Просветление |
Ничего лишнего, только Суть... | |||||
|
Философия и религия, мистика и эзотерика Реклама на сайте:
» Запоминание ясного и осознанного сна... |
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, МИСТИКА И ЭЗОТЕРИКА
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный) — одно из гл. философских направлений; признает объективность, первичность, несотвори-мость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. М. противоположен идеализму. Содержательная конфронтация, борьба между ними составляет ядро нсторико-философского процесса. Как идейное течение М. многогранен. Выделяют следующие виды М.: наивный (стихийный) М. (Лаоцзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор. Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) — характеризуется отсутствием логико-теоретической прорабо-танности, обоснованности осн. посылок и принципов. К данному типу М. примыкает естественнонаучный М., оформляющийся как мировоззренческое обобщение учеными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Методологическая недостаточность, слабость этой разновидности М.— в “недодумаиности” (Ленин), нестрогости, непоследовательности, несистематичности проведения материалистического ответа на основной вопрос философии, в особенности применительно к проблемам, выходящим за пределы компетенции естествознания (проблемы истории, эстетики, социологии и т. п.). Метафизический М: (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди. Спиноза, Локк) имеет множество модификаций в зависимости от того, какая черта бытия или мышления берется в качестве осн. и абсолютизируется. В целом для него специфич"-ны две установки: 1) на рассмотрение природы как непосредственно данного, всегда равного себе, неразвивающегося целого, вращающегося в одних и тех же вечных и ограниченных кругах, и 2) на создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в окончательном и завершенном виде. Вульгарный материализм (Фогт, Бюх-нер, Молешотт) — игнорирует социально-историческую природу сознания, трактуя последнее как непосредственное свойство мозга. Антропологический М. (Фейербах, Чернышевский) — недостроенный “доверху”: проведение М.в понимании природных явлений не сочетается здесь с М. в истолковании общественных реалий. Созданный Марксом и Энгельсом диалектический материализм стремится к последовательному проведению принципов М. и диалектики и преодолению в силу этого недостатков старого М. (в т. ч. в понимании общественных отношений). Идейный синтез М. и диалектики дает начало философской теории нового типа, где мысль соединена с действием, научность с партийностью, объяснение с преобразованием, классовость с гуманистич-ностыо. Принципы М. миросозерцания имеют важное методологическое и мировоззренческое значение. Через систему норм и регулятивов они целеориенти-руют и корректируют научную, творческую, практико-преобразующую, политическую деятельность. Воздействие М. на человеческую деятельность осуществляется как ее ценностная ориентация. М. предполагает высокую идейную культуру, функционирующую как обобщение истории познания мира и раскрывающую общие закономерности, тенденции его развития. М.— динамическая, эволюционирующая система взглядов. Со всяким эпохальным научным открытием, переворотом, революцией, коренным образом преобразующим деятельность человека и об-ва, М. меняет форму. На протяжении истории М. 'как идеология исповедовался, как правило, передовыми, революционными классами, что объясняется его нацеленностью на отображение наиболее перспективных тенденций социального развития, на усвоение завоеваний науки и культуры, на поддержку просвещения и развенчание антиинтеллектуализма. В рамках осн. форм М. в истории философии существовали вариации, определяемые тем, как истолковывается материальное первоначало: как единая субстанция (материалистический монизм), множество материальных первоэлементов (материалистический плюрализм), как данное в ощущениях (материалистический эмпиризм) или в разуме (материалистический рационализм). Непрерывный прогресс об-ва и научного познания требует постоянного развития и конкретизации совр. М. Такое совершенствование М. осуществляется на основе всестороннего освоения, синтеза достижений науки, общественно-исторической практики, человеческой культуры в целом. “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ”. Критические заметки об одной реакционной философии” — гл. философский труд Ленина; написан в феврале — октябре 1908, опубликован в мае 1909. Книга написана в период реакции, вызванной поражением рус. революции 1905—07. В то время защита диалектического и исторического материализма и разгром философии эмпириокритицизма (махизма) стали актуальной политической и теоретической задачей марксистов. В книге дается критика субъективно-идеалистических основ философии эмпириокритицизма, вскрывается ее противоположность философии диалектического и исторического материализма. Ленин показывает, что рус. махисты, желающие “дополнить и развить” марксизм махизмом, на деле во мн. повторяют положения и идеи субъективного идеализма и агностицизма. Практический опыт всего человечества, данные естествознания опровергают построения этих “новейших” идеалистов. В книге показаны идейные истоки и место эмпириокритицизма в истории философии: начав с Канта, махисты пошли от него к Юму и Беркли, за пределы взглядов к-рых они, по сути дела, не выходят. Характерна близость махизма к наиболее реакционным течениям, вроде имманентной школы в философии. Претендуя на роль философии совр. естествознания, махизм на деле отрицательно влиял на развитие науки, используя мировоззренческие шатания ряда ученых, порожденные кризисом в физике на рубеже 19 и 20 вв. Критикой махизма не ограничивается содержание книги. В “М. и э.” Ленин развил дальше мн. положения диалектического и исторического материализма. Он проанализировал основной вопрос философии. важнейшие философские категории, такие, как материя, опыт, время и пространство, причинность, свобода и необходимость и др., творчески развил марксистскую теорию познания (особенно теорию отражения, учение о практике и ее роли в познании, об объективной истине, соотношении абсолютной и относительной истины), вопросы исторического материализма. Бурное развитие естественных наук в конце 19 — начале 20 в., крупные открытия, сделанные в физике, ознаменовали начало революции в естествознании, выявили относительность конкретных естественнонаучных знаний, потребовали ломки существующих представлений о материи. На этой почве возник глубокий кризис, тесно связанный с физическим идеализмом. Вскрыв социально-классовые и гносеологические корни последнего, Ленин доказал, что новейшие открытия в науке не только не опровергают материализм, но, наоборот, подтверждают диалектический материализм. Обобщив совр. ему завоевания науки, Ленин показал методологическое значение материалистической диалектики для преодоления мировоззренческого кризиса в естествознании, для научного прогресса в целом. МАТЕРИАЛИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ — пе редовое философское направление, органически связанное с утопическим социализмом, идеями демократизации и революционного преобразования об-ва, высшее достижение домарксистского материализма. Непосредственными идейными источниками его являются м атериалистические, социалистические и атеистические традиции западноевропейской и рус. философии 17—19 вв., передовое естествознание 19 в. с присущими ему стихийно-диалектическими идеями. Мощным фактором, формировавшим и обогащавшим это течение рус. мысли, явилась революционная практика, особенно развитие освободительного движения в России, совершавшего в 40—60-х гг. переход от дворянской революционности к революционному демократизму. Существенное влияние прослеживается также со стороны идей Просвещения, не-• мецкой классической философии, русской литературы 19 в. Своеобразие данного направления состояло в том, что его идеи развивали не просто единомышленники, но оригинальные мыслители, чьи построения не только взаимно дополнялись, но и выражались в форме самостоятельных и зрелых концепций. В развитии этой философии выделяются два осн. этапа: 40-е гг. — период становления (Белинский. Герцен. Петрашевский, Огарев); 50— 60-е гг.— полное теоретическое оформление и систематизация, образование школы философского материализма во главе с Чернышевским (Добролюбов, Писарев, Шелгунов, Н. и А. Серно-Соловьевичи, Антонович и др.). М. р. р. д.— воинствующий материализм, направленный на идейно-теоретическую борьбу с философской и политической реакцией, обскурантизмом и религией. Утверждение высокого авторитета науки и опытного знания, критика метафизики не сопровождались в нем ни позитивистскими крайностями, ни простым воспроизведением метафизического материализма 18 в. Он во многом преодолел черты ограниченности, созерцательности предшествующего материализма, являясь составной частью общеевропейского движения прогрессивной общественной мысли, он отражал насущные исторические вопросы своей эпохи (крушение старорежимной феодальной Европы, ликвидация феодальной отсталости, завершение буржуазных революций, угасание буржуазной революционности), к-рые осмысливались уже не в духе традиционного просветительства, хотя его влияние еще сохранялось, особенно в применении материалистически истолкованного антропологического принципа. В рамках данного направления вырабатывалась методология объяснения мира и человека, доводившая решение мировоззренческих, общетеоретических проблем до конкретных вопросов жизни, исходившая из т. зр. социально-политической обусловленности философии, связи философии и политики, теории и жизни. Линия на соединение материализма с идеями диалектики, проводившаяся революционными демократами, вела к плодотворной концепции диалектики как “алгебры революции” (Герцен), к идее о возможности ускорения общественного развития, перехода от низших ступеней общественно-исторического развития к высшим, минуя “средние логические моменты” (Чернышевский), и др. плодотворным результатам, к материалистическим тенденциям в социологии. Осознание огромной важности диалектических принципов, истолкование их в духе, отличном от гегелевского, не привело, однако, революционных демократов к диалектическому и историческому материализму. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ—см. Исторический материализм. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА — совокупность материальных, вещественных условий производства (орудия и средства труда), необходимых для возникновения и развития той или иной общественно-экономической формации. М.-т. б. о. является составным элементом производительных сил и предъявляет определенные требования к др. их элементу — работнику, его культурному развитию, интеллектуальным и волевым качествам. М.-т. б. той или иной общественно-экономической формации может отличаться от предыдущей количественно и качественно. Качественные изменения наблюдаются тогда, когда в развитии производства происходят перевороты, имеющие характер производственных революций. Каждый такой скачок позволяет об-ву, человечеству подняться на качественно новую ступень в характере труда и уровне его производительности. Первый качественный скачок произошел в рамках первобытнообщинного строя и связан с возникновением земледелия, одомашниванием животных, а затем открытием выплавки металлов, прежде всего железа, и созданием металлических орудий труда. Это обусловило возможность получения прибавочного продукта и эксплуатации человека человеком и послужило основой для возникновения антагонистических общественно-экономических формаций — рабовладельческого строя и феодализма. В основе М.-т. б. той и др. формации лежат орудия труда, индивидуально применяемые работником, требующие от него определенных навыков ручного труда. Второй качественный скачок в развитии вещественных условий производства произошел в период т. наз. промышленного переворота и породил крупную промышленность, к-рая явилась собственной М.-т. б. капитализма. Крупная промышленность основана на машинной технике, созданной в результате использования открытий естественных наук. Как писал Маркс, водяная мельница дает нам об-во во главе с феодалом, паровая — об-во во главе с капиталистом. Третий качественный скачок в развитии вещественных условии производства происходит в настоящее время. Это — совр. научно-техническая революция. Достижения НТР, вызываемый ею коренной переворот в вещественной стороне производства приводят к дальнейшему повышению уровня обобществления производства и уже при капитализме рождают разнообразные изменения в формах собственности, связанные с адаптацией об-ва к новой М.-т. б. В новом об-ве она предполагает широкое использование всех достижений научно-технического прогресса, новых источников и способов получения и преобразования энергии, создание и широкое применение новых искусственных материалов, комплексную автоматизацию производства, внедрение в него технологических процессов, не требующих непосредственного вмешательства человека, развитие электроники и электронно-вычислительной техники как необходимых вещественных условий организации производства и управления им. Объективные возможности, создаваемые совр. М.-т. б. о., реализуются или остаются в потенции в зависимости от целенаправленной деятельности людей. Административно-бюрократическая система, сложившаяся в нашей стране, тормозила внедрение новой техники и технологии, что привело нашу экономику к кризису. Развернувшаяся в социалистическом об-ве перестройка призвана раскрыть социально-экономический и гуманистический потенциал социализма на основе использования новейших достижений науки и техники. Она должна раскрепостить творческие силы народа, качественно изменить характер умственного и физического труда. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ К ТРУДУ — осознанные побудительные мотивы человеческой деятельности, направленные на удовлетворение потребности человека в труде. Материальные стимулы связаны с потребностью в труде как средстве жизни, моральные — с потребностью в трудовой творческой деятельности, доставляющей удовлетворение общественной значимостью ее результатов. В каждой общественно-экономической формации действует своя система стимулирования к труду, к-рая представляет собой совокупность общественных явлений (хозяйственных, нравственных, идеологических и т. п.). Характер и содержание стимулов определяются общественными отношениями, уровнем развития производительных сил, духовным совершенством личности. При капитализме господствуют интересы частного предпринимательства, хотя и моральные стимулы играют свою роль. В условиях социализма возможно создать систему стимулирования, основанную на диалектическом единстве М. и м. с. Ленин подчеркивал, что подвести многомиллионные массы к коммунизму можно “не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...” (Т. 44. С. 151). Однако в период господства командно-административной системы ленинский подход был извращен. В ходе перестройки делаются попытки найти здесь правильные соотношения. МАТЕРИЯ — объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им (Ленин В. И. Т. 18. С. 1-31). М. охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. М. не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. М. несотворима и неуничтожи-ма, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, к-рое на определенных этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего М. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность М. характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием М., ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в к-рых в качестве субстанции всех явлений в мире принимается божественная воля, “абсолютная идея”, дух, энергия (Энергетизм) и т. п. М. нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, напр. к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды М.— электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. М. неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено. Вместе с тем М. всегда обладает упорядоченной системной организацией и неотделима от различных свойств и форм движения. С т. зр. современной науки основные формы М.— это: 1) системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков);2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека); 3) социально организованные системы (человек, об-во). Но М. не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды М. как объективной реальности, напр. квар-ки или другие возможные микрообъекты в структуре “элементарных” частиц. Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения М., раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию М. с конкретными физическими или химическими представлениями о М., т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов М. Точно так же ошибочно отождествлять М. с к.-л. ее конкретным свойством, напр.с массой, энергией, пространством и т. п., т. к. М. обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств. Понятие М. детально раскрывается во всем содержании диалектического и исторического материализма, в его учении о ее всеобщих свойствах и законах развития (Формы движения материи. Бесконечное и конечное. Вселенная, Субстанция, Единство и многообразие мира). МАТРИАРХАТ (лат. mater — мать, греч. arche — власть) — форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов и т. д.). В области семейных отношений М. характеризовался матрилокальностью (приходом мужчин в семьи родовой общины) и матрилинейностью (счетом родства по матери). Совр. наука установила, что М. существовал не у всех народов. По мнению ряда ученых, он не являлся особой стадией развития первобытнообщинного строя. МАХ Эрнст (1838—1916) — австр. физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, М. тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Исходя из мотивов философии Юма, М., по существу, отвергал понятия причинности, необходимости,субстанции, как, с его т. зр., не данные в “опыте”. В соответствии с махистским “принципом экономии мышления” описание мира должно включать только “нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (М., идя в русле взглядов Беркли, фактически отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. Различие физического и психического сводилось, т. обр., к различию “функциональных отношений”, в к-рых рассматриваются “элементы”: физическое исследование состоит, по М., в анализе взаимной связи “элементов” друг с другом, психологическое — в анализе отношения человеческого организма к “элементам”. Понятия М. рассматривал как символы, обозначающие “комплексы ощущений” (“вещи”), а науку в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Субъективный идеализм М. и его непоследовательность раскрыты и подвергнуты критике в книге Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Осн. работы: “Анализ ощущений и отношение физического к психическому” (1886), “Познание и заблуждение” (1905). Философия М. оказала влияние на формирование неопозитивизма, а также явилась основой махи-стской ревизии марксизма (Ф. Адлер, В. А. Базаров, Богданов, Юшкевич и др.). МАХИЗМ — см. Мах. Эмпириокритицизм. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА — философ ское направление, существовавшее в Древн. Греции в 4 в. до н.э.; основано другом и учеником Сократа — Евклидом -из Мегары (ок. 450—380 до н. э.). После смерти Сократа мегарики пытались синтезировать учение Парменида о вечном и неизменном едином (бытии) с высшим понятием сократовской этики — понятием добра. Евклид утверждал, что существует лишь единое добро, к-рое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно также под именами истины, ума, бога и т. п. Единственная добродетель, разновидностями к-рой являются др. добродетели,— познание добра. Множество и разнообразие вещей противостоят единому добру и поэтому представляют собой не сущее, не реальное. Представители М. ш., продолжая традиции Зенона Элейского и софистов, в качестве осн. метода философствования широко использовали диалектику и эристику. Поздние мегарики (Стилпон и др.) по своим этическим воззрениям стояли очень близко к киникам. Ученик Стилпона Земон-стоик преобразовал М. ш. вместе с кинической в стоическую школу (Стоики). МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО) — основана в 1948 (Амстердам). Объединяет научные об-ва и институты, деятельность к-рых связана гл. обр. с разработкой философских учении и организацией исследований. Об-ва, входящие в МФФО, подразделяются на две группы: 1) действительные члены; 2)- члены-корреспонденты федерации. Философская общественность СССР представлена в МФФО Институтом философии АН СССР (с 1957) и Философским обществом СССР (с 1987) — полноправными членами федерации. Место пребывания МФФО — г. Париж. Цель федерации: способствовать взаимообмену идеи и взглядов, развитию творческих связей между философами всех стран в духе гуманизма и взаимного уважения, расширению контактов между институтами, об-вами и периодическими изданиями по проблемам философии. Высшие руководящие органы МФФО — генеральная ассамблея и избираемый ею руководящий комитет. Ассамблея собирается на сессии обычно по случаю всемирных философских конгрессов, к-рые проводятся, как правило, один раз в 5 лет. Состоялось 18 таких конгрессов. Первый — в 1900 в Париже; последний — в 1988 в Брайтоне (Великобритания). Советские философы в последние годы активно участвуют в работе этих конгрессов, входят в руководящие органы МФФО. На последнем конгрессе, посвященном теме: “Философское понимание человека”, советская делегация насчитывала более 100 человек. Президент МФФО — итал. философ, проф. Фрибурского ун-та (Швейцария) Э. Агацци; генеральный секретарь федерации — И. Кучуради (Турция). СССР в руководящем комитете МФФО представляют: И. Т. Фролов — вице-президент МФФО, В. А. Лекторский. Очередной, 19 Всемирный философский конгресс состоится в 1993 в Москве. МЕЛЬЕ Жан (1664—1729) — философ-материалист, основоположник революционного направления во фр. утопическом социализме. Осн. труд “Завещание” представляет собой первый по времени образец учения фр. утопического социализма об об-ве. Разоблачение религии и церкви приводит М. к последовательно материалистическим и атеистическим выводам: критика социальной несправедливости сочетается у него с призывом построить об-во, основанное на коллективной собственности. Объединение трудящихся, их восстание против угнетателей, по мнению М., дело самого народа и является исходной предпосылкой перехода к новому об-ву, в к-ром не будет богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, бездельников и изнуренных непосильным трудом. “3а-вещание” полностью было издано только в 1864. Однако в 18 в. во Франции распространялись рукописные копии этого произв. Читателями М. и пропагандистами его идей были самые различные представители фр. общественной мысли — от деистов первой половины 18 в. и Вольтера до материалистов-просветителей и бабувиста Марешаля. МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834—1907) — великий рус. химик, материалист и стихийный диалектик, боролся против спиритизма и энергетизма, отстаивал связь науки с производством. М. открыл (1869) периодический закон и создал на его основе периодическую систему химических элементов. В совр. формулировке закон М. гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера, или заряда ядра атома. Закон М. выражает не только связи, но и реальные превращения химических элементов и является законом развития неорганического вещества. М. фактически применил к химической атомистике осн. законы диалектики. На основе своего закона М. выдвинул прогноз о существовании трех неизвестных тогда еще химических элементов, открытых в 1876— 86. Энгельс писал, что “Менделеев, применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг...” (Т. 20. С. 389). Гл. произв. М.—“Основы химии” (1869—71). МЕНДЕЛЬ Грегор Иоганн (1822— 84) — чешский естествоиспытатель, один из основоположников совр. генетики. Результаты экспериментов М. изложены в гл. труде его жизни — “Опыты над растительными гибридами” (1866). В процессе качественного, биологического обоснования обнаруженных им количественных закономерностей гибридизации М. сделал предположение о наличии в половых клетках единиц наследственности — наследственных факторов, к-рые подчинялись законам свободного расхождения и комбинирования при скрещивании гибридов. Названные впоследствии законами М., они легли в основу учения о корпускулярной, дискретной природе наследственности, сыгравшего огромную роль в развитии генетики. М. дал образец научного решения одной из сложнейших проблем биологии, на к-рой спекулировали религия и идеализм, и тем самым объективно способствовал развитию материализма. МЕРА — философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена нек-рыми пределами, за границами к-рых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть М. В свою очередь, изменение качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и М. Связь и единство количества и качества обусловлены природой данного объекта. Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к др. выступают как узловые точки изменения М. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер. В истории философии категорию М. впервые разработал Гегель. МЕРИНГ Франц (1846—1919) —деятель рабочего движения Германии и левого крыла нем. с.-д. партии, один из основателей Компартии Германии (конец 1918), историк, философ, литературовед, публицист. Взгляды М. как марксиста сложились в конце 80-х гг. По словам Ленина, М. не только желал, но и умел быть марксистом. Он активно выступал против ревизионистско-реформи-стских критиков марксизма (Бернштей-на, П. Камфмейера и др.). Пропаганда научного мировоззрения, плодотворная разработка М. проблем исторического материализма, его борьба с буржуазной социологией (Л. Брентано, П. Барт и др.), с неокантианством (Этический социализм) и махизмом сыграли большую роль в защите и обосновании принципов марксистской философии (“Исторический материализм”, 1893, “Кант и социализм”, 1900, “Кант, Диц-ген, Мах и исторический материализм”, 1910, и мн. др.). М. показал социальный смысл модных на рубеже 19 и 20 вв. иррационалистических концепций Шопенгауэра, Ницше, Э. Гартмана, Исторические труды М. (напр. “История германской социал-демократии”, 4 тт., 1897—98, “Карл Маркс. История его жизни”, 1918), хотя и содержат нек-рые спорные положения, обладают большими научными достоинствами. “Легенду о Лессинге” (1892) Энгельс назвал лучшим из имеющихся изложений генезиса прусского государства. М. издал ранние произв. Маркса и Энгельса. В литературоведческих работах М. (“Эстетические разведки”, 1893—99, “Шиллер”, 1905, и др.) дана критика кантианской эстетики, теории “искусства для искусства”, натурализма. Взгляды М. по нек-рым вопросам, напр., роли марксистской партии как политического руководителя масс, важности принципиального разрыва с оппортунистами, вызывали споры. Октябрьская революция 1917, к-рую М. приветствовал, оказала воздействие и на его теоретические взгляды. МЕРИТОКРАТИЯ (лат meritus — достойный и греч. kratos — власть) — понятие зап. политологии, к-рым обозначается об-во, управляемое правительством, состоящим из лиц, избранных на основании их личных заслуг и способностей; по утверждениям ряда совр. социологов, неустранимый компонент “постиндустриального об-ва”, или “об-ва знания” (следующего за “об-вом потребления”). Термин “М.” введен в 1958 англ. социологом М. Янгом в романе-притче “Возникновение мерито-кратии. 1870—2033” и употребляется вначале для изучения процесса и выработки рекомендаций по улучшению системы образования. После выхода в свет книги Белла “Становление постиндустриального общества” (1973) понятием М. начал обозначаться новый принцип управления об-вом, якобы позволяющий устранить бюрократию и технократию, а также изменить классовую структуру об-ва в целом. Концепция М. представляет собой одну из разновидностей теории элиты. МЕРЛО-ПОНТИ Морис (1908— 61) — фр. философ-феноменолог, близкий к экзистенциализму (Феноменология). Отстаивая идею неразрывной связи субъекта и объекта (мир — проекция субъекта, субъект объективирует мир и человека, приписывает им существование в себе), М.-П. пытается провести “третью линию” в философии. На деле утверждение в качестве истинной реальности непосредственно данных восприятия означает субъективный идеализм. По мнению М.-П., не только сознание, но и все человеческое существо переживает и осмысливает мир, обладая специфической интенционально-стью. Философия М.-П. эклектична, он пытался дать синтез экзистенциалистских идей и марксизма. В нек-рых произв. выступил как антикоммунист. Осн. работы: “Структура поведения” (1942), “Феноменология перцепции” (1945), “Приключения диалектики” (1955). МЕТАЛОГИКА (греч. meta — после. за и logos — слово, понятие, рассуждение) — теория, исследующая системы и понятия (Метатеория) совр. формальной логики. Разрабатывает вопросы теории доказательств, определимости понятий, истины в формализованных языках. интерпретации, смысла и т. д. М. делится на два раздела: логический синтаксис и логическую семантику. Развитие М. связано с построением и изучением свойств формализованных языков. Осн. работы в области М. принадлежат Фреге, представителям львовско-вар-шавской школы польских логиков, Гильберту, Гёделю, А. Черчу, Карнапу, Дж. Кемени и др. МЕТАМАТЕМАТИКА (теория доказательств) — теория, к-рая занимается изучением различных свойств формальных систем и исчислений (непротиворечивость, полнота и др.). Термин “М.” введен Гильбертом в связи с его концепцией обоснования математики (Формализм). За последние годы в этой области получен ряд важных результатов (теорема Гёделя о неполноте формальной арифметики и о невозможности доказательства непротиворечивости системы с помощью средств, формализуемых в этой системе, и др.). МЕТАТЕОРИЯ (греч. meta — после, за и греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — теория, предметом исследования к-рой является нек-рая др. теория. М. изучает систему положений и понятий к.-л. теории; устанавливает ее границы, способы введения новых понятий и доказательства ее положений и т. д., давая возможность более рациональным способом ее построить. М. формулируется на метаязыке (Метаязык и язык-объект). В настоящее время наиболее развиты М. логики (Металогика) и математики (Метаматематика); в их развитии особую роль сыграли работы Гильберта, Гёделя, С. Клини. В создании М. для нематематических дисциплин сделаны лишь первые шаги. Центральной задачей М. является исследование условий формализации научных теорий, а также синтаксических (Логический синтаксис) и семантических (Логическая семантика) свойств формализованных языков. Такие исследования приобретают особое значение в связи с развитием кибернетики и вычислительной техники. МЕТАФИЗИКА. 1. Термин “М.” возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук. В этом смысле термин “М.” употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теологии как ее философское обоснование. Приблизительно с 16 в. наряду с термином “М.” применялся в равном значении термин “онтология”. У Декарта, Лейбница, Спинозы и др. философов 17 в. М. выступала еще в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эта связь была утрачена в 18 в., в особенности в онтологии Вольфа и др. Именно в этом смысле термин “М.” широко употребляется в совр. буржуазной философии. 2. В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают веши и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и об-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, к-рое в древности и в эпоху Возрождения рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле “антидиалектики” употребил Гегель, имея в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина “М.”. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, раскрыли научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему метод материалистической диалектики. Ленин показал, что метафизический характер носит абсолютизация любых сторон и моментов познавательного процесса. МЕТАЭТИКА—раздел этики, в к-ром разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка. Термин введен в этику логическими позитивистами, согласно к-рым М.— это специфически философская дисциплина, в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, “нейтральная” к различным нравственным позициям. Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят М. как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло, каким образом мораль зависит от социально-исторических условии, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека. Однако без решения этих вопросов М. не может быть философской теорией и превращается в разновидность модальной логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной, “нейтральной” науки (Логический позитивизм). Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны с нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения. МЕТАЯЗЫК И ЯЗЫК-ОБЪЕКТ— понятия совр. логики. Когда предметом исследования является естественный или искусственный язык (напр., логическое исчисление или язык конкретной научной теории), необходимо отличать исследуемый язык, наз. языком-объектом, от языка, на к-ром ведется исследование языка-объекта; последний наз. метаязыком по отношению к данному языку-объекту. В частности, метаязыком является язык, на к-ром формулируется нек-рая метатеория. Отсутствие различения между М. и я.-о. приводит к различного рода парадоксам. Как правило, метаязык должен содержать, во-первых, имена всех выражений языка объекта и, во-вторых, выражения для различных синтаксических и семантических характеристик языка-объекта, т. е. быть логически более богатым, чем язык-объект; В качестве метаязыка может использоваться естественный (обычный, разговорный) язык или же формализованный язык. В последнем случае формализация метаязыка должна производиться на метаязыке второго порядка и т. д. С др. стороны, в исследованиях по основаниям математики и логики (Метаматематика, Формализм) весьма важно ограничение метаязыка тесными рамками финитных (Финитизм) средств. МЕТОД (греч. methodos—буквально “путь к ч.-л.”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М. как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных М. является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы. Философия, в отличие от конкретных наук, вырабатывает всеобщий М. познания — материалистическую ди-алектику. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального м^ира. Этот М. не подменяет М. др. наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Диалектика одновременно есть и М. преобразования мира. Диалектике-материалистический М. противоположен идеалистической диалектике и метафизике. МЕТОДОЛОГИЯ — 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преоб-разующей деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М.— одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе к-рой вырабатывается предметное знание, М. науки выступает как Одна из форм самопознания и самосознания науки. Знание отражает действительность и вместе с тем является продуктом конструктивной работы мышления, воспроизводящего связи и отношения объектов реальности. М. вскрывает и анализирует деятельность, обретающую в знании законченные формы. М. тесно связана с гносеологией, к-рая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, М. фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и сферах познания, в определенных историко-культурных условиях. Традиционно проблемы М. разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией совр. научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера М. Совр. М. выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др. сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с т. зр. практики, об-ва, культуры, человека. Это — философская проблематика. Философская М. не есть особый раздел философии: методологические функции по отношению к специальным наукам выполняет мярксистско-ленинская философия в целом. Во-вторых, М. решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения. Среди проблем, изучаемых М., выделяются: описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки; выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм (редукция), элементаризм, системный подход и др.). В настоящее время актуальной является задача разработки диалектико-ма-териалистической М. научного познания и.социальной практики. МЕХАНИЦИЗМ — мировоззрение, объясняющее развитие природы и об-ва законами механической формы движения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17—18 вв. (Галилей. Ньютон и др.). Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности (т. наз. лапласовский детерминизм) и т. п. Эти воззрения, как и в целом М., несмотря на их ограниченность, обусловленную уровнем естествознания 17— 18 вв., сыграли положительную роль в развитии науки и философии. Они давали естественнонаучное понимание мн. явлений природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно к-рой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение к-рых подчиняется законам классической механики. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления (Метафизика). Однако последующий прогресс науки выявил ограниченность М., поскольку из того факта, что система может описываться законами классической механики, не следует, что каждый ее элемент или немеханические объекты подчиняются действию этих законов. Попытки объяснить с т. зр. механики электромагнитные химические, биологические и тем более социальные явления неизбежно оказывались безуспешными. Достижения естествознания 19—20 вв. разрушили механистическую картину мира и настоятельно требовали нового, диа-лектико-материалистического объяснения природных и общественных процессов. В этих условиях возврат к М. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. Термином “М.” в широком смысле слова обозначают также абстрактное отождествление высшей формы движения материи с низшей (напр., социальной — с биологической, биологической — с физической или химической и т. п.). МЕЧНИКОВ Лев Ильич (1838— 88) — рус. социолог и географ, публицист, демократ; брат И. Мечникова. Участвовал в национально-освободительной борьбе в Италии, был волонтером “Тысячи” Гарибальди. Сотрудничал в “Колоколе” Герцена и “Современнике” Чернышевского. Задумав социологический труд, посвященный истории всей цивилизации, М. успел написать лишь введение к нему. В 1889 оно было издано под названием “Цивилизация и великие исторические реки”. М.— сторонник географического направления в социологии. Развитие об-ва определяется физико-географической средой, и прежде всего гидросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответственно древнюю; средневековую и новую цивилизацию. Выступая против расизма, против социологов, распространявших законы биологии на об-во, М. видел специфику последнего в факте свободной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. Правда, он не был здесь последователен, находя элементы социальной связи (кооперации) и в мире животных. Критерий социального прогресса для М., не сумевшего преодолеть идеалистическое понимание истории, заключается в возрастании солидарности и свободы об-ва, к-рое развивается от угнетения к анархии (на взглядах М. сказалось влияние Бакунина). Теория М. сыграла положительную роль в борьбе с религиозно-философскими воззрениями на об-во. Плеханов назвал его замечательным представителем того поколения 60-х гг., скоторому много обязана наша общественная жизнь, наша наука и литература”. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ионийская) — древнейшая материалистическая философская школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в. до н. э. Милет был тогда крупным центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к к-рым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежат научные открытия в области математики, географии, астрономии. Единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное — воду, воздух и т. д. Философы М. ш. были также стихийными диалектиками. К позднейшим, менее крупным представителям М. ш. принадлежали Гиппон и Диоген Апол-лонийский (5 в. до н. э.). МИЛЛЬ Джон Стюарт (1806—73) — англ. буржуазный философ, логик, экономист, представитель позитивизма. В философии — последователь Юма, Беркли и Конта. Рассматривая и материализм и идеализм как две “метафизические” крайности, М. считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а дух — постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их восприятия не существуют. Человек познает только “явления” (ощущения), за пределы к-рых выйти нельзя. В логике М.— наиболее яркий представитель всеиндуктивизма: отрицая дедукцию как метод получения новых знаний, он преувеличивал роль индукции. Заслугой М. является разработка методов индуктивного исследования причинной связи, В этике М. испытал влияние утилитаризма Бентама. В политической экономии М. заменил классическую теорию трудовой стоимости теорией издержек производства, отстаивал теорию народонаселения Мальтуса (Мальтузианство). По социально-политическим взглядам М.— буржуазный либерал. Осн. соч.: “Система логики...” (1843), “Основания политической экономии...” (2 тт., 1848), “Утилитарианизм” (1863). МИЛЮТИН Владимир Алексеевич (1826—55)—рус. социолог и экономист, социалист-утопист. Участник кружка петрашевцев. В 1847 выступил в “Отечественных записках” и “Современнике” с циклом статей (“Мальтус и его противники” и др.), в к-рых охарактеризовал состояние буржуазной экономической науки как кризисное. По М., “только науки точные” могут привести к открытию законов развития человека и об-ва. Поэтому необходимо, с одной стороны, чтобы экономические, общественные учения овладели методами естественных, “положительных” наук, а с др.— сближение экономических учений с социализмом. Определяя свой положительный идеал, М. склонялся в области научно-философской к социологии Конта, в области социально-политической — к реформаторским надеждам на осуществленное мирным путем превращение всей земли в нераздельное средство труда с сохранением класса мелких собственников (крестьян), соединяющихся в производственные ассоциации. Работы М. оказали влияние на развитие утопического социализма в России, их высоко ценил Чернышевский. МИМАНСА (точнее, пурва-миманса) — одна из ортодоксальных систем инд. философии. Последователи М. считали, что Веды. не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании. В этой системе особенно большое значение придается текстам нек-рых брахман и Упанишад. В основе учения М. лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния — мокша — не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и к.-л. сознательных усилий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга — дхармы, заключающегося в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемым кастой. С т. зр. М. следование дхарме само по себе, вне зависимости от стремления индивида, может привести его к конечному освобожде-нию.-М., так же как и санкхья, признавала существование духовного и материального начал во вселенной. Учение М. было впервые изложено в Миман-сасутрах, приписываемых Джаймини, жившему в 3 в. Позднейшие комментаторы усилили теологическую сторону М. и развили в ней идею личного божества. М. является учением, гораздо более тесно связанным практически с религией, чем санкхья. В то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии М. дает основание для сближения ее с древнеинд. материализмом. МИР—1. Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии. Понятие “М.” широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной (звездные М.), Земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое (мировое сообщество, мировая культура, всемирный конгресс), отдельных областей жизни и ее проявления (внутренний М. человека, античный М., научный М.). 2. М.— состояние отношений между народами и государствами, для к-рого характерно соблюдение осн. общепринятых международных норм взаимоотношений без применения вооруженных сил и их угрозы. Отношения М.— это продолжение политики ненасильственными средствами. В истории классовых об-в М. часто был лишь передышкой между войнами. К. Маркс отмечал, что “война раньше достигла развитых форм, чем мир...” (Т. 46. Ч. I. С. 46). Передовые мыслители прошлого — Эразм Роттердамский, Гоббс. Локк, Руссо, Кант и др.— пытались обосновать идею “вечного М.”. Однако их проекты были утопическими. Марксисты исходят из возможности справедливого М. между государствами с различным общественным строем. В. И. Ленин связывал проблему сохранения М. с судьбами социализма, считая Великую Октябрьскую социалистическую революцию “первой победой дела уничтожения войн” (см. Т. 44. С. 149), а идеалом коммунистов — “окончание войн, мир между народами...” (Т. 26. С. 304). В совр. условиях устойчивому М. может способствовать соблюдение в международных отношениях принципа равной безопасности, а также последовательная борьба за разоружение, за безъядерный М., за свободу выбора путей социального развития. Исторический спор между двумя противоположными общественными системами может и должен решаться мирным путем, В настоящее время в связи с существованием угрозы термоядерной войны встал вопрос о самом выживании человечества. Проблема исключения войн из жизни человеческого об-ва становится общечеловеческой проблемой номер один. Такой вывод делается исходя из нового политического мышления, из концепции взаимосвязанного, во многом целостного человечества, приоритета общечеловеческих ценностей (Мирное сосуществование) . МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ-принцип межгосударственных отношений, исключающий войну как средство решения спорных политических вопросов. М. с. означает прежде всего невмешательство во внутренние дела государств, уважение их суверенитета и территориальной целостности, развитие экономического и культурного сотрудничества. Однако в реальной жизни мирового сообщества в течение 20 столетия в межгосударственных отношениях — гл. обр. между странами противоположных социальных систем — преобладали противоборство экономических и политических интересов, идеологическая отчужденность и несовместимость. Основанное на классовых и национальных противоречиях соперничество препятствовало сближению государств, приводило к острым конфликтам, вплоть до войн мирового масштаба. В условиях расколотого, разъединенного мира принцип М. с. не мог стать опорой межгосударственных отношений, фактором стабильного и длительного мира на Земле. Существовавшие в те годы взаимоотношения между двумя социальными системами — капитализма и социализма — нашли отражение в трактовке М; с. как специфической формы классовой борьбы. Во 2-й половине столетия положение в мире существенно изменилось. Произошли глубокие социальные сдвиги — на авансцену истории вышли сотни миллионов людей, новые нации и государства, общественные движения и социальные группы. Мощным, преобразующим мир фактором стали научно-техническая и военно-техническая революции. Гигантское развитие военной техники, создание новейших средств разрушения, производство и накопление ядерного оружия коренным образом изменили теоретические и политические представления о войне и мире, об отношениях между государствами и социальными системами. Переосмысление мн. вопросов социального бытия, путей выживания и развития совр. цивилизации нашло отражение в концепции нового политического мышления, истоки к-рой восходят к идеям прогрессивных мыслителей прошлого. Мощную поддержку эти идеи получили в середине 20 в. у ученых, в т. ч. философов,— активных деятелей движения сторонников мира. В манифесте Россела—Эйнштейна (1955) была выдвинута идея необходимости нового мышления, основывающегося на признании невозможности победы в ядерной войне. Глубокое теоретическое обоснование концепции нового политического мышления, реальное воплощение его идей в конкретных политических программах содержится в документах XXVII и XXVIII съездов КПСС, с к-ры-ми связан новый этап в реализации принципов М. с., в утверждении нового мышления. Важным элементом внешнеполитической доктрины Советского государства является признание того, что в настоящее время взгляд на войну как на средство решения политических задач полностью утратил рациональный смысл. Война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических или каких бы то ни было др. целей, ибо она способна привести к глобальной катастрофе, к гибели всего человечества. М. с. нет разумной альтернативы'. Важным условием социального прогресса на совр. этапе стали деидеологизация межгосударственных отношений, преодоление идеологической нетерпимости. В соответствии с этим в мире утверждается новая шкала приоритетов, на передний план выдвинулись общечеловеческие интересы и задачи борьбы за выживание. Возникла принципиально новая историческая ситуация, открывающая возможность создания нового миропорядка в условиях целостного, взаимозависимого, хотя и во многом противоречивого мира. Осн. содержание этой ситуации находит свое выражение в М. с. качественно различных, дифференцированных общественных систем единого человеческого сообщества, когда народы мира будут иметь право свободного выбора системы общественных отношений, условий жизни и деятельности. Для этого необходимы принципиально новый механизм функционирования мирового хозяйства, новая структура разделения труда, новый тип общественного прогресса, отвечающего интересам всех народов и государств. Совр. общественное развитие, создание нового миропорядка может осуществляться с помощью конструктивного диалога как формы международных отношении, международного “сотворчества” и “соразвития”. Только на этом пути будет достигнут общечеловеческий консенсус. В наши дни, на пороге 21 столетия, идея М. с. превращается в гл. императив выживания цивилизации, в универсальный принцип, обеспечивающий всеобщую безопасность и нормальную жизнь мирового сообщества, переход к исторически необратимому мирному периоду в развитии человечества. Вместе с тем, признавая условием жизнеспособности совр. человечества многовариантность его развития, его национальную, духовную, социальную, политическую, географическую, культурную многоликость. марксистско-ле-нинская социальная философия исходит из учета социалистической перспективы, из того, что в русле общего прогресса цивилизации возродятся и будут приобретать все большее влияние идеи социализма. Обсудить эту статью на нашем форуме >>> Ключевые слова этой страницы: философия, религия, мистика, эзотерика. Скачать zip-архив: Философия и религия, мистика и эзотерика - zip. Скачать mp3: Философия и религия, мистика и эзотерика - mp3. |
» Хроники Акаши. Просмотр Хроник Акаши в Астрале... «Философия и религия, мистика и эзотерика» |
|