которого опасался больше, чем его отца. Однако, опасаясь возмущения воинов, любивших Константина, предпринять против него что-либо серьезное не отваживался, ограничиваясь "мелкими пакостями", — например, однажды, будто бы в шутку, втолкнул его в клетку со львами. Константин со львами справился, но понял, что Галерия следует опасаться... Находясь в походе, Констанций Хлора прислал Галерию письмо, умоляя отпустить к нему сына, так как он тяжело заболел. Галерий вынужден был дать согласие на отъезд Константина. Но объявил об этом поздно вечером, потому что на самом деле никуда его отпускать не собирался. За ночь он надеялся придумать какой-нибудь предлог, чтобы задержать Константина, а если не удастся, послать впереди него людей, чтобы те перехватили его в дороге. С тем и заснул... Каково же было возмущение императора, когда утром он узнал, что Константин еще ночью покинул Никодемию. И догнать его невозможно, потому что предусмотрительный Константин на дорожных постах уничтожил всех лошадей. С неимоверной скоростью вскачь пронесся он через всю Европу. И успел вовремя!.. Отца он застал в Булони на смертном ложе, и тот в присутствии воинов передал сыну власть. Галерий был в ярости, но дело было сделано — Галльская армия уже провозгласила его императором (306 г.). Впрочем, Константин, не без основания опасаясь Галерия, принял тогда менее громкий титул цезаря и возвращаться в Рим не спешил, предпочитая отправлять туда пленных франкских вождей для гладиаторских представлений. Константин получил довольно скудное образование, но обладал сильной волей, стремлением к власти, неукротимым и жестким характером, кроме того, был одарен самыми разнообразными талантами. Все это и помогало ему одерживать победы над своими противниками. После смерти Галерия Константин активно включился в борьбу за власть, и в 312 году в битве у Мульвиева моста, неподалеку от Рима, разгромил армию своего главного соперника Максенция. Битва эта примечательна тем, что, по легенде, накануне ее Константин увидел в небе огненный крест и слова: "Под сим знаком победиши". А ночью он услышал голос, повелевший начертать на солдатских щитах букву "X". Так он и поступил, а сам отправился на передний край битвы, где встал у стяга, на котором были изображены начальные буквы имени Христа. И выиграл битву! Это сражение можно назвать поворотным в битве язычества с христианством... И вот что еще примечательно: потопив армию и самого Максенция в водах Тибра и войдя в Рим, он не стал расправляться ни с сыновьями, ни со сторонниками поверженного врага, как было тогда принято. И это великодушие Константина настолько поразило римлян, что они воздвигли в его честь величественную триумфальную арку! Первым делом Константин распустил преторианскую гвардию, справедливо видя в ней источник нескончаемой смуты, затем провел закон, направленный против сената. Сенаторы отныне были разделены на разряды по имущественному признаку: тот, кто богаче, должен был вносить больший ежегодный налог в казну. Становиться сенатором стало обременительно. Провел он и ряд других значительных законов... Но в Риме Константин не задержался. Он вообще не любил этот город. За свое долгое императорство он и побывал-то в нем всего три раза. Может быть, он чувствовал его скорое и неизбежное падение и потому в 330 году на месте древней греческой колонии Византии, раскинувшейся на семи холмах по берегам залива Золотой Рог и Мраморного моря, решил возвести на смену Вечному городу новый Рим. Место на берегу Босфорского пролива, соединяющего Азию и Европу, в средоточии торговых путей выбрано было чрезвычайно удачно. И уже спустя семь лет второй, или новый Рим, как поначалу был наречен этот город, своим блеском и восточным великолепием затмил первый. Широкие улицы украшали дворцы и храмы. Из Рима и других городов в новую столицу свозились лучшие статуи, великолепные произведения искусства. Да что говорить, только на сооружение городских стен и водопроводов были израсходованы колоссальные средства: шестьдесят тысяч фунтов золота! Город Константина рос и хорошел на глазах! А вскоре его так и стали называть — город Константина, то есть Константинополь. Но главная заслуга Константина в том, что в переломную эпоху он первым понял, что язычество умирает, и поддержал христианство. Он был мудр и осознавал, что мертвая религия уже никого не спасет! Его нередко упрекают за то, что для него христианство было не целью, а средством. Однако, чтобы достичь цели, требовалось выбрать верное средство. Может быть, поэтому Константину и удалось совершить так много, что он взял себе в союзники христиан, хотя сам правоверным христианином так и не стал. Словом, Константин замечательно управлял всем, кроме собственной семьи. Он был дважды женат и имел семерых детей. Старшего сына Криспа, рожденного от первой жены, Константин вынужден был казнить, а вторую жену по имени Фауста столкнул в бассейн, вода в котором оказалась слишком горячей. Что делать, будучи императором, он не мог не быть деспотом. Однако древние авторы, говоря о преступлениях императора, избегают черных красок. Сам Константин умер в 337 году в возрасте шестидесяти четырех лет, приняв Таинство крещения перед самой кончиной. Как бы там ни было, именно благодаря Константину Первому, по заслугам нареченному Великим, созданная им Восточная империя — Византии — просуществовала после его смерти еще 1150 лет! Впрочем, о Византии мы еще поговорим отдельно, а сейчас вернемся в Смутное время, то есть к началу средних веков. ВАРВАРЫ Варварами, то есть "бормочущими", древние греки называли чужеземцев, не говоривших по-эллински. В том числе, кстати, и римлян. Впрочем, лишь до тех пор, пока римляне не покорили греков. А в глазах римлян варварами, соответственно, были народы, жившие на рубежах империи, то есть все остальные — "не римляне", и уже независимо от того, владели они латынью, языком римлян, или нет. Ради справедливости стоит заметить, что римляне, обладавшие высокой культурой, в самом деле имели основание называть племена, населявшие в ту пору Европу, варварскими. Уклад жизни этих народов был совсем иным и находился по сравнению с Римом на низшей ступени развития. Варвары не имели государств, жили первобытной общиной, земледелие и скотоводство развиты у них были слабо. А занимались они в основном войной и охотой. При этом воины были отменные! Целые племена постоянно снимались с места в поисках лучшей земли и угодий. В сущности, каждое варварское племя было бродячим войском. Вот как пишет о них знаменитый римский историк Тацит (55-120 гг.): "Военачальников они выбирают по доблести... Во время сражения вождю стыдно быть превзойденным в храбрости. Дружине же стыдно не сравняться в храбрости с вождем. Вернуться живым из боя, в котором пал вождь, — значит на всю жизнь покрыть себя позором... Эти люди предпочитают вызвать на бой врага и получить раны, чем пахать землю и выжидать урожая; даже больше — они не понимают, зачем приобретать то, что можно добыть кровью..." Время от времени какая-нибудь дикая орда, наводя панику, вторгалась в пределы империи. Кимвры и тевтоны однажды чуть было не дошли до самого Рима! Римляне, в свою очередь, в бесконечных войнах с варварами пополняли пленными армию рабов и отряды гладиаторов. Войны шли с переменным успехом, хотя, разумеется, плохо вооруженным и плохо организованным варварам при всей их храбрости было трудно противостоять римским когортам и легионам. Неудивительно, что император Октавиан Август (63 г. до н. э.—14 г. н. э.), узнав, что двадцать тысяч отборных римских легионеров пали в Тевтобургском лесу под ударами варваров, в гневе возопил: "Вар, Вар, верни мне мои легионы!.." (Вар — имя римского военачальника.) Что мог ответить императору полководец? Да ничего, потому что, увидев сокрушительное поражение своих воинов, в том же Тевтобургском лесу покончил с собой. Для защиты империи от варваров между Дунаем и Рейном был сооружен пятисоткилометровый Римский вал — грандиозная оборонительная система с засеками, крепостями и сторожевыми гарнизонами, которая должна была оградить "римский мир" от натиска варварских племен, то есть от остальной Европы. И все-таки, что же это были за племена? Великий Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.) много и успешно воевал с варварами, в своих "Записках о галльской войне" он скромно сообщает, что покорил триста туземных племен! Не ставя дод сомнение полководческий гений Цезаря, позволим себе усомниться в достоверности этой цифры. Общая слабость полководцев — в победных реляциях несколько завышать число побежденных. К тому же Цезарь не утруждал себя перечислением названий этих племен, объединяя их одним словом — "германцы". Так вот, у варваров, тех, кого мы вслед за Цезарем называем германцами, в самом деле, было много племен, и каждое племя носило свое гордое имя: свевы, тевтоны, хамавы, сикамбры, хетты, херуски, квады, маркоманы, ругии... Можно перечислять и далее, но все же их было меньше трехсот! Даже если Цезарь относил к германцам и кельтов. Но забудем цезареву ошибку. Давайте все же определимся с германскими племенами, потому что именно им предстояло определять новые границы средневековой Европы. Итак, со II века многочисленные германские племена начинают объединяться в крупные военно-племенные союзы, получавшие названия по имени господствующего племени. На верхнем Рейне это алеманны, на среднем — франки, на Эльбе — саксы, на Дунае — вандалы, еще южнее — готы. До некоторых пор Римский вал с большим или меньшим успехом сдерживал натиск варваров, однако в IV веке "судьба Востока затрубила в страшную трубу, возвещая об ужасных опасностях". С "окраины мира", откуда-то из Китая, подобно смертоносному смерчу, в Европу ворвались воинственные кочевники — гунны. Странный и незнакомый европейцам народ: то ли тюрки, то ли монголы, дикостью превосходившие самых диких варваров. Вторжение гуннов на Запад и стало историческим толчком, давшим начало эпохе Великого переселения народов. Вот как описывает гуннов современник: "Их дикость превосходит все мыслимое; с помощью железа они испещряют щеки новорожденных глубокими шрамами, чтобы в зародыше уничтожить волосяную растительность, поэтому и старея они остаются безбородыми и уродливыми, как евнухи. Их скорее можно принять за двуногих животных... Они питаются лишь корнями диких растений и сырым мясом первых попавшихся животных... У них нет домов, равно как и гробниц... Они кажутся пригвожденными к своим лошадям, ибо и едят, и пьют, не сходя с них на землю, даже спят, склонившись к шеям своих скакунов". Если кони гуннов были быстры, то слухи об их кровожадности и неумолимой жесткости опережали бег коней. Одно имя "гунны" наполняло сердца людей ужасом. Как ни были свирепы и бесстрашны германцы, но и они испытывали трепет перед свирепостью новых диких бесчисленных полчищ. Не выдержав постоянного страха, подталкивая, подгоняя друг друга, племена и народы кинулись в бегство! Теперь уже никакой Римский вал не мог сдержать их бешеного напора. Как по призывному сигналу трубы, вся Европа пришла в движение — это был нескончаемый поток беженцев, хлынувший с востока на запад. Но вот что надо заметить: при этом сами беженцы становились завоевателями по отношению к другим народам, на землях которых искали спасения, и те, в свою очередь, тоже снимались с привычных мест... "Смерть осенила мир. Все оказалось под властью варваров. Те, кто сумели устоять перед силой, пали от голода. Многие стали кормом для собак; другие живьем сгорели в своих домах... повсюду смерть, страдания, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии..." — такими свидетельствами полна литература начала. Средневековья. Длинный меч великого варварского нашествия накрыл Запад своей смертоносной тенью. Тенью Темных веков... Вернуться в раздел: Энциклопедия по Истории Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: историческая, энциклопедия, важнейших, событий, человечества. Скачать zip-архив: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - zip. Скачать mp3: Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества - mp3. |
» Янтры, значение янтр, главная янтра... «Историческая Энциклопедия важнейших событий человечества» |
|