Просветление
www.PROSVETLENIE.org

Ничего лишнего, только Суть... психология, большая, энциклопедия, психологии
Психология. Большая Энциклопедия по психологии
добавить в закладки
обновить страницу
закрыть окно





Психология. Большая Энциклопедия по психологии

Психология. Большая Энциклопедия по психологии


Реклама на сайте:

психология, большая, энциклопедия, психологии

Психология. Большая Энциклопедия по психологии

» Эзотерика. Что такое эзотерика?...
» Святые Русской православной церкви...
» Техника образного мышления и лечение гипнозом...
» Аутогенная тренировка...
» Увеличение чувствительности астрального тела для успешной Астральной Проекции...

Астрал

психология, большая, энциклопедия, психологии ПСИХОЛОГИЯ. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Контроль агрессии

Обучение релаксации, имеющее ист. корни в методиках прежних лет, предложенных еще Джекобсоном, чрезвычайно популярно в совр. терапевтической практике, особенно в качестве компонента процедур систематической десенсибилизации. Его эффективность получила эмпирическое подтверждение в широкой серии исслед. Это действенное средство ослабления состояний напряжения и возбуждения, к-рые обычно считаются предвестниками открытой А.

Обучение самоконтролю как подход к контролю гнева и А. имеет неск. форм, главная из к-рых заключается в том, чтобы приучить клиента заниматься процедурой, наз. разными специалистами по-разному: рациональным реструктурированием, когнитивным самоинструктированием или прививкой от стресса. Основная идея тренинга — обучить чел. давать себе вербальные инструкции, помогающие реагировать на чувство гнева и возбуждения более обдуманно (рефлексивно) и менее агрессивно. Эффективность такого вмешательства, контролирующего А., убедительно доказана, и оно становится все более популярным.

Тренинг коммуникативных умений использует техники работы в диадах, чтобы обучать конкретным образцам конструктивного коммуникативного поведения. Особое внимание уделяется подходам к разрешению конфликтов путем переговоров. Обучение ведению переговоров проводится после освоения клиентами общих навыков коммуникации. Наконец, чтобы максимизировать вероятность того, что достигнутые в ходе переговоров и направленные на разрешение конфликта соглашения будут соблюдаться конфликтующими сторонами в реальной жизни, участников конфликта учат составлять и выполнять письменные соглашения, наз. поведенческими контрактами. По всей видимости, эта обычно сочетаемая триада вмешательств является особенно перспективным подходом к контролю А. и обусловленному им ослаблению межличностного конфликта.

Ситуационное управление, или использование вознаграждений и нефиз. наказаний, имеет самую долгую исследовательскую историю обсуждаемых здесь вмешательств. Ситуационное управление — это крайне действенное вмешательство, обеспечивающее контроль А., особенно в тех приложениях, к-рые сочетают вознаграждения для усиления конструктивного или просоциального поведения.

Психотер. оказалась не слишком эффективной в плане контроля А. Психотерапевтические приложения, чувствительные к специфическим особенностям пациента, таким как подверженность агрессивных подростков влиянию группы сверстников, оказались более эффективными в снижении А. Инструктивные терапии, обычно заимствующие специфические процедуры из теории соц. научения, довольно устойчиво демонстрируют свою эффективность в отношении изменения поведения.

Вмешательства на уровне малых групп. Тренинг психол. навыков использует ряд психопедагогических процедур с целью обучения навыкам совладания с А. Обучающие процедуры обычно включают моделирование, отработку поведения и обратную связь о практ. применении полученных навыков. Эффективность улучшения навыков с помощью этого вида вмешательства получила широкое и надежное подтверждение.

Воспитание характера — в его совр. варианте, представленном Программой воспитания характера (Character Education Curriculum), реализуется в виде полного цикла занятий, посвященных чертам просоциального характера. Программа рассчитана преимущественно на учащихся начальных классов.

Прояснение ценностей нацелено на повышение привлекательности просоциальных ценностей без излишнего догматизма и опирается на довольно разнородные допущения и методики. Цель — помочь учащимся сформировать, прояснить и применить в жизни свои ценности путем свободного и вдумчивого выбора среди различных альтернатив. Получены предварительные эмпирические данные, частично подтверждающие эффективность прояснения ценностей для ослабления деструктивных аттитюдов и поведения и усиления конструктивных альтернатив.

Моральное просвещение, подробно описанное в работах Колберга, — это, пожалуй, особенно действенный вид вмешательства на уровне малых групп с целью обучения просоциальным альтернативам А.

См. также Средовой стресс, Расстройства личности, Просоциальное поведение, Самоконтроль, Вспышки раздражения, Насилие

А. П. Голдстейн

Агропсихология (agricultural psychology)

В отличие от др. соц. наук, в ходе развития к-рых сформировался круг определенных интересов и/или приложений к сельскому хозяйству, психол. сравнительно мало касалась аграрных или сельских проблем. Поэтому не возникло какого-либо психол. аналога таким специальностям соц. науки, как социол. деревни, фермерский маркетинг, экономика сельского хозяйства и география сельских районов. И все же психология и сельскохозяйственные проблемы пересекались в нескольких областях, в числе которых: а) изучение задач фермерской деятельности и фермерских умений, б) анализ экспертных оценок в сельском хозяйстве, в) анализ управленческих решений фермеров и г) смежные области.

Фермерские умения

Традиционно считалось, что фермерские работники должны обладать широким диапазоном ручных и технических умений, и психол. занимались изучением этого вопроса. Например, Р. Томлинсон указал на то, что фермеры, занимающиеся молочным животноводством, должны быть специалистами в решении не менее девяти различных задач, варьирующих от управления доильными аппаратами до оценки состояния здоровья коров. Иначе говоря, традиционный фермерский работник являлся на все руки мастером с общими умениями в разнообразных областях.

Однако с ростом механизации ферм и фермерского оборудования произошла качественная переоценка: на смену потребности в широком наборе общих способностей пришла потребность в более специализированных способностях.

Тенденция к замене небольших семейных ферм крупными корпоративными фермерскими хозяйствами обусловила увеличение потребности в фермерах с оценочными и управленческими способностями и снижение потребности в ручных/технических способностях. Соответственно исследователи поведения обратились к анализу когн. умений, необходимых фермерам для экспертных оценок и управленческих решений.

Оценки в сельском хозяйстве

По-видимому, самый первый анализ экспертных суждений был проведен в 1917 г. Д. Хьюзом, который заметил, что зерно, получавшее максимальные оценки экспертов, не всегда давало наибольший урожай с определенной площади посева. Впоследствии Генри Уоллес — будущий вице-президент при Франклине Рузвельте — подверг повторному более широкому анализу собранные Хьюзом данные и сообщил, что, несмотря на существование довольно высокой согласованности в оценках зерна, последние лишь незначительно коррелировали с урожайностью.

Трамбо, Адамс, Милнер и Шиппер предложили лицензированным контролерам качества зерна оценить его образцы. Почти одна треть образцов получила неверные оценки, а при повторной оценке более чем одна треть образцов получила иные оценки, чем в первый раз. Наконец, эти исслед. обнаружили, что с увеличением опыта оценки экспертов становились более уверенными, но не более точными; напротив, более опытные эксперты имели тенденцию к переоценке (т. е. к инфляции оценки).

Сходный анализ оценок почвы, который провели Шанто и Гейт, выявил величины валидности и надежности в районе 50%. По их данным, одним из источников ошибок являлась интерференция, вызванная присутствием нехарактерных веществ в этих почвах. В последующих исследованиях Гейт и Шанто попытались снизить эту интерференцию. Они обнаружили, что обучение не только снижало влияние на оценки почвы содержания в ней нехарактерных веществ, но также увеличивало точность оценок.

Несколько психол. исслед. были посвящены экспертным оценкам в области животноводства. Фелпс и Шанто обнаружили, что эксперты не только использовали почти всю предоставленную им информ., но и делали это надежным образом. Гейт и Шанто сравнили шесть групп экспертов в области животноводства, различавшихся по опыту и образованию и сделали три основных вывода: а) опытные эксперты могли извлекать больше информ. и использовать ее более сложными способами; б) опытные эксперты имели тенденцию оценивать каждый случай отдельным образом, тогда как менее опытные эксперты чаще использовали одну и ту же стратегию во всех случаях; в) опытные эксперты давали более надежные оценки в сравнении с менее опытными.

Управление фермой

Довольно много исслед. было посвящено решениям, необходимым для управления фермой. Большая часть этой работы была связана с выявлением оптимальных способов принятия таких решений. Однако определенное внимание уделялось и тому, как изменить ситуации принятия решений с учетом психол. ограничений и способностей фермеров. Например, Раджала и Сейдж рассмотрели различные методы, призванные помочь фермерам принимать более эффективные решения.

Проводились тж исслед. с целью определения факторов, используемых фермерами в принятии различных маркетинговых решений. Фоксолл сообщил, что решения фермеров в отношении рыночной конъюнктуры сходны со стратегиями, используемыми промышленными производителями. В частности, фермеры во многом опираются на прошлый опыт и в значительно меньшей степени — на чужое мнение и другие межличностные факторы.

Психол. анализ оказался, в частности, полезным при разработке более совершенных методов оценки и управления качеством продовольственных товаров. На основе таких исслед. был разработан более совершенный инструмент для оценки молочных продуктов.

Смежные области

Несмотря на то что агропсихология не рассматривается в качестве отдельной области психол., в последней тем не менее имеется широкое разнообразие приложений поведенческих исслед. применительно к условиям сельскохозяйственной деятельности.

См. также Прикладные исследования, Экспериментальные планы, Полевые эксперименты, Принятие управленческих решений, Поведение растений

Ж. Шанто

Адаптация (adaptation)

Подобно мн. др. терминам в психологии, А. имеет неск. значений. Но в основе всех этих значений лежит понятие, передаваемое его латинским корнем adaptare — приспособлять.

Среди этологов принято считать, что типичное для вида поведение представляет собой конечный продукт эволюционных процессов; каждая физ. и поведенческая характеристика вида — рез-т и в то же время вклад в его адаптивную радиацию. Такая А. происходит на генетическом уровне и требует для своего завершения смены мн. поколений.

В отличие от этой генетической А. фенотипические А., занимающие иногда всего неск. секунд, имеют место на протяжении всей жизни отдельного индивида. Рез-ты фенотипической А. не передаются потомству, хотя способность к такой А. наследуется. Это понятие подразумевает, что изменение индивида вызывается действием длительного, но нетоксичного, не травмирующего и не вызывающего утомления раздражителя или прекращением действия и отсутствием привычного раздражителя, как в невесомости. Др. примерами такой А. является постепенное уменьшение ощущения холода после погружения рук в воду; субъективное снижение громкости звука через неск. секунд после начала звучания; восстановление зрения (черно-белого) в темном помещении после пребывания на ярком свете; восстановление обычного цветового зрения после выхода из помещения на яркий свет. Во всех этих примерах А. действуют разные механизмы: снижение чувствительности терморецепторов, активация акустического рефлекса (плюс изменения в рецепторах), обесцвечивание и регенерация зрительных пигментов плюс нервные процессы в сетчатке. В целом ученые склоняются к мысли, что такого рода А. происходит в рецепторах или оказывает на них влияние, т. е. является периферической, тогда как внешне схожее явление — привыкание (габитуация) — имеет место в ситуациях, связанных если не с прямым действием, то по меньшей мере с подключением центральных механизмов.

Так называемый «общий адаптационный синдром» был предложен Гансом Селье как часть типичной реакции организма на опасный вызов со стороны среды. Этот синдром — своего рода продолжение синдрома чрезвычайных обстоятельств Кеннона (Cannon’s Emergency Syndrome), или синдрома «бегства, испуга или борьбы» (flee, fright or fight syndrome), заключающегося в быстрой общей реакции организма на критическую ситуацию. У низших животных обнаружено множество проявлений адаптационного синдрома, но у людей это часто бывает трудно сделать. Для объяснения ряда накопленных данных предлагались и др. понятия (в частности, акклиматизация).

См. также Аккомодация, Общий адаптационный синдром, Привыкание (габитуация)

А. Дж. Риопелле

Аддиктивный процесс (addictive process)

Слово «аддиктивный» (привыкший, пристрастившийся) приобрело значение, выходящее за рамки определение аддикции, данное ВОЗ как состояния периодической или хронической интоксикации, вызванной повторным употреблением естественного или синтетического вещества, к которому имеется непреодолимое (компульсивное) влечение, сопровождаемое тенденцией к увеличению доз, повышением толерантности и синдромом отмены, при которых всегда имеется психическая и физическая зависимость от эффекта вещества. В разговорном английском слово addiction (пагубная привычка, страсть) может быть отнесено практически к любому веществу, занятию или взаимодействию. Теперь говорят, что у людей «есть аддикция» к пище, курению, азартным играм, покупкам, работе, игре и сексу.

Не существует единого аддиктивного типа личности. Склонность к А. п. определяется совместным действием специфических этнических, семейных, интра- или интерперсональных, когортных, средовых, конституциональных и генетических факторов. У человека, захваченного А. п., есть непреодолимое желание или стойкая потребность в веществе, объекте, действии или взаимодействии, фантазии и/или окружении, которые вызывают психофизиологический «кайф». Желание возникает повторно, оно импульсивно и компульсивно по своей природе. Состояние «кайфа» действует как доставляющий удовольствие механизм совладания с любым физ. или псих. напряжением, конфликтом, стрессом или болью. Со временем, по мере развития А. п., интенсивность доставляемого удовольствия снижается. Индивидуум испытывает все меньшее облегчение, повышается толерантность, интенсивность явлений абстиненции. На конечных стадиях процесса уже нет облегчения, совладания или избавления от боли и страданий, и человек получает только рудиментарное (животное) удовольствие.

Может возникать псих. и физ. зависимость. Негативные личные качества (лживость, манипулятивность, склонность винить во всем других, ненасытность, безответственность, преувеличение своих достоинств и т. д.) могут провоцировать процесс или быть его продуктом. А. п. может быть непрерывным, циклическим, спорадическим или периодическим в зависимости от индивидуальной ситуации. Его течение остается предсказуемым, определяющимся специфическими ист., психодинамическими и средовыми пусковыми механизмами. Могут происходить переходы от одной аддикции к др., или же могут иметь место несколько аддикции одновременно.

Индивидуум может стать аддиктивным комплементом (т. е. провокатором), не обязательно имеющим пристрастие к агенту, но тем не менее играющим важную роль в аддиктивном процессе. Аддиктивный комплемент — это любое лицо, группа или среда, которые поддерживают А п.. Например, постоянно работающий, озабоченный, вечно недовольный родитель становится комплементом для ребенка, испытывающего пагубное влечение к наркотикам или азартным играм. Многие аддикты находят других лиц, чья аддикция становится оправданием их собственной. Аддикты нуждаются в людях, которые дают им то, чего им не хватает, или взаимодействуют с теми, кто отражает их собственные пороки. Они привязываются к таким людям — родственникам, супругам, любовникам, сверстникам, причем аддиктивное вещество или занятие становятся катализаторами этой привязанности. Когда аддикты находят подходящую субкультуру, они находят не только партнеров, поддерживающих их аддиктивный цикл, но и постоянный источник комплементов. А. п./агент может также использоваться как средство совладания с нелеченными и болезненными психотическими симптомами, часто маскируя психоз или принося временное облегчение.

Этиология аддиктивности

Аддиктивность вызывается меняющимися на разных стадиях жизни индивидуума этиологическими факторами, к-рые оказываются малодоступными для анализа к тому времени, когда уязвимость превращается в безошибочно распознаваемую аддикцию. А. п. становится автономным и самосохраняющимся. Первичные причины зачастую остаются не выявленными и не поставленными в связь с сохранением процесса, который теперь превратился в саморазвивающийся.

Аддикт — это человек, которому в начале жизни выпало испытать поляризованные эксцессы, непоследовательность или депривацию хотя бы в одной из следующих значимых областей: близость, дисциплина, родительские ролевые модели (гендерно-эротические), пассивность—агрессивность, функции работы и игры, фрустрационная толерантность и способность к контролю собственных побуждений. Перекосы в данных сферах ответственны за разные степени деструкции самооценки и контроля импульсов.

Для аддиктивного индивидуума отношения с окружающими становятся все более болезненными, сопровождаясь учащением случаев спровоцированного, условного (в наказание) или абсолютного отвержения. Подросток часто вовлекается в А. п. из-за стремления к бунту. Могут появляться садомазохистские интеракции. Всегда отмечается высокая степень нарциссизма и переход от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению как защите от реакции общества на аддиктивную практику. Непросто определить, что возникает сначала — актуальные деструктивные межличностные отношения и низкая самооценка или аддиктивная практика. В любом случае процесс поддерживается поляризованными эксцессами в интер- или интраперсональном взаимодействии и восприятии себя.

Группа сверстников может быть центральным этиологическим фактором в А. п. Потребность упрочить свое положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванию в А. п. Чрезмерно пассивные молодые люди в особенности уязвимы к давлению со стороны сверстников. Аддикция может также быть следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда не они в состоянии приобрести статус лидера иным путем. Аддиктивное поведение становится в таком случае формой псевдолидерства. Центральным провоцирующим фактором А. п. может оказаться неспособность подростка определить, принять и реализовать в поведении прототипическую для об-ва гендерно-эротическую роль и ценимые в нем модели сексуального поведения. Неудивительно, что индивидуум втягивается в аддиктивную практику в тайном сговоре со сверстником, чтобы справиться со страхом, чувством вины или тревоги.

Средства массовой информации могут способствовать А. п., рекламируя аддиктивную практику как способ достижения успеха или совладания с болью, конфликтами, напряжением, стрессом. Они часто отражают родительские поляризованные эксцессы, давая противоречивую информ. Информ. пространство забито сообщениями как о ценности, так и об опасностях, связанных с аддиктивными агентами и практиками, напр. традиционная реклама, крупным шрифтом оповещающая о радостях курения и мелким — о том, что сигареты обладают канцерогенным эффектом.

Чтобы понимать и лечить аддикции, мы не должны ограничиваться изучением специфического агента, а попытаться вникнуть в многофакторную этиологию, динамику и межличностные отношения. Нужно исследовать А. п., описать и диагностировать. Он связан с общими этиологическими факторами и психодинамикой и, помимо пациента и агента, всегда предполагает действие других сил. Необходимо определить специфический аддиктивный комплемент и пусковые механизмы. Процесс имеет биографическую историю, в которой могут происходить переключения с одной аддикции на другую или множественные аддикции в разное время. Понимание этих факторов существенно для постановки диагноза и успешности лечения.

См. также Реабилитация при наркоманиях, Лечение наркомании, Героиновая наркомания

Л. Хэттерер

Адлерианская психология (adlerianpsychology)

А. п., известная тж как индивидуальная психология, была создана Альфредом Адлером после его выхода в 1911 г. из Венского психоаналитического об-ва. Индивидуальная психология часто неправильно понимается как психология индивидуума или индивидуальных различий, тогда как в действительности она обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.

А. Адлер (1870—1937) был венским офтальмологом, переквалифицировавшимся в невропатолога, к-рого Фрейд пригласил участвовать в заседаниях руководимого им кружка, собиравшегося по средам. В 1907 г. Адлер опубликовал работу «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», к-рую Фрейд приветствовал как значительный вклад во фрейдистскую психологию. Хотя понятиям неполноценности органа и компенсации нашлось место и в более поздней теории Адлера, они больше не рассматриваются как краеугольные камни А. п. В 1908 г. Адлер выдвинул идею агрессивных инстинктов в качестве дополнения сексуальных инстинктов, занимавших центральное место в теории Фрейда. Несмотря на то что Фрейд первоначально отверг эту идею Адлера, позднее (в 1923 г.) он включил концепцию агрессивных инстинктов в состав психоаналитической теории.

Адлер поднялся до ключевых постов Венского психоаналитического об-ва, стал редактором его журнала и президентом. Этот период ознаменован полемикой Фрейда и Адлера по поводу понятия «зависть к пенису». Фрейд считал зависть к пенису универсальным желанием женщин. Адлер заменил его понятием мужского протеста, согласно к-рому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами (что для нек-рых из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как нек-рые мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин. После ожесточенных дебатов было проведено голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое об-во и основали собственное Об-во свободных психоаналитических исслед. Вскоре после этого была опубликована первая книга Адлера «Невротическая конституция».

Во время Первой мировой войны Адлер служил в австрийской армии, и деятельность нового об-ва была приостановлена. После окончания войны оно возобновило работу под названием Об-во индивидуальной психологии и учредило свой печатный орган — «Журнал индивидуальной психологии» (Zeitschrift fur Individualpsychologie). Движение процветало в Вене и др. городах Европы вплоть до прихода к власти нацистов. В последние 10 лет своей жизни Адлер делил свое время между Европой и США. Верховной организацией адлерианского движения является Международная ассоциация индивидуальной психологии. Национальные об-ва существуют в США, Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Италии и Великобритании.

Исходные положения

Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:

1.   Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного чел. Все его органы и функции рассматриваются с т. зр. обслуживания потребностей чел. как целостной системы.

2.   Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.

3.   Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного чел. или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения чел. с «минуса на плюс».

4.   Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.

5.   Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.

6.   Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного чел. «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).

7.   А. п. — это соц. психология. Все поведение должно пониматься в рамках соц. среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. А. п. часто характеризуют как теорию поля.

8.   Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в соц. интересе, к-рый многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником совр. экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.

9.   А. п. можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».

10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

Теория личности

Дитя чел. — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной соц. средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с др. людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой соц. среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и др. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь чел.

В учеб. целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Напр., чел., придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение чел. тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля чел. может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.

Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют когнитивную основу.

Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».

Т. к. овладение окружающей средой является жизненно важным, чел. создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач. Первая — работа, к-рая для детей и мн. взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств; использование свободного времени, и, наконец, отход от дел и/ или уход на пенсию. Вторая — соц. задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к соц. группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, к-рую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что челов. род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к др. полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (напр., пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для нек-рых, на разводе.

Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да, но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют соц. интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни. А. п., будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в об-ве, когда последнее не оправдывает ожиданий. Соц. интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, соц. кооперация, содействие общему благосостоянию и соц. помощь. Люди, демонстрирующие соц. интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого соц. интереса служит показателем психич. здоровья, или нормальности.

Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем. Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый т. о. невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, к-рые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению. Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам. Т. к. адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с т. н. психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные.

Вернуться в раздел: Психология

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

§ ПСИХОЛОГИЯ. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова этой страницы: психология, большая, энциклопедия, психологии.

Скачать zip-архив: Психология. Большая Энциклопедия по психологии - zip. Скачать mp3: Психология. Большая Энциклопедия по психологии - mp3.

Главная

Форум

Мы Вконтакте

Скачать программы для развития мозга и сверхспособностей

» Филосовский юмор. Эзотерические анекдоты. Смешные истории...
» Святые Русской православной церкви...
» Диагностика по глазам. Диагностика по носу...
» Гадания и предсказания он-лайн...
» Астральные планы и миры...

Мантры

«Психология. Большая Энциклопедия по психологии»

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Твоя Йога

Психология. Большая Энциклопедия по психологии

эзотерика
психология, большая, энциклопедия, психологии Шамбала и махатмы
психология, большая, энциклопедия, психологии эзотерика
магия