Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Философия и религия, мистика и эзотерика Реклама на сайте:
» Аура, цвета ауры. Как научиться видеть ауру?... |
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА
ВЕДАНТА (буквально “завершение Вед”) — одна из ортодоксальных систем инд. философии, религиозно-философское учение, возникшее на базе Упанишад. В. и до сих пор занимает важное место в философии индуизма. Впервые осн. положения В. были изложены Бадараяной в его Веданта-сутрах. В дальнейшем В. развивалась по линии издания комментариев на это соч. и на Упанишады. В В. существуют два направления. Первое из них — ад-вайта (абсолютный не-дуализм), основателем к-рого был Шанкара (8 в.). Согласно адвайте, в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности — Брахмана, к-рый неопределим, необусловлен и бескачествен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является следствием неведения (авидья): на самом деле все, кроме бога, является чистой иллюзией (майя). Осн. методами познания ад-вайта признает интуицию и откровение и считает, что вывод и ощущение играют второстепенную роль. Целью усилий индивида является постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Значительную роль в В. Шан-кары играло учение о психических состояниях (авастха) человека как о том, что обусловливает внешнюю действительность. Второе направление В.— вишишта-адвайта (различительный недуализм), основоположником к-рого является Рамануджа (11—12 вв.). Согласно учению Рамануджи, существуют три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и материя могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Целью усилий индивида является освобождение от материального существования, к-рое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Последнее считается особенно важным. Адвайта была в несколько большей степени связана с культом бога Шивы, а вишишта-адвайта — с культом бога Вишну. ВЕДЫ (санскр.— ведение, знание) — четыре гл. священные книги древн. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа. Были созданы в течение 12—7 вв. до н. э. Словом “В.” обозначаются и относящиеся к названным книгам брахманы (книги, излагающие и толкующие ведийские обряды), араньяки (“Лесные книги”), где объясняется мистический смысл ведийских обрядов и раскрывается ведийская символика, и созданные позднее Упанишады. (книги, в к-рых культ и мифология В. получают философское обоснование и где на первый план выступает общее рассуждение о боге, человеке и природе). Слово “В.” употребляется также нарицательно, в смысле “священная книга”, “высшая мудрость”. Наряду с древн. религиозными представлениями в В. имеются и умозрительные разделы, где уже ставятся вопросы о причинах и целях существования мира и поступков человека. ВЕЙТЛИНГ Вильгельм (1808—71) — первый нем. теоретик коммунизма, коммунист-утопист; агитатор, пропагандист и организатор рабочих. Участвовал в работе “Союза справедливых”, для к-рого написал в качестве программного документа брошюру “Человечество, как оно есть и каким оно должно было бы быть” (1838). Осн. произв.— “Гарантии гармонии и свободы” (1842, рус. перевод 1962), к-рое Маркс назвал беспримерным и блестящим литературным дебютом нем. рабочих. В. стремился к созданию коммунистического об-ва, обеспечивающего гармонию между способностями и страстями каждого индивида в отдельности и всего об-ва в целом. В. подробно рисует систему устройства этого об-ва, предусматривая и трудности переходного периода, для к-рого лучшей формой правления считает диктатуру. Ведущую роль в новом об-ве, по мнению В., играют полезные науки. Всеми науками руководит философия. Науки В. подразделяет на три отрасли: 1) философскую медицину, охватывающую все проявления физической и духовной жизни человека, 2) философскую физику и 3) философскую механику. Вместе с тем В. не скрывал своей неприязни к абстрактной философии и особенно к философии Гегеля. Для пропаганды идеи коммунизма В. широко использовал евангельские тексты, критикуя в то же время религию. За подготовку и издание “Евангелия бедного грешника” был подвергнут тюремному заключению (1843—44). ВЕЛИЧИНА — одно из осн. математических понятий, возникшее как абстракция от числовых характеристик физических свойств. Понятие В. в математике наряду с понятиями множества, непрерывности и др. может рассматриваться как уточненное выражение категории количества. Различают В. скалярные (конкретное значение такой В. характеризуется лишь одним числом, напр. длина, площадь, объем и т. д.) и векторные (для них существенно не только абсолютное значение, но и направление В., напр. сила, скорость и т. д.). Известно и др. деление В.— на постоянные и переменные. Понятие переменной В. было введено в математику Декартом и сыграло важную роль в становлении совр. математики и естествознания. ВЕЛЛАНСКИЙ (Кавунник) Да-нило Михайлович (1774—1847) — рус. ученый-медик и философ-идеалист, шеллингианец. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1796—1802), где преподавал в 1805— 37, и в Германии (1802—05). В соч. “Пролюзия к медицине...” (1805), “Биологическое исследование природы...” (1812), “Опытная, наблюдательная и умозрительная физика” (1831), “Основное начертание общей и частной физиологии” (1836) и др. В. развил натурфилософию, в к-рой впервые в России начал пропаганду идеалистической диалектики. ВЕНСКИЙ КРУЖОК—объединение, послужившее идейным и организационным ядром логического позитивизма. Вырос на основе семинара, организованного в 1922 Шликом при кафедре философии индуктивных наук в Венском ун-те. В В. к. входили: Карнап (с 1926), Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, Гёдель и др. С В. к. сотрудничали Франк, Э. Кайла, А. Бламберг, И. Йер-генсен, Айер и др. В. к. явился непосродственным преемником идей махизма. Его участники восприняли и ряд идей Витгенштейна — концепцию логического анализа знания, учение об аналитическом характере логики и математики, критику традиционной философии как лишенной научного смысла “метафизики”. Осуществив синтез позитивизма махистского толка с идеями логического анализа знания, участники В. к. сформулировали осн. положение логического позитивизма в наиболее полной и четкой форме. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест “Научное миропонимание. Венский кружок”. В это же время происходит окончательное организационное оформление В. к. и устанавливаются международные связи с др. неопозитивистскими группами (помимо тех контактов, к-рые В. к. имел с группой Рейхен-баха — В. Дубислава в Берлине) (Неопозитивизм). С 1930 В. к. издает совместно с группой Рейхенбаха журнал “Erkenntnis” (“Познание”). В 30-х гг. участники В. к. активно разрабатывают идеи логического позитивизма. К концу 30-х гг. В. к. прекращает свое существование. Непосредственным преемником В. к. являлся логический эмпиризм. ВЕРА — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. В истории философии и психологии различают три вида теорий В.: эмоциональные, рассматривающие В. преимущественно как чувство (Юм. Джеме и др.); интеллектуальные, в к-рых В. трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.); волевые, признающие В. атрибутом воли (Декарт. Фихте и др.). В. является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей. Объекты В.— факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект В. представляется существующим в действительности, образно, эмоционально. В качестве субъекта В. может выступать индивид, социальная группа и об-во в целом. В. отражает не только объект, но гл. обр. отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы. В.— важный элемент ценностного сознания (Аксиология, Ценности) наряду с такими категориями. как надежда и любовь. Особым случаем проявления феномена В. является религиозная В., порождаемая специфическими условиями существования об-ва, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчужденного (Отчуждение) бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признает религиозную В. неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой богом. В этом смысле В. противопоставляется разуму, знанию. Диалектический материализм, выясняющий социальные и гносеологические корни религии, указывает реальные пути и средства преодоления религиозных представлений. ВЕРАС Дени (ок. 1630 — ок. 1700)— автор романа-путешествия “История севарамбов” (1677—79), первого во Франции произв., пропагандирующего идеи утопического социализма. В. описывает социальные реформы, проведенные в воображаемом об-ве севарамбов их законодателем Севарисом. Описание об-ва до реформ сближает В. с теоретиками естественного права и социалистами-утопистами 18 в. Реформированная Севарамбия представляет собой об-во, где отменены привилегии, связанные с рождением; упразднена частная собственность; установлено, что земля и все богатства принадлежат народу; труд объявлен обязательным для всех, кроме стариков и больных. Страна разделена по производственному принципу на осмазии — городские и сельские, в к-рых дети обучаются на основе сочетания общего и профессионального образования. Севарамбы избирают монарха, власть к-рого ограничена выборными учреждениями. Верховным властителем и божеством почитается солнце. Роман В. получил большую известность и вызвал многочисленные подражания. ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ ПРИНЦИП (лат. verificare—доказывать истину) — один из исходных принципов логического позитивизма, согласно к-рому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными. В основе В. п., как он был сформулирован в Венском кружке, лежит тезис о том, что познание вообще не может выйти за пределы чувственного опыта. При этом различается непосредственная верифици-руемость утверждении, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к.-л. положения к прямо верифицируемым утверждениям. Философские и методологические недостатки В. п., сводящего знание о мире к “непосредственно данному”, лишающего познавательного значения научные утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем, вынудили логических позитивистов принять ослабленный вариант этого принципа в виде требования частичного-и косвенного опытного подтверждения научных положений. В этой форме он выражал лишь общее методологическое требование согласования теоретических положений с эмпирическими фактами, к-рое должно сочетаться с др. факторами и критериями приемлемости теоретического знания (его эвристическая сила, логическая простота и пр.). ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863—1945) — выдающийся рус. ученый, работавший на стыке геологических и биологических наук и наук об атомах. В. внес большой вклад в разработку мн. философских и методологических проблем естествознания; завершил становление геохимии; создал новую ее отрасль — биохимию; развил учение о биосфере и месте в ней человека; обосновал переход биосферы в ноосферу. В.— один из создателей генетической минералогии и радиогеологии; оказал значительное влияние на развитие кристаллография, почвоведения, метеоритики, истории и методологии науки. В своем научной творчестве В. стоял на позициях материализма, стихийно руководствовался идеями диалектики. Высоко ценил значение философии для научного исследования. Указывал на необходимость разработки логики и методологии естествознания. Сегодня, когда человечество настойчиво ищет решение сложнейшего комплекса глобальных проблем экологии, все большее число советских и зарубежных ученых обращается к наследию В., к его учению о космической роли живого вещества, коэволюции биосферы и человека. Осн. соч.: “Биогеохимические очерки” (1922—32), “Живое вещество” (1978), “Философские мысли натуралиста” (1988), “Труды по всеобщей истории науки” (1988), “Труды по истории науки в России” (1988). ВЕРОЯТНОСТЕЙ ТЕОРИЯ — наука о массовых случайных событиях (м. с. с.), т. е. случайных событиях, эквивалентных друг другу в отношении каких-то определенных свойств или способных многократно повторяться при воспроизведении соответствующих условий. Абстракция м. с. с. применима в широком классе природных и социальных явлений, когда особенно важными оказываются не их индивидуальные, а наиболее общие свойства, в отношении к-рых они могут рассматриваться как эквивалентные друг другу. Так, для термодинамических характеристик системы, скажем ее температуры, важно не “поведение” каждой молекулы, а их распределение по скоростям; для многих характеристик биологических видов важно соотношение рождаемости самцов и самок и т. д. В. т. изучает свойства м. с. с., строя математические модели этих свойств и затем оперируя ими как чисто математическими объектами. Осн. свойством м. с. с., рассматриваемым в В. т., является их вероятность, причем требуется, чтобы оно достаточно адекватно описывалось нек-рым постоянным числом. Это удается сделать, напр., когда оказывается возможным, во-первых, подсчитать число опытов п, исходами к-рых являются м. с. с. рассматриваемого класса (такие опыты наз. случайными опытами, напр. бросание монеты), и, во-вторых, число опытов т. исходами к-рых являются м. с. с. интересующего нас вида (напр., выпадение орла). Тогда относительные частоты м. с. с., к-рые можно рассматривать как результаты измерения вероятности, группируются вокруг этой числовой характеристики. Т. обр., удается выразить числом вероятность м. с. с., описать на математическом языке и такое важное их свойство, как закон больших чисел, согласно к-рому совокупное действие большого числа случайных событий приводит к результатам, почти не зависящим от случая. Впервые (правда, для очень узкого класса м. с. с.) это было сделано Я. Бернулли, в дальнейшем трудами мн. ученых этот класс был существенно расширен. В. т. позволяет найти объективные закономерности в случайных явлениях, к-рые носят статистический характер. Исследование вероятностных событий поэтому более детально раскрывает понятие закономерности, а также вопрос о соотношении необходимости и случайности. Следует подчеркнуть, что вероятностный характер событий является их объективным свойством, а не результатом наших наблюдений над ними, как считают сторонники субъективистских взглядов в В. т. Вероятность не есть свойство только м. с. с. Др. вероятности изучаются, напр., в вероятностной логике. В развитии В. т. крупная роль принадлежит советским математикам (С. Н. Бернштейну, А. Н. Колмогорову, А. Я. Хинчину и др.). ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА—ло гика, предметом к-рой являются вероятностные высказывания, независимо от того, рассматривается ли вероятность как свойство отдельного высказывания (тогда вероятность приписывается ему в качестве промежуточного значения между истиной и ложью) или как оценка отношения пары обычных двузначных высказываний. В отличие от теории вероятностей в В. л. обозначение вероятности точным числом не является гл. требованием. Строящийся на этом фундаменте логический аппарат применяется для приближенной оценки гипотез не путем их соотнесения с действительностью, а через др. высказывания, выражающие наши знания. Так, в зависимости от соответствия гипотезы “Завтра будет дождь” метеорологическим данным можно говорить о высокой или низкой степени ее вероятности. Следовательно, степень вероятности гипотезы есть функция от двух аргументов: самой гипотезы и имеющихся знаний. Вычисление вероятности сложных гипотез, когда известны вероятности составляющих их высказываний, во всех системах В. л. происходит по правилам математического исчисления вероятностей (Вероятностей теория). Т. обр., В. л. является одной из интерпретаций этого исчисления. В настоящее время аппарат В. л. находит наибольшее применение в индуктивной логике. Высказывания о В. л. имеются еще у Аристотеля и древн. скептиков, но первые серьезные идеи о ней принадлежат Лейбницу. Выделение В. л. из теории вероятностей началось с середины 19 в., когда начал выявляться предмет последней — массовые случайные события. Впрочем, и в наше время делается много попыток рассматривать учение о вероятностях как единую науку, ветвями к-рой являются теория вероятностей и В. л. ВЕЧНАЯ ИСТИНА—термин, озна чающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. Метафизика и догматизм, рассматривая истину не зависящей от условий, переоценивают роль абсолютного момента в истине. Это является гносеологической основой для возведения всех истин в ранг вечных, неопровержимых. ВЕЧНОСТЬ—бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и уничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний. ВЕЩЬ — часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна В. от др. отличается “:воей качественной определенностью (Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от объекта и предмета. “ВЕЩЬ В СЕБЕ” И “ВЕЩЬ ДЛЯ НАС” — философские термины, означающие: первый — вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй —"вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Эти термины особое значение приобрели в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания “вещей в себе”. Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от “вещи в себе”. У Канта “вещь в себе” означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода воли и т. д. Диалектический материализм, исходя из принципиальной познаваемости мира, рассматривает познание. как процесс превращения “вещи в себе” в “вещь для нас” на основе практики (Познание, Теория и практика). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояний тел. В. определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства, ее объединение наряду с др. телами в систему большего порядка. Без способности к В. материя не могла бы существовать. В этом смысле Энгельс определял В. как конечную причину всего существующего, за к-рой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Во всякой целостной системе В. сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться. В объективном мире существует множество форм В. (Всеобщая связь явлений, Движение, Изменение, Функциональная зависимость). ВИВЕКАНАНДА (наст. имя — Нарендранатх Датта) (1863—1902) — инд. философ-идеалист, ученик Рама-кришны. В 1880—84 изучал философию в Калькуттском ун-те. В 1893 выезжал в США для участия во Всемирном конгрессе религий и пропаганды идей веданты. В 1897 основал религиозную “Миссию Рамакришны”. В. пытался “сблизить” идеи адвайта-веданты с положениями совр. ему науки. Подобно Рамакришне, он отстаивал основанную на веданте “единую религию”. Однако деятельность В. перерастала узкие рамки религиозного реформаторства. Он выступил как крупный общественный деятель, призывал к борьбе за национальное освобождение, осуждал политику апелляций к британским властям, проводимую инд. либералами. Все это делало его предшественником идейных лидеров крайне левого крыла инд. национально-освободительного движения начала 20 .в. В. отстаивал теорию четырех стадий общественного прогресса, различающихся в зависимости от господствующей варны (сословия): брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. “Царством вайшьев” В. называл совр. ему буржуазное об-во, “царством шудр” — будущее “социалистическое”. Он осуждал империалистическое угнетение наций, расизм, милитаризм. В то же время его “социализм” носил утопический характер. ВИДИМОСТЬ (кажимость) — понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления. В. имеет двоякий источник. С одной стороны, это совокупность объективных характеристик предмета или процесса на уровне явления, с др.— способ объяснения этих характеристик субъектом или их преобразование в процессе получения информации о них. Напр., в результате различных коэффициентов преломления светового луча в воздухе и воде палка, опущенная наполовину в воду, кажется надломленной. Тот факт, что в условиях капитализма владелец банковского вклада получает процент, владелец завода — прибыль, а владелец земли — ренту, в силу его привычности трансформируется в сознании в В. того, что эти формы доходов не связаны друг с другом и что земля порождает ренту, предприятия — прибыль, а денежный вклад — процент, в то время как на самом деле во всех этих случаях мы имеем дело с формами присвоения неоплаченного труда рабочих. Задача исследования часто состоит в анализе механизма возникновения В., в поисках ее корней и правильном объяснении явления, в переходе от В. через явления (связь явлений) к сущности. ВИД И РОД (в логике) — категории, выражающие отношения между классами (в частности, объемами понятий). Предметы класса Б составляют В. предметов класса А, если они обладают всеми свойствами, общими для предметов А, и наряду с этим имеют нек-рые специфические (отличающие их от всех др. предметов А) свойства; предметы А в таком случае составляют Р. для предметов В. Понятия, обобщающие предметы классов А и Б, наз. относительно друг друга соответственно родовым и видовым. Напр., животные — В. по отношению к организмам; организмы — Р. для животных. Р. представляет нечто общее в предметах, составляющих его виды. В.— особенное (специфическое) в пределах этого общего; признаки, характеризующие Р. и В., суть абстракции и существуют лишь в отдельных предметах. ВИКО Джамбаттиота (1668—1744)— итал. философ нового времени, социолог. В.— создатель исторического круговорота теории. Допуская существование божественного начала, от к-рого, по В., исходят законы истории, он в то же время указывал, что об-во развивается в силу внутренних, закономерных причин. Каждый народ, по учению В., проходит в своем развитии три эпохи (божественную, героическую и человеческую), аналогичные периодам жизни человека — детству, юности и зрелости. Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии. В человеческую эпоху на смену приходит демократическое государство, в к-ром торжествуют свобода и “естественная справедливость”. Это вершина развития человечества, его зрелость, после чего наступает упадок. Об-во возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает движение по восходящей линии, новый круговорот. Свои принципы исторического развития В. распространял также на язык, право, искусство. Осн. соч.— “Основания новой науки об общей природе наций” (1725). ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848— 1915) — нем. философ-идеалист, основатель т. наз. баденской школы неокантианства; работал в области истории философии, логики, этики и теории ценностей. Пытался обосновать коренное различие методов естественных и общественно-исторических наук. По В., естественные науки — “номотетичес-кие”, т. е. вырабатывающие общие законы, исторические науки — “идиогра-фические”, т. е. повествующие только об особенном, единичном. Это различение было основано на противопоставлении В. общего особенному и единичному. Осн. соч.: “История древней философии” (1888), “История новой философии” (2 тт., 1878—80), “Прелюдии” (1884), “История и естествознание” (1894). ВИНЕР Норберт (1894—1964)— амер. математик, проф. Массачусетско-го технологического ин-та (США). Ранние работы В. посвящены гл. обр. основаниям математики. В. занимался также теоретической физикой, получил ряд значительных результатов в области математического анализа и теории вероятностей. Изучение функционирования электронных следящих и вычислительных устройств наряду с исследованиями (совместно с мексиканским физиологом д-ром А. Розенблютом) по физиологии нервной деятельности привело В. к формулировке идеи и принципов кибернетики (“Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине”, 1948). Философские воззрения В. эклектичны;сам В.причислял себя к экзистенциализму с его пессимистическими воззрениями на об-во. В. призывал бороться против войны, выступал за международное сотрудничество ученых. ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим (1717—68)—нем. просветитель, историк и теоретик искусства. Осн. труд В. “История искусства древности” (1764) явился первой попыткой научного исследования истории искусства. Развитие искусства, по В., обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние “государственного устройства и управления и вызванного ими склада мыслей”). Порожденное свободой древнегреч. искусство как воплощение “благородной простоты и спокойного величия” —эстетический идеал В., к-рому он призывал следовать. Взгляды В. оказали воздействие на последующее развитие эстетики и искусства. ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis — жизненный) — идеалистическое учение, претендующее на объяснение возникновения живого, его качественного отличия от неживого, упорядоченности, организованности и направленности биологических процессов, целесообразности приспособительных признаков и др. свойств органического мира путем по-стулирования вымышленных нематериальных и иррациональных непознаваемых факторов (энтелехия, археи, созидающая сила, порыв к форме, жизненный импульс и др.). В. паразитирует на нерешенных проблемах биологии, спекулируя на трудностях процесса познания сущности жизни. Методологически В.— антипод механицизма. Исторически В. связан с первобытным анимизмом, одушевлявшем все тела природы, и древнегреч. учениями о душе и энтелехии. В. 16—19 вв. формировался на основе идеалистической интерпретации проблем причинности, организованности и управления функциями организма. В. конца 19 — начала 20 в. выступает в форме органицизма, холизма и др., где наиболее сложными вопросами являются: проблемы органической целостности, целесообразности, эмбриогенеза и эволюции, возникновения качественно нового в процессе развития и регенерации. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951) —философ и логик, один из создателей аналитической философии. Родился в Вене. В “Логико-философском трактате” (1921) выдвинул концепцию “логически совершенного”, или “идеального”, языка, прообразом к-рого для него является язык математической логики, как она была изложена в труде Рассела и Уайтхеда “Principia Mathematica”. Эта концепция есть неоправданная попытка перенести на всю совокупность знания о мире свойства ограниченного логического формализма, основанного на изображении знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Логико-гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обоснование в виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схему “идеального” языка — традиционная философия, этика и т. д.,—объявляется В. лишенным научного смысла; философия признается возможной лишь как “критика языка”. Идеи “Логико-философского трактата” были восприняты логическим позити визмом. Ряд логических идей В. (применение табличного, или матричного, метода определения значения истинности, взгляды на вероятность и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в работе “Философские исследования” (1953), оказали воздействие на лингвистическую философию. ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ— выраба тываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое. прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оцениваются произв. искусства, В. э. называется художественным вкусом. Хороший В. э. означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Напротив, плохой В. э. извращает эстетическое отношение человека к действительности, делает его равнодушным к подлинной красоте, а иногда даже приводит к тому, что человек получает удовольствие от безобразного. Развитость В. э. характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне он постигает эстетические ценности жизни и искусства. Формирование развитого В. э. составляет одну из задач эстетического воспитания. ВЛАСТЬ — форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (В. экономическая, политическая, государственная, семейная и др.). Сущностью В. являются отношения руководства и подчинения. Наиболее важным видом В. является политическая В., т. е. реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, определяемую в конечном счете объективными потребностями и интересами. Гл. средствами ее осуществления являются политика, административные акты, правовые нормы. В.— одно из осн. понятий политической социологии. Среди различных видов В. выделяется государственная В., к-рая доминирует в об-ве, является осн. объектом в политической борьбе. Государственная В. может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата. Система В. основана на отношениях субординации, т. е. многоуровневого подчинения, иерархии. Совр. динамика политических процессов в различных об-вах связана с бюрократизацией В., к-рая выступает как подчинение людей безличным правилам с целью приспособления их к заданным функциям и отношениям и предполагает наличие санкций за отклонение от предписанного поведения. В социалистическом об-ве на смену В., основанной на отношениях господства и подчинения, должна прийти система В., основанная прежде всего на убеждении, руководстве, влиянии, контроле и лишь отчасти на принуждении, однако исторический опыт ряда стран показал опасную тенденцию к деформации В., ее бюрократизации на основе идеологии культа личности и связанных с этим массовых репрессий, экономического застоя, деморализации. Гарантией укрепления социалистической природы В. служат радикальная реформа политической системы, последовательное проведение в жизнь принципа разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной) и полномочий между различными политическими институтами (государство, хозяйственные, общественные и иные организации), формирование правового государства и социалистического парламентаризма, выборности всех осн. должностных лиц, развитие плюрализма. В процессе обновления социализма в СССР развивается парламентская система, в к-рой большое значение приобретает президентская В. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ. 1. Сто роны предмета или процесса, различающиеся своим местом и ролью в структуре целого. Категория внешнего отражает поверхностную, непосредственно доступную чувствам сторону предмета или вне предмета существующую дей- ствительность. Категория внутреннего отражает существенную сторону предмета. Внутреннее непосредственно не дано и познается через внешнее, через проявления. Внешние стороны предмета определяются внутренними, законом, сущностью, и раскрываются, познаются через них. Рассмотрение внутренней природы предмета ведет к пониманию его противоречий, источника его развития и внешних форм проявления. 2. Стороны реальности, к-рые люди различают как внешний и внутренний мир. Внутреннее — это духовный мир, внешнее — это мир природы, объективные процессы, происходящие в об-ве. Выяснение действительной связи В. и в.,объективного и субъективного совершалось в истории наук и философии в борьбе материализма с идеализмом и агностицизмом. ВНИМАНИЕ—психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии. Непроизвольное (непреднамеренное) В. к предмету (физиологически представляющее собой ориентировочный рефлекс) вызывается благодаря особенностям самого этого предмета — новизне, происходящим в нем изменениям, контрасту с др. объектами, силе его воздействия (яркий свет, сильный звук). Произвольное (преднамеренное) В. определяется осознанной задачей. Произвольное В., свойственное только человеку, развивалось вместе с трудовой деятельностью. По словам Маркса, кроме напряжения тех органов, к-рыми выполняется труд, во все время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во В. ВОЗВЫШЕННОЕ — эстетическая категория, выражающая сущность явлений, событий, процессов, обладающих большой общественной значимостью, оказывающих влияние на жизнь людей, на судьбы человечества. События и явления, оцениваемые как В., эстетически воспринимаются человеком как противостоящие всему низменному и обыденному. В. вызывает в человеке особые чувства и переживания, поднимающие его над всем ничтожным и посредственным, ведет его на борьбу за высокие идеи. В. тесно связано с прекрасным, тоже являясь воплощением передового эстетического идеала. Особенностью В. (по сравнению с прекрасным) является его принципиальная нацеленность на познание безграничных возможностей и на осуществление грандиозных задач, открывающихся перед человеком в процессе освоения им окружающего мира. При этом пред-полагается, что масштаб этих возможностей настолько велик, а уровень поставленных задач настолько высок, что их полная реализация — не мгновенный акт, а результат длительного Исторического процесса. Идеалистические теории ищут источник В. в субъекте или в идеях божественной бесконечности, вечности и т. д. Марксистская эстетика видит основу В. в объективной действительности и в отношении человека к ней, направленном на ее революционное преобразование, а само В. рассматривает как концентрированное выражение красоты человеческого подвига, величия достижений творческого труда. В этом смысле В. близко категории героического. В. в искусстве проявляется через показ лучших человеческих помыслов и дерзаний, а также в выражении тех чувств восхищения и воодушевления, к-рые они вызывают. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — категории, с помощью к-рых отображается развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), к-рый уже существует в качестве реализации некрой В. Переход В. в Д. основан на причинной связи явлений объективного мира. Различают реальную и абстрактную В. Абстрактная (или формальная) В. выражает отсутствие к.-л. условий, порождающих нек-рое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим понятием обозначают также слабо выраженную тенденцию в развитии явления. Реальная В. означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в Д.) данного явления. Абстрактная В. при известных обстоятельствах может стать реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления (Вероятностей теория). Область объективных возможностей, условия реализации к-рых зависят от сознательной, целенаправленной деятельности человека, есть тем самым сфера его свободы (Свобода и необходимость). Учет реальных В., деятельность по превращению нек-рых из них в Д., устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных В.— важнейшая практическая задача человека. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ В., в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. В. становится Д. тогда, когда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем ре-лльнее оказывается В. Так, В. возникновения экономических кризисов товарного производства уже заключена в актах товарного обмена. Но превращение этой -В. в Д. требует целой совокупности условий и отношений, к-рой в рамках простого товарного производства еще не существует. Они возникают в развитом капиталистическом об-ве;и тогда кризисы и спады производства становятся необходимостью. Комбинируя в ходе практической деятельности определенные материалы и силы природы, человек способен вызвать к жизни те явления, к-рые ему желательны (создав полный комплекс условий возникновения такого явления), и устранить нежелательные (путем ликвидации их причин). Такая деятельность ограничена рамками объективных законов мира и должна осуществляться в соответствии с ними. ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) — совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно “В.” называют этап в развитии культуры Зап. и Центральной Европы (14—16 вв.), хотя, как показали исследования, аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. Наиболее общая отличительная черта В. ф.— утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре В. в целом) светский и гуманистический (Гуманизм) характер и большой удельный вес в ней космологических и натурфилософских (Натурфилософия) концепций. Противоречивое влияние на формирование В. ф. оказали как антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений В. характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции — М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма, соединенного с идеями нем. мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума с абсолютным минимумом. пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой) указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезчо, Дж. Кардано, Патрици. Гуманизм В. ф. выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и волн от сковывающих их пут — таков пафос гуманистической этики В. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных • ощущений, ограниченной лишь соображениям пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). подчинение моральных принципов достижению цели (“Государь” Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности, к-рые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное мн.гуманистам представление о разумности человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях — Мор. Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма, присущие жизнеутверждающей в целом культуре В. Противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и др. форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Воден, Э. Ла Боэси, А. Моджевский). В многомерности и многоплановости идей В.— истоки мн. философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи. ВОЙНА — общественно-политическое явление, смысл к-рого заключается в продолжении политики насильственными средствами (см.: Ленин В. И. Т. 26. С. 224). Специфическое содержание В.— вооруженная борьба антагонистических сил внутри страны и между странами. Гл. средство ее ведения— вооруженные силы; применяются также экономические, дипломатические, идеологические и др. средства борьбы. В.— явление историческое. С разделением об-ва на антагонистические классы и образованием государства вооруженное насилие превращается в средство обеспечения экономического и политического господства эксплуататоров. В. становится непосредственным продуктом и постоянным спутником функционирования эксплуататорского об-ва. По социальному характеру сбывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, войны, передовых классов и войны отсталых классов, войны, служащие закреплению классового гнета, и войны, служащие к его свержению...” (там же. Т. 38. С. 337). Конкретная оценка В. предполагает выявление ее социально-политического содержания (какие классы ее ведут), общественно-исторической роли и морально-правовой характеристики. По своим масштабам В. может быть мировой или локальной. С появлением ядерного оружия и возможности его применения В. перестает быть средством рациональной политики. В такой В. не может быть победителей, и поэтому проиграет все человечество. Ядерная В. ведет к уничтожению самих основ существования цивилизации. Возникает качественно новый момент в истории В.: наступает их предел, граница, поскольку применение ядерного и др. видов совр. оружия абсурдно и преступно. Исключение самой возможности такой В. становится общечеловеческой задачей. Важнейшим способом предотвращения В. является создание надежного политического механизма ее блокирования. прекращение гонки вооружений и всеобщее ядерное разоружение. Сформулированная Лениным цель — “положить конец войне” (Т. 42. С. 99) — находит последовательное выражение в политике Советского государства, его программе борьбы за мир и разоружение. Уже сейчас существует мощный потенциал предотвращения опасности В., позволяющий приблизить реализацию мечты человечества о вечном мире. Философия призвана внести существенный вклад в разработку и утверждение нового политического мышления как важнейшей предпосылки решения проблемы исключения В. из жизни об-ва в совр. условиях. ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694—1778)—фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Мировоззрение В. противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, “первого двигателя” (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога (“великого геометра”) и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по В.,— свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю "бог. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал сенсуализм Локка. Задача науки — изучение объективной причинности. Однако В. допускал наличие “конечных причин” и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования “высшего разума” и “архитектора” вселенной. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное государственное устройство, по В.,— конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на развитие об-ва, дал набросок картины истории человечества. В основе “философии истории” (термин введен В.) лежит идея прогрессивного развития об-ва независимо от воли божества. Но ход истории В. объяснял изменением идей, т. е- идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Гл. мишень сатиры В.— христианство и католическая церковь, к-рую он считал осн. врагом прогресса. Тем не менее В. не приемлет атеизма. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Будды и т. д.), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Соч.: “Философские письма” (1733), “Трактат о метафизике” (1734), “Основы философии Ньютона” (1738), “Опыт о нравах и духе народов...” (1756). ВОЛЬФ Христиан (1679—1754) — нем. философ-идеалист, просветитель, систематизатор и популяризатор философии Лейбница, проф. ун-та в Галле. Игнорируя диалектические элементы лейбницевского учения, В. развивал метафизический телеологизм, по к-рому всеобщая связь, гармония бытия объясняется целями, установленными богом. В. был также своеобразным адептом схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, с помощью к-рого пытался вывести все истины философии из формально-логического закона противоречия. Во взглядах на об-во он отстаивал т. зр. просвещенного абсолютизма. Осн. соч.— “Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка” (1712).. ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. volutas — воля) — философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалисти-ческая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров. ВОЛЯ — сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Идеализм рассматривает В. как независимое от внешних воздействий и обстоятельств и не связанное с объективной необходимостью свойство, а действия и поступки человека — как проявления идеалистически понимаемой “свободной” В. В действительности источником волевой деятельности человека является объективный мир, предметно-практическая деятельность человека, направленная на преобразование мира и основывающаяся на объективных законах природы. Отраженный через призму внутренних условий субъекта (потребности, интересы, желания, знание и т. д.), объективный мир создает для него возможность ставить различные цели, принимать решения, поступать так или иначе. Свободна не В., к-рая выбирает, исходя лишь из желаний субъекта (волюнтаризм. экзистенциализм),, а В., к-рая выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью. По словам Энгельса, свобода В. означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Наиболее ясно волевой характер действия или поступка проявляется в тех случаях, когда человеку для достижения цели приходится преодолевать внешние или внутренние препятствия. Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать. выбор наиболее целесообразных способов осуществления действия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения. Сила В., хотя в известной мере и детерминирована генетически, не дана человеку исключительно от природы. Умение и способность принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца являются результатом опыта, знаний, воспитания и самовоспитания. В философии Шопенгауэра и его последователей В.— слепое, неразумное, бесцельное первоначало мира, аналог кантовской “веши в себе”. ВООБРАЖЕНИЕ—способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной. Психология классифицирует В. по степени преднамеренности (В. произвольное и непроизвольное), активности (В. воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (В. конкретное и абстрактное) , по видам творческой деятельности (В. научное, изобретательское, художественное, религиозное и т. д.). По словам В. И. Ленина, “в самом простом обобщении, в элементарнейшей обшей идее (“стол” вообще) есть известный кусочек фантазии” (Т. 29. С. 330). В. ученого помогает познанмю мира, создавая гипотезы, модельные представления, идеи экспериментов. Велика роль В. в процессе художественного творчества. Здесь оно служит не только средством обобщения, но и силой, вызывающей к жизни эстетически значимые образы искусства, в к-рых воплощается художественное отражение действительности. В отличие от грез “праздношатающейся фантазии” (Белинский), уводящих человека от реальности, В., связанное с потребностями об-ва, представляет собой “качество величайшей ценности” (Ленин), помогая познанию жизни и ее преобразованию. ВОПРОС — высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы к.-л. ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. В. имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет В., выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона В. иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные В.). С т. зр. значений истинности В. разделяются на осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности), в той или иной мере правильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность В.— важные стороны правильного, четкого мышления. БОРОВСКИЙ Вацлав Вацлавович (1871—1923) — марксистский публицист, революционер. После Октябрьской революции находился на дипломатической работе. В трудах В. большое место занимала пропаганда и популяризация марксистских идей, борьба против их извращения. Биографические работы о Марксе (“Письмо из Берлина”, 1908; “Карл Маркс”, 1917. и др.) содержат изложение философских, экономических и политических взглядов основоположников марксизма. В трудах “Коммунистический манифест” и его судьба в России” (1907), “К истории марксизма в России” (1908) изложена история распространения марксистского учения в России, дан обстоятельный разбор переводов “Манифеста” на рус. язык. Ряд статей В. посвящен вопросу о стихийности и сознательности в рабочем движении, отношению партии к профсоюзам, аграрному вопросу и истории революционного движения в России, критическому разбору неокантианской, махистской и религиозно-мистической идеологии (“Мятущиеся и мечущиеся”, 1906; “Был ли Герцен социалистом”, 1920, и др.). В.— один из первых марксистских литературных критиков, раскрывал роль революционных идеалов в искусстве, классовую суть социального пессимизма и декадентства (“О буржуазности модернистов”, 1908; “Базаров и Санин”, 1909, и др.). ВОСПРИЯТИЕ — чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений). Классификация В. совпадает с классификацией ощущений. Наиболее развитой и важной для процесса познания является система зрительных В., далее идут осязательные, слуховые и т. п. Кажущееся “вынесение В. вовне” объясняется тем, что В. является внутренней уменьшенной моделью как внешних предметов, так и видимой части нашего тела, между к-рымм сохраняются масштабные отношения. Всякий раз, когда, напр., мы касаемся рукой к.-л. предмета, образ нашей руки “касается” образа предмета. Манипулирование предметами, во многом обусловленное их структурой, способствует формированию отчетливого образа. У взрослого человека двигательные компоненты формирования В. сведены до минимума (движение глаз). В процессе познания В. выполняют следующие функции: 1) отражают отдельные отношения, присущие предметам и процессам-внешнего мира; 2) позволяют выделить целостный предмет из окружающего фона, отображая по законам подобия и перспективы его форму, величину, фактуру поверхности, положение в пространстве (зрительные и осязательные В.); 3) могут служить признаком других, ненаблюдаемых свойств предмета, если связь между В. и этими свойствами заранее известна; 4) могут выступить в качестве моделей для других, ненаблюдаемых предметов, аналогичных воспринимаемому в к.-л. отношениях; 5) являются основой для формирования сложных представлений. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ—cм. Абстрактное и конкретное. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО — осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость В. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер В. и п. В том, что В. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, В. же — последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении — от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь В. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью В. и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18—19 вв., говоря об объективности В. и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли П. с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а В.— протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о П. как пустом вместилище тел и о В. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности (Относительности теория) Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и fl. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр. теории В. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел. обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о В. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное-представление об объективно-реальном В. и п. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ — понятия и положения, к-рые согласно представлениям идеализма присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. К В. и. относили аксиомы математики "и логики, исходные философские принципы. Родоначальником учения о В. и. был Платон. По мнению одних философов, В. и. даны от бога (Декарт); др. считали их склонностями или задатками ума, развитию к-рых способствует чувственный опыт (Лейбниц). В рационалистических теориях интеллектуальной интуиции (Непосредственное анание) признавалось, что нек-рые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте усмотрения истин. Несмотря на различие указанных теорий, в них признается существование такого содержания знания, к-рое не зависит от опыта и предшествует ему. Кант отверг врожденность подобного знания и тем не менее не преодолел концепции В. и., создав учение об априорных формах чувственности и рассудка, с помощью к-рых упорядочивается содержание нашего опыта. Теории В. и. имели своей гносеологической основой неисторический, недиалектический подход к вопросу о происхождении общих понятий и принципов, о соотношении непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального элементов в познании, индивидуального и общественно-исторического опыта. ВСЕЛЕННАЯ — в традиционном понимании — материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи. В настоящее время такое понимание вытесняется уточненным: В.— объект космологии, та часть материального мира, к-рая на данном уровне познания доступна астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию. Вплоть до 18 в. объектом космологии была солнечная система (о природе звезд и расстояниях до них фактически ничего не было известно), до 20-х гг. 20 в.— звездная В., т. е. Галактика, в совр. условиях — Метагалактика. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ— наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. Она выражает внутреннее структурное единство.всех элементов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с др. окружающими ее системами или явлениями. Универсальное взаимодействие тел обусловливает само существование конкретных материальных объектов и все их специфические особенности. Через В. с. я. проявляется единство материального мира, детерминированность (обусловленность) любого явления другими материальными процессами. Благодаря В. с. я. мир представляет собой не хаотическое нагромождение предметов, а закономерный процесс движения и развития материи. В каждом объективном законе выражается определенный порядок связей и отношений между явлениями. В. с. я. имеет бесконечно разнообразные проявления. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, постоянными и временными, существенными и несущественными, случайными и необходимыми, функциональными (Функциональная зависимость) и т. д. Проявлением В. с. я. выступают причинные отношения, зависимость настоящего каждой системы от ее прошлого, от влияния окружения — близкого и далекого, связь между свойствами каждого тела и различными законами его изменения, обратная связь во всех саморегулирующихся системах. По мере восходящего развития материи и перехода ко все более высокоорганизованным формам усложняются также и формы взаимосвязей тел, появляются качественно новые виды движения. Эта закономерность имеет место и в развитии об-ва, где с прогрессом в способе производства и развитием цивилизации усложняются связи между отдельными людьми и целыми государствами, становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические и др. отношения. Но В. с. я. нельзя понимать упрощенно — как постоянную связь и взаимодействие любой частицы во вселенной с любой др., сколь угодно удаленной в пространстве и времени. Такие мгновенные и бесконечные по протяженности связи невозможны, т. к. они исключаются конечностью скорости распространения материальных взаимодействий, ограниченностью времени существования каждого конкретного объекта, постоянными превращениями одних форм материи и движения в др. Поэтому, наряду с постоянной связью каждого объекта с ближним и далеким окружением в системах, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделенных в пространстве и времени тел, особенно если их существование относится к различным историческим временам и они физически не могут взаимодействовать между собой. Познание объективного мира возможно лишь на основе всестороннего, системного исследования любых объектов, выделения всех существенных связей и отношений, а также законов данных связей. Прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее общих связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отношений между явлениями ч процессами. ВСЕОБЩЕЕ — см. Единичное, особенное и всеобщее. ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА — историческая перспектива и в то же время ценностный принцип, противостоящий дегуманизирующим тенденциям, имевшим место в истории человечества, и получивший свое выражение в коммунистическом идеале.-Этот принцип ориентирует на безусловные ценности добра, красоты, совершенствования человека, ведущие к претворению каждым своего универсального созидательного призвания. Согласно концепции нового мышления, эти ценности имеют первенство над всеми более частными нормами и интересами и заключают в себе критерии степени гума-нистичности любого типа социальности. Для архаических и классово-антагонистических об-в характерно принесение индивидов в жертву интересам рода. Разделение труда вместе с процессами овещнения (Овеществление) и отчуждения вели к дегуманизации, “расщеплению” человека, низведению его до составной части социальной машины, превращали в “частичного человека” (Маркс). Этой ущербности, односторонности коммунистический идеал противопоставляет не просто многосторонность, но такую целостность, благодаря к-рой человек может быть подлинным субъектом и к-рая включает расцвет всех сил души и духовного мира личности. Целостность развития индивида включает в себя гармоничность троякого рода: внутриличностного мира; между личностью и другими в коллективе, социальной группе, об-ве; между человеком и природной реальностью. Гл.— первенство высших ценностей, соединение верности им с подвижностью и динамизмом, готовностью брать на себя решение новых, все более сложных задач, возникающих в ходе развития об-ва. ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - см. Первичные и вторичные качества. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (лат. vulgaris — простой, обыкновенный) — философское течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее осн. принципы материализма. В условиях бурного развития естествознания В. м. являлся выражением позитивистской реакции метафизического, естественнонаучного материализма на идеалистическую (прежде всего нем. классическую) диалектику. Представители этого течения (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Мо-лешотт) активно популяризировали естественнонаучные теории, противопоставляя их, как они говорили, философскому “шарлатанству”, надеясь решить и философские проблемы в конкретных исследованиях естествознания. С их т. зр., и сознание, и общественные явления представляют собой следствие физиологических процессов, зависят от состава пищи, от климата и т. д. Считая именно физиологические процессы ответственными за психическое, вульгарные материалисты отождествляли психическое и соматическое (телесное), определяя мысль в качестве секреции мозга. Вульгарно-материалистическая тенденция в различных формах неоднократно проявлялась и в дальнейшем, особенно в нек-рых “философских” истолкованиях фактов естествознания, в частности физиологии, а в последнее время — и кибернетики. Содержание психических процессов и в этих случаях рассматривается как результат пространственного взаимодействия организма с внешними объектами. В. м. проявлялся в стремлении открыть (раскодировать) в следах этого взаимодействия природу человеческой психики. Человек же живет не только в пространстве, но и в историческом времени: его жизнедеятельность и его способность ее осознать (сознание) возникают и осуществляются в исторически развивающихся формах деятельностного общения, содержание к-рых есть одновременно и содержание его сознания. ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ-упрощенное истолкование общественных явлений, одностороннее преувеличение отдельных факторов общественного развития: техники, форм организации производства, экономики, политики, идеологии. В трактовке человека В. с. проявляется в игнорировании значения его биологической природы. В узком смысле слова — это упрощенное понимание классовой обусловленности идеологии. В. с. в философии (Богданов, В. Шулятиков), в литературной критике и эстетике (В. Переверзев, В. Фриче) проявлялся в отрицании относительной самостоятельности идеологии и в выведении всех идеологических форм непосредственно из способа производства. Разновидностью В. с. в языкознании было учение о языке как классовом и надстроечном явлении. Ленин назвал В. с. безмерным опошлением материализма, карикатурой на материализм в истории. ВУНДТ Вильгельм (1832—1920) — нем. психолог, физиолог и философ-идеалист. В.— один из основателей экспериментальной психологии. Он рассматривал ее как науку, стоящую якобы выше материализма и идеализма. Основу его психологических взглядов составляла теория психофизического параллелизма. В философских воззрениях В. эклектически соединены идеи Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля и др. Процесс познания В. разделял на три ступени: первая — чувственное познание обыденной жизни, вторая — рассудочное познание частных наук, к-рые представляют собой лишь различные т. зр. на один и тот же предмет исследования; третья (разумное познание) — философский синтез всякого знания, к-рым занимается “метафизика”.. Предмет метафизики — бытие — В. определял как систему духовных, наделенных волей ценностей. Критика философских взглядов В. дана Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. ВЫСКАЗЫВАНИЕ—в совр. фор мальной логике предложение определенного языка, рассматриваемое в связи с оценками его истинности (истинно, ложно) или модальности (вероятно, возможно, невозможно, необходимо и др.). В., включающее в себя др. В., наз. сложным; в противном случае — простым. Всякое В. выражает нек-рую мысль, являющуюся его содержанием и наз. смыслом В. Та или иная истинностная оценка В. наз. его истинностным значением. Объект, к к-рому относится В., наз. предметом В. Наряду с термином “В.” иногда употребляют также термины “предложение” и “суждение”. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика. Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3. |
» Вербное воскресенье, Троица, Воздвижение, Преображение, Успение Богородицы... «Философия и религия, мистика и эзотерика» |
|