Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Философия и религия, мистика и эзотерика Реклама на сайте:
» Целебные свойства меда. Мёд. Лечение медом... |
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ - общественно-экономическая формация, основанная на эксплуатации классом рабовладельцев класса рабов, к-рые не только лишены собственности на средства производства, но и сами являются собственностью своих хозяев как одно из условий производства, как “говорящие орудия труда”. Р. с. возник в результате длительного периода разложения первобытнообщинного строя и формирования институтов классового об-ва — частной собственности и государства. Наивысшего развития Р. с. достиг в Древн. Греции и Древн. Риме, где на его основе существовали эффективное по тем временам хозяйство и высокая культура — античная философия и искусство. Производительные силы Р. с. составляли ручные орудия труда и большие массы рабов. Производственные отношения были отношениями жесточайшей эксплуатации и угнетения последних. Сводя потребности раба к минимуму, они позволяли получать значительный по сравнению с предшествующим способом производства прибавочный продукт, что вело к укреплению частной собственности, развитию товарных отношений: . обмена, торговли и “победного шествия денег...” (Энгельс). Постоянно велись захватнические войны, бывшие важным источником получения рабов. В рабовладельческом об-ве наряду с осн. классами (рабовладельцев и рабов) существовали купцы, ростовщики, свободные ремесленники и крестьяне, неполноправные мелкие собственники и значительная масса деклассированных элементов. Рабовладельческие государства были как монархиями, так и республиками, в к-рых свободные граждане участвовали в деятельности демократических институтов (народное собрание и др.). На рабов демократия не распространялась. Они вели борьбу, восставая против рабовладельцев. Особенно крупные восстания рабов были в Древн. Риме (восстание Спартака). Обострение классовой борьбы и вторжение извне привели к гибели Р. с., его смене феодализмом. Рабство в тех или иных размерах существовало у большинства народов, однако нек-рые народы Р. с. как формацию сумели миновать, перейдя от первобытнообщинного строя прямо к феодализму. В отдельных странах рабство имело место и при феодализме, и при капитализме. РАБОЧИЙ КЛАСС—осн. производительная сила совр. об-ва. В условиях капитализма — класс наемных работников, лишенных средств производства, продающих свою рабочую силу и эксплуатируемых капиталом (пролетариат) . Согласно марксизму, Р. к. в союзе со всеми трудящимися призван осуществить революционный переход от капитализма к социализму. Эта роль Р. к. обусловлена его объективным положением в системе крупного общественного производства, развитие к-рого ведет к росту его численности, организованности и солидарности, осознанию им своих интересов, к-рые совпадают с общечеловеческими интересами. Решающую роль в становлении Р. к., в его организационном, политическом и идейном развитии играет деятельность его авангарда — политической партии, осуществляющей соединение социализма с рабочим движением. Классовая борьба Р. к. против буржуазии проходит различные ступени — от пассивного сопротивления до сознательной борьбы — и развертывается в экономической, политической и идеологической формах. В условиях совр. капитализма требования развивающегося производства, особенно под влиянием научно-технической революции, а также социальные завоевания Р. к. приводят к росту его потребностей и интересов, культуры и активности. Значительно меняется структура Р. к.; он расширяет свой состав, включая наряду с промышленными и сельскохозяйственными рабочими (численность к-рых сокращается) и осн. массу наемных работников сферы обращения и услуг, работников умственного труда. Р. к. капиталистических стран стремится к единству действий, установлению союза с др. демократическими силами освободительного движения. В условиях социализма Р. к. превращается в гл. силу строительства нового об-ва, осуществляя свою созидательную деятельность в тесном союзе со всеми др. социальными группами и слоями трудящихся. Растет профессиональный, культурный и образовательный уровень Р. к., его политическая сознательность. Р. к. призван сыграть определяющую роль в революционной перестройке об-ва, утверждении демократии, осуществлении радикальных экономических и политических реформ. В процессе обновления социалистического об-ва укрепляется союз Р. к., крестьянства и интеллигенции. РАВЕНСТВО— 1. Принцип, в соответствии с к-рым в об-ве обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам. Он по-разному трактовался в различные эпохи различными общественными силами. В античном об-ве действие данного принципа распространялось лишь на свободных граждан. Христианство провозгласило Р. всех людей перед богом, но церковь при этом санкционировала сословные и классовые перегородки и привилегии. Р. в буржуазном об-ве — это прежде всего Р. возможностей и прав, защищаемых законом, но эксплуатация человека человеком, имущественное неравенство ограничивают возможность достижения подлинного Р. Марксизм, признавая значение правового Р., вместе с тем считает, что социальная справедливость предполагает в конечном счете экономическое (в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ), политическое (область классовых, национальных и межгосударственных отношений) и культурное (производство, распределение и потребление духовных благ) Р. При социализме сохраняется социальное неравенство, обусловленное недостаточным уровнем развития материального производства, существенными различиями между умственным и физическим трудом, городом и деревней, разницей в образовании, квалификации, составом семьи, принципом распределения по количеству и качеству труда. Р. при социализме несовместимо с уравниловкой, оно предполагает развитие инициативы, состязательности, плюрализма мнений. Гуманистическое значение социального Р. в том, что оно открывает возможность для каждого свободно развивать свои способности и потребности соответственно индивидуальным качествам. 2. В логике Р. совпадает с тождеством и обладает свойствами симметричности, транзитивности, рефлексивности. Из этих свойств Р. вытекает, в частности, аксиома: две величины, порознь равные третьей, равны между собой. РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) —рус. писатель, родоначальник революционной мысли в России, материалист. На формирование взглядов Р. существенное влияние оказали политические и социологические идеи Руссо, Гельвеция, Мабли, Дидро, Г. Рейналя, Т. Пейна. В примечании к своему переводу книги Мабли “Размышления о греческой истории” (1773) Р. осуждал самодержавие как “наипротивнейшее человеческому естеству состояние”. В “Письме к другу, жительствующему в Тобольске” (1782) Р. утверждал, что цари никогда не поступались и не поступятся своей властью ради “вольности” народа. Ода Р. “Вольность” (1783) прославляла “великий пример” англ. и амер. революции — казнь Кромвелем короля и вооруженную борьбу амер. колонистов за свободу. В соч. “Житие Ф. В. Ушакова” (1789) Р. объявлял залогом освобождения “страждущего общества” восстание доведенного до “крайности” народа и проклинал тех, кто пытается “снять покров с очей власти”, т. е. облегчить участь народа путем обращения к монархам. Разработанная в этих произв. концепция получила всестороннее обоснование на материале рус. жизни в гл. соч. Р.— “Путешествии из Петербурга в Москву” (1790). Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального рефор-маторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной революции. В основе политических идей Р.— обобщение важнейших событий 17—18 вв.:победоносных буржуазных революций Запада и краха политики “просвещенного абсолютизма” Екатерины II, показавшего (особенно наглядно после событий крестьянской войны 1773—75) бесплодность надежд на “верхи”. За издание “Путешествия” Р. был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал философский трактат “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792), где, рассматривая вопрос о т. наз. бессмертии души, столкнул две диаметрально противоположные системы взглядов: фр. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций, Пристли) и нем. идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Гердер, М. Мендельсон). Характеризуя доводы первых как основанные на опыте и доказательстве, а утверждения вторых — как умозрительные, смежные “воображению”, Р. вместе с тем пытался применить в материалистической системе доказательств смертности души диалектические идеи, в частности идею Лейбница о том, что “настоящее чревато будущим”. Он показывал, что в земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности существования души после его смерти. Однако с позиций метафизического материализма Р. все же не смог переосмыслить факт активности человеческого познания, на к-ром спекулировали представители нем. идеализма. В конце жизни Р. пережил разочарование в результатах фр. революции. Разделяя идею круговорота “вольности” и “рабства”, Р. истолковал якобинскую диктатуру как новый (после Кромвеля) пример вырождения свободы в самовластие. Эволюция взглядов Р. отразила характерный для последнего поколения просветителей и вождей фр. революции (Рейналь, Пейн, Кондорсе, К. Демулен и др.) стремительный взлет буржуазно-демократического радикализма и его последующий спад, связанный с углублением классовых противоречий в ходе революции. РАЗВИТИЕ — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает Р. от др. изменений. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т. е. циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для Р. единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа. Философское осмысление Р. означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику Р. составляет время, поскольку всякое Р. осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Мышление древних не знало идеи Р. в точном смысле слова, т. к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенном космосе, на к-рое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается в христианстве, к-рое относит ее лишь к сфере духа. С возникновением в эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления времени распространяется на природу — формируется представление о естественной истории, т. е. необратимых и направленных изменениях природных объектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах, а затем в теориях эволюции в геологии и биологии. Глубокую философскую разработку идея Р. получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, к-рый строил диалектику как учение о всеобщем Р. духа. Идеализм гегелевского учения о Р. был преодолен в марксизме, истолковывающем Р. как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории об-ва и познания. Общей философской теорией Р. является материалистическая диалектика, законы к-рой дают характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз Р. Диалектико-материалистическое учение о Р. составляет философско-мето-дологический фундамент теории революционного преобразования об-ва. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов Р.— эволюции и революции. Совр. общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов Р., опровергая позитивистскую трактовку Р. как линейного прогресса, показывает, что общественный прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия Р. об-ва есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в к-рых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории. Общественная практика показывает и то, что Р. вне преемственности, Р., к-рое просто отрицает достигнутое предшествующей историей, в существенных отношениях оборачивается регрессом, отбрасывающим об-во назад. Революционной перестройке, осуществляемой в СССР, приходится решать ряд задач по восстановлению нарушенной преемственности в сфере социальных отношений, культуры и пр. Данные совр. естественных и общественных наук расширяют наши представления о типах и формах Р. Биология, а также история культуры показали, что процесс Р. неоднороден;если рассматривать крупные линии Р. (напр., органическую эволюцию), то внутри их обнаруживается диалектическое переплетение разнонаправленных тенденций: общий поток прогрессивного Р. сочетается с изменениями, образующими т. наз. тупиковые ходы эволюции или даже направленными в сторону регресса. Совр. наука исследует сложно организованные саморазвивающиеся объекты — системы, во мн. ее областях разрабатываются специально-научные теории Р. В отличие от классического естествознания, рассматривающего гл. обр. обратимые процессы, в таких теориях описываются, в частности, нелинейные, скачкообразные преобразования. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. 1. В широ ком смысле — система различных по своим признакам и одновременно взаимодействующих друг с другом видов труда, производственных функций, занятий вообще или их совокупностей, а также система общественных связей между ними. Эмпирическое многообразие занятий рассматривается экономической статистикой, экономикой труда, отраслевыми экономическими науками, демографией и т. д. Территориальное, в т. ч. международное, Р. т. описывается экономической географией. Для определения соотношения различных производственных функций с т. зр. их вещественного результата К. Маркс предпочитал употреблять термин “распределение труда”. 2. Общественное Р. т. как человеческой деятельности в ее социальной сущности является в отличие от специализации исторически преходящим социальным отношением. Специализация труда есть разделение видов труда по предмету, к-рое непосредственно выражает прогресс производительных сил и способствует ему. Многообразие таких видов соответствует степени освоения природы человеком и растет вместе с его развитием. Однако в классовых формациях специализация осуществляется не как специализация целостных дея-гельностей, т. к. сама испытывает влияние социального Р. т. Последнее расчленяет человеческую деятельность на такие частичные функции и операции, каждая из к-рых сама по себе уже не обладает характером деятельности и не выступает как способ воспроизводства человеком его социальных отношении, его культуры, его духовного богатства и самого себя как личности. Эти частичные функции лишены собственного смысла и логики; их необходимость выступает лишь как требование, предъявляемое к ним извне системой Р. т. Таково разделение материального и духовного (умственного и физического), исполнительского и управляющего груда, отделение города от деревни, функций практических и идеологических и т. п. Р. т. исторически неизбежно вырастает до классового разделения. “Вместе с разделением труда,— резюмировал Энгельс Марксов анализ этой проблемы,— разделяется и сам человек... Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда...” (Т. 20. С. 303). Человек становится “частичным” (Маркс). Дело, следовательно, не только и не столько в том, что Р. т. делает специализацию уродливо узкой, и даже не в закреплении за человеком определенной профессии, а в том, что индивид включается в социальную связь не как личность, а как носитель определенной функции, как рабочая сила определенного качества. Он выступает как персонаж с извне диктуемой ролью. Капитализм доводит до крайнего обострения все противоречия Р. т. и его последствий (Отчуждение). Эти противоречия сохраняются и воспроизводятся в результате деформаций социализма. Гуманный, демократический социализм призван преодолеть эти деформации и вместе с тем отчуждение трудящихся от всех сфер жизни. Однако сохраняется Р. т., к-рое может оставаться источником новых форм отчуждения. Только в коммунистической перспективе возможно полностью преодолеть расчленяющее самого человека Р. т. на основе дальнейшего углубления специализации и развития многообразных способностей, т. е. путем всестороннего развития человека. РАЗДРАЖИМОСТЬ — общее для всех живых организмов простейшее, коренное свойство отвечать на внешнее воздействие возбуждением, т. е. адекватным структурно-функциональным изменением обмена веществ. В рамках биологического отражения Р. является его исходной, исторически первой формой. Р. качественно отличается от реактивной способности, свойственной неорганическим телам, прежде всего активностью отражения, избирательностью и целесообразностью. Р. выполняет ориентировочную функцию и помогает организму приспосабливаться в постоянно изменяющихся внешних условиях среды. Благодаря Р. организм тяготеет к полезным факторам воздействия и избегает вредных. Процесс эволюции Р. идет от простой формы (таксисы), характерной для простейших и низших растений, к сложным (тро-пизмы, настии) у высших растений. Понимание исторической природы Р. позволяет установить преемственность в развитии форм отражения между неорганическим и органическим миром, т. е. истолковать Р. как допсихическую форму отражения и тем самым с конкретно-научной т. зр. обосновать марксистско-ленинский тезис о том, что в самом фундаменте материи заложено определенное свойство, родственное ощущению. В этом заключается гносеологическое значение исследования Р. РАЗЛИЧИЕ — категория, выражающая одну из сторон развития противоречия. Р.— необходимый момент развития, самодвижения материи, диалектического раздвоения единого. Р. не существует без тождества. Как и тождество, Р. бывает внешним и внутренним, Внешнее Р. есть Р. вещей, процессов и т. п., поскольку они внутренне не связаны, не едины друг с другом, но сходны, одинаковы. Внутреннее Р.—Р. вещей, процессов и т. д., внутренне связанных друг с другом, единых. Оно означает, что данная вещь (процесс и т. п.) образуется из чего-то иного и превращается в нечто иное, оставаясь вместе с тем до поры до времени самой собой. Внутреннее Р. возможно лишь в единстве с внешним Р. Всякая вещь, процесс и т. п. различаются внутри себя именно потому, что через природу данной веши, процесса и т. п. “преломляется” ее взаимодействие с др. вещами, процессами и т. п. Категория Р. характеризует один из первых этапов развития противоречия, когда последнее представляет собой еще не вполне развившееся противоречие. С помощью этой категории процесс развития отражается в мышлении более глубоко, чем посредством категории тождества. В ней фиксируется та стадия вещи, когда последняя, возникнув в качестве отличной от того, из чего она возникла, включает в себя как подчиненный момент тождество с ним. РАЗРЕШЕНИЯ (разрешимости) ПРОБЛЕМА — одна из осн. проблем, встающих в связи с построением формализованных дедуктивных теорий. Ее положительное или отрицательное решение для каждой конкретной формальной теории связано соответственно с существованием или несуществованием нек-рого общего метода (или алгоритма), позволяющего конечным числом действий выяснить, является ли произвольная формула рассматриваемой теории доказуемой (истинной) в данной системе. Р. п. положительно решается, напр., в исчислении высказываний и в формализованной аристотелевской силлогистике. Однако уже для исчисления предикатов общего решения этой проблемы не существует. Невозможность найти для к.-л. формальной теории общий разрешающий метод не исключает поисков таких решений для отдельных классов формул этой теории. РАЗУМ И РАССУДОК—понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические “мерила” для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда — отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рас., человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной — сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Гл. отличие Раз. в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлен к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование,основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Раз. создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р. пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы.. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения нем. классической философии. У Канта Раз. ограничен лишь “регулятивными” функциями, Фихте делал упор на Раз. как на творческую “полагающую способность”; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рас., но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рас.— излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному (“Капитал”). В марксизме проблема Р. и р. решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности. РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ — этическая концепция, выдвинутая просветителями 17—18 вв. В ее основе лежит принцип: правильно понятый личный интерес должен совпадать с общественным. В этике Гельве-ция, Гольбаха, Дидро, позднее Фейербаха Р. э. т. выражала интересы восходящей буржуазии в ее борьбе с аскетической феодально-христианской моралью, служила идейной подготовкой буржуазных революций. Эти мыслители исходили из возможности гармонического сочетания общественных и личных интересов при сохранении частной собственности. Р. э. т. отражала практику революционной буржуазии, свободу личной инициативы, идеализировала частное предпринимательство, а “общественный интерес” выступал в ней фактически как классовый интерес буржуазии. Чернышевский и Добролюбов отвергли нек-рые идеи фр. материалистов 18 в. о возможности сочетания общественных и личных интересов на основе установления просвещенными монархами или мудрыми законодателями “разумных” законов, а также принцип “всеобщей любви” Фейербаха. Личный интерес как мотив поведения наполняется в их этике общественным содержанием. В бескорыстном служении народу, в избавлении его от оков крепостничества, в революционном преобразовании действительности видели они смысл жизни человека, критерий его поступков. Но, несмотря на рациональное содержание, к-рое вложили в Р. э. т. рус. революционные демократы, эта теория не давала последовательно научного объяснения законов развития нравственности, поведения человека в об-ве, ибо апеллировала к человеку вообще, к его абстрактной “вечной” природе. РАЙЛ Гилберт (1900-76) — англ. философ, один из лидеров т. наз. лингвистической философии, проф. философии в Оксфорде. Для Р. задачей философии является лишь разрешение проблем, возникающих из-за несовершенного понимания наших познавательных средств. Р. считает, что грамматическая форма выражения мыслей в ряде случаев неизбежно дезориентирует нас и приводит к т. наз. категориальным ошибкам. В своей гл. работе “Понятие духа” (1949) Р. выдвинул концепцию, весьма близкую к бихевиоризму. РАМАКРИШНА (настоящее имя— Гададхар Чаттерджи) (1836—86) — реформатор индуизма, общественный деятель Индии. Р. выступал с проповедью единой всечеловеческой религии, философские предпосылки к-рой взяты из веданты и шакти-тантры. Он пытался примирить различные школы веданты, представив их в виде ступеней йогиче-ского духовного опыта. Признавая высшим началом бытия лишенный внутренних различий абсолют (ниргуна брахман), он в то же время выступал против концепции иллюзорности мира, отстаивал важность общественной деятельности. Последняя понималась им весьма узко и сводилась в осн. к филантропии и заботе о всеобщем “духовном совершенствовании”. В этом Р. видел ключ к преодолению бедствий “железного века” (кали-юга), отличающегося всевластием денег, засильем иноземных поработителей и т. д. В его высказываниях о кали-юге яркие обличения последствий англ. колониального господства сочетаются с наивной убежденностью в возрождении нации посредством веры. Проповедь Р. не выходила за рамки пассивного протеста против колониальных порядков. Все же его пропаганда единой религии в условиях тогдашней Индии с ее многочисленными религиозными сектами и вероучениями, являвшимися пережитками феодальной идеологии, звучала как своеобразный призыв к национальному единству. РАСИЗМ — реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам. Р. сводит общественную сущность людей к их биологическим, расовым признакам, произвольно разделяя расы на “высшие” и “низшие”, что противоречит научной традиции нового времени. В фашистской Германии Р. стал официальной идеологией, служил оправданию агрессивных войн, массового уничтожения людей. В совр. мире политика, основанная на Р., вызывает резкое осуждение со стороны прогрессивных сил планеты как противоречащая принципам гуманизма и демократии. РАССЕЛ Бертран (1872—1970)— англ. философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель. Р. внес значительный вклад в развитие совр, математической логики. Им была развита логика отношений, усовершенствован язык логической символики. В начале столетия Р., открыв логический парадокс (получивший его имя) и разрабатывая т. наз. теорию дескрипций, совместно с Уайтхедом предпринял вслед за Фреге попытку логического обоснования математики (Логицизм). Его перу принадлежит ряд работ по философским проблемам естествознания и много эссе на различные социологические темы. Р. считал, что философия нанимает “ничейную землю” между наукой, религией и обыденным сознанием, а сущностью философии выступает логика, логический анализ. Р. был одним из основоположников англ. неореализма. а затем “нейтрального монизма” и “логического атомизма” как разновидности неопозитивизма. В решении осн. вопроса философии воззрения Р. претерпели эволюцию от объективного к субъективному идеализму и позднее — к умеренному агностицизму юмистского толка. Человек, по Р., имеет дело с чувственными данными, за к-рыми находятся не то независимые чувственные элементы (“сенсибилии”). не то “факты” или агрегаты “фактов”. Факты нельзя считать ни физическим, ни психическим — они нейтральны (“нейтральный монизм”). По Р., на этапе “нейтрального монизма” то, что эмпирически подтверждается, следует относить не к области чистой физики, а к сочетанию физики с психологией, к-рую он рассматривает как существенную составную часть всякой эмпирической науки. Р. отвергал материалистическую теорию отражения, был противником религии. Являясь активным борцом против фашизма, поборником мирного сосуществования государств, Р. наряду с Эйнштейном, Жолио-Кюри и др. учеными был инициатором Пагу-ошского движения, международных встреч ученых, выступающих за мир и научное сотрудничество. Большое значение в совр. условиях имеет выдвинутая в Манифесте Р.— Эйнштейна (1955) идея о необходимости мыслить по-новому в ядерный век. Осн. соч.: “Наше познание внешнего мира” (1915), “Исследование значения и истины” (1940), “Человеческое познание, его сфера и границы” (1948) и др. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений;они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с т. зр. Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в.—Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.— Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. подвергнута критике марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму. 2. В богословии Р.— направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы, класса, сословия и т. п.). В буржуазной философии нового времени Р. понимается как всеобщее, абстрактное, внекуль-турное и внеисторическое свойство человека, как универсальный показатель его разумности. Представители философии жизни, экзистенциализма и психоанализа противопоставляют рациональности в качестве доминирующего фактора человеческой деятельности эмоционально-волевое, подсознательное начало. Понятие Р. играет большую роль в осн. философских школах и течениях 20 в. Для Вебера Р. эквивалентна экономической калькуляции, определяющей наиболее выгодную и прибыльную стратегию поведения. Согласно Попперу, важнейший признак Р. состоит в критикуемости, в опровер-жимости: критический рационализм считает рациональными лишь те виды знаний, к-рые могут быть опровергнуты теоретической критикой или экспериментом. Неопозитивисты отождествляли Р. с правилами, нормами и стандартами логического вывода. В противоположность буржуазному рационализму диалектический материализм отрицает вневременной абсолютный характер Р., рассматривая ее как систему, исторически обусловленную и развивающуюся в определенном социально-культурном контексте. Объективная неэквивалентность, несовпадение различных Р. определяется различной степенью их соответствия объективным закономерностям развития природы и об-ва, интересам и целям определенной группы в данных социально-исторических условиях. Т. обр., социальная практика и эффективность в достижении общезначимых целей являются критерием адекватности Р. объективной действительности. Вместе с тем, несмотря на культурно-историческую обусловленность и многообразие форм и типов Р., как в прошлом, так и в совр. об-ве имеются общие для всех этих форм и элементов признаки, обусловленные объективными характеристиками человеческого бытия и необходимостью адаптации человека к окружающему миру. РЕАЛИЗМ (лат. realis—действительный, вещественный) — художест венный метод, наиболее полно вопло щающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для Р. характерно правдивое отображение человеческой личности в ее многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством •индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Р. предполагает “помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 37. С. 35). Элементы и тенденции Р. проявлялись уже на ранних этапах истории искусства. Но как особый художественный метод Р. складывается в эпоху Возрождения (М. Сервантес, У. Шекспир, Ф. Рабле и др.), продолжает свое дальнейшее развитие в эпоху Просвещения (Д. Свифт, Лессинг, Вольтер, П. Бомарше и др.), а наиболее законченное выражение приобретает в середине 19 в. в искусстве критического Р. Осн. пафос произв. критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Толстой, Шевченко, И. Е. Репин и др.), направленный на разоблачение пороков феодального и буржуазного об-ва, сыграл большую роль в развитии идей социального и духовного раскрепощения человека, в утверждении демократических общественных идеалов в сознании людей. Линия критического Р. продолжается и в совр. эпоху в творчестве мн. представителей искусства, противостоящего формалистическому и натуралистическому искусству. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика. Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3. |
» Гипноз. Самоучитель... «Философия и религия, мистика и эзотерика» |
|